Конспект формированию. Конспект занятия по формированию ЭМП

Конспект старшей группы по формированию целостной картины мира.

Тема: Три осени 16.10.17

Цель: Обобщить представления о характерных признаках трех периодов осени: ранняя, золотая, поздняя. Систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе(в растительном и животном мире.)

Конкретизировать представления детей о диких животных осенью, и подготовке зверей к зимовке (изменение цвета и характера шерсти, утепление жилища).

Уточнить представления о сельскохозяйственном труде людей в осенний период.

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята, как хорошо, что вы все сегодня пришли!

Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.

Воспитатель: Ребята, на свете есть удивительная страна – страна красоты. Там живут звуки и краски, чувства и настроения. И хотя к нам в окно стучится зима, пугая нас крепкими морозами, я приглашаю вас в гости в удивительное время года о котором я прочитаю стихотворение. Вы его внимательно послушайте и скажите о чём оно.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.

· О каком времени года стихотворение?

· А какие еще времена года вы знаете?

· Сколько месяцев длится осень?

· Назовите осенние месяцы

А какая бывает осень? (ранняя, золотая, поздняя). Чем они отличаются др. от др.

Ранняя- днем по прежнему тепло, ночью уже становится холодно, солнце светит по летнему, но уже не греет как летом и т.д.

Золотая или средняя- листья начинают желтеть, опадать (листопад), становится прохладно, частые и затяжные дожди, люди одеваются по погоде, день становится короче.

Поздняя- становится все холоднее и холоднее, пролетает снег, опала вся листва, перелетные птицы улетают на юг, животные меняют шубку, уходят в спячку и т.д.

дид.игра "Дикие животные"

подходим к столам. Найдите животных которые меняют свой окрас? найдите животных которые уходят в спячку, какие птицы? (крепим к доске).

Молодцы! Отлично справились с заданием! А сейчас мы превратимся с вами в осенние листочки!

Динамическая пауза «Листочки»

Мы листики осенние.
(Плавное покачивание руками вверху над головой)

На ветках мы сидим.
Дунул ветер - полетели.
(Подуть, развести руки в стороны)

Мы летели, мы летели
(Бег)

И на землю тихо сели.
(Присесть)

Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
(Подуть, плавное покачивание руками вверху над головой)

    Закружились, полетели
    И на землю снова сели.
    (Дети садятся на ковер)

Давайте мы с вами посмотрим репродукции с изображением осени и определим, какая она! (Беседа по картинам, выявить по каким признакам они определили, какая именно это осень).


Люди любят осень не только за красоту, как вы думаете, за что еще? (ответы детей)

    Верно, осень щедра дарами: и сады, и лес, и огороды дарят людям много вкусного и полезного. (Беседа об урожае, о труде людей) рассматриваем репродукции.

    Человек осенью (5 мин)

Посмотрите на схему-подсказку: о чем мы будем говорить теперь? Как ты считаешь, Сережа? (Мы будем говорить о заботах человека осенью.)
- Конечно. Чем осенью занимаемся мы с вами, ваши родители, друзья и знакомые. Вы можете ему рассказать, как мы трудимся осенью? (выставляются картины)
- Какие работы выполняются в парках и скверах?
(В городских парках высаживают молодые деревья и кустарники.)
- А в садах?
(Нижнюю часть деревьев белят известью, чтобы их не погрызли зайцы. Осенью в садах плодовые деревья хорошо поливают, чтобы они перенесли морозы и дали на следующий год хороший урожай)
- Катя, какие еще работы выполняются в саду?
(Еще осенью в садах собирают урожай: яблоки, груши, картофель копают и морковь.)
- А как трудятся в деревне, на полях? (
В селах убирают оставшийся хлеб, с полей убирают картофель, капусту, морковь, свеклу. Убранные поля удобряют и вспахивают. На вспаханные поля высеивают семена озимой ржи и пшеницы, в огородах сеют морковь, укроп и петрушку.)
А вы, ребята, как трудились всю осень? (
А мы убирали листву на участке, чтобы помочь дяде Диме, чтобы стало чисто.)
За правильные ответы также выдаются жетоны в виде листочков.
- Кто хочет добавить? (
Мамы и бабушки делают заготовки на зиму: варенья, компоты, соленья, маринады. )
- Правильно. Осень очень щедра на подарки: фрукты, овощи, ягоды, грибы, орехи. Но все ее дары необходимо собрать и переработать: законсервировать или засушить, сварить или засолить. А это тоже немалый труд.


