Какие отрасли промышленности являются ведущими в японии. Промышленное производство японии

Страница 1

1. Металлургия потерпела за последнее время сильные изменения. Вместо множества устаревших заводов построены мощные комбинаты, оснащённые новейшей техникой. Не располагая в достаточной мере своей сырьевой базой, Япония ориентируется на импорт железной руды и коксующих углей. Крупными поставщиками железной руды были и остаются Малайзия и Канада. Основные поставщики угля – США, Австралия; в меньшей степени – Индия и Канада. По производству рафинированной меди Япония занимает второе место в мире, после США. Месторождения полиметаллических руд составляют базу для развития производства цинка и свинца.

2. Энергетика Японии ориентируется преимущественно на импортное сырьё (в основном нефть и нефтепродукты). Импорт нефти составляет более 200 млн. тонн (собственная добыча 0,5 млн. тонн на 2007 год). Сокращается в потреблении доля угля, растёт в потреблении доля природного газа (импортируется в сниженном виде). Растёт роль гидроэнергетики и атомной энергии. Япония располагает мощной электроэнергетикой. Свыше 60% мощностей приходится на ТЭС (наиболее крупные по 4 млн. кВт). С середины 60-х годов сооружается АЭС. В настоящее время работает свыше 20 АЭС на импортном сырье (более 40 энергоблоков). Они дают около 30% электроэнергии. В стране построены самые мощные АЭС в мире (в том числе Фукусима – 10 энергоблоков).

3. Судостроение Японии очень разнообразно: со стапелей судоверфей Иокогамы, Осаки, Кобе, Нагасаки и многих других судостроительных центров сходят крупнейшие в мире супертанкеры и другие суда. Судостроение специализируется на строительстве крупнотоннажных танкеров и сухогрузов. Общий тоннаж построенных в Японии судов составляет 40% мирового тоннажа. По судостроению страна прочно занимает первое место в мире (2 место – Республика Корея). Судостроительные и судоремонтные предприятия размещены по всей стране. Главные центры находятся в крупнейших портах (Иокогама, Нагасаки).

4. Производство цветных металлов является материало- и энергоёмкими. Относятся к “экологически грязным” отраслям промышленности, поэтому проведена существенная реорганизация отрасли. Только за последнее десятилетие выплавка цветных металлов сократилась в 20 раз. Передельные же заводы размещены практически во всех крупных промышленных центрах.

5. Машиностроение Японии включает в себя множество отраслей (судостроение, автомобилестроение, общеемашиностроение, приборостроение, радиоэлектроника, авиационнокосмическая промышленность). Действует ряд крупных заводов тяжёлого машиностроения, станкостроения, производство оборудования для лёгкой и пищевой промышленности. Но главными отраслями стали электроника, радиопромышленность и транспортное машиностроение.

* По выпуску автомобилей (13 млн. штук в год) в последние годы Япония также занимает первое место в мире (продукция отрасли составляет 20% японского экспорта). Важнейшие центры отрасли – Тойота (район Нагасаки), Иокогама, Хиросима.

* Основные предприятия общего машиностроения расположены в пределах Тихоокеанского промышленного пояса: в Токийском районе – сложное станкостроение, промышленные роботы; в Осакском – металлоёмкое оборудование (около центров чёрной металлургии); в Нагойском районе – станкостроение, производство оборудования для других отраслей промышленности.

* Предприятия радиоэлектронной и электротехнической промышленности ориентируются на центры с квалификационной рабочей силой, с хорошо развитой транспортной системой, с развитой научно-технической базой. На долю Японии в начале 90-х годов приходилось свыше 60% производства промышленных роботов, ½ станков с ЧПУ и продуктов чистой керамики, от 60 до 90% производства отдельных типов микропроцессоров в мире. Япония сохраняет лидирующие позиции в производстве бытовой электроники и электронной аппаратуры. Удельный вес страны в мировом выпуске цветных телевизоров (с учётом производства на зарубежных предприятиях японских компаний составляет более 60%, видеомагнитофонов – 90%, и др.). На продукцию наукоёмких отраслей приходится около 15% всего объёма промышленного производства Японии. А в целом, на продукцию машиностроения – около 40%.

