Как развивать творческое мышление и воображение. Креативное мышление

Чтобы развить у себя творческие способности, вам необходимо полностью посвятить себя этому процессу. Если вы занимаетесь определенным видом деятельности и хотите улучшить подход к работе, досконально изучите ее, станьте экспертом в своей области. Хороший багаж знаний является одним из необходимых условий творчества, он улучшает мышление и помогает быстрее находить инновационные решения стоящих задач.
Развить творческое мышление невозможно, если не уделять этому время. Составьте график и ежедневно и целенаправленно занимайтесь собственным развитием.

Принимайте на себя риски

Творческий подход к делу часто сопряжен с тем, что взрослому человеку приходится идти на определенный риск, т.к. предлагаемые им решения в таком случае нестандартны. Принимаемые решения при этом не всегда приводят к успеху, однако здесь важен сам процесс их поиска, т.к. он закрепляет вновь приобретенные навыки и помогает не бояться решать сложные задачи. Сохраняйте уверенность в себе и в своих силах. Постоянно ищите мотивацию для развития своего творческого потенциала.

Избавьтесь от негатива

Хорошее настроение и положительный настрой улучшают способность к творческому мышлению. Никогда не занимайтесь самокритикой по поводу своей деятельности, гоните от себя все негативные мысли. Все это может негативно повлиять на ваши творческие способности.

Мозговой штурм

Мозговой штурм – это распространенная техника решения сложных задач, он основан на активном вырабатывании различных методов решения проблем. Эта техника очень хорошо развивает творческое мышление. Определите проблему и начните записывать способы ее решения. Ваша задача состоит в том, чтобы записать максимальное количество идей за короткий промежуток времени. После этого сосредоточьтесь на записанных решениях и совершенствуйте их до тех пор, пока не найдете наилучшее из них.
Не останавливайтесь на быстрых и простых ответах. Всегда ищите альтернативные пути решения задач.

Записывайте свои идеи

Хороший способ развития творческого мышления – записывать свой творческий процесс. Заведите дневник и записывайте в него все идеи, которые приходят вам в голову, они могут относиться к самым разным темам. Дневник поможет вам не зацикливаться на одних и тех же решениях и стимулирует вас на поиск новых. Кроме того, при решении конкретной задачи вы всегда можете обратиться к своему дневнику и почерпнуть из него собственные идеи.

Ищите вдохновение

Развить творческое мышление на пустом месте невозможно. Постоянно ищите источники вдохновения. Читайте книги, слушайте разнообразную музыку, смотрите фильмы, чаще участвуйте в оживленных дискуссиях. Все это является источником новых идей, а также мотиватором к самостоятельной творческой деятельности.

Творческое мышление и креативность, несомненно, являются полезными навыками современного человека. Однако сложно найти хорошие курсы, тренинги, школы, книги и учебники для формирования и совершенствования этих навыков. В связи с этим и создан данный раздел сайта, который посвящен методам и техникам развития креативного мышления. Раздел представляет собой полноценный тренинг для развития творческого мышления и воображения и содержит в себе уроки, статьи, задачи, головоломки, видеоматериалы, тесты и много других полезных материалов.

Если вы читали «99 франков» или «Поколение П», смотрели фильмы Тарковского или Дэвида Линча, видели картины Леонардо да Винчи или Пикассо, вы наверняка задумывались: как люди могут создавать так много новых интересных идей и потрясающих концепций? Если эти профессионалы творческого мышления вызывают в вас желание быть похожими на них, то в этом разделе вы найдете для себя много полезной информации.

Чем жизнь более нестандартна, тем интереснее жить. В жизни от нас часто требуется креативный подход. Способность мыслить нешаблонно делает нас остроумными, находчивыми, успешными, предприимчивыми, удачливыми и богатыми. Умение быть креативным может пригодиться всегда.

Часто утверждают, что творческому мышлению научить невозможно. Это не совсем так. Конечно, врожденные способности человека очень важны. Но обычно именно взрослым людям по-настоящему свойственно творческое мышление, способность к которому не является только врожденной, а приобретается с воспитанием и опытом. Настоящие произведения искусства делают взрослые люди, которые достигли определенного мастерства мыслить и поступать креативно. А если человек не будет развивать свой творческий потенциал, то он вряд ли достигнет способности созидать, даже если в детстве, он проявлял какие-либо способности.

Значит, есть что-то, что знают и умеют творческие люди. Эти знания и навыки они приобрели не генетическим путем от своих родителей, а накопили их в течение своей жизни. Попробуем найти и разгадать их секреты.

Что такое творческое мышление и креативность?

Объяснить и описать, что такое творческое мышление и каковы его особенности - задача достаточно сложная. Одно из немногих определений креативности/творческого мышления дано психологом О.К. Тихомировым:

« Творческое мышление — один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Творческое мышление отличают от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением »

О.К. Тихомиров
Общая психология. Словарь / под. ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005.

Это определение выделяет главную характеристику творческого мышления -наличие результата, чего-то субъективно нового, что создал человек.

