Анализ стихотворения Сергея Есенина «Я покинул родимый дом…. «Я покинул родимый дом…», анализ стихотворения Есенина - Сочинение любую на тему Я покинул родимый дом тема

Стихотворение Сергея Есенина “Я покинул родимый дом” было написано в 1918 году. Его идея зародилась в период, когда поэт находился в разлуке с родными, малой Родиной. Вам предлагается краткий анализ “Я покинул родимый дом” по плану. Он будет полезен при изучении произведения на уроке литературы в 8 классе.

Краткий анализ

История создания - стихотворение создано в 1918 году, когда поэт покинул село, в котором родился и вырос, в нем отразились последствия переезда: грусть по прошлому, переживания поэта.

Тема - стих отражает тему, сквозную для лирики Есенина – любовь к малой Родине, тоска по ней.

Композиция – линейная, можно выделить четыре последовательные части: воспоминания о матери, отце, печаль о том, что расставание не скоро закончится и сопоставление самого поэта с кленом, который “стережет голубую Русь” , так любимую Есениным.

Жанр - произведение относится к жанру лирического стихотворения.

Стихотворный размер - произведение состоит из четырех строф, представляющих собой четверостишия, написанные анапестом (трехсложный размер с ударением на последний слог), используется точная и неточная, мужская рифма, способ рифмовки – перекрестный АВАВ.

Метафоры - “березняк над прудом теплит… грусть” , “Золотою лягушкой луна распласталась…” , “седина у отца пролилась в бороде” .

Олицетворения “долго петь и звенеть пурге” , “Стережет голубую Русь старый клен на одной ноге” .

Эпитеты “голубую Русь” , “Золотою лягушкой” , “на тихой воде”.

Сравнение - “Словно яблонный цвет, седина”.

История создания

Стихотворение было написано молодым поэтом в 1918 году, когда он уехал из родного села, оставив там все, что ему дорого. Тоска по малой Родине вылилась в строки: “Я покинул родимый дом, голубую оставил Русь” . Это произведение хорошо отражает общую картину всей дореволюционной лирики Есенина, который любит родную страну, переживает за ее судьбу, скучает по родным местам. Стих был опубликован в разгар славы поэта, ведь еще ри-четыре года назад он был неизвестен широкой публике.

Тема

Тема стихотворения “Я покинул родимый дом” – родина, тоска по знакомым с детства местам, привязанность к дому и семье. Поэт вспоминает местность, в которой жил, ярко описывает ее: “В три звезды березняк над прудом” , “Золотою лягушкой луна” . Такое описание отчетливо рисует нам образы – прекрасной “голубой” Руси с ее удивительной по красоте природой, дома, оставленного поэтом, родителей, печалящихся по сыну и заметно стареющих: “Теплит матери старой грусть” , “…седина у отца пролилась в бороде” .

Родина для поэта – это и березняк, и отражающаяся в воде желтая луна, и яблонный цвет, и клен, который “стережет голубую Русь” .

Композиция

В произведении нельзя выделить какой-либо сюжет и его развитие, но поэт последователен в описании. Так, в первой строфе он сообщает читателю, что распрощался с родным домом, вспоминает о матери. Во второй строфе Есенин говорит об отце. В третьей части он переживает о том, что не скоро снова увидит родных, так как долго еще “петь и звенеть пурге” . Завершается стихотворение описанием образа клена, который для лирического героя представляется стражем Руси, дома поэта. Есенин ассоциирует себя с этим с ним: “тот старый клен головой на меня похож” . Автор не возвращается к уже упомянутому, поэтому композицию можно назвать линейной.

Жанр

“Я оставил родимый дом” представляет собой лирическое стихотворение. Стих состоит из четырех строф по четыре строчки (катрен). Поэт использует разные виды рифмы: точную (дом – прудом, воде – бороде), неточную (Русь – грусть, в нем – клен), мужскую – ударение всегда падает на последний слог: дом, Русь, прудом, грусть, луна, воде и так далее. Рифмовка – перекрестная, рифмуются первая и третья, вторая и четвертая строки.

Средства выразительности

Стихотворение написано с использованием различных художественных средств, благодаря чему читатель представляет красочную картину, описываемую поэтом.

Есенин использует много метафор : “березняк над прудом теплит… грусть” , “Золотою лягушкой луна распласталась…” , “седина у отца пролилась в бороде” . Кроме того, наблюдаются также и олицетворения : “долго петь и звенеть пурге” , “Стережет голубую Русь старый клен на одной ноге” , сравнение : “Словно яблонный цвет, седина” . Разнообразны эпитеты , примененные автором: “голубую Русь” , “Золотою лягушкой” , “на тихой воде” .

