Анализ работ русскому языку егэ. Анализ результатов егэ по русскому языку и литературе

Анализ результатов ЕГЭ-2016 по русскому языку в 11а и 11б классах

Дата проведения ЕГЭ по русскому языку: 30.05.2016

Количество учащихся в 11ых классах: 47

Количество учащихся, сдавших ЕГЭ по русскому языку: 47

Выполнение тестовой части работы:

№ задания

Проверяемые элементы содержания

Максимальное количество баллов за задание

Баллы, полученные учащимися

Количество учащихся, не приступивших к выполнению

задания

Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров

Лексическое значение слова

Орфоэпические нормы(постановка ударения)

Лексические нормы

Морфологические нормы

Синтаксические нормы

Правописание корней

Правописание приставок

Правописание суффиксов различных частей речи

(кроме -Н-/-НН-)

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

Правописание НЕ и НИ

Слитное, дефисное, раздельное написание слов

Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи

Знаки препинания в простом осложнённом предложении(с однородными членами) Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами(определениями, обстоятельствами приложениями, дополнениями)

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста

Функционально-смысловые типы речи

Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Групп слов по происхождению и употреблению

Средства связи предложений в тексте

Речь. Языковые средства выразительности

Задание 25. Сочинение.

Формулировка проблем исходного текста

Комментарий к сформулированной проблеме

Аргументация экзаменуемым собственного мнения

Смысловая цельность, речевая связность

Точность и выразительность речи

Соблюдение орфографических норм

Соблюдение пунктуационных норм

Соблюдение языковых норм

К10

Соблюдение речевых норм

К11

Соблюдение этических норм

К12

Соблюдение фактологической точности

Проходной балл по ЕГЭ набрали все учащиеся 11-ых классов.

На 100 баллов выполнили работу 2 ученика (4,25%): Доброхотов Н., Романова К.

Количество учащихся, выполнивших работу от 80 до 100 баллов, – 35 (из 47) или 74,46%:

100 баллов – 2 ученика: Доброхотов Н., Романова К.;

98 баллов – 4 ученика: Галиева А., Гришанов О., Сергеева А., Хайрутдинов Р.;

96 баллов – 2 ученика: Батыршина К., Гасишвили В.;

93 балла – 4 ученика: Андреев П., Закирова З., Сорокина Н., Шагиева А..

91 балл – 5 учеников: Бочкова В., Галанцева А., Закирова Д., Кузьмин М., Шигаев В..

88 баллов – 2 ученика: Комарова О., Наумов Д.;

86 баллов – 5 учеников: Бутяков С., Егорова Е., Кириллова М., Новиков Ю., Шилова А.;

83 балла – 6 учеников: Гафиятуллина Э., Герасимова В., Зубков А., Плотников А., Феоктистова К., Шилова Ан.;

81 балл – 5 учеников: Булушева А., Полякова Е., Тухватуллин Б., Хабибулина И., Хисамова Л.

Учащиеся, выполнившие работу ниже 80 баллов:

78 баллов – 2 ученика: Калимуллина Д., Колпакова А.;

76 баллов – 1 ученик: Рахматуллина Г.

73 балла – 1 ученик: Князева А.

72 балла – 2 ученика: Неробов К., Окружнов Т.

71 балл – 1 ученик: Чередов М.

70 баллов – 1 ученик: Ксенофонтов Н.

66 баллов - 1 ученик: Спешилова М.

65 баллов – 1 ученик: Толкин Д.

64 балла – 1 ученик: Александров К.

61 балл – 1 ученик: Потасьев Д.

Справились без ошибок с тестовой частью экзаменационной работы – 12 учащихся (25,53%)

Самыми проблемными при выполнении стали для учащихся задания:

№ 21 (Функционально-смысловые типы речи) – ошибки в нём допустили 12 учащихся (25,5%);

№ 20 (Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста) – 9 учащихся (19,1%);

№ 13 (Слитное, дефисное, раздельное написание слов) – 8 учащихся (17%);

№ 5 (Лексические нормы) – 7 учащихся (14,8%);

№ 17 (Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения) – 7 учащихся (14,8%).

Задание № 25 (сочинение) выполнили все учащиеся, с работой все справились хорошо.

Написали на полные баллы – 5 учащихся (10,63%).

Учитель: Семенова Т.А.


Пунктуационный анализ текста

Скачать материал

Формулировка задания:

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Чегемское ущелье - одна из настоящих жемчужин Кабардино-Балкарии. (2)Оно тянется с северо-востока на северо-запад, пронзая Скалистый, Лесистый, Боковой и Пастбищный хребты. (3)В месте, где ущелье проходит сквозь Скалистый хребет, находится теснина - наиболее узкая его часть длиной 5 км. (4)Дно ущелья местами сужается до 15-20 м, зажатое по бокам отвесными стенами, которые возвышаются на 100-200 м и нависают над тропой и несущимся рядом Чегемом. (5)Река промыла здесь известняковый хребет, поэтому стены теснины окрашены в красивые оттенки: от белого и кремового до оранжевого. (6)За Скалистым хребтом сохранились древние башни, а в самом конце ущелья возвышается, пожалуй, самая живописная гора Главного Кавказского хребта - Тихтенген (4611 м), западнее которой находится перевал Твибер (3780 м). (7)Здесь путешествие обычных туристов заканчивается: дорогу перегораживает мощный ледник - передвижение по нему очень опасно.

