Что читали дети перестройки. Что читали в ссср? Что читали советские дети

Советское детство… Проклинаемое и воспеваемое советское детство – у каждого поколения оно свое. Вот и у нас, представителей 70-х – начала 80-х, было свое детство, оставившее на память о себе пережитки общего воспитания.

Все мы, советские ребята, независимо от национальной принадлежности, были воспитаны на одних и тех же ценностях. Так происходило не только благодаря нашим родителям – вся окружающая действительность прививала нам «нужные» понятия о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Не шумят мои игрушки…

В младенчестве на нас влияли педагогические теории американского доктора Спока, усвоенные нашими матерями вперемешку с выдержками из статей «Энциклопедии домашнего хозяйства». Именно этим источникам информации мы обязаны тем, что нас окунали в ванну в пеленочках, поили водичкой при грудном вскармливании, а к году приучали ходить на горшок. Погремушки, неваляшки и прочие игрушки с раннего детства приучали нас видеть красоту в незамысловатых формах и неярких красках.

Куклы, с которыми мы играли в дочки-матери, – простецкие советские и ГДРовские красавицы с закрывающимися глазами, учили нас безусловной любви к «детям», не зависящей от их внешних и прочих качеств. Пластмассовый крокодил Гена, играть с которым было невозможно, потому что у него постоянно вываливались желтые глаза, прививал нам терпимость к чужим недостаткам. Педальный «Москвич» за 25 рублей, пахнувший настоящим автомобилем и развивавший скорость до 8 км/ч, и, как правило, принадлежавший не нам, воспитывал в нас умение справляться с разрушающим чувством зависти.

Человек – существо коллективное

В детском саду мы проходили предварительный этап формирования советского человека. Здесь воспитательницы, заталкивавшие манную кашу большими ложками в маленькие детские рты, учили нас уважать грубую силу – зато почти все советские дети научились есть через «не могу»!

Показательные наказания провинившихся (например, не успевших на горшок) детишек внушали нам, что дисциплина дороже человеческого достоинства.

Безусловно, так было не везде! Среди воспитателей встречались и по-настоящему добрые женщины, при них в группах царила теплая атмосфера, а их подопечные с малолетства приучались любить общественную жизнь. Добрым воспитательницам проще было научить детей любить бессмертного вождя мирового пролетариата, знакомство с которым здесь, в саду, у большинства и происходило. Нам читали рассказы про Ленина, мы учили про него стихи, например, такие:

Всегда мы помним Ленина
И думаем о нем.
Мы день его рождения
Считаем лучшим днем!

Потом мы шли в школу. Первый, кого мы там встречали, снова был В. И. Ленин, точнее, его изваяние в виде бюста. «Школа – это серьезно!» – как будто напоминал он нам своим строгим взором. Мы открывали букварь – и на первой странице видели предисловие: «Ты научишься читать и писать, впервые напишешь самые дорогие и близкие для всех нас слова: мама, Родина, Ленин…». Имя вождя органично входило в наше сознание, мы хотели быть октябрятами, нам нравилось носить звездочки с портретом Владимира Ильича, на котором он был «маленький, с кудрявой головой». А потом нас принимали в пионеры.

Страшно подумать, но мы давали клятву. Перед лицом своих товарищей мы торжественно обещали «горячо любить свою Родину, жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия». Мы выкрикивали: «Всегда готов!», даже не задумываясь, к чему именно нас призывали быть готовыми. Мы носили красные галстуки, отличники – тщательно выглаженные, а двоечники и хулиганы – неуважительно мятые. У нас были пионерские собрания, на которых кого-нибудь обязательно за что-то отчитывали, доводя до слез. Нашим долгом было помогать отстающим ученикам, заботиться о ветеранах, собирать макулатуру и металлолом. Мы принимали участие в субботниках, по графику делали уборку в классе и столовой, учились вести домашнее хозяйство и «молоток в руках держать» на уроках труда, или даже работали в колхозах, ведь именно труд должен был выковать из нас коммунистов.

Труд необходимо чередовать с отдыхом: коммунистическая партия заботилась и об этом. Большинство из нас летние месяцы проводили в пионерских лагерях, путевки в которые выдавались нашим родителям по месту работы. Чаще всего это были лагеря в ближайших пригородах. Лишь детям сотрудников крупных предприятий выпадало счастье отдохнуть на Черноморском или Азовском побережьях. Наиболее знаменитым пионерским лагерем, разумеется, был «Артек», в котором все было «самое-самое». Иногда путевки в него доставались отличникам и победителям олимпиад. В пионерских лагерях мы просыпались под звуки горна, делали утреннюю зарядку, ходили строем, пели гимн пионеров «Взвейтесь кострами, синие ночи…», ну и влюблялись, конечно.

А потом был комсомол, в ряды которого многие представители нашего поколения так и не успели вступить. Правда, комсомольская организация была открыта только для самых достойных юных личностей. Комсомольский значок на груди означал окончательное расставание с детством.

В человеке все должно быть прекрасно

Немало сделала для нашего воспитания и советская ткацкая и швейная промышленность. С малых лет нас одевали в пальтишки и шубки, в которых было трудно пошевелить руками. Рейтузы, заправленные в валенки, всегда кололись, но учили нас смиряться с неудобствами. Колготки всегда сползали и морщились на коленках. Особо аккуратные девочки подтягивали их на каждой перемене, остальные же ходили как есть. Школьная форма для девочек была из чистой шерсти. Многие не любили ее за состав ткани и за сочетание цветов, унаследованное от дореволюционной гимназической формы, но все-таки ей было присуще своеобразное обаяние.

Воротнички и манжеты приходилось перешивать чуть ли не каждый день, и это учило наших мам, а потом и нас самих быстро справляться с иголкой и ниткой. Темно-синяя форма для мальчиков изготавливалась из какой-то бессмертной полусинтетической ткани. Каким только испытаниям не подвергали ее советские мальчишки! Выглядели они в ней не слишком элегантно, но и в этом был элемент воспитания: в мужчине – не внешность главное.

