Толкование на Евангелие от Иоанна (Блаженный Феофилакт Болгарский). Библия онлайн Дорогое нам евангелие

9:1-3 Этот текст о слепорожденном развеивает миф о том, что тяжкие болезни - это наказание за собственные грехи или что дети отвечают за грехи родителей, а многие несчастья из-за грехов целого рода иногда происходят: рождённый слепым не мог успеть нагрешить так, чтобы его слепотой за грехи наказали.
Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его…

Хотя, конечно, если учесть, что нашим прародителем был Адам, то все мы (его потомки в веке этом) расплачиваемся за грех этого нашего очень древнего прародителя - унаследованной тлеющей плотью, которой свойственно болеть, стареть и умирать –Римл.5:12.

Итак, ни родители юноши, ни сам юноша не виновен в своей слепоте, но юноше повезло, что он в то время и в том месте оказался, где Христу надлежало показывать дела Божьи, именно на исцелении слепого и можно было показать намерение Бога и силу Его:
но [это для] [того], чтобы на нем явились дела Божии

Вот НА ЧТО надо было внимание тогда обращать, НА ЧУДО дел от Бога, а не на поиски виновника в грехе каком-нибудь (в данном случае - со слепым), чем иудеи были сверх меры постоянно озабочены.

Что касается слепого юноши, то об этом сказано: "на всё – время и случай", тут - как кому повезёт, нет пока что в веке этом твёрдой закономерности «что посеет человек, то и пожнёт», ибо даже Иегова пшеницу посеял, а взошли и плевелы среди неё, и
их пожинать теперь всему человечеству приходится.

Но если посмотреть всё же на причины наших несчастий с точки зрения Библии, то их - в, основном, три:

1) на всё - время и случай:
И обратился я, и видел под солнцем, что не проворным достается успешный бег, не храбрым - победа, не мудрым - хлеб, и не у разумных - богатство, и не искусным - благорасположение, но время и случай для всех их. (Еккл.9:11)

2) последствия наших неправильных действий - наказываем сами себя и всё-таки ещё в веке этом что сеем, то и пожинаем

3) Как в случае с Иовом: сталкиваемся с испытанием от сатаны, пытающегося сбить нас с пути истинного. Правда, для этого случая необходимо условие - стоять на пути истинном. В противном случае мы не будем интересны сатане, ибо и без его напастей - итак на его пути, если не на истинном.

9:4,5 должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать.
До тех пор, пока есть возможность хотя бы что-то доброе делать – надо это доброе спешить делать. Потому что настанет однажды для каждого из нас время темноты, когда ничего и ни для кого уже и не сможем сделать, даже если захотим.

Баркли: Нам дано только определенное количество времени, и все, что мы должны сделать, должно быть сделано в этот срок. В городе Глазго есть солнечные часы, на которых написано: "Думай о времени, пока оно не прошло". Мы не смеем ничего откладывать на потом, потому что потом может не придти. Долг христианина - использовать то время, которое у него есть, и ни один человек не знает, сколько у него времени для служения Богу и ближнему. Нет более трагической скорби, чем открытие, что уже поздно делать то, что должно было быть сделано. Скорбь упущения ужасна.

Доколе Я в мире, Я свет миру. Свет потому, что путь к Богу блуждающим во тьме осветил, разъяснив миру по слову Божьему, что делать и как жить, чтобы к Богу однажды прийти. И видящие, как к Богу идёт Христос, по его стопам - и сами к Богу прийти смогут.

9:6,7 Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам
Довольно необычный способ исцеления применил Христос, особенно в начальной стадии. Кое-кто сегодня, наверное, стал бы определять химический состав брения, попади оно ему в руки, пытаясь понять ТАКИМ образом механизм исцеления. Подобные пытливые умы потому и не Иисуса целителем видят, а брение священными свойствами наделяют.

Но почему Иисус не ограничился всего лишь словом, по которому слепой мог бы прозреть? Потому что при наличии «вещественных» таинственных манипуляций, проделываемых в процедуре исцеления, у участников исцеления усиливается эффект восприятия и просыпается вера в неординарность целителя.
Все мы помним глубокое разочарование Неемана, когда пророк вместо многочисленных таинственных манипуляций над больным предложил всего лишь окунуться в Иордане. Видимо, этому юноше, как и Неману, нужно было усилить эффект восприятия чуда исцеления из-за отсутствия у них веры в возможность исцелиться.
К тому же, последующий рассказ о процедуре исцеления, (а в том, что исцелённый станет рассказывать - Иисус был уверен) усилил бы эффект восприятия исцеления и у слушателей.

9:8,9 Исцелённого воспринимали по разному, и это понятно, ведь его с самого рождения видели соседи и им трудно было поверить, что он ни с того ни с сего вдруг прозрел:
Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я.

Люди могут долго строить разные предположения о человеке и о том, что с ним произошло, опираясь на то, что видимо их глазу и добавляя в собственные наблюдения - немного вкуса собственной логики. Но сам слепой не мог ошибаться в том, что он - слеп независимо от того, что о нём говорили другие.