Правильный ответ: 36 <ИЛИ> 63

Комментарий:

В предложениях 3 и 6 с помощью тире выделяется приложение: теснина (какая?) наиболее узкая его часть длиной 5 км. и гора (какая?) Тихтенген

Что нужно знать:

  • Знаки препинания в конце предложения
  • Тире между членами предложения
  • Знаки препинания при однородных членах
  • Знаки препинания при повторяющихся словах
  • Знаки препинания в предложениях с обособленными членами предложениями
  • Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения
  • Знаки препинания при сравнительных оборотах
  • Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях
  • Знаки препинания при обращениях
  • Знаки препинания при междометиях, утвердительных и отрицательных словах
  • Знаки препинания в сложном предложении
  • Знаки препинания при прямой речи и цитировании
  • Сочетание знаков препинания, авторское употребление знаков препинания

ПУНКТУАЦИЯ - это свод правил постановки знаков препинания и сама система знаков препинания.

Знаки препинания в конце предложения

    точка ставится в конце повествовательных и побудительных невосклицательных предложениях (На улице ярко светило солнце. );

Примечание : если в конце предложения есть точка, обозначающая сокращенное слово, то вторая точка, обозначающая конец предложения, не ставится: В магазине вы можете купить ручки, тетради, карандаши и т.д.

    вопросительный знак ставится в конце вопросительного предложения (Не подскажите, который час? );

    восклицательный знак ставится в конце восклицательного предложения (Как я люблю лето! );

    многоточие ставится как в конце предложения при незавершённости высказывания (Дубровский молчал... Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали. );

Примечание : также многоточие может ставиться в середине предложения при перерыве речи. (Не хочу я... вот так.)

Тире между членами предложения

Тире между подлежащим и сказуемым

1. Тире между подлежащим и сказуемым ставится:

    при отсутствии глагола-связки, при этом подлежащее и сказуемое выражены именем существительным или количественным числительным в именительном падеже, инфинитивом. (Мой папа - врач. );

    если перед сказуемым стоят слова это, вот, значит, это значит (Образование - вот истинная ценность! ).

2. Тире между подлежащим и сказуемым не ставится:

    если в роли связки используются сравнительные союзы как, будто, словно, точно, вроде как и др. (Губы как бархат. );

    если подлежащее выражено личным местоимением (тире в данном случае рассматривается как авторское) (Он ученый. );

    если перед сказуемым стоит отрицательная частица не (Бедность не порок. );

    если перед сказуемым стоит второстепенный член предложения, с ним не согласованный (Платон мне друг, но истина дороже. );

    если между главными членами предложения стоит вводное слово, наречие или частица (Иван тоже студент. Его отец, по-видимому , инженер. );

    в предложениях разговорного стиля (Его брат студент. ).

Тире в неполном предложении

    Тире в неполном предложении ставится, если пропущено сказуемое (чаще всего) или какой-нибудь другой член предложения, но его можно легко восстановить из контекста или из ситуации (Первый раз он забыл тетрадь, второй - ручку. );

    Если для предложения отсутствие сказуемого - норма, то тогда тире не ставится (сказуемое подразумевается и легко угадывается из содержания самого предложения): Снова в час ночной тучи над землей.

Интонационное тире

Интонационное тире ставится, для того чтобы подчеркнуть смысловые отношения между членами предложения и помочь читателю правильно связать слова по смыслу (Детям - объяснить надо. )

Соединительное тире

    Между словами для обозначения некоего пространства (поезд Владивосток - Москва ), количества (купить две-три пачки чая ) или отрезка времени (Революция 1905-1907 годов ), если заменяет по смыслу конструкцию «от...до»;

    Между именами собственными, совокупность которых является каким-нибудь названием (учения, научного учреждения и т.д.): закон Бойля-Мариотта, матч «ЦСКА - Локомотив».


Знаки препинания при однородных членах

Однородные члены, соединенные интонацией

Если однородные члены предложения не соединены союзами, а только интонацией, то между ними ставится запятая (Мне подарили цветы, книгу, конструктор. ).
Примечание. Если однородные члены предложения распространены и внутри них есть запятые, то они могут разделяться точкой с запятой (Я погулял но скверам, паркам; зашел в гости к Катерине, Петру, Матвею; позвонил Анне, Андрею, Инне. )

Однородные члены предложения, соединённые неповторяющимися союзами

    Если однородные члены предложения соединены неповторяющимися противительными союзами, то между ними ставится запятая (Это сделал не я, а он. ).

    Е сли однородные члены предложения соединены неповторяющимися соединительными или разделительными союзами, то запятая между ними не ставится (В класс зашли Мария и Оксана. Это написал Пушкин или Лермонтов? ).

    Не ставится запятая перед союзом да и (Возьму да и уеду. ) и перед союзом и, если после него следует указательное местоимение тот, та, то, те (Дети и те справятся с этим заданием. ).