* Предприятия нефтеперерабатывающей, а также химической промышленности тяготеют к основным центрам Тихоокеанского промышленного пояса – в токийской агломерации аланского промышленного пояса. В токийской агломерации (Кавасаки, Тиба, Иокогама), в районе Осаки и Нагои предприятия используют привозное сырьё. По уровню развития химической промышленности Япония занимает одно из первых мест в мире.

Япония – это островное государство, которое расположено в северо-западной части Тихого океана. Отрасли промышленности Японии, несмотря на ее небольшую площадь, очень развиты. Большую роль в экономике страны играет автомобилестроение, робототехника, аграрная промышленность, образование и науки.

Сельское хозяйство

Японское сельское хозяйство является многогранным. Важной и основной частью сельского хозяйства является земледелие. Главной зерновой культурой является рис, но не обделены вниманием и другие зерновые культуры. Большим спросом пользуются также бобовые и чай.

Рис. 1. Возделывание риса в Японии.

Наиболее заметную роль играют садоводство, огородничество, шелководство и животноводство. К сельскому хозяйству в Японии также относятся жемчужный промысел, морской промысел, рыболовство.

В стране восходящего солнца обрабатываемая площадь составляет 5,4 млн. га, а посевная площадь – в несколько раз больше. Это происходит по одной простой причине. Дело в том, что в некоторых районах снимают по 2-3 урожая в год.

Больше половины всей площади выделено под зерновые культуры, около 25% – под овощи, остальная земля занята кормовыми травами, техническими культурами и тутовым деревом.

Поголовье крупного рогатого скота в стране достигает 5 млн. голов (половина из них – молочные коровы). В южных районах развивается свиноводство (около 7 млн. голов).

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Огромное значения в жизни японца играет рыба. Рис и рыба всегда входили в ежедневный рацион японца, что поспособствовало развитию рыболовства.

Автомобильная промышленность

Автомобилестроение – одна из главных отраслей специализации Японии. В стране хорошо развиты автомобильная и железнодорожная сеть. В о второй половине XX века автомобилестроение достигло небывалых высот и стало составлять основную часть статей японского экспорта.

Считается, что железнодорожный транспорт Японии – один из лучших в мире. В стране функционируют около 250 поездов скоростной линии «Синкансэн».

Робототехника

Развитие робототехники и электроники – одна из главных задач для государства. Япония – высокотехнологичная страна, где уже в 1980 году началось массовое производство роботов. В год в стране производится 60 тысяч роботов, половина из которых идет на экспорт.

Рис. 2. Робототехника Японии.

Металлургия

Металлургия остается важной отраслью в промышленности Японии. Бум в черной металлургии произошел в 60-70-ых гг. XX века. Сейчас эта отрасль переживает не лучшие времена. Однако страна по-прежнему остается одним из главных экспортеров стали, ежегодно отправляя на экспорт 25 млн. тонн.

В Японии крайне слабо развита добывающая промышленность, так как здесь мало полезных ископаемых. На Японских островах добывается небольшое количество угля, серы, ртути, серебра, меди, цинка, свинца, марганца, однако этого едва хватает на удовлетворение самых скромных нужд местных жителей. Япония очень бедна и нефтью, там ее практически нет. единственное, что имеется в достаточном количестве, – это известняк, доломит, пирит, кварцевый песок.

Рис. 3. Добыча угля на Японских островах.

Что мы узнали?

По уровню социально-экономического развития Япония относится к постиндустриальному обществу. Хотя важнейшей сферой японской экономики остается промышленность, значение непроизводственного сектора растет опережающими темпами, особенно в области финансов, сферы обслуживания, научных исследований. В Японии основными отраслями промышленности являются робототехника, автомобилестроение, сельское хозяйство и металлургия.

Оценка доклада

Средняя оценка: 3.8 . Всего получено оценок: 29.

В последние десятилетия Япония выступает как одна из ведущих экономических держав, является второй по величине национальной экономической силой в мире. Население Японии составляет примерно 2,3% общемировой численности, но создаёт около 16% валового мирового продукта (ВМП), исчисленного по текущим валютным курсам, и 7,7% по покупательной способности иены. Её экономический потенциал равен 61% американского, но по показателю производства на душу населения она превышает американский уровень. На Японию приходится 70% совокупного продукта Восточной Азии, её валовый внутренний продукт (ВВП), подсчитанный на базе текущих валютных курсов, в четыре раза превышает ВВП Китая. Она достигла высокого технического совершенства, особенно в отдельных направлениях передовых технологий. Нынешние позиции Японии в Мировом хозяйстве - результат её экономического развития во второй половине прошлого столетия. В 1938 г. на её долю приходилось всего 3% ВМП.

