Почему Бог допускает страдания и преждевременную смерть? Почему Бог допускает страдания.

— Если человек никогда не пробовал мороженого, ему будет трудно описать его вкус. То же самое относительно жизни в Боге. Можно сто раз о ней говорить, но все слова будут пусты.

Так, очень часто люди, плохо понимающие пути жизни в Боге, не знающие сладости жизни с Богом, пытаются объяснять другим людям волю Божию. Если умирает ребенок, они говорят несчастной маме: «Господь захотел себе ангелочка взять…». Если гибнут люди в теракте, объясняют родным: «Погибли лучшие…». То есть делают из Бога такого фашиста. Но что это за Бог, который забирает у меня самое любимое?

Это неправда, Господь не хочет, чтобы кто-то погиб. И Он доказал это, Он сам пошел на смерть. Бог оплакивает каждого убиенного ребенка, каждую жертву катастрофы. Он создал нас и взял ответственность за всё, происходящие с человеком, в том числе и за наше падение.

Обвиняя Бога в какой-либо катастрофе, теракте, надо помнить, что Бог Сам отдает Свою жизнь ради спасения человека.

Поэтому мы как христиане должны понимать, что при всей боли и нелепости смерти в мире, винить никого нельзя, а нужно каждому в самом себе пытаться сразиться со смертью.

Мир всегда будет нас как образ Божий испытывать на прочность – насколько этот образ красив или насколько он поругаем. Вспоминая слова Христа «мертвые погребают своих мертвецов», мы можем умереть так и не живя. Потому что жизнь человека реальна только тогда, когда его смерть не бессмысленна, когда он может ее чему-то посвятить.

Мы не должны рассуждать о вкусе мороженого, ни разу не попробовав его, но должны попробовать вкусить его. Быть с Богом – значит иметь опыт молитвы, опыт внутреннего разговора с Ним. И тогда только, уже исходя из этого настоящего опыта, человек сможет и других людей утешить.

И очень важно помнить, что перед лицом смерти и беды мы все стоим на суде Божием. Умер человек, которого я любил –застала ли его смерть в старости или случилась авария – я как христианин понимаю, что этот человек сейчас отвечает перед Богом за всю свою жизнь и за меня в том числе. А значит и я тоже на этом суде. Вот почему мы молимся за умерших.

Почему Бог допускает войны? Почему Бог допускает смерть детей? Почему Бог допускает терракты?

Самый жесткий вопрос, который люди предъявляют: Почему Бог допускает смерть детей? Почему в мире есть боль и страдания? Чтобы по-христиански говорить о таких проблемах, нам нужно хорошо знать основы нашей веры. И первый, самый важный вопрос в таком серьезном разговоре – вопрос о происхождении зла. Откуда в мире появилось зло, кто несет за него ответ?

Наличие зла в мире мы наблюдаем с первых дней человеческой жизни: маленькие дети сражаются за свои игрушки, не умея говорить, проявляют ревность, отстаивают свое первенство и так далее. Библейский ответ на вопрос о происхождении зла кроется в той катастрофе, в том падении, которое мы называем первородным грехом.

Дело не в том, что первые люди согрешили, съев запретный плод. Такое название «запретный плод» – неверно. Человеку было сказано, что есть с дерева нельзя, и объяснено почему: потому что еще не время, потому что человек еще не готов, не созрел для того чтобы вкусить этот плод. Не было прямого запрета, потому что Бог не балуется. Если бы Он сделал для человека что-то невозможное – это было бы просто человеку невозможно. Но это было воспитание свободы.

И это единственный истинный ответ, ведь Спаситель пришел в наш мир для того, чтобы, разделив с нами весь этот ужас и всю эту скорбь, преобразить его изнутри, а не для того, чтобы переключить кнопки и перенастроить программу…

прот. Максим Козлов

– Как говорить о случившемся? Можно только плакать и молиться. Все время обвинять и упрекать Бога – Где Ты был, где Ты был? – невозможно. Мы живем в таком мире, когда каждое наше слово, каждое наше дело отражается на этом мире.

Любая большая война начинается с ссоры в коммунальной квартире. Но мы об этом не думаем, не замечаем этого.

По большому счету все войны и все теракты по отношению друг другу мы устраиваем сами – пусть и маленькие, микроскопические, но жуткие. Когда мстим друг другу, воюем друг против друга, ненавидим, не прощаем друг друга. Эти теракты есть в нашей жизни, но мы их не замечаем, потому что они гомеопатического размера.

И такие теракты мы устраиваем ежедневно – оскорблением, проклятьем, пожеланием другому сдохнуть. Они происходят в нашем мире постоянно, случаются с нами ежедневно, а мы обращаем на них внимание и воспринимаем их как трагедию только тогда, когда они вырастают до катастрофических размеров.

Протоиерей Алексий Уминский

– Преступления и несчастья преследовали нас во все времена. К сожалению, уже стали привычным и обычным делом − теракты и другие намеренные убийства людей. Все это грешно и ужасно, но убийства ежедневно во множестве совершаются во всем мире. Если говорить о массовых убийствах, то можно вспомнить нацистскую Германию, начало прошлого века в нашей стране, да и в других местах по всей планете.

Но Бог есть Любовь, и это неизменно. Апостол Петр ясно ответил на вопрос “как Бог допускает зло?”. Господь не медлит, Он долготерпит, даёт нам время покаяться и исправиться, призывает нас к единению с Собой. Наступит момент, когда Бог вмешается и истребит всякое зло, это и будет концом света. Благодать Божия, Божественная Любовь исполнит Собою всё и вся. Люди, которые примут это с радостью, обретут вечное блаженство. Люди, для которых жизнь с Богом нежеланна, этим нежеланием и обрекут себя на вечную муку.

