Мышление обществознание. Мышление и деятельность

Мышление – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п.



Несмотря на то что мышление является процессом, совершающимся в коре головного мозга человека, оно по своей природе социально . Ведь для постановки и решения любой задачи человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты в человеческой практике.

Мышление неразрывно связано с языком . В языке находят выражение мысли человека. С его помощью человек познает объективный мир. Это происходит потому, что язык так или иначе соответствует предметам действительности, их свойствам и отношениям. Иначе говоря, в языке существуют элементы, заменяющие названные объекты. Они играют роль представителей объектов познания в мышлении, являются знаками предметов, свойств или отношений.

Опосредованный характер мышления заключается в том, что познающий человек с помощью мышления проникает в скрытые свойства, связи, отношения предметов.

Процесс мышления проходит ряд этапов.




Мышление обладает личностным характером . Это проявляется в том, какие задачи привлекают внимание того или иного человека, как он решает каждую из них, какие испытывает чувства при их решении. Субъективный момент выступает и в сложившихся у человека отношениях к тому, что он познает, и в условиях, в которых этот процесс протекает, и в совершенстве используемых методов, и в богатстве знаний и успешности их применения.

Отличительной особенностью мыслительной деятельности является включение в этот процесс эмоционально-волевых сторон личности , которые проявляются: в форме побуждений , мотивов, ради которых человек берется за трудную мыслительную работу; в форме реакции на сделанное открытие, на найденное решение или постигшую неудачу (радость, гордость, уверенность в себе; досада, огорчение, уныние, апатия и т. д.); в отношении, которое испытывает человек к содержанию самой задачи.

Мышление – сложное социально-историческое явление . Его развитие характеризуется усилением абстрагирования и обобщения.




На разных этапах развития человека, его мыслительных способностей доминировали разные типы мышления.



В чистом виде те или иные типы мышления заметить трудно. Целесообразно говорить о преобладании того или иного типа.

В процессе мышления человек постепенно открывал в окружающем мире все большее количество законов, т. е. существенных, повторяющихся, устойчивых связей вещей. Сформулировав законы, человек стал использовать их в дальнейшем познании, что дало ему возможность активно воздействовать на природу и общественную жизнь.


Образец задания

B2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «мышление».

Образ; язык; представление; темперамент; знак.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «мышление».

Ответ: Темперамент.

Мышление и деятельность – основные категории, выделяющие человека из животного мира. Только человеку присущи мышление и преобразующая деятельность.

Мышление – функция человеческого мозга, возникающая в результате его нервной деятельности. Однако мышление не может быть полностью объяснено исключительно деятельностью мозга. Мыслительная деятельность связана не только с биологической эволюцией, но и с общественным развитием, а также с речевой и трудовой деятельностью человека. Формы мышления: суждения, понятия, представления, теории и т. д.

Мышлению свойственны такие процессы, как анализ (разложение понятий на части), синтез (объединение фактов в понятие), абстракция (отвлечение от свойств предмета при его изучении, оценка его «со стороны»), постановка задач, нахождение путей их решения, выдвижение гипотез (предположений) и идей.

Мышление и речь. Мышление неразрывно связано с речью; именно результаты мышления отражаются в языке. Речь и мышление имеют схожие логические и грамматические конструкции, они взаимосвязаны и взаимозависимы. Не все замечают, что когда человек думает, то проговаривает про себя свои мысли, ведет внутренний диалог. Этот факт подтверждает взаимосвязь мышления и речи.

Деятельность человека – действия, деяния отдельного человека. Деятельность изменяет внешний мир и самого человека, раскрывает его сущность. Деятельность человека зависит от его предпочтений.

воспитания и образования. Виды трудовой деятельности: умственный труд (например, вычисление уравнений) и физический труд (например, уборка класса).

В структуре деятельности выделяют субъект и объект. Субъект – тот, кто действует (например, ученый, который смотрит в микроскоп), объект – то, на что направлена деятельность (например, микроскопические бактерии). Субъект и объект могут быть как одушевленными, так и неодушевленными.

Виды деятельности:

1) материальная (человек ест, пьет, копает, моет посуду);

2) духовная (думает, поет песню, играет на гитаре):

3) общественная (мать присматривает за ребенком, спортсмен выступает в соревнованиях, политик участвует в выборах).

В разном возрасте у человека преобладает один из видов деятельности: для детей основной деятельностью является игра, для школьников и студентов – учеба, для взрослых – труд.