Ребятки, скажите мне, а какие дары природы мы собираем осенью?(Овощи фрукты).

Ребятки, посмотрите у меня есть 2 корзины, в которых лежат фрукты и овощи. Но они перемешаны. Сейчас (имена 2 детей) разделят их по корзинам, а пока они это делают мы с вами кое- что выясним

Что мы можем приготовить из овощей? (Из них можно варить суп, солить, готовить салат.)

А из фруктов? (Варить компот, делать сок, готовить салат, делать варенье и т. д.)

Дидактическая игра "Поваренок" команды из 4 чел. Придумывают, что они будут делать и рассказывают всем.

Спасибо ребята вам за работу, было приятно с вами играть, а сейчас скажите, о каком времени года мы с вами сегодня говорили, какая бывает осень? Что вам понравилось?

Тема: «Как жили славяне»
Цель: познакомить детей с образом жизни древних славян, формировать понимание слова» предки», понимание того, что Россия-страна большой многовековой историей.
Задачи:
Образовательная:
Закреплять и расширять знания детей о прошлом нашей Родины; формировать представление о Руси православной;
способствовать проявлению интереса к историческим событиям и людям, прославивших Россию.
Закрепить знания русских – народных пословиц и поговорок, где воспевается любовь к Родине.
Развивающая: развивать
Зрительную память
Мышление
Развивать историческую память детей, познавательные способности.
Воспитательная: воспитывать
Воспитывать активность, самостоятельность у детей
Воспитывать в детях положительное отношение и уважение к славной жизни наших предков, желание стать наследниками их традиций.
Воспитывать чувство дружбы, сплоченности, коллективизма.
Тип занятия – Усвоение нового материала
Предварительная работа: Чтение. Т. Коти «Моя первая книга о России».
Рассматривание альбома с национальными костюмами.
Оборудование: ИКТ, дидактическая игра «Найди пару».
Методические приёмы: использование ИКТ, наглядный материал, загадка, использование игровых технологий, беседа, вопросы. Приемы здоровьесберегающих технологий: смена видов деятельности, физминутка.
Форма организации работы на занятии: групповая, индивидуальная, работа в парах.
Ход занятия

Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о нашей стране. Как называется страна, в которой мы живем? (Россия)
Подумайте, всегда ли наша страна была такой, как сейчас?
Возникла Россия очень давно, у нее древняя и интересная история. Вы знаете, как называлось наше государство раньше?
Д е т и. Русь, Русь деревянная.
Воспитатель читает стихотворение Дж. Родари» Всеобщая история»
Поначалу в жизни нашей
Было все не так, как надо.
Много сил вложили люди,
Чтобы сделать Землю садом.
Не было нигде тропинок,