Страшный Суд ждёт каждого из нас, а не только террористов. Готовы ли мы? О себе скажу: не готов, и поэтому не тороплю второе пришествие Христово, а каждый о себе пусть сам решает. Бог даёт нам время на покаяние и подготовку к концу света, который для каждого лично наступит с окончанием его земной жизни, а потом – воскресение и Страшный Суд.

Возвращаясь к гибели людей в Брюсселе, скажу: несчастья случаются, но нам следует со смирением и терпением принимать волю Божью.

Не стоит создавать себе психозы в спокойной квартире, бесконечно читая новости.

Да, такие события напоминают нам о том, что мы смертны, можем умереть неожиданно по дороге с работы или на работу. Поэтому нам следует готовиться к встрече с Богом и во благо использовать отпущенное нам время.

И последнее. Молимся ли мы об убийцах, телесно губящих других людей, а духовно губящих себя?

Протоиерей Константин Островский

Не хочется говорить банальностей. Сказано много. Все очевидно и очень страшно. Страшно, потому что не оставляет ощущение того, что мы все-таки приближаемся к какой-то тяжелой развязке. Впрочем, ощущение это не ново и переживается нами уже не так остро, как теми, кто видел и слышал Спасителя еще во дни Его земного пребывания с нами. С момента же Его Вознесения те, кто последовал за Ним, чаяли его славного и великого возвращения, наверное, больше даже чем завтрашнего дня. Вот и самая таинственная и страшная книга Нового Завета завершается призывом к Тому, Кто придет в этот мир для Суда: «Ей, гряди, Господи Иисусе…» ( .).

Видимо, на этой земле уже совсем не осталось места, где бы ни было боли и страданий. Смерть в этом мире процесс, увы, неотменимый. Даже в кругу близких, со стаканом воды, с молитвой и благословением, но человек умрет. Умрет он и в нищете и в скорби, одинокий и озлобленный. И это еще страшнее. А еще это может произойти на борту воздушного лайнера, в жилом доме, в аэропорту и в метро. И самое страшное во всем этом, что человек, как бы он ни был собран, какой бы ни обладал верой и стойкостью, все равно не будет полностью к этому готов. Не будет, потому что смерть для смертного человека, как это не парадоксально, все равно противоестественна. Не создавался он для смерти и скорбей. Но то, что случилось, не имеет обратного хода, включить реверс на момент «до встречи со змеем» нельзя, да и не надо. Потому что цена за это беспечное согласие уже оплачена. Она безмерна высока. И это цена крови. Его Крови.

А значит, что во всем этом безумии и ужасе самое время вспомнить о том, что всякая слеза отрется и скорбь получит утешение. Но это не случится благодаря совместным заявлениям или всевозможным действиям и операциям. И уж тем более никакая на свете компенсация не сможет восполнить потерю близкого человека.

Я верю в то, что если человек, увидев, пусть даже на экране, в выпуске новостей, чью-то страшную чужую беду вздохнет хотя бы с капелькой сострадания к тому, кто терпит бедствие, или же погиб, лишен крова и отчаялся, то зло обязательно споткнется.

Хотя бы в его сердце. Этих мест, где ужас и смерть уже едва ли не влились в цвет глаз, уже слишком много в этом мире. И сострадать надо не думая о том, а сострадают ли нам? Какая польза в том, чтобы любить только тех, о ком мы точно знаем, что и они нас любят. Таких вот мнений в интернете за последние дни было немало: «ну и что взрывы, ну и что в Брюсселе, а кто из них переживал за наши лайнеры, за атаки на наши города и школы, а санкции кто вводил?……и т.д.». С такой логикой недалеко и до радости «что у соседа корова сдохла». С такой же логикой заливают гудроном детские горки и предлагают их еще и зарином пропитать.

Такие неслучайности и явно нечеловеческий расчет на них тоже надо учитывать. Учитывать, чтобы знать, кто и зачем по настоящему радуется боли и смерти, страданиям и хаосу. Учитывать, чтобы ужаснуться этому и не пройти мимо. Чтобы понять, что равнодушие, особенно осознанное, это самая питательная почва для страшной и смертельной пустоты в душе, занять которую стремиться тот, кому плоть и кровь не нужны.

Время Поста дано для того, чтобы учиться любить. Об этом в молитве Ефрема Сирина мы просим ежедневно вместе целомудрием и смирением. Там не указано, кого конкретно и за что. Если нет любви, то нет и молитвы, а если нет молитвы, то мы и не ищем возможности быть с Ним, дышать тем, чем исполнено Его Царство. Как будет сделано «одному из малых сих» так будет сделано и Ему. Тем более, что слова «Ей, гряду скоро» были произнесены уже очень давно. И дай-то Господь, чтобы это скоро не стало для кого-то болезненным и нежданным.

Священник Андрей Мизюк

Приветствую всех на страничках блога
Почему Бог забирает невинных маленьких детей? За чьи грехи умирают дети, почему Бог допускает смерть малышей?
Вот такой ряд вопросов я услышала на погребении нашей маленькой прихожанке младенца Верочке.
Да вот так бывает, и двух годиков не было малышке, можно сказать и жизни то не увидела, а Господь к себе забрал. Да, когда умирает невинный младенец, - это даже и у верующего человека возникают вопросы: есть ли Бог на свете? Где Он был в тот момент, куда Он смотрел и почему допустил? В первую очередь, это испытание веры и для верующего.

Когда умирает взрослый человек, по – какой то серьезной и длительной болезни, или когда мы теряем наших стариков, мы осознаем, что причиной серьезной болезни является сам человек, да и когда , понимаешь, что нет тут виновных – просто пришла очередь переходить в мир иной. Нам тяжело терять близких, и малых и стариков, но когда умирает человек, который прожил жизнь, понял, что такое жизнь, нам почему-то легче найти ответ – почему Господь так распорядился, или почему человек умер, не дожив до глубокой старости.