В Японии развиты чёреная и цветная металлургия, машиностроение, химическая и пищевая промышленность. Хотя Япония является крупнейшим импортёром сырья для большинства этих отраслей, тем не менее по выпуску продукции многих отраслей страна часто занимает 1-2 место в мире. Причём промышленность концентрируется в основном в пределах Тихоокеанского промышленного пояса (на 13% территории страны выпускается почти 80% промышленной продукции).

Промышленность Японии сначала развивалась в основном по эволюционному пути. На импортном сырье практически заново были созданы такие базовые отрасли, как энергетика, металлургия, автомобиле- и судостроение, химическая и нефтехимическая, строительная промышленность. После энергетического и сырьевого кризисов середины 70-х годов в промышленности стал преобладать революционный путь развития. Страна начала всё больше ограничивать рост энергоёмких и металлоёмких производств, зависящих от импорта топлива и сырья и ориентироваться на новейшие наукоёмкие отрасли. Она стала лидером в области электроники, биотехники, приступила к использованию нетрадиционных источников энергии.

I. Металлургия потерпела за последнее время сильные изменения. Вместо множества устаревших заводов построены мощные комбинаты, оснащённые новейшей техникой. Не располагая в достаточной мере своей сырьевой базой, Япония ориентируется на импорт железной руды и коксующих углей. Крупными поставщиками железной руды были и остаются Малайзия и Канада. Основные поставщики угля - США, Австралия; в меньшей степени - Индия и Канада. По производству рафинированной меди Япония занимает второе место в мире, после США. Месторождения полиметаллических руд составляют базу для развития производства цинка и свинца.

II. Энергетика Японии ориентируется преимущественно на импортное сырьё (в основном нефть и нефтепродукты). Импорт нефти составляет более 200 млн. тонн (собственная добыча 0,5 млн. тонн на 1997 год). Сокращается в потреблении доля угля, растёт в потреблении доля природного газа (импортируется в сниженном виде). Растёт роль гидроэнергетики и атомной энергии. Япония располагает мощной электроэнергетикой. Свыше 60% мощностей приходится на ТЭС (наиболее крупные по 4 млн. кВт). С середины 60-х годов сооружается АЭС. В настоящее время работает свыше 20 АЭС на импортном сырье (более 40 энергоблоков). Они дают около 30% электроэнергии. В стране построены самые мощные АЭС в мире (в том числе Фукусима - 10 энергоблоков).

III. Судостроение Японии очень разнообразно: со стапелей судоверфей Иокогамы, Осаки, Кобе, Нагасаки и многих других судостроительных центров сходят крупнейшие в мире супертанкеры и другие суда. Судостроение специализируется на строительстве крупнотоннажных танкеров и сухогрузов. Общий тоннаж построенных в Японии судов составляет 40% мирового тоннажа. По судостроению страна прочно занимает первое место в мире (2 место - Республика Корея). Судостроительные и судоремонтные предприятия размещены по всей стране. Главные центры находятся в крупнейших портах (Иокогама, Нагасаки).

IV. Производство цветных металлов является материало- и энергоёмкими. Относятся к “экологически грязным” отраслям промышленности, поэтому проведена существенная реорганизация отрасли. Только за последнее десятилетие выплавка цветных металлов сократилась в 20 раз. Передельные же заводы размещены практически во всех крупных промышленных центрах.

V. Машиностроение Японии включает в себя множество отраслей (судостроение, автомобилестроение, общее машиностроение, приборостроение, радиоэлектроника, авиационно-космическая промышленность). Действует ряд крупных заводов тяжёлого машиностроения, станкостроения, производство оборудования для лёгкой и пищевой промышленности. Но главными отраслями стали электроника, радиопромышленность и транспортное машиностроение.