​​​Однородные члены предложения, соединённые повторяющимися союзами

    Запятая ставится перед повторяющимися союзами и...и, да...да, ни...ни, или...или, ли...ли, либо...либо, то...то и т.д. (В этом магазине можно купить и тетради, и ручки, и книги.). Примечание . Запятая при однородных членах предложения, соединённых повторяющимися союзами, ставится после каждого однородного члена (На концерт пришли учителя, и ученики, и их родители.).

    Если однородные члены тесно связаны по смыслу, то между ними запятая не ставится (Были и лето и осень дождливы. ),

    Запятая также не ставится, если однородные члены предложения входят в состав цельных выражений (ни рыба ни мясо, ни то ни се, ни свет ни заря ).

    Сочинительный союз и может соединять однородные члены предложения попарно, и тогда пары отделяются друг от друга запятыми, а внутри пар запятая не ставится (Взрослые и дети, птицы и живтоные - все радовались приходу весны! ).

    Перед второй частью двойного союза ставится запятая (Мне столько же лет, сколько и тебе); двойные союзы - это как...так и, не так...как, не столько...сколько, не только...но и, хотя и...но, если не...то, столько же...сколько, насколько...настолько.

Обобщающие слова при однородных членах предложения (основные случаи)

    [О: о, о, о] На собрание явились все: учителя и ученики.

    [о, о, о - О] Дети, старики, женщины - все смешалось в живом потоке.

    [О: о, о, о -...] И все это: и река, и прутья вербы, и этот мальчишка - напоминало мне далекие дни детства.

    [о, о, о - вводное слово, О] Дети, старики, женщины - словом, все смешалось в живом потоке.

    [О, вводное слово: о, о, о] На собрание явились все, а именно: учителя и ученики.

Знаки препинания при повторяющихся словах

Запятая ставится:

  1. Если а предложении повторяется одно и то же слово для передачи длительности или интенсивности действия, то ставится запятая (Еду, еду я по полю домой. );
  2. Если повторяющиеся слова представляют собой лексическое образование, которые являются как бы одним сложным словом, то они пишутся через дефис (Далеко-далеко за морем. );

Запятая не ставится, если:

    Повторяются сказуемые, а между ними стоит частица так (Ехать так ехать. );

  1. Повторяется одно и то же слово (возможно в разных формах) и второе слово употребляется с отрицательной частицей не (Увидел куст не куст, дерево не дерево ).

​​​​​​​
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами предложения


Обособление определений

​​​​​​​а) Обособляются:

распространенные определения, выраженные причастными оборотами или прилагательными с зависимыми словами, стоящие после определяемого слова (Я увидел старушку, несущую большую сумку, и решил ей помочь.);

два или больше одиночные определения, стоящие после определяемого слова (Пришла весна, солнечная, яркая.);

одиночное определение, стоящее после определяемого слова, если оно имеет дополнительное обстоятельственное значение (чаще причинное или уступки) (Мама, уставшая, села в кресло.);

распространённые или одиночные определения, стоящие непосредственно перед определяемым словом, если они имеют дополнительное обстоятельственное значение (Едва живые, они добрались до города.);

распространенное или одиночное определение, если оно оторвано от определяемого слова другими членами предложения (Залитые солнцем, стлались за рекой гречаные и пшеничные нивы.);

определение, если определяемое слово является личным местоимением (Она, раскрасневшаяся, выбежала во двор.)

несогласованные определения, для того чтобы оторвать их от соседнего члена предложения или если нужно подчеркнуть передаваемое ими значения (Мальчики, в черных костюмах, с букетами цветов, шли поздравлять своих учителей в 8 Марта.).

б) Не обособляются:

распространенные определения, выраженные причастными оборотами или прилагательными с зависимыми словами и не имеет значений, стоящие перед определяемым словом (Вошедший в класс мальник - наш новый ученик.);

распространенные определения, выраженные причастными оборотами или прилагательными с зависимыми словами, зависящие от неопределенного местоимения и стоящие за ним (Я увидел нечто похожее на сарай.).

Обособление приложений

Обособляются:
а) запятыми

распространенные приложения, выраженные существительным с зависимыми словами, которые стоят после определяемого слова (реже - перед) (Старуха, Гришкина мать, умерла, но старики, отец и тесть, были еще живы.);

приложения, зависящие от личных местоимений (Я, Иванов Иван Иванович, заявляю...);

одиночные приложения, которые относятся к нарицательному существительному с пояснительными словами (Тут на широкой улице встретился им повар генерала Жукова, старичок.);

приложения, зависящие от имен собственных, если они стоят после определяемого слова (Вчера Иван Петрович, директор школы, собрал нас в актовом зале.);

приложения, выраженные именем собственным, если перед ними без изменения смысла можно поставить а именно, то есть (Следующий по списку, Силин, оказался рослым ц широкоплечим мужчиной.);

приложения, которые присоединяются союзом как или словами по имени, по фамилии и т.д. и которые имеют дополнительное обстоятельственное значение (Как честный человек, он теперь должен на нее жениться.);

приложения, перед которыми можно поставить слова а именно (Он сломал дерево -дуб.); - распространённые приложения, стоящие в конце предложения (Высоко в небе сияло солнце - очень чистое и жаркое солнце киевского лета.);

приложения, относящиеся только к одному из однородных членов (Я познакомился с моей двоюродной сестрой, Мишей - ев женихом, Павлом и Оксаной.).