Заметьте, когда умирает человек в глубокой старости, своей смертью, мы не ищем виновных, мы не задаем никаких вопросов, все вроде бы так, как и нужно. И если умирает в средних летах человек, так же мы все понимаем логически, хотя мы ищем виновных – это может быть экология, вредные привычки, ошибка врачей и так далее, список будет велик.

Почему-то всегда так, когда кто-то умирает, мы ищем виновных, мы ищем причину, и поскольку, понимая, что над нами есть Бог, и он всемогущ, мы задаем вопрос – почему Бог не сохранил младенца? Почему он не уберег, ведь ребенок ни в чем не согрешил? Некоторые в отчаянии то, что произошло несчастье в семье, видят в этой воле Божьей не справедливость, говоря такое – лучше бы ты забрал наркомана, или убийцу, беззаконника! Да так мы видим со своей стороны, мы потеряли человечка, который даже не успел согрешить, увидеть полноту мира.

Истинно верующие люди не будут винить Всевышнего, конечно у них возникает ряд вопросов, по чьей вине, за какой грех Господь допустил такое горе? Убитые горем родители, ищут ответ на вопросы, но ответа нам не известен. Давайте вспомним один момент из Евангелия, о слепорожденном: « И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» . (от Иоанна 9: 1 -4)

Да много вопросов возникает, а ответов в ближайшее время мы так и не получим.

Очень много будет «а может по этому…» « а может быть потому что…. » и если мы будем искать ответы, за что такое горе — смерть ребенка, то легче нам не станет. Нам не известны дела и планы Божьи, мы не может предвидеть свое будущее даже на полчаса вперед, мы ничего не можем знать точно, тем более будущее наших детей. Нам не известен промысел Божий.
Когда пришло такое горе в семью, нужно осознавать, что мы живем в этом мире временно, а настоящая вечная жизнь у нас именно тогда, когда душа разделяется с телом, ведь наше тело – это лишь одежда нашей души. После разлучение души и тела, душа человека остается жива.

Понятно, пока мы живем земной жизнью, то и земной меркой мы и измеряем, земной мыслью все думаем, земными примитивными догадками гадаем, по земному – телесному мы чувствуем. Естественно так нам скорбно расставаться с телами наших близких, да, да именно с телами мы расстаемся, а наши близкие их души живы и навсегда у нас в сердцах, в нашей памяти.

А если учесть то, что душа младенца чиста, малыш за свою короткую жизнь не успел согрешить, то душа младенца пребывает у Бога. Родителям нужно помнить, когда младенец умирает, — то у них появляется молитвенник в Раю.
Очень сложно и даже бесполезно утешать убитых горем родителей, какие бы слова утешения не говорили, ни чем они не помогут, главное это поддержка от родных и близких.

Нужно помнить, все, что не происходит в нашей жизни, все только по воле Божьей, хороший пример из Ветхого Завета об Иове многострадальном (книга Иова) как слова утешения, и ответы на вопросы можно найти в этой книге.
И напоследок напишу: Самое важное видеть все дела Божьи, и видеть в Боге, прежде всего, милостивого отца, а не грозного судью.

Почему Бог вообще допускает страдания детей? Почему происходят чудовищные злодеяния, и Бог - молчит? Это страшный вопрос. Для многих он - камень преткновения и повод навсегда отказаться от веры. Верить в Бога, допускающего голод, болезни, смерть, страшные эпидемии - не просто странно. Это даже безнравственно, как будто бы мы поклонялись безжалостному существу без капли сострадания, видящего в нас лишь рабов себе для развлечения. Но реальность сложнее.

Не всегда цель оправдывает средства. Не всегда можно получить нужный результат путем могущества или сверх-знаний. Мы забываем, что у нас есть желания, мечты, мы чего-то хотим, к чему-то стремимся. Прямо скажем, миллиарды людей на планете тянут ее в разные стороны противоречивыми желаниями.

Представьте, что Вы прямо здесь и сейчас хотите, чтобы не было войн. Чтобы не было голода. Чтобы весь мир процветал. Можете ли вы утверждать, что того же хочет и бандит из Чикаго или член китайской триады? Или политик из юго-восточной Европы? Можете ли вы гарантировать, что каждый на планете готов отказаться от куска хлеба, чтобы африканский ребенок не голодал? Что мы должны сделать с теми, кто спонсирует войны, разрабатывает оружие, кормится с преступной деятельности?

Мы вынуждены признать, что все люди разные. Есть те, кому нет дела до страдания чужих детей. Есть те, кому вообще, в сущности, плевать на страдания соседа (даже если человек сочувствует страданию, не факт, что он говорит от сердца). И есть те (их много!) кто на страданиях зарабатывает.

Давайте представим себе, что мы собрали денег на лечение и обеды детям в Африке. Можем ли мы гарантировать, что каждая копейка дойдет до каждого ребенка? Можем ли мы гарантировать, что коррупционеры не разворуют деньги, отпущенные для детей? Не можем.

И если допустить, что мы чудом собрали денег и накормили Африку, можем ли мы дать гарантию, что африканские дети не будут развращены таким подходом - за ними ухаживают, ничего не просят взамен? Это очень сильный мотив стать нахлебниками, не дающими планете ничего взамен. Разве было бы справедливо, чтобы умные, грамотные, трудящиеся в поте лица люди свои деньги и здоровье тратили на поддержку чужой лени?

Бог просто не может решить проблемы этой планеты тем способом, который нам представляется очевидным в справедливой горячке. И потому Бог старается решить наши проблемы путем работы с нашим сознанием. Мы сами (каждый из нас) должны сами дозреть до высокой культуры взаимоотношений, основанной на любви.