Потребности – это необходимость человека в чем-либо. Именно потребности побуждают человека к деятельности. Существует много классификаций потребностей. Приведем самую известную классификацию, разработанную американским психологом А. Маслоу. Он выделял следующие виды потребностей человека: 1) физиологические (потребность в пище, дыхании, воспроизводстве рода, отдыхе); 2) жизненно важные (безопасность, комфорт); 3) социальные (общение, привязанность); 4) престижные (уважение, успех, высокие оценки); 5) духовные (самовыражение и реализация интересов).

Слайд 1

Кодификатор по обществознанию. Глава 1. Человек и общество. Тема 1.5.
Обществознание 10 класс. Профильный уровень.
Ульева О.В., учитель истории и обществознания ГБОУ Школа № 1353. Москва. Зеленоградский АО.
МЫШЛЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Слайд 2

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: Что такое человеческая деятельность? Отличия деятельности человека от активности животных. Структура деятельности: субъект и объект; цель, средства, действия, результат. Мотивы деятельности: потребности; социальные установки; убеждения; интересы; влечения. Сознательное и бессознательное в деятельности. Основные виды деятельности: игра; учеба; труд; общение.

Слайд 3

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: ЧТО ТАКОЕ МЫШЛЕНИЕ? ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ: опосредованный характер; обобщенность. ТИПЫ МЫШЛЕНИЯ: абстрактное (теоретическое); образное (художественное). ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ: анализ и синтез; сравнение; абстрагирование; обобщение и конкретизация. ЭТАПЫ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: суждение, умозаключение, понятие; индукция и дедукция. МЫШЛЕНИЕ И ЯЗЫК. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЫШЛЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слайд 4

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИСУЩА ТОЛЬКО ЧЕЛОВЕКУ И ОБЩЕСТВУ.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - активность человека, направленная на преобразование им окружающего мира и самого себя.
КАКИЕ ЯВЛЕНИЯ МОЖНО НАЗВАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ?
СОЗНАТЕЛЬНАЯ ПРОДУКТИВНАЯ ОРУДИЙНАЯ ПРЕОБРАЗУЮЩАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ (СОЦИАЛЬНАЯ)

Слайд 5

ОТЛИЧИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ОТ АКТИВНОСТИ ЖИВОТНЫХ
ЛИНИИ СРАВНЕНИЯ АКТИВНОСТЬ ЖИВОТНОГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ ПРИСПОСОБЛЕНИЕ К ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЕ И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ
ЦЕЛЬ ЗАДАЕТСЯ ИНСТИНКТОМ ЗАДАЕТСЯ НЕ ТОЛЬКО ИНСТИНКТОМ, НО И СТАВИТСЯ САМИМ ЧЕЛОВЕКОМ
ПОВЕДЕНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОЕ, Т.Е. СООБРАЗУЮЩЕЕСЯ С ЗАДАННОЙ ЦЕЛЬЮ ЦЕЛЕСООБРАЗНОЕ И ЦЕЛЕПОЛАГАЮЩЕЕ (ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ – СПОСОБНОСТЬ СТАВИТЬ НОВЫЕ ЦЕЛИ И ОПРЕДЕЛЯТЬ СРЕДСТВА ИХ ДОСТИЖЕНИЯ)
Животные тоже добывают себе пищу, но только человек придумал кулинарию. Животные тоже строят себе дома, но только человек придумал архитектуру.

Слайд 6

СУБЪЕКТ – это тот, кто осуществляет деятельность (человек или общество). ОБЪЕКТ – это тот, над кем или то, над чем осуществляется деятельность.
СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОПРЕДЕЛИТЕ СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Слайд 7

По соотношению субъекта и объекта можно выделять:
СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МАМА МЫЛА РАМУ
МАМА МЫЛА РУКИ
МАМА РАЗГОВАРИВАЕТ С ПАПОЙ
МАША ИЗУЧАЕТ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
МАМА КРИЧАЛА НА ПАПУ
СООТНЕСИТЕ СИТУАЦИИ С ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Слайд 8

РЕЗУЛЬТАТ
СРЕДСТВА
СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЦЕЛЬ
ЦЕЛЬ – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.
ИЗ КАКИХ ЭЛЕМЕНТОВ СОСТОИТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
СРЕДСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – предмет, явление, процесс, используемые человеком в его деятельности, т.е. все то, что служит орудием действий.
ДЕЙСТВИЯ
ДЕЙСТВИЕ - это активное поведение людей, основанное на рациональном целеполагании и направленное на объект с целью сохранения или изменения его состояния.
РЕЗУЛЬТАТ - продукт деятельности индивида.

