Когда умер василий 3. Великий князь Василий III Иванович

Отношения с боярами

При Василие III исчезают простые удельные отношения подданных к государю.

Барон Сигизмунд фон Герберштейн, германский посол, бывший в ту пору в Москве , замечает, что Василий III имел власть, какой не обладал ни один монарх, и затем добавляет, что когда спрашивают москвичей о неизвестном им деле, они говорят, равняя князя с Богом: "Мы этого не знаем, знает Бог да государь ".

На лицевой стороне печати великого князя имелась надпись: «Великий Государь Василий Божией милостью царь и господин всея Руси ». На оборотной стороне значилось: «Владимирской, Московской, Новгородской, Псковской и Тверской, и Югорьской, и Пермской, и многих земель Государь ».

Уверенность в собственной исключительности была внушена Василию как его дальновидным отцом, так и хитрой византийской царевной, его матерью. Византийскую дипломатичность, действительно, можно почувствовать во всей политике Василия, особенно в международных делах. Подавляя сопротивление его власти, он использовал жесткую силу, или хитрость, или и то другое. Следует отметить, что он редко прибегал к смертной казни, чтобы расправиться со своими противниками, хотя многие из них по его приказу были заключены в тюрьму или изгнаны. Это резко контрастирует с той волной террора, которая захлестнул Русь во время царствования его сына, царя Ивана IV .

Василий III правил посредством дьяков и людей, не выдававшихся знатностью и древностью рода. По отзывам бояр, Иван III еще советовался с ними и позволял себе противоречить, но Василий не допускал противоречий и решал дела без бояр со своими приближенными - дворецким Шигоной Поджогиным, да пятью дьяками.

Выразителем боярских отношений был в то время И.Н. Берсень-Беклемишев - человек очень умный и начитанный. Когда Берсень позволил себе противоречить великому князю, последний прогнал его, сказав: :"Ступай, смерд, прочь, не надобен ты мне ". Позже за речи против великого князя Берсень-Беклемишеву отрезали язык.

Внутрицерковные отношения

Таким образом так называемые "уделы" были упразднены и в Московском государстве остались только простые служилые и князья.

Война с Литвой

Сигизмунд 14 марта писал в Рим и просил организовать против русских крестовый поход силами христианского мира.

Кампания началась 14 июня. Армия под началом Василия III двинулась в направлении Смоленска через Боровск . Осада длилась четыре недели, сопровождалась интенсивным артиллерийским обстрелом города (было привлечено нескоько итальянских специалистов по осаде крепостей). Однако Смоленск вновь выстоял: осада была снята 1 ноября.

В феврале года Василий III отдал распоряжение готовиться к третьему походу. Осада началась в июле. Город был буквально расстрелян ураганным артиллерийским огнем. В городе начались пожары. Горожане набивались в храмы, молили Господа о спасении от московских варваров. Была написана специальныя служба покровителю города Меркурию Смоленскому . Город был сдан 30 или 31 июля.

Торжество взятия Смоленска было омрачено сильным поражением у Орши . Однако все попытки литовцев отвоевать Смоленск окончились неудачей.

В году было заключено перемирие с уступкой Смоленска Москве до "вечного мира" или "докончания". В году, по данному им 9 лет назад обету, великий князь основал близ Москвы Новодевичий монастырь в благодарность за взятие Смоленска.

Войны с Крымом и Казанью

Во время литовской войны Василий III был в союзе с Альбрехтом, курфюрстом бранденбургским и великим магистром Тевтонского ордена, которому помогал деньгами для войны с Польшей ; князь Сигизмунд со своей стороны не щадил денег, чтобы поднимать на Москву крымских татар.

Поскольку теперь крымские татары вынуждены были воздерживаться от набегов на украинские земли, принадлежащие великому князю литовскому, они направили свои алчные взоры в сторону Северской земли и приграничных областей Великого княжества Московского . Это стало началом затяжной войны между Русью и крымскими татарами, в которой на стороне последних позднее приняли участие оттоманские турки.

Василий III пытался сдержать крымцев, стараясь заключить союз с султаном турецким, который как верховный повелитель мог запретить крымскому хану вторгаться на Русь. Но у Руси с Турцией не было никаких общих выгод и султан отклонял предложение союза и отвечал прямым требованием, чтобы великий князь не трогал Казани . Разумеется, великий князь не мог выполнить этого требования.

Летом г. сыну и наследнику Менгли-Гирея, хану Мухаммед-Гирею удалось добраться до окраин самой Москвы . Наместник Черкасс, Евстафий Дашкевич, во главе войска украинских казаков, находившихся у него на службе, совершил набег на Северскую землю. Когда Василий III получил известия о вторжении татар, он, чтобы собрать побольше войск, отступил в Волок, оставив Москву на православного татарского князя Петра, мужа сестры Василия Евдокии (+ 1513). Муххамед-Гирей упустил удобное время и не занял Москву, лишь опустошив окрестности. Слухи о враждебных замыслах астраханцев и движении московского войска заставили хана удалиться на юг, захватив с собой огромный полон.

Казанский хан Мухаммед-Эмин выступил против Москвы вскоре после смерти Ивана III. Весной г. Василий III послал на Казань русские войска, но поход не удался - русские потерпели два серьезных поражения. Однако два года спустя Муххаммед-Эмин вернул Москве пленников и подписал с Василием дружественный договор.После смерти Мухаммед-Эмина Василий III направил в Казань касимовского царевича Шаха-Али. Казанцы сначала приняли его как своего хана, но вскоре, под влиянием крымских агентов, восстали и пригласили на казанский трон Сахиб-Гирея, брата крымского хана ( г.). Шаху-Али было позволено со всеми его женами и имуществом возвратиться в Москву .Как только Сахиб-Гирей воссел в Казани , он приказал часть русских, проживающих в Казани, уничтожить, других обратить в рабство.