Допустим, Бог хочет навести порядок согласно нашим представлениям. Для этого Ему надо убрать с планеты преступников, коррупционеров, продавцов оружия, создателей некачественных продуктов и лекарств. Оставив лишь праведников, жаждущих служить другим. Разве подход такого Бога не был бы чудовищен? Ведь пришлось убрать бы всех, кто планете не полезен. Возможно, среди них оказались бы вы или я.

Часто ревнители "доброго" и неравнодушного Бога сами не понимают, какого Бога они просят (или о каком мечтают). Бог, который управляет этот планетой физически, ничем не отличается от тирана, потому что Он установил бы свой прямой диктат каждому из нас. И законы исполнялись бы абсолютно. Вряд ли нас удовлетворил бы закон, немедленно карающий смертью за грубое слово и не дающий шансов на исправление. Планета была бы идиллической оранжереей, в которой росли бы люди-овощи.
По этой теме есть очень интересный фантастический мини-сериал под названием "Конец детства". Сюжет непредсказуем и интересен - на космическом корабле прилетает некий "сверхправитель" и наводит на земле порядок - прекращает войны и распри (силой), дает воду и продукты каждому. И люди перестали быть счастливыми.

Исчезла борьба за выживание, исчезла жажда познания, исчезла эволюция. Закрылись научные центры (ведь сверхправитель давал все в готовом виде). Итогом сюжета стал конец света. Человечество и вся наша планета исчезли с карты вселенной. Потому что за этот путь пришлось заплатить слишком дорого.

Ценность Бога-Троицы, Бога православных в Его доверии. Мы верим, что Бог создал и дал нам эту планету, чтобы мы на ней учились быть людьми, прошли путь от каменных топоров до звездных принцев, прекрасных и пламенных. Прямо скажем, Бог не воспринимает эту планету как нашу конечную точку. Наша планета - суровое воспитание младенцев для будущей жизни во вселенной.

Так что же? Войны, разруха и страдания детей на земле будут всегда?

Христиане верят, что Бог Иисус Христос вернется в свое второе пришествие и сделает как раз то, в отсутствии чего упрекают Бога сегодня. Наведет порядок. Подготовительно-отборочный этап в жизни нашей планеты будет завершен. И, как понятно из названия, этот процесс будет страшным. Потому что все зло будет изолировано навсегда. И это будет окончательная точка в нашей истории. Закончится старое и начнется новое, пока нам неведомое и для хороших людей - прекрасное.

Мы ждем нашего Бога, ждем с нетерпением, потому что мы Его любим. Но мы и боимся, потому что мы тоже можем оказаться среди тех, кто не оправдал надежды небес. И тогда горе нам, потому что смерти по втором пришествии не будет - люди обретут полное физическое бессмертие. И для плохих душой и оскверненных телом это будет на беду. Вечную беду. Нас просто переселят в мир, где все такие, как мы - жадные, мелочные, грубые. Мы будем с подобными себе же...

Бог будет причиной наших мук?

Нет, мы по своему характеру будем мучить друг друга. Своими собственными недостатками. И это - самая худшая кара. И не дай Бог, в самом деле, нам оказаться на стороне тех, кто жил и был во вред этой планете. Грубых, нетактичных, неделикатных, немилосердных, и совершенно не умеющих любить. Не надо далеко ходить, чтобы увидеть ад.

Достаточно уже сегодня, сейчас, посмотреть на поведение интернет-троллей, на хамство в соц. сетях и горячую ругань на форумах. Представьте себе сообщество ненавидящих весь мир и самих себя людей и получите зримую картину того, что может ожидать каждого из нас, если мы не изменимся.

За словом "грешник" легко не увидеть правду о нас. Легко нарисовать себе гротескного персонажа из средневековых комиксов про колдунов и ведьм. Что же, давайте дадим нам всем современный термин. Немного грубияны, немного непочтительны, несколько жадны, немного неверны, слишком эмоциональны в спорах, непочтительны с родителями, деспотичны с детьми, завистливы и по пятницам хотим убить коллег по работе. Не похоже на райские навыки, увы.

Мы не сходим с ума на этой планете просто потому, что есть ОНИ. Люди, которых с нетерпением ждут к себе небеса. Хорошие люди, люди, живущие по небесным законам. Улыбнулся тебе небесный человек - и жизнь уже не кажется столь невыносимой. Посидел с тобой небесный человек и отер твои слезы. Рай - это когда небесные ВСЕ. Ад - это когда ты остался один среди ненавидящих друг друга интернет-троллей, завистников и грубиян. Когда больше не видно светлых глаз сынов Неба. Когда ты видишь лишь налитые лютой ненавистью глаза озлобившихся. Когда ты и сам наполнился ненавистью до краев.

Нам нужно быть острожными с нашими желаниями. Потому что Бог наведет порядок в Африке. И дети больше НИКОГДА не будут голодать. И для многих этот день станет самым страшным, отправляющим навеки к себе подобным. И небесные возликуют. Справедливо возликуют, увидев вокруг себя таких же - ясноглазых и чистых.

И знаете. Легко увлечься, впасть в зависть к неким "небесным", забыв о том, что у вас в груди есть удивительное, сияющее лазурным светом зерно. Зерно небесного человека. Просто дайте ему прорасти, откройте Евангелие, познайте темные стороны вашей души и окропите их слезами горячего раскаяния перед небом. И мы вместе полюбуемся на прекрасный распустившийся цветок вашей души.

Человек, признающий существование Бога, знает, что Он – основа и первоисточник Мироздания, идеально разумный, идеально справедливый и источник бесконечной любви. Любовь и страдания невинных людей представляются несовместимыми с такой характеристикой.

Страдания, смерть и грех

Бог установил законы природы, по которым существует материальный мир – физические, химические, биологические. Хорошо известно, что происходит, когда люди отказываются считаться с этими законами – например, если человек курит, он в конечном итоге заболевает раком легких.

