Системно-векторная психология. Звуковой вектор в системно-векторной психологии: понятие, определение, характеристики и основные принципы Типы векторов в психологии

36780 (62 за неделю) / 25.12.14 12:24 /

Системно-векторная психология — теория, созданная Ю. Бурланом и В. Толкачевым на основе теории Фрейда о психосексуальности. Существует 8 векторов, то есть 8 типов «направленности» человека. Вектор говорит о том, что именно человеку нравится, к какой самореализации его тянет инстинктивно, что доставляет ему удовольствие. Чтобы реализовать свой вектор в социуме, человек выполняет в нем определенную роль.

Системное мышление для родителей

Одним из ключевых условий грамотного воспитания ребенка является понимание его врожденных свойств и способностей. Системно-векторная психология Юрия Бурлана помогает родителям овладеть необходимыми знаниями. Это прикладная наука, позволяющая быстро освоить механизмы функционирования бессознательного и его проявления в каждом отдельном человеке, а также на уровне пары, группы и даже общества.

Возникающее в результате усвоения этих знаний системное мышление определяется, как новый объективный взгляд на происходящее с человеком. Также системное мышление характеризуется, как принятие и полное понимание окружающих, в частности их поведения и основных жизненных приоритетов. Имея системные знания, любой родитель сможет глубоко понимать своего ребенка и воспитывать его так, чтобы лучшим образом реализовать его природный потенциал.

Основное положение системно-векторной психологии заключаются в том, что человек рождается с определенными заданными психическими свойствами, которые определяют его жизненный сценарий, характер и поведение. Эти психические свойства группируются в 8 отдельно взятых наборов, называемых векторами.

Вектор объединяет свойства по принципу выполнения видовой роли, которая в свою очередь имеет целью выживание человеческого коллектива, начиная со времен первобытной стаи. Каждый вектор связан с определенной чувствительной (эрогенной) зоной, которая предопределяет способ получения или вывода информации о себе и окружающем мире.

Врожденные свойства человека не меняют свою природу в течение его жизни, однако могут иметь разную форму проявления.

Системно-векторная психология выделяет понятия развития и реализации свойств вектора, от которых и зависит поведение его носителя. Оставшийся с неразвитыми свойствами человек будет проявлять себя противоположным образом в сравнении с развитым и реализованным в своих свойствах человеком. Соответственно этому складывается жизненный сценарий человека: вор или судья, насильник или лучший семьянин, шизофреник или гений и т.д.

Развитие свойств вектора происходит до пубертата включительно. После чего психические свойства человека не развиваются, и в дальнейшем могут либо реализовываться (наполняться), либо нет.

Реализацию психических свойств раздел «системное мышление» определяет как применение развитых до подросткового возраста свойств человека, что дает ему ощущение равновесия и удовлетворения.

Почти все современные семьи, собравшись вечером вместе, либо сидят, уткнувшись в компьютеры, планшеты или смартфоны, либо хлопочут по хозяйству. А вед...

Это означает, что основы характера ребенка закладываются с раннего детства до момента окончательного полового созревания. Важнейшим влиянием при этом обладают родители, которые и формируют основные условия окружающего ребенка ландшафта.

Знакомство с психическими свойствами обладателя каждого вектора в системно-векторной психологии начинается с описания их проявлений во времена первобытной человеческой стаи. Это дает возможность увидеть первичное состояние, которое задается человеку с рождения и проследить развитие психических свойств, которое происходило по мере усложнения окружающего мира последние 6 тыс. лет.

Ключевые понятия в вопросах воспитания от системно-векторной психологии

Вопрос грамотного воспитания ребенка в классической психологии породил массу противоречивых методик детского развития. Заблуждения и неэффективность, вызванные их использованием, объясняются тем, что в них не существует установленного понятия «нормальности» ребенка. Нет абсолютных критериев, по которым ребенок считается психически здоровым, а его поведение - адекватным либо наоборот. В связи с чем за последние 50 лет в категорию приемлемости детского поведения стали включать даже отказ от гендерной принадлежности, раннюю сексуальную жизнь и т.п.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана выделяет понятие нормы и делает это дифференцированно - в соответствии с врожденными свойствами ребенка. Это дает возможность родителям не навредить его развитию и на ранних этапах выявить наиболее эффективные методы воспитания.

Основные тезисы системно-векторной психологии в воспитании детей:

  1. Ребенок не наследует качества родителей и может обладать непохожими на родительские врожденными свойствами.
  2. Основная задача родителя - обеспечить ребенку состояние безопасности и защищенности . В обратном случае развитие ребенка затормаживается, искажается или останавливается.
  3. Подход к воспитанию и обучению ребенка должен соответствовать его врожденным свойствам.
  4. Последствия психических травм, полученных до пубертата, можно облегчить или нивелировать путем системного взаимодействия с ребенком.
  5. Дети - представители следующего поколения, что означает, что врожденный темперамент (сила желания) и потенциал у них значительно выше, чем у родителей.

Ключевым в каждодневном общении с ребенком, его воспитании и развитии является системное мышление взрослых в семье. Особенно это касается матери, так как мать - важнейший человек в жизни ребенка до завершения периода его развития.

В воспитании матерью системное мышление определяется, как понимание бессознательных желаний и мотивов поведения ее ребенка. Результатом этого понимания становится гармоничное отношение с ребенком, решение конфликтных ситуаций, значительные успехи ребенка в детсаду и школе. Следует помнить, что именно мать задает состояние во всей семье и собственному ребенку.

Соответственно с системой векторов каждому вектору свойственны особые жизненные сценарии, ценности и психические свойства. Рассмотрим их ближе.

Дети в России пропадают каждые 10 минут - эта статистика крайне удручает и тревожит. Если верить данным Павла Астахова - уполномоченного п...

Кожный вектор системно-векторной психологии

Квартель пространства, внешняя часть - экстраверт.

Видовая роль: создатель и хранитель пищевых запасов, боковой охотник-алиментатор.

Архетип: ограничение первичных позывов на секс и убийство.

Тип мышления: логический.

Численность: 24%.


