Можно ли подавать записки на проскомидию за крещёных,но не причащающихся людей? Правда ли, что такое поминовение принесёт им вред? Почему мы, православные не можем в нашей Церкви подавать записочки о здравии или заказывать молебны о своих близких, если те.

Ответы на некоторые вопросы с общественных лекций заслуженного профессора МДА Осипова А.И.:

- Но ведь в записках на Литургию нельзя писать неправославных, некрещеных?
- Если так, то немедленно отлучайте от Церкви всех наших священнослужителей, так как за всеми богослужениями, даже за Литургией слышим от них громкий призыв ко всем верующим: «Еще молимся о богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея». А кому же неизвестно, что во властех и воинстве есть не только неправославные и некрещеные, но, наверное, и богоборцы, и сатанисты… и кого там только нет. А за кого Христос молился с креста - за Матерь Свою, апостолов или за неправославных и некрещеных распинателей, богоборцев?! Итак, сама Церковь молится и призывает всех насмолиться за них, а мы что делаем: «Он ходит в храм, часто причащается»? Нет? - Нельзя за него молиться. Ай-я-яй… Какое самомнение, какое извращение православия!

Да мы, ходя в церковь и причащаясь, в тысячу раз хуже мытаря, разбойника, блудницу, которых Сам Господь поставил нам в пример. Неужели это трудно понять? Потому, отказ молиться за неправославных, некрещеных есть акт антицерковный и показатель, до какой степени отступления от Христа можно дойти и религию любви превратить в секту «своих».

Но, конечно, не надо смешивать молитвы за них с поминовением во время Литургии на Проскомидии, где частица просфоры символизирует православного крещеного человека. Потому на Проскомидию имя некрещеного писать не следует. Но совсем другое - поминовение властей, воинства и прочих на молебнах, панихидах.... Святитель Афанасий (Сахаров) писал: «молиться о неправославных можно и должно». Он исходил из слов Спасителя: Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Поэтому за всех надо молиться.

- А самоубийц нельзя…

О каком ребенке мать больше заботится - о здоровом или смертельно больном?

Конечно, о больном.

А Церковь - это кто? Мачеха или Мать? Не с большей ли ревностью она станет плакать и молиться о совершившем смертный грех?! Строгие правила в отношении самоубийц установлены не для того, чтобы за них не молились, а с прямой целью - показать верующим весь ужас совершившегося и уберечь кого можно от подобного греха, влекущего за собой тяжкие загробные страдания. Потому церковными правилами в отношении их запрещено совершать такие церковные молитвословия, как отпевание, панихиды, проскомидийные и гласные поминовения в храме. Но это совсем не означает, что за них вообще нельзя молиться. Родные, близкие, все должны каждый в себе с особой силой молиться за такового. Тем более, что мы никогда не знаем того внутреннего состояния, которое привело человека к смертному греху.

На мой подобный вопрос одному батюшке, я получил такой ответ:

Вопрос об умершем некрещённым - один из самых болезненных. Такое поминовение совершается на панихиде (ни в коем случае на Проскомидии в алтаре), свечи ставятся на тетраподе-поминальном столе, приносятся приношения на "канон", раздаётся огромное количество милостыни, и по возможности самым нуждающимся, непрестанная домашняя молитва. Считаю разумным подавать такие прошения на прямую священнику по договорённости, либо непосредственно во время служения панихиды, особенно в "родительские" дни когда вся Церковь молится сугубо.
Если Вас интересуют правила оформления записок о упокоении, их можно посмотреть

Количество записей: 179

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, можно ли писать записку об упокоении некрещеному младенцу? Он умер в 9 месяцев, его не успели покрестить. Заранее спасибо.

Юлия

Юлия, нет, записку писать, к сожалению, нельзя, а вот поминать на келейной (личной, домашней) молитве можно. Только не расстраивайтесь чрезмерно, не убивайтесь и не ропщите: Господь милостив, и то, что делает, делает, только желая каждой душе добра. Вот и душа этого младенца находится в таких местах, где не испытывает никакой скорби, так как он безгрешен. И то, что в наших понятиях кажется нам страшным, как, например, смерть, в очах Божиих - просто переход от одного состояния жизни к другому. Жизнь человеческая вечна, и Господь выстраивает ее, именно исходя из этих позиций.