Почему Бог допускает страдание невинных? Есть ли в этом смысл? Как можно совместить веру во всесильного, любящего Бога и такую вопиющую несправедливость?

Страдания переполняют землю

Когда встречаешься с людьми, которые пережили страшную трагедию, говорить о страданиях трудно. Если бы я сейчас смотрел в глаза матери, у которой погиб ребенок, мужу, у которого погибла жена, сыну, у которого погибла мать, я не знаю, что бы я сказал… Хотя я сам пережил подобное и понимаю, как это тяжело. У меня умерла жена, умерло трое моих внуков в младенчестве. Мир становится черно-белым вместо цветного. Еда теряет свой вкус, когда ты рядом с близким человеком переживаешь опыт умирания. Хотелось бы, чтобы страданий не было, чтобы все жили счастливо, весело, радостно, чтобы никто не болел раком, рассеянным склерозом, чтобы люди никогда не попадали в автокатастрофы.

Почему Бог допускает страдания?

Почему Бог допускает страдания, такой вопрос сегодня волнует многих людей. Если мы не будем знать правду, то всегда будем обвинять Бога во всех бедах, которые причиняют нам боль. Статья поможет в этом разобраться и даст исчерпывающий ответ. Книга - Думай и Богатей!

На самом ли деле Бог заботится о нас?

Возможно, когда-нибудь в своей жизни ты спрашивал: «Если существует Бог, который на самом деле о нас заботится, то почему он допускает так много
страданий?» Мы все испытывали страдания или знаем кого-то, кто их испытывал.

Да, в течение всей истории люди страдали от боли и душевных мук, причиняемых войнами, жестокостью, преступлениями, несправедливостью, нищетой, болезнями и смертью близких. Только в нашем XX веке в войнах было убито более 100 миллионов человек. Сотни других миллионов получили ранения или остались без крова и имущества.

Почему Бог допускает страдание невинных? Есть ли в этом смысл? Как можно совместить веру во всесильного, любящего Бога и такую вопиющую несправедливость? Размышляет епископ Смоленский и Вяземский ПАНТЕЛЕИМОН.

Заслуженное страдание легче принять

Наверное, легче умирать за высокую идею, может быть, радостно умирать во имя любви, можно спокойно пойти на смерть, если ты совершил тяжелое преступление и понимаешь, что достоин наказания. Бывает, преступники сами хотят, чтобы их наказали. В житиях святых есть рассказ про одного разбойника, который убил многих людей, в том числе и детей. В те времена преступники иногда скрывались от правосудия в монастырях. Монахи жили отдельно, носили особую одежду, за которой можно было спрятаться. Этот разбойник тоже ушел в монастырь и был принят монахами. Сначала он обманывал их, но потом покаялся и получил прощение от Бога – всякий грешник получает прощение от Бога.

Очень больно, когда уходят близкие. Вдвойне больнее, если эти близкие маленькие дети. И в минуты наибольшего отчаянья верующие люди задают вопрос о существовании Бога, о том, как он мог допустить такое. Жизнь знает множество примеров, когда люди, после семейных драм отворачивались от веры, что не спасла дорогих им людей. Но постулаты религии говорят об ином: только действительно верующий человек способен дать ответ на главный вопрос: почему со мной?

Соразмерность греха и смерти
Не раз в Священном Писании можно встретить объяснение о том, что за каждый грех следует наказание и самое страшное из них – смерть. Разобраться в причинно-следственной связи этих связующих бывает крайне сложно. Люди привыкли мыслить банально: вот есть грех, скажем, лишение жизни другого человека, и кроме уголовной ответственности убийцу должна постигнуть небесная кара в виде его смерти или смерти близких ему людей. Но это очень упрощенное мышление.

Более серьезной, чем вопросы о чудесах или отношениях между наукой и Библией, является мучительная проблема, почему ни в чем не повинные страдают, почему дети рождаются слепыми, почему многообещающая жизнь рушится в самом расцвете или почему существует социальная несправедливость. Почему все время вспыхивают войны, в которых погибают тысячи невинных людей, заживо сгорают дети, и многие на всю жизнь превращаются в калек?

В классической постановке эта проблема звучит так: либо Бог всемогущ, но не добр и не желает положить конец злу, либо Бог добр, но не всемогущ, если Он не может остановить зло.

Существует общая тенденция винить Бога за зло и страдания и возлагать на Него всю ответственность за них.

На этот сложный вопрос нет простого ответа. К этому вопросу нельзя отнестись легко или схоластически. Как говорится в известном выражении, «шрамов нет у тех, кто не имел ран». Но в данном вопросе следует помнить о некоторых факторах.

Библия говорит, что Бог не желает, чтобы кто-либо страдал.

Он сотворил мир без страдания (в начале) и приготовил также место в будущем (небо), где не будет страдания (Отк. 21,22).

Пс. 9:9,10: «и Он будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте. И будет Господь прибежищем угнетенному, прибежищем во время скорби».

Иоан. 10:10: «Я пришёл для того, чтоб имели жизнь с … Избытком».

Рим. 2:4: «… Благость Божия ведет тебя к покаянию».

Иоан. 3:17: «Ибо не послал Бог сына своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него».

Откр. 21:4: «и отрет Бог всякую слезу с очей их». (это касается тех, кто будет на небе.)

См. Также Ис. 11:6-9; 1 Кор. 15:50-57; Откр. 21:1-5; Иез. 18:23,32; 33:11.

Хотя Бог сотворил вселенную без страдания (Быт. 1), он также дал человеку свободу выбора, и человек, если пожелает, может отвергнуть Бога (быт. 3:1-3).