Делу время, потехе час

У уважающих себя советских школьников не было принято бездельничать. Очень многие из нас учились в музыкальных и художественных школах, серьезно занимались спортом. Тем не менее, времени всегда хватало и на игры, и на детские развлечения. Самые счастливые часы нашего детства проходили во дворе. Здесь мы играли в «казаки-разбойники», в «войнушку», где одни были «наши», а другие – «фашисты», в игры с мячом – «Квадрат», «Вышибалы», «Съедобное-несъедобное» и другие.

В общей массе мы были довольно спортивными и выносливыми. Советские девочки часами могли прыгать «в резиночку», а мальчики – с тарзанки, или заниматься на турниках и брусьях. У мальчиков хулиганистого склада были и менее безобидные развлечения – они стреляли из рогаток, делали самодельные «бомбочки» и сбрасывали из окон полиэтиленовые мешки с водой. Но, наверное, самым популярным «дворовым» занятием мальчишек была игра «в ножички».

О хлебе насущном

Мы были очень самостоятельными, по сравнению с нашими собственными детьми. Ходить по маминому поручению за хлебом, молоком или квасом в 7-8 лет было для нас чем-то самим собой разумеющимся. Помимо прочего, иногда нам поручали сдавать стеклотару, после чего у многих из нас появлялась мелочь на карманные расходы. На что можно было ее потратить? Конечно, на газировку из абсолютно негигиеничного автомата или на мороженое. Выбор последнего был невелик: пломбир за 48 копеек, молочное в вафельном стаканчике и фруктовое в бумажном, эскимо, «Лакомка» и брикет на вафлях. Советское мороженое было необыкновенно вкусным!

Особую ценность представляла для нас жевательная резинка, которая, как и многое другое, являлась дефицитным продуктом. До падения «железного занавеса» это была наша советская резинка – клубничная, мятная или кофейная. Импортная жвачка с вкладышами появилась чуть позже.

О пище духовной

Советское время принято называть бездуховным, но мы, советские дети, этого не ощущали. Напротив, мы росли на литературе, кинематографе, музыке, одухотворенных талантом авторов и их заботой о нашем нравственном воспитании. Конечно, речь идет не о конъюнктурных произведениях, которых тоже было немало, а о тех, что создавались с подлинной любовью к детям. Это мультфильмы про Винни Пуха, Карлсона и Маугли, культовый «Ежик в тумане», чудесная «Варежка» и незабываемый «Домовенок Кузя», фильмы «Приключения Буратино», «Приключения Электроника», «Гостья из будущего», «Чучело» и многие другие. Нас воспитывали и глубокие, заставляющие задуматься фильмы для взрослых, ведь на советских детей не распространялись возрастные ограничения.

Для нас издавались журналы «Мурзилка», «Веселые картинки», «Пионер», «Юный натуралист» и «Юный техник». Мы любили читать! Нашими умами владели герои повестей В. Крапивина, В. Катаева, В. Осевой, странные персонажи из стихов Д. Хармса и Ю. Мориц. Мы слушали потрясающе интересные музыкальные спектакли про Али-Бабу и сорок разбойников, про Алису в Стране чудес, про Пеппи Длинныйчулок, в которых узнавали голоса самых популярных актеров и музыкантов. Пожалуй, старания всех этих людей и наполняли наше советское детство счастьем. Это благодаря им мы верили в добро и справедливость, а это дорогого стоит.

Спустя ровно два года, я решил вновь вернуться к своей любимой теме - ностальгии по всему хорошему, что было в СССР. Всему, без чего невозможно было представить наше детство. Счастливое и беззаботное (до 90х) детство времён перестройки. Ссылки на предыдущие 9 частей, успевшие стать интернет-классикой, вы сможете найти в самом конце поста. А в ближайшее время я собираюсь вас порадовать новыми продолжениями этой серии.

Давайте попробуем вспомнить, ЧТО МЫ ЧИТАЛИ .

Чтение было вторым, после двора, развлечением советской детворы. Возможно, кто-то из вас возразит, посчитав, что на втором месте был телевизор. Но я бы не сказал, что мы часто его смотрели. Пара мультфильмов по 15 минут после "Международной панорамы" и "Спокойной ночи, малыши". Плюс к этому, в каникулы, по 1 часу очередной серии "Дети капитана Гранта" или "Гостья из будущего" . И всё. А кого-то в каникулы вообще угоняли в деревню, где строгие бабушка с дедушкой к телеку и вовсе не подпускали. Посему единственным легальным развлечением были книги, газеты и журналы.

Надо сказать, что советское телевидение даже как бы подогревало интерес к книгам. Ну кому не хотелось самому узнать, что стало с Робертом, когда его унёс кондор? Ну не ждать же завтра:) Так мы приходили к прочтению всего Жюль Верна. Книга за книгой: "Дети капитана Гранта", "2000 лье под водой", "Таинственный остров". А кто лично, без подсказки, после прочтения последней книги понял, что это есть связанная между собой история-трилогия? Лично я просто светился от счастья, когда это открытие посетило меня. Книги захватывали, уносили в другие миры, позволяли стать кем-то другим, прожить чью-то жизнь, получить чужой опыт. Редкие картинки в толстой книге заставляли воображение рисовать собственное видение сцен, описываемых там. Наверное, многие делали так: прочитав какое-то интересное место, откладывали книгу, закрывая глаза и представляя описанную сцену.

