Постановление районного суда по административному делу. Обжалование по административным делам

от 31/12/2018

Отмена уже состоявшихся по итогам рассмотрения административного дела решений возможна применением процедуры – обжалование по административным делам.

Исполнение решения суда начинается после вступления его в силу. Поскольку административные дела связаны с нарушением прав вследствие осуществления властных полномочий (доказательства такого факта – одно из условий и принятия его судьей к производству), в большинстве случае следует ходатайствовать о немедленном исполнении решения суда. Например, по важно признать их незаконными как можно скорее. Поэтому Кодекс административного судопроизводства по некоторым делам установил сокращенный срок для обжалования.

Апелляционное обжалование по административным делам

Вступает в силу спустя 1 месяц (как правило), либо через 15 дней при . Поэтому апелляционная жалоба подается до истечения указанных сроков с момента получения решения суда в окончательной части (не после оглашения в судебном заседании, а получения в письменной форме). Исключения: административный иск об оспаривании закона региона о роспуске представительного органа, правового акта о самороспуске, правовых актов по вопросу осуществления избирательных прав гражданами РФ, о помещении иностранца в специальное учреждение, госпитализации в психиатрическую больницу и др. (ст. 298 КАС РФ). Если срок апелляционного обжалования истек, вместе с жалобой подается ходатайство о восстановлении срока (или в тексте жалобы высказывается просьба об этом), иначе апелляционная жалоба будет возвращена.

Подавать апелляционную жалобу вправе лица, которые участвовали в деле, и их представители, а также все те, которые хоть в деле и не участвовали, но чьи права затронуты решением суда.

Апелляционная жалоба представляется в письменной форме в суд, который вынес решение по делу в первой инстанции (можно подать и сразу в апелляционную инстанцию, но рассмотрение дела тогда будет длиться дольше). Подсудность определяется достаточно просто: это вышестоящая судебная инстанция. Если административный иск рассматривался районным судом, значит жалоба адресуется суду субъекта РФ. Если судом субъекта РФ, значит в Судебную коллегию по административным делам ВС РФ, а если сразу в ВС РФ – в Апелляционную коллегию ВС РФ.

Апелляционная жалоба, помимо адресата, полного наименования сторон, должна содержать указание на то решение, которое обжалуется, основания его отмены и требование изменить или отменить решение, приложения. Подача апелляционной жалобы влечет незначительные в виде обязательной оплаты госпошлины в размере 150 руб. для граждан и 3000 руб. – для организаций.

Какие аргументы и требования приводить в апелляционной жалобе? Основания отмены решения суда установлены ст. 310 КАС РФ, при подготовке жалобы статью следует изучить и выбрать одно из оснований. Требование в жалобе должно быть сформулировано одним из следующих способов: отменить решение суда, изменить его полностью или в части или принять новое решение, направить на новое рассмотрение.

Апелляционная жалоба в случае принятия ее судом к производству будет рассмотрена по всем правилам , с извещением участвующих в деле лиц. Судебное разбирательство будет коллегиальным, ведется оно председательствующим судьей. Новые доказательства принимаются судом только при подтверждении факта объективной невозможности предоставления суду первой инстанции.

Кассационное обжалование по административному делу

Кассационному обжалованию подлежат уже вступившие в законную силу решения суда, прошедшие стадию апелляционного обжалования. Для инициирования указанного процесса в суд кассационной инстанции до истечения 6 месяцев после вступления решения суда первой инстанции в силу направляется кассационная жалоба. При пропуске срока либо в жалобе, либо в отдельном ходатайстве, заявитель должен высказать просьбу восстановить пропущенный по уважительным причинам срок.

Кассационная жалоба может быть подана одной из сторон административного дела, иными лицами (если решение затрагивает и нарушает их права), прокурор (если представитель этого органа участвовал в деле).

Заявитель обращается сразу в суд кассационной инстанции. Так как по правилам большинство административных дел рассматриваются районными судами, кассационная жалоба обычно подается в президиум суда субъекта РФ. Если в ходе апелляционного обжалования суд оставляет апелляционную жалобу без удовлетворения, но при этом приводит новые мотивы в обоснование обжалуемого решения, а заявитель с ними не согласен – кассационная жалоба подается в Судебную коллегию по административным делам ВС РФ.