Обособление дополнений

Дополнения могут обособляться и не обособпяться в зависимости от смысловой нагрузки, которую вложил в предложение автор.

Обычно обособляются обороты, условно называемые дополнениями, которые выражены существительными с предлогами кроме, за исключением, вместо, помимо, исключая и т.д. и которые имеют ограничительное или расширительное значение (Рассказ мне очень понравился, за исключением некоторых деталей.).

Обособление обстоятельств

​​​​​​​а) Обособляются:

распространенные обстоятельства, выраженные причастными оборотами, и одиночными обстоятельствами, выраженные деепричастиями (Войдя в комнату, он поздоровался со всеми присутствующими. Очнувшись, я долго не мог понять, где я нахожусь.);

обособляются обстоятельства, выраженные наречиями или существительными, если они поясняют или уточняют другие обстоятельства (места и времени); обычно структура такова: до? (обстоятельство, являющееся главным) где именно? (зависящее обстоятельство); Когда? (обстоятельство, являющееся главным) когда именно? (зависящее обстоятельство): В комнате, в углу, стоит шкаф. Позже, лет через десять, ты пожалеешь о своих словах.

обстоятельства, вводимые словами помимо, несмотря на, как-то, не считая, вопреки и т.д., которые уточняют или ограничивают смысл определяемых слов (обязательным является обособление только конструкции, начинающейся с не смотря на): Не смотря на мороз, они поехали в лес.

устойчивые выражения, выраженные причастным оборотом, которые выступают в роли вводных выражений (По совести говоря, мне это не нравится.)

б) Не обособляются:

одиночные деепричастия, которые не обозначают добавочного действия и близки к наречиям (Сестра не спеша раскрыла свою сумку.);

обстоятельства, выраженные деепричастиями с зависимыми словами, если они представляют собой устойчивое сочетание (Они работали засучив рукава.)

Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения

Обособляются:

слова, уточняющие содержание предложения, но не связанные с предыдущим выражением какими-нибудь специальными словами (перед уточняющим выражением можно поставить слова а именно без изменения смысла): Пять домов, два на главной улице и три в переулке, сданы в пользование.

Примечание. Иногда вместо запятой ставится тире.

чаще всего уточняющими членами предложения являются обстоятельства места и времени, а также определения (Он пошел направо, по дороге. Это большая работа, в пятьсот страниц.)

присоединительные словосочетания, вводимые словами даже, особенно, в том числе и др., которые вносят дополнительные замечания и разъяснения (Он написал большое сочинение, и притом хорошее.)

Знаки препинания при сравнительных оборотах

1. Сравнительные обороты, начинающиеся со слов словно, будто, нежели, точно и т.д. выделяются запятыми (Кино мне нравится больше, чем/нежели театр.)
2. Обороты с союзом как выделяются запятыми:

    если они обозначают уподобление и не содержат никаких дополнительных оттенков значения (Ночь приближалась и росла, как грозовая туча.);

    если перед оборотом есть указательные слова так, такой, тот, столь (Черты лица у него были те же, как и у сестры.);

    если оборот вводится в предложение сочетанием как и (Я бывал в Лондоне, как и в других европейских городах.);

    если это сочетание типа не кто иной, как и не что иное, как (Впереди возвышалось не что иное, как высокий дворец.).

3. Обороты с союзом как не выделяются запятыми:

    если в обороте на первом плане обстоятельственное значение (Перстенек как жар горит.- можно заменить сочетанием горит жаром),

    если на первом плане значение приравнивания или отождествления (Я вам это говорю как врач.),

    если оборот входит в состав сложного сказуемого или тесно связан с ним по смыслу (Работа как работа.),

    если оборот является устойчивым выражением (Все шло как по маслу.),

    если перед оборотом стоит отрицательная частица не (Поступил не как патриот.).

Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях

Вводные слова и словосочетания.
- вводные слова и словосочетания выделяются запятыми (Вы, по-видимому, не разделяете наши взгляды.),

если вводное словосочетание образует неполную конструкцию, т.е. пропущено какое-либо слово, которое можно восстановить из контекста, то вместо запятой ставится тире (С одной стороны, она не умевгготовить, с другой - она хочет этому научиться.).

знаки препинания при однородных членах предложения с обобщаемым словом при наличии вводного слова или словосочетания:

[О, вв. ел.: о, о, о] На собрание явились все, а именно: учителя и ученики.

[о, о, о - вв. ел., О] Дети, старики, женщины - словом, все смешалось в живом потоке.
некоторые слова могут быть как вводными и выделяться запятыми, так и членами предложения:

является вводным словом

не является вводным словом

Указывает связь мыслей, порядок изложения
- дает оценку факту с т. зр. говорящего (Да входите же, наконец!)

