Учетная норма площади жилого помещения в рф. Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения

Учетная норма площади жилого помещения - это минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. Норма постановки на учет (учетная норма) в города Москве устанавливается в размере 10 квадратных метров общей площади для отдельных квартир. Норма постановки на учет устанавливается в размере 15 квадратных метров общей площади для квартир коммунального заселения и квартир гостиничного типа (п. 4, 5 ст. 2 Закона города Москвы от 15 января 2003 года N 22 "Об улучшении жилищных условий жителей города Москвы"). Федеральный стандарт социальной нормы площади жилья (для определения размера оплаты жилья и коммунальных услуг) определяется исходя из следующих норм обеспеченности населения жильем: 18 квадратных метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 квадратных метра - на семью из двух человек, 33 квадратных метра - на одиноко проживающих граждан. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливать региональные стандарты социальной нормы площади жилья, равно как и делегировать такое право органам местного самоуправления. Однако при перераспределении средств федерального бюджета между субъектами Российской Федерации Правительство Российской Федерации будет руководствоваться федеральным стандартом. (Указ Президента РФ от 28 апреля 1997 года N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации"). Определение учетной нормы и нормы предоставления имеет важное юридическое значение. Так, например, согласно части 1 ст. 80 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель вправе запретить проживание временных жильцов в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на каждого проживающего составит для отдельной квартиры менее учетной нормы, а для коммунальной квартиры - менее нормы предоставления, в соответствии со ст. 81 ЖК РФ наниматель по договору социального найма имеет право на предоставление ему жилого помещения меньшего размера взамен занимаемого жилого помещения при условии, что площадь занимаемого помещения составляет более нормы предоставления, приходящейся на каждого члена семьи.

Жилищная энциклопедия. - М.: Гарант . Л. Ю. Грудцына . 2008 .

Смотреть что такое "Учетная норма площади жилого помещения" в других словарях:

    Учетная норма площади жилого помещения - 4. Учетной нормой площади жилого помещения (далее учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в… … Официальная терминология

    6. Учетная норма площади жилого помещения (далее учетная норма) минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на жилищный учет.… …

    Ранее статья 38 Жилищного кодекса РСФСР устанавливала норму жилой площади в размере 12 квадратных метров на одного человека. Эта норма являлась предельным размером предоставляемой жилой площади. На практике в Российской Федерации жилое помещение… … Жилищная энциклопедия

    Закон 29: Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения - Терминология Закон 29: Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения: 11. Городская жилищная программа утвержденная в установленном порядке Правительством Москвы городская целевая программа, в соответствии с которой отдельным… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

1. Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее — норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

2. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

3. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.

4. Учетной нормой площади жилого помещения (далее — учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

5. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

6. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.

Комментарий к Ст. 50 ЖК РФ

1. Государство не может отказаться от нормирования жилых помещений, предоставляемых в пользование, как в силу дефицита жилья, так и потому, что речь идет о социальном найме, т.е. о предоставлении жилья на условиях, гораздо более благоприятных, нежели обычно существующие. Жилье должно предоставляться из следующего расчета: на каждого пользователя (нанимателя и членов его семьи) — площадь не менее размера, устанавливаемого органом местного самоуправления. Этот минимальный размер и есть норма предоставления. Если, предположим, органом местного самоуправления норма предоставления установлена в размере 15 кв. м общей площади на одного человека, то при предоставлении жилого помещения семье из трех человек площадь такого помещения должна быть не менее 45 (15 x 3) кв. м общей площади.

Как следует из ч. 2 комментируемой статьи, при определении нормы предоставления орган местного самоуправления должен исходить не из общего уровня обеспеченности в данном муниципальном образовании, но только из уровня обеспеченности жильем жилищного фонда социального использования.
———————————
Норму предоставления жилья в юридической литературе, а нередко и в нормативных актах именовали нормой средней обеспеченности.

Кроме того, при установлении нормы предоставления следует учитывать структуру и состояние жилищного фонда социального использования, существующего в данном муниципальном образовании, темпы жилищного строительства муниципального жилья, количество жилых помещений, поступающих в муниципальный жилищный фонд из других источников, и т.д.

