Мужчины гейши в японии. В гостях у гейши: Особенности сексуальной культуры в современной Японии

Гейша (яп. гэйся - «человек искусства») - традиционная японская артистка, развлекающая своих клиентов (гостей) танцем, пением, ведением чайной церемонии, беседой. Несмотря на то, что понятие «гейша» является наиболее распространенным при обозначении подобных артисток, как в японском, так и в остальных мировых языках, включая русский, в настоящее время встречаются и другие наименования для данной профессии. Так, в области Кансай (где расположен Киото - один из крупнейших центров культуры гейш), начиная с реставрации Мэйдзи используются понятия «гэйко» (), а для начинающей гейши - понятие «майко» ().

О профессии

Основными центрами культуры гейш являются Киото, Осака и Токио, где они впервые появились в XVII столетии. И если изначально в роли гейш выступали мужчины - актёры и музыканты театра кабуки, то позднее представителями этой профессии становились только женщины. «Золотой век» гейш пришёлся на XIX век, в те времена они были настоящими звёздами, музами для многих поэтов и художников. Тогда же и были заложены жёсткие традиции их искусства, дошедшего практически в неизменном виде до сегодняшних дней.

В те времена, когда японкам было уготовано лишь два места в жизни: домашний очаг или публичный дом, именно гейши проложили путь в прекрасный «мир цветов и ив» (карю:кай), в котором они сумели стать аристократками. Уклад их жизни был достаточно чётким: большую часть своего времени они, особенно до Второй Мировой войны, проводили в городских районах, называемых ханамати (- «город цветов»). Наиболее известными подобными районами являются Гион и Понто-тё, расположенные в Киото, и в которых традиционный образ жизни гейш сохранился более явно.

Труд и быт гейши

Труд гейши в основном проходит в чайных домах и традиционных японских ресторанах, где гейша выступает хозяйкой вечеринки, развлекая гостей-мужчин. Гейша должна направлять беседу и способствовать веселому времяпрепровождению своих гостей, зачастую флиртуя с ними, но сохраняя при этом свое достоинство. Заработок гейши в чайном доме обычно составляет фиксированная почасовая плата за её труд.

Однако наиболее талантливые и успешные гейши демонстрируют своё умение играть на музыкальных инструментах, петь и танцевать на периодически проводимых представлениях, открытых для широкой публики. Подобные выступления позволяют гейше стать широко известным и популярным персонажем.

Начало обучения

Жизнь и быт маленьких девочек, будущих гейш, с раннего возраста проходила в домах гейш - окия (яп.) - куда они зачастую продавались бедными семьями. Всё своё детство они вынуждены были работать сначала служанками, затем и ассистентками главных гейш в доме, которые обучали этих девочек азам будущей профессии и в дальнейшем помогали получать образование. В Японии подобная традиция имеет древние корни: ученик живёт в доме у своего учителя искусств, занимаясь сначала домашней работой, ассистируя ему и становясь в итоге мастером своего ремесла.

Курс обучения в специализированных учебных заведениях включает в себя различные виды искусств, которыми должна владеть гейша: игра на музыкальном инструменте (как правило, на японской лютне - сямисэне), традиционные виды пения, традиционный танец, искусство ведения чайной церемонии, искусство составления цветочных композиций - икебана, поэзия, каллиграфия, живопись - то есть те виды искусств, которые позволят гейше в дальнейшем развлекать своих клиентов. Обучаясь, будущая гейша регистрируется, что позволяет ей в дальнейшем иметь отношения с чайными домами. Следует также отметить, что посещение занятий является частью жизни гейши вплоть до окончания нахождения в профессии.

Наблюдая за старшей гейшей у себя в доме, девочки учились подбирать подходящее для требуемой цели кимоно, надевать его, а также обучались искусству ведения беседы. Однако, не обязательно, что непосредственно старшая гейша окейи будет заниматься с будущей гейшей: будущая гейша обзаводится так называемой «старшей сестрой» (теоретически, это может быть любая девушка, ставшая гейшей), которая и должна обучать её, свою «младшую сестру». Зачастую старшей сестрой становится старшая гейша в доме, однако у этого правила существует множество исключений.

Становление гейши

К 11-15 годам у большинства обучающихся девочек происходит церемония инициации - с этого момента они называются начинающими гейшами и получают новое имя, включающее, в подавляющем большинстве случаев, часть имени своей старшей сестры. С этого времени начинающая гейша должна быть соответственным образом одета и причёсана. В данный период задача старшей сестры состоит в знакомстве начинающей гейши со своими клиентами. Именно поэтому так важен опыт старшей сестры: чем популярней она будет, тем больше шансов у начинающей гейши будет обрести хорошую клиентскую базу.

Также важнейшая задача старшей гейши состояла в поиске подходящего клиента для мидзуагэ - процедуры, включающей дефлорацию начинающей гейши. Старшая гейша должна согласовать условия с хозяйкой окия, и обеспечить установление наивысшей цены за мидзуаге. По окончании мидзуаге начинающей гейше надлежит сменить прическу на соответствующую её статусу. Современными гейшами мидзуаге не практикуется.

Дальнейшая карьера

С 18 лет гейша получает возможность работать по персональному графику, то есть обрести «данна» - мужчину, с которым гейшу свяжет договор на определённое время и для которого она станет любовницей, зачастую их связывают тесные любовные отношения, заканчивающиеся рождением детей. Обязанность данны состоит в том, что он должен покрывать многочисленные текущие расходы гейши, с которой у него заключён договор (например, приобретает для неё кимоно), а также способствовать росту её популярности. Появление данны в карьере гейши не является обязательным элементом, однако без этого гейша практически не имеет шанса оставить окия и стать полномасштабной звездой в своей профессии.

Отношения между гейшей и окия

Как уже отмечалось, в дом гейш попадали девочки, зачастую проданные туда своими родителями, другие являются дочерьми хозяйки дома - гейши, в силу возраста, прекратившей свою работу и выполняющей в своем доме бухгалтерские функции. В случае, если у хозяйки отсутствует наследница, она может удочерить какую-либо из своих гейш, что позволит хозяйке получать весь доход, приносимый своей дочерью. Удочерение хозяйкой позволяет гейше получить фамилию общины, она становиться ататори а также право в будущем унаследовать имущество окия.