игумен Никон (Головко)

Доброго дня! Батюшка, скажите, пожалуйста, могу ли я поминать в домашней молитве усопшего родственника, который не был крещен?

Ксения

Да, Ксения, можете. Вы можете в его память совершать также добрые дела: раздавать милостыню, например, деньгами, одеждой, продуктами. Вообще, таких добрых дел не перечесть, подумайте, что Вам посильно, и совершайте это, как деятельное дополнение молитве.

игумен Никон (Головко)

Батюшка, помогите разрешить сомнения вот такие: вправе ли я подавать в записках об упокоении на литургию имена родственников, о которых я точно не знаю, были ли они отпеты или даже крещены? Можно сказать, что и в храм-то меня привела мысль о том, что за усопшего отца моего очень нужно молиться (в 47 лет уснул, будучи очень пьяным, в холодной бане, и не проснулся). Со слов мамы, он в детстве был только погружен, а отпевание она, вроде как, заказывала. Также в записках указываю имена дедов, они на фронте погибли. Опять же, доподлинно не знаю, были ли они крещены. Подумала, что в те времена - начало века - поди, всех крестили. А про отпевание от своего батюшки на приходе слышала, что после войны служилась отдельная служба с отпеванием всех погибших воинов. С бабушками хоть знаю, что были они и крещеные, и отпеты. Так вот, и на Литургии и при чтении Неусыпаемой в пост, и при чтении "круговой" Псалтыри подаю их имена. Вроде, как бы и не следует, но не могу не написать: то писала-писала, а тут вдруг и не напишу! Вроде как предательницей буду. Но и сомнение, мол, что-то все-таки не так я делаю, не оставляет. Как я могу исправить ситуацию, можно ли "выровнять" все? Чтоб никому не во грех было. Спаси Господи!

Елена, 44 года

Елена, я тоже думаю, как и Вы, что в начале века большинство людей все же крестили, поэтому давайте подавать записки, как и подавали. Кстати, даже если кто-то не был отпет, то это не является препятствием к церковному поминовению.

игумен Никон (Головко)

Можно ли молиться об упокоении некрещеных?

Павел

Можно, Павел, но, что называется, келейно, то есть не в церковной, а в личной молитве.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка, благословите. Скажите, что надо делать, если умер человек крещеный, но настолько неверующий, что глумился, анекдоты рассказывал, и даже перед смертью не одумался? Разве он не считается отлученным? Его родные - такие же атеисты, но по совету соседок пошли в церковь, заказали отпевание, сорокоуст на целый год, еще что-то. Сами они за него молиться не будут... Надо ли это, и если да, то кому? Не есть ли это насилие над его душой, ведь у него было время покаяться, он сам не хотел?

Елена

Елена, если человек крещенный, за него можно молиться. Я не говорю что надо, но можно, несмотря на его жизнь и отношение к церкви. Если вы за него не будете молиться, Вас за это никто не осудит, он сам себя уже осудил - своей жизнью. От церкви его никто не отлучал при жизни, но он считается атеистом. Святой Антоний Великий молился даже за языческих жрецов, и ему было откровение, они как бы говорили: "когда ты за нас молишься, то пламень угасает, и мы видим друг друга, и нам от этого становится отрадней на душе". Поможет ли таким людям молитва – это зависит от нас, как мы молимся, это выражение нашей любви к ним. Молитва полезна и для нас самих. Но, повторяю, - на Ваше усмотрение, молится или нет.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка! У меня 14 дней назад умер отец. Он шел с дня рождения друга в очень пьяном состоянии (любил выпить), упал и умер. Все, кто его нашел, и скорая, сказали, что он захлебнулся рвотными массами (простите за подробности), т. к. лежал на спине и не смог перевернуться. Мы его отпели, подали сорокоусты, раздаем милостыню и читаем Псалтирь. Спустя две недели нам выдали заключение о смерти. Причина смерти - отравление этиловым спиртом. Получается, что он умер от алкоголя. Я слышала, что таких людей в церкви не отпевают и не молятся там за них, а приравнивают к самоубийцам. Скажите, пожалуйста, как теперь быть? Отец никогда не отвергал Бога, он даже три года назад обвенчался с мамой, о самоубийстве не помышлял. Подскажите, можно ли подавать за него записки в церкви и считается ли он самоубийцей? Спаси Господи!