Важно понимать, что творческое мышление или креативность - это именно СПОСОБ мыслить, определенный ПРОЦЕСС, который ведет к созданию нового. Естественно, существует множество методик организовать свое мышление так, чтобы можно было в результате получить что-то новое. Ряд исследований и тестов показывает, что большинство способов можно подстроить под определенные логические схемы, которые и составляют часть уроков данного раздела.

Чтобы понять особенности своего творческого мышления, предлагаем вам пройти специальный психологический тест.

Тест на творческие способности

Данный тест создан, как интерпретация методики диагностики личностной креативности, разработанная Е. Е. Туник, и позволяет определить четыре особенности творческой личности: любознательность, воображение, сложность и склонность к риску.

Для правильной интерпретации ответов следует выполнять несколько правил во время прохождения теста:

  • Среди следующих коротких предложений вы найдете такие, которые определенно подходят вам лучше, чем другие. Для них следует выбрать ответ «Да». Некоторые предложения подходят вам лишь частично, на них следует отвечать «Может быть». Другие утверждения не подойдут вам совсем, для них предназначен ответ «Нет». Для тех утверждений, относительно которых вы не можете прийти к решению, предусмотрен последний вариант - «Не знаю».
  • Здесь нет правильных или неправильных ответов. Отмечайте первое, что придет вам в голову, читая предложение. Это задание не ограничено во времени, но работайте как можно быстрее. Помните, что, давая ответы к каждому предложению, вы должны отмечать то, что действительно чувствуете. На каждый вопрос выберите только один ответ.
  • Поскольку тест основан на личном восприятии, не стоит ждать от него объективной проверки ваших способностей. В большей степени он отражает ваше представление о своих творческих способностях. Помните, что креативность - это не врожденная характеристика, а качество которое можно развивать.
  • Данные теста будут записаны после того, как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены.
  • Данные теста будут записаны после того, как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены. Если этот тест вы уже проходили, то в левом меню отобразится знак.

С другой стороны, творческое мышление связано не cтолько с логическими схемами, сколько с развитым ассоциативным мышлением и воображением человека. Все это можно развивать при помощи специальных упражнений, которые представляют собой еще одну важную составляющую этого раздела.

В данном разделе собраны методики развития в себе способности творчески мыслить: уметь находить всегда и во всем несколько вариантов, и выбирать из них лучший.

Методика обучения

Как уже было сказано, существует много подходов понимания творческого мышления, и, следовательно, есть множество способов обучения такому мышлению. Среди популярных подходов анализа креативности можно отметить: концепцию латерального мышления , теорию решения изобретательских задач , синектику, и другие . Большинство из этих подходов имеют схожие черты, однако если пытаться заниматься по всем этим методикам одновременно, то можно запутаться.

Проанализировав многие подходы к креативности, наша творческая группа пришла к выводу, что наиболее универсальной теорией является концепция латерального мышления Эдварда Де Боно (а также ее Филиппом Котлером), которая направлена на понимание логики построения новых идей. Именно концепция латерального мышления легла в основу данного тренинга. Также в данном тренинге использовался ряд важных методик развития творческого мышления из других теорий, чтобы расширить концепцию де Боно.

Кроме того, концепции, которые заслуживают отдельного внимания, были вынесены в УРОК 5 , для того чтобы вы смогли попробовать другие методики развития творческого мышления.

План обучения

Весь тренинг поделен на несколько уроков, которые призваны раскрыть в вас различные стороны креативного мышления. Пройдя все уроки, вы получите гандикап, для того, чтобы уметь применять и постоянно совершенствовать свое творческое мышление.

Творческие игры

А также

А также на нашем сайте вы найдете полезные материалы, статьи , видео , задачи, головоломки, картинки, фото и многое другое, что раскрывает особенности творческого мышления человека. В итоге после этого тренинга вы будете четко представлять себе, как устроен процесс творческого мышления и будете обладать достаточными навыками для того, чтобы создавать что-то новое.

Умение быть творческим и интересным человеком отчасти приобретается с воспитанием и зависит от наших врожденных особенностей. Но поверьте, что эту способность можно приобретать и развивать, главное здесь, как обычно,- желание.

Желаем вам удачи в развитии творческого мышления!

Экологичное родительство: Абсолютно все дети от природы обладают творческими способностями. Можно их или развивать, или заглушать. В этой статье я напишу, как их можно заглушить.И, конечно, посоветую этого не делать.

Абсолютно все дети от природы обладают творческими способностями. Можно их или развивать, или заглушать. В этой статье я напишу, как их можно заглушить. И, конечно, посоветую этого не делать.

Творческие способности детей

1. Первое самое простое - пример родителей.

Если родители считают, что их жизнь кончена и они ничего больше не могут делать и осваивать, это подсознательно впитывает ребенок. Чтобы "развивать", родители вовсе не должны музицировать, рисовать, петь, плясать и стоять на голове "для ребенка" - достаточно, чтобы у них были свои взрослые осмысленные дела, без клоунады "ради развития" .