Равно по значению с после всего, напоследок, в результате всего

в конце концов

Та же функция, что и у "наконец" (Да замолчите же, в конце концов!)

- (Мы шли, шли и наконец пришли.) - та же функция, что и у "наконец". (Они долго спорили и в конце концов приняли решение, которое устраивало всех.)

Стоит в середине или в конце предложения (Посмотрите, однако, как он заговорил!)

Стоит в начале предложения или между однородными членами предложения и является противительным союзом (Я не хотел с ней больше видеться, однако пришлось.)
Исключение: в предложениях типа: «Однако, холодная нынче весна!» слово «однако» стоит в начале предложения, на выступает в роли междометия и выделяется запятой

Обычно выступает в роли водного слова (Конечно, я вам помогу.)

Может выступать в роли частицы
(Я конечно б сходил туда...)

Если равно по значению словам следовательно, стало быть
(Я не видел ев сегодня в школe, значит, она действительно заболела.)

Если в предложении играет роль сказуемого (по значению приближено в слову означает)
(Она значит для меня слишком много, чтобы обмануть ее.)

Если равно по значению сочетанию вообще говоря
(Вообще, это очень интересно)

В других значениях
(Он вообще запрещал выходить на улицу после двенадцати)

главным образом

Если равно по значению сочетанию самое главное
(Чтобы подготовиться к занятию, необходимо прочитать теорию и, главным образом, выполнить задания.)

Если равно по значению словам преимущественно, в основном, больше всего
(Он выжил главным образом благодаря своим друзьям.)

во всяком случае

Если имеет ограничительно-оценочное значение
(Я, во всяком случае, этого не говорил.)

Если имеет значение при любых обстоятельствах
([Во всяком случае он никогда не оставит прежнего своего питомца.)

В свою
очередь

Если употребляется в переносном значении. (Различаются такие второстепенные члены, как определение, дополнение и обстоятельство, в группе последних, в свою очередь, обстоятельством места).

Если употреблено в значении, близком к прямому
(«А ты?» - спросил я у Лены в свою очередь.)

если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного распространенного члена предложения, то оно от него запятой не отделяется, а если оно в середине, то оно вьщеляется запятыми (Молодой человек, по-видимому недавно окончивший институт, делал при ответах много ошибок. Молодой человек, недавно, по-видимому, окончивший институт, делал при ответах много ошибок.)

если вводное слово можно опустить или переставить, тогда оно отделяется запятой от предшествующего сочинительного союза; если же такое невозможно, то запятая ставится только после вводного слова, а на границе между союзом и вводным словом на ставится (Во-первых, он очень занят и, во-вторых, он не хочет тебя видеть. Несчастье его нисколько не изменило, а напротив, сделало еще сильнее.)

вводные предложения выделяются: запятыми, если они небольшие по объему (Вот у меня, вы знаете, все всегда получалось.) или если они вводятся при помощи союзов как, сколько, если (Сегодня, как сообщают газеты, в центре Москвы состоится митинг.);

тире, если они распространены (Они - я это сразу заметил - хотели поскорей от меня отделаться.);

скобками выделяются вставные конструкции (в отличие от вводных предложений они не выражают отношение говорящего к сказанному, а содержат какие-то попутные или добавочные замечания): Однажды вечером (это было осенью 1912 года)...


Знаки препинания при обращениях

обращения отделяются от других членов предложения запятыми (Алеша, подойди ко мне, пожалуйста.),

иногда после обращения, стоящего в начале предложения, ставится восклицательный знак (Кирилл! Ну что ты там так долго?),

частица о, стоящая перед обращением, не отделяется от него запятой (О Москва, ты такая красивая!),

между повторяющимися обращениями, соединенными союзом а ставится запятая, а после самого союза -не ставится (Пал, а пал, купи мне эту игрушку.),

если два обращения соединены неповторяющимся соединительным союзом, то между ними запятая не ставится (Здравствуй, солнце да утро веселое).


Знаки препинания при междометиях, утвердительных и отрицательных словах

междометия от членов предложения отделяются запятыми (Жизнь, увы, не вечный дар.),

если междометие произносится с восклицательной интонацией, то вместо запятой ставится восклицательный знак (Ура! Наши побеждают в матче)),

частицы о, ну, ах, ох, которые употребляются для усиления смыслового оттенка, запятыми не выделяются (О да, вы совершенно правы. Ах вот ты какой! Ну нет, это уж слишком.),

слово да (выражает утверждение) и слово нет (выражает отрицание) отделяются от предложения запятой или восклицательным знаком (Да, это именно то, что я хочу сказать. Нет, вы заблуждаетесь.)

Знаки препинания в сложных предложениях

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

Между простыми предложениями в составе Сложноподчинённого ставится запятая, не зависимо от тога, каким союзом оуи соединены: соединительным, противительным, разделительным, присоединительным или пояснительным (Небо нахмурилось, и вскоре разразилась гроза. Он уже все забыл, а она никак не могла его простить. То ли это солнце светит очень ярко, то ли у меня зрение стало совсем плохим.).

Если явления, о которых говорится в частях (сложносочиненного предложения, быстро следуют друг за другом или противопоставлены друг другу, то ставится тире (Выстрелила ракета - и все кругом загрохотало.).

