Где сейчас находится крейсер богатырь. История серии «Богатырь

Литература

“Богатырь” являлся третьим после крейсеров “Варяг” и “Аскольд” бронепалубным крейсером, разрабатывавшимся по одному тактико-техническому заданию в рамках новой судостроительной программы 1898 года “для нужд Дальнего Востока”. Проект фирмы “Вулкан” (Германия). Предназначался для выполнения функций крейсера-разведчика при эскадре и совместных действий с миноносцами. Корабль отличала высокая (для своего времени) скорость хода при оптимальном сочетании наступательных и оборонительных элементов. В отличии от крейсера “Варяг” – головного корабля условной серии, треть 152-мм орудий была заключена в башни, а остальные размещены за броней щитов или в казематах. Крейсера данного класса считались лучшими представителями средних бронепалубных крейсеров в русском флоте. Однако, башенные орудия не могли вести огонь на поражение одновременно с орудиями бортовых установок из-за различий в способах наводки. Кроме того, башенные элеваторы не были приспособлены к подаче снарядов с баллистическими наконечниками.

Тактико-технические данные:
Водоизмещение: 7428 тонн
Размеры: длина – 132,02 метра
ширина – 16,61 метра
осадка – 6,77 метра
Силовая установка: 2 вертикальные паровые машины тройного расширения, 16 котлов, 2 винта, 20368 л.с.
Скорость: 23,1 узла
Дальность плавания: 1440/2760 миль (23/12 узловым ходом)
Экипаж 576 человек
Вооружение: 2х2 и 8х1 152/45, 12х1 75/50 мм орудий, 4х1 7,62-мм пулемета, 2 подводных 381-мм торпедных аппарата, 150 мин заграждения
с 1916 года: 16х1 130/55 мм орудий, 4х1 7,62-мм пулемета,
Бронирование: палуба – 35 мм, боевая рубка – 140 мм, башни от 90 до 125 мм, элеваторы – 35 мм

“Богатырь”
23 января 1899 года зачислен в списки судов Балтийского флота и 21 декабря 1899 года заложен на судоверфи фирмы “Вулкан” в Штеттине (Германия), спущен на воду 30 января 1901 года, вступил в строй 20 августа 1902 года. Во время русско-японской войны входил во Владивостокский отряд крейсеров. Действовал на коммуникациях противника между Японией и Кореей. 15 мая 1904 года в тумане выскочил на прибрежные камни у мыса Брюса в Амурском заливе и, получив пробоину в корпусе, лег на грунт. 18 июня 1904 года снят с мели и введен в док для ремонта, в котором простоял до конца войны. В декабре 1908 года участвовал в оказании помощи населению города Мессина на острове Сицилия, пострадавшему от землетрясения. Прошел капитальный ремонт в 1909-1912 гг. на Франко-Русском заводе в Санкт-Петербурге (ремонт корпуса и механизмов с заменой водогрейных трубок котлов). В 1912 году на Кронштадтском заводе осуществлен капитальный ремонт главных механизмов. В период первой мировой войны набеговые и минно-заградительные операции на коммуникациях противника, прикрывал активные минные постановки легких сил флота. Зимой 1916 года был перевооружен на 16 130-мм орудий с установкой новых приборов управления артиллерийским огнем. Участвовал в февральской революции. 7 ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота. С 24 по 27 февраля 1918 года совершил переход из Ревеля (Таллин) в Гельсингфорс (Хельсинки) и с 12 по 17 марта 1918 года – в Кронштадт. С мая 1918 года находился на долговременном хранении. В годы гражданской войны 8 130-мм орудий были демонтированы и установлены на кораблях Волжской военной флотилии, 4 130-мм орудия были переданы Северо-Двинской флотилии. 1 июля 1922 года был продан совместному советско-германскому предприятию “Деруметалл” для разборки на металл. В конце 1922 года был отбуксирован в Германию и 21 ноября 1925 года исключен из состава РККФ. Цилиндры, детали, машины, часть приборов и оборудования корабля были использованы для восстановления однотипного крейсера Морских сил Черного моря “Комминтерн” (“Память Меркурия”).

Крейсер "Богатырь"

постройка Вулкан, Штеттин, Германия
заложен осень 98/9.12.99
спущен 17.01.01
укомплектован авг. 1902
водоизмещение 6.410/6.700 т
размерения 127/132,4/134х16,6х6,29 м
механизмы 2 вала ВТР, 16 котлов Нормана; 19.500л.с.=23уз/испытания 20.161=23.45 уз.
уголь 720/1.220 т
дальность 2.760 (12), 4.900 (10) миль
броня (круп.) башни 90-125/25, барбеты 51-73, казематы 19-80, щиты орудий 25, рубка 140/25, подача 35, палуба 35-70 (скосы), гласис над МО 85мм.
полный вес брони 765 т (11,4%)
вооружение 12-152/45(180), 12-75/50(300), 8-47/43, 2-37/23, 2-63,5/19 (дес), 2 пул, 4 ТА 381 мм (2 подв, 2 надв)
экипаж 30/550 чел (в 1905 г. 19/589)
Завершал развитие класса бронепалубных 6.000-тонных крейсеров-дальних разведчиков. Благодаря хорошей защите мог не без шансов на успех сражаться даже с броненосными крейсерами. Было построено еще 3 крейсера этого типа. После клиперов постройки 1876-81 гг. это была самая большая серия однотипных крейсеров в русском флоте.
Входил в состав Владивостокского отряда крейсеров. Сел на камни у м. Брюса в Амурском заливе 2 мая 1904 года. Ремонт до июля 1905 г. После войны служил на Балтике. Участвовал в подавлении восстания в крепости Свеаборг, заграничных плаваниях, первой мировой войне (в 1915-16 перевооружен: 16 130-мм орудий). В 1922 продан на слом в Германию, а механизмы использованы для восстановления однотипного черноморского крейсера "Память Меркурия".