Но если у них у самих полная апатия и бесцельное существование, то это будет проецироваться на ребенка, как бы его ни "развивали".

2. Жизнь "вместо ребенка".

Мне иногда не по себе от вопросов "как играть с ребенком". Как устроить ребенку домик, как научить его играть, как организовать игру, как развивать сюжетную игру, как научить ребенка...

Для начала нужно усвоить, что игра это ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭТАП развития ребенка . Его можно этому не учить, как вы не учили его дышать. Более того, если родители играют вместо ребенка и постоянно "организовывают", это отнимает у ребенка его ведущую роль в игре и мешает развитию образного мышления. Потому, что игра - это генерирование образов . И если у вас проблема "как играть с ребенком", на детском языке это звучит "как думать вместо ребенка".

Оставьте его в покое, вспомните свое детство - вы как-то справлялись с игрой? Вот и он справится! Не нужно меняться местами с детьми. Взрослые не должны играть в качестве основного занятия (если вы не профессиональный аниматор). У них должна быть взрослая деятельность, ведение хозяйства, свои дела, а не сюжетная игра в магазин.

Конечно, если дети играют и пригласили маму "попить чай с куклами", можно придти. Но это разовое приглашение сильно отличается от постоянной "организации игры". Можно вместе построить домик, но давая ребенку ведущую роль в игре, а не пассивного наблюдателя.

Можно подать идею, но не развивать ее от и до вместо ребенка. Замечательно поиграть с детьми в настольные игры - ребенок должен пройти через чувство проигрыша и подчинение правилам. Командные спортивные игры вместе - прекрасно, сплочение семьи. Но "помогать" ребенку вести сюжетные игры - отнимать его право играть. Взрослые играют в свободное время и по желанию, а не потому, что "ребенка необходимо развивать!".

Когда ребенок говорит "мне скучно!" - это самый лучший повод ему подумать и придумать САМОМУ себе новую идею.

3. Избыток игрушек.

Тоже касается игры. Это даже дело не в количестве, а в продуманности каждого действия и каждой детали . Например, для кукольного чаепития есть готовая посудка, готовые игрушечные пирожные, которые даже порезаны на кусочки, скрепленные липучкой! Кроме самой машинки, есть готовая парковка, гараж, и еще десять комплектов для нее в наборе. есть все готовое - а что делать ребенку?

Передвигать эти готовые предметы туда-сюда? Нет, я не призываю посадить ребенка в голые стены и дать палочки. Но можно дать ему свободу творчества в игре - придумать эти самые пирожные для кукол, придумать как сделать парковку из старой коробки. Если ребенок не умеет видеть образ в предмете-заместителе в игре - это ограничивает его мышление . Предложите самому ребенку сделать что-то из подручных средств для новой куклы или новой машинки? С юда же относятся слишком продуманные игрушки - что можно вообразить за куклу, которая плачет, ходит, зовет маму и даже писает? что с ней делать? ждать, когда батарейка сядет?

4. Избыток "дидактических" игр.

Игры, которые задают одно действие и имеют одно решение - собери пирамидку, сложи узор, сделай только так, а не иначе. И чем больше у ребенка таких "развивающих" игр, тем меньше он думает.

Наоборот, чем больше у него "сырья", из которого можно что-то приспособить - тем больше он мыслит . Строить из кубиков, из конструктора, делать дом из одеял, сделать "телефон" из сломанной погремушки, привязать коробку к игрушечной собачке - это "пони с тележкой в зоопарке", и так далее.

Делать все из всего, в разных вариантах! Если игрушка позволяет что-то сделать с собой и из себя - она развивающая . Если это "сложи по образцу" - это шаблон . пирамидку, конечно, можно собирать Смайлик «smile» просто если у ребенка только игрушки с заданным действием - ему не нужно учиться вариативности мышления. А это основное свойство хорошего интеллекта.

5. Шаблонное творчество.

Это когда "мама должна обязательно рисовать вместе с ребенком", когда есть раскраски, когда творчество по часам и заданному количеству (обязательно нужно сделать две поделки сегодня), когда оно только "спускается сверху", и ребенок делает лишь то, что сказала мама, учительница и воспитательница. Когда ребенок не ищет свой образ, не пробует, не меняет разные материалы, не экспериментирует. Красивое срисовывание с образца - это не творчество. Раскраски - это не творчество. Мамины обязательные шаблоны "как рисовать собачку" - это не творчество. Елочки по трафарету на новый год - это не творчество.

Творчество - это поиск собственной идеи, это выражение СВОЕЙ мысли . Дайте ребенку "мыслить руками", не надо ломать его образы своими шаблонами!

6. Отсутствие инициативы.

Это связано с "жизнью вместо ребенка". Ребенку не нужно придумывать - он получает готовое расписание "развивающих занятий". Ему некогда организовать свою игру - мама уже сказала, во что играем сегодня.

Только если у ребенка есть свободное время для "своих" дел и собственные решения, чем и как заняться - возможно развитие инициативности . Если он идет по четкому расписанию без "права на побег" - когда ему думать-то?