Сосуществование окия и гейши, проживающей в ней, взаимовыгодно обеим сторонам: окия получает стабильный доход, гейша же получает доступ к обширной коллекции крайне дорогостоящих кимоно, без которых она не может заниматься своей профессией. Точнее гейша получает право заказывать кимоно за счёт окия, так как каждое кимоно в жизни гейши является неприкосновенной собственностью, забрать без спросу чужое кимоно приравнивается к посягательству на личную неприкосновенность. Обычно при поступлении на работу в окия (а учёба на гейшу тоже считается работой) заключается контракт от 5 до 7 лет. По истечении этого срока гейша продолжает работу или уходит из окия.

Современные гейши

В настоящее время многие гейши продолжают жить в традиционных домах гейш, однако некоторые, особенно в столице, Токио, стали значительно более самостоятельными и независимыми. Традиции профессии сохранились главным образом в Киото, в престижных районах Гион и Понто-тё.

Гейш в современной Японии, даже в Киото, осталось совсем немного: так, если в 1920-е годы по всей стране было более 80 тысяч гейш, то в настоящее время их число не превышает и тысячи, из них в Киото около сотни. Даже посетители Гиона в Киото скорее встретят переодетых в гейш статистов, позирующих для фотографий, или же переодетых туристов, чем настоящих гейш.

Столь резкое сокращение числа гейш связано с произошедшей после Второй Мировой войны «колонизацией» западной культурой - исконно японским традициям фактически не осталось места. Современные гейши продолжают жить прошлым своей страны, способствуя своим ремеслом сохранению национальной культуры. Теперь они сознательно делают выбор в сторону своей профессии - времена, когда стать гейшами обрекала нищета, прошли.

Гейши и проституция

Вопреки расхожему мнению, гейши не являются проститутками. В японской индустрии развлечений гейши и проститутки исторически занимали разные позиции, что проявлялось во внешних различиях: проститутка повязывала пояс своего кимоно простым узлом спереди, что позволяло его развязывать много раз в день, узел пояса гейши завязывается сзади сложным узлом, и без посторонней помощи развязать и тем более завязать его не представляется возможным. Помимо разных способов завязывания пояса, в одежде и прическе гейш и японских куртизанок тайю или ойран существовало множество предписанных различий, которые не позволяли спутать гейшу c куртизанкой или проституткой, а также четко указывали на социальный статус женщины и ее род занятий.

Немаловажно, что с момента появления профессии гейши, им было законодательно запрещено оказывать сексуальные услуги за деньги.

Гейша пользуется почтением в обществе, является воплощением женственности. В её профессиональные обязанности, однако, не входит секс-обслуживание своих клиентов - если гейша и отдаётся кому-либо, то происходит это исключительно по ее воле и является частью личной жизни, а не профессии.

Ошибочное мнение о профессии гейши сложилось, по большей части, во время Американской оккупации Японии во время Второй Мировой войны: понятиями «гися» или «девочка-гейша» (geisha girl) американские солдаты называли молодых японок, продававшихся им. Более того, некоторые из них, остро нуждаясь в средствах к существованию, сами называли себя гейшами, при этом не являясь ими.

Гейши в поп-культуре

В конце XX столетия образ гейши был адаптирован для западной массовой культуры. Растущий интерес к этому феномену, а также экзотичность образа гейши способствовали появлению достаточно заметного числа произведений, обращающихся к этой японской профессии.

Так, в 1997 году был опубликован роман Артура Голдена «Мемуары гейши», рассказывающей о жизни девочки из рыбацкого посёлка, Чио Сакамото, ставшей впоследствии известной гейшей под именем Саюри Нитта. Огромная популярность книги способствовала появлению новых аналогичных романов. К примеру, Минеко Ивасаки, чьё жизнеописание легло в основу бестселлера Артура Голдена, написала весьма успешную автобиографию - в России издана под названием «Настоящие мемуары гейши» (в США - «Гейша, жизнь» (англ. Geisha, A Life), в Великобритании - «Гейша Гиона» (англ. Geisha of Gion)). Значительным успехом пользовалась и произошедшая в 2005 году экранизация книги Голдена.

В 1998 году, певица Мадонна появилась в облачении и макияже гейши на церемонии вручения наград «Грэмми». В следующем году она предстала в подобном образе в видеоклипе на песню «Nothing Really Matters», а в 2001 году часть представления в рамках турне «Drowned World» была стилизована под японскую тематику.

Однако, нельзя не отметить, что использование образа гейши в поп-культуре привело к весьма значительному искажению представлений западной публики о роли гейши в культуре Японии. Следует помнить, что большинство современных западных авторов не имеют достаточных знаний о профессии гейш, а также об укладе традиционного японского общества, которое они стремятся описать, а в некоторых случаях - неправдоподобность порождается желанием соответствовать интересам и ожиданиям публики, воспитанной в рамках западной культуры. Необходимо отметить, что портреты и описания, появляющиеся в их работах, не являются достаточно реалистичным описанием быта гейш; подобные произведения в значительной части представляют собой стилизацию.

Ещё давно, когда я впервые узнала, что слово "гейша" переводится с японского как "человек искусства", я удивилась - почему не "женщина искусства", а именно человек? Неужели существовали и гейши-мужчины?! Оказывается, да: гейши-мужчины существовали, более того, изначально профессия гейши была именно мужской.

В настоящее время гейш-мужчин обычно называют тайкомочи (太鼓持, яп. тайкомоти ) или - более формально - хокан (幇間, яп. хо:кан ).

1. История тайкомоти

Как же возникла эта профессия?

К началу 12 в. политическая система Японии изменилась: старая родовая аристократия утратила влияние, и её место в управлении страной заняло усилившееся военное сословие - самураи. Это привело к возникновению новых буддистских течений, которые были тесно связаны с самурайским обществом. Одной из них была и основанная монахом Иппэном Сёнином (1239-1289) школа Дзи буддийского учения о Чистой земл е, оказавшая сильное влияние на последующее развитие культуры и искусства Японии. Одним из известных японских популяризаторов учения Чистой земли был монах Куя, который изобрёл "танцевальную молитву" к Будде. В 13 в. многие советники даймё (крупных феодалов) были выходцами из этой школы. Их называли добосю - "товарищи", т.к. они и давали советы, и развлекали своего господина, были знатоками чайной церемонии, исполняли танцы и играли на музыкальных инструментах.