Запятая не ставится:

если части сложносочинённого предложения имеют общий член предложения или общее придаточное предложение и если они соединены соединительными союзами и, да (в значении и) или разделительными союзами или, либо, то между ними запятая не ставится (По улицам мчались автомобили и гремели трамваи. Когда начался дождь, игра прекратилась и все пошли дамой.).

между назывными предложениями, соединенными соединительными союзами и, да (в значении и) или разделительными союзами или, либо (Прогулка по парку и катание на велосипеде.),

между вопросительными предложениями, соединенными соединительными союзами и, да (в значении и) или разделительными союзами или, либо (Когда мы выезжаем и во сколько отходит поезд?)

Два безличных предложения я составе сложносочиненного предложения разделяются запятой (Стемнело, и стало прохладно.), НО если сказуемые однородны по значению, то запятая не ставится (Надо вымыть пол и затем следует вытереть его насухо.)


Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

, (),().

, (), () и ().

И (), и (), и (). (после главного предложения перед первым придаточным запятая не ставится)

, (), и (), и ().

, () и (), () и ().

Он сказал, что погода улучшиться и (что) мы поедем на пикник.
Славик держится одинаково ровно и когда сердится, и когда очень доволен.

Если придаточное предложение стоит перед или после главного, то оно отделяется запятой (Когда я пришел домой, все уже спали. Слава тех не умирает, кто за отечество умрет.). Если придаточное предложения стоит в середине главного, то оно выделяется запятыми с двух сторон (Вечером, когда работать уже не было сил, я ходил на набережную.).

Если придаточное предложение присоединяется к главному при помощи союзов потому что, оттого что, к тех пор как, для того чтобы, несмотря на то что и т.д., то запятая ставится только один раз либо перед всем сложным союзом, либо перед его второй частью (Я не пришёл, потому что у меня было много дел. Я пришел для того, чтобы выразить вам свое соболезнование.)

Если придаточные предложения зависят от одного и тою же члена главного предложения, то правила постановки знаков препинания между ними такие же, как при однородных членах предложения:

При стыке двух подчинительных союзов или подчинительного и сочинительного союзов запятая между ними ставится только если опущение придаточного предложения не потребует полной перестройки предложения (Маша сказала, что, когда придет в следующий раз, при- ведет своего жениха.); если же вторая часть придаточного предложения начинается со слов то, как, но, то запятая не ставится (Маша сказала, что когда придёт в следующий раз, то приведёт своего жениха.)

Иногда при интонационном подчеркивании перед придаточными изъяснительными и условными с союзом ли ставится не запятая, а тире (Мне прислали какие-то книги, но какие - не знаю пока.)


Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Между частями бессоюзного сложного предложения может ставится:

запятая, если части независимы друг от друга, но объединены по смыслу (Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела.),

точка с запятой, если внутри одной или обеих частей есть запятые или если предложения отдалены дуг от друга по смыслу (предложение распадается на две смысловые части): Герасим схватил Муму. стиснул её в своих объятьях; она в одно мгновение облизала ему нос, глаза, усы и бороду.

двоеточие, если

второе предложение объясняет причину или повествует о следствиях того, о чём говорится в первом предложении (Всю дорогу молчали: разговаривать мешал шум мотора.),

если в первом предложении есть слова увидеть, услышать, узнать и т.д., которые подсказывают читателю, что далее последует изложение каких-то фактов (Я понял: она хотела, чтобы я ушёл.),

тире, если

первое предложение обозначает условие или время (Больше уроков - больше знаний. Лес рубят - щепки летят);

когда второе предложение имеет значение сравнения (Посмотрит - рублём одарит.);

во второй части содержится какая-то неожиданная информация или указание на быструю смену событий (Сверкнула молния-начался.);

если во второй части есть резкое противопоставление по отношению к первой части (Хоnели как лучше - получилось как всегда.).


Знаки препинания при прямой речи и цитировании

П - прямая речь

«П...»-а. .

Она спросила: «Где ты был?»

«Где ты был?»-спросила она.

«П,-а,-п».

«П!-а. -П».

«П...-а.-П».

«Я даже не знаю, как его зовут, - сказала она, - и где он живёт».

«Не хочу я туда идти», - сказала она и спросила: «Чем ты сегодня весь день занимался?»

А: «П», - а.

А: «П!» - а. А: «П...»-а.

Он сказал: «Я очень устал», - и сразу же замолчал.
Знаки препинания при цитировании.

Если цитата состоит из нескольких абзацев, то кавычки ставятся в начале и в конце всего отрывка.

Если цитата синтаксически связана с текстом, то, она заключается в кавычки, но пишется с маленькой буквы (Пушкин писал, что «привычка свыше нам дана».)

Цитирование можно оформить как прямую речь. (Пушкин сказал: «Привычка свыше нам дана».)

Если цитата взята не полностью, то на месте пропуска, или в начапе, или в конце (В зависимости оттого, где урезан текст) ставится многоточие. Бели предложение в таком случае начинается с цитирования, то оно оформляется следующим образом:»...Цитирование» сам текст. (Большая бук-ва пишется даже если в оригинале написана строчная).