Строительство

Правление Василия III отмечено в Москве размахом каменного строительства.

  • Были построены стены и башни Кремля со стороны р. Неглинной.
  • В году освящены Архангельский собор и церковь Иоанна Предтечи у Боровицких ворот .
  • Весной года в Москве были заложены каменные церкви Благовещения в Воронцове , Благовещения на Старом Хлынове , Владимира в Садех (Старосадский переулок), Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором , Варвары против Панского двора и др.

Строились по указу царя храмы и в иных частях русской земли. В Тихвине в году для чудотворной

Василий 3 (годы правления 1505-1533) ознаменовались окончательным сбором русских земель вокруг Москвы. Именно при Василии III завершился процесс объединения земель вокруг Москвы и продолжил формироваться процесс создания Русского государства.

Большинство историков сходится во мнении, Что Василий 3 как правитель и личность сильно уступал своему отцу, Ивану 3. Тяжело однозначно сказать так это или нет. Факт заключается в том, что Василий продолжил дела (причем успешно), начатые его отцом, но собственных важных дел начать не успел.

Конец удельной системе

Иван 3 передал всю полноту власти Василию 3, а младшим сыновьям наказал слушаться старшего брата во всем. Василию 3 достались 66 городов (другим сыновьям 30), а также право определять и вести внешнюю политику страны и чеканить монеты. Удельная система сохранялась, но власть великого князя над другими становилась все сильнее. Очень точно описал систему Руси того периода Иосиф Волоцкий (церковный деятель), который назвал правление Василия 3 правлением над «Всея Русския земли государем государь». Государем государь – так и было на самом деле. Были государи, которые владели уделами, но над ними был единый государь.

В борьбе с уделами Василий 3 проявил хитрость – он запрещал своим братьям, владельцам уделов, жениться. Соответственно у тех не было детей и их власть отмирала, а земли переходили в подчинение к Москве. К 1533 году усевалось всего 2 удела: Юрия Дмитровского и Андрея Старицкого.

Внутренняя политика

Объединение земель

Внутренняя политика Василия 3 продолжила путь его отца, Ивана 3: объединение русских земель вокруг Москвы. Основные начинания в этом плане были следующими:

  • Подчинение самостоятельных княжеств.
  • Укрепление границ государства.

В 1510 году Василий 3 подчинил Псков. Во многом способствовал этому псковский князь Иван Репня-Оболенский, который был человеком жестоким и беспринципным. Псковитяне его не любили, устраивали бунты. В результате князь был вынужден обратиться к главному Государю, прося того усмирить граждан. После этого источников точных нет. Известно только, что Василий 3 арестовал послов, которые были к нему посланы от горожан, и предложил им единственное решение проблемы – подчинение Москве. На том и порешили. Чтобы укрепиться в этом регионе Великий Князь пересылает в центральные районы страны 300 самых влиятельных семей Пскова.

В 1521 году власти Москвы подчинилось Рязанское княжество, в 1523 году последние южные княжества. Тем саамы основная задача внутренней политики эпохи правления Василия 3 была решена – страна объединилась.

Карта российского госдуарства при Василии 3

Карта, на которой обозначеные последние эатапы обьединения русских земель вокруг Москвы. Большая часть этих изменений происходила при правлении князя Василия Ивановича.

Внешняя политика

Расширение российского государства при Василии 3 также получилось достаточно обширным. Стране удалось укрепить свое влияние, несмотря на достаточно сильных соседей.


Западное направление

Война 1507-1508 годов

В 1507-1508 годах шла война с Литвой. Причиной стало то, что пограничные литовские княжества стали присягать на верность Руси. Последним это сделал князь Михаил Глинский (до этого Одоевские, Бельские, Вяземские и Воротынские). Причина нежелания князей находиться в составе Литвы кроются в религии. Литва запрещала православие насильственно насаживала местному населению католицизм.

В 1508 году русские войска осадили Минск. Осада была успешной и Сигизмунд 1 запросил мира. По его итогам за Россией были закреплены все земли, которые присоединил Иван 3. Это был большой прорыв и важный шаг во внешней политике и в укреплении российского госдуарства.

Война 1513-1522 годов

В 1513 году Василий 3 узнает, что Литва договорилась с Крымским ханством и готовится к военному походу. Князь решил сыграть на опережение и осадил Смоленск. Штурм города был тяжелым и две атаки город отбил, но в конечном итоге в 1514 году русские войска все же взяли город. Но в этом же году великий князь проиграл битву под Оршей, что позволило литовско-польским войскам подойти к Смоленску. Город взять не удалос.

Незначительные сражения продолжались вплоть до 1525 года, когда был подписан мир на 5 лет. По итогам мира Россия сохраняла за собой Смоленск, а граница с Литвой теперь проходила по реке Днепр.

Южное и восточное направления

Восточное и южное направление внейшней политики князя Василия Ивановича следует рассматривать в совокупности, поскольку крымский хан и казанский хан действовали совместно. Еще в 1505 году казанский хан вторгается с грабежами на русские земли. В ответ Василий 3 направляет войско к Казани, вынуждая врага вновь присягнуть на верность Москве, как было при Иване 3.

1515-1516 года – крымская армия доходит до Тулы, опустошая по дороге земли.

1521 года – на Москву одновременно начали военный поход крымский и казанский ханы. Дойдя до Москвы крымский хан потребовал, чтобы Москва платила дань, как было прежде, и Василий 3 согласился, поскольку враг был многочислен и силен. После этого ханская армия пошла к Рязани, но город не сдался, и они вернулись на свои земли.

1524 год – крымское ханство захватывает Астрахань. В городе были убиты все русские купцы и наместник. Василий 3 заключается перемирие и направляет армию к Казани. Казанские послы прибывают в Москву для ведения переговоров. Они затянулись на несколько лет.

1527 год – на реке Оке русская армия разбило войско крымского хана, тем самым были остановлены постоянные набеги с юга.