К концу 15 в. в Японии начался период Сэнгоку (1500 - 1575) - "Сражающихся царств": военные лидеры провинций боролись друг с другом за власть. Добосю адаптировались к изменившимся реалиям жизни и превратились в стратегов и специалистов по военным хитростям. Они по-прежнему оставались чем-то средним между мудрым советником и интересным компаньоном, с которым было не скучно проводить время. К 16 в. их стали называть отогисю или ханасисю - "рассказчики", так как в их обязанности входило рассказывание историй, забавных баек, поддержание беседы. Они по-прежнему оставались сведущими в военной стратегии и в битвах сражались бок о бок со своим господином.

Период Сэнгоку завершился победой генерала Токугавы Иэясу (1542-1616) в 1603 г. и основанием сёгуната Токугава со столицей в городе Эдо (нынешний Токио). Установление мира и стабильности в стране (во многом явившееся следствием истребления или ослабления бывших региональных лидеров) привело к тому, что большинство советников-отогисю остались без господина и без работы. Многие из них нашли новое пристанище в курува - высококлассных кварталах публичных домов, где артистичные куртизанки обслуживали купцов и прочих богатых клиентов. Бывшие отогисю теперь развлекали гостей куртизанок на банкетах забавными или эротическими историями, а также при случае давали советы по заключению сделок и ведению торговли. Теперь их называли гейша (芸者, яп. гэйся )- т.е. "человек искусства", "артист", хокан - "посредник", или тайкомоти.

Слово "хокан" (幇間, яп. хо:кан ) состоит из иероглифов 幇 хо: - "помогать", и 間 кан - "между, среди людей". Т.е это слово можно перевести как "помощник в отношениях между людьми", посредник". Соответственно, задача хокана\тайкомочи - вместе с гейшами развлекать гостей на банкетах, выполняя роль связующего звена между гостями и посредника между гостями и гейшами, и поддерживать атмосферу непринуждённого веселья.

Куртизанка и гости (иллюстрация к пьесе кабуки)

Слева- гейша и хокан, в центре - смеющаяся над ними куртизанка, справа - молодой самурай.

Кунисада (1786 - 1864)

"Тайкомочи" (太鼓持, яп. тайкомоти ) - более неформальное название этой профессии, и в буквальном переводе означает "тот, кто несёт\держит барабан". Это не означает, что тайкомоти - барабанщики: когда-то выражение "нести барабан" означало "льстить". (Подробнее о происхождении этого слова см. ниже.)

Все эти три названия стали использоваться с 17 в.

В 1751 г. первая онна-тайкомоти (женщина-тайкомочи) появилась на вечеринке в одном из борделей Симабара (квартал удовольствий в Киото) и тем самым наделала много шума. Её прозвали "гейко" (芸子, яп. гэйко , т.е. "девушка-артистка"). В Киото слово "гейко" используется для обозначения профессии гейши по сей день.

Первоначально женщин, выполнявших функции тайкомочи, называли называли онна-гэйся - женщина-гейша. Они быстро обрели популярность и к 1780 году обогнали по численности гейш-мужчин, поэтому к 1800 г. название "гейша" окончательно закрепилось только за женщинами: в книге "Geisha: The Secret History of a Vanishing World" Лесли Даунер (Lesley Downer) приводит следующую статистику для токийского квартала удовольствий Ёсивара: в 1770 г. там было зарегистрировано 16 гейш-женщин и 31 гейша-мужчина, в 1775 - 33 женщины и 31 мужчина, в 1800 - 142 женщины и 45 мужчин. Если прежде под "гейшей" всегда подразумевался мужчина, а женщин этой профессии называли онна-гэйся (гейша-женщина), то теперь уточнять приходилось уже в том случае, если имелся в виду мужчина: появился термин "отоко-гэйся " (гейша-мужчина).

Тайкомоти и гейша, 1861 (иллюстрация к пьесе кабуки)

В обязанности гейш - как мужчин, так и женщин, - входило посещать вечеринки, составлять гостям компанию в выпивке и разговорах, развлекать их танцами, пением и музыкой. Гейши-женщины стали даже популярнее, чем куртизанки, благодаря своим артистическим талантам, современному облику и утончённости.

В то время, как гейши-женщины обычно развлекают гостей изящными представлениями - танцем, пением, музыкой, задача гейш-мужчин - это рассказывание историй и анекдотов, зачастую эротического содержания, а также разыгрывание небольших забавных сценок, организация игр, словом, всё то, что помогает сделать атмосферу весёлой и непринуждённой. (Стоит напомнить, что оказание сексуальных услуг никогда не являлось частью профессии гейш - ни женщин, ни мужчин.)

И ещё уточнение: отоко-гейша / хокан / тайкомоти - это ни в коем разе не японские трансвеститы. Не путайте их с юношами-проститутками кагэма , часто одевавшимися в женскую одежду: тайкомочи делали обычную мужскую причёску и носили вполне стандартный мужской костюм того времени.

Три пляшущих хокана и гейша (иллюстрация к пьесе кабуки)

Утагава Ёсиики, 1864

В середине 19 в. на пике популярности тайкомоти их существовало около 500 - 600 человек. В 1920х гг. гейши стали терять популярность, проигрывая более современным и европеизированным дзёкю : ("девушкам из кафе") - предшественницам современных хостэсс. Это, в свою очередь, привело к уменьшению числа тайкомочи. После поражения Японии во Второй мировой войне и из-за последовавших за этим социальных и политических перемен количество тайкомочи продолжало неуклонно сокращаться. Хотя в Киото и Токио всё ещё существуют общины гейш, на 2003 год в Японии оставалось только пять тайкомочи: четверо в Токио и один - Тайкомоти Араи - в Киото. К сожалению, очень мало девушек выбирают для себя профессию гейши, и совсем ничтожное количество молодых людей проявляет интерес к профессии тайкомочи.