Ирина

Конечно, внезапная смерть - плохая. Человек ушел из жизни без покаяния, без подготовки. "В чем застану, в том и сужу", - говорит Христос. Пьянство - грех, "ни пьяницы, ни блудники царства небесного не наследят". Я слышал о том, что таких людей считают самоубийцами, но на практике не сталкивался конкретно с таким случаем. Я думаю, что за него можно молиться в церкви, подавать записки, даже нужно, потому что вся его надежда - на Вас, на Ваши молитвы. Ему ничего не сможет помочь, кроме молитвы, Вашей домашней и, конечно, молитвы церковной, и милостыни. "Милостыня избавляет от смерти и покрывает множество грехов". Все- таки самоубийство – это добровольный, осознанный уход из жизни. В вашей ситуации, думаю, это скорее несчастный случай, отравление по неосторожности. Не оставляйте добрых начинаний, которые делаете, и молитесь за своего отца, дома можно читать канон по усопшим и другие молитвы о упокоении души.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Вопрос у меня касается снов. Погиб жених, 22 числа будет 40 дней, и в течение всего этого времени он мне снится каждую ночь. Совершенно по-разному, то что-то делает (за цветами ухаживает), то разговаривает то со мной, то просто улыбается. Иногда после этих снов, даже с приятным содержанием, бывает очень тяжело вставать по утрам, но всегда жду, что он мне приснится. Сны не снились в период моего пребывания в монастыре (в течении 9 дней), может быть, потому что сильно уставала... Скажите, пожалуйста, как мне относится к этим снам? Я, конечно же, молюсь за любимого, заказываю панихиды, сорокоусты. Была на послушании в монастыре и постоянно молилась за его душу. Его смерть переживаю очень тяжело. Скажите, пожалуйста, как мне оценивать эти сны, стоит ли доверять им в полной мере, и что еще нужно сделать?

Дарья

Утрата любимого человека - это всегда скорбно и тяжело. Он Вам часто сниться, видимо, потому, что Вы много о нем думаете, он постоянно в ваших мыслях. Но Святые отцы церкви категорически запрещают верить снам – это опасно. В житиях святых описывается масса случаев, когда дьявол в сновидениях прельщал людей. К снам никак не относитесь, не обращайте на них внимания. Утром встали, перекрестились, сказали: "слава Богу!", помолились - и пошли по своим делам.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! У меня 25 декабря умерла мама. На третий день мы ее похоронили. Отпевали. В трех церквях заказали сорокоуст. Сами читали у гроба Псалтирь, и сейчас продолжаем. При погребении в руку был вложен крест. Но только сейчас я поняла, что мы не надели нательный крест. Меня это очень мучает. Что-то можно сделать сейчас? Заранее благодарна за ответ.

Ольга

Здравствуйте, Ольга! Достаточно того, что крест положили в руку. Главное, не оставляйте молитвы и совершайте церковное поминовение, все это необходимо и по истечении сорока дней.

иерей Владимир Шлыков

Недавно я узнала, что несколько моих знакомых умерли. Двое в 2000 году, один в 2009 году, отчим пропал в 1985 году и еще две подруги умерли в 2012 году. Вопрос: могу ли я, заказать один сорокоуст на всех сразу, или нужно заказывать каждому по отдельности?

Маргарита Николаевна

Можете, Маргарита Николаевна. Но в данном случае, может быть, уместнее было бы заказать более длительное поминание – годовое или полугодовое. Дело в том, что сорокоусты обычно заказывают в первые сорок дней после смерти, и, собственно, именно так они и появились в церковной практике, а для людей, умерших уже давно, нужна более постоянная молитвенная помощь. Но нужно иметь в виду, что сорокоусты и прочие церковные поминания подают только за крещеных усопших. Некрещеных можно поминать лишь в домашней молитве.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! 3 недели назад похоронили папу. Он был крещеный и верующий, но не причащался. Перед смертью батюшка соборовал (без причащения), прочитал канон по исходу души после смерти, отпели в храме, сейчас молимся дома, во многих храмах заказаны сорокоусты, в двух моностырях - Неусыпаемая псалтырь, пишу записки на литургию, ставлю свечки, по силам даю милостыню от его имени. Но иногда он снится (в дни, когда подаю записки подаю, хотя, может, совпадение). И каждый раз я не могу с ним поговорить. Либо общаюсь через письма с короткими односложными фразами, которые не могу разобрать, либо по телефону с его покойными родителями, которых я спрашиваю о нем, а они ничего конкретно не говорят. Последний раз он стоял спиной, я еле уговорила его повернуться, стала спрашивать, как он там, помогают ли наши молитвы, а он молчал, но счастливым не казался. Я понимаю, что надо молиться и не верить снам. Но я переживаю, вдруг я могу сделать что-то еще, а не делаю, а ему нужна помощь. Особенно эти 40 дней. Что я еще могу сделать и как к этим с нам относиться? Заранее спасибо.