1530 год – русская армия отправляет на Казань и берет город штурмом. В городе ставится правитель – московский ставленник.

Ключевые даты

  • 1505-1533 – правление Василия 3
  • 1510 – присоединение Пскова
  • 1514 – присоединение Смоленска

Жены царя

В 1505 году Василий 3 решил жениться. Для князя были устроены настоящие смотрины – 500 знатных девушек со всей страны приехали в Москву. Выбор князя остановился на Соломнии Сабуровой. Вместе они прожили 20 лет, но княгиня не могла родить наследника. В результате по решению князя Соломнию постригли в монахини и отправили в суздальский женский Покровский монастырь.

Фактически Василий 3 осуществил развод с Соломонией, нарушив все законы того времени. Более того, для этого даже пришлось сместить митрополита Варлаама, который отказывался устраивать развод. Н в конечном итоге, после смены митрополита, Соломония была обвинена в колдовстве, после чего пострижена в монахини.

В январе 1526 года Василий 3 женится на Елене Глинской. Род Глинских был не самым знатным, но Елена была красива и молода. В 1530 году она родила первого сына, которого назвали Иваном (будущий царь Иван Грозный). Вскоре был рожден еще один сын – Юрий.

Держать власть любой ценой

Правление Василия 3 долгое время казалось невозможным, поскольку его отец хотел передать престол своему внуку от первого брака – Дмитрию. Более того, в 1498 году Иван 3 венчает на царствование Дмитрия, объявляя его наследником престола. Вторая жена Ивана 3 Софья (Зоя) Палеолог вместе с Василием организуют заговор против Дмитрия, чтобы избавиться от конкурента по наследию престола. Заговор был раскрыт, а Василий арестован.

  • В 1499 году Иван 3 милует сына Василия и выпускает его из тюрьмы.
  • В 1502 году обвиняют и сажают в тюрьму самого Дмитрия, а Василия благословляют на царствование.

В свете событий борьбы за правление Россией Василий 3 четко уяснил, что важна власть любой ценой, и каждый кто будет этому мешать – враг. Вот, например, какие слова есть в летописи:

Я царь и господин по праву крови. Я ни у кого не просил титулов и не покупал их. Не существует законов, по которым я должен кому-то подчиняться. Веруя в Христа, я отвергаю любые права, выпрошенные у других.

Князь Василий 3 Иванович

Василий III (25.03.1479 - 3.12.1533) вступил на престол в октябре 1505 года.

Согласно духовной грамоте ИванаIII он унаследовал титул отца, право на чеканку монет, и получил в управление 66 города. Среди этих городов, такие центры, как Москва, Тверь, Новгород.

Его братьям досталось 30 городов. Они также должны были слушаться Ивана, как своего отца. Василий III старался продолжить дело отца и во внутренней и во внешней политике.

Он хотел показать своё могущество, самовластие, при этом был обделён способностями и достоинствами своего отца .

Василий III укреплял позиции России на западе, и не забывал о возвращении земель Руси, которые находились под властью Великого княжества Литовского и Левонского ордена.

Во время первой войны между Литвой и Московским государством в 1507 - 1508 г, польский король Сигизмунд I и великий князь литовский пытались объединить противников московских вместе. Вот только ничего у них не получилось.

Мятежника Михаила Глинского поддержала Москва и Литва вынужденно подписала вечный мирный договор с русскими. Да в мире просуществовали стороны только четыре года. Уже в 1512 году началась новая война, которая длилась почти десять лет.

На юге тоже было не спокойно, опасность со стороны татар не уменьшалась. Хотя мы помним, что Большая Орда пала в 1502 году. Крымские и татарские татары наводили страх жителям южных и восточных окраин русского государства. А если нападавшие умудрялись обойти границу, то они направлялись в центр, и даже угрожали Москве.

Василий III посылал ханам подарки, чтобы добиться мира с ом. Но вместе с тем, не забывал вывести войско на берег реки Оки, чтобы защититься от не прошеного гостя. Также строились оборонительные крепости из камня в Туле, Коломне, Калуге, Зарайске.

Внутри страны, Василий III преуспел. Он решил окончательно подчинить себе (1510 год), покорил Рязань (1521). Опора великого князя - это служилые люди бояре и дворяне. На время их службы государю им выделялось поместье. Жившие на этих землях крестьяне, по приказу великого князя обязаны были содержать помещиков.

Крестьяне пахали и засеивали земли (барщина), косили сено и убирали урожай, пасли скот и ловили рыбу. Также простой люд отдавал часть продуктов своего труда (продуктовый оброк). Раздача земли, во время объединения русских земель, приняла характер системы. А её как раз и не хватало. Правительство даже хотело отобрать монастырские и церковные земли, но не получилось. Церковь обещала поддержку власти, лишь бы оставили землю.

При Василии III развитие поместной системы привело к появлению помещичьих усадеб по всей России, кроме северных территорий. Настойчивый и осторожный царь правил своим государством политически стабильно. Был замечен рост экономики, строились новые города, развивались ремёсла. В крупных сёлах, которые находились на больших дорогах, появились торжки - место торговли ремесленников.

В таких сёлах возникали дворы «непашенных крестьян», т. е. дворы тех, кто бросил пахать землю и занялся ремеслом, торговлей. Это были кузнецы, портные, сапожники, бочары и другие. Надо сказать, что население было малочисленное, в Москве, например, оно составляло около 100 тысяч человек. В других городах народу было ещё меньше.

При Василии III, завершилось объединение русских княжеств в одно государство. Помимо русских, в государство входили мордва, карелы, удмурты, коми и многие другие народности. Российское государство было многонациональным. Вырос авторитет Русского государства в глазах восточных и европейских правителей. Московское «самодержавство» прочно укрепилось в России. После смерти Василия III, настали , за которым последовало венчание на царский престол сына Василия .

Годы жизни: 25 марта 1479 - 4 декабря 1534 .