Сочетание знаков препинания, авторское употребление знаков препинания

При встрече запятой и тире, пишется и запятая и тире (Женщина, выступающая на сцене, - моя мать.),

При встрече кавычек:

с точкой сначала пишутся кавычки, а потом точка Она сказала: «Заходите».),

с вопросительным знаком, восклицательным знаком или многоточием при прямой речи сначала пишется вопросительный знак, восклицательный знак или многоточие, потом кавычки. Даже если это конец всего предложения, после кавычек точка не ставится (Она спросила: «Что Вы думаете по этому вопросу?»),

с этими же знаками, но когда в кавычки заключены только определённые члены предложения, восклицательный знак, вопросительный знак и многоточие ставятся в зависимости от построения всего предложения (Вы когда-нибудь смотрели «Белое солнце пустыни»?),

Если запятая оказалась перед закрывающей или открывающей скобкой, то она пропускается, если после закрывающей - остаётся.

Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку

в 2013 году выпускников МБОУ Самагалтайской сош №1.

В 2013 году в государственной итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ участвовало 23 выпускников школы. Анализ полученных данных позволяет сделать вывод о стабильности результатов экзамена, подтверждает достигнутый в предыдущие годы средний

уровень обученности выпускников МБОУ Самагалтайской сош №1.

Средний тестовый балл единого государственного экзамена по русскому языку по школе -62%, по сравнению с прошлым годом повысился на 9%(53%).

В этом году все выпускники преодолели минимальный порог -36 баллов.

Максимальный балл - 82 получила Болат-оол Диана.

На основе полученных результатов ЕГЭ можно выделить три уровня выполнения экзаменационной работы: минимальный, удовлетворительный, хороший. В соответствии с этими уровнями формируются три группы учащихся, имеющих разное качество подготовки по предмету.

Качество знаний- 64 %

% успеваемости - 100 %

Уровень выполнения

тестовых заданий ЕГЭ

Первичный

балл

Тестовый

балл

Количество

участников

Процент

низкий

0-16

0-35

удовлетворительный

17-37

36-56

34,7%

хороший

38-53

57-72

отличный

54-64

73-100

4,3%

Результаты выполнения заданий с выбором ответа (А) .

С заданиями части А почти полностью справились 8 сильных учащихся (по 1-2 ошибки)- Балган А.-Х,Болат-оол Д.,Даваа К., Доктуут К.,Могуш А., Санчат-оол С, Увангур А, Тас Б.(35%).

Очень много ошибок в этой части у 2 учащихся- Делег Д.-Б., Соян К.

Остальные справились примерно на 75 %.

Выполнение заданий с кратким ответом (часть В).

Часть 2 (В) состоит из 8 заданий открытого типа с кратким ответом. Все задания второй части работы (В1–В8) относятся к высокому уровню сложности.

С заданием В8(Языковые средства выразительности) 100% справились 10 учащихся(43,4%). Данное задание полностью провалено 2 учащимися. Остальные11 учащихся справились на 60 %.

Самыми сложными оказались задания В4,В5,В6 (В4 Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Виды предложений по наличию главных членов: двусоставные и односоставные. В5 Простое осложненное предложение. В6 Сложное предложение).

Куулар С.-Б., Соян К., Санчат-оол О., Чооду Аялга- плохо справились с частью В.

Задания типа В с кратким ответом ориентированы главным образом на проверку лингвистической компетенции экзаменуемых. Затруднения в заданиях этого типа в том, что для анализа предлагается более сложный, чем в заданиях с выбором ответа, языковой материал, причем предъявляется он не в виде изолированных языковых примеров (слов, словосочетаний,

предложений), а на материале текста.

Выполнение заданий с развернутым ответом (часть С)

Третья часть экзаменационной работы проверяет состояние практических

речевых умений и навыков и дает представление о том, владеют ли выпускники школы монологической речью, умеют ли аргументировано и грамотно излагать свою точку зрения, что немаловажно не только для успешной учебной деятельности, но и для дальнейшего профессионального образования выпускника.

Основные результаты выполнения части С.

Результаты выполнения части С выпускниками с разной подготовкой

Часть С выполнили всего 19 учащихся из 23.

Экзаменуемые по-разному выполняют задание С1 части 3 экзаменационной работы,

демонстрируют различные уровни развития коммуникативной и языковой компетенций:

овладения умениями и навыками, связанными со смысловым анализом текста и созданием

собственного речевого высказывания заданного типа речи в соответствии с

грамматическими и лексическими нормами, а также правилами орфографии и пунктуации.

Экзаменуемые в большей степени овладели способностью формулировать проблему, поставленную автором текста и определять позицию автора по отношению к этой проблеме, чем умением комментировать поставленную проблему и аргументировано выразить свою точку зрения. Фактических ошибок в фоновом материале было мало.

Уровень практической грамотности экзаменуемых в этом году оказался высоким. Пунктуационная и орфографическая подготовка экзаменуемых выше(по сравнению с прошлым годом) .