Я думаю, верно такое правило - чем младше ребенок, тем больше у него должно быть свободного времени на выбор деятельности, игру . Получается наоборот - в три года ребенок ходит на все возможные "развивалки", чтобы у него не было никакого времени поиграть и подумать самому. А к подростковому возрасту (когда он как раз должен быть плотненько занят), ему уже вся учеба окончательно надоела и неинтересно что-либо делать.

7. Масс-медиа в раннем возрасте.

Родители очень волнуются, что дети будут "несовременными" , если их в год не посадить перед экраном. А еще лучше - с рождения положить. Но чем позже ребенок познакомится с техническими достижениями, тем лучше для его интеллекта .

В дошкольном возрасте, в период активного познания мира, ребенок должен познавать именно МИР, а не технические новинки . Он должен познавать окружающее всеми органами чувств, а не видеть с экрана.

Мультфильмы забивают мозг готовыми образами - когда же ребенок будет их придумывать? Что он будет рисовать сам, кроме мультяшных персонажей? Компьютерные игры предлагают готовую "виртуальную реальность" - как же ребенок будет разрабатывать свои "миры" в игре? Все уже придумано за него и для него, а он - просто "винтик" в этой индустрии. Чем больше маленький ребенок "общается" с экранами разных форматов, тем меньше работает его мозг.

8. Отсутствие общения с природой.

Некоторые подразумевают "общение с природой" жизнь среди джунглей. Но для наблюдения за природой вполне сгодятся одуванчики во дворе и жучок на ветке. Ребенку не нужно "очень много" объектов, ему нужно глубокое осмысление имеющихся.

Чем больше ребенку сообщается готовых сведений и чем меньше у него самого эмпирического опыта, свободного наблюдения - тем хуже развивается интеллект. Потому что основа размышлений - переработка полученного опыта от всех органов чувств .

Ребенок должен сам наблюдать и задаваться вопросами - как ползут муравьи? как воробей клюет зерно? как взлетают голуби? как бегут облака от сильного ветра? - а не получать сухие факты и научные данные. Природа много веков вдохновляла великих ученых и давала идеи великим изобретателям. Может, и для нас она еще пригодится?

9. Отсутствие наблюдения как такового.

Кто позволит ребенку смотреть в окно? Нет, пусть сидит, пишет в тетрадке буквы, играет в развивающие игры, изучает карточки! На прогулке тоже нельзя в сторонке постоять и понаблюдать - нужно быть активным, давай играть, давай то и это!

Хотя наблюдение - первый этап в работе мозга, это накопление информации. Ребенок не может наблюдать за объектом, ему не позволяют просто смотреть и анализировать информацию. Тут же надо сказать заранее все сведения. Получается, что ребенок не успевает сделать свои выводы и задаться вопросом. опубликовано Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта

фото: Kristina Varaksina

Является ключом к успеху, пожалуй, во всех областях жизни. Оно открывает широкие возможности для самореализации. Как развивать творческое мышление?

Хобби держит мозг в тонусе

…Старший сын вернулся из армии и пока отдыхает дома. Наблюдаю, как он мечется от компьютеру к гитаре - это два его увлечения, две больших любви. Как только что-то не получается с новой программой, сын берет в руки гитару. А вскоре у него появляется нужное решение, и он возвращается к компьютеру. Со вдохновением, воодушевлением. А мне радостно: в детстве мы сумели разглядеть в моем мальчике именно то, что ему по душе, помочь развить творческие способности, данные от природы.

Как важно поддержать в ребенке то, что в него уже заложила матушка-природа! Но часто бывает так: ребенку нравится рисовать - а его отправляют в музыкальную школу или в спортивную секцию. Или он спортивен и энергичен, а его заставляют часами заучивать нудные гаммы… На мой взгляд, если родители не знают, как искать и развивать творческие способности ребенка, то важно хотя бы не мешать: дать право сыну или дочери ходить на кружки, которые они выберут сами, бросать их и искать другие. Со временем обязательно найдется то, что по душе!

Я придерживаюсь мнения, что каждый человек уникален и талантлив, что мнение об особой породе творческих людей - всего лишь миф. Это доказывают едва ли не все исследования творческих способностей, которые проводились в течение последних 50 лет. И не только детям, но и взрослым полезно искать занятия, которые им понравятся. Никогда не поздно начать петь, рисовать, играть в футбол, летать или шить.

Любое творческое занятие! - держат мозг в тонусе, а чередование различных видов деятельности, переключая внимание, позволяет найти ответы в самых неожиданных местах. Исследования показывают,что более трети лауреатов Нобелевской премии по литературе занимались и другими видами искусства - живописью, театром или танцем.

Куда двигаться, развивая креативность

Однако наши увлечения, хобби – не единственное, что может помочь развить креативность и нестандартное мышление. Специалисты предлагают множество методик и специальных приемов. В основном, они сводятся к одному из четырех направлений .