Иоанна

Иоанна, к таким снам относиться надо весьма спокойно, молитесь, как и молитесь, а паниковать и нервничать не следует. Но главное - не оставляйте молитвы, Вашему отцу она нужна, она для него спасительна.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка. Меня терзает такой вопрос. Меня покрестили в Белоруссии, очень давно, было мне около 7 лет. Помню высокий потолок, купель, звучал орган. Мама покойная говорила, что крестили меня в костеле. Значения этому не придавала никогда раньше, помню, что крестилась слева направо в детстве. Сейчас хожу в церковь православную, но даже и знать не знала, что я могу быть католичкой. Узнала об этом из интернета. Как мне можно узнать, какой я веры.Слышала, существуют такие записи,которые хранятся много лет, в которых записывают фамилию и имя. Адрес помню, где жила бабушка, в том районе есть не одна церковь. Это деревня. Белоруссия, Брестская область Ивановского района, деревня Осовница. Может, можно сделать такой запрос? Точного адреса, где могла находиться та церковь, я не знаю, знаю, что недалеко от того места, а спросить не у кого. Как мне быть? Умер недавно отец, он из тех краев, не прошло еще 40 дней, нужно заочно отпеть и заказать службу, но, возможно, отец тоже был католиком. Сказали, что отпевают католиков по-другому, как мне поступить, хочу, чтобы мой отец, раб божий Степан, покоился с миром.

Раиса

Если Ваш отец ходил в православный храм, то и отпеть его надо в православном храме. Если он не ходил в храм, тогда расскажите все местному священнику, пускай пастырь сам решит, как правильно поступить. Вас же Господь привел в Православие, держитесь же истины, которой Вас сподобил Господь!

протоиерей Андрей Ефанов

Вопрос игумену Никону. Батюшка, благословите. Мой папа умер 7 января. Помины 40 дней приходятся на 15 февраля, на праздник. Как правильно поминать в этот день? В храме сказали, что в этот день панихиду служить не будут. Можно ли псалтырь прочитать 15-го, а трапезу перенести на 16 февраля, субботу? Можно ли читать акафист за единоумершего? Спасибо.

Елена

Елена, на самом деле даже панихиду можно в этот день совершить, не говоря уже обо всем остальном. Дело в том, что традиция не поминать усопших гласно за праздничными богослужениями – только лишь традиция, а не предписание церковного Устава. Я бы на Вашем месте все постарался устроить именно в самый 40-й день: и помолиться, и помянуть за трапезой. А в отношении панихиды – постарайтесь договориться с кем-нибудь из священников, чтобы отслужили 15-го, но если все в связи с праздником будут полностью заняты, отслужите тогда на день раньше или позже.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, игумен Никон.Спасибо Вам за ответ. Я на многих православных сайтах читала, что можно по электронному письму заказать неусыпаемую Псалтирь, и также перевести деньги, где есть все реквизиты. Скажите, а вообще так можно, или лучше самой ехать и заказывать?.

Ксения

Ксения, лучше, конечно, приехать самой. Бывает ведь и так, что за всеми эти новшествами кроются мошенники и просто не очень чистоплотные и пунктуальные люди: деньги могут потеряться, не дойти. Если нет опыта, может быть трудно отличить настоящий сайт православного храма. Лучше уж сделать все самой.