Тайкомочи не следует путать с другой связанной с гейшами профессией - "одевальщиками кимоно", отокоши (男氏, яп. отокоси ). Отокоши помогают гейшам надевать кимоно и завязывать оби, а также сопровождают гейш и майко в некоторых случаях, например, во время мисэдаши (первого выхода майко на публику), или в день эрикаэ (букв. "смена воротничка") - дебюта в качестве гейши. Отокоши никогда не принимают участия в банкетах и не развлекают гостей.

2. Происхождение слова "тайкомоти"

Почему же гейш-мужчин называют "тайкомочи" - т.е. буквально "тот, кто держит барабан", хотя они не играют на барабанах? Существует четыре версии ответа на этот вопрос.

Первая версия связана с военачальником Тоётоми Хидэёcи (1536 -1598). В 1585 он был назначен канпаку - регентом при императоре или главным императорским советником. Это звание он передал своему приёмному сыну Хидэцуги в 1591, а сам получил почётный титул тайко (это слово произносится так же, как слово "барабан"). Приближённые Хидэёcи, пытавшиеся подольститься к нему ("льстить" по-японски - моти агэру , т.е. буквально "поднимать"), постоянно обращались к нему "тайко". В результате тайко и моти агэру объединились в одно слово - тайкомоти , т.е. льстец.

Тоётоми Хидэёcи

Вторая версия восходит к истории об искусном музыканте-барабанщике по имени Дзигэ Ядзаэмон, который доверял держать свой барабан-тайко во время игры только любимому и самому талантливому ученику. Завистники прозвали этого ученика "держателем барабана" (тайко-моти ), намекая на то, что он годится лишь для того, чтобы таскать барабан за своим учителем.

Барабан-тайко

Третью версию можно найти в "Сикидо Окагами" (1697) - путеводителю по кварталам публичных домов эпохи Эдо. В этой книге слово тайкомочи упоминаются впервые, причём в контексте каламбура. Автор называет беззаботные гулянки в кварталах удовольствий дон-тян-саваги , где саваги - веселье, дон - звук барабана-тайко, а тян - звон колокольчика (произносится так же, как слово "деньги"). Смысл шутки в том, что в веселье участвуют две стороны: одна - богатая, сорящая деньгами без меры, и вторая - без денег, но с барабаном, в который бьёт для развлечения богачей и выманивания у них денег.

Самурай с дамами и тайкомочи

Тории Киёнага

Четвёртая версия связана с традиционной музыкой дэнгаку (букв. "музыка рисовых полей"), зародившейся в эпоху Хэйан (794 - 1185). Высаживание рисовых ростков в поле было для крестьян важнейшим событием и сопровождалось ритуалом, во время которого мужчины пели, танцевали и били в барабаны. Поэтому людей, связанных с танцами, пением и весельем стали называть тайкомочи.

Дэнгаку-мацури

Возможно, все эти версии одинаково верны, и все они в равной мере привели к тому, что профессию хокан стали называть тайкомочи.

Сейчас слово "тайкомочи" редко используется в японской речи и практически утратило оригинальное значение. Люди, не знакомые с историей этой профессии (а таких немало в современной Японии), обычно понимают под ним музыканта-барабанщика.

3. Выступления и репертуар тайкомоти

Тайкомочи - предшественники гейш, - развлекают гостей так, чтобы каждый из них смог отрешиться от повседневных заботах и отдаться веселью. В основе традиционного репертуара тайкомочи лежит ряд культурных особенностей Японии, прошедших долгий путь развития и превратившихся в искусство развлечения.

Лесли Даунер характеризует тайкомочи как распорядителей вечеринок, обязанность которых - развлечь каждого гостя: рассказывать шутки и эротические анекдоты, разыгрывать сценки и скетчи, устраивать игры и угощать сакэ. Такие вечеринки, также как и вечеринки с гейшами, могут стоить очень дорого. В книге Geisha: The Secret History of a Vanishing World приводится интервью с Тайкомоти Ситико из Токио. В нём он шутит, что "тайкомоти агэтэ суйдэно тайкомоти ": мужчин, которые тратят всё свое время и деньги на тайкомочи, в конечном итоге жёны выгоняют из дому, и тем не остаётся ничего другого, кроме как самим пойти работать тайкомочи. По-видимому, именно так многие и становились тайкомочи в прошлом.

На этом рисунке изображена классическая озашики-асоби (お座敷遊び, яп. одзасики-асоби ), вечеринка с гейшами в очая (お茶屋, яп. отяя ) - чайном домике Киото. Согласно правилам озашики-асоби, одного гостя развлекают семеро гейш: гейко-танцовщица (тачиката), три гейко, являющиеся дзиката (т.е. сопровождающие танцы гейко игрой на традиционных японских инструментах и пением), две майко и один тайкомочи.

Эти фото изображают одно из выступлений Тайкомоти Араи: здесь он поочерёдно изображает трёх старух, встретившихся в храме и обсуждающих боль, которую они испытали давным-давно при потере девственности. Самая молодая, которой 77 лет, описывает боль как невыносимую, 88-летняя говорит, что боль напоминала зуд, а самая старая, 99-летняя, вообще не может не вспомнить никакой боли.

Хокан из Ёсивары, исполняющий аси-одори (букв. "танец ног")

Лесли Даунер рассказывает, как её удивил пародийный скетч из репертуара Тайкомоти Ситико - один из классических эротических скетчей. Тайкомочи беседует с подставным данной (гостем), который якобы хочет заняться с ним любовью. Тайкомочи пускается в объяснения, что он не гомосексуал и что его профессия - гейша, но подставной данна проявляет настойчивость и нетерпение. Тогда тайкомочи сдаётся и соглашается удовлетворить клиента. Они удаляются за ширму, и, частично скрытые ею от зрителей, разыгрывают сексуальный акт - с охами, стонами и закатыванием глаз. Затем тайкомочи якобы "протирается" салфеткой. Во время этого представления аудитория покатывается со смеху: все присутствующие знают, что это шутка, и понимают, что в ней высмеивается всегдашняя готовность гейш и тайкомочи ублажить клиентов. Разумеется, гейши и тайкомочи не заходят при этом настолько далеко, но именно поэтому так веселит японцев эта классическая эротическая сценка.

Тайкомоти Югэнтэй развлекает гостей на банкете

Почему же тайкомочи в своих выступлениях фокусируются на юморе, связанном с эротикой?