Годы правления: Великий князь Московский и всея Руси (1506 - 1534).

Из рода Московских великих князей. Сын Ивана III Васильевича Великого и византийской царевны Софьи Фоминишны Палеолог.

Вел. кн. Московский и всея Руси в 1506 - 1534 гг.

Детство и ранняя молодость Василия прошли в тревогах и испытаниях. Далеко не сразу он был провозглашен наследником своего отца, поскольку у Ивана III был старший сын от первого брака - Иван Молодой. Но в 1490 году Иван Молодой умер. Иван III должен был решать, кому завещать престол - сыну Василию или внуку Дмитрию Ивановичу. Большинство бояр поддерживало Дмитрия и его мать Елену Стефановну. Софью Палеолог в Москве не любили, на ее сторону встали только дети бояр и дьяки. Дьяк Федор Стромилов известил Василия, что отец хочет пожаловать великим княжением Дмитрия, и вместе с Афанасием Яропкиным, Поярком и другими детьми боярскими начал советовать молодому князю выехать из Москвы, захватить казну в Вологде и на Белоозере и погубить Дмитрия. Главные заговорщики набрали себе и других соумышленников и привели их тайно к крестному целованию. Но заговор был открыт в декабре 1497 года. Иван III велел держать сына на его же дворе под стражей, а приверженцев его казнить. Шестерых казнили на Москве-реке, многих других детей боярских бросили в тюрьмы. В то же время великий князь рассердился и на жену свою за то, что к ней приходили ворожеи с зельем; этих лихих баб отыскали и утопили в Москве-реке ночью, после чего Иван стал остерегаться жены.

4 февраля 1498 года он венчал в Успенском соборе Дмитрия-"внука" на великое княжение. Но торжество бояр не было продолжительным. В 1499 году опала настигла две знатнейшие боярские семьи - князей Патрикеевых и князей Ряполовских. Летописи не говорят, в чем состояли их крамолы, но нет сомнений, что причину надо искать в их действиях против Софьи и ее сына. После казни Ряполовских Иван III начал, повыражению летописцев, нерадеть о внуке и объявил сына Василия великим князем Новгорода и Пскова. 11 апреля 1502 года он положил опалу на Дмитрия и его мать Елену, посадил их под стражу и не велел называть Дмитрия великим князем, а 14 апреля пожаловал Василия, благословил и посадил на великое княжение Владимирское, Московское и всея Руси самодержцем.

Следующей заботой Ивана III было найти для Василия достойную супругу. Он поручил своей дочери Елене, бывшей замужем за великим князем Литовским, разузнать, у каких государей будут дочери на выданье. Но старания его на этот счет остались безуспешны, равно как и поиски женихов и невест в Дании и Германии. Иван принужден был уже в последний год своей жизни женить Василия на Соломонии Сабуровой, выбранной из 1500 девиц, представленных для этого ко двору. Отец Соломонии, Юрий, не был даже боярином.

Став великим князем, Василий шел во всем по пути, указанном его родителем. От отца же он наследовал страсть к строительству. В августе 1506 года умер литовский великий князь Александр. Враждебные отношения между двумя государствами после этого возобновились. Василий принял к себе литовского мятежника князя Михайла Глинского. Только в 1508 году заключен был мир, по которому король отказался от всех отчин, принадлежавших князьям, перешедшим при Иване III под власть Москвы. Обезопасив себя со стороны Литвы, Василий решил покончить с независимостью Пскова. В 1509 году он поехал в Новгород и приказал прибыть к себе псковскому наместнику Ивану Михайловичу Ряпне-Оболенскому и псковичам, чтобы он мог разобрать их взаимные жалобы. В 1510 году на праздник Крещения он выслушал обе стороны и нашел, что псковские посадники наместника не слушались, и было ему от псковичей много обид и насилий. Также Василий обвинил псковичей в том, что они государево имя презирали и не проявляли к нему должных почестей. За это великий князь наложил опалу на наместников и велел их схватить. Тогда посадники и другие псковичи, признав свою вину, били Василию челом, чтоб он пожаловал свою отчину Псков и устроил ее как ему Бог известил. Василий велел сказать: "Вечу в Пскове не быть, а быть в Пскове двум наместникам". Псковичи, собрав вече, стали думать, выступить ли против государя и за переться ли в городе. Наконец решили покориться. 13 января сняли они вечевой колокол и со слезами отправили в Новгород. 24 января Василий приехал в Псков и устроил здесь все по своему усмотрению. 300 самых знатных семей, бросив все свое добро, должны были переселиться в Москву. Деревни выведенных псковских бояр были отданы московским.

От псковских дел Василий вернулся к литовским. В 1512 году началась война. Главной целью ее был Смоленск. 19 декабря Василий выступил в поход с братьями Юрием и Дмитрием. Шесть недель он осаждал Смоленск, но безуспешно, и вернулся в Москву в марте 1513 года. 14 июня Василий вторично выступил в поход, сам остановился в Боровске, а к Смоленску отправил воевод. Они разбили наместника Юрия Сологуба и осадили город. Узнав об этом, Василий сам приехал в лагерь под Смоленск, но и на этот раз осада была неудачной: то, что москвичи разрушали днем, смоляне заделывали ночью. Удовлетворившись опустошением окрестностей, Василий велел отступить и возвратился в Москву в ноябре. 8 июля 1514 года он выступил в третий раз к Смоленску с братьями Юрием и Семеном. 29 июля началась осада. Артиллерией руководил пушкарь Стефан. Огонь русских пушек наносил смолянам страшный урон. В тот же день Сологуб с духовенством вышел к Василию и согласился сдать город. 31 июля смоляне присягнули великому князю, и 1 августа Василий торжественно вступил в город. Пока он устраивал здесь дела, воеводы взяли Мстиславль, Кричев и Дубровны. Радость при московском дворе была необычайная, поскольку присоединение Смоленска оставалось заветной мечтой еще Ивана III. Неудовлетворен был один Глинский, хитроумию которого польские летописи главным образом и приписывают успех третьего похода. Он надеялся, что Василий даст ему Смоленск в удел, но ошибся в ожиданиях. Тогда Глинский завел тайные сношения с королем Сигизмундом. Очень скоро его разоблачили и в оковах отправили в Москву. Некоторое время спустя русское войско под командованием Ивана Челядинова потерпело тяжелое поражение от литовцев под Оршею, но литовцы не смогли после этого взять Смоленск и таким образом не воспользовались своей победой.