Чтоб подняться в горы
Без мостов речушки были,
Недоступны словно море.
Не было нигде скамеек,
чтоб присесть усталым.
Не найти нигде кроватей,
Ни большим, ни малым.
Были только у людей
Руки - только руки.
И трудился предок наш,
И не знал он скуки.
- Хотите узнать, как жили люди в древней Руси?
Предлагаю вам отправиться в путешествие на машине времени.
Чтобы отправиться в прошлое, нам необходимо повернуть стрелки часов.
Но я забыла, в какую сторону необходимо их повернуть – вперед или назад. Вы мне поможете вспомнить?
Д е т и. Назад, в обратную сторону, потому, что отправимся в прошлое.
- . Дорога будет длинной, потому что было это очень давно.
2.Основной этап 25мин - Как вы думайте, кто такие предки?(ответы детей)
Предки - это люди, которые жили на нашей земле много-много веков назад.
- Первыми поселились на территории русской земли наши предки-древние славяне.
Славяне - значит славные, хорошие люди. Славяне были сильными, мужественными людьми. Как они выглядели?
Дети вместе с воспитателем описывают внешний вид славян: волосы светлые. глаза голубые, высокий рост.
Давайте рассмотрим одежду славян.
Посмотрите на одежду мужскую и женскую. У русской рубахи – особенность покроя ворота, его разрез располагается не посередине груди, а сбоку. Отсюда и название косоворотка, часто косоворотки украшали вышивкой. Подпоясывали рубаху поясом – кушак. Пояс (кушак) был не только украшением, к нему подшивались: нож, ложка. Пояс заменял карманы.
Женская одежда была представлена такими атрибутами: сарафан, кафтан (кофточка), фартук. Замужние женщины носили поневу – это юбка, у которой не сшиты края и передник. Самой распространенной обовью русского народа, были лапти
-Жили Древние славяне в деревянных домах- срубах, которые строили из бревен, сообща, помогая друг другу. Одному человеку было не справиться с тяжелыми бревнами. Да и не выжить было человеку в те далекие времена человеку в одиночку.
В избе всегда считали святыми 3 места:
Красный угол В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Красный угол- самое почётное место в доме. человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Само название угла «красный» означает «красивый», «хороший», «светлый». Его убирали вышитыми полотенцами.
Стол – это « божья ладонь». «Хлеба ни куска – стол - доска»- так говорили крестьяне. В русской избе почти все было сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная, деревянная, очень простая. Лавки, где спали, сундук для вещей, скамейки для сиденья за столом.
- Ребята, а посмотрите, что на столе стоит? Это та посуда, которой пользовались люди. Сделана она из дерева, из глины. Это туеса. Сделаны они из коры деревьев. В них хранили продукты. А вот различные кувшины для жидкого: для молока, для меда. Все это называется кухонная утварь.
Печь – без печи хата не хата. Печь была неотъемлемой частью жилища. Она служила источником тепла и света.Занимала большую часть дома. На печке можно было спать, или лежать греться. Место, где люди спали на печи называлось полати. Складывали печь из кирпича и обмазывали глиной, а клал печь печник. В печи пекли хлеб, готовили пищу.
Физминутка
\ Поиграем в игру «Что было, что стало» (Воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают)
1. Раньше носили лапти, а сейчас…(сапоги)
2. Раньше в печи готовили, а теперь… (на плите)
3. Раньше на лавках спали, а теперь… (на кровати)
4. Раньше в сундуках одежду хранили, а сейчас… (в шкафу)
Игра «Найди пару». Теперь давайте разделимся на две команды: посмотрим, кто быстрее с заданием справится. На столах лежат картинки Вам нужно найти пару. Потом мы обменяемся местами и проверим, все ли вы сделали правильно.
Молодцы ребята справились с заданием. Отправляемся в прошлое дальше.
-Нужно было защищаться и от диких животных и от врагов, поэтому вокруг поселка строили высокую колючую изгородь - частокол.
Мужчины занимались охотой и рыболовством.
Женщины собирали в лесу грибы,ягоды и лекарственные растения: ведь аптек тогда еще не было. Жили славяне большими группами - ПЛЕМЕННАМИ. За то, что дома славян были из дерева, их поселения стали называться деревнями. Враги часто называли славян Русью. Поэтому и земли, на которых они поселились, стали со временем называть русскими землями.
Постепенно славяне стали осваивать скотоводство и земледелие.
Для этого они расчищали в лесу участки от деревьев, распахивали землю, сеяли зерно. Так славяне научились выращивать хлеб. Только представьте, в те времена не было никакой техники и машин, которые помогли бы людям, все приходилось древним славян делать вручную: пахать землю, сеять семена, собирать урожай, молоть зерно. Печь хлеб. Вот какими трудолюбивыми были наши предки.
Не было в те далекие времена и магазинов, поэтому людям все приходилось делать самим.
-как вы думайте. Что было необходимо человеку для жизни в первую очередь?(ответы детей)
И одежду, и посуду, и обувь, и оружие для охоты- все славяне делали сами. Так появились первые ремесла и мастера, которые могли делать свое дело лучше других. Мужчины Были кузнецами, плотниками, гончарами а женщины ткачихами и швеями.
Постепенно деревни разрастались, становились все больше и больше. Стали появляться первые города. Самым главным городом Древней Руси был Киев.
Это был самый красивый и богатый город того времени. Слава о древнем Киеве разошлись далеко за его пределы.
Правил тогда великий князь Ярослав Мудрый. Его не зря прозвали Мудрым. Ярослав был очень справедливым и умным человеком. При Ярославе Мудром древнерусское государств стало расти и процвести и процветать. Русь стала одной из самих могучих стран того времени. А вот посмотрите как город Киев выглядит сейчас.
Ничего нет лучше, краше
Милой Родины твоей!
Оглянись на предков наших, На героев прошлых дней.
Вспомни их добрым словом-
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
Н. Кончаловская.
Рефлексия.
-А теперь ребята пора назад в дет. Сад. Переводим стрелки часов в перед. Закрываем глазки. И вот мы уже в детском саду.Вот ребята мы и побывали в гостях у Древних славян. Что Вам понравилось?
Итог занятия:
-Кто такие предки?
-Как назывались наши предки?
-Как они жили?
-Назовите главный город Древней Руси?
-Что Вам понравилось в нашем путешествии?
- Что мы нового узнали?