Моим любимым жанром была фантастика. Я запоем, по несколько раз, читал произведения советского фантаста Александра Беляева: "Звезда КЭЦ", "Голова профессора Доуэля", "Человек-амфибия", "Изобретения профессора Вагнера" и много другое. У нас дома был личный Беляев. Весь:

Вторым по "любимости" был Герберт Уэллс: "Война миров", "Человек-невидимка", "Остров доктора Моро". Эти три произведения входили в состав величайшего за всю историю советского книгоиздания сборника - "Библиотеки Всемирной Литературы" :


Двести томов произведений периода от античности до современности. Уникальнейшее издание, которое так же у нас есть:) Отец любил книги и тратил много денег и времени, чтобы их добыть. Сдавал макулатуру, записывался в магазинах, стоял в очередях... Я выучился на этих книгах и совсем не нужно было ходить в библиотеку. В начале каждого тома были объёмные критические статьи, которые очень сильно помогали в последних классах при подготовке рефератов по литературе:)

Одной из вариаций "БВЛ" была серия "Классики и современники". Почти всё тоже самое, но только в меньших масштабах.

Уэллса отдельно поставил:)

Еще одной жемчужиной советского книгоиздания было это:

Это было нашей Википедией, нашим Интернетом.. Сколько времени провели мои одноклассники в библиотеках за списыванием очередной статьи из энциклопедии для доклада по химии, географии или биологии. Но мне опять повезло - у нас была своя личная энциклопедия. Все 30 томов, плюс какой-то ежегодник, который был совсем не интересный. В БСЭ было очень много картинок. Эти книги я так же очень любил, часами "подвисая" на страницах со змеями, рыбами, животными, жуками, камнями, мечами и картами мира.

Не думаю, что книги, прочитанные нами в детстве, можно включить в один или даже 10 обзоров. Я даже не буду пытаться вспомнить их все. Их было не просто много - они были как хлеб, вода и воздух, и разве можно посчитать, сколько мы выпили или съели за 10-15 лет?

А вот вспомнить, какие журналы и газеты читали мы и наши родители, вполне возможно. В СССР все всегда что-то выписывали. Кто-то больше, кто-то меньше, но каждый месяц в почтовый ящик опускалось как минимум два-три журнала, со стопкой еженедельных или ежедневных газет и писем от родных.

Обычно сознательное детство советского ребёнка начиналось вот с этого журнала:

Наверное, сложно вспомнить какой-то другой, более известный детский журнал. Даже само название и шрифт, которым оно было набрано, уже были весёлыми и интересными. Помните, как долго разглядывали эти буквы, прежде чем приступить к прочтению свежего выпуска? Да и на самих страницах можно было "залипнуть" надолго:

В "Картинках" было не очень много текста, поэтому, когда мы осваивали русский язык, нам начинали выписывать следующий журнал:

"Мурзилку" мне выписывали класса до 5-го. Крутые там были комиксы про Мурзилку, его собаку Тришку и злую волшебницу Ябеду Корябеду.

Это были не тупые комиксы про человека-паука, а наполненные новыми познаниями в области вычислительной техники.

В среднем школьном возрасте, когда на шее уже алел пионерский галстук, родители обычно выписывали журналы "Пионер", "Костёр" и газету "Пионерская правда".
Мне больше всего нравился "Костёр". Помните, в конце там была рубрика "И все засмеялись"? Или она была в другом журнале? :) В "Костре" публиковали произведения юных поэтов, прозаиков и просто письма ровесников - так мы узнавали, как живут дети в других городах.


Журнал "Пионер" мы не выписывали. Кто может рассказать, о чём там писали?

А вот "Пионерку" я прочитывал всегда от "корки до корки".

Было приятно ощущать себя частью одной большой общины, с идеалами чести, добра и взаимопомощи.

Дети перестройки уже были готовы "к борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза", но не срослось. :)

В "Пионерке" на последней странице я всегда находил порцию своей любимой фантастики. Почти всегда там был Кир Булычев, но иногда забегали и другие авторы.

Примерно в то же время мама стала выписывать мне журнал новой волны - "Трамвай". Он отличался от всех других какой-то демократичностью, свободой и бесшабашностью.

"Трамвай" - ты просто космос! Сколько нового я почерпнул с твоих страниц. :) Я даже что-то отправлял в редакцию - то ли отзыв, то ли ответы на конкурсные вопросы.
Где-то ведь лежат эти журналы, пылятся.

Другие журналы мы не выписывали. Но у меня были старшие брат с сестрой, и им тоже что-то выписывали. К тому же тогда журналы обычно не сдавали в макулатуру, храня толстые подшивки на антресолях или в специальных комодах, как у нас:

В них лежали толстые стопки других популярных в СССР журналов.

Из тех, что хранились у нас, самым любимым у меня был журнал "Техника молодежи":

Я даже не хочу рассказывать, как он был интересен. Сколько там было про освоение космоса, про разные экспедиции, вроде поиска Тунгусского метеорита.

Все новинки советской промышленности, фантастические проекты новых городов, транспортных сообщений, идеи нашего "светлого будущего". О чём еще мог мечтать простой советский мальчишка?

А сколько там было моей любимой фантастики!

Характеристики советского и не только вооружения...

И планы, планы, планы на будущее.

А из "Моделиста-Конструктора" мы любили вырезать красивые и диковинные машинки, обклеивая ими обложки тетрадей и дневников.

Для ботаников тоже были свои журналы:

Мне не особо нравились всякие там цветочки, но про животных я читал с удовольствием. А еще оттуда можно было что-нибудь срисовать или вырезать для доклада по природоведению.
Да, советские дети тоже писали посты с картинками. Только с помощью шариковой ручки, фломастеров и ножниц.


Для детей, у которых руки росли откуда надо, тоже были свои журналы. "Юный Техник" к примеру:

Это как "Бурда Моден", но для мальчиков.

Я тоже любил делать всякие летательные аппараты, но не по этим выкройкам, а по мастер-классам друзей:)
Хотя один раз по инструкции из этого журнала сам выдолбил из бруска кораблик, который был назван "Аризоной", как в "Гиперболоиде инженера Гарина".