Тем временем собирание русских земель шло своим чередом. В 1517 году Василий вызвал в Москву рязанского князя Ивана Ивановича и велел схватить его. После этого Рязань была присоединена к Москве. Сразу вслед за тем присоединили Стародубское княжество, а в 1523 году - Новгород-Северское. Князь Новгород-Северский Василий Иванович Шемякин, подобно рязанскому князю, был вызван в Москву и заключен в темницу.

Хотя война с Литвой фактически не велась, мир заключен не был. Союзник Сигизмунда крымский хан Магмет-Гирей в 1521 году совершил набег на Москву. Московское войско, разбитое на Оке, бежало, и татары подступили к стенам самой столицы. Василий, не дожидаясь их, уехал в Волоколамск собирать полки. Магмет-Гирей не был, однако, расположен брать город. Опустошив землю и захватив несколько сот тысяч пленников, он ушел обратно в степь. В 1522 году опять ждали крымцев, и Василий с большим войском сам караулил на Оке. Хан не пришел, но его нашествия нужно было постоянно опасаться. Поэтому Василий сделался более сговорчивым в переговорах с Литвой. В том же году заключено было перемирие, по которому Смоленск остался за Москвой.

Итак, государственные дела потихоньку образовывались, но будущность русского престола оставалась неясной. Василию было уже 46 лет, но он еще не имел наследников: великая княгиня Соломония была бесплодной. Тщетно употребляла она все средства, которые приписывались ей знахарями и знахарками того времени, - детей не было, исчезла и любовь мужа. Василий с плачем говорил боярам: "Кому по мне царствовать на Русской земле и во всех городах моих и пределах? Братьям передать? Но они и своих уделов устроить не умеют". На этот вопрос послышался ответ между боярами: "Государь, князь великий! Неплодную смоковницу посекают и изметают из винограда". Так думали бояре, но первый голос принадлежал митрополиту Даниилу, который одобрил развод. Неожиданное сопротивление Василий встретил со стороны инока Вассиана Косого, бывшего князя Патрикеева, и известного Максима Грека. Несмотря, однако, на это сопротивление, в ноябре 1525 года был объявлен развод великого князя с Соломонией, которую постригли под именем Софьи в Рождественском девичьем монастыре, а потом отослали в Суздальский Покровский монастырь. Так как на это дело смотрели с разных точек зрения, то неудивительно, что до нас дошли о нем противоречивые известия: в одних говорится, что развод и пострижение последовали согласно желаниям самой Соломонии, даже по ее просьбе и настоянию; в других, наоборот, пострижение ее представляется делом насильственным; распустили даже слухи, что вскоре после пострижения у Соломонии родился сын Георгий. В январе следующего 1526 года Василий женился на Елене, дочери умершего князя Василия Львовича Глинского, родной племяннице знаменитого князя Михаила. Новая супруга Василия во многом отличалась от тогдашних русских женщин. Елена усвоила от отца и дяди иноземные понятия и обычаи и, вероятно, пленила великого князя. Желание понравиться ей было так велико, что, как говорят, Василий III даже обрил для нее свою бороду, что, по тогдашним понятиям, было несовместимо не только с народными обычаями, но и с православием. Великая княгиня все более и более овладевала своим супругом; но время проходило, а желанная цель Василия - иметь наследника - не достигалась. Возникло опасение, что и Елена останется так же бесплодна, как и Соломония. Великий князь вместе с женой совершал путешествия по разным русским монастырям. Во всех русских церквях молились о чадородии Василия - ничего не помогало. Прошло четыре года с половиной, пока наконец царственная чета не прибегла в молитвах к преподобному Пафнутию Боровскому. Тогда только Елена сделалась беременной. Радость великого князя не имела пределов. Наконец 25 августа 1530 года Елена родила первенца Ивана, а через год и несколько месяцев - другого сына, Юрия.

Но едва старшему, Ивану, минуло три года, как Василий серьезно занемог. Когда он ехал от Троицкого монастыря в Волок Дамский, на левом бедре, на сгибе, у него показалась багровая болячка размером с булавочную головку. После этого великий князь начал быстро изнемогать и приехал в Волоколамск уже без сил. Врачи принялись лечить Василия, но ничего не помогало. Из болячки вытекало гною больше таза, вышел и стержень, после чего великому князю стало легче. С Волока он по ехал в Иосифе-Волоколамский монастырь. Но облегчение было недолгим. В конце ноября Василий совсем без сил приехал в подмосковное село Воробьеве. Лекарь Глинского Николай, осмотрев больного, сказал, что осталось уповать только на Бога. Василий понял, что смерть близка, написал завещание, благословил своего сына Ивана на великое княжение и скончался 3 декабря. Погребен в Москве, в Архангельском соборе.

С возведением Даниила в сан митрополита московского можно было ожидать, что иосифлянство окончательно утвердится в Московии. И действительно, вскоре Даниил устранил своих основных противников. Когда появлялась вакансия на то или иное важное место в церковной администрации, Даниил назначал иосифлянина. Следует согласиться с тем, что он знал, как подбирать квалифицированных помощников, и некоторые из его назначений были вполне удачны. Именно Даниил возвел в 1526 г. Макария в сан архиепископа новгородского. Макарий проявил себя одним из просвещенных русских священнослужителей, и ему предстояло сыграть важную роль первой половине царствования Ивана Грозного. Даниил поддерживал самодержавие Василия разными способами и увеличил подчинение русской церкви власти великого князя. В свою очередь, Василий III вынужден был отказаться от своих и претензий на церковные земли.