2. Если перевести достаточно сложно сконструированную норму ч. 4 комментируемой статьи на язык, понятный людям, не искушенным в юриспруденции, то получится следующее.

Нуждающимися в жилых помещениях в первую очередь нужно считать граждан, проживающих в переуплотненных жилых помещениях, или, иными словами, тех, у кого на каждого пользователя приходится незначительное количество квадратных метров. Уровень этой незначительности определяется органом местного самоуправления (ч. 5 комментируемой статьи). По ЖК РСФСР он определялся субъектами Российской Федерации (ст. 29). Предположим, установлено, что нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся нанимателями (членами семьи нанимателя) по договору социального найма либо собственниками (членами семьи собственника) жилого помещения, имеющие обеспеченность жильем не более 15 кв. м общей площади на одного человека. В этом случае 15 кв. м и есть учетная норма (ранее в литературе и актах некоторых субъектов Федерации она иногда именовалась учетно-постановочной нормой). Обеспеченность на каждого пользователя менее учетной нормы означает, что граждане являются нуждающимися в жилье. Если, например, в квартире общей площадью 44 кв. м проживают три человека, а учетная норма в данном муниципальном образовании равна 15 кв. м, то такие граждане считаются нуждающимися в жилье, поскольку на каждого пользователя приходится менее чем по 15 кв. м.

Таким образом, вопреки утверждению, содержащемуся в ч. 4 комментируемой статьи (о том, что учетная норма — минимальный размер), учетная норма — это максимальный размер площади, приходящейся на каждого пользователя, перешагнув который граждане не считаются нуждающимися в жилье.

3. При установлении учетной нормы органам местного самоуправления следует принимать во внимание те же обстоятельства, которые учитываются при определении нормы предоставления, в том числе степень остроты жилищной проблемы, состояние и структуру имеющегося жилищного фонда, темпы жилищного строительства и т.д.

4. На учет принимаются граждане, обеспеченные жильем менее учетной нормы. Естественно, что норма предоставления должна быть выше учетной нормы. Иначе (если вдруг учетная норма выше нормы предоставления) получится замкнутый круг: гражданам, нуждающимся в жилом помещении, предоставляется жилье, но они продолжают оставаться нуждающимися.

Случается, что устанавливаются примерно такие правила: на учет принимаются граждане, обеспеченные не более чем по 15 кв. м общей площади на одного человека (учетная норма); жилые помещения предоставляются таким образом, чтобы на одного человека приходилось не менее чем по 15 кв. м общей площади (норма предоставления).

Как представляется, между нормой предоставления и учетной нормой всегда должен быть некий разрыв. Такого рода правила весьма упречны, а с точки зрения житейской в ряде случаев их нельзя воспринимать без иронии. Предположим, семья обеспечена жильем по 14,9 кв. м на одного человека. Им предоставляется жилье из расчета по 15,5 кв. м на каждого. Есть ли смысл?

5. См. также п. 6 комментария к ст. 49 ЖК РФ.

Статья 51. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма

Несоответствие учетной норме площади жилого помещения позволяет ее хозяину встать в очередь на новое жилье. Размер нормы устанавливают субъекты, но понятие и условия объясняет федеральное законодательство. Нет единого значения нормы. Однако если квадратов меньше, чем определено, не стоит ждать просторного жилья быстро. О праве придется заявить и набраться терпения. Зачастую на несколько лет. Узнаем, как формируется и как учетная норма жилой площади устанавливается.

Зачем рассчитывать норму

  • переселение из ветхого или аварийного жилья;
  • развод супругов и раздел имущества между собой;
  • получение жилья социального найма;
  • расчет нормы жилищно-коммунальных услуг и т. д.

Типы норм

Российское законодательство закрепило несколько типов норм жилплощади, учитывая цели расчета:

  1. Минимальная санитарная норма.
  2. Норма предоставления.
  3. Учетная норма.

Минимальная

Минимальная равна площади 6 квадратных метров. Этот норматив определяет минимальную площадь для жильцов в общежитии, а также для использования маневренного жилищного фонда.

Маневренный жилищный фонд еще называют временным. Комнаты или квартиры, находящиеся в собственности государства, используют для размещения в них переселенцев, например, при капитальном ремонте или в случае ЧС. Площадь маневренного фонда предназначена также для должников, лишившихся собственного жилья, например, за долги по ипотеке.