Интересным представляется способ, который характерен для Есенина как поэта. Он ассоциирует себя с природой. В данном случае – с деревом: “…тот старый клен головой на меня похож” . Такой прием не только отражает привязанность, неотделимость поэта от природы, русской земли, родины, но и рисует нам образ самого поэта. При этом он кажется старым, много пережившим, трудно представить, что это стихотворение написано 23-летним мужчиной.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.8 . Всего получено оценок: 21.

Сергей Есенин – необыкновенный любитель творчества. Это человек, который пишет изумительно прекрасные стихи, романтичные, и иногда печальные. В данный момент, Это стихотворение относиться тоже немного к печальному тону произведений. Есенин недаром дал стиху такое название. В 1918 году Есенин пишет стихотворение «Я покинул родимый дом».

Этот стих был написан от всей души поэта. Его мысли, чувства вылились в милозвучный стих, который поражает своей неподдельной грустью и искренностью в своей печали. Есенин пишет этот стих после того, как повидал свой дом. Это случилось после того, как он жил долгое время в городе, который являлся столицей. Есенин уехал туда только потому, что стал учиться в университете. Также, из-за работы в типографической печати различной литературы, у него вообще не оставалось времени на личное пространство, или хотя бы для того, чтобы повидать родных.

Он все это время, а ели быть точнее – несколько долгих лет, показавшиеся ему вечностью, просто еле выносил разлуку с домом и родными. Ему также хотелось просто увидеть родные места – там, где он родился и вырос. Там, где прошла его юность и стадия взросления. Но Есенина ждало разочарование, так как после долгой разлуки на несколько лет, он все же появился у родного дома, но был очень разочарован.

Ведь все вокруг изменилось, и даже дело не во внешнем виде, а в более глубоком плане. Даже его родные – мать и отец, стали как будто немного печальнее, и уже не такими беззаботными, как в дни его юности. Ведь прошла революция, и она все изменила. Стихотворение «Я покинул родимый дом» написано с грустью и сожалением о прошедших днях.

В первых же строках стиха написано о том, что поэт покинул не только свой дом родимый, но и навсегда оставил «Голубую Русь». Это сравнение родины с голубой Русью подмечено тонком и метко. Но эти времена той Руси миновали, а поэтому Есенин очень сильно переживает эти перемены, которые только тонкого душевного склада человек смог бы увидеть и почувствовать.

Поэт начинает понимать, что детство и юность никогда не повторятся, и его мир рушиться. Ему трудно это пережить, именно поэтому в его стихе есть строчки, где он утверждает, что никогда больше не сможет жить как раньше и не вернется на родину никогда! В стихотворении Есенин себя сравнивает со старым кленом, который не слишком любить перемены.

Анализ стихотворения Я покинул родимый дом по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Тургенева В дороге 6, 10 класс

    Стихотворение Тургенева «В дороге» воспроизводит перед читателями великолепную картину осени. Картина туманного утра, красоты осеннего леса описывает в своем стихотворении поэт. Но эта тематика не является основополагающей.

  • Анализ стихотворения Проселок Апухтина

    Наверное, проселок может выглядеть вполне интересной метафорой уникального русского пути. Вообще, менталитет разных наций вполне удобно сравнивать с различными типами дорог.

  • Анализ стихотворения Жуковского Певец сочинение

    Спустя 20 дней после Бородинской битвы, Жуковский выпускает своё новое творение «Певец», посвященное великой войне против Франции.

  • Анализ стихотворения Лермонтова Кавказ

    Написанное в начале девятнадцатого века стихотворение «Кавказ» до сих пор наполняет читателя свежим ветром гор, яркими впечатлениями. Здесь словами нарисована прекрасная картина

  • Анализ стихотворения Поэма без героя Ахматовой

    Одним из наиболее фундаментальных творений Ахматовой является Поэма без героя, которая охватывает различные периоды жизни поэтессы и рассказывает о судьбе самой Ахматовой, пережившей и творческую молодость в Петербурге, и блокадный город и много невзгод.

«Я покинул родимый дом» (1924). Центральным лейтмотивом лирического произведения является «родной дом», который придает стихотворению значительную эмоциональную напряженность. В стихотворении поэт воспевает малую родину, которая у него ассоциируется с голубой Русыо, с березняком над прудом, с луной, со старым кленом:

Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь.

В три звезды березняк над прудом Теплит матери старой грусть.

Цветовые эпитеты помогают Есенину характеризовать образ Руси, а также выявляют особенности его поэтики:

Увлеченность золотисто-голубыми тонами. По мнению литературоведа С. Кошечкина: «Цветопись – одна из характерных черт стихов Есенина. Она менее всего связана с украшательством. В цветописи, как верно заметил К.