1. Систематизация алгоритмов решения. В этом направлении наиболее популярной методикой является теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Она основана на теории Генриха Альтшуллера. Он заявил, что неэффективно ждать музу. Проанализировав более 400 тысяч изобретений в разных областях, ученый пришел к выводу, что 90% задач можно решить по одному из 40 алгоритмов, важно лишь правильно определить тип задачи.

2. Систематизация творческого процесса. Эта модель делит процесс рождения идеи на несколько шагов: сбор доступных данных (что имеем?), постановка задачи (что нужно сделать?), соотнесение данных и задачи (есть ли возможность сделать?) и генерация нескольких решений (как это можно сделать? ). Из известных методик – «Шесть шляп» Эдварда де Боно.

3. Активизация креативности в нестандартных ситуациях. Сторонники этой модели считают: чем более слаженно работают правое и левое полушария, тем легче и быстрее человек генерирует новые идеи. Творческие способности активизируются, если человек занимается соответствующей деятельностью (рисует, музицирует и т.д.) либо действует в иной среде, в нестандартной ситуации, в форс-мажорных обстоятельствах. Таким образом развиваются способности переключаться от творчества к логике, и наоборот.

4. Развитие креативности у групп людей. Генерировать решения проблем слаженной командой, при этом в равной степени задействовать каждого участника – основные задачи направления. Эта модель использует три вышеописанные методики развития творческих способностей. Используются также различные импровизации, когда команда учится «потоковому творчеству» (способности постоянно фонтанировать идеями). Модель перспективна для коллективов, в которых работают большие «креативные» отделы.

Методики и техники, развивающие творческое мышление

Рассмотрим подробнее наиболее популярные методики и техники, которые развивают креативность (их я подсмотрела на просторах интернета).

1. (Эдвард де Боно). Помогает упорядочить творческий процесс. Мысленно надеваем одну из шести цветных шляп: белая – значит, беспристрастно анализируем цифры и факты; чёрная – ищем негатив; желтая шляпа позволяет искать позитивные стороны проблемы. Надев зелёную, генерируем новые идеи, а красную – позволяем себе эмоциональные реакции. В синей подведем итоги.

2. Ментальные карты (Тони Бьюзен). Метод основан на том, что креативность тесно связана с памятью: укрепляя память, мы развиваем творческие способности. В процессе создания ментальной карты иной раз приходят оригинальные, неожиданные решения поставленных задач. В центре листа пишем ключевое понятие. Рисуем «ветви» и записываем на них ассоциации, которые приходят в голову, или оформляем их в виде рисунков, вырезок из журналов, символов.

3. Мозговой штурм (автор метода Алекс Осборн). Каждый участник выдвигает любые, даже самые безумные идеи. Затем участники дружно пытаются их развивать. После этого полученные решения анализируются. Мозговой штурм также можно проводить письменно (брейнрайтинг): идеи записываются на листке бумаги, который участники передают друг другу, и каждый вносит свои соображения.

4. Синектика (Уильям Гордон).Основной источник креативности - в поиске аналогий. Выбираем объект и рисуем таблицу для его аналогий. Первый столбец: записываем все прямые аналогии. Второй столбец: записываем непрямые аналогии (например, отрицание признаков первого столбца). Сопоставляем цель, объект и непрямые аналогии. Пример: объект - карандаш, задача - расширение ассортимента. Прямая аналогия - объёмный карандаш, её отрицание - плоский карандаш. Результатом будет, например, карандаш-закладка.

5. Морфологический анализ (Фриц Цвикки). Объект или идею разделим на компоненты, выберем из них несколько существенных характеристик. Теперь попробуем изменить их и соединить снова. В результате получим что-то совершенно иное. Пример: нужно придумать визитную карточку для парфюмерной компании. Изменим классическую прямоугольную форму и воздействие на органы чувств, может получиться треугольная визитка с запахом парфюма.

6. Старый, известный, тем не менее, очень действенный метод. Утром, как только проснулись, берем блокнот, ручку и начинаем писать (именно от руки!). Пишем то, что приходит в голову, стараясь особо не думать. Норма утреннего письма - 3 тетрадные страницы, или 750 слов.

7. А что, если бы?.. (К. Станиславский). Знаменитый режиссер заставлял начинающих актёров задавать себе этот вопрос. Метод отлично развивает фантазию и является, по сути, спусковым механизмом творческого процесса. Например: «А что, если бы историю в книге рассказывали картинками?» Так появился комикс. Можно задавать себе даже странные вопросы. Например: «А что, если бы моим начальником был Гулливер?»

8. Дробление слова . Помогает избавляться от узкого, шаблонного мышления, включать фантазию. Очень простая техника родом из детства, но действенная: два любых слова соединяем в одно и пытаемся представить, как это выглядело бы в жизни. Например, ванна + унитаз = ваннитаз.

9. Метод Торренса. Метод основан на дудлах (однотипных каракулях), которые потом превращаем в рисунки. На листе бумаги чертим в ряд символы: круг, два круга… гвоздь, крест, квадрат и т. д.. Затем включаем фантазию и рисуем: круг может стать щитом, глазом кошки или 5-копеечной монетой, а квадрат - домом, столом или картиной…

10. Метод фокальных объектов. Хорош, когда мыслительный процесс движется по инерции. Суть: ищем связи между основной идеей и случайными объектами. Например, из произвольной страницы книги (сообщения по телевизору, из газеты и пр.) выхватываем взглядом 3–5 слов и пытаемся связать их с предметом, над которым думаем.