Врожденные свойства ребенка:
Подвижный и активный ребенок с кожным вектором не может усидеть на месте. Ему свойственно постоянное движение и поиск всего нового. Тело кожного ребенка пластично, гибко. Кожный покров - сверхчувствителен.Кожный ребенок - любитель танцев и спорта, его движения точные и выверенные. Он скуп на слова и эмоции. Ему свойственны емкие, короткие фразы. Кожный ребенок - непоседливый шалун, требующий постоянного родительского внимания. Обладает хаптильностью, берет без спросу все, что хочет. Его важно научить границам и правилам, научить делиться с другими. Его жизненные ценности системно-векторной психологии Юрия Бурлана определяются следующим образом:

Ребенок с кожным вектором хорошо считает, интересуется окружающими вещами в рамках категории материальных ценностей. Психически такой ребенок очень адаптивен. Изворотлив, может прибегать к хитростям. Очень сообразителен, успевает несколько дел одновременно, все быстро, но в ущерб качеству. Свойственна амбициозность, конкурирующий нрав.

Развитость. Развитый ребенок с кожным вектором вырастает в законодателя, инженера, успешного управленца. Научается подчиняться и подчинять, дисциплинировать себя и других.

Неразвитость. В случае наказаний путем битья у кожного ребенка формируется мазохизм (как сценарий жизни). В неразвитом состоянии человек реализует себя воровоством, также характерные проявления - алкоголизм, проституция.

Ребенка с кожным вектором неободимо приучить к дисциплине и режиму. Важным моментом являются занятия спортом. В ходе воспитания с таким ребенком можно и нужно договариваться о поощрениях за определенное действие. Мальчикам важна материальная стимуляция, девочкам - нематериальная. Самое приемлемое наказание — ограничение в пространстве и во времени. В воспитании такого ребенка требуется адекватное руководство и контроль.

Анальный вектор системно-векторной психологии

Квартель времени, внутренняя часть - интроверт.

Видовая роль: хранитель домашнего очага, тыловик.

Архетип: сбор и передача накопленного опыта во времени.

Тип мышления: системный.

Численность: 20%.


Врожденные свойства:
Ребенок с анальным вектором послушен. В тоже время при неграмотном воспитании - это самый упрямый ребенок. Это медлительный, старательный, последовательный и усидчивый ребенок. Обладает уникальной памятью. У него имеет место сильная зависимость от матери, без нее он беспомощен. Он как никто другой нуждается в ее поддержке и похвале. Такой ребенок обидчив, обижается сильно и надолго.

Старательный ребенок с анальным вектором не умеет спешить, не способен делать несколько дел одновременно. Его не следует подгонять, иначе он «зависает» и вынужден начинать все сначала. В случае стресса имеет проблемы с ЖКТ.

Научив ребёнка с раннего детства легко и быстро просыпаться и делать все привычные утренние дела, родители облегчат его жизнь в школьный и студенчески...

Развитость. Дети с анальным вектором в реализованном состоянии вырастают в настоящих специалистов своего дела. Надежные и заботливые люди.

Неразвитость. Оставшись неразвитым или испытывая фрустрирации, человек с анальным вектором склонен к садизму, насилию. Неудачный первый опыт в разных сферах создает жизненный сценарий «диванного сидельца». В ожидании чуда системно-векторная психология описывает его, сидящим долго и нудно - его обида требует компенсации.

Основные условия для психологического здоровья ребенка. Для ребенка с анальным вектором важно одобрение, и оно должно быть адекватным его усилиям - ни больше, ни меньше. Нельзя прерывать или подгонять его рассказ или действие, срывать ребенка с горшка. Одно из последствий таких действий - заикание. Мать ребенка должна оказывать ему поддержку и внимание, сохранять с ним постоянный теплый контакт.

Уретральный вектор системно-векторной психологии

Квартель времени, внешняя часть - экстраверт.

Видовая роль: ответственность за жизнь живого вещества, расширение жизненного пространства стаи.

Архетип: продолжение живого вещества во времени.

Тип мышления: тактическое, нестандартное.

Численность: рождается 5%.


Врожденные свойства ребенка.
Такой ребенок - сгусток энергии и желания жить. Ему свойственен особый доминантный взгляд, горящие глаза, ему всегда жарко, высокая температура тела. Ребенок с уретральным вектором - заводила среди других детей, окружающих тянет к нему как к магниту. Такой ребенок не воспринимает запретов и ограничений. Он неуправляем и дерзок, не признает авторитетов. В то же время, при правильном подходе это самый ответственный ребенок.

С малого возраста он ведет себя как маленький вождь и не поддается манипулированию и управлению. Он не чувствует ограничений, из-за чего не ощущает и опасности: идет «на отрыв». Это становится причиной высокой смертности по неосторожности среди уретральных детей. Они щедры, легко отдают окружающим «по нехваткам», сами предпочитают все императорско-атрибутивное, как маленькие короли.

Реакция ребенка с уретральным вектором - молниеносная, как умственная, так и телесная. Часто действует на кураже. В случае понижения в ранге реагирует вспышкой гнева. Мышление непредсказуемое. От намеченного не отступается, не умеет проигрывать.
Во время воспитательных родительских мероприятий такой ребенок действует по принципу «что хочу, то и буду делать, а что не хочу, не заставите никак».

Развитость. Развивая свои природные свойства, уретральный ребенок вырастает в человека, способного повести за собой людей. Это вождь, нередко глава группы людей или крупного предприятия, живущий интересами своей стаи. Уретральный человек нуждается в своей стае.

Неразвитость. Если в детстве ребенок с уретральным вектором испытывает насилие или давление, он совершает побег из дома. Битые уретральные дети, ощущая враждебность окружающего мира, становятся предводителями опасных преступных группировок. В случае сверхдавления возможны варианты патологической трусости как жизненного сценария.

С доисторических времён сложилось так, что мужчины вне дома работают больше, кормят семью, поэтому именно перед ними чаще встаёт вопрос, как папе комп...

Основные условия для психологического здоровья ребенка. Важно делать упор на его ответственность. Не ограничивать, но рекомендовать и направлять. Ключевая фраза при этом: «Если не ты, то кто?». От него не нужно требовать послушания. Его не нужно хвалить, им нужно восхищаться.