Таким образом, анализ результатов выполнения 3 части экзаменационной работы позволяет сделать вывод, что недостаточен уровень аргументации собственного мнения: ученики затрудняются в поисках аргумента – их уровень образования и общий кругозор не всегда позволяют это сделать.

ВЫВОДЫ:

Остаются недостаточно усвоенными разделы речеведения, связанные с интерпретацией содержания текста, комментарием проблематики текста, выяснением способов и средств связи предложений.

При подготовке выпускников к выполнению заданий Единого государственного экзамена по русскому языку необходимо настраивать учащихся на выполнение всей работы полностью.

  1. Использовать результаты ЕГЭ по русскому языку в 2013 г. при организации подготовки к экзамену в следующем учебном году.
  2. Важно добиться, чтобы задания базового уровня могли выполнить все школьники.
  3. Вести в системе исследовательскую работу с текстами, используя компетентностный подход к обучению.
  4. Использовать на уроке блочно-модульную подачу материала, обеспечивающую комплексное повторение.
  5. Регулярно проводить онлайн-тестирование и репетиционные тестирование и обеспечить открытый учёт знаний, чтобы учащийся видел динамику результатов обучения.
  6. Н есмотря на то, что сложные задания выполняют в основном сильные ученики, эти задания должны использоваться в учебном процессе, коллективно обсуждаться, так как они развивают мышление школьников, способствуют формированию умения применять знания в нестандартных ситуациях.

Руководитель ШМО учителей русского языка и литературы Ондар М.С./____________/

июнь 2013 г.

Справка по итогам пробного школьного ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

Цель: отработать процедуру организации и проведения ЕГЭ; проверить уровень усвоения учащимися материала за курс средней школы.

Дата проведения: 19.03.2014

Организатор пробного ЕГЭ: ЗД по УВР Ооржак А.М.

19 марта 2014 года на базе МБОУ СОШ с.Дон-Терезин был проведен пробный ЕГЭ. В качестве заданий были взяты демонстрационные варианты КИМов 2013 и 2014 годов. Всего в классе 7 , отсутствующих на момент сдачи экзамена не было.

При проведении пробного ЕГЭ все участники строго руководствовались инструкцией по проведению единого государственного экзамена, соблюдалась вся процедура его проведения.

Результаты следующие:

Задание части А

Ф.И.О

Ооржак Азияна

Ооржак Ай-Мерген

Ооржак Айслана

Ооржак Долаан

Ооржак Монге

Ооржак Торепчи

Самбуулай Марьяна

Итого:

Индивидуальные результаты в баллах

ФИ учащегося

Верно(баллы)

Неверно (баллы)

Ооржак Азияна

Ооржак Ай-Мерген

Ооржак Айслана

Ооржак Долаан

Ооржак Монге

Ооржак Торепчи

Самбуулай Марьяна

Задание части В

Ф.И. уч-ся

Верно

Не верно

Ооржак Азияна

+++-

Ооржак Ай-Мерген

----

Ооржак Айслана

++++

Ооржак Долаан

----

Ооржак Монге

----

Ооржак Торепчи

----

Самбуулай Марьяна

++++

Задание В выполнили:

В1- 7

В2-7

В3-7

В4-6

В5-2

В6 – 0;

В7 – 4

В8 –3 (частично)

Задание части С

Ф.И. уч-ся

К10

К11

К12

Общее кол-во баллов

Замечания

Ооржак Азияна

Объем небольшой.

Ооржак Ай-Мерген

Работа не выполнена

Ооржак Айслана

15 б.

Ооржак Долаан

Задание не выполнено

Ооржак Монге

Задание не выполнено

Ооржак Торепчи

Задание не выполнено

Самбуулай Марьяна

Ооржак Айслана

Ооржак Долаан

Ооржак Монге

Ооржак Торепчи

Самбуулай Марьяна

% качества знаний/%успеваемости

43%/100%

Выводы:

  1. По сравнению с предыдущими работами в результатах ЕГЭ наблюдается положительная динамика. Ученикам, не преодолевшим минимальный порог, удалось выполнить задания КИМов. Следовательно, повысился показатель % качества образования и успеваемости.
  2. Мальчики по-прежнему не справляются при выполнении задания части С, предусматривающего написание сочинения-рассуждения.
  3. У выпускников выработались навыки заполнения бланков регистрации и бланков ответов.

1.По результатам пробного тестирования по русскому языку учителю- предметнику следует обратить внимание на повторение вопросов, которые вызвали у учащихся затруднение при выполнении части А:

Деепричастный оборот (А4,В5);

Синтаксические нормы (А5);

Орфография (А17);

Правописание НЕ и НИ(А18);

Правописание служебных частей речи (А 19);

Пунктуация в сложном предложении (А 26, В 6);

Функционально-смысловые типы речи (А 29);

Лексика (А 30);

Средства выразительности (В8).

В части С – выработать навыки работы с текстом. Есть ученики, которые совсем не приступили к выполнению задания (Ооржак Ай-Мерген, Ооржак Долаан, Ооржак Монге, Ооржак Торепчи).

2. Результаты экзамена рассмотреть на заседании ШМО гуманитарного цикла.

Справку составила учитель русского языка и литературы:__________/Монгуш И.В./