9:10 -12 Было рассчитано на то, что об исцелении спросят - спросили и получили ответ с описанием манипуляций исцеления. Естественно, личность целителя заинтересовала, но юноша разочаровал их: он не мог знать, кто его исцелил, ибо не мог видеть своего доктора и знать, где он находится.

9:13,14 Соседи не успокоились: им важно было знать, кто же сотворил такое чудо с юношей, ведь такой доктор и им мог бы пригодиться.
Решили, что фарисеям юноша откроет свой секрет и потащили исцелённого «на ковёр» к законоучителям Иудеи, не учитывая, что день был субботний и, сообщая фарисеям об исцелении в субботу, они крупно подведут доктора.

9:15,16 Но у фарисеев - свой и весьма специфический вкус логики: сам факт прозрения чудом - они, в отличие от соседей юноши, не заметили. И мысль, что только человек от Бога способен так открывать кому-то глаза - их также не посетила.
Однако они заметили, что прозрение наступило в субботу. Значит, не от Бога оно и грешник исцелял, ибо целители от Бога - по субботам выходные себе устраивают.

Но всё же находились и здравомыслящие среди них, понимая, что грешник слепого зрячим сделать не может, нет у грешников силы от Бога, чтобы так исцелять.

Мораль такова: именно в расчёте на то, что в среде человеческой всегда находятся и здравомыслящие, не стоит скупиться делать добро с точки зрения Иеговы независимо от того, считают ли окружающие люди это добро – добром или нет.

9:17 ты что скажешь о Нем?
Ясно, что фарисеи не собирались считаться с мнением какого-то там юноши, но им нужно было найти в его словах повод для обвинения Иисуса.

Он сказал: это пророк.
Самому прозревшему не составило труда прийти к правильному выводу, ибо он сам в себе знает, что означает слепота и силу прозрения – тоже смог познать. Потому и понять ему было легко, что только Божий человек мог так ему помочь.

9:18-23 Фарисеям недостаточно было услышать мнение самого прозревшего, не нашли в ответе его ничего против Христа. Призвали родителей.
Очень мудрыми оказались родители:
мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет.

Факт прозрения сына – никто, понятно, отрицать не сможет, но только он сам и может сказать, что и как с ним произошло, могли ли они разве лучше него самого знать картину вещей его исцеления? А скажи они вместо него что-либо – сразу из синагоги вылетят:
так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги.

Хороши же методы управления в народе Иеговы 1 века: фарисеи не могли «по честному» доказать несостоятельность Иисуса как Мессии (догадались, что Иисус исцелил юношу), оставалось последнее, но действенное средство: запугивать отлучением от синагоги всех, кто признает Иисуса таковым.
Выходит, что руководители Божьего народа в 1 веке не утруждали себя разъяснительной и просветительной работой с населением, им было гораздо проще изгонять всех, кто в чём-то с их мнением не согласен.
И нет ничего нового под солнцем: этот же принцип облегчения себе жизни действует во многих руководителях земли в целом: не стоит думать, что и современных руководителей народа Бога - этот принцип не коснётся.

Но и сегодня вполне можно примером мудрых родителей слепорожденного пользоваться во всех провокационных случаях, когда начальствующие просят ответить вместо непосредственного участника события (например, в случаях «сотрудничества» на кого-то по пункту Лев.5:1 с донесением)

9:24-27 Обычная тактика большинства: начался прессинг инакомыслящего, начальники его авторитетом решили задавить, уверенно заявляя, что по мнению всех начальников Иисус – грешник, а потому и исцелённый должен был бы признать за грешника того, кто его исцелил.

Но номер не прошёл: прозревшего невозможно было убедить в том, что он на самом деле не прозрел или если и прозрел, то от шарлатанства грешника. Сам по себе факт исцеления, а не заболевания - должен был бы всем показать, что дело было сделано - ДОБРОЕ, не злое, а добрые дела - от Бога совершаются. И именно доброе дело должно было бы всем показать, кто же - Иисус, независимо от того, за кого его запланировали принять.

Юноша заподозрил кое-что в учителях Иудеи, задающих так много вопросов ему о методах его исцеления: он пришёл к выводу, что они хотят выпытать у него метод исцеления для того, чтобы и самим уметь так лечить:
или и вы хотите сделаться Его учениками?
Хорошо и грамотно поставленные вопросы выводят "праведников" из состояния душевного равновесия...

9:28, 29 Юноша не знал, что своим ответом он надавил фарисеям «на больную мозоль»: он ведь не был искушён желанием убить Христа и воспринимал своего доктора непредвзято, исключительно по делам его и с благодарностью, потому и рассуждал так свободно и без страха перед начальством.
Начальники же привели ему убийственный, как им казалось, аргумент против того, что доктор юноши - пророк:
Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он
Выходит, для того, чтобы принять или не принять дело от Бога - самого факта совершения чуда исцеления им было недостаточно, документы на право исцеления от Бога или на небесное место жительства - им нужно было предоставить.

9:30-33 Вместо того чтобы принять мнение начальствующих в народе Божьем и присоединиться к хору недоброжелателей Христа - "слепой" обличил их в лицемерии и двойных стандартах. А ещё он очень удивился их предубеждению.