Мышечный вектор системно-векторной психологии

Квартель пространства, внутренняя часть - интроверт.

Видовая роль: строитель, воин и охотник.

Архетип: фундаментальная масса живого вещества.

Тип мышления: наглядно-действенное.

Численность: в чистом виде — 38%, всего — 95%.


Врожденные свойства ребенка.
Дети с мышечным вектором ведомые, покладистые. Их несложно воспитывать. Им нравится физический труд. Основные их потребности - базовые - есть, пить, дышать, спать. Ему незнакомы другие желания. Такой ребенок не ощущает себя отдельным «я», он чувствует себя частью коллектива - «мы». И самое болезненное для него будет отделение от этого «мы». Им важно, чтобы у них было все как у всех.

Монотония или ярость - два базовых состояния мышечного человека . В состоянии монотонии он склонен к усердному труду, способен изо дня в день, из года в год выполнять одну и ту же работу. Наиболее важным делом для взрослого мышечника является строительство, любой тяжелый физический труд.

Ребенок с мышечным вектором ведом. У него нет того, что остальные именуют собственным мнением. Такие дети поступают так, как их научили. Если спросить о его личном мнении, он ответит: «как все, так и я». Кем становится мышечный ребенок, зависит от того, кто оказывает на него влияние.

Такие дети обладают наглядно-действенным мышлением, т.е. делают точно также, как им сказали или показали, это нужно учитывать при его обучении. Они не думают о правильности или рациональности этого поступка. Такого ребенка нельзя назвать глупым, у него особое мышление, благодаря которому выполнять так стабильно свою работу может только он.

Развитость. Развитый мышечник - это очень трудолюбивый человек, который строит дома, трудится в шахте, пашет землю. Не имеет высоких запросов к жизни и довольствуется тем, что заработал собственными руками. Такой человек получает осязаемые результаты своей работы для всех, а не только для себя: для «Мы», а не для «Я».

Неразвитость. Неприученный к труду мышечный ребенок вырастает человеком, неумеющим реализовать свою силу в физической работе. Такие люди легко попадают в криминальную деятельность, где и находят применение своей недюжинной силы.

Основные условия для психологического здоровья ребенка. С ранних лет нужно приучить ребенка с мышечным вектором к физическому труду. Малыш должен помогать родителям, а не слоняться без дела. Важная задача: научить его получать удовольствие от труда. Спорт категорически запрещен для таких детей. Не следует забывать, что окружение мышечного ребенка влияет на формирование его личности, потому важно побеспокоиться об этом. На обучение мышечного ребенку в деревне лучше всего отдать учителю с анальным вектором, в городе - в ПТУ, к руководителю с развитым кожным вектором.

Дождливые дни по нашим субъективным ощущениям тянутся намного длиннее, чем погожие. Особенно трудно приходится детям, которые долгое время вынуждены п...

Зрительный вектор системно-векторной психологии

Квартель информации, внешняя часть - яркий экстраверт.

Видовая роль: самка-воспитательница, дневная охранница стаи.

Архетип: создание культуры — повышение ценности человеческой жизни.

Тип интеллекта: образный.

Численность: 5%.


Врожденные свойства ребенка.
Ребенку с зрительным вектором свойственна высокая впечатлительность, проявляющаяся всплесками эмоций, - смех и слезы достаточно быстро сменяют друг друга. У зрительных детей очень сильный врожденный страх смерти, который в случае неграмотного воспитания формируется в ряд устойчивых страхов и фобий. Первый в этом ряду - страх темноты. Многие из таких детей отказываются спать в темноте. Это обусловлено тем, что зрительный анализатор не обеспечивает безопасность в темноте - не различает угрозу. В случае наличия страхов впечатлительность ребенка может выражаться тревожностью. С неосознаваемыми страхами зрительного вектора связана также причина вегетерианства.

Зрительный ребенок обладает неограниченной фантазией. Он легко «допридумывает» жизненные ситуации, оживляет в своей фантазии неодушевленные предметы и т.п. Одна из задач человека со зрительным вектором - познание окружающего мира. Для этого ему задана особая эрогенная зона - глаза, благодаря которым и познается все видимое. Глаза у таких детей обычно выразительные, большие. Зрительным девочкам свойственно хлопать глазками.

Зрительные дети любят все красивое, очень демонстративны, склонны к кокетству. Важным аспектом для зрительного ребенка является создание эмоциональных связей. На разных уровнях развития эмоциональная связь может создаваться как с неживыми предметами (куклы, игрушки), так и с животными и людьми. Если такой ребенок чувствует недостаточность близкой эмоциональной связи с матерью, у него возникает острая необходимость создать ее с кем-то другим: плюшевым мишкой, домашним животным или выдуманным другом. Здесь есть свои опасности, подробнее об этом на лекциях Юрия Бурлана о зрительном векторе.

Зрительные дети физически слабые, у них слабая иммунная система. Вирусные заболевания они подхватывают первыми.
Такие дети всех жалеют, они не способны на убийство даже букашек. Это они приносят домой брошенных животных. Получив адекватное развитие свойствам зрительного вектора они научаются сопереживать человеку. И потому, став взрослыми, нередко выбирают профессию, связанную с медициной, образованием и другими областями, где они могут реализовать свое стремление помогать людям.

Каждый зрительный ребенок испытывает потребность в наполнении эмоциональной амплитуды. Если родители не научили его состраданию, то эмоции ребенка найдут иной выход. В зависимости от условий окружающей среды это могут быть мимолетные влюбленности, хуже - страхи и истеричность.

Развитость. Развитые зрительные люди - очень искренние, любящие, глубоко чувствующие люди. Им свойственна доброта, любовь, жертвенность. Реализация зрительного человека в современном обществе в Любви к человеку.

Не всё, что творится у малыша в голове, родители могут понять быстро и правильно. Далее описаны 6 тестов, которые помогут определить характер ребёнка...

Неразвитость. Детские страшные сказки, запугивание значительно тормозят развитие зрительного ребенка. Фиксированный на страхе человек поддерживает это состояние и сам себя пугает: выбирая фильмы ужасов, соответствующие книги, ночные походы на кладбище и т.п.