Япония, за исключением недавних лет, всегда оставалась аграрной страной, где рис являлся эквивалентом денег, а урожай был главной заботой - ведь если не удастся сделать запасы на зиму, люди будут обречены на голод. Урожай возникает благодаря орошению земли дождём, цветению и опылению растений, что в более общем плане представляет собой акт любви мужского и женского начал. В результате совокупления природных сил земля приносит плоды, возникает пища, а значит - возможность сделать запасы, получить источник питания для будущих лет и передать его новым поколениям, тем самым обеспечив их достаток и процветание. Поэтому в старину японцы считали сексуальную активность прекрасным и важным делом. В отличие от западной культуры, эта сфера человеческий жизни не имела негативных коннотаций, обусловленных религией или моралью. Эротика, секс обладали почти сакральным статусом и ассоциировались с благополучием и счастьем.

Рисунок кимоно, в котором иногда выступает тайкомочи Югэнтэй

В древней Японии труд крестьянской общины был суровым и нелёгким, поэтому время от времени крестьяне устраивали праздники, чтобы "выпустить пар" и отметить прекращение тех или иных сезонных работ. В такие дни люди оставляли обычную серьёзность и веселились от души: выпивали, ели вкусную пищу, набирались сил для новых трудовых дней. Зародившееся во время таких празднеств искусство рассказывания эротических историй и разыгрывания небольших представлений передавалось из поколения в поколение и со временем стало частью профессии тайкомочи.

Представление о том, что гейша это обыкновенная проститутка, только японская, появилось сразу после Второй мировой войны, когда страну наводнили оккупационные войска. Бравые американские солдаты, отправляясь в увольнение, постоянно охотились за выпивкой и сексуальными утехами. Не слишком образованные, не знавшие языка и не привыкшие погружаться в чужую культуру, зато молодые и переполненные тестостероном, они быстро превратили слово «гейша» в синоним девушки по вызову. Местные сутенеры им, понятное дело, не возражали.

На самом деле все не совсем так. Или, точнее, совсем не так. Первые упоминания о гейшах относятся к XIV-XV векам. По-японски «гей» означает «искусство», а «ся» - «человек». Таким образом, гейша буквально означает «человек искусства». Так называли людей, которые развлекали гостей на банкетах. Изначально это были мужчины из незнатных самурайских семей.

После того как в самом начале XVII столетия сегун Токугава Иэясу объединил страну и перенес столицу из Киото в Эдо (нынешний Токио), он начал строить дороги - широкие и удобные для передвижения тракты. Первая и самая важная связала два главных города, отстоящих друг от друга на 500 с лишним километров. На ней через каждые тридцать километров были оборудованы станции, где можно было отдохнуть и переночевать. Очень быстро там возникли чайные дома. Чтобы повысить популярность своих заведений, владельцы стали нанимать на работу красивых и умных девушек. Крестьянки для этого не годились, но на рынке на тот момент оказалось много представительниц самурайских семей. До того как Токугава усмирил мятежные кланы, в междоусобицах погибло огромное количество самураев. Их жен, сестер и дочерей никто не собирался содержать. Чтобы выжить, женщины охотно устраивались в заведения на трактах.

Благородные девушки, обученные хорошим манерам, способные поддержать разговор, умеющие танцевать и играть на музыкальных инструментах, быстро завоевали популярность. Теперь именно их стали называть гейшами. Иные дамы могли реально прославить свое заведение. В японских путеводителях XVII-XIX веков даже указывалось, в какие чайные дома непременно стоит заглянуть ради приятного досуга. При этом речь не шла о сексе. Гейши продавали свое искусство. За проститутками, коих тоже было немало, закрепился другой термин. Их звали девушками, которые накладывают рис.

Лучшие гейши, по общему мнению, работали на самой последней станции в Киото. Именно там вырос знаменитый чайный квартал Гион, где до сих пор существует закрытое сословие гейш.

При Токугаве и его потомках в стране на 250 лет воцарился мир. Воинское сословие перестало сокращаться, и как следствие прекратился приток самураек в чайные дома. Чтобы сохраниться, корпорация гейш, спрос на которых был по-прежнему огромным, выработала жесткие правила внутреннего воспроизводства.

Опытная старая гейша становилась мамой-сан, а в подчинении у нее находилось несколько старших и младших «сестер», которых та учила профессии. Красивых и перспективных девочек в возрасте от 5 до 9 лет теперь выкупали у крестьян и рыбаков. Для всех участников процесса это оказалось идеальным решением. В крестьянских семьях было не принято предохраняться, детей рождалось много, но еды хватало не всем. Поэтому вплоть до эпохи Мейдзи в Японии существовал обычай «прореживания», когда от лишних ртов, особенно от девочек, целенаправленно избавлялись.

Для простолюдинки стать гейшей означало вытащить счастливый билет. Но жизнь в чайных домах была довольно суровой - строжайшая дисциплина, изнурительные тренировки, отсутствие личной свободы. Все «сестры» находились на полном обеспечении мамы-сан. Она их кормила, одевала (кстати, кимоно стоило баснословных денег) и учила всему. Если девочка не оправдывала ожиданий, ее прогоняли, и дальнейшая участь ее была незавидной. Если она не умирала от голода под забором, то неизбежно становилась проституткой. Вернуться в свою семью она уже не могла.

На протяжении нескольких десятилетий каждая «сестра» должна была отработать все, что потратила на нее мама-сан. Но спрос на услуги гейш был огромен, и платили за это хорошо. Пригласить их на ужин могли себе позволить лишь богатые и знатные феодалы, которые за приятным времяпрепровождением решали свои деловые и политические вопросы. Именно тогда сформировалось очень важное для корпоративной культуры гейш правило - ни при каких условиях не рассказывать, что происходило на банкете. Принцип этот свято соблюдается и поныне. Ну, почти…

Когда младшей «сестре» исполнялось 13 лет, мама-сан могла продать ее девственность богатому меценату. Опять же речь не шла о разовом сексе. Патрон платил внушительную сумму владелице чайного дома, чтобы покрыть ее расходы, и впоследствии брал гейшу на полное обеспечение. То же касалось и взрослых «сестер». Выкупленная гейша обретала статус любовницы, получала хороший дом и солидное содержание, была вхожа в круги политической и военной элиты.