Содержание кассационной жалобы идентично апелляционной. Однако при ее подготовке особое внимание следует уделить доказыванию существенного нарушения судами, рассматривавшими административное дело, норм материального или процессуального права. К жалобе в обязательном порядке прилагаются заверенные судом копии судебных актов, принятых по делу (их можно получить в канцелярии суда, который выносил соответствующий акт). Госпошлина рассчитывается аналогично, как при подаче апелляционной жалобы.

По итогам рассмотрения жалобы сначала принимается вопрос – передать ли ее на рассмотрение суда или отказать в такой передаче. Рассматривается жалоба в судебном заседании с извещением лиц, участвующих в деле, коллегиальным составом суда. Решение принимается большинством голосов судей. Результат будет объявлен в день заседания.

Обжалование в порядке надзора по административному делу

При неудовлетворительном итоге апелляционного и кассационного обжалования судебного решения, заключительным способом отменить ранее вынесенное решение станет пересмотр в порядке надзора.

Надзорная жалоба подается непосредственно в Президиум ВС РФ лицами, участвующими в деле или теми, чьи права нарушены в результате принятия оспариваемого акта суда. Обратиться с жалобой можно в течение 3 месяцев со дня вынесения последнего судебного акта по делу (кассационного определения).

Помимо общих требований к содержанию надзорной жалобы, как наименование суда, сторон, реквизитов всех вынесенных по делу судебных актов, указывается одно из оснований для отмены таких актов (или все сразу). Это – нарушение прав человека и гражданина, которые закреплены Конституцией РФ, международными нормами и договорами, нарушение публичных интересов или прав неопределенного круга лиц, а также нарушение в единообразия толкования и применения правовых норм. Причем в последнем случае необходимо привести примеры конкретных судебных решений и постановлений высших судебных органов. Госпошлина определяется согласно требованиям НК РФ.

Содержание:

Административное наказание – это самый часто используемый способ воздействия на граждан, совершивших противоправное действия. Главным отличием деяний, которые подходят под данную категорию являются то, что они не наносят существенного вреда обществу. Чаще всего против нарушителей используются такие виды наказаний, как предупреждение, штраф или административный арест. С этими понятиями хорошо знакомы автомобилисты и нарушители общественного порядка. Незнание закона не освобождает от ответственности, поэтому каждый гражданин должен знать, какие противоправные действия могут за собой повлечь такого рода наказание и как обжаловать решение суда по административному делу.

Привлечение к ответственности

После того, как в отношении правонарушителя был составлен протокол, он, вместе со всеми собранными по делу материалами передается в суд или должностному лицу, которое уполномочено рассматривать дела по административным правонарушениям. Вопрос о привлечении нарушителя к ответственности может решить:

  • - начальник подразделения МВД или его заместитель;
  • - судебный орган, который будет рассматривать дело по существу.

В первом случае дата и время рассмотрения вопроса начальником отдела полиции должны быть в обязательном порядке указаны в протоколе. При рассмотрении дела в суде нарушителю обязаны вручить повестку.

Куда подать жалобу на постановление по делу об административном правонарушении?

В соответствии с действующим законодательством РФ гражданин, по отношению к которому вынесено постановление об административном правонарушении имеет право его обжаловать. Подача жалобы происходит в установленном порядке.

Обжалование административных дел осуществляется:

  • - в вышестоящий орган;
  • - в суд.

Порядок и сроки подачи жалобы предусматриваются статьей 30 КоАП РФ . Важно помнить, что обжаловать решение о привлечении к административной ответственности можно в течение 10 суток с момента его вручения или предоставления копии. Если по каким-либо причинам этот период был пропущен, сторона имеет право обратиться в суд или к должностному лицу с заявлением о его продлении. В документе нужно указать, что именно стало причиной нарушения данного требования. Если судья или должностное лицо сочтет аргументы вескими, будет принято решение о восстановлении срока для подачи жалобы.

Конечно, гораздо проще, если жалобу на ранее принятое решение составит и подаст . Но, если обращение к специалисту невозможно, справиться с данной задачей можно и самостоятельно. Содержание документа четко регламентируется законодательством, а если заявитель случайно ошибется в выборе адресата, в течение трех суток, жалоба будет перенаправлена в соответствии с подведомственностью.