Неразвитые зрительники - первые жертвы гипноза и внушения. Им свойственна приверженность к приметам, гороскопам и предсказаниям, особенно неблагоприятным. Такие люди часто виктимны, т.е. часто становятся жертвами преступлений: не осознавая, они притягивают архетипичных воров, жуликов, насильников и при этом верят, что быть жертвой - их судьба. Системно векторная психология Юрия Бурлана дает все необходимые инструменты, чтобы предотвратить подобный жизненный сценарий.

Основные условия для психологического здоровья ребенка. Зрительного ребенка следует ограждать от всего, что связано со смертью (похорон, прощаний и т.п.), это вызывает в нем стресс. Фиксирование в детстве на таком состоянии мешает повзрослевшему зрительнику перейти из состояния «страх» в состояние «любовь».
Зрительному ребенку необходимо чтение книг, вызывающих сопереживание, ребенку постарше может подойти волонтерская работа с людьми, нуждающимися в помощи.


Звуковой вектор системно-векторной психологии

Квартель информации, внутренняя часть - абсолютный интроверт.

Видовая роль: ночной охранник стаи.

Архетип: поиск обратной связи с первопричиной.

Тип интеллекта: абстрактный.

Численность: 5%


Врожденные свойства ребенка.
Ребенок со звуковым вектором очень рано начинает задавать вопросы о смысле жизни: «Кто мы? Зачем живем? Что такое смерть? Что будет после того, как мы умрем? Что такое космос? Почему я в своем теле, а не в каком-то другом?». Позже эти вопросы могут вытесняться на бессознательный уровень. А во время пубертата они приобретают особенно острое значение. Скука, тоска и даже депрессия - это состояния, возникающие если подросток не находит возможности наполнить желания звукового вектора.

Звуковой ребенок задумчив и малообщителен. Он тихий, предпочитает уединение . Лицо часто амимично и совсем не отражает эмоций. При этом, обманчиво полагать, что их нет. Взгляд отстраненный, направлен в себя. Звуковые дети обладают особо чувствительным слухом, способны различать тончайшие оттенки звуков.

В первую половину дня им обычно свойственны заторможенность и вялость . Они оживают и чувствую прилив сил вечером и ночью. Поэтому ребенок редко высыпается. На первых уроках им особенно сложно сосредоточиться, и тут возникает риск попасть в ряды неуспевающих несмотря на сильный абстрактный ум.

При адекватном развитии такой ребенок выявляет значительные интеллектуальные способности. Ему легко дается изучение математики, физики, языков. Задаваясь вопросом существования бога, он может интересоваться религией и духовными практиками.
Если звуковой вектор подавлен, ребенок становится замкнутым и депрессивным. Не понимая его особенностей, в таком состоянии с ним тем более сложно найти общий язык.

Звуковому ребенку нравится быть в одиночестве, тишине, они не боятся темноты. Если в доме постоянный шум, то такой ребенок может прятаться в наиболее «тихие» места: шкаф, кладовку и т.д.

Звуковики часто высокомерны. Они чувствуют себя умнее всех и выше всех, поэтому его могут считать заносчивым.

Сегодня звуковой ребенок целиком поглощен Интернетом, ночи напролет слушая музыку, читая, размышляя или играя в виртуальные игры.

Развитость. В потенциале звуковой ребенок - гений. Это будущие великие мыслители, физики, писатели, ученые. Выполнение ими их видовой задачи развивает общечеловеческую мысль и возводит человечество на новый уровень жизни.

Неразвитость. Крик и шум воспринимают очень болезненно, это препятствует сосредоточению на окружающем мире. В этом случае контакт с людьми ассоциируется с болью. Результатом этого становится погружение в себя, отстранение от внешнего мира, остановка в развитии ума и психических свойств. Состояние становится очень напряженным, ребенок уходит в депрессии, наркотики, мучается от головных болей. Такие дети наиболее склонны к детскому суициду. Именно дети со звуковым вектором находятся в группе риска возникновения шизофрении и аутизма.

Основные условия для психологического здоровья ребенка. Важным фактором здесь является создание условий тишины и спокойствия, где звуковой ребенок будет ощущать себя комфортно. Звуковых детей нельзя оскорблять: «В кого ж ты такой идиот уродился, лучше бы я тебя не рожала!» Такие унижения со стороны родителей существенно снижают его способность к развитию. Самое главное для него - понимание его свойств и поддержка звуковых интересов ребенка (чтение книг об устройстве мира, познание себя, изучение точных наук и т.д.)


Оральный вектор системно-векторной психологии

Квартель энергии, внешняя часть - экстраверт.

Видовая роль: разделение пищи на съедобную и несъедобную, крик как предупреждение об опасности.

Архетип: индукция — объединение групп людей через создание единых мыслительных и словесных рядов.

Тип интеллекта: Вербальный.

Численность: 5%.


Врожденные свойства ребенка.
Ребенок с оральным вектором - весельчак и болтун, любимец класса. Всегда на подъеме, он вхож в любой детский коллектив. Оральные дети очень рады тому, что идут в детский сад, - они там выговариваются. А говорят они постоянно, без пауз.

Оральник ищет слушателей, первые из которых - родители. Если мать прерывает его речь, желая тишины, то он пытается уместить ту же информацию в более сжатой форме, чтоб успеть высказаться до того, как его прервут, потому начинает шепелявить, говорить несвязно, быстро, проглатывая слова.

Ребенку с оральным вектором свойственна особая чувствительность губ, рта, вкусовых рецепторов ротовой полости. Он любит прикасаться к своим губам, любит поговорить, покричать что есть мочи. Даже во внешности таких детей часто выделяется рот.
Легко говорят неправду. На ходу придумывают всевозможные истории с одной только целью - вызывать интерес к своему говорению, чтобы его слушали. Такие дети не разговаривают сами с собой. В школе они дают окружающим людям меткие клички.

В шесть лет ребенок с оральным вектором начинает материться, но он не ругается матом, он матом говорит. В этом есть часть его природной задачи, связанной с бессознательным сексуальным воспитанием. Если родитель бьет его за это по губам - делает из него заику. Если оральному ребенку не разрешают материться, он пишет такие слова на заборах и в лифтах.