Сегодня гейшами становятся девушки в возрасте 15-16 лет. Они приходят в чайный дом, предварительно получив согласие от родителей. Правила жизни в корпорации уже не столь строги, но и легкими их тоже не назовешь. Девушки соблюдают жесткий режим, ежедневно репетируют, учатся манерам, осваивают музыкальные инструменты, изучают традиционные танцы, исполнение которых требует невероятной выносливости. Им запрещено пользоваться компьютерами, а до 25 лет нельзя иметь даже мобильного телефона. Раз в неделю девушки делают замысловатые прически. Чтобы не нарушить укладку, они спят полулежа, положив голову на специальную деревянную подставку. То еще удовольствие. Но игра определенно стоит свеч.

В чайный дом со стороны не попасть, сколько бы денег вы ни предлагали. Вход возможен только по рекомендации кого-то, кто уже там принят. Японцы выше всего ценят пожилых гейш, иностранцы - тех, что помоложе, пусть и не достигших вершин мастерства.

Поскольку чайный дом практически недоступен для туристов, гейш по предварительной договоренности зовут в ресторан. Обычно приглашают сразу трех мастериц - очень опытную старшую «сестру», ее младшую подопечную и девушку-музыканта. Специальный обед обойдется примерно в 150 долларов на человека, причем за алкоголь платишь отдельно. Иностранцу неизбежно понадобится переводчик, ибо «сестры» почти не говорят по-английски, зато могут изъясняться на киотском диалекте. Смело прибавляйте еще полторы сотни за перевод и еще столько же за еду, ибо иначе переводчик не работает. Наконец, за двухчасовое общение с гейшей, независимо от ее возраста и опыта, придется выложить еще 600 долларов. Итого на круг набегает весьма внушительная сумма. При этом никакого секса, только приятная беседа, музыка и танцы. За один вечер каждая гейша посещает несколько банкетов. Это реально тяжелая работа, зато в месяц она зарабатывает от 5 до 10 тысяч долларов.

Сегодня гейши есть в Киото, Токио, Канадзаве и некоторых других городах. Самая большая корпорация, насчитывающая около 200 мастериц и еще порядка 80 учениц, расположена в Киото. В Токио их около 250-ти, а в Канадзаве всего 40 с небольшим. В остальных местах и того меньше - от 4 до 12 человек. А ведь каких-то сто лет назад по всей стране их насчитывалось больше 80 тысяч. Кстати, в Токио нет чайных домов, все девушки живут в своих квартирах и просто приходят на ужин. При условии, что с ними повезет связаться, удастся договориться (для этого еще нужно найти правильного посредника!), а в их плотном графике найдется свободное окошко.

На заметку: В разных частях Японии при термальных источниках, популярных у туристов, имеются так называемые ассоциации гейш. Но это не должно вводить в заблуждение. По сути, речь идет о самых обычных хостес в кимоно, которые за дополнительную плату не прочь оказать интимные услуги.

Годам к сорока «сестра» обычно отбивает вложенные в нее деньги и в принципе может покинуть чайный дом, чтобы открыть свое дело. Иные мастерицы умудряются делать блестящую карьеру и зарабатывать до 100 тысяч долларов в месяц. Но, разумеется, не все. Сохраняется и практика выкупа гейши у мамы-сан. Поэтому, как и в стародавние времена, иные влиятельные персоны могут позволить себе иметь таких исключительных любовниц. Наконец, гейше не возбраняется выйти замуж, но тогда она теряет право на профессию. Поэтому современные гейши предпочитают не сковывать себя узами брака.

Сохраняется и золотое правило молчания. В новейшей истории оно было нарушено лишь однажды, но серьезно испортило репутацию всей индустрии. Провинившейся оказалась… гейша-американка, обмолвившаяся в интервью о том, как она отработала банкет одной очень известной японской корпорации. В последние десятилетия прошлого века на работу в чайные дома стали принимать иностранок. Но после разразившегося скандала с этой практикой незамедлительно покончили.

Гейши - существенный элемент современной японской культуры, которая, несмотря на полуторавековую вестернизацию, все еще привержена традиции. Но глядя на все это со стороны, трудно отделаться от ощущения, что имеешь дело с сублимацией. В традиционном обществе, имеющем вдобавок островную специфику, сексуальная жизнь исторически подвергалась жесткой регламентации. Но поразительным образом сексуальные барьеры существуют и в современной Японии, хотя природа их иная.

За последние десятилетия многие японки выбирают не семью, как раньше, но карьеру. Они добились финансовой самостоятельности, начали путешествовать, поздно выходят замуж, поздно рожают детей, если вообще рожают.

Японские мужчины, которые всегда доминировали в обществе, оказавшись в непривычном для себя положении, растерялись. Гендерный маятник качнулся в другую сторону. Теперь женщины решают, с кем встречаться, как часто это делать, да и делать ли вообще. После первого свидания они запросто могут дать ухажеру от ворот поворот. А для мужчины это становится тяжелейшей психологической травмой. Он остро ощущает, что больше не лидер и вдобавок «теряет лицо».

Внутренне опасаясь этого, многие избегают знакомств, предпочитая проводить время за работой в офисе или коротать его с однополыми друзьями, а то и вовсе в одиночестве. По статистике до 20 процентов мужчин в возрасте до 24 лет остаются девственниками. Многие разучились знакомиться. При том, что ценность семьи в Японии не только не оспаривается, но сохраняет высокую значимость.

Кто-то ищет выход из положения в посещении так называемых вечеринок знакомств, куда люди приходят с конкретным желанием найти партнера. Если не для брака, то хотя бы для продолжительных отношений. Спрос на такие услуги столь велик, что просто так попасть туда невозможно. Сначала надо вступить в клуб, сдав кучу анкет и уплатив внушительный сбор в размере от 700 до 2200 долларов. К этому добавляется ежемесячная плата от 100 до 300 долларов. За посещение каждой вечеринки участники платят отдельно. При том, что результат не гарантирован. Ну а если все закончится благополучно и члены клуба найдут свою половинку, клуб получает еще около 2000 долларов комиссионных. Казалось бы, гораздо легче, быстрее и дешевле отправиться в какой-нибудь бар, где всегда полно свободных девушек. Ан нет.