Видя и зная все ужасы, которые происходили на протяжении всей истории человечества и происходят сегодня. Видя, как страдает и мучается большинство жителей нашей планеты, кто-то может быть скажет: «Куда смотрит Бог? Если он любящий и справедливый, как об этом говорит Библия, то почему он допускает страдание людей»? Как-бы противоречиво, на первый взгляд, это не звучало, но, Бог допускает все эти ужасы потому, что является любящим и справедливым. Не спешите отвергать эту мысль. Чтобы это лучше понять, предлагаю поразмышлять над некоторыми наглядными примерами. Начну с некоторых примеров из своей личной жизни. На память приходят три случая из моего раннего детства.

— Моим воспитанием занималась мама, т.к. отец, искал «истину в вине», и ему было не до меня. Так вот, однажды, когда мама держала меня на руках, мне очень захотелось потрогать яркосветящуюся лампочку. Мама говорила, что я обожгусь, но я, не понимая сути сказанного, всё равно вырывался и тянул руки к лампочке.

Страдания и безвременная смерть ни в чем не повинных людей, даже младенцев – один из самых болезненных вопросов. Многие люди, не находя ответа на него, отворачивались от веры. Между тем именно верующий человек способен и понять, и принять ответ на этот вопрос.

Человек, признающий существование Бога, знает, что Он – основа и первоисточник Мироздания, идеально разумный, идеально справедливый и источник бесконечной любви. Любовь и страдания невинных людей представляются несовместимыми с такой характеристикой.

Страдания, смерть и грех

«Наказание за грех – смерть», – говорится в Священном Писании. Этого не отрицает ни один христианин, но нередко люди понимают такую формулировку упрощенно. Наказание представляется как юридическое понятие: поступок – суд – приговор. Это даже подталкивает людей к осуждению Бога за «жестокость приговоров». В действительности же наказание за грех является не «уголовным», а «естественным».

Ждет ли нас в будущем еще что-то, подобное Всемирному потопу? Почему добрый Бог допускает массовую гибель и страдание людей? Правильно ли бояться катастроф христианину и как можно победить этот страх?

За что Бог посылает людям бедствия, подобные потопу, землетрясению и т. п.?

Сама подобная постановка вопроса - «за что?» - с христианской точки зрения неверна. Когда речь заходит о страдании целого народа во время стихийного бедствия, объяснять эту катастрофу действием рассердившегося Бога можно только с позиции языческих религий, но никак не из тех представлений о Боге, которые открыты в Евангелии. Правда, и в Ветхом Завете тоже можно найти упоминания о гневающемся на людей Боге, о Боге - мстителе за зло, о Боге - погубителе грешников. Но ветхозаветное Откровение было дано одному, вполне конкретному народу, исходя из его уровня интеллектуального, нравственного и общекультурного развития.

Почему Бог допускает страдания? Потому, что он жесток и несправедлив?

Уважаемые читатели, видя и зная все ужасы, которые происходили на протяжении всей истории человечества и происходят сегодня, видя, как страдает и мучается большинство жителей нашей планеты, кто-то может быть скажет: «Куда смотрит Бог? Если он любящий и справедливый, как об этом говорит Библия, то почему он допускает несправедливость и страдание людей»? Как-бы противоречиво (на первый взгляд) это не звучало, но, Бог допускает все эти ужасы потому, что он действительно является любящим и справедливым. Пожалуйста, не спешите отвергать эту мысль. Чтобы это лучше понять, предлагаю поразмышлять над некоторыми наглядными примерами. Начну с примеров из своей личной жизни. На память приходят три случая из моего раннего детства.

Почему Бог допускает такие страдания?Ты все щадишь, потому что все Твое, душелюбивый Господи.
Заблуждающихся Ты мало-помалу обличаешь и, напоминая им, в чем они согрешают, вразумляешь, чтобы они, отступив от зла, уверовали в Тебя, Господи. Обладая силою, Ты судишь снисходительно и управляешь нами с великою милостью, ибо могущество Твое всегда в Твоей воле.

Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших.

Если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.

Бог бы и не хотел давать нам скорбей, но беда наша в том, что без скорбей мы не умеем спасаться!

Священник Дионисий.

Ответы Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского на вопросы телезрителей православной телекомпании «Союз».

– «В программе «Новости» показали детский дом. В нем очень жестоко обращались с детьми: старшие дети били младших (дети – школьники 7-8 лет). Как же Господь Бог допускает, чтобы маленькие дети так страдали? Они и так наказаны».

– Мы свои грехи перекладываем на Бога. Господь тут не при чем, что детей бьют или оскорбляют. Господь дал каждому человеку свободную волю. Человек должен как разумное существо поступать по правде Божией, по правилам жизни на земле, которые установил человеку Господь. Но поскольку люди отступили от Бога, от правды Божией, от нравственной жизни, то они нарушают закон, и за это получают от Бога наказание.
Винить в этом Бога не надо. Винить надо самих себя.

Нам необходимо больше усилий и стараний приложить, чтобы воспитывать людей в нравственности, духовности, в страхе Божием, чтобы они не были злыми.

В мире твориться много зла. Каждый день совершаются убийства, осуществляются теракты, люди болеют и умирают. Естественным образом, у людей, видящих это, возникает вопрос: почему Бог допускает зло?

При этом вопрошают это не только светские, неверующие люди, но и верующие христиане. Для того, чтобы ответить на этот важный вопрос, необходимо вернуться во времена сотворения человека, пребывания его в Раю и первого грехопадения.

Бог создал мир изначально безгреховным

«В начале сотворил Бог небо и землю.» (Быт. 1, 1)

С этих слов начинается Библия. Они подтверждают тот факт, что Господь Бог – начало всякого творения. Именно он извёл из небытия в бытие этот мир.

Творить кроме Бога никто не может. Конечно, могут существовать какие-то другие предположения о том, как возник наш мир. Предполагать что-либо не запрещено.