Крейсер "Олег"

постройка Новое Адмиралтейство, СПб
заложен 1.11.1901/6.07.02
спущен 14.08.1903
укомплектован октябрь 1904
водоизмещение 6.440; 7.400 т.
размерения 126,7/132/134х16,6х6,3 м
механизмы 2 вала ВТР, 16 котлов Нормана; 19.500л.с.=23уз./ 21,8 уз
уголь 720/1.100 т.
дальность 3000 (12); 4900 (10) миль
броня (круп.) башни 89-127, казематы 35-80, рубка 140/25, подача 35, палуба 35-70(скосы) мм
вооружение 12-152/45 (199), 12-75/50, 8-47, 2-37, 2 ТА 381мм (подводных)
экипаж 21/559 чел, (в 1905 г. 601 чел, включая штаб)
Повторял "Богатырь" с небольшими изменениями в бронировании и вооружении.
В бою с японскими крейсерами 14 мая получил значительные повреждения, ход упал до 10 узлов (13 убито, 37 ранено). Интернирован в Маниле 21.5.1905 г. После войны служил на Балтике. Участвовал в заграничных плаваниях, 1-й мировой и гражданской войне (в 1916 г. перевооружен 16 130/55 орудиями). Потоплен английским торпедным катером СМВ-4 у Толбухина маяка в Финском заливе 17.06.1919 г.

Крейсер "Очаков"

Крейсер Очаков заложен в Николаеве весной 1901 года, спущен на воду 21 сентября 1902 года, вступил в строй в июне 1909 года. 15 ноября 1905 года возглавил восстание флотской дивизии под руководством лейтенанта Шмидта, при подавлении которого был сильно поврежден. В 1907 году переименован в Кагул. Участвовал в первой мировой войне. Прошел капитальный ремонт в 1916 году. Весной 1918 года был захвачен немцами. В ноябре 1918 года захвачен англо-французскими войсками. В ноябре 1920 года уведен врангелевцами в Бизерту, где был интернирован. В 1924 году признан собственностью СССР, но возвращен не был. В 1933 году пошел на слом.
Технические данные:

Крейсер "Кагул"

Крейсер Кагул заложен в Николаеве 23 сентября 1901 года, спущен на воду весной 1902 года, вступил в строй в 1907 году и был переименован в Память Меркурия. Прошел капитальный ремонт с января 1913 года по май 1914 года. Участвовал в первой мировой войне. В 1916-1917 годах прошел ремонт и перевооружение. В мае 1918 года был захвачен немцами. В ноябре 1918 года захвачен англо-французскими войсками. В 1919 году разоружен и по приказу английского командования подорван. В 1923 году восстановлен и 7 ноября 1923 года в качестве учебного корабля вновь введен в строй. С июня 1941 года использовался как минный заградитель. 16 июля 1942 года выведен из строя германской авиацией. В 1942 году разоружен и затоплен в устье реки Хопи. В 1943 году исключен из списков судов ВМФ.
Технические данные:
Длина - 134,1 м. Ширина - 16,6 м. Осадка - 6,3 м. Водоизмещение - 7070 т. Мощность механизмов - 19500 лс. Скорость - 21,0 уз. Вооружение - 12- 152 мм, 12- 75 мм, 8- 47 мм, 2- 37 мм, 6 торпедных аппаратов; с 1916 года: 16- 130 мм Бронирование - 35-70 мм броневая палуба, 140 мм боевая рубка, 125 мм башни, 102 мм казематы Дальность плавания - 4900 миль Личный состав - 576 человек

“Богатырь”, являлся третьим, после крейсера “Варяг” и “Аскольд”, бронепалубным крейсером, разрабатывавшимся по одному тактико-техническому заданию в рамках новой судостроительной программы 1898 “для нужд Дальнего Востока”. Проект a/o ”Vulkan” (Германия). Предназначался для выполнения функций крейсера-разведчика при эскадре и совместных действий с миноносцами. Корабль отличала высокая (для своего времени) скорость хода при оптимальном, сочетании наступательных и оборонительных элементов. В отличии, от крейсера “Варяг” - головного корабля условной серии, треть 152-мм орудий была заключена в башни, а остальные - размещены за бронёй щитов или в казематах. Крейсера данного типа считались лучшими представителями средних бронепалубных крейсеров в русском флоте. Однако, башенные орудия не могли вести огонь на поражение одновременно с орудиями бортовых установок из-за различий в способах наводки. Кроме того, башенные элеваторы не были приспособлены к подаче снарядов с баллистическими наконечниками, третий крейсер Балтийского флота ”Витязь” (заложен 21 октября 1900 в Эллинге Галерного острова в Санкт-Петербурге) 31 мая 1901 был разрушен на стапеле в результате пожара и 1 июля 1901, ввиду нецелесообразности восстановления, исключен из списков судов Балтийского флота. Два таких же корабля был заказаны для Черноморского флота по судостроительной программе 1895.