  • 1) По выпуску автомобилей (13 млн. штук в год) в последние годы Япония также занимает первое место в мире (продукция отрасли составляет 20% японского экспорта). Важнейшие центры отрасли - Тойота (район Нагасаки), Иокогама, Хиросима.
  • 2) Основные предприятия общего машиностроения расположены в пределах Тихоокеанского промышленного пояса: в Токийском районе - сложное станкостроение, промышленные роботы; в Осакском - металлоёмкое оборудование (около центров чёрной металлургии); в Нагойском районе - станкостроение, производство оборудования для других отраслей промышленности.
  • 3) Предприятия радиоэлектронной и электротехнической промышленности ориентируются на центры с квалификационной рабочей силой, с хорошо развитой транспортной системой, с развитой научно-технической базой. На долю Японии в начале 90-х годов приходилось свыше 60% производства промышленных роботов, ? станков с ЧПУ и продуктов чистой керамики, от 60 до 90% производства отдельных типов микропроцессоров в мире. Япония сохраняет лидирующие позиции в производстве бытовой электроники и электронной аппаратуры. Удельный вес страны в мировом выпуске цветных телевизоров (с учётом производства на зарубежных предприятиях японских компаний составляет более 60%, видеомагнитофонов - 90%, и др.). На продукцию наукоёмких отраслей приходится около 15% всего объёма промышленного производства Японии. А в целом, на продукцию машиностроения - около 40%.
  • 4) Предприятия нефтеперерабатывающей, а также химической промышленности тяготеют к основным центрам Тихоокеанского промышленного пояса - в токийской агломерации аланского промышленного пояса. В токийской агломерации (Кавасаки, Тиба, Иокогама), в районе Осаки и Нагои предприятия используют привозное сырьё. По уровню развития химической промышленности Япония занимает одно из первых мест в мире.
  • 5) В Японии также развита целлюлозно-бумажня промышленность.
  • 6) Сохраняет не мало важное значение отрасли лёгкой и пищевой промышленности. Однако растёт конкуренция со стороны развивающихся стран по многим видам трудоёмких производств лёгкой промышленности (за счёт дешевизны рабочей силы в других странах).

Ещё одна важная традиционная отрасль японской промышленности - рыболовство. По улову рыбы Япония занимает одно из первых мест в мире. В стране более 3 тыс. рыболовных портов. Богатая и разнообразная фауна прибрежных морей способствовало развитию не только рыболовства, но и мари-культуры. Рыба и морепродукты занимают очень большое место в пищевом рационе японцев. Развит также и жемчужный промысел.

Очень важная особенность промышленности Японии - её исключительно сильная втянутость в международные экономические связи.

Япония представляет собой страну-архипелаг, расположенную в центре Азиатско-Тихоокеанского региона, раскинувшуюся на четырех больших островах Хонсю, Хокайдо, Кюсю и Сикоку. Помимо них территория государства включает также около 4-х тысяч небольших островов, которые тянутся на три с половиной тысячи километров с северо-востока к юго-западу. Берега формируют бухты и большое количество заливов. Все моря и океаны, которые омывают архипелаг, играют огромную роль для Японии, поскольку являются основными источниками ее ресурсов.

Население

По количеству населения Страна Восходящего солнца находится в первой десятке мира. Японцы могут похвастаться самой большой в мире продолжительностью жизни (76 лет - мужчины и 82 - женщины).

Для национального состава характерна относительная однородность. Японцы формируют почти девяносто девять процентов всех жителей страны. Среди других проживающих в Японии народов достаточно много корейцев, а также китайцев. Подавляющее большинство исповедует синтоизм или буддизм. Самыми густозаселенными являются берега Тихого океана. Почти восемьдесят процентов японцев проживают в крупных городах, одиннадцать из которых города-милионники.

Промышленность Японии

(На конвеерной сборке роботы практически заменили человека )

Японская промышленность практически полностью зависит от импортируемых ресурсов. В последнее время страна вынуждена сокращать рост энергоемкого и металлоемкого производства, которое зависит от импортного сырья, ориентируясь на наукоемкую отрасль. Тем не менее, в Японии хорошо развита как черная, так и цветная металлургия, машиностроение, автомобиле и судостроение, строительная промышленность, энергетика, химическая и нефтехимическая, пищевая и целлюлозно-бумажная промышленность.