Слайд 9

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ИГРА УЧЕБА ТРУД ОБЩЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКАЯ - ПРЕОБРАЗОВАНИЕ РЕАЛЬНО СУЩЕСТВУЮЩИХ В ПРИРОДЕ И ОБЩЕСТВЕ ОБЪЕКТОВ (производство продуктов питания, строительство зданий и пр.)
ДУХОВНАЯ - ВСЕ, ЧТО МЕНЯЕТ СОЗНАНИЕ ЛЮДЕЙ (получение образования, занятия наукой, музыкой и пр.)

Слайд 10

МОТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МОТИВ – это побуждение к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей. ПОТРЕБНОСТЬ – нужда человека в чем-либо.
МАСЛОУ АБРАХАМ (1908-1970). Американский психолог, один из лидеров гуманистической психологии.
ПЕРВИЧНЫЕ, ВРОЖДЕННЫЕ
ВТОРИЧНЫЕ, ПРИОБРЕТЕННЫЕ
Проиллюстрируйте примером каждый мотив деятельности.

Слайд 11

Cogito, ergo sum (лат. - «МЫСЛЮ, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, СУЩЕСТВУЮ») -философское утверждение Рене Декарта, фундаментальный элемент западного рационализма Нового времени.
РЕНЕ ДЕКАРТ (1596-1650). Французский философ, математик, механик, физик и физиолог. Художник Франс Халс.
МЫШЛЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – СПОСОБЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА.
МЫШЛЕНИЕ – высшая ступень познания человеком действительности.
Назовите каналы связи человека с окружающим миром?
5 ОРГАНОВ ЧУВСТВ
ЧУВСТВЕННОЙ ОСНОВОЙ МЫШЛЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ ОЩУЩЕНИЯ, ВОСПРИЯТИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ.

Слайд 12

МЫШЛЕНИЕ – высшая ступень человеческого познания, процесса отражения объективной действительности. Позволяет получать знания, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. МЫСЛЬ – отдельный акт мышления, а также его содержание, результат (продукт)
ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ
ОПОСРЕДОВАННЫЙ ХАРАКТЕР
ОБОБЩЕННОСТЬ
То, что невозможно познать прямо (непосредственно), человек познает опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное – через известное.
Так как свойства объектов в действительности связаны, то познание возможно через обобщение. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, конкретном.
Проиллюстрируйте примерами особенности мышления.

Слайд 13

ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ
НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ
НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ
СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЕ
АБСТРАКТНО-ЛОГИЧЕСКОЕ

Слайд 14

ТИПЫ МЫШЛЕНИЯ
АБСТРАКТНОЕ (ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ)
ОБРАЗНОЕ (ХУДОЖЕСТВЕННОЕ)
Биологический тест «Кто я?»

Слайд 15

СОДЕРЖАНИЕ МЫШЛЕНИЯ
УСТАНОВЛЕНИЕ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ ПРЕДМЕТОВ И ЯВЛЕНИЙ
ОБЪЕДИНЕНИЕ ЧАСТЕЙ В ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ
МЫСЛЕННОЕ ВЫДЕЛЕНИЕ, ФИКСИРОВАНИЕ ТОЛЬКО ОБЩИХ СУЩЕСТВЕННЫХ СВОЙСТВ, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ ТОЛЬКО ДАННОМУ КЛАССУ ПРЕДМЕТОВ ИЛИ ОТНОШЕНИЙ
МЫСЛЕННОЕ РАЗЛОЖЕНИЕ ЦЕЛОГО НА ЧАСТИ
ПРОЦЕСС МЫСЛЕННОГО СОСРЕДОТОЧЕНИЯ НА ЛЮБОЙ, ДАЖЕ ВТОРОСТЕПЕННОЙ, ДЕТАЛИ И ОТВЛЕЧЕНИЯ ОТ ДРУГИХ СТОРОН
МЫСЛЕННОЕ ВЫДЕЛЕНИЕ КАКОЙ-ЛИБО ВАЖНОЙ СТОРОНЫ ПРЕДМЕТА, ВРЕМЕННОЕ ОТВЛЕЧЕНИЕ ОТ ДРУГИХ, МЕШАЮЩИХ СОСРЕДОТОЧЕНИЮ НА ГЛАВНОМ, СТОРОН
АНАЛИЗ- мысленное разложение целого на части. СИНТЕЗ – объединение частей в единое целое (операция, обратная анализу). СРАВНЕНИЕ – установление сходства и различия предметов и явлений. АБСТРАГИРОВАНИЕ – мысленное выделение какой-либо важной стороны предмета, временное отвлечение от других, мешающих сосредоточению на главном, сторон. ОБОБЩЕНИЕ - это мысленное выделение, фиксирование только общих существенных свойств, принадлежащих только данному классу предметов или отношений. КОНКРЕТИЗАЦИЯ – процесс мысленного сосредоточения на любой, даже второстепенной, детали и отвлечения от других сторон.