“Богатырь”
Длина - 132,02 метра
Ширина - 16,61 метров
Осадка - 6,77 метров
Водоизмещение - стандартное 7 428 т.
Мощность двигателей - 2 вертикальных паровых машины 3-го расш. - 19 500 инд. л.с. (сумм. контр.); 20 368 инд. л. с. (Пр. И.); 16 водотрубных котлов (18кг/см^2;4600м^2) - завода ф.”Vulcan”.
Скорость хода - максимальная 23,55 узла, экономическая 12 узлов
Запас топлива, уголь - нормальный 720 т, усиленый 1 350 т.
Дальность плавания - 1 440 миль при 23 узлах: 2 760 миль при 12 узлах
Броня - Броневая палуба - 35мм; Скосы - 70 мм; Гласисы - 85мм; Боевая рубка -140 мм; Башни -125 мм борт, 90 мм крыша; Барбет башни - 73 мм борт, 51 мм крыша; Элеваторы подачи боеприпасов - 35 мм; Защита 152 мм орудий - 25 мм.
Вооружение - 12 - 152 мм/45 ; 12-75 мм/50 ; 4-47мм салютн. ; 4-7,62 мм пулемета; 2 подводных бортовых торпедных аппарата 381мм; 150 мин заграждения; с 1916: 16-130мм/55 ; 4-7,62 мм пулемета; 2 подводных бортовых торпедных аппарата 381мм; 150 мин заграждения.
Радиотелеграф - 1 станция, 2 кВт - дальность 300 миль
Экипаж - 19 офицеров / 17 кондукторов / 540 нижних чинов

Заложен 9 сентября 1899 на с/в ф. "А.С. Vulcan” Штеттин, Германия. Спущен 17 января 1901. Вступил в строй 7 августа 1902. Зачислен 11 января 1899. Во время русско-японской войны входил во Владивостокский отряд крейсеров. Действовал на коммуникациях противника между Японией и Кореей. 2 мая 1904 в тумане выскочил на прибрежные камни у м. Брюса в Амурском заливе и, получив пробоину в корпусе, лег на грунт. 5 июня 1904 снят с мели и введен в док для ремонта, в котором простоял до конца войны. В декабре 1908 участвовал в оказании помощи населению г. Мессина на острове Сицилия, пострадавшему от землетрясения. Капитальный ремонт корпуса и механизмов в 1909-1912 на Франко-Русском заводе в Санкт-Петербурге с заменой водогрейных трубок котлов. В 1912 на Кронштадтском пароходном заводе капитальный ремонт главных механизмов. В период Первой Мировой войны проводил набеговые и минно-заградительные операции на коммуникациях противника, прикрывал активные минные постановки легких сил флота. Зимой 1916 был перевооружен на 16-130мм орудий с установкой новых ПУАО. 25 октября 1917 вошел в состав советского Балтийского флота. С 24 февраля по 27 февраля 1917 совершил переход из Ревеля в Гельсингфорс и с 12 марта по 17 марта 1918 - в Кронштадт. С мая 1918 находился в порту на долговременном хранении. В годы гражданской войны 8 - 130мм орудии были демонтированы и установлены на кораблях Волжской военной флотилии, 4 - 130мм орудия переданы СДФ. 1 июля 1922 продан совместному Советско-Германскому а/о обществу “Деруметалл” как металлолом. В конце 1922 был отбуксирован в Германию и 21 ноября 1925 исключен из состава РККФ. Цилиндры, детали, машины, часть приборов и оборудования корабля, были использованы для восстановления однотипного крейсера “Комминтерн” МСЧМ (б. “Кагул”).

"Олег”
Длина - 134,19 метра
Ширина - 16,61 метров
Осадка - 6,91 метров
Водоизмещение - стандартное 6 975 т.
Мощность двигателей - 2 вертикальных паровых машины 3-го расш. - 19 500 инд. л.с. (сумм. контр.); 17 000 инд. л.с. (Пр.И.); 16 водотрубных котлов (18кг/см^2;4600м^2) - завода ф.”Vulcan”.
Скорость хода - максимальная 20,45 узлов, экономическая 12 узлов
Запас топлива - нормальный 720 т, усиленый 1500 т
Дальность плавания - 845 миль при 20 узлах: 1 200 миль при 12 узлах
Броня - Броневая палуба - 35мм; Скосы - 70 мм; Гласисы - 85мм; Боевая рубка -140 мм; Башни -125 мм борт, 90 мм крыша; Барбет башни - 73 мм борт, 51 мм крыша; Элеваторы подачи боеприпасов - 35 мм; Защита 152 мм орудий - 25 мм.
Вооружение - 12 - 152 мм/45 ; 12-75 мм/50 ; 4-47мм салютн.; 4-7,62 мм пулемета; 2 подводных бортовых торпедных аппарата 381мм; 150 мин заграждения; c 1916: 16 - 130 мм/55 ; 1 - 75 мм/50 ; 2-47 мм салютн. ; 2 - 7,62 мм пулемета; 2 подводных бортовых торпедных аппарата 381мм; 150 мин заграждения.
Радиотелеграф - 1 станция, 1 кВт - дальность 250 миль
Экипаж - 19 офицеров / 17 кондукторов / 540 нижних чинов