Конспект занятия

по формированию элементарных математических представлений

в старшей группе № 9

МБДОУ детского сада №2 «Улыбка»

на тему: «Число 10».

Разработала: Фокина Анна Константиновна

Тема занятия: Число 10.

Тип занятия: Изучение нового материала.

Цель занятия: Познакомить с образованием числа 10, учить считать в пределах 10.

Задачи:

    Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете по образцу.

    Продолжать формировать представления о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.

    Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур.

    Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

    Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Планируемые образовательные задачи: По итогам занятия планируется, что дети будут знать название числа 10, уметь считать в пределах 10.

Оборудование: изображения орешков, кукла, ленты, 10 кругов – пуговичек, контур платья, 4-5 карточек с изображением от 6 до 10 кругов, прямоугольные салфетки, ножницы, карты, разделенные на 9 квадратов (в центральном квадрате изображена геометрическая фигура: круг, квадрат, треугольник или прямоугольник, по 4 карты для каждого ребенка), поднос с набором карточек с изображением предметов круглой формы, квадратной, треугольной, прямоугольной, карточки с изображением от 6 до 10 кругов, 15 кругов – пуговичек одинакового цвета.

План урока:

    Организационный момент. Пальчиковая гимнастика. 45 секунд.

    Мотивационно – ориентировочный этап. Загадка. 45 секунд.

    Поисковый этап. Игровое упражнение «Поможем куклам подобрать пуговички к новому платью». 3 минуты

    Практический этап. Игровое упражнение «Завяжем кукле бантик». Игровое упражнение «Салфетки для кукол». Физкультминутка. Дидактическая игра «Геометрическое лото». Игра «Автомобили и гаражи». 20 минут.

    Рефлексивно-оценочный этап. Самоконтроль и самооценка выполненной работы. 30 секунд.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на свои места. Сейчас мы вспомним нашу зарядка для пальчиков.

«Замок»

На двери висит замок -

Кто его открыть бы смог?

(Быстрое соединение пальцев в замок.)

Потянули…

(Тянем кисти в стороны.)

Покрутили…

(Волнообразные движения.)

Постучали…

(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)

И открыли!

(Пальцы расцепились.)

2. Мотивационно – ориентировочный этап

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.

Я нашел в дупле у белки

Девять штук орешков мелких.

Вот еще один лежит,

Мхом заботливо укрыт.

Ну и белка, вот хозяйка!

Все орешки посчитай-ка!

Воспитатель на доске выкладывает 9 орешков и еще один орешек.

Воспитатель: Ребята сколько орешков в дупле у белки?

Дети: десять.

Воспитатель: А как у вас получилось число 10?

Дети: К девяти прибавили один – получилось десять.

Воспитатель:

Ничего нет проще

Число десять написать.

Нужно только к единице

Справа ноль пририсовать.

3. Поисковый этап

Игровое упражнение «Поможем куклам подобрать пуговички к новому платью».

Воспитатель показывает детям платьице куклы.

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем подобрать к платьицу пуговицы. Нужно 10 пуговичек одинакового цвета.

Вызывается один ребенок, остальные на местах отсчитывают по 10 кругов – пуговичек одного цвета.

Воспитатель: Сколько всего пуговичек отсчитали?

Дети: Десять

Воспитатель предлагает «пришить» пуговицы к платью, убирая по одной пуговице справа налево и считая, сколько осталось. Дети выполняют задание вместе с воспитателем.

4. Практический этап.

Игровое упражнение «Завяжем кукле бантики».

Воспитатель показывает детям куклу с одной косичкой.

Воспитатель: Ребята, давайте заплетем нашей кукле две косички и завяжем ей бантики. Но вот беда! У меня есть только одна ленточка. Надо подобрать еще одну для второго бантика точно такую же по длине и цвету.

Дети не могут найти ленту нужной длины.

Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы ленты стали одинаковыми?

Дети: Отрезать

Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы отрезать ленточку такой же длины?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель подводит их к необходимости использования условной меры. Дети вместе с воспитателем рассматривают адекватные условные меры и выбирают картонную полоску. Затем проверяют равенство длин картонной полоски и ленточки путем непосредственного сравнивания.