Зелинский, «находят выход его «буйство глаз» и «половодье чувств», то есть взволнованное восприятие бытия и романтически приподнятое к нему отношение… На­строение поэта как бы опирается на цветные детали пейзажа, а они в свой черед обостряют чувство и мысль, выявляют их глубинное течение. От расслабленно­печального до тревожнодраматического – движение переживания. Уберите цветопись – и стих потускнеет». Лирический герой покинул дом: прервана родственная связь. Поэтому ведущим настроением стихотворения является грусть, тоска.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. В 1850-х годах Толстой создает большую часть своего стихотворного наследия. К этому периоду относится и известная миниатюра “Край ты мой,...
  2. Проникнутое грустью прощания, философское стихотворение «Мы теперь уходим понемногу» было создано Есениным после печального события – смерти поэта Александра Ширяевца....
  3. Мечтая стать поэтом, Сергей Есенин очень рано покинул родное село Константиново и отправился покорять Москву, не подозревая о том, что...
  4. Стихотворение “Сыплет черемуха снегом … ” – одно из ранних произведений Сергея Александровича Есенина, великого русского поэта. Как и многие...
  5. Все поэты размышляли о России, каждый пытался создать в своих произведениях ее неповторимый образ. Для Сергея Есенина Россия – это...
  6. Стихотворение С. А. Есенина “Снова пьют здесь, дерутся и плачут…” (1922) входит в цикл “Москва кабацкая” (1921 – 1924), в...
  7. Стихотворение «Сукин сын» написано Есениным в 1924 году. По мнению ряда исследователей творчества поэта, посвящено произведение Анне Сардановской. Считается, этой...

«Я покинул родимый дом…» (1924). Центральным лейтмоти­вом лирического произведения является «родной дом», который придает стихотворению значительную эмоциональную напря­женность. В стихотворении поэт воспевает малую родину, кото­рая у него ассоциируется с голубой Русыо, с березняком над прудом, с луной, со старым кленом: Я покинул родимый дом, Голубую оставил Русь. В три звезды березняк над прудом Теплит матери старой грусть. Цветовые эпитеты помогают Есенину характеризовать образ Руси, а также выявляют особенности его поэтики: увлеченность золотисто-голубыми тонами. По мнению литературоведа С. Кошечкина: «Цветопись - одна из характерных черт стихов Есе­нина. Она менее всего связана с украшательством. В цветописи, как верно заметил К. Зелинский, «находят выход его «буйство глаз» и «половодье чувств», то есть взволнованное восприятие бытия и романтически приподнятое к нему отношение… На­строение поэта как бы опирается на цветные детали пейзажа, а они в свой черед обостряют чувство и мысль, выявляют их глу­бинное течение. От расслабленно-печального до тревожно­драматического - движение переживания. Уберите цвето­пись - и стих потускнеет». Лирический герой покинул дом: прервана родственная связь. Поэтому ведущим настроением сти­хотворения является грусть, тоска.

Учитель русского языка и литературы : Жукова Т. В.

Тема урока : С.А. Есенин. Стихотворение «Я покинул родимый дом…». Анализ стихотворения.

Цель и задачи урока:

учебные – продолжить знакомство с жизнью и творчеством поэта; познакомить с содержанием стихотворения, совершенствовать умение анализировать лирическое произведение;

воспитательные – воспитывать любовь к своей малой родине, природе, любовь к России.

развивающие – совершенствовать навыки выразительного чтения, обогатить словарный запас.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная, групповая.

Техническое оборудование : компьютер, проектор, интерактивная доска.

План урока

1. Слово учителя.

2. Определение темы. Мини-концерт.

3. Словарная работа.

4. Работа по теме урока.

А). Слово о поэте.

Б). Прослушивание стихотворения.

В). Беседа по стихотворению.

Г). Анализ стихотворения.

5. Итоги урока.

6. Домашнее задание.

7. Рефлексия.

Ход урока

1. Определение к деятельности.

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям!

К уроку готовы? Тогда за работу!

Удачи желаю я вам

2. Слово учителя. (Вступление к теме.)

Русская литература богата великими поэтами. У каждого из них есть, как говорят, свой голос. Голос Пушкина звучен и полнокровен, голос Лермонтова проникнут звёздным ощущением загадочности мира, голос Некрасова звучит как народная песня.

Сегодня мы познакомимся со стихотворением поэта, с творчеством которого вы уже знакомы. А кто он, вы догадаетесь, прослушав стихотворения в исполнении ребят. Попробуйте угадать имя поэта и понять, какая особенность объединяет его стихотворения.

3. Определение темы урока. Мини-концерт.

Учащиеся читают наизусть стихотворения поэта (не вошедшие в учебник «Топи да болота…», «Нивы сжаты, рощи голы…», «Черёмуха»). Определяют тему урока, записывают её в тетради, называют особенности стихов поэта. (Термины, характеризующие отличительные черты поэтики Есенина, записаны на доске, их записывают в тетрадь).