И, конечно, Япония это одна из немногих стран, где на конвеерной сборке практически везде людей пытаются заменить промышленными роботами.

(Промышленный завод в Японии )

Крупнейшими металлургическими центрами, практически полностью работающими на ввозимом сырье, являются заводы, расположенные в Осаке, Токио и Фудзияме. Масштабы первичной выплавки цветных металлов в Японии постепенно сокращаются, однако большинство заводов, расположенных в крупнейших промышленных центрах, функционируют и сегодня.

Немаловажное значение играют легкая и пищевая промышленность. Электроэнергетика преимущественно использует импортируемое сырье. Преобладающими составными в японской сырьевой базе является нефть и природный газ, при сокращающейся доле угля, возрастает роль гидро и атомной энергетики. В области энергетики шестьдесят процентов ее мощностей дают ТЭС, а двадцать восемь процентов приходится на атомную энергию. Гидроэлектростанции каскадно расположены на горных реках.

(На автомобильном заводе сборкой заняты роботы )

В Японии хорошо развито машиностроение. Ведущие подотрасли - электротехника и электроника, очень хорошо развиты радиопромышленность, интенсивно растет транспортное машиностроение. Страна лидирует по объемам строительства танкеров и сухогрузов. Основные судостроительные верфи расположены в портах - Иокогаме, Нагасаки, Кобе. Япония стабильно лидирует также и в области автомобильного строительства. Ежегодно с конвейеров японских заводов сходит тринадцать миллионов автомашин.

(Город Токио частично питают солнечные батареи )

В последние годы страна приступила к активному внедрению так называемой программы «Солнечной Свет», которая заключается в освоении нетрадиционных источников энергии. Среди экономически развитых государств по доле расходов на развитие науки и биотехнологий Япония также занимает первое место.

Сельское хозяйство Японии

(Необычные рисунки на рисовых полях в Японии )

Сельское хозяйство дает примерно два процента от валового национального продукта страны и по-прежнему остается одной из важнейших отраслей ее хозяйства. В этой области трудится шесть с половиной процентов населения. В основном японское сельскохозяйственное производство сконцентрировано на продовольственных товарах. Япония на семьдесят процентов самостоятельно обеспечивает собственные продовольственные нужды. Под сельское хозяйство отведено тринадцать процентов территории. Ведущая роль принадлежит растениеводству, в частности выращиванию риса и овощных культур, широко распространено садоводство. Животноводство также развивается интенсивными темпами. Так, в Японии разводят крупный рогатый скот, птицу, развито свиноводство.п

(Рыболовное судно у порта Японского моря )

Исключительно удачное расположение определяет изобилие в рационе каждого японца блюд из рыбы и морепродуктов. Рыбный промысел ведется практически во всех районах Мирового океана. Япония располагает обширным рыболовецким флотом, который насчитывает более четырехсот тысяч судов. Кроме того, страна имеет во владении свыше трех тысяч рыболовных портов.

Промышленность, явившаяся «локомотивом» развития японской экономики, сохраняет свое экономическое значение, хотя ее доля снижается ввиду перехода на стадию постиндустриального развития, сопровождающегося расширением нематериального сектора. По стоимости промышленной продукции Япония уступает только США.

В структуре японской промышленности превалируют наукоемкие, высокотехнологичные производства. Она лидирует по производству роботов, станков с ЧПУ, продукции «чистой керамики», сверхбольших интегральных схем, отдельных видов микропроцессоров, а также по практическому применению прогрессивных видов оборудования, включая и гибкие производственные системы. Кроме того, она сохраняет ведущие позиции в мировом автомобилестроении, производстве электроники и электротехники, выплавке стали, производству химической продукции.

В структуре собственности японской промышленности, либерализованной после войны, снова возросла роль крупнейших многоотраслевых концернов, таких как «Мицубиси», «Тоёта», «Мацусита», представляющих интересы ведущих финансово-промышленных групп.

Отличительной чертой японской промышленности является в то же время большая роль мелких и средних предприятий: на них приходится 99% общего числа промышленных предприятий в стране, 74% занятых и около 52% стоимости произведенной продукции.

  • автомобилестроение
Автомобили - это один из самых известных видов продукции Японии.