А что же секс? Да-да, тот самый - впечатляющий и без обязательств? За этим отправляются в другое место, но опять же лишь те счастливчики, у которых есть деньги. Проституция в Японии официально запрещена с 1947 года, но местные жрицы любви и их покровители нашли возможность заниматься своим ремеслом, не нарушая закон. Дело в том, что проституцией в Стране восходящего солнца считается оплачиваемый секс с проникновением. На все остальное власти закрывают глаза.

Это породило огромное количество массажных («розовых») салонов, фасады которых украшены весьма недвусмысленными картинками. Да и девушки у входа доходчиво объяснят, что к чему. Существует еще и так называемая «доставка здоровья на дом» - все то же самое, только приходят к вам.

Массаж делают всеми возможными способами и частями тела, зачастую в мыльной ванне, доводя клиента до оргазма столько раз, насколько у того хватит сил в пределах пары часов. Цена вопроса от 60 до 150 долларов за сеанс. Таких заведений полным-полно в каждом крупном городе. В Токио они сконцентрированы в квартале Кабукичо в восточном Синдзюку, аккурат по соседству с огромным железнодорожным хабом, через который ежедневно проходит 4 миллиона человек. Однако следует помнить, что многие местные заведения держат якудза. Поэтому беспечному иностранцу там небезопасно. За незаказанное пиво запросто могут выкатить счет в 500 баксов, а за отказ в оплате - изрядно потрепать.

Но пределом желаний одиноких японских мужчин являются так называемые «мыльные земли», где сеанс обойдется уже в 300 баксов, а для иностранцев раза в три дороже. Эти заведения чем-то напоминают турецкие бани, только с девушками. Апофеозом визита является «борьба» на надувном матрасе, щедро намазанном маслом. На нем практически невозможно удержаться, поэтому приходится предпринимать сверхусилия. В приватных беседах с корреспондентом «Ленты.ру» очевидцы не раз признавались, что в ходе такой «схватки» испытывали самое сильное сексуальное потрясение в жизни. «Мыльные земли» - самые настоящие публичные дома. Но они платят налоги, и, конечно, в них есть ванны, поэтому их не проверяют…


В Японии к их профессии относятся как к творческой деятельности. Гейш называют наиболее загадочным феноменом Страны восходящего солнца - и последними хранительницами традиционной национальной культуры.

Каждая из них живет в особом мире познания науки любви и владеет умением быть настоящей женщиной, в обществе которой мужчины достигают гармонии и духовного просветления. Кто же эти женщины и в чем их секрет?

Два кимоно патриотичнее, чем три

Само слово «гейша» переводится с японского как «человек искусства». Когда-то, в эпоху раннего Средневековья, такими людьми могли быть только мужчины. Богачи приглашали их на семейные праздники, где они исполняли роль современного тамады - были ведущими совместных игр, танцевали, рассказывали веселые истории, играли на музыкальных инструментах (одним из прозвищ таких людей было «человек с барабаном»).

Первые упоминания о женщинах-гейшах относятся к середине XVIII века. Их ценили, в первую очередь, за умение развлекать мужчин увлекательными разговорами на любую тему. Уже сам факт беседы с женщиной был необычным для того времени - ведь раньше представительницам слабого пола в японском обществе предписывалась роль молчаливых созданий, которые не могли да и не смели принимать участие в разговорах мужчин.

Чтобы их не путали с юдзё (проститутками), гейши прекратили всякое общение с ними и намеренно старались селиться подальше от публичных домов. Кроме того, они выработали свой особенный стиль поведения, придумали своеобразный макияж, прическу, одежду.

В XIX веке японские гейши стали очень популярными, дружбы с ними искали многие известные поэты и художники. Это время считается расцветом их искусства, именно тогда были заложены основные традиции жизни и мастерства этих женщин, которые почти не изменились до наших дней.

Нагрузки - как у борцов сумо

Историческими местами проживания гейш стали Киото, Осака и Токио. Районы, где располагаются их дома, называют «цветочными улицами» (ханамати).

В Киото есть квартал Гион, в котором гейши живут уже более 200 лет. Каждый год в мае сюда съезжаются те, кто хочет увидеть танцы майко - так называют учениц, которые внешне выглядят как взрослые гейши, и отличаются лишь тем, что концы поясов у них распущены.

В школах гейш девушек обучают игре на традиционных музыкальных инструментах, пению, танцам, ведению чайной церемонии, икебане, а также таким видам искусства, как поэзия и живопись. Кроме того, будущие гейши в обязательном порядке должны следить за мировыми новостями - ведь с клиентами надо уметь вести разговор на любые темы.

Обучение длится несколько лет - в зависимости от традиций школы. После сдачи экзаменов соискательницы становятся начинающими гейшами (майко) и в торжественной обстановке получают псевдоним для дальнейшей работы.

Уроки в школе занимают не менее 12 часов в день, при этом ученица имеет один выходной в две недели. Специалисты утверждают, что такие нагрузки по своей интенсивности равны регулярным тренировкам борцов сумо.

Ученицы встают в восемь утра. После занятий, ближе к вечеру, ученицы и молодые гейши готовятся к работе: накладывают макияж и переодеваются в праздничное кимоно, а затем идут на банкеты. Работают гейши до глубокой ночи.

Жена для министра

Место, где живут ученицы и молодые гейши, называется окия. При поступлении туда девушка заключает пяти- или семилетний контракт, после окончания которого может уйти или продолжить работу по новому соглашению.

С 18 лет гейша имеет право связать свою жизнь с данна (покровителем), с которым у нее могут быть любовные отношения, включая рождение общих детей. В обязанности покровителя входят оплата текущих расходов девушки, а также организация мероприятий, которые будут способствовать ее карьере.

Если гейша выходит замуж, она должна покинуть место общего проживания. В истории Японии немало случаев, когда на гейшах женились представители элиты - министры, бизнесмены и видные политики. Это придает таким мужчинам веса в обществе.

Крем из соловьиного помета

Каждая гейша тщательно следит за своим внешним видом. На то, чтобы сделать макияж, прическу и облачиться в кимоно, у девушек может уйти до пяти часов. Кстати, стоимость кимоно, предназначенного для особо торжественных случаев, достигает нескольких сот тысяч долларов, а узел пояса на нем, завязанный сзади по древним правилам, можно развязать, только будучи специалистом в этой области.