Слайд 16

СОДЕРЖАНИЕ МЫШЛЕНИЯ
Мышление человека протекает в форме суждений и умозаключений. СУЖДЕНИЕ – форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о предметах и явлениях объективного мира. ПОНЯТИЕ – это отражение существенных признаков предмета.
В приведенных примерах найдите суждение и умозаключение: Все люди братья. Все люди хотят мира. Если все люди братья и все хотят мира, значит война есть преступление против человечества.

Слайд 17

СОДЕРЖАНИЕ МЫШЛЕНИЯ
Процесс получения умозаключения называется РАССУЖДЕНИЕМ. ИНДУКЦИЯ – рассуждение от частного (единичного) к общему. ДЕДУКЦИЯ – рассуждение от общего к частному (единичному).
В приведенных примерах найдите индуктивное и дедуктивное рассуждение: Любой человек мыслит. Иван мыслит. Следовательно Иван – человек. Иван – человек. Иван мыслит. Следовательно любой человек мыслит.

Слайд 18

МЫШЛЕНИЕ И ЯЗЫК
ЯЗЫК – объективная материальная форма мышления. Мышление и язык (речь) – едины. Мысль становится мыслью только через слово – устное или письменное.

Слайд 19

По различным оценкам, объем человеческой памяти равен примерно от единицы с семью нулями до единицы с 21 нулем. Если исходить из того, что одна книга объемом в 10 печатных листов содержит 432 000 знаков, то мозг человека может хранить информацию, равную по объему от 23 тысяч до 300 триллионов книг. Для сравнения: фонд одной из крупнейших библиотек мира – Национальной библиотеки конгресса США – составляет 100 миллионов книг.
В среднем любой человек с помощью тренировок может улучшить качество своего мышления минимум в 4 раза (в 4 раза быстрее читать, придумывать, разгадывать...). Лучший способ развития мозга - заниматься тем, что вы еще никогда не делали (танцы, пение, новая еда, науки и т.д.). Например, если вы правша, то учитесь писать левой рукой.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О МЫШЛЕНИИ

Слайд 20

ТЕРМИНОЛОГИЯ:
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - активность человека, направленная на преобразование им окружающего мира и самого себя. СУБЪЕКТ – это тот, кто осуществляет деятельность (человек или общество). ОБЪЕКТ – это тот, над кем или то, над чем осуществляется деятельность. ЦЕЛЬ – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность. СРЕДСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - предмет, явление, процесс, используемые человеком в его деятельности, т.е. все то, что служит орудием действий. ДЕЙСТВИЕ - это активное поведение людей, основанное на рациональном целеполагании и направленное на объект с целью сохранения или изменения его состояния. РЕЗУЛЬТАТ - продукт деятельности индивида. МЫШЛЕНИЕ - высшая ступень человеческого познания, процесса отражения объективной действительности. Позволяет получать знания, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. МЫСЛЬ – отдельный акт мышления, а также его содержание, результат (продукт).

Слайд 21

http://www.prosv.ru/ebooks/Bogolubov_Obwestvozn_10_Ucheb/1.html - текст учебника Боголюбов Л. Н. Обществознание. 10 класс. Профильный уровень. http://school-collection.edu.ru http://ru.wikipedia.org
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ:
ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ МАТЕРИАЛЫ:
САЙТЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ:
http://www.ege.edu.ru/ - официальный портал ЕГЭ (календарь экзаменов; кодификатор, спецификация, демоверсия; шкала перевода баллов; личный кабинет). http://fipi.ru – открытый банк заданий ЕГЭ. http://soc.reshuege.ru – банк заданий ЕГЭ, возможно проверить ответы, есть комментарии ко всем вопросам. http://stupinaoa.narod.ru/index/0-20 - здесь можно найти развернутые планы и критерии оценивания по различным темам курса обществознания.
http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/10-klass/bchelovekb/deyatelnost?seconds=0 - ИнтернетУрок «Деятельность». http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/10-klass/bchelovekb/struktura-deyatelnosti?seconds=0 - ИнтернетУрок «Структура деятельности».