Дети старших классов читали популярный журнал "Юность"

и "Ровесник":

Иногда там можно было найти постеры кумиров, которыми закрывали потёртости на обоях:)

Я же, классе в 9-м люто подсел на подписную брошюру "Знак вопроса". Вот это было реальной пищей для воображения! Какие только темы там не освещали. И про тайну эксперимента с эсминцем "Элдридж", и про Тунгусский метеорит ("Что это было?"), и про космологическую теорию академика Козырева (что просто напрочь снесло мне в 10-11 классе крышу) и про многое другое, интересное и загадочное.

Когда я решил связать своё будущее с информатикой и мех-матом, то стал почитывать вот такой любопытный журналец:

В "Кванте" была не суровая математика, типа "для любого эпсилон больше нуля, существует дельта блаблабла...", а весьма интересные жизненные ситуации, описанные формулами. Что-то вроде "Занимательной физики" Перельмана. В то время я уже заканчивал 4й класс ЗФТШ при МФТИ и журнал был мне весьма полезен.

Следующие журналы я особо не читал, листая только картинки:

Журнал "Здоровье":

Женские журналы "Крестьянка"...

.. "Работница":

Женский журнал №1 в СССР - "Бурда Моден". Вроде бы его можно было только купить, но в основном он просто ходил по рукам, годами "оседая" у очередного владельца.

Он был окном в моду Европы. В СССР купить такие шмотки было просто нереально, поэтому старались успевать за европейскими модницами своими руками. Шили тогда все и каждый. А кто не шил сам, тот заказывал в ателье или знакомым. В прошлом году мне удалось побывать на родине этого журнала, в немецком городке .

А вот русский вариант "Бурды" - ежегодник "Вязание":

Журнал для родителей "Семья и школа":

А вот популярного "Огонька" у нас не было.

Так же как и "Крокодила":

Только в "Крокодиле" можно было найти весьма острые шуточки на злобу дня. Хотя тогда уже и была гласность, но журнал был очень популярен.


Журнал истинных библиофилов - "Роман-газета":

Обычно "Роман-газета" медленно заканчивала свои дни в деревенских туалетах. Читали её там от корки до корки.

Ну как же можно обойти вниманием "За рулём"?! Правда, "руля" в нашей семье долгое время не было, поэтому этот журнал я совсем не знал.


А теперь пройдёмся по советским газетам. Удалось вспомнить вот эти:

"Известия":

Ну как же, конечно же "Комсомольская правда"! Там были просто замечательные заметки натуралиста Василия Пескова, которые я всегда аккуратно вырезал и складывал

"Аргументы и факты":

Ну и суровая, советская "Правда". Сколько же правды было в СССР, и у каждого она была своя - у пионеров, комсомольцев и всех остальных.

На десерт решил оставить такие вкусняшки, как настольные игры из журналов. "Путешествие", правда, продавалась отдельно, но не вспомнить её было просто нельзя.

Только не плачьте...

Что я еще забыл?

А что ваша семья выписывала? А сейчас выписываете? В общем, вставляйте картинки журналов прямо в комментарии.

Это было разминкой. Следующие части будут наполнены более густой ностальгией, так что готовьте платки побольше! :)

Совершенствование методов чтения в нашей стране имеет свою историю. Еще задолго до того, как психологи принялись за изучение этой проблемы, многие выдающиеся деятели литературы и искусства России успешно разрабатывали основные вопросы теории чтения и создавали частные методики и рекомендации для его совершенствования.

После победы Великого Октября перед страной встали грандиозные задачи - ликвидировать неграмотность, обучить широкие народные массы грамоте и чтению. В эти годы появляется много методической литературы, которая не только учила грамоте, чтению, но и предлагала методы рационального чтения. Личный пример основателя Советского государства вдохновлял на самообразование, самосовершенствование. Методика работы В. И. Ленина с книгой до настоящего времени остается предметом глубокого изучения.

Сохранились воспоминания современников о технике чтения В. И. Ленина.

Вот что рассказывает один из ближайших сотрудников В. И. Ленина В. Д. Бонч-Бруевич: “Читал Владимир Ильич совершенно по-особому. Когда я видел читающего Ленина, мне казалось, что он не прочитывает строку за строкой, а смотрит страницу за страницей и быстро усваивает все поразительно глубоко и точно; через некоторое время он цитировал на память отдельные фразы и абзацы, как будто он долго и специально изучал только что прочитанное. Именно это и дало возможность Владимиру Ильичу прочесть такое громадное количество книг и статей, которому нельзя не изумиться”.

Старый большевик П. Н. Лепешинский рассказывает: “Если Ленин читал книгу - его зрительный и умственный аппарат работал с такой быстротой, которая посторонним людям казалась просто чудом. Восприимчивость его при чтении книги была феноменальной”. П. Н. Лепешинский передает и воспоминания своей жены, которая плыла вместе с В. И. Лениным на пароходе из Красноярска в Минусинск в ссылку и наблюдала, как Владимир Ильич читал книгу:

“В руках у него была какая-то серьезная книга (кажется, на иностранном языке). Не проходило и полминуты, как его пальцы перелистывали уже новую страницу. Она заинтересовалась,. - читает ли он строчку за строчкой или скользит лишь глазами по страницам книги. Владимир Ильич, несколько удивленный вопросом, с улыбкой ответил:

Ну, конечно, читаю... И очень внимательно читаю, потому что книга стоит того...

Но как же Вы успеваете так быстро прочитывать страницу за страницей?

Владимир Ильич ответил, что если бы он читал более медленно, то не успел бы прочесть всего того, с чем ему нужно ознакомиться”.

В книге И. В. Ребельского “Азбука умственного труда”, неоднократно переиздававшейся в 20-е гг., приводились полезные советы по выбору рациональных приемов умственной деятельности, в том числе и советы по технике чтения.

В 1924 г. вышла книга крупного специалиста в области логики С.И.Поварнина “Как читать книги”, она не утратила своего значения и в наши дни, не случайно ее новое издание вышло в издательстве “Книга” в 1971 г. и еще несколько раз в последующие годы.