При помощи картонной полоски воспитатель вместе с детьми отмеряет и отрезает ленточку нужной длины, сравнивает ее с первой ленточкой и завязывает кукле бантики.

Игровое упражнение «Салфетки для кукол»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня есть салфетка. Какой она формы?

Дети: Прямоугольная.

Воспитатель: Давайте нашей кукле и ее подруге подарим по салфетке одинаковой величины. Что нужно сделать, чтобы из одной салфетки получилось две салфетки?

Дети обсуждают способы деления прямоугольной салфетки.

Дети: Нужно сложить ее пополам так, чтобы короткие стороны совпали.

Дети разрезают салфетку по линии сгиба пополам и проверяют равенство полученных салфеток.

Воспитатель: Сколько частей получилось?

Дети: две

Воспитатель: Как можно назвать каждую часть?

Дети: Половина.

Воспитатель: Что больше: целое или часть?

Дети: Целое

Воспитатель: Что меньше: целое или часть?

Дети: часть.

Дети дарят салфетки куклам.

Физкультминутка.

Движения по тексту стихотворения.

Один-два – все вставайте,

Три-четыре – приседайте,

Пять-шесть – повернитесь,

Семь-восемь – улыбнитесь,

Девять-десять – не зевайте,

Свое место занимайте!

Дидактическая игра «Геометрическое лото».

Дети делятся на четыре подгруппы. У каждой подгруппы карта, разделенная на 9 квадратов. В центральном квадрате изображена геометрическая фигура (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Карточки с изображением предметов соответствующей формы лежат на общем подносе.

Воспитатель: Давайте закроем пустые квадраты карточками, на которых изображены предметы той формы, которая у вас в центре. Выиграет та команда, которая быстрее выполнит задание.

В процессе проверки дети называют предметы и их форму.

Игра повторяется 2-3 раза со сменой карточек.

Игра «Автомобили и гаражи».

На ковре разложены карточки с изображением от 6 до 10 кругов. Это гаражи. У детей такие же карточки, обозначающие номера автомобилей.

Воспитатель: Каждый гараж имеет свой номер, обозначенный определенным количеством кругов. У ваших автомобилей такие же номера. По моему сигналу поставьте свои автомобили в гаражи с соответствующими номерами и объясните свой выбор.

Игра повторяется 3-4 раза. Каждый раз дети меняются карточками.

5. Рефлексивно- оценочный этап

У детей три кружка – красный, желтый и зеленый.

Если все задания выполнены ребенком правильно – дети оставляют зеленый кружок, если 1-2 ошибки – желтый, если ошибок 3 и более – красный.

Литература:

1. Голицына Н.С. Конспекты комплексно-тематических занятий. Старшая группа. Интегрированный подход.

2. Колесникова Е.В. Математика для детей 5-6 лет. Методическое пособие к рабочей тетради «Я считаю до десяти».

3. Пономарева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа.

Марина Посохова
Конспект занятия по формированию математических представлений для детей подготовительной к школе группы «Какие бывают часы»

Конспект занятия по развитию математических представлений

Подготовительная группа «Какие бывают часы »

Цели :

Познакомить детей с часами и их назначением. Упражнять в определении времени по часам с точностью до часа.

(Познавательное развитие)

Закрепить представление о том , что утро, день, вечер, ночь составляют сутки. (Речевое развитие)

Воспитывать желание помогать друг другу.

Развивать логическое мышление, память

Продолжить учить произносить тихо, громко, быстро-медленно.

Продолжить учить правильно, согласовать текст и движения.

Виды деятельности : игровая, двигательная, познавательная, продуктивная.

Формы организации : групповая , индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности : игра с речевым сопровождением.

Оборудование : картинки с изображением различных часов (настенные, напольные, наручные, настольные) . Картинки с изображением петуха, одуванчиков, кувшинок. Макет часов с движущимися стрелками (по количеству детей ) . Шифрограмма. Длинные шнурки 8 шт. (для изображения маршрута) . Мяч. Карточки домики (состав числа из двух меньших чисел, «зашифрованные слова» , карточки с примерами, р/и «Логические блоки» , набор цифр.

Ход занятия

Организационный момент.

Каждому ребенку дается карточка домик (состав числа из двух меньших чисел) . Ребята находят нужную цифру на столе. Воспитатель слушает каждого ребенка. После этого дети садятся за столы.

Воспитатель.