Поскольку церковные земли не подлежали конфискации в местный фонд, у Василия III не было иного выбора, кроме как извратить часть государственных (черных) земель поместьям, хотя он пользовался каждым случаем для расширения фонда государственной земли через аннексию, как это было с Псковом и Рязанью. К 1523 г. Василию удалось присоединить также и Северскую землю. Двое северских князей, потомки прежних врагов Василия II – Василий Шемячич Новгород‑Северский и Василий Стародуский, внук Ивана Можайского – признали господство Ивана III в 1500 г. и были оставлены в Северской земле как удельные князья. Они ненавидели друг друга и плели друг против друга интриги. Василий Стародубский умер около 1518 г., и его удел отошел к Москве. В 1523 г. великий князь Василий III призвал князя Василия Шемячича в Москву для объяснений, поскольку тот подозревался в тайной связи с королем Сигизмундом. Шемячич боялся появляться в Москве, но митрополит Даниил поручился за его безопасность, дав клятву на иконе Богоматери. Сначала Шемячич был хорошо принят в Москве, но вскоре арестован и заключен в тюрьму. Там он и умер шестью годами позже, а его удел был включен в состав московских земель.

Даниил не встал на защиту Шемячича, что возмутило многих русских, особенно тех, кто следовал заповедям Нила Сорского. Великий князь Василий, однако, был доволен действиями Даниила или, скорее, отсутствием всяких действий. Вскоре Даниил помог Василию с решением его семейных дел. Как уже упоминалось Василия огорчало бесплодие его жены Соломонии (урожденной Сабуровой). Соломония была доброй и добродетельной женщиной, и Василий был всем доволен, кроме отсутствия наследников. Для Василия III это было делом не только семейным делом, но и государственным. Если бы он умер бездетным, ему наследовал бы брат Юрий, а Василий Юрию не доверял; если быть точнее, он презирал его.

Ведущие московские бояре, руководствуясь государственными соображениями, поддержали решение Василия III развестись с Соломонией и жениться снова. Все дело теперь зависело от митрополита, без чьего позволения Василий III не мог начать бракоразводный процесс. Развод в подобном случае противоречил евангельским заповедям и обычаям греко‑православной церкви. Сначала Даниил не решался дать разрешения на развод. Вероятно, под влиянием Максима Грека он посоветовал Василию III проконсультироваться с восточными патриархами и с монахами горы Афон. Так и было сделано, но положительного ответа Василий не получил. Тогда Даниил все‑таки дал санкцию на развод. 28 ноября 1525 г. Соломонию, несмотря на ее протесты, постригли в монашенку под именем София и отправили в Покровский монастырь в Суздале. Вскоре после этого Даниил благословил второй брак Василия с молодой княжной Еленой Глинской и сам совершил богослужение в день свадьбы 21 января 1526 г.

Пособничество Даниила разводу и повторному браку Василия III вызвало негодование многих выдающихся русских людей, особенно – противников Василия III и иосифлянства. В одной из редакций Псковской летописи второй брак Василия назван прелюбодеянием. Таковым же было и мнение Вассиана Патрикеева. Максим Грек также полагал, что развод и новый брак с церковной точки зрения незаконны. Некоторые бояре, включая князя Семена Федоровича Курбского и Ивана Никитича Берсень‑Беклемишева (долго находившегося в немилости у великого князя), резко критиковали как митрополита, так и великого князя.

Большинство из тех, кто выступал против развода и повторного брака Василия, были наказаны тем или иным образом под разными предлогами. Князь Курбский попал в опалу и умер в немилости в 1527 г. Берсень‑Беклемишев был обвинен в нанесении оскорблений великому князю и в феврале 1525 г. вместе со своим другом взят под стражу и подвергнут пытке. Берсеня приговорили к смерти, а его друга дьяка – к отрезанию языка. Берсень был другом Максима Грека и часто навещал его. Это обстоятельство было раскрыто во время суда над Берсенем, и Максим был вызван для дачи показаний перед особым собором, на котором председательствовал сам великий князь, и который включал в себя не только епископов и монахов, но и бояр.

О религиозных и политических взглядах Максима Грека будет идти в другом томе. Здесь же будет нелишним сказать несколько слов о его положении на Руси до 1525 г. В свое время его пригласили в Москву с предложением переводить толкования псалмов и некоторых других греческих трудов, а также опровергать ересь жидовствующих. Максим считал, что его миссия только временная. Проблема заключалась в том, что когда он покидал гору Афон, он не знал ни славянского (использовавшегося русскими в их церковных книгах), ни русского. Он сразу же взялся за изучение обоих языков. Поскольку он был хорошим лингвистом (знавшим в совершенстве греческий и латынь), задача эта была не слишком трудной, но, естественно, выполнение ее требовало времен Двум ученым русским, в том числе Дмитрию Герасимову, было поручено работать с Максимом. Они не знали греческого; так образом, Максим вынужден был переводить оригинальный греческий текст на латынь, а Герасимов и его коллега уже перевод ли его на русский. Позднее Максим уже мог самостоятельно пер водить непосредственно с греческого на русский. Конечно же, ошибки в переводе были неизбежны и в конце концов эти ошибки стали причиной нападок на него иосифлян.