В 1931 г. была издана книга С. Н. Устинова “Развитие навыков устной и письменной речи”, в которой специальный раздел был посвящен технике быстрого чтения. Излагая приемы, взятые из зарубежных методик, автор вместе с тем призывал творчески их перерабатывать и использовать для обучения быстрому чтению разных по жанру текстов.

Однако в те годы обучение быстрому чтению не получило широкого распространения. И только в 60-е гг. у нас в стране вновь возрос интерес к этой проблеме. В 1966 г. одесские исследователи И.3.Постоловский и Е.Г.Семенов начали эксперименты по обучению быстрому чтению с использованием разработанного ими прибора.

Что же такое “ускоритель чтения”, как назвали аппарат одесские изобретатели? На столе ставят прибор размером с портативную пишущую машинку и начинают читать. Все обычно: печатный текст, поза читающего, расстояние между текстом и глазами. Необычно лишь то, что многометровый свиток текста в приборе разматывается сам (скорость при этом можно выбирать). Читают через специальное окошко-рамку, в котором проплывают сразу несколько строк. Сегодня читают с одной скоростью, а через несколько дней - с другой, уже увеличенной. Постепенно появляется умение читать быстро, и его можно последовательно развивать. Прибор прост: лентопротяжный механизм, электропривод, механический вариатор скоростей, окошко для текста. Именно эта простота делает его удобным в эксплуатации и дешевым в изготовлении. Вот как отозвался о приборе заведующий кафедрой философии Одесского университета проф. А. Уемов: “Аппарат и разработанная для его использования методика имеют целый ряд преимуществ перед зарубежными средствами и способами обучения ускоренному чтению”.

К эксперименту Е. Г. Семенов и И. 3. Постоловский привлекли 30 человек разных профессий и возрастов. Каждый, получив инструктаж, занимался сам. Как выглядел их обычный урок? Первые 5 - 7 мин уходили на разминку, “подопытный”, не пользуясь аппаратом, читал обычный текст. Потом 40 - 50 мин он находился во власти прибора. И затем снова обычное чтение - 10-12 мин. Последнее чтение, по словам авторов, необходимо для контроля и закрепления приобретенного навыка. Каждый раз сам убеждаешься в каком-то небольшом продвижении вперед. Сегодня скорость чтения - 1420 зн./мин, а завтра - уже 1500. Прибегая к различным способам проверки, авторы эксперимента все время следили за усвоением прочитанных текстов.

После двух недель занятий - двухдневный перерыв, но не более, чтобы в приобретенной скорости чтения не произошел спад. Трехнедельный начальный курс обучения принес всем пользу. В два раза быстрее стал читать техник Борис Захарченко, в полтора раза - студент Николай Ерченко и инженер Карл Тарнавский. Кстати сказать, они и до эксперимента читали достаточно бегло. А те, кто раньше читали медленно, сумели увеличить скорость даже в три раза.

Чтобы яснее представить общую картину технологии наращивания скорости чтения, И. 3. Постоловский и Е. Г. Семенов изучили скорость чтения у восьмиклассников, первокурсников и дипломников вузов, а также у специалистов с высшим образованием. Результаты оказались неутешительными. Многие читали медленнее, чем могли.

Дальнейшие усилия отечественных исследователей были направлены на совершенствование методики и разработку ее для средней школы. После успешных занятий со взрослыми экспериментаторы обратились к детской аудитории и решили научить технике свободного чтения второклассников. Конечная цель этого эксперимента сводилась не к тому, чтобы дети научились читать очень быстро, а к тому, чтобы они достигли той скорости чтения, которая предусмотрена программой. Как показали статистические подсчеты, многие из малышей отстают в нормативном чтении. А если первоклассника затрудняет чтение, значит, он отстанет, возможно, и в математике. Речь здесь идет не просто о локальном школьном эксперименте, а о новом принципиальном подходе, важном для формирования личности человека.

Классный руководитель группы учеников, с которыми проводился эксперимент, рассказывал: “Научившись лучше читать, дети стали делать успехи и в других предметах. На многих уроках - лес рук. Значит, интерес к занятиям возрос, развитие моих учеников пойдет быстрее...”

Авторы эксперимента исходили из того, что далеко не у всех школьников умение выразительно читать вслух само собой переходит в навыки быстрого чтения молча. По их подсчетам, подобное удается лишь одной четвертой части учащихся. Отсюда вывод: всех школьников удастся подготовить к усвоению огромного объема информации в средних и старших классах в том случае, если начиная с младших специально учить читать тексты “про себя”.

Конечная цель эксперимента сводилась к тому, чтобы дать учителю удобные и простые методические средства, с помощью которых он сможет на самих уроках чтения, т. е. не нарушая сложившегося учебного процесса, “подтянуть” и отстающих, и успевающих. Но уроки теперь уже состояли из специальных упражнений. В течение 45 мин эти упражнения в быстром темпе сменяли друг друга, создавая порой игровые ситуации. Детям это нравилось и поэтому время проходило незаметно.

Вот звучит команда преподавателя: “Губы!” На первых порах после этой команды второклассники прикладывали палец к губам, так им легче было следить за тем, чтобы не нашептывать читаемый текст и тем самым не замедлять чтения за счет артикуляции.

Включается метроном. Ритм его звучания то ускоряется, то замедляется, воздействуя на скорость чтения учеников. Вслед за командой “Молния!” метроном начинает отстукивать в самом быстром темпе. Каждый второклассник тоже старается достичь своего “потолка” в скорости. А теперь - “Стоп”. Все пересказывают прочитанное, причем одновременно. И не беда, что в классе возникает шум. Подходя к отдельным ученикам, учитель контролирует будто бы только их. А на самом деле эффект проверки куда более значительный - работает весь класс. К тому же авторы эксперимента предлагают несколько удачных способов обязательного контроля понимания и запоминания прочитанного текста. С помощью специальных текстов можно, например, за 5 мин проверить весь класс.