Почти половина производимых в Японии легковых автомобилей идет на экспорт. Автомобили, изготовленные японскими компаниями, собираются и эксплуатируются по всему миру. Многие теперь производятся на заводах, размещаемых за границей. К тому же легковые автомобили не единственный вид транспорта, экспортируемый Японией. Япония делает также автобусы, грузовые автомобили, корабли и другие транспортные средства.

Японское автомобилестроение лидирует в мире по низким издержкам производства. По оценкам зарубежных специалистов, это лидерство заметно, например, на организации управления складскими запасами. Если бы «Дженерал моторз» смогла управлять своими запасами также эффективно, как «Тойота», то она смогла бы высвободить несколько миллиардов долларов, которые у нее заморожены на складах и в цехах в форме незавершенного производства, сырья и комплектующих. Работая по системе «поставки точно в срок», японские компании создают значительные резервы для борьбы в ценовой конкуренции на внешних рынках.

В отличие от крупных американских компаний, которые пытались снизить издержки производства, наращивая число машин в серии, японские компании основную ставку начали делать на внедрение гибких производственных систем, которые позволяют на одном конвейере выпускать небольшие серии моделей, с учетом персональных запросов покупателей.

Объем производства автомобилей в Японии в авг. 2009г. снизился на 199 тыс. 702 единицы, т.е. на 25,9% в годовом исчислении. По итогам месяца показатель составил 571 тыс. 787 ед. против 771 тыс. 489 ед. за аналогичный месяц годом ранее. Такие данные опубликовала Японская ассоциация автопроизводителей (JAMA).

При этом производство легковых автомобилей в авг. 2009г. в годовом исчислении уменьшилось на 24,6% - до 493 тыс. 661 единицы, объем производства грузовых автомобилей снизился на 32,9% - до 71 тыс. 698 ед., а объем производства автобусов на 31,9% - до 6 тыс. 428 ед.

Объем экспорта легковых автомобилей из Японии в авг. с. г. снизился на 43,3% - до 244 тыс. 27 автомобилей, экспорт грузовиков уменьшился на 55,5% - до 24 тыс. 181 единицы, а объем экспорта автобусов упал на 40,3% - до 6 тыс. 978 ед.

Тройка крупнейших автопроизводителей страны - Toyota Motor, Honda Motor и Nissan Motor - в июне продолжила снижение объемов выпуска продукции. Производство Toyota упало на 24% (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), до 565 541 автомобиля, Nissan - на 22%, до 240 827 единиц, Honda - на 20%, до 257 852 единиц. Основной причиной стало снижение продаж на главном экспортном рынке - США. «В мировом масштабе продажи автомобилей достигли дна, - полагает управляющий директор Intelligence Automotive Asia Эшвин Чотай. - В среднесрочной перспективе продажи в США не смогут достичь уровня 2005 и 2006 годов, поэтому трудно ожидать значительного восстановления объема продаж японских компаний».

  • электротехническая промышленность
Япония широко славится отличным качеством электрического оборудования и высокими мощностями электронной промышленности. В число популярных видов продукции входят стереосистемы, радиоприёмники, телевизоры, видеомагнитофоны, фотоаппараты и компьютеры. Другой важной статьёй японского экспорта является точное электронное оборудование, используемое при производстве во многих странах мира. Япония является также мировым лидером в системах связи. В Токио есть район Акихабара, который известен как "Город электроники", где повсюду, куда ни глянешь, обязательно наткнёшься на магазины по продаже электронного оборудования.

Предприятия радиоэлектронной и электротехнической промышленности ориентируются на центры с квалификационной рабочей силой, с хорошо развитой транспортной системой, с развитой научно-технической базой.

Япония сохраняет лидирующие позиции в производстве бытовой электроники и электронной аппаратуры.

Подведение ведущими японскими продуцентами бытовой электронной техники итогов их деятельности в 2008/9г., завершившемся 31 марта текущего года, выявило у некоторых из них наличие крупных убытков. Наиболее уязвимыми в условиях мирового экономического кризиса оказались Panasonic, Sony и Pioneer, вынужденные принимать неотложные меры по реструктуризации.

Руководство Panasonic (ссылаясь прежде всего на резкое сокращение спроса в нише автомобилестроения и невыгодный курс иены) объявило о возникновении у группы в истекшем отчетном году чистого убытка в сумме, эквивалентной 2,9 млрд. евро при обороте 60 млрд. евро (-14% по сравнению с 2007/8г.).