Человека. В зависимости от ситуации может относиться как к творческой сфере деятельности, так и к учебной. Еще один немаловажный термин - мысль - это результат или промежуточный этап процесса мышления. Мысль может означать «понятие», «идею», «смысл». Мышление - это такой же способ познания мира, как и ощущение или восприятие, только более высокого уровня, так как восприятие и ощущения есть и у животных, а мышление только у человека .

Некоторые философы понимают мышление по-другому. Они считают, что мысль - это не результат мышления как деятельности: существует абстрактная ментальная сфера, в которой витают уже готовые мысли; и процесс мышления заключается в извлечении человеком мыслей из этой сферы. Но мы не будем ударяться в эзотерику и рассмотрим мышление с точки зрения психологии и социологии.

Мыслительные процессы.

Мыслительные процессы , или операции мышления , - это способы познания окружающей действительности посредством мыслей. Вот основные из них:

  1. Анализ. Мысленный или практический (ручной) процесс разделения предмета или явления на составляющие. Грубо говоря - это разборка и осмотр компонентов.
  2. Синтез. Обратный процесс - объединение компонентов в одно целое, а также выявление связей между ними.
  3. Классификация. Разложение предметов или явлений в разные группы по определенным признакам.
  4. Сравнение. Обнаружение различий и сходств в сравниваемых элементах.
  5. Обобщение. Менее детальный синтез - объединение по общим признакам без выявления связей между ними. Этот процесс не всегда отделяют от синтеза.
  6. Конкретизация. Процесс извлечения частного из общего, по сути представляет из себя уточнение для лучшего понимания.
  7. Абстрагирование. Рассмотрение только одной какой-то стороны предмета или явления, так как остальные в данный момент не представляют интереса.

Большинство психологов считает первые два типа процесса мышления (синтез и анализ) основными, а остальные вспомогательными. Некоторые вообще рассматривают только эти два.

Виды мышления.

  1. Логика. Это вид абсолютного предметного мышления , основанного на определениях, классификации, анализе, доказательствах и опровержение. Это, своего рода, математический способ мышления, не допускающий абстракций и предположений. Логика- это также наука о методах и законах познавательной интеллектуальной деятельности. Ученые еще называют логику «правильным мышлением ».
  2. Рефлексия. Мышление человека, направленное на самого себя и на собственную деятельность, то есть самоанализ. Значимость рефлексии для философии заключается в том, что человек не только что-то знает, но еще и знает о том, что он это знает. В психологии же все несколько проще - ценность заключается в способности к самоанализу, самокритике и корректировке собственных действий.
  3. Медитация. С точки зрения наук о человеке вообще и психологии в частности, - это особый вид углубленного мышления (размышления) о каком-то конкретном предмете, явлении, духовной истине или нравственной идее, при котором человек абстрагируется от всех остальных внешних и внутренних факторов. Основной элемент медитации - созерцание .
  4. Интуиция. Интуиция - это своего рода антоним логики. Это вид познавательного мышления, основанный на постижении истины без логики и аналитики путем воображения, проницательности, использования накопленного опыта и «чутья». Еще Платон различал два вида познания - логическое и интуитивное. Если же совсем абстрагироваться от метафизики, то интуиция - это понимание чего-либо, основанное на предыдущем опыте с таким же предметом или явлением. Например, впервые запустив Windows 8, вам интуитивно понятно, как открыть диски, скопировать текст, посмотреть контекстное меню и т.д., потому что до этого вы четыре года пользовались Windows 7.

В заключение нельзя не упомянуть еще о двух методах познавательной деятельности , часто незаслуженно игнорируемых при изучении мышления:

  • аналогия (выявление подобных явлений, сходств), более расширенный процесс мышления, чем сравнение, так как включает поиски похожих явлений в историческом формате;
  • дедукция (метод мышления, в котором логический вывод выходит из целой цепочки умозаключений), - в повседневной жизни эта разновидность логики стала популярна благодаря Артуру Конану Дойлу и его Шерлоку Холмсу.