Максим был принят митрополитом Варлаамом с большим уважением. Под влиянием Варлаама Василий III также сначала благожелательно отнесся к нему; на Грека смотрели как на крупного реформатора, ученого и талантливого человека, который призвав был давать государю и митрополиту советы, как построить идеальное государство и общество. Духовные и этические взгляды Максима на христианство были созвучны воззрениям заволжские старцев (не следует забывать, что корни духовности Нила Сорского также уходили в мудрость ученых‑монахов горы Афон). Последователи нестяжателей, такие, как Варлаам и Вассиан Патрикеев, лучше могли понять и оценить Максима, нежели иосифляне. Поэтому вполне естественно, что Вассиан Патрикеев и его друзья близко сошлись с Максимом и стали часто навещать его. Большинство бесед Максима с гостями носило религиозный характер, но иногда, особенно в разговорах с опальным боярином Берсень‑Беклемишевым, поднимались и политические вопросы. Сам Максим готов был всем сердцем поддерживать тех, кто выступал против права монастырей владеть земельными угодьями.

Как только Варлаам был смещен с московского престола и митрополитом стал Даниил, противники монастырской собственности утратили свое влияние при великокняжеском дворе. Сначала Даниил терпимо относился к Максиму, уважая его ученость, вскоре его отношение изменилось, и после суда над Берсенем решил взяться и за Максима.

На соборе 1525 г. Максима обвинили в резкой критике русских церковных книг, в восхвалении авторитета патриарха константинопольского и в допущении некоторых догматических ошибок. Последнее обвинение возникло из‑за того, что Максим, когда писал на славянском, иногда ошибался, и был неверно понят. Что касается авторитета патриарха константинопольского, то Максим никогда не скрывал своего мнения, что митрополиту московскому нужно благословение от патриарха. Максим считал себя членом греческой церкви, а не подчиненным властям русской церкви. Максиму вынесли суровое наказание. Он был заключен в Волоцкий монастырь «для покаяния и исправления»; ему запретили учить кого‑либо, сочинять что‑либо и вести с кем бы то ни было переписку.

В заключении Максим испытывал тяжелые физические и духовные страдания. Несмотря на жесткий режим, он сумел написать несколько писем, в которых защищал себя и резко нападал и недостатки русской церковной иерархии. Это стало известно Даниилу, и в 1531 г. Максим еще раз предстал перед судом. На сей раз часть обвинений против него носила политический характер На основании дружбы с турецким посланником, греком Скиндером, который к тому времени уже умер (1530 г.), Максиму предъявили обвинения в симпатиях к туркам. Кроме того, Максим был признан виновным в богохульстве и искажении Писания, и ему на этой почве было запрещено принимать Святое причастие, что стало для него суровым ударом. Его перевели из Волока в Отрочь монастырь в Твери. Тверской епископ прежде был монахом Волоцкого монастыря, и Даниил мог быть уверен, что Максиму будет выказано никакого благоволения.

Решив судьбу Максима, собор 1531 г. перешел к рассмотрению «так называемых» преступлений Вассиана Патрикеева. В частности, митрополит Даниил вменил ему в вину следование доктринам дохристианских греческих философов, таких, как Аристотель и Платон. Гнев Даниила вызвала также острая полемика Вассиана с иосифлянами по вопросу о монастырской земле. Более того, Вассиан высказывал сомнения по поводу предполагающегося причисления к лику святых митрополита Ионы и Макария Калязинского, каждый из которых должен был быть официально канонизирован в 1547 г. В ряде своих писаний Вассиан выражал определенные неортодоксальные взгляды, особенно на божественную природу тела Христова. Это дало возможность Даниилу объявить Вассиана последователем ереси Евтихия и Диоскора, то есть, мо‑нофиситом и манихеистом. Собор признал Вассиана еретиком и приговорил к заключению в Волоцкий монастырь. Там осужденный был брошен в ту же тюремную келью, что раньше занимал Максим Грек, который теперь находился в Твери. Вассиан был заточен в монастырь бессрочно, и дата его смерти нам неизвестна. Вероятно, это случилось около 1532 г. Знаменитый противник Ивана Грозного Андрей Михайлович Курбский говорит, что Вассиана по приказу Василия III «вскоре уморили голодом» волоцкие монахи. Курбский мог ошибаться относительно причин смерти Вассиана, но то, что Вассиан умер «вскоре» после прибытия в Волок, представляется правдоподобным.

Повторная женитьба Василия III повлекла за собой немало религиозных, политических, династических и психологических изменений. С религиозной и политической точек зрения, Василий порвал со многими близкими ему людьми. Среди этих людей, как мы знаем, были духовное светило православного христианства Максим Грек и искатель религиозной правды Вассиан Патрикеев. Однако боярская дума, как и большинство бояр в целом, продолжала поддерживать общую политику Василия III. Положение боярского совета оставалось прежним. Дядя новой великой княгини Елены – князь Михаил Львович Глинский – вскоре был прощен Василием, вернулся и стал важной фигурой при великокняжеском дворе. В думе Глинский занимал третье место после князя Бельского и князя Шуйского.

В 1526 г. Запад снова попытался примирить Москву с Литвой. В Москву отправился посланник императора Карла V, которого в качестве представителя его брата, короля Фердинанда, сопровождал барон Герберштейн. Папа также послал своего легата. На сей раз западное посредничество в московско‑литовском конфликте отчасти удалось, и перемирие продлили еще на шесть лет, условии, что Смоленск останется под властью Москвы.

Крымские татары несколько раз совершали набеги на приграничные московские области, но всякий раз получали отпор. Ода ко им удалось доставить Москве немало неприятностей. Московские позиции по отношению к Казанскому ханству сильно укрепились благодаря строительству новой русской крепости – примерно на полпути между Нижним Новгородом и Казанью на правом берегу Волги в устье реки Суры, притока Волги (1522 г.). крепость, известная как Васильсурск (в честь Василия), служил аванпостом в дальнейших русских походах на Казань. В 15321 казанцы согласились на то, чтобы Василий III выбрал им нового хана, при условии, что им не будет Шах‑Али. Василий отправил в Казань брата Шаха‑Али, касимовского царевича Яна‑Али (Эналея). Таким образом, московский сюзеренитет над Казанью был восстановлен.