Ребята сегодня я познакомлю вас с прибором для измерения времени, а как он называется, вы узнаете получив подсказку. Дети работают с шифрограммой, читают ответы и высказывают свои предположения .

Шифрограмма представлена в виде алфавита . Каждая буква алфавита имеет порядковую цифру. С шифрограммой дети знакомятся на предварительной работе . Сначала учатся раскодировать слова, затем сами кодируют. Дети, которые не умеют читать, работают с педагогом или детьми, которые читают.

Воспитатель.

Правильно, это часы . Как вы думаете, зачем они нужны? Выслушивает ответы детей и показывает разные часы .

Как можно назвать одним словом часы , которые висят на стене (настенные, стоят на столе (настольные, носят на руке (наручные, стоят на полу (напольные) . – Чем отличаются, часы друг от друга ? (Формой , величиной, цветом, разными по длине стрелками) . Чем похожи? (На всех часах есть стрелки, цифры, все они показывают время) .

Рассказ и показ воспитателя.

Стрелки прикреплены к циферблату в центре, а по кругу циферблата стоят цифры. На самом верху циферблата стоит число 12, а дальше по кругу : 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11. Давайте, повнимательнее рассмотрим стрелки часов.

Чтение стихотворения :

Часовая стрелка

Стрелка часовая

Идет за часом час,

Не спеша, не отставая,

Ведет с собою нас.

Другая стрелка длинная, она бежит по циферблату быстрее часовой и показывает минуты.

Минутная стрелка,

Ты часовой сестра.

Минутная стрелка,

Длинна ты и быстра.

Отсчитывать минутки

Это ведь не шутки!

Если большая стрелка прошла весь круг по циферблату, значит прошел час. Короткая стрелка за это время передвинется от одной цифры до, следующей. Для того чтобы узнать, который сейчас час, надо посмотреть, как расположены стрелки.

Я поставлю обе стрелки на 12. Сейчас на часах ровно 12 часов. Теперь короткую часовую стрелку поставлю на цифру 1, а длинную минутную на 12. Часы показывают ровно 1 час.

Воспитатель передвигает часовую стрелку по кругу, показывая за часом час. При этом просит детей рассказать , как должны быть расположены стрелки. Спрашивая о времени обращает внимание детей на то , как правильно нужно ставить вопросы : - Сколько времени? - Который час?

Физкультминутка

Часы с кукушкой

Живет в резной избушке

Веселая кукушка. (делают пружинку)

Она кукует каждый час (показывают, как кукует кукушка)

И ранним утром будит нас. (руки в стороны, тянутся вправо, влево)

Живет кукушка не в лесах, (маршируют на месте)

А в наших стареньких часах! (складывают руки над головой)

В часах, изготовленной в виде узорной деревянной избушки, прячется «кукушка» . Каждый час дверца домика открывается и кукушка появляется на его пороге. Она звонко распевает : «Ку-ку, ку-ку, напоминая нам который сейчас час.

А который час на ваших часах? Сейчас каждый из вас самостоятельно определит время на своих часах. У каждого из вас есть карточка с примером (у каждого ребенка свой пример) .

Решите эти примеры, и вы узнаете который час. На макете часов каждый укажет свое время.

Воспитатель.

Знаете ли вы, какие часы называются природными или живыми? Давайте представим , что мы туристы и отправимся в поход.

Игра «Логические блоки»

(карточка схема)

величина форма цвет

Ребята читают карточки-схемы, каждый находит свою фигуру. На полу схематично нарисован лабиринт, который ребята преодолевают читая символы, всего три пути. (1путть - величина, 2 путь - форма , 3 путь - цвет)

1.(гриб - маленькая фигура, дом большая фигура)

2. (форма )

3. (цвет) красный желтый синий

В конце пути ребята находят карточки, на которых изображены – петух, одуванчик, кувшинка.

Сейчас мы с вами сделаем привал. Вы присаживайтесь на травку и послушайте, что я вам расскажу о природных часах.

Рассказ воспитателя

В старину люди заметили, что первый раз петух кукарекает около двух часов ночи, а второй раз – примерно в четыре часа утра. Так Петя-петушок, стал живыми часами для людей.

Слышали ли вы о цветочных часах?

Утром на солнечной полянке, где растут одуванчики, можно и без наручных часов узнать время. Одуванчики раскрываются в пять часов утра, а к двум – трем часам дня они гасят свои фонарики. Одуванчики – это часы луговые . А вот кувшинки – часы речные . Недаром их называют «часами туристов» . В семь часов утра они открывают свои белоснежные лепестки и поворачиваются в течение всего дня за солнцем.