Обжалование вышестоящему должностному лицу или органу

Как обжаловать решение по административному делу, если решение о привлечении к ответственности принималось должностным лицом правоохранительных органов? Ответ на этот вопрос интересует практически каждого, кто привлекался таким образом к административной ответственности.

В этом случае обжаловать решение можно:

  • - вышестоящему должностному лицу;
  • - в вышестоящий орган.

Законодательство позволяет при этом обратиться с заявлением также к лицу, первоначально рассматривающему данное дело.

Заявитель должен позаботиться о том, чтобы собрать все имеющиеся доказательства, необходимые для того чтобы оспорить вынесение постановления. На рассмотрение материалов дается 10 дней. Вышестоящий орган или лицо может отменить принятое ранее постановление, смягчить наказание, отправить дело на новое расследование или оставить решение без изменений.

Полученный отказ можно оспорить в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящую судебную инстанцию.

Обращение в суд

Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает, что правонарушитель, против которого вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, может подавать жалобу непосредственно в суд. Выбор органа зависит от того, кем было вынесено первоначальное постановление.

Так, например, если документ был вынесен начальником отделения полиции, обращаться с жалобой нужно в районный суд. Туда же следует направлять заявления об оспаривании постановлений мирового суда. Для того чтобы обжаловать решение районного суда, следует обращаться в вышестоящий орган, это может быть областной или другой суд субъекта. Для изучения материалов и вынесения решения судебный орган имеет 2 месяца с момента получения жалобы.

Процедура рассмотрения жалобы

Лицо, обратившееся с заявлением о пересмотре постановления о привлечении к административной ответственности, присутствует при его рассмотрении. Уполномоченный орган проверяет обоснованность и законность принятого решения, пересматривает материалы, заслушивает объяснения правонарушителя и свидетельские показания. В результате выносится решение, которое может:

  1. оставить постановление без изменений;
  2. изменить наказание (при этом не допускается применение более жесткой санкции, наказание можно только смягчить, что позволит получить, например, штраф меньшего размера или ограничиться предупреждением взамен штрафа);
  3. полностью отменить постановление;
  4. отменить ранее принятое решение и вернуть дело на повторное рассмотрение;
  5. направить дело на повторное рассмотрение по подведомственности, если выяснилось, что постановление вынесло лицо, орган или судья, которые не имели на это права.

В процессе рассмотрения жалобы стороны могут заявлять отводы и ходатайства, привлекать дополнительных свидетелей или просить суд истребовать документы, которые могут иметь отношение к делу, если стороны не имеют возможности получить их самостоятельно.

Порядок обжалования водителем постановления об административном правонарушении и штрафа

Кодексом РФ об административных правонарушениях регулируются условия ответственности за совершение административных правонарушений, в том числе за нарушения правил дорожного движения. Водителя, которому ни разу не приходилось нарушать Правила дорожного движения встретить крайне сложно, поскольку не обязательно быть злостным нарушителем, на дороге могут возникать разные ситуации, в силу которых водитель может непроизвольно нарушить ПДД. Поэтому каждый участник дорожного движения должен знать, как оспорить постановление, вынесенное на основании протокола инспектора . Процедура осуществляется в несколько этапов:

  • - определяется лицо или орган, которые уполномочены рассматривать подобные жалобы;
  • - оформляется заявление в строгом соответствии с требованиями законодательства;
  • - жалоба подается в соответствующий орган.

Заявитель должен помнить, что при подобных обращениях оплачивать госпошлину не нужно. Документы в соответствующий орган могут подаваться лично, через представителя или отправляться по почте.

5/5 (2)

Образцы жалоб на решение суда по административному делу

ВНИМАНИЕ! Посмотрите заполненный образец апелляционной жалобы на решение суда по административному делу:

СКАЧАТЬ образцы жалоб на решение суда по административному делу можно по ссылкам ниже:

Как составить жалобу

Требования по структуре жалобы устанавливаются для каждой инстанции отдельно в соответствии с Кодексом административного судопроизводства РФ следующим образом:

  • апелляционное обжалование регламентировано статьей 299 вышеуказанного кодекса;
  • кассационное обжалование – статьей 320 Кодекса;
  • обжалование в порядке надзора – статьей 334 Кодекса.