Подобная тренировка затем подкреплялась домашним чтением интересных для ребят книжек в течение 40 -50 мин, а прочитанное непременно пересказывалось в классе. И так почти месяц. Каковы же итоги?

С чего же начинали дети вторых классов и к чему они пришли? Начинали они с того, что у половины учеников темп чтения был ниже, чем предусматривалось программой. А пришли к тому, что после 16 - 20 занятий все взяли барьер нормы. Педагогу настолько понравились новые “живые” уроки чтения, что он решил их продолжить. Значит, конечные результаты будут еще выше, хотя ничем не измерить той истинной пользы, какую может принести приобщение детворы к книжкам.

В 1971 г. в Алма-Ате филиал Центра по научной организации труда (НОТ) Министерства геологии Казахской ССР разработал и выпустил методическое пособие по обучению быстрому чтению с помощью специально разработанного тахистоскопа “Алма-Ата”. Этот прибор аналогичен зарубежному фразоскопу.

Основа этого курса обучения - тренировка на тахистоскопе “Алма-Ата”. По мере приобретения обучающимися навыков в быстром чтении отдельных групп слов занятия с тахистоскопом дополняются элементами других (безаппаратных) методов, например словесными играми и методом регламентированного чтения.

В Минске под руководством психолога С. П. Цурановой с 1971 г. организовано обучение быстрому чтению студентов, школьников и специалистов различных отраслей народного хозяйства.

На Каунасском радиозаводе инженер Ю. С. Якштис организовал постоянно действующую школу быстрого чтения. Особый интерес представляет выполненное им исследование сохранения навыка быстрого чтения. После трех лет было проведено повторное тестирование 50 человек, окончивших школу быстрого чтения. Снижение скорости чтения за этот период у большинства испытуемых не обнаружено. По разработанной Ю. С. Якштис методике обучено более 300 инженерно-технических работников Каунасского радиозавода. Скорость чтения увеличивается у обучаемых в 2,5 раза. В результате обучение производительность индивидуального труда повышается на 6% .

В 1970 г. в Новокузнецком педагогическом институте создана лаборатория динамического чтения.

Курс обучения динамическому чтению, разработанный этой лабораторией, построен в соответствии с основными принципами дидактики и методики среднего и высшего образования в СССР. Он разработан как органическая часть учебного процесса системы образования и вливается в нее, дополняя и развивая основные дидактические положения обучения.

Задачи курса и его целевая установка вытекают из содержания понятия “динамическое чтение”. Его суть в следующем:

1) это ускоренное чтение с наиболее полным усвоением информации; это чтение мыслей;

2) это школа внимания и памяти;

3) это способность быстрой ориентации в тексте с целью извлечения основной информации;

4) это овладение рациональными методами работы с книгой;

5) это умение организовать умственный труд, ценить минуту.

В последние годы в Советском Союзе повышается интерес к быстрому чтению. Как уже отмечалось, под руководством авторов разработана методика обучения, предлагаемая вниманию читателей в настоящей книге. Проведен комплекс исследований и экспериментов по обучению быстрому чтению различных категорий читателей. В Ленинграде создана школа обучения быстрому чтению. Там успешно проводят обучение по разработанному нами методу ряд инструкторов-методистов. В Ленинградском институте культуры имени Н. К. Крупской введено факультативное обучение студентов. Экспериментальное обучение ведется и в Ленинградской военно-инженерной академии имени А. Ф. Можайского. Проводятся исследования и в других городах страны: Минске, Калининграде, Вильнюсе, Перми, Новокузнецке, Одессе, Владивостоке,

Большое значение для пропаганды быстрого чтения и дальнейшего развития теории и практики обучения имела научно-практическая конференция по этой проблеме, которая проходила в марте 1982 г. в Новокузнецке. В ее работе приняло участие 250 науч. работников и педагогов из многих городов страны, было заслушано 60 докладов и сообщений.

С каждым годом все больше специалистов народного хозяйства, ученых и студентов, школьников и руководителей в нашей стране овладевают быстрым чтением.

Ностальгия по всему хорошему, что было в СССР. Всему, без чего невозможно было представить наше детство. Счастливое и беззаботное детство времён перестройки.

Чтение было вторым, после двора, развлечением советской детворы. Возможно, кто-то из вас возразит, посчитав, что на втором месте был телевизор. Но я бы не сказал, что мы часто его смотрели. Пара мультфильмов по 15 минут после «Международной панорамы» и «Спокойной ночи, малыши». Плюс к этому, в каникулы, по 1 часу очередной серии «Дети капитана Гранта» или «Гостья из будущего». И всё. А кого-то в каникулы вообще угоняли в деревню, где строгие бабушка с дедушкой к телеку и вовсе не подпускали. Посему единственным легальным развлечением были книги, газеты и журналы.

Надо сказать, что советское телевидение даже как бы подогревало интерес к книгам. Ну кому не хотелось самому узнать, что стало с Робертом, когда его унёс кондор? Ну не ждать же завтра:) Так мы приходили к прочтению всего Жюль Верна. Книга за книгой: «Дети капитана Гранта», «2000 лье под водой», «Таинственный остров». А кто лично, без подсказки, после прочтения последней книги понял, что это есть связанная между собой история-трилогия? Лично я просто светился от счастья, когда это открытие посетило меня. Книги захватывали, уносили в другие миры, позволяли стать кем-то другим, прожить чью-то жизнь, получить чужой опыт. Редкие картинки в толстой книге заставляли воображение рисовать собственное видение сцен, описываемых там. Наверное, многие делали так: прочитав какое-то интересное место, откладывали книгу, закрывая глаза и представляя описанную сцену.