Развитость. Ребенок с развитым оральным вектором вырастает в замечательного оратора, телеведущего, актера, индуцирующего аудиторию. Так же это большой гурман, тонко разбирающийся в пище.

Неразвитость. Неразвитый вербальный интеллект делает из такого человека шута, который не замолкает ни на минуту, даже во время приема пищи. Общаясь с таким человеком, остерегайтесь обмана и оговора.

Основные условия для психологического здоровья ребенка. Ребенка с оральным вектором следует отдавать в кружок ораторского мастерства, это позволит развить вербальный интеллект. Нельзя обрывать его речь и бить по губам.

Обонятельный вектор системно-векторной психологии

Квартель энергии, внутренняя часть, интроверт.

Видовая роль: Стратегический разведчик, советник вождя.

Архетип: выжить во что бы то ни стало.

Тип интеллекта: интуитивный, невербальный.

Численность: менее 1%.


Врожденные свойства ребенка.
Ребенок с обонятельным вектором не выражает эмоций, он меланхоличен. Со стороны может выглядеть вялым, безинициативным. Конституция тела - слабая. Такой ребенок стремится обособиться от окружающих. Крайне избирателен в еде, не переносит ароматную или остро пахнущую пищу.

Скрытный, не желает общаться со сверстниками. Те в свою очередь испытывают к нему неприязнь. Такой ребенок всеми силами противиться всему, что прерывает его состояние меланхолии, и потому под любым предлогом остается дома. Тогда как развитие его свойств требует совершенно обратного.

Разговаривает такой ребенок невнятно, своих целей и мыслей ясно не выражает . Следует помнить, что такому человеку с детства окружающие нестерпимы своим «запахом», потому и отношение к ним складывается у него соответствующее, часто видимое по постоянной гримасе на лице.

Развитость. Развитый человек с обонятельным вектором выполняет свою главную задачу сохранения человеческой стаи на уровне крупных социальных образований - становится политиком, ученым, разведчиком. Успешная финансовая деятельность - одна из областей реализации обонятельника.

Неразвитость. Неразвитые обонятельные дети вырастают в интриганов. Часто оказываются жертвами собственной интриги. Такие люди могут стать серийными маньяками и убийцами, выполняя архетипичную программу устранения некогда опасных для стаи особей.

Основные условия для психологического здоровья ребенка. Родителям, несмотря на все пожелания ребенка остаться дома, следует «выталкивать» его в общество, в социум. Только среди людей он сможить развить свои важные функции. Встреча с трудностями адаптации - это единственный верный способ для его воспитания. Чем более разнообразное будет общество, т.е. чем чаще будет меняться группа сверстников, тем лучше. Губительной для него является гиперопека и сверхзабота родителей. Насильственное кормление такого ребенка (и любого другого!) имеет крайне неблагоприятные последствия.

Системное мышление родителя

Вышеописанные особенности разных психотипов приведены кратко и только относительно отдельных векторов. Современный ребенок часто рождается со свойствами сразу нескольких векторов, что делает его полиморфом и приводит к комплексности психических проявлений в его поведении. Т.е. в разные моменты времени, согласно обстановке, проявляют себя разные вектора. Полиморфность ребенка дает больше возможностей для лучшей адаптации окружающего ландшафта, одновременно усложняя задачу воспитания ребенка.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана дает четкие рекомендации относительно воспитания и развития любого ребенка. А системное мышление, приобретаемое на тренинге, позволяет ориентироваться в любых ситуациях, возникающих в жизни, а также избегать многих подводных камней на пути становления взрослеющей личности.

Для ознакомления с системно-векторной психологией Вы можете присоединиться к бесплатным онлайн лекциям, которые регулярно проводятся на портале Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Материал взят с сайта http://epsychology.ru/node/2613/.

Положение в классификации : статическая неструктурированная типология норм без интертипных отношений, содержит 8 независимых векторов.

Логические уровни : условный рабочий уровень - 5 (идентичность), однако в целом типология затрагивает все уровни.

Системно-векторная психология создана Ю. Бурланом и В. Толкачевым. По их утверждению, типология является развитием идей Фрейда, который описал в свое время два центра получения удовольствия человеком - оральный и анальный, связав их с определенными этапами развития личности. Ю. Бурлан и В. Толкачев выделили еще 6 центров получения удовольствия, а так же предположили, что стремления и потребности, связанные с ними, проявляются не на отдельных периодах развития, а остаются у человека в течение всей жизни, но при этом могут различаться способы реализации этих потребностей. Таким образом, было выделено восемь независимых центров получения удовольствия, названных психологическими векторами.

Наличие вектора означает, что у человека есть стремление, потребность в реализации себя в видах деятельности, так или иначе связанных с определенным центром получения удовольствия. При этом способы реализации конкретного вектора могут быть весьма разнообразными и, по мнению авторов, закладываются до достижения индивидом возраста полового созревания, а наличие или отсутствие конкретных знаний и умений, необходимых для того или иного способа реализации, выходит за рамки рассмотрения данной типологии. Возможны так же ситуации нереализованности вектора, когда потребности по нему имеются, а возможности их реализовать нет, что может приводить к депрессии и ощущению неудовлетворенности. Тип человека определяется тем, какие вектора имеются у него в наличии (обозначается простым перечислением векторов). Количество имеющихся векторов может быть различным: от одного до всех восьми, на практике чаще всего в наличии бывает 2-4 вектора.