В норму включено право на общежитие - для студентов и служащих в командировке; временное жилье - людям, лишившимся прежнего помещения из-за стихийных бедствий и катастроф, а также в случае проведения капитального ремонта жилья по социальному найму. Если квартира выставлена на аукцион из-за долгов, ее собственнику предоставляется жилплощадь из маневренного фонда.

Учетная

Учетная норма площади жилого помещения необходима, чтобы рассчитать, сколько квадратов определено на человека. Она дает основание получить новое жилье.

Учетная норма жилой площади распространяется на жильцов квартир муниципалитета или государственной собственности. Например, учетная норма площади на человека уменьшается с рождением еще одного ребенка, что дает право родителям обратиться за предоставлением квартиры попросторнее, чтобы расширение сделало возможным соответствие: учетная норма площади на одного человека в семье стала равной минимуму, установленному местными законами.

В столице и Саратове учетная норма жилой площади равняется десяти квадратным метрам, в Самаре - четырнадцати, в Ярославле и Хабаровске - двенадцати.
Когда минимальная площадь жилого помещения больше, чем реально имеющееся жилье, следует добиваться признания статуса нуждающегося в другом помещении.

Алгоритм определен: нужно зарегистрироваться, обратившись в администрацию своего муниципалитета. По ходу продвижения участников по цепочке, будет приближаться право претендовать на муниципальную квартиру. Так «работает» учетная норма площади жилого помещения.

Однако нужно учитывать, что внеочередно квартиры получают дети-сироты, судьи, прокуроры и заявители, в семье которых есть тяжело больной человек.

Норма предоставления

Площадь, определенную для стороны соглашения социального найма жилья, называют нормой предоставления. Эти квартиры предоставляет муниципалитет малоимущим, в том числе военным, ветеранам, работникам следственного управления и судьям.

Статья 50 Жилищного кодекса РФ, в которой толкуется понятие учетной нормы, тоже говорит о праве местной власти давать квартиры увеличенной квадратуры, больше минимальной площади, принятой законодательными органами, но не превышающей ее более чем в два раза. Такое распределение распространяется на некоторых граждан.
Жители Москвы, Самары и Хабаровска получают жилую комнату площадью восемнадцать квадратных метров. В Ярославле - семнадцать, в Саратове - шестнадцать квадратов.

Приводится норма по измерению общей площади, включающей туалетную комнату и кухонное помещение, например: для человека, который живет один - не меньше 33 квадратов, семейная пара или родитель и ребенок - 42 квадратных метра, если больше трех - 18 квадратов.

Кем высчитывается формула учетной нормы

Республики, края, АО и области закрепляют понятие «учетная норма жилого помещения».

Право закреплено законодательно, поэтому на разных территориях расчет этого показателя отличается. Законодатели сочли, что на местах точнее могут определить составляющие формулы вычисления нормы и условия ее введения, нежели федеральный центр. Причем учетная норма жилой площади может использоваться в расчете и представителей местной власти, и районных администраций.

Усреднить показатель по стране не получится, потому что величина нормы не едина в пределах одной области.

Расчет учетной нормы жилой площади

Принятые нормы в разных муниципалитетах отличаются из-за факторов, влияющих на составляющие формулы расчета. Властям приходится учитывать обеспеченность жилплощадью жителей области или края, состояние и количество жилфонда, показатель демографического состава.

Учетная норма площади жилого помещения распространяется на жильцов с инвалидностью и военнослужащих, но с разницей установленного норматива.

Предельный размер учетной нормы не может быть выше норматива площади, определенной условиями документа, разрешающего использовать муниципальные квартиры для постоянного проживания.

Рассчитывая соответствие/несоответствие минимальному учету, берут во внимание минимальный размер площади общего помещения.

Права и ограничения

Учетная норма жилой площади, точнее несоответствие ей, гарантирует льготу малоимущей категории на комнаты, разрешенные соцнаймом.

Определение минимума жилплощади предполагает возможность регистрации жителей городов, районов и области, не обеспеченных необходимой жилплощадью. Эти люди могут реализовать свою возможность поселения в квартирах социального фонда, заявив о несоответствии и пополнив очередь.