Заложен 6 июля 1902 на Эллинге Нового адмиралтейства Санкт-Петербург. Спущен 14 августа 1903. Вступил в строй 12 октября 1904. Зачислен 5 ноября 1901. Во время русско-японской войны входил в состав второй Тихоокеанской эскадры Балтийского флота. После Цусимского сражения ушел в Манилу, где с 27 мая 1905 был интернирован местными властями. С 16 декабря 1907 состоял в гвардейском экипаже. Капитальный ремонт корпуса и механизмов в 1910-1911 на Французско-Русском заводе в Санкт-Петербурге. В период Первой Мировой войны проводил набеговые и минно-заградительные операции на коммуникациях противника, прикрывал активные минные постановки легких сил флота. Зимой 1916 был перевооружен на 16-130мм орудий, установлены новые ПУАО, для чего переделали боевую рубку. 25 октября 1917 вошел в состав советского Балтийского флота. С 5 апреля по 10 апреля 1918 совершил переход из Гельсингфорса в Кронштадт. С 27 ноября по 29 ноября 1918 обеспечивал высадку десанта в Нарвенском заливе, с 13 июня по 16 июня.1919 обстреливал форт “Красная Горка”, входил в состав ДОТ. 18 июня 1919 во время патрулирования у Толбухина маяка в Финском заливе, был торпедирован и потоплен английским торпедным катером. В 1919 часть 130мм орудий корабля была снята и отправлена на сухопутные фронты. В 1938 поднят Балтийской партией ЭПРОН и сдан “Главвторчермету” для разборки. По некоторым данным на крейсере “Богатырь” 152мм орудия (кроме 4) были заключены в броневые казематы. Однако подобные работы на крейсере не проводились, ввиду тактической нецелесообразности и большой стоимости, хотя один из командиров крейсера “Олег” вносил такие предложения в Морской технический комитет.

"Память Меркурия" ("Память Меркурия" до 25 марта 1907 "Кагул" с 31.12. 1922 "Коминтерн")
Длина - 134,16 метра
Ширина - 16,61 метров
Осадка - 6,81 метров
Запас топлива - нормальный 700 т, усиленый 1200 т
Дальность плавания - 735 миль при 21 узле; 2100 миль при 12 узлах
Броня - Броневая палуба - 35мм; Скосы - 70мм; Гласисы - 85мм; Кожухи котельных отделений - 30мм; Боевая рубка - 140мм; Башни - 125 мм борт, 90 мм крыша; Элеваторы подачи боеприпасов башни - 73мм борт, 51мм крыша; Элеваторы подачи боеприпасов 152мм орудий - 35мм; Защита 152мм орудий - 25мм.
Вооружение - 12-152мм/45 ; 12-75мм/ 50 ; 4- 7,62мм пулемета; 2 подводных бортовых торпедных аппарата 381мм; 292 мины заграждения; с 1914: 16-152мм/45 орудий; 2-75мм зен. ; 4-7,62мм пулемета. ; 2 подводных бортовых торпедных аппарата 381мм; 292 мины заграждения; с 1916: 10 - 130мм/55.
Радиотелеграф - 1 станция, 2 кВт - дальность 250 миль.
Экипаж - 19 офицеров / 12 кондукторов / 565 нижних чинов

Заложен 23 августа 1901 на Эллинге Николаевского адмиралтейства. Спущен 20 мая 1902. Вступил в строй 1905. Зачислен 21 апреля 1901. Капитальный ремонт корпуса и механизмов с 6 января 1913 по 1 мая 1914 в Севастопольском порту. В период Первой Мировой войны участвовал в набеговых операциях на коммуникации и побережье противника, нес разведывательную и блокадную службы у берегов Турции, обеспечивал и прикрывал набеговые и минно-заградительные действия других сил флота. Эскортировал и осуществлял противолодочную оборону бригад линейных кораблей. С 23 января по 5 апреля 1916 участвовал Трапезундской наступательной операции, в октябре 1916 обстреливал нефтехранилища и портовые сооружения в Констанце. С декабря 1916 по апрель 1917 проходил ремонт корпуса и механизмов в Севастопольском военном порту с перевооружением. 16 декабря 1917 вошел в состав советского Черноморского флота. 28 марта 1918 законсервирован и сдан в Севастопольский военный порт на хранение, где 1 мая 1918 был захвачен немцами и использовался в качестве плавказармы для размещения особого отряда Средиземноморской дивизии. 24 ноября 1918 захвачен у немцев англо-французскими войсками и передан белогвардейцам, 19 февраля 1919 разоружен, а в период с 22 апреля по 24 апреля 1919, по приказу английского командования, были подорваны главные механизмы. 29 апреля 1919 освобожден частями советского Украинского фронта, но 24 июня 1919 вновь захвачен белогвардейцами, 14 ноября 1920 оставлен врангелевцами при эвакуации из Севастополя в Стамбул. 22 ноября 1920 захвачен частями РККА и в 1921, после постановки в ремонт, включен в состав МСЧМ. В 1923 восстановлен и 7 ноября 1923 в качестве учебного крейсера вновь введен в строй. С июня 1941 использовался как минный заградитель. 16 июля 1942 при стоянке в Потийском порту, был выведен из строя германской авиацией. В августе-сентябре 1942 разоружен для комплектования сформированных 17 августа 1942 берег артиллерийских батарей № 743. 744, 746, 747 (по 2 - 130мм орудия), № 173 (3 - 76,2 мм орудия) и № 770 (3 - 45мм орудия) - на подступах к Туапсе. Затоплен в качестве брандера в устье р. Хопи для создания волнолома, 2 февраля 1943 исключен из списков советского ВМФ. 31 марта 1946 на корпусе корабля была установлена перебазированная из Сочи противокат. арт. батарея № 626.