Для того чтобы обжаловать судебное решение, гражданин должен руководствоваться структурой жалобы и отображать в ней определенные сведения.

В шапке документа содержатся:

  • название судебного органа, в который направляется жалоба, и его адрес;
  • информация о заявителе – фамилия, имя, отчество, а также контакты для связи с ним (номер телефона, адрес);
  • сведения об иных участниках процесса с указанием необходимых данных;
  • название суда начальной инстанции, вынесшего определение.
  • наименование документа определяется в зависимости от существа претензии и действий, подлежащих обжалованию. Подробно следует просмотреть статью 310 Кодекса административного судопроизводства для определения причины жалобы.

«Тело» документа обязано содержать:

  • информацию по реквизитам обжалуемого определения суда и административного дела с отображением важных дат и номеров;
  • описание судебного решения с выделением нарушений закона;
  • выразить требование в жалобе, подкрепляя его аргументами и ссылаясь на доказательную базу для защиты своего положения. Обжалование должно быть основано на правовых нормах, определяющих право на жалобу;
  • прописать все прилагаемые документы, которые в обязательном порядке сопровождают жалобу;
  • копию жалобы исходя из количества лиц, участвующих в судебном разбирательстве;
  • сведения о доказательствах, различных ходатайствах и апелляционных жалобах, ранее поданных заявителем, и иные документы, которые способны изменить ход дела;
  • документ, подтверждающий оплату государственной пошлины;
  • число, месяц и год подачи жалобы;
  • подпись лица, подающего заявление, и расшифровка подписи.

Если вам приходится сталкиваться с обжалованием в первый раз, советуем прибегнуть к профессиональной помощи юристов, которые смогут, основываясь на своем опыте, дать вам правовую консультацию по интересующим вопросам, а также помочь подготовить необходимые документы для подачи в суд.

При работе хорошего юриста у вас не должно возникнуть проблем при дальнейшем обжаловании, что сэкономит деньги на оплату государственных пошлин.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам.

Способы обжалования решений суда

Обжалование может изменить или отменить судебное решение при наличии оснований на такие действия.

Обжалование представляет собой совокупность этапов, проводимых в судах разных инстанций:

  • обжалование в апелляции;
  • обжалование в кассации;
  • надзорное обжалование.

Все ступени разделены законодательно, так как имеют ряд особенностей. Регулирование этапов осуществляется КАС РФ и КоАП РФ соответственно. Статья 25 КоАП гарантирует участникам судебного разбирательства правомочие обжаловать решение суда по административному процессу. Помимо этого, положения этой статьи предоставляют такое же право третьему лицу, интересы которого затрагиваются актом суда.

Подать жалобу в разбирательстве по административному делу могут:

  • обвиняемый;
  • потерпевший;
  • представители участников процесса;
  • защитники.

Запомните! Если сторону процесса представляет несовершеннолетний ребенок или недееспособное лицо, в судебном заседании должен присутствовать его представитель по закону. По общему правилу таким является кто-либо из родителей (либо опекун). Такие лица могут в дальнейшем обжаловать определение суда.

Апелляционный порядок обжалования

Обжалуются акты суда в соответствии с КАС РФ как в апелляции, так и в кассации, и в надзоре.

Первоочередно используется этап апелляции, если обжалование производится в отношении актов, не вступивших в силу (согласно статье 295 КАС РФ). Следовательно, законодательством предусмотрено право на обжалование в порядке апелляции в течение одного месяца, исчисляемого с вынесения судебного решения (пункт 1 статьи 298 Кодекса). Также по определенным актам установлены другие сроки.

Правом апелляционного обжалования обладают:

  • участники спора;
  • граждане, чьи интересы затрагивает вынесенное решение.

Жалоба в апелляции может быть подана в первую судебную инстанцию в соответствии со статьей 297 КАС РФ. По окончании срока представления жалобы она будет направлена в суд второй инстанции.