Учетная норма вводит ограничения в праве пользования жильем по найму и запрещает вселять в помещения муниципалитета других жильцов, кроме несовершеннолетних детей нанимателя. Поднайм также не разрешается.

Порядок включения в очередь на новую квартиру

Пакет документов должен включать: справку о составе семьи, свидетельство о браке, свидетельства о рождении детей, выписку техпаспорта, а также заявление.
Величину минимальной нормы учета или нормы предоставления можно узнать в администрации своего муниципалитета. Впрочем, такие сведения обычно опубликованы на официальных сайтах правительств и депутатских корпусов.

Применение нормы

После включения в список нуждающихся в новом жилье ожидание квадратных метров для большинства занимает годы. Вопрос действительно быстро не решается, потому что упирается в ограничения муниципальных образований, связанных с деньгами и сроками возведения социального помещения.

Однако на получение квартир вне очереди могут рассчитывать заявители, проживающие в разваливающихся домах, в которых ремонт проводить бессмысленно. Еще один случай - когда человек тяжело болен, и его болезнь крайне осложняет совместное проживание родственникам или другим проживающим с ним. Пенсионеры и инвалиды, лишенные возможности вернуться на проживание в прежнюю квартиру. А также госслужащие.

Как установили нормы жилья

Совокупность жилищных правил версии 1983 года определяла норму жилплощади как предельную в пунктах соглашения по найму. Величину устанавливал не кодекс, а правительство. Норма высчитывалась на одного жильца и позволяла использовать компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Какой будет норма, решают представители местного правительства, однако до утверждения решения в кодекс рассматривался единый нормированный показатель предоставления, равный пятнадцати квадратам жилплощади, из расчета на жильца.

Сегодня учетная норма жилого помещения устанавливается в соответствии с принятым порядком.

Расширение норматива для определенной категории

Дополнительные квадратные метры могут получить ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС и члены их семей.

Люди, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, работники вредных производств, родители, воспитывающие разнополых детей - также имеют право на дополнительные квадраты.

Пенсионерам и инвалидам по их желанию жилье может быть предоставлено на первом этаже или в доме с лифтом.

Минимум площади: немного истории

Учетная норма жилищной площади была не всегда. С советской властью пришла социальная норма обеспеченности жильем. До 1920 года ее рассчитывали от объема воздуха, но потом ввели площадь.

Совнарком и Нарком здравоохранения утвердили чуть больше восьми квадратных метров на одного человека. В 1922 году норму увеличили до девяти квадратов.
Когда строили дома, эту норму непременно учитывали. Интересно, что менялись стандарты высоты потолков в квартирах, а норма жилплощади - нет.

В это же время вводят понятия площади - «общая» и «жилая». Жилая площадь организовывалась просто: буржуазных хозяев домов теснили работяги, отгораживая свою территорию. Так появилось первое коммунальное жилье.

Сколько квадратов положено в других странах

США для своих граждан норму определяет с учетом площади коридоров и лестниц. В Европе учитывают квадраты ванных комнат и туалетов. Причем размер жилплощади высчитывается по количеству спален. ООН введен стандарт, равный тридцати квадратным метрам.

Норма жилья голландцев и германцев - не меньше двадцати квадратов. В Дании и Швеции - восемнадцать квадратных метров жилья без учета площади столовой, размер спальни - не меньше тринадцати квадратов. При рождении детей европейские семьи могут рассчитывать на увеличение: двое детей - шестьдесят восемь с половиной квадратных метров.

Учетная норма определяется российским законодателем как минимальный размер жилплощади, исходя из которого требуется устанавливать уровень обеспеченности граждан, живущих в конкретном регионе, общей площадью жилья. Учетная норма жилплощади регламентирована законодателем в целях ведения учёта, устанавливающего граждан, которым требуется улучшение условий жилья.

Иными словами возможно сказать, что учётная норма жилплощади определяет потенциальные возможности конкретного российского гражданина претендовать на жильё по соглашению социального найма. Соответственно, законодатель создаёт правовые условия и предпосылки для реализации 40 статьи российской Конституции, регламентирующей право на жильё.