Однако мы должны как аксиому воспринимать тот факт, что кто-то другой может быть только со-творцом Господа и никем другим.

Брейгель Ян Младший «Бог создаёт Солнце, Луну и звёзды». Бог изображён на картине как единственный Творец.

Необходимо также отметить отдельно, что Дьявол не может быть творцом чего-либо, так как сам является падшим созданием. Именно поэтому зло никогда не было сотворено. Оно не имеет собственной сущности.

– это извращение Врагом рода человеческого природы Божественного творения.

Грех не является творением Господа. Бог не творил и не может творить зла, но природа его творений может быть искажена Диаволом.

Бог создал наш мир безгреховным. В нём не было греха и присутствовало лишь единение с Создателем и Его волей. Только забыв об этом, забыв о Творце и нарушив Его волю, человек поддался дьявольским козням.

Сам же Враг рода человеческого со своими приспешниками находится во грехе с момента своего падения и изгнания. Данное обстоятельство препятствует ему творить зло. Всё, что он может, – это исказить нормальную природу вещей, созданных по замыслу Божьему.

История Адама и Евы: первое грехопадение на Земле

О том, как был сотворён первый человек, в Библии говорится так:

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.» (Быт. 2, 7)

При этом создан первый человек – Адам, по образу и подобию Божьему, как и жена его Ева. По замыслу Божьему их предназначение было плодится и размножатся, наполнять землю и владычествовать над ней и всеми её обитателями. Первосозданный человек был помещён Творцом в особом месте – в Раю.


У. Блейк. Элохим создает Адама. 1795 г. На картине показано, что Бог как Творец всего живого создаёт своё самое совершенное творение – Человека.

жилище, которое создал Бог для сотворённого им человека

Отцы церкви отмечают тот факт, что Рай не является понятием географическим, хотя в Библии сказано, что он находится на Востоке. Это, скорее, понятие той особой близости Адама к Господу.

В этом особенном месте всё было предназначено для беззаботной жизни, а человек должен был хранить его и возделывать.

Господь создал человека для того, чтобы тот был совершенным. Естественно, что совершенное создание не было греховным. Особую чистоту и совершенство человека подтверждает тот факт, что Творец дозволил ему избрать имена животным, живущим на земле. К сожалению, сейчас мы даже приблизительно не можем представить того совершенства, которым обладал человек до его грехопадения.

Человек был создан не для гордыни, но для возделывания Рая. Адаму не нашлось помощника, и когда он уснул, Бог вынул из него ребро и создал из этого ребра женщину, назвав Евой.

Вместе с ней первочеловек должен был возделывать Эдемский сад, плодиться и размножаться на земле. Любовь между Адамом и Евой, между ними и Господом, заключалась в соборности, и если бы они сохранили её, грех не мог бы состояться.


Создав Эдем, Господь разрешил Адаму вкушать все плоды в нём, кроме плодов яблони. Яблоня здесь не просто древо, но и символ соборности, когда все должны поддерживать друг друга, как яблоня даёт свои плоды для всех, но не для избранных.

Как мы знаем, в Раю жил Змий, который стал разговаривать с Евой и уговаривать её попробовать плод с Древа познания добра и зла, древа жизни. Ева в конце-концов уступила уговорам Змия и попробовала этот плод. Кроме того она уговорила попробовать его Адама.

Некоторые говорят, что с этого момента произошло первое грехопадение. Это не так. Дело в том, что в мире зло уже существовало, так как были падшие ангелы.

Момент грехопадения

это когда человек присваивает себе право решать, что является добром и злом. Это может делать только Бог.


Адам и Ева были наказаны Господом изгнанием из Рая. Кроме того, Господь проклял Адама за то, что он ослушался Его воли и вкусил запретный плод. Теперь он должен был добывать пропитание себе тяжким трудом. Ева же с тех пор должна была рожать детей своих в муках.

Господь дал нам свободу выбора, потому, что человек создан по Божьему образу и подобию

Ответить на вопрос, почему Бог допускает страдания, невозможно без рассмотрения вопроса наличия у человека свободы воли. Свобода воли – это право выбора.

Человек не является существом подневольным, как, например, животные, которые свободой воли не обладают. Человек создан по образу и подобию Божьему, поэтому может выбирать тот или иной вариант поведения.

В истории с грехопадением он также мог выбирать. Ситуация не была заранее определена и Адам имел возможность выбрать: пробовать ли греховный плод или же нет.

В результате человек выбрал путь греха и сделал это не по принуждению, а полностью добровольно. Естественно, что и наказание ему было назначено в виде изгнания из Рая за ослушание, то есть за выбор определённой модели поведения.


У Адама и Евы была возможность выбора, но они сделали неправильный. Именно поэтому, когда человек спрашивает, например, почему Бог допускает войны, он должен сначала решить, какую именно роль в этом играет он сам, его соплеменники и руководители.

Если человек сделал свой выбор, он уже не должен пенять и утверждать, что он непричастен к греху. Продемонстрировав свободу выбора, необходимо отвечать за свой выбор.

Путь к Богу через страдания – результат грехопадения Адама и Евы

Когда человек нарушил запрет Господа и вкусил плод с Древа познания греха он, тем самым, разорвал связь с Ним. С этого момента его природа, подобная Богу, была извращена Диаволом и поэтому врата в Рай отныне для него и его жены закрыты.

Путь страданий человека на Земле – это путь обретения утраченного единства с Богом.

Господь наш Иисус Христос своим примером показал нам этот путь. Придя в мир и приняв страдания на Кресте, Он указал человечеству путь к спасению. Из смерти Его началась новая жизнь.

При этом необходимо всегда помнить о том, что наше искупление за грех адамов состоит в том, что подвиг Христа должен стать нашим подвигом.