Моим любимым жанром была фантастика. Я запоем, по несколько раз, читал произведения советского фантаста Александра Беляева: «Звезда КЭЦ», «Голова профессора Доуэля», «Человек-амфибия», «Изобретения профессора Вагнера» и много другое. У нас дома был личный Беляев. Весь:

Вторым по «любимости» был Герберт Уэллс: «Война миров», «Человек-невидимка», «Остров доктора Моро». Эти три произведения входили в состав величайшего за всю историю советского книгоиздания сборника - «Библиотеки Всемирной Литературы»:



Двести томов произведений периода от античности до современности. Уникальнейшее издание, которое так же у нас есть:) Отец любил книги и тратил много денег и времени, чтобы их добыть. Сдавал макулатуру, записывался в магазинах, стоял в очередях… Я выучился на этих книгах и совсем не нужно было ходить в библиотеку. В начале каждого тома были объёмные критические статьи, которые очень сильно помогали в последних классах при подготовке рефератов по литературе:)

Одной из вариаций «БВЛ» была серия «Классики и современники». Почти всё тоже самое, но только в меньших масштабах.

Уэллса отдельно поставил:)


Еще одной жемчужиной советского книгоиздания было это:

Это было нашей Википедией, нашим Интернетом… Сколько времени провели мои одноклассники в библиотеках за списыванием очередной статьи из энциклопедии для доклада по химии, географии или биологии. Но мне опять повезло - у нас была своя личная энциклопедия. Все 30 томов, плюс какой-то ежегодник, который был совсем не интересный. В БСЭ было очень много картинок. Эти книги я так же очень любил, часами «подвисая» на страницах со змеями, рыбами, животными, жуками, камнями, мечами и картами мира.

Не думаю, что книги, прочитанные нами в детстве, можно включить в один или даже 10 обзоров. Я даже не буду пытаться вспомнить их все. Их было не просто много - они были как хлеб, вода и воздух, и разве можно посчитать, сколько мы выпили или съели за 10-15 лет?

А вот вспомнить, какие журналы и газеты читали мы и наши родители, вполне возможно. В СССР все всегда что-то выписывали. Кто-то больше, кто-то меньше, но каждый месяц в почтовый ящик опускалось как минимум два-три журнала, со стопкой еженедельных или ежедневных газет и писем от родных.

Обычно сознательное детство советского ребёнка начиналось вот с этого журнала:


Наверное, сложно вспомнить какой-то другой, более известный детский журнал. Даже само название и шрифт, которым оно было набрано, уже были весёлыми и интересными. Помните, как долго разглядывали эти буквы, прежде чем приступить к прочтению свежего выпуска? Да и на самих страницах можно было «залипнуть» надолго:



В «Картинках» было не очень много текста, поэтому, когда мы осваивали русский язык, нам начинали выписывать следующий журнал:


«Мурзилку» мне выписывали класса до 5-го. Крутые там были комиксы про Мурзилку, его собаку Тришку и злую волшебницу Ябеду Корябеду.


Это были не тупые комиксы про человека-паука, а наполненные новыми познаниями в области вычислительной техники.

В среднем школьном возрасте, когда на шее уже алел пионерский галстук, родители обычно выписывали журналы «Пионер», «Костёр» и газету «Пионерская правда».
Мне больше всего нравился «Костёр». Помните, в конце там была рубрика «И все засмеялись»? Или она была в другом журнале? :) В «Костре» публиковали произведения юных поэтов, прозаиков и просто письма ровесников - так мы узнавали, как живут дети в других городах.



Журнал «Пионер» мы не выписывали. Кто может рассказать, о чём там писали?


А вот «Пионерку» я прочитывал всегда от «корки до корки».

Было приятно ощущать себя частью одной большой общины, с идеалами чести, добра и взаимопомощи.

Дети перестройки уже были готовы «к борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза», но не срослось. :)

В «Пионерке» на последней странице я всегда находил порцию своей любимой фантастики. Почти всегда там был Кир Булычев, но иногда забегали и другие авторы.

Примерно в то же время мама стала выписывать мне журнал новой волны - «Трамвай». Он отличался от всех других какой-то демократичностью, свободой и бесшабашностью.


«Трамвай» - ты просто космос! Сколько нового я почерпнул с твоих страниц. :) Я даже что-то отправлял в редакцию - то ли отзыв, то ли ответы на конкурсные вопросы.
Где-то ведь лежат эти журналы, пылятся.


Другие журналы мы не выписывали. Но у меня были старшие брат с сестрой, и им тоже что-то выписывали. К тому же тогда журналы обычно не сдавали в макулатуру, храня толстые подшивки на антресолях или в специальных комодах, как у нас:

В них лежали толстые стопки других популярных в СССР журналов.

Из тех, что хранились у нас, самым любимым у меня был журнал «Техника молодежи»:


Я даже не хочу рассказывать, как он был интересен. Сколько там было про освоение космоса, про разные экспедиции, вроде поиска Тунгусского метеорита.

Все новинки советской промышленности, фантастические проекты новых городов, транспортных сообщений, идеи нашего «светлого будущего». О чём еще мог мечтать простой советский мальчишка?


А сколько там было моей любимой фантастики!



Характеристики советского и не только вооружения…

И планы, планы, планы на будущее.

А из «Моделиста-Конструктора» мы любили вырезать красивые и диковинные машинки, обклеивая ими обложки тетрадей и дневников.




Для ботаников тоже были свои журналы:

Мне не особо нравились всякие там цветочки, но про животных я читал с удовольствием. А еще оттуда можно было что-нибудь срисовать или вырезать для доклада по природоведению.
Да, советские дети тоже писали посты с картинками. Только с помощью шариковой ручки, фломастеров и ножниц.



Для детей, у которых руки росли откуда надо, тоже были свои журналы. «Юный Техник» к примеру:

Это как «Бурда Моден», но для мальчиков.


Я тоже любил делать всякие летательные аппараты, но не по этим выкройкам, а по мастер-классам друзей:)
Хотя один раз по инструкции из этого журнала сам выдолбил из бруска кораблик, который был назван «Аризоной», как в «Гиперболоиде инженера Гарина».