Малоимущим лицам, иным названным в законах гражданам, нуждающимся в жилище, определенная жилплощадь предоставляется безвозмездно либо за доступную плату из существующих государственных, муниципальных и иных российских жилищных фондов согласно регламентированным законом нормам. Выделение жилья названным лицам происходит с учётом минимально возможного размера предоставляемых помещений.

Для реализации прав граждан на жильё законодатель и установил учётную норму, а также норму предоставления жилплощади, детализировав таким образом вопрос количества предоставляемых квадратных метров жилплощади конкретному человеку.

Установление учетной нормы

Учётная норма, как и другая важная сопутствующая категория – норма предоставления жилплощади – устанавливается полномочными властями муниципалитетов. Соответственно, показатели учетной нормы варьируются в разных российских городах и населенных пунктах. Так, к примеру, в Москве сегодня учётная норма – 10 кв. м. площади на каждого жильца московской квартиры (для отдельных квартир).

Базовым, первоочередным критерием для разрешения вопроса о конкретном размере учётной нормы жилплощади в том или ином муниципалитете выступает уровень обеспеченности граждан жильём в соответствующем населенном пункте. При этом размеры устанавливаемой учётной нормы жилплощади не могут превышать размеры нормы предоставления.

К тому же при расчетах учитываются действующие сегодня в сфере жилищного права санитарно-технические нормативы и стандарты, специфика жилфонда каждого конкретного региона, плотность его заселения и имеющийся в распоряжении властей муниципалитета жилой фонд.

Для отдельных подгрупп российских граждан (к примеру, инвалидов, военнослужащих) учётная норма жилплощади может быть иного размера.

При расчете учётных норм принимаются во внимание и жилые комнаты, и места общего использования (коридоры, санузел, кухня), то есть общая площадь жилья.

Значение учетной нормы

На практике значение законодательно регламентированной учетной нормы состоит в следующем:

  1. Установленная муниципалитетом учётная норма жилплощади не позволяет нанимателю вселить в муниципальное жильё родственников либо временных жильцов (за исключением вселения несовершеннолетних детей к их родителям), а также заключить соглашение поднайма жилья, когда после этого юридического действия на каждого жильца норма станет ниже положенного размера.
  2. Именно учётная норма жилплощади, как уже говорилось, способствует практической реализации предписываемой российской Конституцией прерогативы малоимущих граждан РФ на получение безвозмездного социального жилья.
  3. Учетная норма площади применяется для принятия решений о постановке граждан-заявителей на учет как лиц, не обеспеченных жилплощадью. Полномочные органы, осуществляющие такой учет, ориентируются на тот факт, что заявитель живет в квартире и занимает жилплощадь меньшую, чем регламентированная муниципалитетом учетная норма. Постановка на учет свидетельствует о праве данного гражданина встать в очередь на приобретение социального жилья.

Например, рассмотрим ситуацию, когда в соответствующем населенном пункте учётная норма, согласно регламентам законодателя, составила 8 кв. м., а другая категория – норма предоставления – 10 кв. м. Соответственно, если житель данного населенного пункта проживает в социальном жилье с жилплощадью меньше 8 кв. м. на человека, он вправе становится на учёт и претендовать на жилье с площадью от 10 м. квадратных на каждого проживающего жильца.

Чтобы применить рассматриваемые знания на практике, заинтересованному лицу, прежде всего, требуется точно узнать конкретные размеры названных норм по местожительству. Такие сведения можно получить при личном посещении полномочного органа муниципалитета. К тому же информация обязательно размещается на официальном портале местной администрации.

Заявление гражданина, желающего встать на учёт, подаётся в компетентный местный орган власти. Дополнительно к заявлению прилагаются:

  • справки о составе семьи заявителя;
  • брачное, детские свидетельства;
  • выписки из техпаспорта имеющегося жилья;
  • иные документы по требованию полномочного органа, выполняющего постановку на учёт.

Весь требуемый перечень документации возможно узнать в администрации муниципалитета.

Отметим, что сама постановка на муниципальный учёт нуждающихся в жилплощади, скорее всего, быстро не решит жилищную проблему. Однако это создаст предпосылки для последующей реализации законных гражданских прав на предоставление жилплощади.