игумен Никон (Головко)

Спасибо большое за ответ. Я 23 числа исповедалась, и батюшка меня допустил к причастию. Он (батюшка) сказал, что теперь ваша молитва будет чище. И мне на самом деле стало полегче. Скажите, где можно заказать неусыпаемую Псалтирь? Я Вам, наверное, писала, что я была в четырех церквях и в монастыре в Теряево, это под Волоколамском. Я хочу поехать туда 6 января, священник сказал, что причастит меня в этот день. И 6 января будет сорок дней. Я хочу побыть на Литургии. И еще, прошу Вас, помолитесь за новопреставленного раба Божьего Владимира. Когда я получаю такие ответы, мне становится легче. Спасибо Вам.

Ксения

Ксения, я могу ошибаться, но, кажется, в московском Сретенском монастыре неусыпаемую Псалтирь читают. Также читают в Дивеево. Царствие Небесное рабу Божие Владимиру. Да простит Господь его душу!

игумен Никон (Головко)

Брат не сообщил о смерти матери, похоронил сам. Имущественных претензий к нему нет, но вот что не дал проститься с мамой - не могу ему простить, и как он похоронил, не понятно. Что делать и как в такой ситуации проводится обряд?

Елена

Елена, если маму не отпели, то можно теперь отпеть заочно. Подойдите в храм с этим вопросом, и Вам подробно объяснят, как и что нужно будет сделать.

игумен Никон (Головко)

Спасибо Вам огромное, успокоили. А то ведь не знала и к кому обратиться за психологической помощью. Мучаюсь пятый месяц. За подругу прошу Бога каждый вечер принять ее в Царство небесное и упокоить ее душеньку.
Еще раз премного благодарна Вам, игумен Никон.

Можно ли подавать записки на проскомидию за людей, которые далеки от Церкви? Одни священники говорят, что нельзя, а другие считают, что можно. Об этом нигде не написано. Что Вы посоветуете? Где можно об этом прочитать?

Этот вопрос в каком-то смысле мне очень близок, потому что после окончания Московской духовной академии и до принятия священного сана меня этот вопрос серьезно интересовал в том смысле, чтобы найти письменное подтверждение в каком-то источнике того, что действительно является достоянием Священного Предания. Где найти письменное свидетельство этому? Нередко современные люди, особенно «очень грамотные» (в кавычках), не слушают никаких слов, им надо увидеть, где это написано.

Я обратил внимание на такой нюанс. У этой проблемы есть как бы две стороны: богословско-литургическая и финансово-практическая. Последняя состоит в том, что записки, которые подаются в храм на литургии, бывают простые и заказные, цен никаких нет, а есть ориентировочная сумма пожертвования, но заказная записка дороже. Но эту финансово-практическую сторону мы сейчас обсуждать не будем, а я хочу обратить внимание на богословско-литургическую сторону этого вопроса: можно ли подавать записки за людей, живущих нецерковно, нравственно мертвых, далеких от веры, которые над верой смеются, абсолютно равнодушных к своей душе и душам ближних, к Богу и вечной жизни? Такие люди есть, у кого-то это близкие родственники (сын, муж), и мы не можем за них не переживать. Как такому человеку помочь? Правильно ли за него подавать записки на Божественной литургии, чтобы священник вынимал частицу, а затем опускал в потир со словами: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною»? Главный вопрос: правильно ли это будет, уместно ли, полезно ли самим тем людям?

Интересный нюанс, на который я обратил внимание еще тогда, когда искал ответ в книгах. Вопрос задается конкретный, а ответы на него, которые чаще всего приходилось видеть в книгах, общего плана. Для наглядности приведу пример. Вы меня, например, спросите: «Как мне доехать до Троице-Сергиевой лавры?» А я отвечу: «Хотите доехать до лавры? Вам надо двигаться в сторону Северного Подмосковья». Может быть, когда-нибудь вы и приедете в лавру при таком ответе. Конечно, вас такой ответ не удовлетворит. И самое главное: вроде бы я ответил на ваш вопрос и направление правильно указал, но в то же время на прямо поставленный вопрос я вам не ответил. То же самое и в книгах по вышеуказанному вопросу, ответ звучит так: «Надо молиться. А кто же будет молиться? А как же за них не помолиться?» Но вопрос же не звучал, нужно ли молиться. Вопрос был конкретный: вынимать частичку на литургии за человека, равнодушного к вере, ведущего сознательно нераскаянный образ жизни, полезно это ему и полезно ли тому, кто подает такую записку? Это не значит, что Господь кого-то не любит и к кому-то относится с предубеждением или не хочет спасения этим людям. Вопрос в том, полезно ли таким людям это, если они сами попирают истины веры?