"Кагул" ("Кагул" до 25.03.1907 "Очаков" с 31.03.1917 "Очаков" с 9.1919 "Генерал Корнилов")
Длина - 134,01 метра
Ширина - 16,61 метров
Осадка - 6,81 метров
Водоизмещение - стандартное 7 070 т.
Мощность двигателей - 2 вертикальных паровых машины 3-го расш. - 19 500 инд. л.с. (сумм. контр.); 16 водотрубных котлов системы Normand (4600 м^2; 18 кГ/см^2) - Николаевского механического и судостроительного завода, 3 пародинамо-машины.
Скорость хода - максимальная 23 узла, экономическая 12 узлов
Запас топлива - нормальный 720 т, усиленый 1100 т
Дальность плавания - 1210 миль при 21 узле; 3300 миль при 12 узлах
Броня - Броневая палуба - 35мм; Скосы - 70мм; Гласисы - 85мм; Кожухи котельных отделений - 30мм; Боевая рубка - 140мм; Башни - 125 мм борт, 90 мм крыша; Элеваторы подачи боеприпасов башни - 73мм борт, 51мм крыша; Элеваторы подачи боеприпасов 152мм орудий - 35мм; Защита 152мм орудий - 25мм
Вооружение - 12-152мм/45 ; 12-75мм/ 50 ; 4- 7,62мм пулемета; 2 подводных бортовых торпедных аппарата 381мм; 150 мин заграждения; с 1914: 16-152мм/45 орудий; 2-75мм зен.; 4-7,62мм пулемета; 2 подводных бортовых торпедных аппарата 381мм; 150 мин заграждения.
Радиотелеграф - 1 станция, 8 кВт - дальность 600 миль
Экипаж - 19 офицеров / 12 кондукторов / 550 нижних чинов

Заложен 13 августа 1901 на Лазаревском адмиралтействе, Севастополь. Спущен 21 сентября 1902. Вступил в строй 10 июня 1909. Зачислен 21 апреля 1901. С 11 ноября по 15 ноября 1905 будучи на достройке, возглавил восстание флотской дивизии, при подавлении которого был сильно поврежден. В период Первой Мировой войны участвовал в набеговых операциях на коммуникации и побережье противника, нес разведывательную и блокадную службы у берегов Турции, обеспечивал и прикрывал набеговые и минно-заградительные действия других сил флота. Эскортировал и осуществлял противолодочную оборону бригад линейных кораблей. С 23 января по 5 апреля 1916 участвовал в Трапезундской наступательной операции. Капитальный ремонт корпуса и механизмов с 25 сентября 1916 в Севастопольском военном порту с перевооружением. 16 декабря 1917 вошел в состав советского Черноморского флота, но 1 мая 1918 был захвачен германскими войсками и 2 мая 1918, в качестве БПС, включен в состав ВМС Германии на Черном море. 24 ноября 1918 захвачен англо-французскими войсками и передан в распоряжение белогвард. 3 мая 1919 зачислен в состав морских сил юга Росии. 14 ноября 1920 уведен врангелевцами при эвакуации из Севастополя в Стамбул и затем в Бизерту, где был 29 декабря 1920 интернирован французскими властями. 29 октября 1924 признан Францией собственностью СССР, но из-за сложной международной обстановки возвращен не был, в конце 20-х гг продан "Рудметаллторгом" французской частной фирме на слом и в 1933 разобран в Бресте на металл.

в Избранное в Избранном из Избранного 8

Работа над Флотом адмирала Невского стартовала сразу после публикации первого поста. Первой жертвой стали все 6000-е бронепалубные дальние разведчики и истребители торговли, а заодно и броненосный «Баян». Разрешите же представить мой вариант броненосного дальнего разведчика, истребителя торговли и вообще универсального корабля.

Проектирование и постройка

Первоначальный проект «Вулкана», собственно реальноисторический «Богатырь»

Не вдаваясь в детальные исторические подробности, которые известны большинству, опишу условия появления проекта «Богатыря» лишь в общих чертах. Согласно принятой 20 февраля 1898 года кораблестроительной программе «Для нужд Дальнего Востока», только что созданный Тихоокеанский флот должен был в скорейшем времени пополниться 6 крейсерами водоизме­ще­нием 5-6 тысяч тонн. Они должны были выполнять 3 основные задачи:

Дальняя разведка;

Крейсерские операции против вражеского судоходства;

Участие в эскадренном бою вместе с эскадренными броненосцами;

Из-за загруженности отечественных верфей постройку 4 из 6 кораблей планировалось вести за границей; кроме того, для составления проекта был объявлен международный конкурс. Согласно его условиям, МТК должен был выбрать один из конкурсных проектов для серийной постройки («для единообразия», на котором настаивал морской министр Невский). Из-за этого, а также многих прочих жестких требований в финале конкурса участвовали лишь три фирмы - германские «Вулкан» и «Германия» и американская «Крамп». Позднее к ним присоединилась французская «Форж и Шантье». Одним из главных требований проекта было превосходство над японским бронепалубным крейсером «Касаги».