В системно-векторной психологии для каждого из векторов описаны особенности поведения и мотивации обладающего им человека, типичные особенности внешности, а так же архетипический образ роли данного вектора в первобытном обществе (что и дает возможность говорить о проявлениях типологии на 5 логическом уровне). Дадим краткое описание этих векторов:

  1. Мышечный. Ключевая задача: монотонная физическая работа для поступательного движения к цели. Видовая роль: рядовой охотник или собиратель. Возможные недостатки: отсутствие мотивации на усовершенствование труда.
  2. Кожный. Ключевая задача: отделение своего пространства от внешнего мира, сохранение и накопление ресурсов. Видовая роль: командир группы охотников. Возможные недостатки: излишний контроль за ситуацией, скупость.
  3. Анальный. Ключевая задача: накопление, сохранение и передача информации. Видовая роль: «тыловик», занимающийся воспитанием следующего поколения, а так же охраной и допросом пленных. Возможные недостатки: излишний консерватизм, жестокость.
  4. Уретральный. Ключевая задача: увлечь и повести за собой людей. Видовая роль: вождь. Возможные недостатки: неумение «смотреть назад» - вывлять сделанные ошибки, понимать их причины и корректировать курс.
  5. Оральный. Ключевая задача: распространение информации. Видовая роль: глашатай. Возможные недостатки: неумение хранить секреты.
  6. Зрительный. Ключевая задача: умение наблюдать окружающий мир, видеть красоту в нем, охрана жизни как таковой. Видовая роль: дневной охранник стаи. Возможные недостатки: неумение постоять за себя, неприспособленность к самостоятельному выживанию.
  7. Звуковой. Ключевая задача: сбор скрытой информации в мире. Видовая роль: ночной охранник стаи. Возможные недостатки: излишняя устремленность в себя, оторванность от действительности.
  8. Обонятельный. Ключевая задача: выявление потенциальных опасностей прежде чем они станут реальными. Видовая роль: шаман. Возможные недостатки: излишняя подозрительность, недоверие к окружающим.

Уретральный, звуковой и обонятельный вектор - доминирующие, т.е. при наличии у человека они проявляются так, что не могут быть перекрыты проявлениями других векторов или ограничениями, связанными с воспитанием или общественными установками.

Практическое применение : главная область применения - самопознание, лучшее понимание своих способностей и потребностей. Так же может использоваться для профессиональной ориентации (выбор профессии, связанной со стимуляцией соответствующих центров удовольствия) и для психологического консультирования (в том числе детского и семейного).

Первоисточники

  • YBURLAN.RU - сайт Ю. Бурлана Внимание: на форуме крайне нетерпимое отношение к людям, высказывающих мнение, не совпадающее с официальной позицией портала. В связи с этим рекомендуем изучать типологию самостоятельно, по источникам в открытом доступе, и не забывать о критическом мышлении.
  • Верхний уровень. Состоит из зрительного, звукового, орального и обонятельного векторов.
  • Нижний уровень. Состоит из кожного, мышечного, анального и уретрального векторов.

Основатели СВП считают, что все люди рождаются с определенным набором векторов. Их количество колеблется от двух до пяти. И этот "набор" определяет в психике все: характер, темперамент, тип личности и прочее.

Звуковой вектор в системно-векторной психологи является одним из трех доминантных. Его представителям приходится удовлетворять в самую первую очередь его потребности. Его желания первичны для звуковиков.

Почему происходит так, а не иначе

Звуковой вектор в системно-векторной психологии определяет людей, которых чаще всего окружающие характеризуют просто - "не от мира сего". Причем не всегда в плохом смысле слова. Звуковики, отиписты, так их называют специалисты СВП, с самого детства интересуются больше глобальными проблемами мироздания, поиском первопричины всего происходящего. Почему происходит так, а не иначе.

Они отрешенно оглядывают все происходящее. Но видят это как цельную картину, поднявшись на высоту, невзирая на частности.

Мысль о том, что они проживают не свою жизнь, очень часто посещает головы звуковиков.

Ты узнаешь его

Звуковика практически не интересует, что происходит с его телом. Он забывает покушать, ухаживает за собой лишь по необходимости. Сон беспорядочен. Может подолгу не спать или проспать сутки. Практически не ощущает страха даже перед возникновением реальной опасности. Склонен к одиночеству, концентрации на своих чувствах, переживаниях.

В системно-векторной психологии звуковой вектор описание внешних признаков имеет следующее:

  • отрешенный, рассеянный взгляд;
  • необычно одет;
  • лицо - маска;
  • астеническое строение тела;
  • в дневное время сонный, вялый.

Внешняя успешность, вершины карьеры не помешают звуковику все бросить и отправиться на поиски нового. Благополучный бизнесмен может заняться изучением актерского или музыкального искусства.

Как жили наши предки

Понятие "звуковой вектор" в современной психологии в чистом виде присутствовало у наших первобытнообщинных пращуров. Ячейкой общества в то время являлась стая. Одному выжить было нереально. Отношения строились вокруг двух приоритетов. Пища и... секс. Лучшее из этого доставалось тому, чей ранг был выше. Представители звукового вектора были в этой иерархии третьими.

Обязанности распределялись согласно видовой роли и должны были строго выполняться. Не выполнил - смерть. Задачей звуковика была необходимость охранять стаю, когда все спали ночью. Такой охранник вслушивался в ночную тишину, различая малейшие шорохи, реагируя на любой звук.

Всматривался в ночное, полное звезд небо, и слушал, слушал... Сознание соединялось с этой тишиной, погружаясь внутрь, заставляя реагировать не только на то, что происходит там, снаружи, а и на то, что внутри, становясь одним большим вселенским Я.

Вечный поиск

Носители системно-звуковых векторов - люди необычные. Если задать им вопрос, ответ придется подождать. Но и ответом это сложно назвать. Скорее всего, это будет: "А? Что? Вы это мне?". Звуковик находится рядом и одновременно где-то далеко, как будто что-то ищет, но не знает, что.

Материальное его мало интересует, чаще раздражает. Окружающим сложно понять такого человека, в результате он чувствует себя лишним. Склонен к депрессиям.

Он ищет ответ на вечный вопрос: "Для чего это все? Что такое жизнь? Что такое Бог?". Не находя ответа, ощущает бессмысленность существования.

Тишина

Звуковики предпочитают уединение и одиночество, так как развить звуковой вектор им не поможет никто. Избегают тусовок и шумных сборищ. Являются поклонниками глубокого поэтического творчества. Они любители философских, фантастических, эзотерических произведений. Это яркие представители абстрактного мышления.

Могут часами смотреть на звезды и ночное небо, вслушиваясь при этом во внутреннюю мелодию. Изучают психологию, религию, философию.