Тема урока: С.А. Есенин. Стихотворение «Я покинул родимый дом…». Анализ стихотворения. (На доске)

4. Словарная работа.

    Так какая особенность объединяет стихотворения С. Есенина? Назовите их.

Музыкальность Задушевность

Напевность Лиричность

5. Работа по теме урока. Усвоение новых знаний.

    А теперь начнём работать по теме нашего урока.

1). Слово о поэте. (Сообщение уч-ся и презентация. Оценивание.))

2). Слово учителя. (Переход к прослушиванию и анализу стихотворения «Я покинул родимый дом…»).

    А сейчас вы прослушаете стихотворение С.А. Есенина «Я покинул родимый дом…» в актёрском исполнении и посмотрите иллюстрации к нему. (Прослушивание стихотворения в актёрском исполнении и просмотр иллюстраций.)

3). Работа с текстом стихотворения.

а). Рефлексия. Первичное восприятие текста.

    Верно ли, что после окончания школы поэт отправился в Москву.?

    Верно ли, что это произошло в 1912 году?

    Верно ли, что это стихотворение написано в 1918 году?

    Верно ли, что в этом году Есенину было 23 года?

    Верно ли, что прошло шесть лет после его отъезда из родных мест?

    А теперь выясним, какие события за это время произошли в России.

1914 год – начало Первой мировой войны. Есенин призван в армию, работает санитаром в военно-санитарном поезде.

1917 год – отречение от власти русского царя, две революции: Февральская и Октябрьская.

1918 год – международная интервенция, попытка захвата территорий России войсками стран – участников Первой мировой войны.

    Как вы думаете, какой след могли оставить эти события в душе поэта?

    Поэт пишет, что он «оставил Русь». Значит ли это, что он уехал из России? Какую Русь имеет поэт в виду? (В 1918 г. поэт не выезжал из России. Русь для него – древняя рязанская земля. Кстати, Рязань упоминается в летописи раньше Москвы, 1095 год.)

    Почему поэт называет Русь голубой ?

    Что мы представляем, когда читаем эти строки? (Нам кажется, будто мы видим постаревшую женщину, которая с грустью вспоминает сына, глядя на звёзды под берёзами. Грусть матери теплится, как лампада, на которую похожи три звезды над прудом.)

5. Физкультминутка.

Продолжение работы по теме урока .

б). Организация первичного контроля. Анализ стихотворения.

А сейчас мы займёмся анализом стихотворения. Для этого надо вспомнить выразительные средства, которые вы уже знаете. Назовите их. (Эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, оксюморон, звукопись, цветопись.) Работать будете в группах. Каждая группа выполнит определённое задание. (Учитель раздаёт каждой группе карточки с заданием.) После того, как вы всё сделаете, отчитаетесь о проделанной работе и дадите оценку работы группы (один из группы, старший группы). Кто это будет, решит группа. Перед работой вспомните правила работы в группе. (Правила в печатном варианте у каждой группы.)

1). Работа в группах.

Задание по группам.

1 группа. Задание: найдите в стихотворении все выразительные средства, которые в нём есть, определите их роль.

2 группа. Задание: найдите в стихотворении (в 2-ой и 3-ей строфах) звукопись, определите особенность звуков, часто повторяющихся, их количество. Докажите чтением.

3 группа. Задание: покажите цветопись стихотворения.

4 группа. Задание: определите время года, изображённое в стихотворении, докажите это текстом. Подготовьте выразительное чтение стихотворения.

2). Отчёт групп. (Самооценка и взаимооценка.)

3) Знакомство с новым выразительным средством.

Учитель.

    Ребята, обратите внимание на 4-ую строчку 1-ой строфы. Ничего необычного в построении предложения не заметили? Слова в предложении правильно расположены? Что произошло в предложении? (Перестановка слов.)

Учитель.

    Необычный порядок слов называется инверсией . (Запись термина из литературоведческого словаря учебника.) Есть ли ещё в стихотворении инверсия?

    Как вы думаете, что инверсия придаёт фразе? (Особую выразительность речи.)

6. Подведение итогов. Оценивание и выставление отметок.

    Скажите, пожалуйста, какие слова или словосочетания вы могли бы назвать «есенинскими», характерными только для поэта? («Родимый дом», «голубая Русь», «старый клён».)

7. Домашнее задание. (На доске и каждому учащемуся.)

    1). Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения « Я покинул родимый дом…» (все).

    а) найти выразительные средства, записать их в тетрадь;

    б) найти звукопись стихотворения.

    в) сделать иллюстрации к одному из стихотворений, используя цветопись.

8. Рефлексия. (На доске и каждому учащемуся.)

Продолжите фразу .

1. Сегодня я узнал…

2. Было трудно выполнять…

3. Теперь я могу…

4. Я научился…

5. У меня получилось…