Догматическая истина состоит в том, что Бог не спасает нас без нас. У одного из выдающихся отечественных литургистов Ивана Дмитриевского в его книге «Историческое, догматическое и таинственное изъяснение на Божественную литургию» (это автор XIX века) помещена книга блаженного Симеона Солунского (святой отец, живший на рубеже XIV-XV веков), переведенная на русский язык, где четко и ясно дается конкретный ответ на этот вопрос. Он говорит, что частички, вынимаемые за людей, символизируют самих этих людей, и поэтому, если человек живет по-христиански, эта частичка подобна жертве Богу за этого человека, и эта жертва благоприятна, если человек хотя бы кается, потому что тогда такой человек получает благодать Духа Святого и прощение грехов. Блаженный Симеон пишет дальше: «Сколько полезно это людям, живущим по-христиански, столько же неполезно тем, которые сознательно попирают христианскую веру». Вот где грань: вопрос не в том, можно или нельзя это делать, а насколько полезно это будет такому человеку и не берет ли грех на свою душу тот, кто подает записки за таких людей.

Есть еще одна замечательная книга, она очень маленькая, и я часто вожу ее с собой: она называется «Всенощное бдение и литургия», издана в 2004 году Издательским советом Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Алексия II. Здесь написано: «Значительно доработанное переиздание популярной брошюры поможет православному народу лучше понимать богослужение и полнее молитвенно соучаствовать в нем». В приложении перечислены многие авторы (преподобный Максим Исповедник, святитель Геннадий Константинопольский, блаженный Симеон, Николай Кавасила), изъясняющие Божественную литургию. При пояснении проскомидии (той части Божественной литургии, на которой священник вынимает девятичинные частички) в этой книге написано следующее: «Иерей приносит частицу только за православных христиан, нельзя приносить частицы за тех, которые живут нераскаянно, потому что приношение служит им к осуждению, как в осуждение служит и причащение тем, которые без покаяния приступают к Святым Таинам, как сказал апостол Павел в Первом послании к Коринфянам (см. Кор.11; 28-30)». В этой книге очень много ссылок и на святого Симеона, архиепископа Солунского, святого праведного Иоанна Кронштадтского. Очень полезная книга, у меня издание 2004 года, но, наверное, она издавалась и позже.

священник Димитрий Беженарь

Немножко непонятно, что значит «хуже»? Они теряют в зарплате? Или у них повышается температура тела? Как это, «становится хуже»?

Дело в том, что в то время, когда разрабатывались церковные правила, никаких записок не существовало. Если бы к нам в храм сейчас пришёл, допустим, Иоанн Златоуст, он бы весьма удивился, что это люди делают в свечном ящике. В его время люди молились сами, только по особым важным случаям, таким как засуха или землетрясение, то молились всей церковью, а так каждый сам молился за кого считал нужным.

Сегодня я поздравлял с днём рождения одного человека, ему исполнилось девяносто лет. Он рассказал мне про свою собачку Тишу Проходящие мимо дома люди пытаются подкармливать животинку и не всегда дают то, что собаке полезно. И вот Тиша заболела, и мой знакомый за неё молился, и собака выздоровела, слава Богу, Он услышал молитву. Так вот этот знакомый записку не подавал, просто помолился.

Каждая молитва оценивается по результату, а не по тому, правильно или неправильно написана записка. Допустим, человек молится сам и хочет, чтобы священник прочитал записку с именами его близких людей на проскомидии, вынул за них частички. Эти частички потом опускаются в Чашу, что символизирует омовение от грехов. Но вот, предположим, человеку не хватило денег и он подал записку на ектению. Как вы думаете, если та записка, которую подали на ектению, имеет результат (вот прямо сегодня вечером человек получает просимое), а записка, поданная на проскомидию, результата не имела, значит ли это, что молитва, произносимая за ектенией шибче молитвы за проскомидией? Нет, не значит; нет никакой разницы, хоть ектения и «стоит» дешевле. Значение имеют две вещи: первое – это готовность самого человека, за которого молятся, чтобы с ним произошло просимое; второе – участие в молитве сердцем того человека, который молится за ближнего. А разница в цене – это просто разной величины жертвы на храм, решающей роли в исполнении молитвы сумма пожертвования не играет.