Православный христианин должен ежедневно, через труды и страдания искать путь спасения. Господь, в любви своей, не оставил своё грешное творение и указал человеку путь к нему.

Им необходимо следовать, а не пытаться искать причину своих страданий. Настоящему христианину нельзя возлагать вину за страдания на окружающих или же бесплодно вопрошать: почему Господь покинул меня? Необходимо денно и нощно трудится, ища спасения, ведь страдания даны Богом для того, чтобы указать путь к нему.

Кроме того, православный также должен знать о том, что в православии отсутствует понятие личного спасения. Оно характерно для католичества или же протестантизма.

Господь учит молиться нас не Отче мой, а Отче наш, что подчёркивает соборность спасения.

Кроме того, в отличие от католической церкви, православная не настаивает на особой роли церковных иерархов.

Православные считают, что не клирики спасают церковь, но вместе с народом спасаются в ней.

В православии спасение имеет три ступени:

  • искупление;
  • освящение;
  • обожение.

Для этапа искупления характерно обретение веры. Искупление осуществляется только кровью Агнца Божьего, кровью Иисуса Христа.

Но одной веры, как говорят лютеране, недостаточно, необходимо также ежедневно трудиться, для того, чтобы обрести путь к спасению.

На этапе освящения через пост, молитвы и добрые дела человек становиться на путь святости. Идя по нему, он обретать путь к спасению. Это нелёгкий путь, так как он ведёт через страдания, но никаким другим путём нельзя заслужить прощение Бога.

Третий этап – обожение. Это понятие характерно только для православия и оно означает воссоединение человека с Богом. На этом этапе человек преодолевает последствия адамова грехопадения и приобретает родственное отношение к нему.

Таким образом, вся земная жизнь человеческого рода, с момента изгнания Адама и Евы из Эдема, состоит в том, чтобы искупить последствия их грехопадения. Для этого даются страдания, и для этого необходимо постоянно трудится, стараясь восстановить единение человека с Богом.

Победить зло и избежать страданий можно, если следовать путём Господа

Вопрос о том, почему, если Бог всемогущ, он допускает существование в мире зла и страданий известен человеку давно. Ответ на него дан в Евангелии. Для того чтобы понять это и обрести оружие против зла и страданий необходимо знать, что:

  • никакого «невинного» страдания не существует, так как люди по своей природе греховны, так, например, в это связи можно привести следующую цитату из Библии:

«Все согрешили и лишены Славы Божьей.» (Римлянам 3:23);

  • мир проклят из-за непослушания первочеловека Слову Божьему, но в один день Бог снимет это проклятие и всё восстановит:

«…отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло.» (Откровение 21:4);

  • в мир пришёл Спаситель, который страдал больше всех смертных когда-либо. Тем самым избавил мир от тяготеющего над ним Проклятия, указав путь к спасению.

«Христос умер за наши грехи.» (1 Коринфянам 15:3);

  • человеку посылаются страдания для того, чтобы он мог задуматься о Боге и необходимости спасения, для чего обратиться ко Христу с покаянием и верой. Страдая, человек очищается от первородного греха и становится подобен Христу.

Каждый христианин должен помнить о том, что Бог любвеобилен и милостив. Даже если страдания и болезни присутствуют в нашем мире, это означает только то, что существует первородный грех.Именно из-за него пришло зло в наш мир.

Всем нам, как возлюбленным чадам Божьим, необходимо помнить о том, что в послании Римлянам сказано:

«При том знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, всё содействует ко благу.» (Римлянам 8:28)

Дионисий. Распятие. 1500 год. Иисус – пример страданий на пути ко спасению.

При этом ни один православный не может уверенно заявить о том, что он спасен. Дело в том, что спасение – это дело всей жизни человека. Невозможно в один день обрести то единство с Богом, которое разрушил первый человек, впав в грех.

Католики, протестанты и представители других ветвей христианства утверждают, что путь к спасению прост. Он, по их мнению, состоит в посте, молитве, отказе от обжорства, пьянства, наркотиков.

Но спасение — это нечто большее, нежели внешне прилежное участие в жизни прихода.

Мы знаем, что был первый Адам, которого Господь возвысил. С этой высоты, по гордыне своей он пал, так как согрешил. Однако существует и второй Адам – Иисус Христос.

Второй Адам

Так можно назвать Иисуса Христа

Он пришёл в наш мир даровать свободу от греха, спасти нас и вознести нас на небеса. Все люди умерли в Адаме, но по милости Божьей им суждено воскреснуть в Христе.

Земной путь Христа, в том числе и путь страданий, должен служит нам примером того, как необходимо бороться со злом и преодолевать страдания на пути к спасению.

Даже римский прокуратор Понтий Пилат, присутствуя при страстях христовых, поразился тому, как стойко выдерживает Он упрёки, оскорбления, физические мучения и сказал о Нём народу:

«Се человек.» (Ин. 19,5)

Расставаясь с учениками, Христос объявил им:

«В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь.» (Ин. 16,33)

Это означает, что зло никогда не отступит добровольно и с ним необходимо бороться.

При этом необходимо всегда помнить о том, что христианство не зовёт к страданиям. Его задача – указать верующим на то, что на пути борьбы со злом имеется опасность пострадать.

Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их святая София

Святая София, претерпев за Христа большие душевные муки, вместе с дочерьми причислена Церковью к лику святых.

Христианство – это религия любви. Любя Бога, христианин любит и создание его – человека.

Таким образом, спасаясь, он спасает и окружающих. Естественно, что на этом пути будет непонимание, зависть, злоба, мучения и т.д.

Имея примером Господа нашего Иисуса Христа, любой христианин может преодолеть все препятствия, которые воздвигает Диавол на его пути к спасению. Только следуя путём Господа, можно победить зло и избавится от страданий!