С династической точки зрения второй брак Василия III реши проблему престолонаследия. 25 августа 1530 г. великая княгиня Елена родила первого сына, крещеного под именем Иван; он станет будущим царем Руси – Иваном Грозным. Три года спустя на. свет появился еще один царевич – Юрий. Рождение Ивана сильно укрепило дух Василия и придало ему уверенности в решении как семейных, так и политических вопросов. Теперь он согласился на брак своего младшего брата, князя Андрея Старицкого, с княжной Ефросиньей Хованской, которая оказалась очень честолюбивой женщиной. (Князья Хованские были потомками Гедимина). Свадьба Андрея и Ефросиньи состоялась 22 февраля 1533 г.

Для Василия рождение сына, вопреки мнению тех, кто критиковал его второй брак, было знаком милости Господней, и это делало его более смелым в общении с противниками. В 1531 г. он безжалостно уничтожил как Вассиана Патрикеева, так и Максима Грека.

К моменту повторной женитьбы Василию III было сорок сем" лет, а его невеста Елена была молодой девушкой. По всей вероятности, Василий был страстно влюблен в нее; рядом с ней он чувствовал себя моложе и стремился соответствовать своей супруге. Елена провела юность в Литве и впитала многие понятия и обычаи западной цивилизации и западного образа жизни. Василий III стал следовать некоторым западным обычаям. Он начал брить свою бороду, что шло вразрез с давней московской традицией. Современному читателю это может показаться незначительным фактом, во ввиду крайнего консерватизма московского образа жизни в XVI веке это имело символическое значение. Нам не следует забывать, что Петр Великий начал эру своих коренных реформ с того, что в 1698 г. стал лично стал резать бороды русским дворянам.

Василию III нравилось общаться с западными людьми, особенно с врачами и инженерами. Образ жизни на Западе был тесно связан с религией. Для русских того времени – и не только для русских – религия являлась сердцевиной культуры. Вассиан, наученный горьким опытом Максима Грека, в значительной степени поддался западному влиянию. Как раз во времена Василия III власть римско‑католической церкви в Европе перестала быть монолитной, и голову поднял протестантизм. Магистр Тевтонского ордена стал лютеранином и в 1525 г. основал новое светское государство – Пруссию. Новое протестантское государство стремилось влиять на отношения Москвы и Польши, таким образом, религиозные изменения в Пруссии определенным образом повлияли на международную политику . Однако на протяжении некоторого времени протестантизм на Руси не имел особенного значения – символом Запада оставался римский католицизм. Все время, пока Василий III пребывал у власти, папа надеялся обратить Русь в «римскую веру». Его постигло разочарование, но несомненно, что Василий и некоторые русские из его окружения благосклонно воспринимали западное учение, в том виде, в котором оно подавалось католиками, хотя и не были готовы к обращению в католицизм.

Любимым врачом Василия был немец из Любека, Николай Булев. В русских источниках его называют «Николай Немчин» или «Николай Латинец» (т.е. римский католик). Николай провел много лет на Руси и преуспел в русском языке. Он был человеком живого ума и интересовался не только медициной, но и астрономией и астрологией. Что касается религии, то он выступал за унию между восточной и западной церквями. Он излагал свои взгляды в письмах многим влиятельным русским и беседах с боярами и священнослужителями. Среди его поклонников был владевший латынью боярин Федор Карпов, которого мы можем называть русским «западником» XVI века (в терминах истории русской интеллектуальной жизни XIX века). Короче говоря, Николай Булев стал популярной фигурой среди русской интеллектуальной элиты времен Василия III. О мнениях Николая Булева мы можем судить практически только по высказываниям его противников – Максима Грека и Филофея из Пскова.

21 сентября 1533 г. Василий III вместе со своей супругой и двумя детьми отправился паломником в Сергиево‑Троицкий монастырь. Оттуда Василий поехал в Волок на охоту, но вскоре заболел. Его болезнь началась с нарыва на левом бедре, который стал вскоре угрожающе расти и вызвал воспаление. Сначала Василий требовал, чтобы его болезнь и заражение крови держали в секрете. Он вызвал в Волок лишь своих врачей и нескольких бояр. Когда прибыл Николай Булев, Василий сказал ему: «Брат Николай! Ты знаешь о моей большой милости к тебе. Не можешь! ты сделать что‑нибудь, применить какое‑нибудь лекарство, чтобы облегчить мою болезнь?» Врач ответил: «Государь, я знаю о твоей милости ко мне. Если бы это было возможно, я бы искалечил с собственное тело, чтобы помочь тебе, но я не знаю никаких, карсте для тебя, кроме Господней помощи».

Лицом к лицу с надвигающейся смертью, Василий III проявил великую силу духа. Он говорил тем, кто был вокруг него: «Брал Николай был прав, когда он назвал мою болезнь неизлечимой. Теперь мне нужно думать о том, как спасти свою душу». Перед смер1 Василий Ш хотел закрепить трон за сыном Иваном и принять монашеский постриг. Он был перевезен в Москву, где в великокняжеском дворце собрались его жена с детьми, его братья, митрополит Даниил и многие бояре. Даниил и высшие бояре были единодушны в признании Ивана наследником трона и обязались провозгласить его новым великим князем, как только Василий III умрет. Однако желание Василия Ш стать перед смертью монахом вызвало у многих протест. Эту запутанную ситуацию разрешил митрополит Даниил, и находящийся в полубессознательном состоянии Василий был пострижен) монахи. Он умер 3 декабря 1533 г.

Таким образом, трехлетний мальчик Иван стал государем Всея Руси. До его совершеннолетия управлять страной должно бы. регентство, состоявшее из великой княгини Елены, митрополита Даниила и ведущих бояр. Это правление могло бы быть успешным при условии согласия и сотрудничества регентов. Но согласие длилось недолго, затем начались раздоры, которым суждено было болезненно повлиять не только на мальчика Ивана, но и на стабильность Великой Руси.