Первоначальные проекты «Германии», «Крампа» и «Форж и Шантье» - реальноисторические «Аскольд», «Варяг» и «Баян»

Первоначально крейсера должны были стать бронепалубными, но уже в ходе конкурса начались переработки. Все 4 конкурсных проекта (+1, представленный Балтийским заводом) превысили проектное водоизмещение в 6000 тонн, а проект «Форж и Шантье» вообще оказался оснащенным поясной броней (вместе с превышением водоизмещения на 1,3 тысячи тонн). Впрочем, именно он привлек внимание морского министра, который тут же изменил условия проекта - крейсера должны были стать броненосными, для чего водоизмещение увеличилось на 2000 тонн. Опре­де­ленные проблемы возникли с финансированием, которое требовалось увеличить из-за роста водоизмещения кораблей. Здесь министр заручился поддержкой императора Николая II, и средства были в срочном порядке найдены.

Большие бронепалубные крейсера I ранга из-за своих размеров представляют собой хорошую мишень. Достаточные для крейсерства и ограниченно пригодные для разведки, при столкновении с противником, вооруженным скорострельной артиллерией 6000-тонные бронепалубные крейсера рискуют потерять свою боеспособность быстрее, чем они смогут выполнить свои основные функции. Этим я признаю постройку подобных кораблей бессмысленной растратой денег - лучше потратить больше, но получить крейсера, пригодные и для крейсерства, и для разведки, и для эскадренного боя в одинаковой степени.

Из письма морского министра императору Николаю II

По новому техзаданию, крейсера должны были иметь водоизмещение не более 8000 тонн, воору­жение из 12 152/45-мм и 12 75/50-мм орудий, скорость хода не менее 22 узлов и дальность плавания экономическим ходом не менее 5000 миль. Броневой пояс признавался достаточным при максимальной толщине в 127 мм.

Первым отклонили проект «Форж и Шантье», имевший достаточно много недостатков, но самое главное - «перевооруженность», хотя ценой сокращения числа 152/45-мм орудий удалось уста­новить 2 203/45-мм пушки. Не спасли проект даже положительные стороны (проектная скорость 23 узла, полный пояс по ВЛ толщиной 200 мм и 20 75/50-мм противоминных орудий).

Затем отказались от проектов «Крампа» и «Германии», которые имели слишком короткие броне­пояса и не гарантировали развития скорости хода в 22 узла.

Проект же фирмы «Вулкан» представлял собой доработанный бронепалубный вариант. Его главной привлекательной чертой являлось достаточно серьезная бронезащита, способная защитить от 120-мм и 152-мм бронебойных снарядов при умеренном водоизмещении в 7675 тонн, что являлось меньше максимальной границы техзадания. Полностью удовлетворяющий основные требования заказчика, проект все же получил несколько нареканий. Главным было использо­вание котлов Нормана вместо принятых в России котлов Бельвиля. Тем не менее, «Вулкан» настоял на том, чтобы использовались именно котлы Нормана, более легкие и мощные - лишь с ними гарантировалось развитие проектной скорости в 22 узла. В конце концов, проект был утвержден именно в таком виде. Стоимость нового корабля без вооружения должна была составить около 6,2 млн рублей (805 рублей за тонну).

Постройка всех единиц серии велась довольно быстрыми темпами, а на испытаниях все крейсера несколько превзошли проектную мощность машин и скорость. При форсировании машин все 6 единиц могли развить 23 узла, пускай и не на продолжительное время.

«Богатырь», «Вулкан», Штеттин – 21.12.1898/17.01.1901/08.1902

«Баян», «Forges et chantiers de la Méditerranée», Тулон– 03.1899/20.05.1900/12.1903

«Аскольд», «Германия», Киль – 24.10.1898/02.03.1900/1902

«Варяг», «William Cramp and Sons», Филадельфия – 10.1898/31.10.1899/02.01.1901

«Витязь», Новое Адмиралтейство, Санкт-Петербург – 21.10.1900/12.05.1902/03.04.1904

«Олег», Новое Адмиралтейство, Санкт-Петербург – 06.07.1902/14.08.1903/24.06.1904

Обработанный напильником «Богатырь» v2.0


Схема дополнительного бронирования «Богатыря»

В общем, первая версия переработки «Богатыря» оказалась никудышней, так что начинаю заново. Опять же, разобью весь процесс по пунктам для удобства работы.