11. Две случайности . Техника отлично тренирует мозг. Возьмем толковый словарь, ткнем пальцем в любые страницы и выберем два случайных понятия. Сопоставим их, попытаемся найти что-то общее между ними, а затем придумаем какую-нибудь историю.

12. Непрямые стратегии (Брайан Ино и Питер Шмидт). Метод выводит уставший мозг из творческого ступора. Суть метода: у нас есть 115 карточек, на которых написаны советы. Их можно сделать самим и или воспользоваться подсказками онлайн. Советы на карточках довольно странные: «Убери двусмысленности и преврати их в подробности», «Помассируй шею» или «Используй старую идею». Фокус в том, что здесь нет прямых инструкций к действию, и в каждом совете два человека могут увидеть разные решения проблемы.

13. Аналогии Гордона. Уильям Гордон считал, что кладезь творческих идей заключается в поиске аналогий. Он делил аналогии на 4 группы: прямая – ищем аналогию объекту в окружающем мире; символическая – ищем аналогию, которая в двух словах опишет суть объекта; фантастическая – придумываем аналогию, не ограничиваясь объективной реальностью; личная – мысленно встаем на место объекта и смотрим на ситуацию его глазами (например, как живётся ручке, которой мы пишем).

14. Безумный архитектор. Выберем 10 любых слов. Затем нарисуем дом. При этом представляем, что нам, как архитектору, заказали проект дома и заказчик предъявил десять обязательных требований, которые идут от выбранных слов. Например, «апельсин» - крыша дома будет оранжевой, «тарелка» - сделаем круглые окна в ванной и т.д. Во время рисования представляем, как бы это выглядело в реальной жизни.

15. 10+10. Выберем любое слово-существительное. Напишем 5 прилагательных, которые, на наш взгляд, ему больше всего подходят. Например, «карандаш» - красный, деревянный, гладкий, дорогой, любимый. А теперь попробуем написать еще 5 прилагательных, но которые совсем не подходят. Как правило, это сделать сложнее.

Регулярность и упорство - и каждый, в любом возрасте, может развить творческое мышление. Чего я с удовольствием и желаю всем, кто читает эту страничку!

Если верить словарям – а если не им, то кому вообще остается верить в этой стране? – слово «креативность» означает способность сознания создавать а) нечто новое и б) обладающее цен ностью. Вторая часть определения очень важна. Потому что ясно же, что практически любой человек может придумать виниловый слезопромокатель или слово «калиплюк» – но эти новинки никому не будут нужны. В латыни есть глагол creare («создавать, производить»), но применяли его только к богам. Считалось, что человек ничего не придумывает сам: стихи, дизайн туники и чертеж катапульты ему нашептывают духи, которых греки называли демонами, а римляне – гениями. Впервые назвать «креа­тивной» козявку по имени человек дерзнул в XVII веке польский поэт Мацей Казимир Сарбевский. Это была история – сдать и забыть. Дальше пойдет информация, без которой на шим учебником нельзя будет воспользоваться.

Сегодня есть множество теорий, объясняющих, почему одни умники могут сочинять шутки, песни и нано­роботов, а другие – нет. Трое самых из вестных теоретиков креативности – Алекс Осборн (создатель мозгового штурма), Эдвард де Боно (придумавший латеральное мышление) и наш, несмотря на фамилию, соотечественник Генрих Альтшуллер (автор ТРИЗ, теории решения изобретательских задач). Все они писали о разном и породили массу школ в практической психологии, но в целом мысли их сводились примерно к одному и тому же. Мы воспользуемся метафорами де Боно.

1. Мышление человека можно сравнить с песочницей. Если лить воду на песок, то сначала она растечется­ по небольшой площади, а потом начнет углублять ямку и собираться там. То же самое и с головой. Про блемы (и вообще данные) – это вода, которая оставляет следы. Ямка – это мыслительный шаблон.

2. Шаблоны помогают распознавать ситуацию и быстро реагировать на нее. Достаточно один раз уколоться о кактус, чтобы перестать их покупать.

3. Собравшись вместе, шаблоны образуют вертикальное мышление («поле проб и ошибок»). Оно помогает при решении повседневных рутинных задач. Попадая в ямку-шаблон, информация стекает вниз, углубляя ее.

4. Вертикальное мышление убивает креативность. Человек, мыслящий шаблонами, не может придумать ничего нового. Потому что для этого нужно выйти за рамки привычной трактовки, сломать шаблон, освоить новые горизонты данных.

Все вышеперечисленные исследователи разработали свои методики развития нестандартной, творческой мысли. Де Боно учил пускать «воду» вбок, отсюда и название его метода – латеральное мышление (от латинского слова «боковой»). Альтшуллер создал 76 протоколов для того, чтобы вывести мысль за пределы при вычного. Осборн полагался на коллективный разум, считая, что группа людей, выкрикивающих разную фигню, в итоге оказывается умнее каждого из ее членов, всерьез размышля ющего над проблемой.