В общем, прозревший юноша очень достойно вёл себя «на допросе» и приводил веские аргументы для размышления над тем, что его доктор (он ведь не знал, что это - Иисус Христос) просто не может быть грешником, он – не иначе, как от Бога:
это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. … Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего.
То есть, какие ещё доказательства нужны, если факт чудесного прозрения слепого - самое убедительное «удостоверение» личности доктора и доказательство тому, что он - от Бога?

9:34 Показательна реакция начальников в народе, услышавших неудобные для них слова:
во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь?
Хотя юноша всего лишь приводил аргументы и размышлял вслух, его обвинили в том, что он - полное ничтожество, да ещё и берётся учить уму разуму достойных учителей Иудеи! Какое неслыханное бесстыдство!

И выгнали его вон.
И окончательный вердикт - тоже весьма закономерен. Невозможность возразить на достойные аргументы – у многих «учителей» вызывает такую реакцию: желание выгнать вон того, чьи аргументы перевешивают в здравости убеждения.
Избавиться от разоблачающих «умников» - это самый простой способ сохранить свою репутацию праведников. Однако в этом способе - и потеря шанса вразумиться.

9:35-38 Услышав, что выгнали этого парня за то, что он отстаивал честь Христа, даже не зная его в лицо и что он – Христос Божий, Иисус потрудился найти его и ободрить тем, что не зря хоть парень пострадал:
ты веруешь ли в Сына Божия? … и видел ты Его, и Он говорит с тобою.

Ибо изгнание законоучителями означало для прозревшего иудея всеобщее презрение, это тяжёлая ноша в Иудее. Иисус не был равнодушен ни к одному человеку, отстаивавшему Божье. А ведь мог бы и мимо пройти: он ведь не заставлял парня отстаивать честь Божьих дел. Значит, парень правильное расположение сердца имел, доверял больше собственным глазам, собственным ощущениям и видимым делам, чем словам человеческих авторитетов в народе Божьем.
Всякий ли противостанет мнению большинства? А против авторитетов - всякий ли отважится пойти, зная, что это выведет «праведников» из душевного равновесия ?

Потому Иисус и потрудился найти защитника дела Божьего, потому и открылся ему как Христос Божий, и юноша увидел того, в кого уверовал, не видя.

9:39 И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы.
Принцип духовного прозрения и духовной слепоты Иисус показал на этом исцелённом: от прихода Христа многие, считающие себя зрячими - на самом деле окажутся слепыми и не увидят дел Божьих, как, например, фарисеи. А многие слепые прозреют: простой народ, слепой и никчемный с точки зрения вождей народа Иеговы, узнает в Иисусе посланника Божьего.

9:40 Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы?
Всё же некоторые фарисеи имели уши, чтобы слышать слова Христа, они смекнули, что Иисус не о физическом исцелении говорит, а о духовной слепоте. Потому и вопрос такой у них возник, не случайно к себе восприняли слова Христа: на воре и шапка горит, их реакция - из этой серии будет.

9: 41 если бы вы были слепы, то не имели бы [на] [себе] греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас.
Иисус разъяснил слышащим суть слов его: если кто-то действительно по слепоте своей (по искреннему незнанию, непониманию) не примет Христа Божьего - не беда. Беда будет, если зрячие (владеющие ситуацией, понимающие, что к чему) не примут Иисуса посланником Божьим - из-за своих каких-то личных соображений.
Поскольку фарисеи кичливо утверждали, что знают Бога и намерения Его и были самоуверенны во владении духовной ситуацией, то Иисус и сказал им примерно следующее: «по вашей самоуверенности и будет вам».

Сегодня - такая же картина: каждый утверждающий, что он видящий - и ответ пред Богом как видящий держать будет. Равно как и видящий, но не желающий брать на себя ответственность зрячего, а желающий в укрытии отсидеться под видом слепого - ответ пред Богом держать будет как зарывший свой талант зрячего.

, , , , , , , , ,

ГЛАВА 9

1 И, проходя, увидел человека, слепого от рождения.
2 Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?
3 Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того , чтобы на нем явились дела Божии.
4 Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать.
5 Доколе Я в мире, Я свет миру.
6 Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому,
7 и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим.
8 Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни?
9 Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я.
10 Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза?
11 Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел.
12 Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю.
13 Повели сего бывшего слепца к фарисеям.
14 А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи.
15 Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу.
16 Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря.
17 Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк.
18 Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего
19 и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит?
20 Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым,
21 а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет.
22 Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги.
23 Посему -то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спросите.
24 Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник.
25 Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу.
26 Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи?
27 Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?
28 Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики.
29 Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он.
30 Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи.
31 Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает.
32 От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному.
33 Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего.
34 Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон.
35 Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия?
36 Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?
37 Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою.
38 Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.
39 И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы.

Иоанна Богослова, апостола и евангелиста, в 2018 году Православная церковь вспоминает во вторник, 9 октября.

Иоанн Богослов: кто он такой и чем прославился
Прежде всего, христиане знают Иоанна как автора одного из самых мистических канонических Евангелий – "Евангелия от Иоанна", а также как автора книги "Апокалипсиса", которая в Библии носит название "Откровение Иоанна Богослова". Ему также принадлежат три послания, которые вошли в Новый завет.