Нормы для отдельных категорий граждан

Законодатель предусматривает возможность отличия нормативных правил, регламентированных на местных уровнях для общего применения, и норм для некоторых категорий российских граждан. Последние нормативы принимаются на уровне федерального законодательства, Указов президента и иных приоритетных по силе действия нормативных актов.

В частности, к названным категориям лиц могут относиться , лица с тяжёлыми хроническими болезнями, военнослужащие, жители Крайнего Севера, . Для таких лиц могут предусматриваться дополнительные площади жилья. Так, например, семье лица, болеющего заразными формами туберкулёза, положены дополнительные метры жилплощади с целью его изолирования от здоровых членов семьи.

Что такое стандарты социальной и учётной нормы жилой площади, и какой является норма предоставления жилплощади по договору социального найма? Исходя из практики, в Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам в размере от 9 до 12 кв. м жилплощади. В соответствии с действующим законодательством существуют три вида жилищных норм:

  • норма предоставления жилой площади по договору социального найма;
  • учетная норма для принятия на учет граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий;
  • социальная норма для расчета компенсаций, связанных с оплатой жилья, а также коммунальных услуг.

Согласно российского жилищного законодательства нормой, в соответствии с которой может быть предоставлена площадь жилого помещения по заключённому договору социального найма, может считаться минимальный размер площади помещения для проживания, исходя из которого должен быть определён размер общей площади жилого помещения, которое предоставляется по соответствующему договору социального найма.

Такая норма предоставления должна быть установлена органом местного самоуправления и зависит от достигнутого в конкретном муниципальном образовании уровня обеспеченности теми жилыми помещениями, которые предоставляются по договорам социального найма, а также от некоторых иных факторов.

К примеру, такими документами, как «Основы жилищной политики города Москвы» и положения « О порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве», на одного человека социальная норма предоставления жилого помещения в Москве составляет 18 кв. м общей площади.

При этом норма, связанная с постановкой на учет для улучшения жилищных условий составляет уже 10 кв.м от общей площади на каждого из проживающих членов семьи. Некоторым, указанным в части 3 ст. 49 ЖК РФ гражданам, могут быть установлены другие нормы предоставления такого жилого помещения.

Следует учитывать, что размер общей площади помещения должен определяться, как сумма площадей всех комнат, имеющихся в квартире или доме, в том числе, и площадь мест общего пользования. К учетной норме площади любого жилого помещения относится минимальный размер площади, в соответствии с которым определяется необходимый уровень обеспеченности граждан общей площадью используемого жилого помещения с целью их принятия на учет, как нуждающихся в дополнительных жилых помещениях.

Такая учетная норма устанавливается органами местного самоуправления. Её размер не может превышать размеров норм предоставления, которые также установленной указанным органом. К примеру, учётная норма в Москве равна 10 кв. метрам общей площади для отдельно размещённых квартир.

Для квартир гостиничного типа и коммунального заселения такая норма установлена в размере 15 кв. м общей площади. В соответствии с федеральным стандартом социальной нормы площади жилья для определения размера оплаты за жильё и коммунальные услуги определяется на основании таких норм по обеспеченности людей жильем:

  • 18 кв. м на 1 члена (общей площади жилья) семьи из трех и более человек;
  • 42 кв. м для семьи из 2-х человек;
  • 33 кв. м для одиноко проживающего человека.

В соответствии с законодательством Российской Федерации органы государственной власти различных субъектов РФ могут устанавливать региональные стандарты социальной нормы площади жилья, делегируя также это право и органам местного самоуправления. В случае же перераспределения средств федерального бюджета между различными субъектами Российской Федерации российское Правительство руководствуется исключительно федеральными стандартами.

Определение такой учетной нормы, а также нормы предоставления имеет немаловажное юридическое значение. К примеру, в соответствии с ЖК РФ наймодатель может запретить проживание временных жильцов, если после их вселения общая площадь конкретного жилого помещения на каждого из проживающего в нём человек для отдельной квартиры уже составит менее учетной нормы, а для коммунальной квартиры - меньше нормы предоставления.

Кроме того, наниматель в соответствии с договором социального найма может предоставить жилое помещения меньшего размера взамен занимаемого в случае, когда площадь занимаемого помещения будет составлять больше нормы предоставления, которая приходится на каждого из членов семьи.