В начале 2008/9г. Panasonic рассчитывала на чистую прибыль в 2,4 млрд. евро, однако в последующем ситуация настолько ухудшилась, что в феврале 2009г. появилось заявление о закрытии ею 27 заводов и ликвидации 15 тыс. рабочих мест.

Sony, объявляя о собственном убытке в 2008/09г. (760 млн.долл.), отметила, что у нее он первый за последние 14 лет, и готовить «адекватный ответ» с целью адаптации к новым экономическим реалиям стала заранее. В конце предыдущего года было принято решение о сокращении 16 тыс. рабочих мест и закрытии 14 из всех 57 ее производственных центров.

Что касается группы Pioneer, специализирующейся сейчас в основном на аудиотехнике для автомобилей, телевизионных декодерах, DVD-проигрывателях и некоторых видах профессиональной техники, то ее убыток в 2008/9г. был эквивалентен 1 млрд. евро при обороте 4,2 млрд. (-27,8% по сравнению с предыдущим отчетным годом).

Чистый убыток всемирно известного японского производителя бытовой техники и электроники Panasonic Corporation по итогам I кв. 2009/10 фин.г. (апр.-июнь 2009г.) составил 52,98 млрд. иен (555,75 млн.долл.) против 73,03 млрд. иен (766,13 млн.долл.) чистой прибыли за соответствующий период 2008/09 фингода, говорится в опубликованном в понедельник финансовом отчете компании.

Согласно заявлению представителей компании, убытки связаны «в основном с эффектом от резкого падения объема продаж и снижения уровня цен». Компания, основанная в 1918г., 1 окт. 2008г. сменила название с Matsushita Electric Industrial Co. на более известное мировому потребителю Panasonic Corporation.

  • химическая промышленность
Японская химическая промышленность занимает по объему производства второе место в мире после США и первое в Азии. В данном секторе экономики насчитывается 5224 предприятий с числом работающих 388 тыс.чел. Крупнейшими производителями химических изделий в Японии являются: "Асахи Кэмикл", "Мицубиси Кэмикл", "Асахи Глас", "Фудзи Фото Филм", "Сэкисуй Кэмикл", "Кэй-Эй-Оу", "Сумитомо Кэмикл", "Торэй Индастриз", "Мицуи Кэмиклз".

Среди продуктов японского химэкспорта: органические соединения (34,1%), пластики (27,9%), краски и красители (7,5%), фармацевтические изделия (6,5%), неорганические соединения (5,7%), очищенная нефть и ароматические углеводороды (3,2%).

Химпром занимает 10-е место в структуре национальной индустрии, уступая металлургии, машиностроению, пищевой промышленности и ряду других отраслей.

Ряд экспертов высказывают мнение, что большинство развитых стран уже вступило в т. н. "эру экономической глобализации", характеризующуюся сращиванием международных капиталов и созданием ТНК. Япония же на сегодняшний день все более и более остается в стороне от этого процесса. Японские производители химической продукции несут большие убытки, будучи не в силах конкурировать с объединенными евро-американскими монополиями. Характерным примером может служить активное вытеснение японских компаний с их традиционных рынков торгово-промышленными объединениями "Хёхст" и "Рон-Пуленк". Создание таких ТНК в химическом секторе рынка становится стандартом. Оно позволяет реализовать дальнейшую модернизацию производства, обеспечить снижение себестоимости, реорганизовать финансовые портфели, и в конечном итоге - повысить конкурентоспособность и увеличить прибыль. Отставание Японии в процессе экономической глобализации, в том числе в химической отрасли, рассматривается сегодня как одна из основных причин углубляющегося экономического кризиса. Проблема сырьевой зависимости и проблема колебания цен на химическое сырье могут в нынешних условиях эффективно решаться только в рамках транснациональных торгово-промышленных объединений.

Ожидается, что "благодаря" тяжелому экономическому кризису азиатский рынок химтоваров резко изменится к началу 21 столетия. Японским компаниям придется доказывать свою конкурентоспособность не только в США и Европе, но теперь уже и в Азии. Глобализация и скорость станут важнейшими критериями развития.