Гейши носят сложные прически, из-за которых им приходится спать не на подушке, а подложив под шею деревянный валик. Но сами они считают такой сон здоровым: благодаря правильному положению шеи и головы девушки всегда остаются в форме.

Здесь нельзя не сделать небольшое отступление. Свою высокую прическу гейши украшают традиционными заколками канзаши, каждая из которых - сама по себе настоящее произведение искусства. Однако дело здесь не только в красоте.

Оказывается, бывали случаи, когда гейши состояли на службе у легендарной японской мафии якудза. С помощью заколки, молниеносно вынутой из прически, подкупленная бандитами женщина могла уничтожить своего гостя, неугодного бандитам... Впрочем, надо сказать, что канзаши уже давно не применяются как оружие, оставаясь вполне мирным аксессуаром...

Прежде чем нанести на лицо косметику, гейша смазывает его особым кремом (до середины XX века в его ингредиенты входил соловьиный помет), затем втирает в кожу воск и кисточкой наносит белую пасту, на фоне которой губы выглядят более ярко. Такой грим делает лица всех гейш одинаковыми - и скрывает любые изъяны кожи.

Кроме того, грим в виде белой маски символизирует один из основных постулатов восточной культуры - сдерживание эмоций. Мужчина в обществе такой женщины не должен чувствовать никаких проблем, все они остаются за дверью чайного домика.

Не надо ревновать

Стоимость общения с гейшей может обойтись ее клиенту в сумму от трех до десяти тысяч долларов за один вечер. По статистике, 80% японцев никогда не встречались с такими женщинами, потому что для них это слишком дорого. Отдых в чайном домике по карману только по-настоящему богатым людям.

Удивительный факт - большинство японских жен положительно относятся к гейшам. Они не испытывают ревности оттого, что их мужья общаются с такими женщинами, и даже гордятся этим. Ведь мужчине, который посещает чайный домик, завидуют другие, это показатель его солидной репутации и высокого общественного положения.

Тайны мастерства быть женщиной

В чем же секрет? Чем эти девушки так притягивают мужчин?

Уже с раннего возраста гейши изучают язык мимики, передающей чувства. По выражению лица, взглядам или движениям губ клиента они понимают, чего он хочет. При этом гейша никогда не пытается манипулировать мужчиной - наоборот, она всегда готова изменить ситуацию таким образом, чтобы дать ему возможность почувствовать себя хозяином положения.

Гейша предельно вежлива. Она обязательно покажет пришедшему, пусть и незнакомому мужчине, как рада его видеть, и не устает извиняться по любому поводу.

У гейш особенная походка - с выпрямленной спиной и поднятой головой. Она специально вырабатывается во время обучения, когда девушки при движении носят на голове тяжелую книгу. Кроме того, как уже говорилось, гейши во время сна не пользуются подушками, которые вредят осанке.

Эти женщины ведут здоровый образ жизни. Они могут совсем немного выпить с клиентом, но никогда не курят, считая эту привычку не только вредной для здоровья, но и вообще занятием, не красящим женщину.

Японская гейша всем своим видом напоминает хрупкую куклу, рядом с которой мужчина обязательно почувствует себя уверенным и сильным.

Несмотря на закрытый наряд, эти женщины очень привлекательны в сексуальном отношении. Главную роль здесь играет недоступность - ведь оказание интимных услуг не входит в их обязанности и зависит только от личных симпатий.

Они не продают свое тело - но могут добровольно подарить любовь. Если гейша идет на любовный контакт с клиентом, то начинает его с долгого традиционного массажа - а потом готова откликаться на любые фантазии партнера. В курс обучения гейши входят любовные ласки.

В стремлении понравиться мужчине гейшам помогает специальный прием, заключающийся в полном копировании мимики и жестов клиента. Такое общение помогает установить прочную связь между женщиной и ее гостем на подсознательном уровне.

Сейчас в Японии количество гейш уменьшается: если в 1920-е годы их было более десяти тысяч, то в настоящее время - около тысячи. Но они продолжают жить в окия и принимать гостей в чайных домиках. Ведь любому мужчине так хочется хоть на время почувствовать, что рядом находится умная, красивая и готовая исполнять его желания женщина.

Николай МИХАЙЛОВ

Гейши являются неотъемлемой частью японской культуры, хранителями «настоящего японского духа». К сожалению, эта ритуальная профессия становится все менее популярной. Если сто лет назад количество гейш достигало 80 000, то сейчас - чуть более 1 000. Их можно встретить только в самых богатых кварталах крупных городов или на престижных курортах.

Не все знают, но изначально роль гейши исполняли мужчины, работавшие шутами на банкетах в «юкаку» (квартале развлечений). Первой гейшей женского пола стала «жрица любви» по имени Касэн в 1761 году. Примечательно, что 26-летний Эйтаро - единственный ныне живущий мужчина, работающий гейшей. Профессию он выбрал неслучайно, пойдя по пути своей покойной матери. После ее смерти Эйтаро и его сестра Майка стали руководителями «окия» (дома гейш) в токийском районе Омори. Эйтаро и его команда из шести женщин очень высоко ценится среди клиентов.

(Всего 13 фото)

1. 26-летний Эйтаро - единственный мужчина-гейша во всей Японии. (EFE/Everett Kennedy Brown)

2. Профессиональный стилист учит Эйтаро, как правильно ухаживать за париком. (EFE/Everett Kennedy Brown)

3. Эйтаро примеряет свой новый парик. (EFE/Everett Kennedy Brown)

4. Обязательный макияж. (EFE/Everett Kennedy Brown)

6. Команда Эйтаро выбирает музыку для клиентов. (EFE/Everett Kennedy Brown)

7. Последние приготовления перед выездом на банкет. (EFE/Everett Kennedy Brown)

8. Гейши едут на банкет к своим клиентам. (EFE/Everett Kennedy Brown)

9. Эйтаро развлекает гостей. (EFE/Everett Kennedy Brown)

10. В 10 лет Эйтаро уже танцевал с другими гейшами, а в 11 - дебютировал на сцене национального японского театра. (EFE/Everett Kennedy Brown)