Но довольно уже об этом. Готовьте мозг, будем его тормошить.

Часть 2: много практики

А вот и обещанные упражнения. Каждое из них направлено на раз витие определенного аспекта мыш ления. Если прочесть и исчеркать карандашом не только статью, но и указанные в ней книги, можно стать умнее и даже, в частности, на учиться рисовать. Кроме шуток.

Рисунок 1

Аспект 1: отсуствие самокритики

Де Боно считал, что люди становятся глупее с возрастом. Происходит это потому, что взрослые начинают вводить ограничения для мысли. Многие варианты решения проблемы отметаются как «глупые» или «детские». Вот, например, знаменитый тест с фигурой (рис. 1). Когда Эдвард показывал ее детям и просил сказать, что это, любой школьник называл около40 вариантов: домик без трубы, заготовка для бумажного самолетика, обкусанная плитка шоколада. Взрос лые называли максимум 10 вариантов. Они, как правило, загоняли себя в шаблон геометрии и описывали фигуру как квадрат с треугольником наверху или усеченный прямоу гольник.

Представляете? Человек способен отсечь три четверти вариантов решения задачи (а любой образ – это уже задача, материал для интерпретации) просто потому, что они несерьезные и якобы недостойны мыслящего человека! Взрослые даже не произно сят эти варианты, опасливо глядя по сторонам и ожидая удара степлером. Люди критикуют сами себя заранее! Де Боно говорил, что от этого комплекса нужно избавляться в первую очередь.

Упражнение 1

Попробуйте соединить девять точек четырьмя отрезками (рис. 2). Отрывать карандаш от бумаги нельзя. При этом линия может проходить через каждую из точек всего один раз.

Упражнение 2

А вот этим можете заниматься всю жизнь. Возьмите за правило смотреть на картинки (например, рекламу в журнале) и придумывать один-два варианта происходящего в кадре. Вот, например, женщина, у которой на лице выло жена буква «Т» из таблеток. Почему? Она пыталась спрятать синяк от столкновения с чугунной вывеской «Товаров для дома»? Она – одна из участниц (третья слева) марша «Мы требуем увеличения срока беременности!»? А может быть... Впишите свои три варианта. Пусть получается глупость. Но ваша задача – научиться думать именно «глупо», непривычно, как ребенок. И не чувствовать вину за это. Это – начало креативности.

Рисунок 2

Аспект 2: сдвиг точки входа

Еще один тест де Боно (рис. 3) выглядит так: участникам предлагается нарисовать фигуру, которую можно одним движением разрезать на четыре равные части. 35% участников тут же сдаются­, выдвигают идею креста­, очень узкого в цен­тральной части­, около 3% выдают уникальный результат (Эдвард их коллекционирует). В среднем 12% оставшихся решают задачу не запредельно твор ческим, но все же интересным способом – потому что подходят к решению с конца. То есть сначала вырезают из бумаги четыре одинаковых куска, а потом пытаются совместить их в фигуру. Это и есть сдвиг точки входа. Кто сказал, что проблему нужно решать последовательно? А что если сразу представить себе ре зультат? Или попытаться связать ее со случайным словом? Или с картинкой?

Упражнение 3

Откройте www.dzen.yandex.ru. Найдите кнопку «Найти». Задумайте какую-нибудь проблему: муж играет в покер, на каблуках-шпильках порвалась кожа, никак не придумываются сюжеты для корпоративного календаря. Нажмите на кнопку. Поисковая машина выдаст вам случайный результат: слово и картинку. Попробуйте связать ее с вашей проблемой. Как соотносятся проблемы с результатом поиска? Например, вам выпала «оплетка руля». Может быть, опасное хобби мужа можно заменить на безопасное, подарив (или сломав) ему машину? А каблуки оплести? И так далее. Спросите совета у «Дзен-Яндекса» (только не вслух, чтобы не чувствовать себя совсем ребенком). Чем бредовее будет ответ, тем сильнее он станет разрушать шаблон мышления. И помните, никакой самокритики!

Рисунок 3

Аспект 3: бесконечность вопросов

Еще один навык творческого мышления, которым дети владеют лучше взрослых, это ниспровержение основ. Почему гром гремит? Потому что тучи сталкиваются друг с другом. А почему они сталкиваются­? Потому что наверху дует ветер. А почему они не могут разъехаться? Задача ребенка – не столько утомить вас (он может и не понимать, какое удовольствие приносят издевательства над взрослым), сколько докопаться до шаблона. Дети не выносят ответов вроде «так всегда было» или «так надо». «Кому надо?» – продолжают они свой допрос. Это и позволяет им выдавать по сто абстрактных и парадоксальных суждений в день, типа «мама пришла пьяная, потому что боится ездить в лифте». Вы тоже так можете.