Дети старших классов читали популярный журнал «Юность»

И «Ровесник»:



Иногда там можно было найти постеры кумиров, которыми закрывали потёртости на обоях:)

Я же, классе в 9-м люто подсел на подписную брошюру «Знак вопроса». Вот это было реальной пищей для воображения! Какие только темы там не освещали. И про тайну эксперимента с эсминцем «Элдридж», и про Тунгусский метеорит («Что это было?»), и про космологическую теорию академика Козырева (что просто напрочь снесло мне в 10-11 классе крышу) и про многое другое, интересное и загадочное.


Когда я решил связать своё будущее с информатикой и мех-матом, то стал почитывать вот такой любопытный журналец:



В «Кванте» была не суровая математика, типа «для любого эпсилон больше нуля, существует дельта блаблабла...», а весьма интересные жизненные ситуации, описанные формулами. Что-то вроде «Занимательной физики» Перельмана. В то время я уже заканчивал 4й класс ЗФТШ при МФТИ и журнал был мне весьма полезен.

Следующие журналы я особо не читал, листая только картинки:

Журнал «Здоровье»:



Женские журналы «Крестьянка»…



… «Работница»:


Женский журнал №1 в СССР - «Бурда Моден». Вроде бы его можно было только купить, но в основном он просто ходил по рукам, годами «оседая» у очередного владельца.

Он был окном в моду Европы. В СССР купить такие шмотки было просто нереально, поэтому старались успевать за европейскими модницами своими руками. Шили тогда все и каждый. А кто не шил сам, тот заказывал в ателье или знакомым. В прошлом году мне удалось побывать на родине этого журнала, в немецком городке Оффенбург.


А вот русский вариант «Бурды» - ежегодник «Вязание»:

Журнал для родителей «Семья и школа»:



А вот популярного «Огонька» у нас не было.


Так же как и «Крокодила»:

Только в «Крокодиле» можно было найти весьма острые шуточки на злобу дня. Хотя тогда уже и была гласность, но журнал был очень популярен.






Журнал истинных библиофилов - «Роман-газета»:



Обычно «Роман-газета» медленно заканчивала свои дни в деревенских туалетах. Читали её там от корки до корки.

Ну как же можно обойти вниманием «За рулём»?! Правда, «руля» в нашей семье долгое время не было, поэтому этот журнал я совсем не знал.



А теперь пройдёмся по советским газетам. Удалось вспомнить вот эти:

«Известия»:

Ну как же, конечно же «Комсомольская правда»! Там были просто замечательные заметки натуралиста Василия Пескова, которые я всегда аккуратно вырезал и складывал

«Аргументы и факты»:

Ну и суровая, советская «Правда». Сколько же правды было в СССР, и у каждого она была своя - у пионеров, комсомольцев и всех остальных.

На десерт решил оставить такие вкусняшки, как настольные игры из журналов. «Путешествие», правда, продавалась отдельно, но не вспомнить её было просто нельзя.

Только не плачьте…

Население Советского Союза любило читать и с этим трудно поспорить. Читали газеты и журналы, каждое утро можно было наблюдать очередь в киоске «Союз Печать». Люди добираясь на работу обязательно покупали советскую периодику. Да, хорошие книги и журналы достать было крайне тяжело, ведь экономика была плановая с идеологической направленностью. Книжные магазины обычно были завалены не продаваемой макулатурой. Интересные произведения можно было прочитать в периодических изданиях, таких как «Новый мир», «Октябрь», «Москва», «Роман-газета», «Смена» и многие другие. Был такой журнал, как «Сельская молодежь», так вот к нему издавалось приложение «Подвиг», в нем печатались произведения детективно-приключенческого жанра. Эти романы и повести вызывали живой интерес у читателей. Еще существовало приложение «Искатель» к журналу «Вокруг света», где печатали научную фантастику, но это приложение было достать очень сложно, его передавали из рук в руки и зачитывали до дыр.

Какие же книги читали в СССР?
Конечно же в первую очередь это была классика - Л. Толстой, А. Пушкин, Ф. Достоевский, А. Чехов, а так же произведения революционной и военной тематики, таких авторов, как Н. Островский, Б. Лавринев, В. Вишневский, Ю. Болдарев, В. Васильев и В. Быков.

Очень популярен был в Советском Союзе был роман «Хождение по мукам». Начиная с самых ранних лет советские люди зачитывались романами Александра Дюма и Вальтера Скотта. Книгу Конан Дойля о приключениях Шерлока Холмса и его друга доктора Ватсона читали практически все мальчишки и девчонки.

В СССР был очень любим такой исторический персонаж как Джузеппе Гарибальди. Книгу, которую он любил, «Спартак» автора Раффаэло Джованьоли перечитал каждый второй житель СССР. А книга «Овод» писательницы Этель Войнич с прилавков магазинов раскупалась мгновенно. В 50-60 годы прошлого века у советских читателей вызвали большой интерес драматические произведения английского писателя Арчибальда Кронина, автора таких романов как, «Цитадель», «Замок Броуди», «Звезды смотрят вниз».

Отдельно стоят произведения Джека Лондона, которого все поголовно читали и любили. Таких персонажей, как Смок Белью, Малыш из «Северных рассказов» и Мартин Иден из одноименного романа, знал каждый.

Но это только проза, читали в СССР так же и поэзию - Е. Евтушенко, Р. Рождественского и М. Цветаеву.

В последние годы советской власти стал очень популярен Михаил Булгаков. Писать о книгах в СССР можно очень много, но показать насколько чтение было популярно, можно на одном примере. Моя мать, которая проживала в глухом украинском селе, возвращаясь после тяжелой работы в поле, кормила детей и садилась вечером читать книгу. Люди, встречаясь, всегда спрашивали, какую книгу вы прочитали за последнее время и нельзя ли её у вас одолжить? Духовная пища была намного важнее других ценностей. В нынешнее время это сильно ощущается, когда на первый план вышло материальное составляющее.