Современное химическое производство в Японии специализируется главным образом на нефтехимии, в стране развито производство синтетического каучука, химических волокон, пластмассы. В последние годы значительное внимание уделяется «тонкой химии» и биохимии.

  • металлургия
Металлургия потерпела за последнее время сильные изменения. Вместо множества устаревших заводов построены мощные комбинаты, оснащённые новейшей техникой. Не располагая в достаточной мере своей сырьевой базой, Япония ориентируется на импорт железной руды и коксующих углей. Крупными поставщиками железной руды были и остаются Малайзия и Канада. Основные поставщики угля - США, Австралия; в меньшей степени - Индия и Канада. По производству рафинированной меди Япония занимает второе место в мире, после США. Месторождения полиметаллических руд составляют базу для развития производства цинка и свинца.

Черная металлургия - единственная в комплексе энерго- и материалоемких отраслей, в основном сохраняющая свой высокий производственный и экспортный потенциал. Японские металлургические заводы, созданные в послевоенные годы на основе самой передовой технологии, после кризиса середины 70-х годов пережили значительную реконструкцию. Старые мощности частично скрапировались (причем не только домны и мартены, но и мощности по выплавке электростали), частично модернизировались. «Нижние», ресурсоемкие и экологически вредные «этажи» металлургического производства были в значительной степени вынесены за границу, в Японии сосредоточились передельные производства, более чистые и экономически рентабельные. По объему выплавки стали (110,5 млн т в 2003 г.) она занимает 2-е место в мире после КНР. Экспортная квота отрасли исчисляется в 24%, доля Японии на мировом рынке черных металлов - примерно 25%. Общее количество предприятий отрасли в Японии исчисляется сотнями, но важнейшее значение имеют металлургические заводы, расположенные вблизи Осака и Токио, ориентированные на крупные центры потребления металла. Сохраняет свою роль самый старый японский металлургический район на севере Кюсю (г. Китакюсю), зародившийся на базе использования местных углей. Вне промышленного пояса размещен комбинат «Муроран» на Хоккайдо, также построенный еще в довоенный период с ориентацией на местные железорудные месторождения. Крупнейший не только в Японии, но и в мире комбинат «Фукуяма» компании «Ниппон кокан» мощностью 16 млн т стали в год расположен в одноименном городе на юго-восточном побережье Хонсю. Еще четыре комбината полного цикла (в Мидзусима, Кавасаки, Касима, Кими-цу) имеют мощности по стали свыше 10 млн т каждый. Черная металлургия Японии практически полностью работает на привозном сырье и топливе, поэтому подавляющее большинство крупных заводов размещается в зонах крупных портов.

Цветная металлургия, практически все производства которой материало- и энергоемки, а также экологически опасны, оказалась в наибольшей степени подвержена в Японии реорганизации. Очень сильно сократилась первичная выплавка цветных металлов. Происходит скрапирование производственных агрегатов, вынос производства в другие страны. Передельные заводы располагаются практически во всех ведущих центрах промышленного пояса, некоторые крупные предприятия размещаются в старинных центрах цветной металлургии, возникших на основе переработки местных руд - Ниихама (на Сикоку), Хитати и Асио (в северной части Хонсю).

Как информирует Japanmetalbulletin, пять крупнейших японских стальных компаний планируют увеличить производство стали во II кв. (июль-сент.) 2009г. Производство стали будет в среднем увеличено на 30% или до 18.3 млн.т. Такое решение компании приняли после того, как внутренний рынок и спрос на сталь показали восстановление. Производство стали в Японии было сокращено на 40% в I кв. 2009г. из-за финансового кризиса.

  • горнодобывающая промышленность
Минеральные ресурсы Японии скудны. Имеются лишь довольно значительные запасы известняка, самородной серы и каменного угля. Крупные угольные шахты расположены на Хоккайдо и на севере Кюсю. В стране ведется в небольшом объеме добыча нефти, природного газа, медных и серых колчеданов, железной руды, магнетитовых песков, хромовых, марганцевых, полиметаллических, ртутных руд, пирита, золота и других полезных ископаемых. Однако этого недостаточно для развития черной и цветной металлургии, энергетики, химической и других отраслей промышленности, которые работают в основном на привозном сырье.