1.5 Мышление и деятельность Богбаз10, §5, 46 – 47; 48 – 53; Богпроф10, §8, 85-88 (социальная сущность деятельности, мышление и деятельность, мышление и язык); Богпроф10, §17, 168-171 (структура деятельности), 174 (виды деятельности).

Мышление

Средство мышления – язык.

Типы мышления .

1) Образное мышление. Задача дана наглядно, в конкретной форме. Способом ее решения будет практическое действие. Свойственно первобытному человеку

2) Понятийное (теоретическое) мышление. Задача поставлена как теоретическая. Способом ее решения - использование абстрактных понятий, теоретических знаний. Свойственно современному человеку.

3) Знаковое мышление. Обусловлено проникновением в человеческое мировоззрение точных наук. Знание существует в языковых знаках (знаки-сигналы, знаки-признаки), которые в качестве своего значения имеют познавательный образ тех или иных явлений. Наука все чаще использует символику как средство выражения результатов мыслительной деятельности.

.

1) Наличие потребности (материальной или духовной) что-то понять, узнать, объяснить.

2) Формулирование задачи (вопроса)

3) Решение поставленной задачи (т.е. мыслительный процесс) с использованием методов анализа и синтеза, путем осуществления различных умственных операций

Формы мышления :

1) понятийные; 2) ассоциативно-образные; 3) вербально-речевые; 4) деятельностно-орудийные.

Дея­ тельность - это форма активности человека, направленная на преобразование им окружающе­го мира.

Структуры деятельности:

    Объект – это то на что направлена деятельность.

    Субъект – это тот кто ее осуществляет.

    Цель - это идеальный образ того результата, которого стремится получить субъект.

    Средства её достижения

    Результат

Основным мотивом, побуждаю­щим человека к деятельности, яв­ляется его желание удовлетворить свои потребности.

Потребности:

    Физиологические

    Социальные

    Идеальные

Виды деятельности:

    Прак­тическая деятельность (преобразование существующих в реальности объектов природы и общества).

      Материально – производственная

      Социально – преобразовательная

    Духовная (изменение сознания людей)

    1. Познавательная

      Ценностно–ориентировочная

      Прогностическая

Деятельность может быть созидательной или разрушительной.

Общение – это процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности.

Виды общения:

    Общение между реальными субъектами (между двумя людьми).

    Общение между реальным субъектом и иллюзорным партнером (человек с животным, которое он наделяет некоторыми несвойственными ему качествами).

    Общение реального субъекта с воображаемым партнером (под ним подразумевается общение человека со своим внутренним голосом).

    Общение воображаемых партнеров (литературных персонажей).

Формы общения:

  • Монолог или реплики.

Коммуникация – это процесс взаимодействия между двумя или более субъектами целью передачи информации.

Подробно

    7.1. Деятельность.

7.1.1. Что такое человеческая деятельность?

7.1.2. Отличия деятельности человека от поведения животных.

7.1.3. Структура деятельности:

7.1.4. Виды деятельности.

7.1.5. Творчество.

7.2. Мышление.

7.2.1. Что такое мышление?

7.2.2. Типы мышления.

7.2.3. Формы мышления:

7.2.4. Мышление и язык.

7.2.5. Этапы мыслительной деятельности.

7.3. Деятельность или суета сует ?

7.1 . Деятельность .

7.1.1. Что такое человеческая деятельность ?

Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, его целесообразное изменение и преобразование.

7.1.2. Отличия деятельности человека от поведения животных .

Деятельность человека :

1) приспособление к природной среде путем её масштабного преобразования, создание искусственной среды существования человека;

2) целеполагание в деятельности;

3) сознательная постановка целей, связанных со способностью анализировать ситуацию;

4) воздействие на среду специальными средствами труда, создание искусственных объектов, которые усиливают физические способности человека (способность изготовлять орудия для изготовления орудий);

5) творческий характер деятельности;

6) способность абстрактно мыслить и излагать в членораздельной речи содержание, результаты своего мышления.

Поведение животного :

1) приспособление к условиям среды перестройкой собственного организма (мутация);

2) целесообразность в поведении;

4) воздействие на природу только органами тела;

5) потребительский характер – ничего нового не создают, только пользуются тем, что дано природой изначально.

Чем трудовая деятельность человека отличается от «труда» животных ?

Деятельность – это специфически человеческая форма взаимодействия с окружающим миром. В процессе деятельности человек познаёт мир, создаёт необходимые для собственного существования условия (пищу, одежду, жильё и др.), духовные продукты (например, науку, литературу, музыку, живопись), а также себя самого (свои волю, характер, способности).Неотъемлемой чертой деятельности является её 1) осознанность. К другим её характеристикам можно отнести 2) продуктивность, 3) преобразующий и 4) общественный характер.