Во время рассмотрения:

  • дело подлежит изучению судом не полностью, а именно — суд изучает обжалуемые судебные акты, но не дело в целом. Так, не будут заново озвучиваться аудиозаписи и видеофайлы, если не возникнет существенной необходимости. Такие действия судей продиктованы пунктом 79 Постановления Пленума ВС РФ от 27 сентября 2016 года № 36;
  • судьи не могут быть ограничены рамками жалобы или представления, а также доводами, указанными в них;
  • судьи проводят оценку доказательной базы, однако при необходимости они могут затребовать иные доказательства в случае, если они не представлялись в суд первой инстанции в силу серьезных обстоятельств.

Посмотрите видео. Обжалование постановлений об административных правонарушениях:

Обжалование в порядке кассации

В порядке кассации подлежат обжалованию акты суда, вынесенные по делам административно-правового порядка, приобретшие законную силу и прошедшие апелляцию.

Подают жалобу в период не более шести месяцев по окончании вступления судебного решения по первой инстанции в силу. Если заявителем был пропущен срок на обжалование, то при подаче жалобы можно составить ходатайство с просьбой восстановить срок при его пропуске ввиду уважительных обстоятельств.

Направить кассационную жалобу имеют право обе стороны по административному процессу либо другие лица, права которых затрагивало определение суда. Также обжаловать решение может прокурор при его участии в судебном разбирательстве.

Кассационная жалоба подается напрямую в кассационный суд лично жалобщиком либо его представителем. Закон устанавливает преимущественное рассмотрение дел в порядке кассации Президиумом судов регионов России по причине того, что наибольшее количество дел по первой инстанции разрешаются в районных судах.

Если же при апелляции жалоба не удовлетворяется судом, и им приводятся другие причины по обжалованию решения суда, и при таких обстоятельствах заявитель не может с ними согласиться, он направляет жалобу в порядке кассации в Судебную коллегию по административным делам ВС РФ.

Содержание кассационной жалобы по общим правилам практически дублирует апелляционную жалобу. В обоих документах обязательно указывается название суда, сведения о заявителе и иных участниках процесса, суть разрешаемого дела, список требований и доказательная база, которой стоит уделить большое внимание, так как она становится причиной нарушения судьями законодательства.

Вместе с жалобой кроме доказательств должны быть приложены копии определений суда, касающихся рассматриваемого дела. Такие копии заявитель получает в канцелярии судебной инстанции, в которой выносился такой документ. Государственная пошлина по кассации оплачивается в такой же стоимости, как и в порядке апелляции.

Положения статьи 322 КАС РФ устанавливают следующие сроки рассмотрения жалобы в порядке кассации.

Если в процессе по административному делу оно не истребовалось, то жалоба может быть рассмотрена в срок до двух месяцев, исчисляемых с даты получения дела судом кассации.

ВС РФ так же без истребования дела обязан рассмотреть жалобу в срок до двух месяцев. Если же дело было истребовано, срок увеличивается до трех месяцев. Также увеличивается период на еще два месяца по воле Председателя ВС РФ, если дело признается сложным.

При подведении результатов изучения жалобы компетентный орган выносит решение о передаче документа для рассмотрения суду либо об отмене передачи. При согласии на передачу жалоба подлежит рассмотрению в заседании суда судьями в коллегиальном составе с соблюдением извещения участников процесса.

Важно! Решение по жалобе производится путем получения голосов большинства судей. Итоги принятого решения должны быть сообщены в тот же день, в который проводилось судебное заседание.

По итогам работы над жалобой суд кассации принимает следующие решения:

  • акт, являющийся предметом обжалования, не изменять, жалобу не удовлетворять;
  • акт, являющийся предметом обжалования, отменить целиком или частично и обязать суд, вынесший решение по делу, пересмотреть его в новом составе;
  • акт, являющийся предметом обжалования, отменить целиком или частично, заявление не рассматривать либо прекратить производство по делу;
  • оставить действующим лишь какое-то из принятых судебных определений;
  • акт, являющийся предметом обжалования, отменить целиком или частично и вынести новое судебное решение без передачи на новое рассмотрение (при нарушении применения или толкования судом норм закона);
  • акт, являющийся предметом обжалования, далее не рассматривать, если на то имеются основания по ч.1 ст. 321 КАС РФ.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ., рассмотрев жалобу Чудинова К.В. на вступившие в законную силу определение судьи Индустриального районного суда г. Перми от 01 сентября 2015 г., определение судьи Пермского краевого суда от 26 октября 2015 г. и постановление заместителя председателя Пермского краевого суда от 25 декабря 2015 г., вынесенные в Чудинова К.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3.1 статьи 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением инспектора ДПС ГИБДД УМВД России по г. Перми от 14 июля 2015 г. (далее также постановление должностного лица от 14 июля 2015 г.) Чудинов К.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 рублей (л.д. 3).