Наша молитва за ближнего каким-то таинственным образом способствует ему обрести истинную веру, а вот «хуже» или «лучше» – я не знаю. Надо понимать, что больше всего на обретение веры влияет готовность того человека, за кого мы молится. На счёт запрета молиться за тех людей, которые редко ходят в храм – я такого мнения не придерживаюсь. Вот была такая женщина, по месту своего жительства названная Мария Египетская, так она в храме была всего несколько раз в своей жизни, около двух раз, а прославлена как величайшая святая. А есть люди, которые в храм ходят дважды в день, утром и вечером, но так ничего и не поняли, что представляет из себя христианство. Поэтому спасение человека зависит от того, что он понял, и что в его душе произошло, состоялось ли покаяние. Воцерковлённость может быть формальная: человек среду и пятницу постится, юбку носит ниже колен, в платке молится даже дома, то есть соблюдает внешние формальные вещи, и тем доволен, но в сердце его может быть недоброжелательность и осуждение, а на языке сплетня, и это и есть то, чем живёт человек. И мало того, такой человек ещё может думать, что ему нужно кого-то спасать. А спасаемый и не сплетничает, и никого не осуждает, и молится Богу в сердце своём, и пусть он редко ходит в храм, но, исполняя повеления Господни, он оказывается ближе к Богу; это ещё неизвестно, кто кого спасать должен.
...........................................
Ответ: о.Димитрий Смирнов

Вопрос:

Здравствуйте батюшка! Давно уже назрел этот вопрос и благодарю вас, что есть возможность задать его здесь - посредством интернет связи! Почему мы, православные не можем в нашей церкви подавать записочки о здравии или заказывать молебны о своих близких, если те не являются крещенными? Ведь Иисус никого не сортировал на обрезанных, крещенных, здоровых или больных? Когда подаешь записочки в лавке при церкви, то женщины там работающие сразу предупреждают, что писать нужно только за крещенных. А если твой близкий к примеру, католик и был крещен уже - то как быть в этом случае? Молиться самой - это да! Это постоянно, но как же хочется, чтобы молитва была прочитана человеком вооцерквленным, святым. Получается, что подавая записки я не могу туда вписывать имена некрещеных родственников и никто не может объяснить почему. Даже святым угодникам заказать молебен к примеру о путешествующем - не могу, так как он некрещеный. Не кажется вам это какой-то ненужной сортировкой людей на "годных и негодных". Может, если бы за них молились церковнослужители, они бы быстрее к Богу путь нашли? Спасибо за ответ! С уважением, Оксана

На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов

Ответ священника:

В Православии существует два вида молитвы: церковная и частная. Церковная молитва совершается за членов Церкви, то есть за крещеных в Православии людей, находящихся в общении с Церковью. Выражается эта молитва в заздравных и заупокойных записках, подаваемых к проскомидии за Литургией, в сорокоустах, в панихидах и отпеваниях. Главное поминание – Литургическое и поэтому те лица, что не являются членами Церкви, не причащаются из одной с нами Евхаристической Чаши, за Литургией не поминаются. Исключение могут составлять заздравные молебны. Здесь допустимо подавать записки с именами не православных и даже иноверцев. Но что - бы не смущать других молящихся, лучше записать этих людей под созвучными православными именами, например: Диана – Дарья, Альберт – Александр и т.д. Частная молитва представляет из себя ту молитву, что произносится в храме не гласно, не за Литургией. Например, человек пришел и помолился за некрещеного друга, или поставил свечи за иноверца – благодетеля. А так – же, это молитва вне храма, например – домашнее правило. Здесь – нет ограничений, за кого молиться. Что – же касается того, проводил – ли Христос различение между людьми разных национальностей и религиозных взглядов, Он указывал на необходимость для полноты Богопознания и спасения принадлежать к Его Церкви: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Он утверждал необходимость участия в Евхаристии, совершаемой в Церкви: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную…» (Ин. 6, 54). И апостол Павел говорил, что именно во Христе нет различия между иудеем и язычником, рабом и свободным и т.д. Но для этого человек должен быть во Христе, то есть войти в Его Церковь. Поэтому, церковная молитва – за членов Церкви, частная – за всех прочих.