1) Прежде всего пропорционально увеличим длину и ширину, дабы сохранить отношение L/B таким же, и осадку на все те же 0,2 метра. Получается +10 метров длины, +1,25 метра ширины и +0,2 метра осадки. Это позволит в дальнейшем нам использовать тот же адмиралтейский коэф­фициент, что и у «Богатыря». Коэффициент полноты корпуса тоже остается реальным – 0,465. С этими данными получаем финальное водоизмещение нового «Богатыря» в 7675 тонн, что дает нам для маневров ровно 1265 тонн;

2) Определение веса корпусных конструкций по простой и эффективной методике, которую надо бы не забыть (опять) - по отношению к общему водоизмещению веса корпуса. У «Богатыря» вес корпусных конструкций вместе с палубой (она как бы тоже увеличилась, потому, думаю, будет не лишним сразу посчитать и ее) весил 3490 тонн, или 54,4%.

Вот тут я увидел большую проблему, решение которой, вероятно, опять заставит меня пере­писывать эту статью. Дело в том, что если для бронепалубного крейсера 54,4% веса корпусных конструкций - норма, то для броненосного это перебор только из-за того, что он будет нести больше брони - следственно, и удельный вес корпусных конструкций должен быть меньше, чем у крейсера бронепалубного. Тут вновь придется обратиться к «Баяну». У него корпус вместе с палубой весил 34,9% от нормального водоизмещения, что уже более адекватно. Так как наш крейсерок по сути находится где-то между «Баяном» и «Богатырем» в плане бронезащиты, то, думаю, можно смело взять примерно среднее значение и сказать, что корпус нашего броне­носного «Богатыря» будет весить 45,5% от нормального водоизмещения, или 3500 тонн (округлено) водоизмещения. Т.е. для бронезащиты у нас остается еще 1250 тонн (на самом деле 1255, но я люблю круглые числа,и подобное округление заочно накидывает запас на случай мелких ошибок);

«Богатырь» сразу после вступления в строй

3) Главный пояс высотой 2,6 м, длиной 90,1 м и толщиной 127 мм обойдется нам в +475,1 тонн;

4) Верхний пояс высотой 2,5 м, длиной 90,1 м и толщиной 102 мм обойдется нам в +366,9 тонн;

5) Легкий пояс в оконечностях, высотой 2,6 м, длиной 21+27,6 м и толщиной 76 мм обойдется нам в +153,4 тонны;

6) С башнями пойдем несколько иным путем. Вчерашние изыскания показали мне, что башни СК «Богатыря» с механизмами, броней и орудиями весили от 130 до 135 тонн, в то время как башни «Бородинцев», будучи конструктивно схожими, но лучше защищенными - 150 тонн. Т.е. защитив наши башни так же, как и «Бородинские» (152-мм броня башни, 127-мм барбет), мы получим максимальный прирост водоизмещения на башню в 20 тонн, или в сумме на обе башни +40 тонн;

7) Получаем общий вес дополнительной брони в 1035,4 тонн. Округлим их до 1050 - и остается еще запас водоизмещения в 200 тонн. Еще около 50 тонн заберет повышение мощности на 500 л.с., что даст нам запас в 150 тонн на случай непредвиденных обстоятельств.

8) При пересчете новой скорости хода получаем теоретическую максимальную скорость «Богатыря» без форсирования при адмиралтейском К=220,58, номинальной мощности 20 000 л.с. и водоизмещении 7675 тонн. Итог - «Богатырь» будет бегать со скоростью 22,46 узлов, чего вполне хватает.

На этом с перепилом все. Мы получаем защищенный быстроходный крейсер с достаточно мощным 152-мм вооружением и поясной броней, которая защитит его от большинства снарядов скоро­стрельных орудий.

Тактико-технические характеристики:

«Варяг» в типичной окраске Тихоокеанского флота

Водоизмещение: 7675 тонн

Размерения: 142,02х17,85х6,5м

Механизмы: 2 вала, 2 ПМ ВТР, 16 котлов Нормана, 20 000 л.с. = 22,46 узла

Запас топлива: 800/1300 тонн угля

Дальность: 5000/8100 миль (10 узлов)

Броня: главный пояс 76-127 мм, верхний пояс 102 мм, башни 152 мм, крыша башен 30 мм, барбеты 127 мм, казематы 19-80 мм, щиты орудий 25 мм, рубка 140 мм, подача 35 мм, палуба 35-76 мм

Вооружение: 12 152/45-мм, 16 75/50-мм, 4 57/50-мм орудий, 4 381-мм торпедных аппарата

Экипаж: 30/550 человек

А есть ли смысл?

«Олег» в окраске Тихоокеанской эскадры Балтийского флота адмирала Скрыдлова

Вышел перебор? Возможно, зато у нас появились бюджетные и быстроходные броненосные крейсера (если сравнивать с «Асамоидами»). Они будут стоить дороже, чем реальноисторические «Богатыри» - но у нас нет «Очакова» и «Кагула», а морской бюджет больше, чем в реальной истории. Кроме того, «Богатыри» будут едва ли не единственными кораблями, где я пойду на серьезное увеличение водоимезещения (а значит и стоимости). Так что, думаю, такой усовер­шенствованный вариант «Богатырей» вполне возможен в рамках моей альтернативы.