На данное постановление Чудинов К.В. подал жалобу в вышестоящий орган.

Решением командира роты № 2 батальона № 1 полка ДПС ГИБДД УМВД России по г. Перми от 30 июля 2015 г. постановление должностного лица от 14 июля 2015 г. оставлено без изменения (л.д. 12-13).

04 августа 2015 г. Чудиновым К.В. подана жалоба на постановление должностного лица в Дзержинский районный суд г. Перми.

Определением судьи Дзержинского районного суда г. Перми от 07 августа 2015 г. жалоба Чудинова К.В. направлена на рассмотрение по подведомственности в Индустриальный районный суд г. Перми (л.д. 5).

Определением судьи Индустриального районного суда г. Перми от 01 сентября 2015 г., оставленным без изменения определением судьи Пермского краевого суда от 26 октября 2015 г. и постановлением заместителя председателя Пермского краевого суда от 25 декабря 2015 г., жалоба Чудинова К.В. на постановление должностного лица оставлена без рассмотрения по существу (л.д. 8, 19-20, 31-32).

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Чудинов К.В. ставит вопрос об отмене определения судьи Индустриального районного суда г. Перми от 01 сентября 2015 г., определения судьи Пермского краевого суда от 26 октября 2015 г. и постановления заместителя председателя Пермского краевого суда от 25 декабря 2015 г., ссылаясь на их незаконность.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 названного Кодекса, в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

Как следует из материалов дела, постановление должностного лица от 14 июля 2015 г. о назначении административного наказания в соответствии с названной нормой было обжаловано Чудиновым К.В. в вышестоящий орган, должностным лицом которого указанное постановление оставлено без изменения.

Последующая жалоба на состоявшееся по настоящему делу постановления подана Чудиновым К.В. в суд.

Оставляя данную жалобу без рассмотрения по существу, судья районного суда исходил из того, что согласно частям и 2 статьи 1 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу. Из содержания жалобы следует, что постановление должностного лица получено Чудиновым К.В. 17 июля 2015 г., а жалоба сдана в организацию почтовой связи 04 августа 2015 г., то есть с пропуском установленного законом десятидневного срока, а ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы не заявлено.

С выводами судьи районного суда и принятым им судебным актом согласились вышестоящие судебные инстанции.

С принятыми по настоящему делу судебными актами согласиться нельзя.

Положениями пункта 3 части статьи 1 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, указанные в статьях 25.1 -25.5.1 названного Кодекса, в том числе, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, наделены правом подачи жалобы на постановление должностного лица в вышестоящий орган, вышестоящему должностному либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

В том случае, если жалоба на постановление должностного лица была подана и рассмотрена вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом, последующая жалоба может быть подана в суд, что прямо предусмотрено частью 1 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в силу которой постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.

В силу части 3 данной статьи подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, реализация соответствующим лицом права обжалования постановления должностного лица по делу об административном правонарушении в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу не исключает его право на дальнейшее обжалование такого постановления в суд.

Лица, указанные в статьях 25.1 - 25.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не могут быть лишены гарантированного статьей 46 Конституции Российской Федерации права на судебную защиту.

То обстоятельство, что в жалобе, поданной в районный суд, Чудинов К.В. ставил вопрос об отмене исключительно постановления должностного лица от 14 июля 2015 г. и указал на факт подачи жалобы должностному лицу в вышестоящий орган со ссылкой на отсутствие каких-либо ответов на момент составления жалобы, не являлось основанием для оставления указанной жалобы без рассмотрения по существу.

Подача Чудиновым К.В. жалобы в районный суд соответствует установленному главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях порядку обжалования постановлений и (или) решений по делам об административных правонарушениях. Выводы судьи районного суда и вышестоящих судебных инстанций являются необоснованными, принятые по делу судебные акты законными признаны быть не могут.