Иоанн считался любимым учеником Христа. Именно он на всех иконах "Тайная Вечеря" сидит по правую руку от Иисуса. И именно ему Иисус поручил заботиться о своей матери, Марии, в последний день своей земной жизни. И Иоанн выполнил эту последнюю просьбу учителя.

Символом Иоанна считается орел – его часто изображают рядом с этим святым на иконах.

Богослов прославился не только активной миссионерской деятельностью, яркими проповедями и обращению множества язычников в христианство, но и большим количеством чудес, в том числе воскрешением мертвых.

Так, однажды в Эфесе (Турция) он воскресил подростка, а затем и его отца, который умер от горя по сыну.

Церковное придание повествует и о случае, когда Иоанн стал причиной смерти 200 человек. На языческом празднике, посвященном богине Артемиде, за христианскую проповедь его забросали камнями. Иоанн помолился, и тут же температура воздуха поднялась до критической отметки. Умерли сотни человек. Оставшиеся в живых умоляли Иоанна сжалиться над ними, и тот воскресил всех мертвых.

Когда Иоанн был осужден в Риме и находился на корабле, следующем на остров Патмос, утонул сын одного из его тюремщиков. Зная о способности святого воскрешать людей, отец ребенка обратился к нему. Иоанн помолился, и утонувший ребенок был выброшен на берег. Он был жив. Кроме того, святой воскресил нескольких людей на острове Патмос.

Иоанн был единственным из 12 апостолов, который умер своей смертью. Причем, обстоятельства его смерти очень интересны. Почувствовав приближение конца, он помолился, лег в выкопанную могилу и сказал ученикам засыпать его землей. Те сначала отказывались хоронить учителя заживо, но Иоанна настаивал, и его просьба была удовлетворена.

Другие его ученики, которые не присутствовали при погребении, узнав об этом ужасном событии, вернулись и раскопали могилу. Она оказалась… пуста.

По одной из версий, Иоанн воскрес по примеру своего учителя, Иисуса Христа.

Пустая могила этого апостола находится в городе Сельчук в 2,5 километрах от Эфеса (Турция). Раз в год, 8 мая, там происходят чудеса. В этот день могила источает некий дым, который исцеляет любое заболеванием.

Иоанн Богослов: о чем просят этого святого
Об исцелении от тяжелых болезней

О возвращении человека к жизни после тяжелого потрясения

О благополучном путешествии

О восстановлении любви в семье

О защите от несчастных случаев

День Иоанна Богослова: что нельзя делать
Этот день не считается в церкви большим праздником, и все же верующим не рекомендуется полностью посвящать его домашним заботам. Считается, что работать можно только до обеда. Во второй половине дня любая деятельность запрещена.

Крайне нежелательны выяснения отношений и конфликты.

Известен также ряд сугубо народных запретов. Так, считалось, что в этот день нельзя резать овощи – из-за этого урожай следующего года может быть некачественным.

В этот день нельзя есть чеснок и лук. Славяне считали, что в таком случае человеку каждую ночь будут сниться мертвецы.

1 И, проходя, увидел человека, слепого от рождения.
2 Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?
3 Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но [это для] [того], чтобы на нем явились дела Божии.
4 Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать.
5 Доколе Я в мире, Я свет миру.
6 Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому,
7 и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим.
8 Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни?
9 Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я.
10 Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза?
11 Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел.
12 Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю.
13 Повели сего бывшего слепца к фарисеям.
14 А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи.
15 Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу.
16 Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря.
17 Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк.
18 Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего
19 и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит?
20 Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым,
21 а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет.
22 Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги.
23 Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спросите.
24 Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник.
25 Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу.
26 Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи?
27 Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?
28 Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики.
29 Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он.
30 Человек [прозревший] сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи.
31 Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает.
32 От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному.
33 Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего.
34 Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон.
35 Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия?
36 Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?
37 Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою.
38 Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.
39 И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы.
40 Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы?
41 Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы [на] [себе] греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас.

. И, проходя, увидел человека, слепого от рождения.

И мимоидый виде человека слепа от рождества.

Подтверждая то, что прежде сказал, и укрепляя веру в то, что Он Бог, тотчас переходит к величайшему и до того времени еще небывалому чуду. Другие слепые получали зрение, но слепой от рождения еще никогда. Поэтому, исцелившись, этот слепой говорил: «от века несть слышано, яко кто отверзе очи слепу рождену» ().

. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?:

И вопросиша Его ученицы Его, глаголюще: Равви, кто согреши, сей ли, или родителя его, яко слеп родися?

Спрашивали не потому, что непременно предполагали то или другое, как неразумные иудеи, так как грешить до рождения – невозможно, а терпеть наказание за родителей – несправедливо, – но цель этих слов была такая: расслабленный болел за свои грехи, как мы тогда узнали; что же Ты скажешь об этом: «кто согреши, сей ли, или родителя его?» Мы совершенно недоумеваем и не можем сказать ни того, ни другого.

. Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его,...

Отвеща Иисус: ни сей согреши, ни родителя его,...