Многие действия, производимые животными, внешне напоминают трудовые действия людей. К примеру, бобры, подобно людям, возводят плотины на реках; птицы строят гнёзда. Животные обучают своих детёнышей охотиться, добывать пищу. Многие делают запасы на зиму. А пчёл и муравьёв иногда даже называют «социальными животными», так как они действуют сообща и их совместные действия отличаются чёткой организацией и распределением «ролей».

3) Людьми движут осознанные мотивы и сознательно выдвинутые цели деятельности, а поведение животных исключительно инстинктивно. Поведение животных не связано с самостоятельной постановкой цели и её осмысленным принятием. Задачи, которые «решают» животные, стоят перед ними объективно, и способ их решения наследуется одним поколением животных за другим. Ни одно животное не в состоянии изобрести собственный, оригинальный, не похожий на имеющийся, путь решения той или иной задачи. Животное не может выйти за рамки биологической программы своих действий. Человек же в трудовой деятельности сознательно выдвигает цель, выбирает рациональные способы её достижения, прибегает к творческим решениям. 4) Способность трудиться сообща многие ошибочно считают способностью, свойственной и человеку, и животным. Но если помнить, что животные действуют, а не трудятся, что ими движут инстинкты, безусловные рефлексы, а не сознательно поставленные цели и волевые усилия, можно однозначно заявить, что труд – вид деятельности, свойственный только человеку.

7.1.2. Структура деятельности :

2) средства;

3) продукты (результаты);

4) мотивы;

5) действия.

7.1.3. Виды деятельности .

Классификация №1 (по содержанию) :

2) учение (учёба, познание);

4) общение.

Труд – деятельность, которая направлена на достижение практически полезного результата.

Особенности трудовой деятельности : целесообразность; нацеленность на достижение ожидаемых результатов; наличие знаний, умений, навыков; практическая полезность; получение результата; преобразование внешней среды обитания.

Учение – деятельность, направленная на приобретение человеком знаний, умений, навыков.

Учение может быть организованным (в образовательных учреждениях) и неорганизованным (побочный, дополнительный результат других видов деятельности).

Игра – деятельность, которая ориентирована не столько на конкретный результат, сколько на сам процесс игры.

Особенности игровой деятельности : происходит в условной ситуации; используются так называемые замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса её участников; способствует развитию личности.

Общение – 1) установление и развитие взаимных отношений, контактов между людьми; 2) вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями.

Как соотносятся деятельность и общение ? (точки зрения) :

1) Общение – это элемент любой деятельности, а деятельность – необходимое условие общения, между ними можно поставить знак равенства.

2) Общение – один из видов деятельности человека наряду с игрой, трудом и т.д.

3) Общение и деятельность – это разные категории, две стороны социального бытия человека: трудовая деятельность может протекать и без общения, а общение может существовать без деятельности.

Общение и коммуникация .

Коммуникация – общение, обмен информацией между людьми.

Различия :

1) Получатель информации : общение – человек; коммуникация – человек, животное, машина.

2) характер обмена : общение: взаимный обмен при активном участии каждого субъекта; коммуникация: однонаправленный поток информации при формальной характере обратной связи.

3) Последствия : общение: усиливается общность участников; коммуникация: участники остаются обособленными.

Виды общения.

По используемым средствам общения :

1) непосредственное – с помощью естественных органов;

2) опосредованное – с помощью специальных средств (газета или компакт-диск);

3) прямое – личные контакты и непосредственное восприятие друг друга;

4) косвенное – через посредников, которыми могут выступать другие люди.

По субъектам общения :

1) между реальными субъектами;

2) между реальным субъектом и иллюзорным партнером, которому приписываются качества субъекта общения;

3) между реальным субъектом и воображаемым партнером («внутренний голос»);

4) между воображаемыми партнерами (художественный образ).

Функции общения :

1) социализация;

2) познавательная;

3) психологическая;

4) отождествления (выражение причастности человек к группе: «Я – свой» или «Я чужой»);

5) организационная.

Классификация №2 (по объектам и результатам деятельности) :

1) практическая: материально-производственная (преобразование природы), социально-преобразовательная (преобразование природы);

2) духовная (познавательная, ценностно-ориентировочная, прогностическая).