Как следует из материалов дела, решением командира роты № 2 батальона № 1 полка ДПС ГИБДД УМВД России по г. Перми от 30 июля 2015 г.

В настоящей жалобе Чудинов К.В. указывает, что копия указанного решения была ему вручена 03 августа 2015 г.

Жалоба в Дзержинский районный суд г. Перми (определением которого жалоба Чудинова К.В. направлена на рассмотрение по подведомственности в Индустриальный районный суд г. Перми) подана Чудиновым К.В. 04 августа 2015 г., то есть в срок, установленный частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в силу которой жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

При таких данных дело подлежит направлению в Индустриальный районный суд г. Перми для рассмотрения жалобы Чудинова К.В. по существу.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах определение судьи Индустриального районного суда г. Перми от 01 сентября 2015 г., определение судьи Пермского краевого суда от 26 октября 2015 г. и постановление заместителя председателя Пермского краевого суда от 25 декабря 2015 г., вынесенные в Чудинова К.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3.1 статьи 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, дело - возвращению в Индустриальный районный суд г. Перми для рассмотрения жалобы Чудинова К.В. по существу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

постановил:

жалобу Чудинова К.В. удовлетворить.

Определение судьи Индустриального районного суда г. Перми от 01 сентября 2015 г., определение судьи Пермского краевого суда от 26 октября 2015 г. и постановление заместителя председателя Пермского краевого суда от 25 декабря 2015 г., вынесенные в Чудинова К.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3.1 статьи 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Дело возвратить на новое рассмотрение в Индустриальный районный суд г. Перми.

Судья Верховного Суда С Б Н и к и 0 В Российской Федерации - Ф ° Р

Статьи законов по Делу № 44-АД16-7

КоАП РФ
КоАП РФ
КоАП РФ
КоАП РФ
КоАП РФ

"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 27.12.2019)

КАС РФ Статья 227. Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями

1. Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (далее в настоящей статье - решение по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия), принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса.

2. По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

3. В резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться:

1) указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом;

3) сведения по вопросам, разрешенным судом на основании конкретных обстоятельств административного дела, включая отмену или сохранение мер предварительной защиты по административному иску;

4. Составление мотивированного решения суда осуществляется по правилам, установленным статьей 177 настоящего Кодекса. Если по окончании судебного разбирательства по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, связанному с проведением публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), в судебном заседании объявлена только резолютивная часть решения суда, мотивированное решение суда об отказе в удовлетворении соответствующего административного иска должно быть составлено судом в день принятия данного решения в возможно короткие сроки после окончания судебного заседания.

5. Решение по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 186 настоящего Кодекса.

6. Копии решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) вручаются под расписку лицам, участвующим в деле, их представителям или направляются им в течение трех дней со дня принятия решения суда в окончательной форме, а по административному делу, связанному с проведением публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования) и рассмотренному до дня проведения публичного мероприятия или в день его проведения, незамедлительно после изготовления данного решения вручаются или направляются указанным лицам с использованием способов, позволяющих обеспечить скорейшую доставку таких копий.

7. В день вступления в законную силу решения суда, которым удовлетворены заявленные требования, или в день обращения данного решения к немедленному исполнению его копии направляются с использованием способов, позволяющих обеспечить скорейшую доставку таких копий, руководителям органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, председателям квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии по приему экзамена на должность судьи, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены. Суд также может направить копии данного решения в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию или вышестоящим в порядке подчиненности лицу, прокурору, другим лицам.

8. Решение по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) приводится в исполнение по правилам, указанным в статье 187 настоящего Кодекса. Решения, которыми признаны незаконными решения, действия (бездействие) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, подлежат немедленному исполнению.

9. В случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

10. В случае указания в решении по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) на необходимость его опубликования оно должно быть опубликовано в установленный судом срок в указанном судом печатном издании, а при отсутствии указания на такое издание в официальном печатном издании органа, организации, должностного лица. Если невозможно опубликовать решение суда в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, это решение должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания. Если официальное печатное издание прекратило свою деятельность, решение суда публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица.