Что говорит Библия про небесное воинство Ангелов? Описание ангелов Описание ангелов в библии.

Ангелы в Библии упоминаются как Ветхом, так и в Старом Заветах. Суммируя все, изложенное в Священном Писании об ангелах, православные богословы за много веков христианства составили учение, которое позволяет иметь о них некоторое представление. Итак, из библейских текстов становится понятно, что ангелы созданы Богом, что они имеют разум и волю, что они духовные существа, не имеющие физического тела и пола, они бессмертны, их бесчисленное множество (сонм), и что они исполняют волю Божию.

Согласно святой Библии, ангелы обладают сверхъестественными способностями, и время от времени воплощаются. Людям ангела всегда являются в образе антропоморфных за спиной или без них, именно в таком виде их изображают на иконах и в виде статуй в православии и католицизме. В ангелов верят последователи православия, католицизма, иудаизма и ислама. Слово «ангел» в Библии встречается более 300 раз.

Ангелы в книге Библии Ветхого Завета

Ангелы в Библии Ветхого Завета упоминаются в Псалтири и в книге Исаии. Из того, что говорят эти источники, известно, что ангелы славят Бога. Чаще встречается упоминание ангелов в Библии неканонической. Так, существует спорное мнение о том, что ангелы, воплотившиеся в человеческом образе, приходили на землю и вступали в брак с людьми. Потомство ангелов и людей называлось нефилим (исполины). Однако эти существа не называются прямо ангелами, а упоминаются как сыны Божии, что и порождает споры. В ветхозаветной Библии светлые ангелы называются князьями, херувимами, серафимами, властями, начальствами, архангелами, престолами, властителями, сынами Божьими, темные – духами злобы поднебесной, мироправителями тьмы века сего. Это разнообразие положило начало иерархии ангелов в православной церкви.

Ангелы в Библии Нового Завета

В Новом Завете ангелы упоминаются гораздо чаще. В частности, об их существовании повествует нам сам Иисус Христос, рассказываю притчу о богаче и о нищем. В ней Он говорит, что душу нищего ангелы отнесли на лоно Авраамово, то есть позаботились о нем после смерти.

Падшие ангелы в книги Библии Нового Завета упоминаются, когда Иисус Христос изгнал их из бесноватых и приказал войти в стадо свиней, которое после этого бросилось с обрыва. В Евангелии падшие ангелы прямо называются бесами. О том, что Бог посылает ангелов на землю в качестве охранителей для тех, кто служит Богу (благочестивым, верующим людям) известно из послания апостола Павла к Евреям. Из Библии мы достоверно много знаем лишь про одного ангела – Архангела Михаила. Он назван чиноначальником над всеми чинами ангельскими, верным служителем Бога. Еще шестеро ангелов в Библии упоминаются по именам (в каноничных и не каноничных книгах) – Рафаил, Гавриил, Иегудиил, Уриил, Варахиил, Селафиил, Иеремиил, однако богословы до сих пор спорят, являются ли они архангелами или просто ангелами.

Сотворив людей по образу и подобию Своему, Господь внёс в их жизнь многие элементы, присущие Небесному Царству. Одним из них является иерархия, присущая как человеческому обществу, так и миру ангелов ─ бесплотных сил, окружающих Престол Божий. Положение каждого из них зависит от значимости исполняемой им миссии. О том, сколько в христианской религии ангельских чинов, и каковы особенности каждого из них, пойдёт разговор в нашей статье.

Посланник Божий

Прежде чем начать беседу об ангельских чинах и проследить отличия между ними, следует остановиться на том, кто же такие ангелы и какова их роль в существующем миропорядке. Само это слово, пришедшее к нам из греческого языка, переводится как «посланник» или «вестник».

Во всех авраамических религиях, то есть тех, которые признают союз, заключённый патриархом Авраамом с Богом, а это христианство, ислам и иудаизм, ангел представлен как существо бесплотное, но обладающее в то же время разумом, волей и сознательно избравшее путь служения Богу. В изобразительном искусстве сложилась традиция придавать ангелам облик антропоформных (имеющих вид человека) существ, наделённых крыльями.

Ангелы и демоны

Согласно Священному Писанию, ангелы были сотворены Богом ещё прежде устроения Им видимого мира, и несли в себе лишь доброе начало. Но впоследствии часть из них, преисполнившись гордыни, отпала от своего Творца и была за это низринута с Небес. Те же, кто, помня своё истинное предназначение, остались верны Господу (их принято именовать «светлыми ангелами» в отличие от демонов ─ «ангелов тьмы»), стали Его верными слугами. В каждой из этих противостоящих друг другу групп существует определённая иерархия ангельских чинов.

Учение неизвестного богослова

Соответствие бесплотных сил тем или иным ступеням иерархической лестницы, ведущей к Престолу Божьему, являлось предметом изучения многих выдающихся богословов прошедших веков. В христианстве ангельские чины принято распределять в соответствии с классификацией, автором которой является неизвестный богослов, живший на рубеже V и VI веков и вошедший в историю под именем Псевдо-Дионисия Ареопагита. Столь необычное имя он получил из-за того, что в течение длительного времени его труды ошибочно приписывались греческому философу и мыслителю I века, Дионисию Ареопагиту, являвшемуся, по преданию, учеником апостола Павла.

Из предложенной Псевдо-Дионисием системы, в основу которой автор положил тексты Священного Писания, следует, что весь мир светлых духов делится на три группы, или триады, каждую из которых составляют, в свою очередь, три определённых вида бесплотных служителей Божьих. Ангельские чины распределены автором в строгой иерархии, иллюстрирующей значение каждого из них.

Его труд, на который опирались многие выдающиеся богословы последующих веков, получил название «Трактат о небесной иерархии», а предложенная в нем система стала именоваться «Девятью чинами ангельскими». На основе предложенной в ней системы, сегодня строится вся иерархия ангельских чинов в православии, а также большинстве западных направлений христианства. На протяжении почти полутора тысячелетий она остаётся доминирующей.

Высшие чины бесплотных сил

Согласно этому учению, высшую ступень девяти чинов ангельских занимают духи, именуемые серафимами, херувимами и престолами. Наиболее близкими из них к Богу считаются серафимы. Ветхозаветный пророк Исайя уподобляет их огненным фигурам, что объясняет происхождение этого слова, переводимого с древнееврейского языка как «пламенный».

За серафимами, составляющими высший ангельский чин, следуют херувимы. Они являются главными заступниками рода людского перед Богом и молитвенниками о спасении душ усопших. Именно поэтому они носят название, переводимое с древнееврейского языка как «заступник». Священное предание повествует о них как о хранителях Небесной Книги Знаний, располагающих столь обширными сведениями обо всём на свете, что их не способен вместить человеческий разум. Важнейшим их свойством является способность помогать людям на пути обретения познаний и видения Бога.

Небесная опора земных владык

И, наконец, ещё один входящий в высшую триаду ангельский чин ─ престолы. Название группы этих бесплотных духов происходит от того, что именно им была дарована благодать Божья поддерживать земных владык и помогать им творить правый суд над своими народами. Кроме этого, особенность престолов состоит в том, что в них Творцу было угодно заложить знание тех путей, по которым предначертано двигаться и развиваться человеческому обществу.

Принято считать, что престолы никогда не вмешиваются в людские конфликты, но в тоже время находятся рядом с нами, помогая обрести духовное прозрение и исполниться любви к Богу. Все представители первой высшей триады способны входить в непосредственное общение с человеком.

Носители мудрости и творцы благих начинаний

Среднюю триаду открывает ангельский чин ─ господства. Это, по классификации Псевдо-Дионисия Ареопагита, четвёртый ранг ангелов. Они воплощают в себе свободу, лежащую в основе жизни всего видимого мира и являющуюся доказательством их беспредельной и искренней любви к Творцу. Господства, как и престолы, находятся в непрестанном взаимодействии с земными правителями, даруя им мудрость и направляя помыслы лишь на благие начинания.

Кроме того, эти слуги Божии помогают людям преодолевать обуревающие их порывы страстей и бороться с искушениями плоти, не позволяя ей возобладать над духом. Своё название господства получили благодаря тому, что на них возложено управление всеми прочими ангелами, чьё положение на иерархической лестнице ниже.

Исполнители воли Творца

Следующую ступень средней триады занимают силы. Из трактата Псевдо-Дионисия известно, что эту категорию составляют ангелы, одарённые несокрушимой божественной крепостью и способные в мгновения ока исполнить волю своего Творца. Именно они являются проводниками благодати Божьей, даруемой людям по их молитвам и прошениям.

Все чудеса, которые Господь являет своим чадам, происходят при их непосредственном участии. Являясь проводниками божественной энергии, силы несут благочестивым христианам избавление от недугов и исполнение их сокровенных желаний. Они же помогают избранным сынам Божьим прозревать будущее. Важной особенностью сил является способность укреплять дух человека, придавать ему мужество и облегчать скорбь. Благодаря ангелам, стоящим на этой ─ пятой по счёту иерархической ступени, люди справляются со своими жизненными проблемами и преодолевают невзгоды.

Борцы с тёмными силами

Завершают среднюю триаду власти. На них возложена необычайно важная миссия - хранить ключи от подземелья, в котором заточён дьявол, и ставить преграды на пути его неисчислимой рати. Они ограждают род людской от бесовских наваждений и помогают бороться с искушениями, насылаемыми врагом рода человеческого.

Не прекращая борьбу с падшими ангелами, являющими собой воплощение зла, власти в то же время оберегают благочестивых людей, утверждая их в добродетели и исполняя сердца любовью к Богу. На них возложена обязанность отгонять от них дурные помыслы, укреплять в добрых намерениях, а тех, кто преуспел в служении Богу, препровождать после кончины во Царствие Небесное.

Покровители народов и царств

На низшем уровне иерархической лестницы ангельских чинов находятся последние три разряда бесплотных духов, старшими из которых являются начала. Они являют собой непобедимый легион защитников веры. Своё название начала получили ввиду возложенной на них миссии руководить оставшимися двумя категориями ангелов и направлять их труды на исполнение воли Божьей.

Кроме того, у начал есть ещё одно важное предназначение ─ управлять построением иерархий среди людей. Считается, что не кто иной, как начала, незримо помазывают на царство земных монархов и благословляют правителей иных рангов. В связи с этим принято считать, что каждому народу Господь посылает ангела этой категории, призванного защищать его от бед и потрясений. Основанием для такого суждения могут быть слова ветхозаветного пророка Даниила об ангелах Иудейского и Персидского царств, следящих за тем, чтобы помазанные ими правители ревновали не о личном богатстве а о приумножении славы Божьей.

Мир ангелов и архангелов

И, наконец, самыми близкими к людям являются представители двух последних групп ─ это архангелы и ангелы. Слово архангел в переводе с греческого означает «великий вестник». В большинстве случаев именно через его пророчества люди узнают волю Творца. Примером может служить благая весть, принесённая архангелом Гавриилом Пречистой Деве Марии. Архангелы же становятся подчас и недремлющими стражами Господними. Достаточно вспомнить в связи с этим архангела Михаила, огнепалящим мечом заграждавшего вход в Эдем.

Самыми низшими чинами небесной иерархии являются ангелы. Их же можно назвать и самыми близкими к людям бесплотными духами, помогающими в повседневной жизни. Святая Церковь учит, что при крещении каждому человеку Господь посылает особого ангела-хранителя, оберегающего его всю последующую жизнь от духовных падений, а если они происходят, направляющего на путь раскаяния независимо от тяжести совершённых грехов.

В зависимости от того, насколько богат духовный мир человека, сколь тверда его вера в Бога и в чём состоит предназначение в жизни, он может находится под опекой не одного ангела, а нескольких, или даже иметь непосредственное общение с архангелами. Важно помнить, что враг рода человеческого не перестаёт искушать людей и отвращать их от служения Творцу, поэтому ангелы и архангелы до скончания века будут находиться рядом с теми, в чьих сердцах горит огонь веры, и ограждать их от нападок тёмных сил.

Мода на сверхъестественное, проявляющаяся в последние десятилетия в литературе, искусстве, кинематографе, побуждает даже далеких от регулярного посещения церкви людей интересоваться главами Библии, в которых говорится о жителях небесных сфер ‑ ангелах. И хотя одни считают ангелов мифическими существами, другие – плодом воображения средневековых художников, факт их существования действительно подтверждается .

Про ангелов в Библии сказано немало, причем информация эта не сконцентрирована в какой-либо из книг, а рассеяна как по Ветхому, так и по Новому Завету, и тому, кто хочет узнать, что говорит Библия про ангелов, читать придется все Священное Писание от корки до корки. Но в этой статье я постараюсь вкратце описать то, что известно человечеству об ангелах, основываясь на слове Божием.

Свойства ангелов по Библии

Итак, если суммировать все то, что говорит Библия про ангелов, то можно сделать выводы, что небесные силы:

  • бесплотны
  • обладают разумом, эмоциями, чувствами
  • имеют свободную волю
  • выполняют поручения Бога
  • могут перемещаться во времени и в пространстве
  • бессмертны
  • бесполы
  • имеют свою строгую иерархию
  • могущественны

Некоторые главы Библии, повествующие про ангелов, дают основание полагать, что они невидимы. Не совсем понятно, как ангелы выглядят: известно, что людям они являются в человеческом облике (как с крыльями, так и без), однако о том, какой вид они имеют, находясь у престола Божия, мы знать не можем. Ангелы в Библии упоминаются в следующих книгах: Бытие (1:26), Книга Иова (1:6; 2:1), Псалтирь (102:20), Евангелие от Матфея (8:29; 24:36), Евангелие от Луки (8:28-31, 16:22) и в очень многих главах деяний и посланий апостолов.

Иерархия Ангелов и главы Библии, повествующие о ней

Как известно из Библии, ангелы имеют иерархическое деление, то есть одни из них выше по своему небесному статусу, чем другие. Об этом же говорит и церковное предание, основывающееся не на священных текстах, а на видениях и рассказах святых отцов. Согласно им, ангелы делятся следующим образом:

  • серафимы – эти ангелы по Библии имеют внешний вид человека, но его дополняют шесть крыльев (Исайя, 6:1-7);
  • херувимы – четырехкрылые небесные существа, имеющие четыре лица, повернутые в разные стороны – человеческое, львиное, орлиное и телячье. Согласно библии, все тело и руки херувимов покрыты глазами (Иезекииль, 1:5-24; 10:1-22);
  • престолы – небесные силы, на которых восседает Господь (Иез 1:15-21; 10:1-17);
  • господства, силы, власти – , ангелы этих чинов выполняют различные функции – укрощают нечистую силу, творят чудеса, даруют благодать, помогают побеждать грехи (Кол. 1:16, Рим. 8:38, Еф. 1:21);
  • архангелы – небесные начальники ангелов; Библия точно говорит о трех архангелах: Михаиле, Гаврииле и Рафаиле (Откр 12:7, Лук 1:26, Тов5:4), об остальных (Иегудиил, Салафиил, Уриил, Варахиил и другие) известно из предания;
  • ангелы – самые близкие к человеку небесные бесплотные силы, выполняют различные поручения Бога, передают людям Его волю, оберегают от зла).

Но, несмотря на то, что небесные чины имеют такие отличия, есть у них и самое главное общее качество, благодаря которому они становятся примером для подражания людям: при всей своей могущественности и близости к Богу, все они смиренны и беспрекословно послушны Его святой воле.

А́нгел (др.-греч. ἄγγελος, ангелос - «вестник, посланец») в авраамических религиях - духовное разумное бесполое и бесплотное существо, выражающее волю Бога и обладающее сверхъестественными возможностями. Библия называет Ангелов служебными духами. Часто изображаются в виде людей с белоснежными крыльями за спиной.

Ангелам не ведомы наши распри, раздоры, войны, гнев, ненависть и зависть. Насыщаются они сладостью созерцания красоты Божественной и познанием премудрости вечной. Так, в непрестанном созерцании Бога, в постоянном устремлении и возвышении к Нему, в никогда несмолкающем песнословии безмерной славы и величия Его живут на небе ангелы.

Способности ангелов:

Сила Ангелов даруется Богом. Он определяет для любого Ангела те способности, которыми ангел будет обладать:
1. Быть невидимым для физического зрения.
2. Способность к полёту в духовном (Духовная возвышенность, близость к Богу).
3. Способность к проявлениям в материальном: умение появляться в физическом человеческом теле, возможность к воздействовать на физический мир. Видение сквозь толщу времени, возможность читать как человеческие души, так и мысли людей во взгляде,добираться до глубин помышлений сердца и разума человека.
4. Способность уничтожать целые города.
5. Ангелам присуща свободная воля выбора.

В Каббале ангелов насчитывается от ста тысяч до сорока девяти миллионов.
Каббала - руководство, описывающее путь к Богу. А путь этот ведёт через дворцы или несчётные залы, где нужна помощь ангелов.

Восемь главных ангелов:

1. Анаэль - внемли мне Бог
2. Гавриэль - сила Бога
3. Самуэль - яд Бога
4. Михаэль - подобный Богу, предводитель небесного войска
5. Сашиэль - справедливость Бога
6. Рафаэль - исцелитель
7. Кассиэль - престол Бога
8. Ориэль - свет Бога
Выше всех Метатрон - Глас Божий

Духи - человеческая душа, освободившаяся от тела:
1. Паваел - дух Святого Иосифа
2. Кафаель - дух Сопуствующий Иоанну Крестителю в пустыне
3. Рафаэль - дух Соломона
4. Гетатия - дух Моисея
5. Уриель - дух Ездры
6. Заимел - дух Моисеева жезла
7. Гетаель - дух Иисуса Навина
8. Гимель - дух змея Евы
9. Камаель - дух личного мужества
10. Офиль - дух благочестия
11. Алепта - дух Авраама
12. Гавриель - дух Илии
13. Самаель - дух Иоанна Крестителя
14. Михаель - дух Елессея
15. Во-Аель - дух призраков
16. Тетатиа - дух добродетели
17. Анаель - дух познания
18. Фалет - дух счастья (земного рая)

Семь главных демонов Дьявола (его обличия):

1. Самаэль - владыка воздуха и ангел Загробного Суда
2. Вельзевул - владыка Тьмы и демонов
3. Питон - дух прорицания
4. Белиал - дух вероломства
5. Асмодей - демон - истребитель
6. Люцифер - дух астрального света
7. Сатана - противящийся Богу

Над всеми этими творениями возвышается ангел молитвенных размышлений о Боге. Путь молитвенных размышлений ведёт его ко всё более возвышающей возможности любви, которая, в конечном счёте, достигается осознанием того, что каждая жизнь свята, что каждая жизнь есть Бог и передача любви. Всё, что мы сделаем в божественном экстазе молитвы или молитвенного размышления, представляет собой акт творения. И только такое деяние в Боге и посредством Бога создаёт новых ангелов.

Ангелы были сотворены Богом до создания материального мира, над которым они имеют значительную власть. Их значительно больше, чем всех людей.
Назначение ангелов: восславление Бога, воплощение славы его, направлять и воплощать благодать во славу Божию(потому они - великая помощь спасающимся).
Ангелы, так же, как и люди, имеют ум и их разум более совершеннен, чем человеческий. Ангелы - вечны. Они создают в душе человека его дух, позволяют сердцу человеческому сформировать свой образ.
В ангельском мире была учреждена Богом строгая иерархия(субординация из 9-ти ангельских чинов). Руководивший всем ангельским воинством Денница - самый могущественный, талантливый, красивый и приближённый к Богу.
Но однажды он настолько возгордился своим наивысшим положением среди прочих ангелов, что решился поднять бунт и самому занять место Бога. Более того, ему удалось совратить множество ангелов из разных чинов. Тогда в этот момент Архистратиг Михаил призвал колеблющихся оставаться верными Богу, возглавил воинство светлых ангелов, и поразил Денницу (который стал называться Диаволом, Сатаной, Лукавым и прочие, а другие падшие ангелы - бесами, демонами, чертями).
И была война на Небе, в результате которой нечистая сила низверглась в ад, где сорганизовалась в царство Веельзевула, с такой же ангельской иерархией. Падшие духи не до конца лишены своего прежнего могущества и, по попущению Бога, могут внушать людям греховные мысли и желания, руководить ими и причинять им боль. Но людям же помогают и добрые ангелы, которых больше, чем бесов.
Имя духа - не то же, что имя человека. Бог - дух, и как дух - называет существо не по преходящему (кто будет называть человека по марке его пиджака?), но по славе. Имя Ангела - имя его славы. Имена некоторых ангелов открыты людям: Михаил, Гавриил, Рафаил, Иегудиил, Салафаил и другие.
Ангелы - хранители - духи, посылаемых Богом каждому человеку ещё до рождения.
На каждого человека охотятся так же демоны, желающие погубить его душу с помощью внушаемых страхов, искушений и соблазнов. (в сердце каждого человека между Богом и дьяволом ведётся «невидимая брань»).
У каждого ангела (и у беса) различные способности: одни доносят до людей понимание добродетели нестяжания, другие укрепляют в людях веру.

Чины ангелов:
1. Ангелы
2. Архангелы
3. Престолы
4. Господства
5. Начала
6. Силы
7. Сияния
8. Восхождения
9. Разумения

Согласно Дионисию Ареопагиту ангелы располагаются в следующем порядке:
1. Первый лик (высшая иерархия)
2. Серафимы (ивр. שׂרפים‎ - горящие, пламенеющие, огненные, -греч. σεραφίμ - шестикрылые ангелы. Они пламенеют любовью к Богу и многих побуждают к ней.
3. Херувимы (др.-греч. χερουβίμ от ивр. כרובים‎, керубим -заступники, умы, распространители познания, излияние мудрости) - четырехкрылые и четырехликие ангелы. Их имя значит: излияние премудрости, просвещение. (Сатана был из чина херувимов).
4. Престолы (др.-греч. θρόνοι) - Богоносные - на них Господь восседает как на престоле и изрекает Суд Свой. Престолы (др.-греч. θρόνοι), согласно Дионисию: «Богоносные») - на них Господь восседает как на престоле и изрекает Суд Свой.
5. Второй лик (средняя иерархия)
6. Господства (др.-греч. κυριότητες, лат. dominationes) -наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению, учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения.
7. Силы (др.-греч. δυνάμεις, лат. potestates) - творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божьим.
8. Власти (др.-греч. ἐξουσίες, лат. virtutes) - имеют власть укрощать силу Дьявола.
9. Третий лик (низшая иерархия)
10. Начала (архонты) (др.-греч. ἀρχαί, лат. principates) - им поручено управлять Вселенной и стихиями природы.
11. Архангелы (начальники ангелов) (др.-греч. ἀρχάγγελοι -Михаил) - учители небесные, учат людей, как поступать в жизни.
12. Ангелы (др.-греч. ἀγγελοι - наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Гавриил; Рафаил; (Для Псевдо-Дионисия архангел Михаил является «ангелом»); Семь Ангелов с золотыми чашами, наполненными гневом Бога; Ангел Бездны Аваддон с цепью и ключом от бездны; Семь Ангелов с трубами.

Ангелы - бесплотные духи, участвующие в творении и жизни мира и исполняющие волю Творца. Собственно, еврейское «малах», как и греческое «ангелос», означают «вестник». Библия преимущественно говорит об ангелах, как о вестниках, посланцах Всемогущего, потому что именно в этом качестве они участвуют в жизни людей. Тем не менее, иногда библейские авторы обращают внимание и на иные аспекты бытия и служения ангелов.

Для Библии принципиально важно, что все ангелы - тварные существа, созданные Богом в рамках Его замысла о мире. Апостол Павел в Послании к Колоссянам (Кол.1:16), указывая на разнообразие существ, которых мы обычно называем общим понятием «ангелы», подчеркивает, что все они сотворены Богом и служат Ему. Природа ангелов в Библии почти не обсуждается; указывается лишь на то, что они - духи (Пс.103:4 , Евр.1:3-14), не имеющие плоти и костей (Лук.24:39) и в этом подобны Самому Богу. Всего Библия упоминает девять разных типов тварных духов: ангелы, архангелы, херувимы, серафимы, престолы, господства, начала, власти и силы. Однако целиком «список» подобного рода нигде не приводится; позднее (не ранее 5 в. по Р.Х.) происхождение имеет теория об иерархии небесных сил.

Особые формы служения приводятся лишь для некоторых чинов небесных сил. Так, херувимы и серафимы предстоят престолу Вседержителя (Ис. 6:2-4); также в небесном богослужении принимают участие ангелы (Откр.5:11-13). Христианские мыслители полагают, что прославление Бога занимает центральное место в бытии всех бесплотных сил. Особое значение этот факт имеет в связи с тем, что ангелы, насколько можно судить, хранят верность Богу и не грешат. Поэтому они становятся образцами чистоты и праведности, поэтому и их существование, исполненное хвалы Творцу, также становится для людей образцом. Как стража, своего рода почетный караул, ангелы окружают и служат всякому явлению силы Божьей на земле и на небе. Возможность видеть это дается людям благодаря особому приближению Бога (Иоан.1:51).

Главным же образом ангелы в Библии служат вестниками и исполнителями воли Божьей. В первую очередь архангел Гавриил и другие, не названные по имени ангелы, возвещают воплощение Сына Божьего и свидетельствуют Его Воскресение и Вознесение. В более частных случаях ангелы также возвещают людям волю Творца или совершают по Его повелению те или иные действия. Именно поэтому апостол Павел в послании к евреям называет ангелов «служебными духами».

Ангелы также будут исполнять волю Божью и при кончине мира; именно ангельское воинство и выступает против сил зла в финале истории.

Вместе с тем в Библии неоднократно выражение «Ангел Господень» служит эвфемизмом для обозначения непостижимого присутствия Самого Бога.