Работа ума

Отрешенность от земных и материальных благ подразумевает способность к самому сложному виду деятельности: умственной. Звуковой вектор в системно-векторной психологии профессии подразумевает следующие:

  • физики;
  • математики;
  • писатели;
  • ученые;
  • филологи;
  • художники;
  • архитекторы;
  • скульпторы.

Они выбирают те сферы, где могут трудиться самостоятельно. В команде им стоит давать автономные задания. Способность абстрактного мышления помогает звуковикам рождать гениальные идеи, находить оригинальные решения.

Вид деятельности, который выберет звуковик, зависит от наличия других векторов в типологии личности. Большое влияние на выбор профессии оказывает развитие личности. Выявив принадлежность к звуковому вектору в ближайшем окружении, в семье, стоит уделить особое внимание общению и элементам обучения.

Ребенка с преимущественным звуковым вектором отличает от других детей склонность к самостоятельным играм. Эти дети задают совершенно недетские вопросы о мироздании, Боге и так далее. Родителям не нужно бояться, что ребенок не такой как все. Стоит обеспечить ему занятия, которые смогут развить и реализовать звуковой вектор.

Я-мудрость

Звуковой вектор в психологии объясняет причину, по которой окружающие не находят общего языка со звуковиком. Воспринимая собственное "Я" как высшую ценность и смысл осознанности, они наслаждаются собственной мудростью постоянно. Из-за сверхоценки личных представлений звуковику не удается разделить точку зрения окружающих, найти с ними общее мнение. Порой это похоже на глухоту.

Эгоцентризм - их отличительная черта. Сначала "Я", а потом вся эта пирамида мироздания. Вот его концепция.

Как жить

Не прекращает свое развитие векторная психология. Звуковой вектор, его изучение, создание методов и форм работы со звуковиками помогает многим избежать трагедии.

Такие люди склонны к депрессивным состояниям. Постоянное самокопание, отсутствие ответов на вопросы, отрешенность от собственного тела могут приводить к серьезным психическим нарушениям. Иногда они видят выход в форме суицида.

Специалисты СВП призывают развивать свой интеллект, вдумываться, сосредотачиваться на современных проблемах. Они помогают звуковикам увидеть других людей и понять, что они такие же.

У тебя же все есть

Молчаливый, сосредоточенный, ушедший в себя молчун, чудак - самое частое описание. Носители звукового вектора часто слышат вопрос: "Чего тебе не хватает? У тебя же все есть для счастья! И даже больше!". В этом и проблема. Все это его не интересует. Это для остальных семи векторов важно иметь. Внутри, в душе он ощущает черную пустоту, которая мешает ощущению удовлетворенности и счастья. Неудовлетворенность может расти. Отсутствие ответа на вопрос о том, зачем жить, приводит к опустошению и отчаянию. Может наступить момент рождения мысли: "Жизнь бессмысленна!".

Эталон - интроверт, звуковик ощущает вину за все что происходит вокруг негативного. Винит в этом свое тело и ищет способы наказания для него.

Мальчики и мужчины склонны к алкоголизму и наркомании. Девочки могут страдать анорексией, булимией. Отрицание ценности собственного тела, желание освободиться от него находит выход в самоубийстве.

Все должно быть прекрасно

Люди-звуковики стремятся к красоте везде, всегда и во всем. С этой точки зрения они оценивают все: предметы, вещи, пейзаж и поступки, события, звуки, настроение. В их интерьере много зеркал, им важно видеть свое отражение.

Они очень открыты, доверчивы, легко поддаются красивым рекламным трюкам. Им легко можно "втюхать" что угодно, если пообещать, что оно будет украшать собой жизнь. Для маркетологов - легкая наживка.

Склонность к самовыражению, откровению делает их обычное поведение театральной игрой. Им важно получать "ответ" зрительской аудитории. Конечно же, этот ответ - восхищение. Они наблюдательны, им интересно "подглядывать" за другими, перенимая их манеры, средства и способы их коммуникаций.

Чаще всего как положительные, так и отрицательные эмоции звуковики выражают слезами. Они могут расплакаться по любому поводу: мелодия, фильм, даже рекламный ролик.

Чудеса

Представители звукового вектора в системно-векторной психологии живут в постоянном ожидании чуда. Стремление к безопасности и красоте, живое и абстрактное воображение позволяют им точно визуализировать свои желания и мечты. И чудеса в их жизни действительно происходят. Благодаря особенностям мышления у них развита интуиция, вплоть до экстрасенсорики. Им снятся вещие сны, они могут чувствовать, что происходит с родными и близкими на расстоянии.

Представителям звукового вектора в системно-векторной психологии удается найти временное удовлетворение в смене деятельности на противоположную, в новом виде искусства. Но все это быстро заканчивается, и опять возникает ощущение пустоты внутри.

Личная жизнь

"Чистые звуковики" сторонятся интимной жизни, не находят в ней ничего для себя, так как отрицают тело и все что связано с ним физически.

Звуковой вектор системно-векторной психологии в личности может находиться в сочетании с другими векторами, которые смогут определить место секса в интимной жизни.

Представители звукового вектора, как правило, романтики. Внешняя сторона, ухаживания, цветы, свечи, гораздо важней, чем телесные "услады". Звуковик быстро влюбляется со всей присущей ему отдачей и энергией и так же быстро остывает к предмету влюбленности.

Систе́мно-ве́кторная психоло́гия - направление исследований психологии человека, не пользующееся всеобщим признанием.

История возникновения

Ганзен и Толкачёв выявили восемь типов характера, связав их со слизистыми человека, и ввели понятие «вектор», подразумевающее под собой наличие в человеке тех или иных свойств, данных ему от рождения. Вектора могут присутствовать в человеке в разных комбинациях. Человек обладает определенными присущими ему от рождения свойствами, он выполняет в обществе определенную заданную роль, то есть, согласно концепции, каждый вектор подразумевает выполнение тех или иных функций в обществе.

В. Толкачёв утверждает, что каждый человек может определить свою врожденную роль в обществе, заняв в нем таким образом своё место. Вектора делятся на интровертированые и экстравертированые и вписаны в матрицу Ганзена, описанную им в монографии «Системные описания в психологии». Постулат Ганзена о понятиях пространства, времени, энергии и информации после многолетних поисков был принят за единый общенаучный базис, необходимость и достаточность набора элементов в котором имеет обширное эмпирическое обоснование.