Классификация №3 (по характеру последствий) :

1) созидательная;

2) разрушительная.

7.1.4. Творчество .

Творчество – деятельность, порождающая нечто 1) качественно 2) новое, никогда ранее не существовавшее или активное, 3) отвечающее потребностям времени освоение уже существующего богатства культуры.

Творчество является синтетическим видом человеческой деятельности, объединяющим в себе на новом, высшем уровне некоторые элементы как предтрудовой инстинктивной деятельности людей (внутренняя мотивация активности), так и труда (осознание целей деятельности).

Механизмы творческой деятельности :

1) комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний, известных способов действий;

2) воображение;

3) фантазия;

4) интуиция.

7.2 . Мышление .

7.2.1. Что такое мышление ?

Мышление – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и проч.

Биологическая основа мышления – головной мозг человека.

Средство мышления – язык.

База мышления – чувственный опыт, который преобразуется в мышлении посредством его обобщения, выявления необходимых черт и свойств объектов.

7.2.2. Типы мышления .

Мышление – сложное социально-историческое явление. Его развитие характеризуется усиление абстрагирования и обобщения.

Особенности мышления первобытного человека отличаются от человека современного чувственной конкретностью и предметностью супротив больших обобщающих способностей. На разных этапах развития человека, его мыслительных способностей доминировали разные типы мышления:

1) Образное мышление. Задача дана наглядно, в конкретной форме. Способом ее решения будет практическое действие. Свойственно первобытному человеку и людям первых земных цивилизаций.

2) Понятийное (теоретическое) мышление. Задача поставлена как теоретическая. Способом ее решения будет использование абстрактных понятий, теоретических знаний. Свойственно современному человеку.

3) Знаковое мышление. Обусловлено проникновением в человеческое мировоззрение точных наук и их формализованными знаниями, искусственными, знаковыми языками. Знание существует в языковых знаках (знаки-сигналы, знаки-признаки), которые в качестве своего значения имеют познавательный образ тех или иных явлений, процессов объективной реальности. Наука все чаще использует символику как средство выражения результатов мыслительной деятельности.

В чистом виде те или иные типы мышления заметить трудно. Целесообразно говорить о преобладании того или иного типа. В процессе мышления человек постепенно открывал в окружающем мире все большее количество законов, т.е. существенных, повторяющихся, устойчивых связей вещей. Сформулировав законы, человек стал их использовать в дальнейшем познании, что дало ему возможность активно воздействовать на природу и общественную жизнь.

7.2.2. Формы мышления :

2) ассоциативно-образные;

3) вербально-речевые;

4) деятельностно-орудийные.

7.2.3. Мышление и язык .

Мышление неразрывно связано с языком. В языке находят выражение мысли человека. С его помощью человек познает объективный мир. Это происходит потому, что язык так или иначе соответствует предметам действительности, их свойствам и отношениям. Иначе говоря, в языке существуют элементы, заменяющие названные объекты. Они играют роль представителей объектов познания в мышлении, являются знаками предметов, свойств или отношений.

7.2.4. Этапы мыслительной деятельности .

Несмотря на то, что мышление является процессом, совершающимся в коре головного мозга, оно по своей природе социально. Для постановки и решения любой задачи человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты в человеческой практике. Процесс мышления проходит ряд этапов:

1) Наличие потребности (материальной или духовной) или необходимости что-то понять, узнать, объяснить. Наличие интереса к тому новому, неизвестному, что человек подметил в окружающей действительности. Умение определить новое, необычное от известного. Стремление узнать, понять, раскрыть это новое, незнакомое.

2) Формулирование задачи (вопроса) – определение предмета мышления и направления мыслительного процесса.

3) Решение поставленной задачи (т.е. мыслительный процесс) с использованием методов анализа и синтеза, путем осуществления различных умственных операций: сравнения, классификации, систематизации, обобщения, абстрагирования, конкретизации.

4) Достижение нового знания, которым раньше человек не владел.

7.3 . Деятельность или суета сует ?

По своей активности человек избыточен, он производит уйму совершенно ненужных ему вещей. Возможно, в этой избыточности кроется одна из причин того экологического абсурда, в котором мы сегодня находимся. Известно, что только 2% осваиваемых природных ресурсов имеют непосредственное отношение к удовлетворению жизненно необходимых человеческих потребностей. Всё остальное – в конечном счёте свалка побрякушек, украшений и сумасшедших технологий, направленных на удовлетворение человеческого тщеславия.