Не совершенно безгрешными называет их, но утверждает, что ни они, ни он не виновны в том, что он родился слепым. Отсюда также мы узнаем, что дети не наказываются за грехи родителей. Хотя в книге Исход написано о Боге: «отдаяй грехи отец на чада до третияго и четвертаго рода...» (), но это сказано было только относительно тех израильтян, которые будут служить идолам. Так как они подражали нечестию своих отцов, служивших идолам в Египте, то по справедливости посылал на них такое же наказание: у кого равные преступления, у тех, конечно, равные и наказания. Но после, давая закон через Моисея, Бог сказал: «да не умрут отцы за сыны, и сынове да не умрут за отцы» (). И через Иезекииля еще говорит: «что вам притча сия на земли Израилеве, глаголющым: отцы ядоша терпкое, а зубом чад их оскомины Быша ? Живу Аз, глаголет Адонаи Господь, Аще будет еще глаголема притча сия..., зобавшаго пародки зубы оскоминны будут» ().

. ...но это для того , чтобы на нем явились дела Божии.

Но да явятся дела Божия на нем.

Делами Божиими называет здесь воссоздание глаз слепому при помощи земли. Так как всеми было признаваемо за дело Божие создание из земли тела Адамова, то и из земли воссоздает этому слепому глаза, прекраснейшую часть тела, чтобы было несомненно для всех, что Он Бог, как обладающий равным с Богом могуществом: воссоздавший таким образом прекраснейшую часть может создать и всего человека. Или – делами Божиими называет невидимую силу Своего Божества, которая тогда особенно открылась. Что же? Неужели иначе не могли явиться дела Божии, если бы человек этот не был наказан? Могли; но и он не был наказан, а скорее облагодетельствован, прозрев духовными очами, благодаря слепоте телесных. Какая польза от этих последних, если первые не видят? Мог Творец создать этого человека слепым не для наказания, а по премудрым планам Домостроительства, чтобы явились дела Божии и чтобы он таким образом прозрел душой. Некоторые говорят, что слово – «да» (ἵνα ) употреблено здесь не для выражения причинной связи (цели), а просто для указания на то, что может случиться (следствия), именно, что явятся дела Божии на нем. Подобный же смысл имеет выражение: «на суд Аз в мир сей приидох, да невидящии видят, и видящии слепи будут» (), т.е. оно значит, что невидящие будут видеть, а видящие – ослепнут; но ведь не для того пришел , чтобы видящие ослепли. И апостол Павел говорит: «закон же привниде, да умножится прегрешение» (); но не для этого пришел закон, а Апостол сказал только, что произойдет умножение прегрешений и многое другое. Это идиоматизм Писания.

. Мне должно делать дела Пославшего Меня,...

Мне подобает делати дела Пославшаго Мя,...

Мне должно делать дела, свидетельствующие о том, что Я Сын Отца, что Я равен Богу; Мне должно открыть, что Я человеколюбец, чтобы люди, руководимые этими делами к вере в Меня, не погибли. После того как Я вочеловечился, невозможно спастись иначе, как только через веру в Меня.

. ...доколе есть день;...

Дондеже день есть;...

Пока существует настоящий век, пока продолжается эта жизнь, пока можно людям делать.

. ...приходит ночь, когда никто не может делать.

Приидет нощь, егда никтоже может делати.

Придет будущий век, когда никто не может делать, т.е. уверовать в Меня. Настоящий век – время делания, а будущий – воздаяния. Что деланием здесь называет веру, это видно из прежде сказанных Им слов: «се есть дело Божие, да веруете в Того, егоже посла Он» (). Настоящий век назвал днем, потому что теперь можно делать, а будущий – ночью, потому что тогда нельзя будет делать. Апостол же Павел, наоборот, настоящий век назвал ночью вследствие заблуждения, незнания и мрака страстей, а будущий – днем вследствие отсутствия в нем всего этого. Он сказал: «нощь убо прейде, а день приближися» ().

. Доколе Я в мире, Я свет миру.

Егда в мире есмь, свет есмь миру.

Одержимых мраком Мне должно просветить верой прежде, чем отойду из этого мира. В двенадцатой главе говорит об этом пространнее. Что же? А когда Он на небе, то не светит миру? Светит; но теперь Он говорит о Своем пребывании на земле, побуждая, с одной стороны, – к вере, а с другой стороны – указывая на близость Своей смерти.

. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому,...

Сия рек, плюну на землю, и сотвори брение от плюновения, и помаза очи брением слепому,...

Почему Он не помазал, взяв одной только земли? Потому что песок без какой-нибудь жидкости не намазывается. Зачем же Он не водой, а плюновением сделал грязь? Чтобы чудо было приписано именно плюновению.

. ...и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам,...

И рече ему: иди, умыйся в купели Силоамсте,...

Повелевает умыться, показывая этим, что Он не нуждался в земле, но употребил ее для того только, чтобы показать, что Он и вначале создал тело из земли. Посылает к купальне Силоамской, которая находилась далеко, чтобы обнаружилась через это вера и послушание слепого. Он не усомнился в том, что купель исцелит его, между тем как ежедневно купалось и мылось там много людей и никто никогда не получил там исцеления от какой-либо болезни.

. ...что значит: посланный.

Еже сказается послан.

Еврейское название это – Силоам, в переводе значит: «послан», – и названа была эта купальня именно потому, как мне кажется, что теперь этот слепой был послан туда. Название купели указывало собой именно на это будущее событие.

. Он пошел и умылся, и пришел зрячим.

Иде убо и умыся, и прииде видя.

Пошел нисколько не колеблясь, но беспрекословно повинуясь, хотя он мог бы сказать: «Что это значит? Может быть, Он не мог меня исцелить? Не насмехается ли Он надо мною и не напрасно ли послал? Часто я там мылся и ничего мне это не помогало», – или так: «Если брение меня исцелит, то зачем нужно омовение в указанной купели; а если эта последняя исцелит, то зачем нужно было брение?» Ничего такого слепой не сказал и не подумал, но поверил, что сделал и повелел ему то, что послужит к его исцелению, послушался и пошел, и за такую веру он не обманулся в своей надежде.

. Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни? Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я. Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза? Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел.

Соседи же и иже бяху видели его прежде, яко слеп бе, глаголаху : не сей ли есть седяй и просяй? Овии глаголаху , яко сей есть, инии же глаголаху , яко подобен ему есть. Он [же] глаголаше, яко аз есмь. глаголаху же ему: како ти отверзостеся очи? Отвеща он и рече: Человек нарицаемый Иисус брение сотвори и помаза очи мои и рече ми: иди в купель Силоамлю и умыйся. Шед же и умывся, прозрех.

Что ты говоришь? Разве человек может сделать это? Слепой пока еще не знал, что есть Бог. И не сказал: «Плюнул на землю», – потому что тогда он еще не видел, а брение сотвори, и помаза очи мои, потому что это он почувствовал и узнал от прикосновения. Но откуда слепой знал, что Его называли Иисусом? Без сомнения, он спросил тогда у присутствовавших. Может быть также и прежде он слышал о чудесах Его; поэтому-то он и немедленно повиновался, как было сказано.

. Тогда сказали ему: где Он?...

Реша убо ему: кто (где) Той есть?...

Иудеи искали Иисуса Христа, так как Он уклонился от ярости их, и лишь только услышали об этом, стали расследовать, где Он.

. ...Он отвечал: не знаю.

Глагола: не вем.

Помазав брением и повелев слепому идти в купель, тотчас ушел, избегая похвалы за чудо.

. Повели сего бывшего слепца к фарисеям. А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи.

Ведоша [же] его к фарисеом, иже бе иногда слеп. Бе же суббота, егда сотвори брение Иисус и отверзе ему очи.

Не найдя Иисуса Христа, ведут его, чтобы доказать, что нарушена суббота.

. Спросили его также и фарисеи, ка́к он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу.

Паки же вопрошаху его и фарисее, како прозре (πῶς ἀνέῳξέ σου τοὺς ὀφθαλμούς ). Он же рече им: брение положи мне на очи, и умыхся, и вижу.

Не спросили: «Как ты получил зрение», – но: «Как Он открыл тебе глаза», – подавая этим повод наклеветать на Иисуса Христа за дело, будто бы запрещенное в субботу; но он, обращаясь к тем, которые уже слышали об этом деле, сокращает рассказ.

. Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: ка́к может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря.

Глаголаху убо от фарисей нецыи: несть Сей от Бога (разумеется – послан) Человек, яко субботу не хранит. Овии глаголаху : како может человек грешен сицева знамения творити? И распря бе в них.

Если не от Бога, то значит от дьявола, и следовательно, – человек грешный. Разделение было и тогда, и прежде, так как сказал: «не приидох воврещи мир, но меч» (); но продолжалось оно недолго: по настоянию начальников опять все соединились.

. Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи?:

Глаголаху [убо] слепцу паки: ты что глаголеши о Нем, яко отверзе очи твои?

Это говорят не те, которые говорили: «несть Сей от Бога» , а те, которые отделились от них. Чтобы не показалось, что они защищают этого человека, они предоставляют разрешить недоумение ему самому, как испытавшему на себе силу Иисуса Христа.

. Он сказал: это пророк.

Он же рече, яко пророк есть.

Пророками называли вообще Богом посланных мужей. Итак, он открыто говорит, что – от Бога, и не боится гнева тех, которые говорили, что Он не от Бога. Это был человек отважный, правдивый, благомыслящий.

. Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел,...

Не яша убо веры Иудее о нем, яко слеп бе и прозре,...

– которые говорили, что: «несть Сей от Бога» . Но, о безумные! Если правда, что он будучи слепым прозрел, то как же вы порицали Иисуса Христа за то, что Он исцелил его в субботу?

. ...доколе не призвали родителей сего прозревшего и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым?...

Дондеже возгласиша родителя того прозревшаго и вопросиша я, глаголюще: сей ли есть сын ваю, егоже вы глаголете, яко слеп родися?...

Обрати внимание на лукавство их. Они спрашивают строго, желая запугать родителей, чтобы отречение их бросило тень на самое чудо: «егоже вы глаголете, яко слеп родися» , т.е. говоря неправду, коварно притворяясь, желая доставить славу Иисусу Христу.

. ...как же он теперь видит?

Како убо ныне видит?

Если он родился слепым?

. Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем.

Отвещаста [же] им родителя его и реста: вемы, яко сей есть сын наю и яко слеп родися, како же ныне видит, не вемы, или кто отверзе ему очи, мы не вемы.