Подведение итогов

Игра с мячом (дети встают в круг) .

Какие виды часов вам знакомы?

Для чего нужны часы ?

Что нам показывает минутная стрелка?

Что показывает часовая?

Какие «природные» часы вы знаете ?

Публикации по теме:

«Занимательная математика». Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группы (6 – 7 лет) Тема: «Занимательная.

Конспект НОД по формированию математических представлений «Поможем Лунтику» для детей средней группы Конспект НОД по формированию математических представлений «Поможем Лунтику» для детей средней группы Панова Дарья Александровна Образовательная.

Конспект по формированию математических представлений у детей средней группы «Клоуны в гостях» Задачи: - Закрепить навыки количественного счета в пределах 5; умение действовать по словесному указанию взрослого, умение соотносить цифры.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей первой младшей группы "Большой-маленький, один-много" Цель: формировать элементарные математические представления у детей в совместной игровой деятельности с.

Конспект занятия для детей 6–7-летнего возраста по формированию элементарных математических представлений Геометрические фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал. Цели 1. Уточнить представления детей о геометрических фигурах:.

Конспект занятия по ФЭМП с детьми подготовительной к школе группы «Сложение и вычитание в пределах 10» Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений с детьми подготовительной к школе группы для учащихся ЛГСПК.

«Мебель». Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе Задачи: - развивать умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множеств; - закреплять умение устанавливать.

Конспект занятия по развитию математических представлений для детей подготовительной группы «Вычитание» Обучающие задачи: 1. Формировать представление о вычитании как об удалении из группы предметов ее части. 2. Познакомить со знаком «-». 3.

НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе Программное содержание: Закрепить.

НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе «Доброе дело». Образовательная область: познавательное развитие. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие. Цель: развитие.

Библиотека изображений:

Мишкина Ирина Николаевна-воспитатель
КГКП детский сад «Айголек» СКО р-он им.Г.Мусрепова с.Новоишимское

Тема: «Мы подарочки возьмём, в гости к ёжику пойдём»

Цель: Закрепление знаний детей о геометрических фигурах

Задачи:

*Упражнять в умении группировать предметы по форме, цвету.

*Закреплять умение соотносить числовую карточку с количеством предметов. *Развивать способность к обобщению, классификации. Способствовать развитию внимания, памяти, мышления, воображения, речи.

* Воспитывать заботливое отношение к животным. Формировать представления об окружающей среде, развивать познавательный интерес к природе.

Билингвальный компонент: кірпі – ежик, түлкі – лиса, қасқыр – волк, шаршы – квадрат, тікбұрыш – прямоугольник, шеңбер – круг, үшбұрыш – треугольник, қызыл – красный, жасыл – зеленый, колючки – тікен, жидектер – ягода, алмалар – яблоки, бір – 1, екі – 2, үш – 3, төрт – 4, бес – 5, алты – 6, жеті – 7, сегіз -8, тоғыз – 9, он – 10.

Наглядное пособие: декорация осеннего леса, игрушка – ёжик, яблоки, грибы, геометрические фигуры;

Раздаточный материал : игры В.В. Воскобовича «Волшебные фонарики», «Двухцветный Квадрат», «Чудо – лукошко».

Литература:

  1. Т.М.Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм В.В.Воскобовича». Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценин С.С., 2009. – 190 С.
  2. Харько Т.Г.,Воскобович В.В. «Игровая технология интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры»

Ход занятия

Вводная часть:

  1. Вступительное слово воспитателя.

– Здравствуйте, дети, сегодня мы побываем в сказке. Но, чтобы в нее попасть, нужно отгадать загадку:

Вместо шубки лишь иголки.
Не страшны ему и волки.
Колкий шар, не видно ножек,
Звать его конечно… (Ежик – кірпі)

Дети, без подарков отправляться в гости нельзя. Для ежа у нас есть угощение – печенье. Оно разное – треугольное и прямоугольное. Нам с вами нужно смастерить для себя корзиночки.

  1. Игра Воскобовича «Двухцветный квадрат».

Воспитатель: Мальчики возьмут квадрат и сделают красные треугольные корзиночки (сложить квадрат), а девочки – зеленые прямоугольные.