Выделяют следующие восемь векторов: анальный, кожный, уретральный, мышечный, зрительный, звуковой, оральный, обонятельный.

В настоящее время над новыми разработками в системной психологии работает Юрий Бурлан. Системная психология остается на данный момент прогрессивно развиваемым направлением в официальных и неофициальных исследованиях психологии человека.

Критика системно-векторной психологии

По словам критиков, системно-векторная психология не имеет и не может иметь признания в научном мире, так как не является направлением психологии. Психология является наукой, а то, что именуется «Системно-векторной психологией», есть не более чем существующий только в Рунете пceвдoпcиxoлoгичecкий бизнес в виде платных тренингов, который подается как наука и панацея. Почти весь материал данной статьи является дезинформацией, активно продвигаемой в интернете участниками этого бизнеса. При этом не может не удивлять упертый и явно нездоровый характер ведения защиты своего «направления науки» со стороны сторонников СВП.

Сторонники СВП указывают в качестве основы своего учения теорию Фрейда и работы В. А. Ганзена. Так, Фрейд действительно выделяет пять стадий психосексуального развития, каждой из которых он ставит в соответствие активизацию определенной эрогенной зоны, на которых возможны фиксации разной степени. При этом, его теория в настоящее время не имеет большой практической значимости равно как не имеет под собой веских научных оснований. Ганзен же вообще не работал над типологиями характера, и не создавал никакой «системной психологии». Его монография «Системные описания в психологии» не имеет никакого отношения к типологиям характера.

Очевидно что Комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований не станет заниматься столь незначительной темой (мало ли в интернете подобных псевдонаучных курсов и прочих явлений, от соционики до «трансерфинга реальности»), так что борьба с данным явлением остается на совести интернет-пользователей.

Примечания

Литература

  • Зигмунд Фрейд . Характер и анальная эротика. Печатается по изданию: Фрейд 3. Психоанализ и учение о характерах. М., Пг.: Госиздат, 1923. Перевод В. А. Белоусова.
  • В. А. Ганзен . Системные описания в психологии. (Издание исправленное и дополненное) Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета Ленинградского университета Ганзен В. А. Системные описания в психологии. - Л.: Изд-во Ленингр. 1984
  • Зигмунд Фрейд и др. . Эротика: психоанализ и учение о характерах. - СПб.: Издательство А.Голода, 2003.

Ссылки

  • А.Ю. Гуляева, психиатр, В.Б.Очирова, психоло «Системно-векторная психология Юрия Бурлана в практике обретения личностной аутентичности психотерапевтическими методами» = Yuri Burlan"s System Vector Psychology in the Practice of Personal Authenticity Aquirement by Psychotherapeutic Methods // сборник материалов Международной научно-практической конференции «The Recent Trends in Science and Technology Management» (Новейшие тенденции в области науки и технологии управления .Свойство «Ссылка/Издание» типа «Страница» со значением «сборник материалов Международной научно-практической конференции «The Recent Trends in Science and Technology Management» (Новейшие тенденции в области науки и технологии управления» содержит недопустимые символы или неполно и может привести к неожиданным результатам при семантическом аннотировании или запросе.
  • Л.А. Голдобина, кандидат философских наук «Тенденции развития социально-гуманитарной сферы: системно-векторная психология Юрия Бурлана» // сборник материалов международной научно-практической конференции «Бытие науки и жизнь научного сообщества» (организаторы: Министерство образования и науки Российской Федерации, Южно-Уральское отделение Российского философского общества, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации .Свойство «Ссылка/Издание» типа «Страница» со значением «сборник материалов международной научно-практической конференции «Бытие науки и жизнь научного сообщества» (организаторы: Министерство образования и науки Российской Федерации, Южно-Уральское отделение Российского философского общества, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» содержит недопустимые символы или неполно и может привести к неожиданным результатам при семантическом аннотировании или запросе.
  • В.Б.Очирова, психолог «Развитие ребенка: пути решения проблем на основе методологии системно-векторной психологии Юрия Бурлана» // сборник материалов IX Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы психологии» .
  • А.Ю. Гуляева, психиатр, В.Б.Очирова, психолог «Эффективная психотерапия на базе системно-векторной психологии Юрия Бурлана» // сборник материалов XI Международной заочной научно-практической конференции «Инновации в современном мире» .
  • Ольга Чебаевская, филолог, кандидат филологических наук «Проявления менталитета народа в грамматике его языка» // Филологические науки. Вопросы теории и практики .
  • Оюна Очирова, психолог «Инновации в психологии: восьмимерная проекция принципа наслаждения» // сборник материалов I Международной научно-практической конференции «Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследования» .Свойство «Ссылка/Издание» типа «Страница» со значением «сборник материалов I Международной научно-практической конференции «Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследования»» содержит недопустимые символы или неполно и может привести к неожиданным результатам при семантическом аннотировании или запросе.
  • Оюна Очирова, психолог, Лидия Голдобина, кандидат философских наук «Психология личности: векторы реализации принципа наслаждения» // сборник трудов VII Международной заочной научно-практической конференции «Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии» .
  • Татьяна Довгань, адвокат, Оюна Очирова, психолог «Применение системно-векторной психологии юрия бурлана в криминалистике на примере расследования насильственных преступлений сексуального характера» // сборник материалов XI Международной научно-практической конференции «Законность и правопорядок в современном обществе .
  • Наталья Баскакова, кандидат социологических наук, Оюна Очирова, психолог «Идентификационные ритуалы в современных массмедиа в свете системно-векторной психологии Юрия Бурлана» // сборник Международной заочной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного общества: вопросы социологии, политологии, философии и истории .Свойство «Ссылка/Издание» типа «Страница» со значением «сборник Международной заочной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного общества: вопросы социологии, политологии, философии и истории» содержит недопустимые символы или неполно и может привести к неожиданным результатам при семантическом аннотировании или запросе.
  • Интервью со специалистами в различных областях: http://gorn.me/