Так как им предложили три вопроса: их ли это сын, родился ли он слепым и каким образом он теперь видит, то на первые два они ответили утвердительно, а относительно того, каким образом он теперь видит, сказали, что они не знают, боясь иудеев, как это сейчас будет видно.

. Сам в совершенных летах; самого спроси́те; пусть сам о себе скажет.

Сам возраст имать, самого вопросите, сам о себе да глаголет.

Поставив себя вне опасности, они направляют вопрос к исцеленному, как более их достоверному при таком расследовании.

. Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто призна́ет Его за Христа, того отлучать от синагоги.

Сия рекоста родителя его, яко боястася Жидов; уже бо бяху сложилися Жидове, да, Аще кто Его исповесть Христа, отлучен от сонмища будет.

Сложилися, т.е. сговорились, условились.

. Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спроси́те.

Сего ради родителя его рекоста, яко возраст имать, самого вопросите.

Опять евангелист повторяет то же самое, подтверждая этим, что родители из робости и боязни быть отлученными от синагоги сказали, что не знают, и таким образом всю тяжесть этой борьбы возложили на сына.

. Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу;...

Возгласиша же вторицею человека, иже бе слеп, и реша ему: даждь славу Богу;...

Воздай славу Богу, потому что ты исцелен Им, а не Иисусом Христом.

. ...мы знаем, что Человек Тот грешник.

Мы вемы, яко Человек Сей грешен есть.

Когда Его нет, вы, нечестивцы, говорите так; а когда Он был и недавно спрашивал вас: «кто от вас обличает Мя о гресе?» (), то вы не могли ничего сказать, потому что истина заставила вас замолчать.

. Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу.

Отвеща убо он и рече: Аще грешен есть, не вем; едино вем, яко слеп бех, ныне же вижу.

Слова: «аще грешен есть, не вем» – он сказал не потому, чтобы сомневался, но потому, что этим видом как бы хотел отвергнуть такую клевету сомневающегося. Дальше он яснее показывает это, говоря: «вемы же, яко грешники не послушает» ().

. Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи?:

Реша же ему паки: что сотвори тебе? како отверзе очи твои?

Опровегнутые на всех пунктах и не достигнув ничего, они опять возвращаются к первому вопросу. Поэтому исцеленный, обличая их, отвечает без боязни, совершенно свободно.

. Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали;...

Отвеща им: рекох вам уже, и не слышасте;...

– вы не поверили.

. ...что еще хотите слышать?...

Что паки хощете слышати?...

Для чего вы опять желаете слышать?

. ...или и вы хотите сделаться Его учениками?

Еда и вы ученицы Его хощете быти?

Словами: «еда и вы», показал, что сам он уже ученик, и смело заявил об этом, не боясь ярости их. Насколько сильна истина, делающая мужественными всех, которые избрали ее, хотя бы они были слишком боязливы, настолько же, наоборот, бессильна ложь, делающая робкими даже тех, которые были мужественными.

. Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики.

Они же укориша его и реша ему: ты ученик еси Того, мы же Моисеовы есмы ученицы.

Но даже и не Моисеевы: если бы вы были учениками Моисея, то были бы учениками и Иисуса Христа. «Аще бо бысте веровали Моисеови, – сказал , – веровали бысте [убо и] Мне» ().

. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он.

Мы вемы, яко Моисеови глагола Бог, Сего же не вемы, откуду есть ,

откуда Он послан; но в различных местах Он говорил вам, кто свидетельствует о Нем именно – Иоанн, дела, которые Он творит, и Отец Его – Бог. Притом же, о Моисее вы слышите только, но не видите, а о делах Его вы не только слышите, но и видите их; а вы знаете, что глазам больше нужно верить, чем ушам.

. Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи.

Отвеща человек и рече им: о сем бо дивно есть, яко вы не весте, откуду есть, и отверзе очи мои.

Это и удивительно, что будучи для вас неизвестным и не пользуясь славой, Он открыл мне глаза и совершил такое чудо. Если бы Он был известен вам и знаменит, это не настолько было бы удивительно. Вероятно, Он какой-то великий человек, хотя вы и не знаете, откуда Он.

. Но мы знаем, что грешников не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает.

Вемы же, яко грешники не послушает; но Аще кто Богочтец есть и волю Его творит, того послушает.

Обрати внимание на его сообразительность: как прекрасно он доказывает и усиливает свою речь. Без сомнения, у него просвещены были не только внешние глаза, но и внутренние. Когда иудеи выше сказали: «мы вемы, яко Человек Сей грешен есть» (), тогда он в форме, выражающей как бы некоторого рода сомнение, отверг их слова; а теперь, набравшись смелости, доказывает, что Он не только не грешник, но даже почитает Бога и исполняет волю Божию. Он все еще смотрел на Иисуса Христа, как на человека, как мы выше сказали. «Грешники не послушает» , т.е. для совершения таких чудес.

. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего.

От века несть слышано, яко кто отверзе очи слепу рождену. Аще не бы был Сей от Бога, не могл бы творити ничесоже ,

ничего такого. Ослепшему некоторые другие открывали глаза, но слепорожденному никто, никогда. Величие чуда показывает, что совершитель его есть какое-то Божественное Лицо. Кто совершает чудо больше всех тех чудес, какие совершаются людьми, Тот Сам больше всех людей.

. Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь?:

Отвещаша и реша ему: во гресех ты родился еси весь, и ты ли ны учиши?

Они не вынесли очевидного изобличения и блистательной победы противника, но когда все лукавство их было обращено на их же голову, в негодовании говорят: «во гресех ты родился еси весь» , т.е. грешник ты от начала, с первого момента своего существования. Они безрассудно полагали, что человек родился слепым за какие-то грехи, чем ясно показывает, что он грешник. Но если бы даже он был и грешник, однако следовало бы согласиться с его словами, если они были справедливы: что же нелепого он сказал?

. И выгнали его вон.

И изгнаша его вон.

Отлучили от синагоги этого проповедника истины, как ученика Иисуса Христа. Так как они не могли унизить чуда, а напротив, своим тщательным расследованием еще более разгласили о нем, то теперь обращают весь свой гнев на исцеленного.

. Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия?

Услыша Иисус, яко изгнаша его вон, и обрет его, рече ему: ты веруеши ли в Сына Божия?

Приходит, чтобы еще больше облагодетельствовать того, который был отлучен ради Него, и дарует ему самое высшее благо – узнать Его и сделаться истинным учеником Его. Сказал: ты, в отличие от тех, которые не веровали.

. Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?

Отвеща он и рече: и кто есть, Господи, да верую в Него?

Воодушевился этот человек, как готовый уверовать, и хочет узнать, кто этот Сын Божий. Он еще не знал, Кто говорит с ним теперь.

. Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою.

Рече же ему Иисус: и видел еси Его, и глаголяй с тобою Той есть.

«Видел еси Его» не прежде, но теперь. И не сказал : «Я Тот, Который открыл тебе глаза». Он желал показать готовность уверовать этого человека, как для пользы присутствовавших, так и посрамления тех, которые много слушали Его учение и видели много чудес, однако не уверовали еще. Услышав только слова: «и глаголяй с тобою Той есть» , – он тотчас уверовал, слова Иисуса Христа тотчас же тронули его душу, и, найдя ее доброй, подвинули к познанию и вере. Смотри:

. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.

Он же рече: верую, Господи. И поклонися Ему.

Поклонился и этим подтвердил, что уверовал.

. И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы.

И рече Иисус: на суд Аз в мир сей приидох, да невидящии видят, и видящии слепи будут.

Выше () сказал: «не посла бо Сына Своего в мир, да судит мирови» ; но здесь под судом Он разумеет осуждение: «Для осуждения некоторых, – говорит Он, – Я вочеловечился». И поясняя эти Свои слова, Он прибавляет: «да не видящии...» , т.е. чтобы те, которые кажутся слепыми по уму, вследствие незнания Писаний, увидели свет истины, так как вера в Меня откроет их духовные глаза, – с другой стороны, чтобы те, которые считаются видящими, как знающие Писания, оказались невидящими, так как неверие закроет им внутренние их глаза. И здесь слово: "да" (ἵνα ) нужно понимать не в смысле причины, так как не для того пришел, «да видящии слепи будут» , но в смысле указания на то, что произойдет, именно – что не видящие смогут увидеть, а видящие ослепнуть, – как и выше об этом уже сказано было. Или: «на суд Аз в мир сей приидох...» , сказано вместо: для различения, для разделения одних от других, чтобы стало очевидным для всех прозрение одних вследствие доброй воли и ослепление других вследствие злой.

. Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему:...

И слышаша от фарисей сия сущии с ним, и реша Ему ,

т.е. те, которые иногда были с Ним, а иногда отставали, или же здесь разумеются просто те, которые случились в то время. Некоторые из фарисеев следовали за Иисусом Христом для того, чтобы смотреть и слушать, что Он делает и говорит.

. Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха;...

Рече им Иисус: Аще бысте слепи были, не бысте имели греха ,

именно – неверия; вы могли бы сказать в свою защиту, что не видели чудес.

. ...но как вы говорите, что видите,...

Ныне же глаголете, яко видим,...

Вы говорите это, но не Я. Если бы вы видели, то поверили бы тем чудесам, которые Я совершаю перед вами. Только вам так кажется, что вы видите, а на самом деле вы не видите, будучи ослеплены умом. Ум видит и ум слышит, а все остальное слепо и глухо, говорит пословица.

. ...то остается на вас.

Грех убо ваш пребывает ,

остается без прощения, потому что, говоря, что видите, и не видя, вы самовольно ослепляете себя завистью и лукавством. Таким образом показал, что телесное зрение, которым фарисеи так гордятся, само осуждает их. Вместе с тем Он утешал этим прозревшего слепца и еще более укрепил в нем веру. Но чтобы иудеи не сказали: «Не потому мы не верим в Тебя, что не видим, а потому, что Ты обольщаешь народ», – Иисус Христос показывает в притче, что Он не обольститель, а Пастырь. Сначала Он излагает признаки обольстителя и губителя, а затем Пастыря и Спасителя, чтобы по ним можно было узнать, обольститель ли Он, или истинный Пастырь.