Дети повторяют, каких цветов у них фигуры (красный – қызыл, зеленый – жасыл)

Воспитатель: У вас на подносах печенье (геометрические фигуры). Отберите себе печенье только той формы, какой формы у вас корзиночки (квадрат – шаршы, прямоугольник – тікбұрыш).

Ну что же, подарки собраны, можно отправляться в путь.

Дети из-за столов проходят на стульчики.

Основная часть:

  1. Беседа о еже (выставить иллюстрацию)

– Давайте вспомним, как выглядит ежик. (Он колючий, у него маленькие лапки, есть мордочка с глазками, носиком и маленьким ротиком).

Воспитатель уточняет ответы детей: мордочка у ежа маленькая, с вытянутым носом, вся покрытая короткими серыми волосками; черные, как бусинки, глаза кажутся очень умными, но видит ежик плохо, а вот нюх у него прекрасный; лапки у ежа короткие с маленькими коготками).

– Что я еще забыла? (колючки – тікен)

– Ну, конечно же, колючки! А для чего они ему нужны? (чтобы ежа не съели волк – қасқыр и лиса – түлкі).

– Верно. Как же ему быть без иголок? Это средство защиты от врагов. А как он их еще использует? (он носит на них ягоды – жидектер, яблоки – алмалар).

– Молодцы ребята. А сейчас мы немножко отдохнем.

  1. 4 . Ритмические движения «Вот свернулся ёж в клубок…»

Вот свернулся ёж в клубок,

Потому что он продрог.

Лучик ёжика коснулся,

Ёжик сладко потянулся.

Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки,

Хитрый ёжик, хитрый ёжик

На клубочек он похож,

Хоть и ростом ёжик мал,

Нам колючки показал.

А колючки тоже на ежа похожи.

Дети прижимают руки и голову к груди и трясутся, изображая холод.

Тянутся руками вверх

Растопыривают пальцы рук как можно сильнее

Дети снова прижимают руки и голову к груди, собираясь в комочек

Садятся, вытягивают руки вверх и растопыривают пальцы.

Отдохнули немножко, а теперь пойдем искать полянку, где живет ежик в своей норке. Чтобы добраться до полянки нам нужно идти по тропинке. В лесу очень темно и нам придется «зажечь» фонарики.

  1. Игра «Волшебные фонарики» по методике В.В. Воскобовича

– Зажгите круглые фонарики.

– Сколько фонариков?

Какого цвета фонарики?

– Сколько зеленых?

– Сколько красных?

– Сколько больших?

– Сколько маленьких?

Зажгите квадратные фонарики.

– Сколько фонариков?

Какого цвета фонарики?

– Сколько зеленых?

– Сколько красных?

– Сколько больших?

– Сколько маленьких?

Затем дети зажигают треугольные, прямоугольные фонарики.

Билингвальный компонент: шеңбер – круг, шаршы – квадрат, үшбұрыш – треугольник, тікбұрыш – прямоугольник, қызыл – красный, жасыл – зеленый, үлкен – большой, кішкентай – маленький.

Воспитатель: Дети, мы с вами вышли на поляну с грибами. Посмотрите сколько здесь грибов. Мы сейчас поможем сделать ежу запасы на зиму. Перед вами корзиночки.

  1. Игра «Чудо-лукошко» В.В. Воскобовича

Воспитатель раздает детям корзинки и карточки:

Вам нужно взять по одной корзиночке, и набрать в свою корзиночку столько грибов, сколько кружков у вас нарисовано на числовой карточке.

Дети выполняют задание. Затем воспитатель вместе с детьми анализирует выполненное задание.

Сколько кружков на твоей карточке? (три – үш). Сколько грибочков ты нашел? (три – үш). Проверяют все корзинки.

Билингвальный компонент : бір – 1, екі – 2, үш – 3, төрт – 4, бес – 5, алты – 6, жеті – 7, сегіз -8, тоғыз – 9, он – 10.

Молодцы ребята. С такими подарками мы вполне можем зайти к ежу на чаепитие. А вот и сам ежик встречает нас (игрушка).

Заключительная часть:

Воспитаель задает детям вопросы: – Ребята, где мы сегодня с вами побывали? С кем встретились? Что подарили ежу? Вам понравилось наше путешествие в сказку?

Дети отвечают на вопросы.

Ой, ребята, ежик что-то хочет сказать мне на ушко. Он говорит, что вы ему очень понравились. Вы хорошо играли, помогли ему найти друзей, собрали много грибов в корзину. Ему было с вами очень весело и интересно. Он говорит всем «До свидания!»