Какова их боевая ценность, по сравнению с реальным «Богатырем» и врагами - японскими «асамоидами»? Пускай стоимость повысилась, а скорость немного упала, но корабль получил поясную броню, и теперь может спокойно справиться (как минимум на бумаге) с любым броне­палубным крейсером, который сможет догнать. С «асамоидами» он тоже может потягаться при случае - если будет безвыходная ситуация, ведь такой «Богатырь» спокойно может и уйти от «Асамы» (сколько там в повседневности развивали японские БрКр, 19 или 20 узлов максимум и при содействии японского бога?). Минусами является открытое палубное расположение 4 152-мм пушек, что ухудшает их защиту, а также достаточно высокая стоимость постройки таких вот альтернатив реальным 6000-тонникам. Впрочем, тут как раз тот случай, когда лучше пере­платить, чем сетовать на то, что большие площади небронированного борта уж очень легко пробиваются любыми вражескими снарядами. Так что я бы согласился вкладывать деньги только в такие большие крейсера I ранга, но никак не в бронепалубники.

Эх, жаль было «отменять» постройку реального «Баяна» - красивый он, но увы, не устраивает меня совсем. Вкратце опишу те наработки, которые готовы уже сейчас:

Серии «Рюрик»-«Россия»-«Громобой» вероятно не будет. Нет, серьезно, не вижу смысла строить столь огромные крейсера с палубным размещением артиллерии. «Рюрик» станет третьим броне­носцем типа «Наварин», «Россия», сменив имя, будет четвертым ББО для Балтийского флота, а «Громобой» все же станет четвертым кораблем типа «Пересвет».

- «Слава» теперь будет не совсем «Славой», точнее это будет второй корабль серии «Андрей Первозванный», которых теперь будет 3 штуки.

Правда, есть и серьезные вопросы, которые остаются пока без ответа (и я буду рад, если кто-то поможет мне с этими вопросами).

Что делать с «Пересветами»? Заманчивым выглядит вариант облегчить, помимо прочего, за счет уменьшения высоты борта на одно межпалубное пространство, но тогда «урезается» двухэтажный каземат, и 152-мм пушек становится сильно меньше, что моветон, а утоньшение броневого пояса может и не дать нужной экономии водоизмещения для увеличения мощности ЭУ;

Что не так с «Авророй»? Точнее, ясно, что не так, но в рамках ее реального водоизмещения представляется проблематичным создание адекватного бронепалубника. Главный шаг по облегчению - уменьшить батарею 75-мм орудий, но сколько даст это экономии веса, вместе с системами подачи, самими орудиями и погребами?

Богатырь - крейсер 1 ранга Российского императорского флота. Головной крейсер типа «Богатырь». Участвовал в Русско-японской и Первой мировой войне. Построен по заказу российского правительства в Германии.

Заложен 21 декабря 1899 года, спущен на воду 17 января 1901 года, введён в состав флота в августе 1902 года.

По тому же проекту в России построены крейсера «Олег», «Кагул» (бывш. «Очаков») и «Память Меркурия» (бывш. «Кагул») и ещё один однотипный корабль («Витязь») сгорел недостроенным на стапеле в С-Пб.

Основные характеристики:

Водоизмещение 6645 т.
Длина 134,0 м.
Ширина 16,6 м.
Осадка 6,3 м.
Бронирование Палуба - 35/70,
башни - 125/90,
рубка - 140 мм.
Двигатели 2 паровых машины тройного расширения, 16 котлов Нормана.
Мощность 20 368 л. с.
Скорость хода 23 узла (43 км/ч).
Экипаж 589 человек.

Вооружение:

Артиллерия 12 × 152-мм,
12 × 75-мм,
8 × 47-мм,
2 × 37-мм.
Минно-торпедное вооружение Четыре 381-мм торпедных аппарата.

После постройки «Богатырь» переведён на Дальний Восток в состав Тихоокеанской эскадры российского Императорского флота и был включён в состав Владивостокского отряда крейсеров.

15 мая 1904 года напоролся на камни в Амурском заливе, получил серьёзные повреждения, с большим трудом корабль удалось спасти и привести во Владивосток на ремонт. Всю Русско-японскую войну «Богатырь» простоял в ремонте.

После войны переведён на Балтийский флот. Осуществлял учебные походы в Балтийском море. Ходил в Средиземное и Чёрное моря. В декабре 1908 года русские моряки с «Богатыря» в числе первых пришли на помощь погребённым под завалами жителям Мессины, всего было спасено около 1 800 человек. Перед Первой мировой войной в 1912 году прошёл на Кронштадтском пароходном заводе ремонт машин и частичную модернизацию.

В Первую мировую войну вступил в составе 2-й эскадры крейсеров.

26 августа 1914 года крейсера «Паллада» и «Богатырь» захватили кодовую книгу с германского лёгкого крейсера «Магдебург», севшего на мель вблизи острова Оденсхольм в Финском заливе.
Российские власти передали книгу британскому Адмиралтейству, что сыграло решающую роль в раскрытии военно-морского кода Германии. Раскрытие кода оказало впоследствии значительное влияние, как на боевые действия на море, так и на ход войны в целом.
Во время войны прошёл модернизационный ремонт в 1915 году на Франко-русском заводе с заменой артиллерии с 152-мм орудий в 45 калибров длинной системы Кане на 130-мм орудия Обуховского завода в 55 калибров длинной.

Всю войну успешно действовал в Балтийском море, выставлял минные заграждения, участвовал во многих боевых операциях. Как и весь остальной флот, вынужден был отступить после перемены на фронтах, последовавшей после революции 1917 года. Участвовал в знаменитом Ледовом походе Балтийского флота.

В 1922 году был разобран на металл.