Упражнение 4

Задачка для тех, кто умеет играть в шахматы, – ну или хотя бы знает, как ходят фигуры и что пешка превращается в любую фигуру, дойдя по последней линии. Условие: черные начинают и в один ход ставят мат белому королю. Вертикальный перебор ходов не поможет (рис. 4).

Упражнение 5

Вам наверняка знакома такая игра: ведущий рассказывает ситуацию. Например, человек приходит в бар и просит стакан воды. Бармен наставляет на него пистолет. Человек говорит «спасибо» и уходит. Или: муж с женой останавливаются на пустынной дороге, муж идет за бензином, жена запирается. Когда муж возвращается, она мертва, рядом с ней в машине незнакомец, двери закрыты изнутри. Задавая однозначные вопросы (на «да» и «нет»), участники игры должны восстановить картину событий. Этих задач полно в интернете – они называ­ются «данетки». Они учат задавать вопросы до последнего, не сдаваясь. Если компьютерная игра не увлекает, тренируйтесь на живых людях, до последнего обсуждая проблему с коллегами или родными. Отказывайтесь принимать в качестве ответов «нельзя» и «так принято».

Рисунок 4

И довольно об этом

В то время как ТРИЗ, годящаяся в основном для решения инженерных задач, стала забываться после смерти ее создателя, метод мозговых штурмов получил развитие. Сегодня существует масса методик (например, процедура Янга или метод 3-6-5 – они есть в Google) для творческого решения проблем в коллективе­. Де Боно и вовсе жив и продолжает писать по книге в год. Его учебники можно купить на сайте www.debono.ru. Особенно хороши «Серьезное творческое мышление» и «Нестандартное мышление. Самоучитель».

До и после

Аспект 4: правополушарное мушление

Эта статья была бы еще более неполной, если бы мы не упомянули, что некоторые специалисты связывают креативность с правым полушарием мозга. До 50-х годов XX века оставалось неясным, зачем человеку носить в голове грецкий орех – и почему бы мозгу не быть идеальным шаром или кубом. Первые ответы получил Р. Сперри из Калифорнийского технологического института. В результате опытов над животными он выяснил, что полушария работают независимо друг от друга. Потом подтянулись и другие ученые, в частности Дж. Леви, работавший с эпилептиками, перенесшими комиссуро­томию – операцию по разделению полушарий. Леви выяснил, что левое полушарие – вербальное, временное, аналитическое. Правое – образное, вневременное, синтетическое. Задним числом его работы объяснили случай Ловиса Коринта – профессионального художника, который разучился рисовать, когда в его правом полушарии выросла опухоль.

Но довольно сопутствующей теории. Профессор Б. Эдвардс еще в 60-х годах разработала метод обучения рисованию, основанный на правополушарном мышлении. Ее курс позволяет человеку научиться рисовать за пару месяцев. А также улучшить почерк, научиться радоваться красоте и посмотреть на своего мужчину свежим незамутненным взглядом. А еще улучшить память и видеть связи между явлениями.

Если вы хотите научиться рисовать хотя бы как автор этой статьи, купите книгу Эдвардс «Откройте в себе художника». К счастью, ее недавно выпустили заново, так что совсем незачем скачивать старое издание с сайта www.booksgid.com.

Упражнение 6

Вам наверняка попадались картинки-иллюзии: два лица образуют вазу (рис. 5, но в интернете их гораздо больше). Рисование подобных парадоксов помогает найти связь со своим правым полушарием и понять разницу между двумя типами мышления. На левой стороне листа нарисуйте лицо, проговаривая про себя его части: лоб, глаза, нос, губы. Соедините крайние точки горизонтальными линиями с правой стороной листа. А теперь – внимание! Вам нужно нарисовать зеркальное отражение лица. Теперь попробуйте не вести с собой мысленный диалог, а просто медленно проводить линию, повторяя в зеркальном отражении все изгибы. Эта техника включит ваше правое полушарие.

Рисунок 5(1)

Рисунок 5(2)

Упражнение 7

Самый простой способ освоить правополушарное рисование – копировать перевернутые вверх ногами контурные рисунки (поиграйте с рис. 6). Проблема людей, думающих, что они не умеют рисовать, в том, что они рисуют символы, а не образы. То есть пользуются левым полушарием для рисования (а это грубейшая ошибка). Садясь рисовать лицо, они на самом деле рисуют схему: кружок, два глаза, палочка-нос, палочка-рот. Поэтому и копировать рисунки в режиме работы левого полушария не получается: мозг подгоняет каждую линию под готовый символ. Но стоит перевернуть рисунок – и у мозга пропадают ассоциации. Включается правая половинка – и все начинает получаться. Попробуйте сами!

Рисунок 5(3)

Упражнение 8

Ну а если вы хотите всерьез встряхнуть мышление, улучшить обмен электроимпульсами между полушариями – попробуйте следующий трюк. Возьмите две ручки (лучше, если одна из них будет карандашом) в разные руки. Попробуйте, не торопясь, рисовать одной рукой треугольник, а другой – круг. Первые минуты три у вас будут получаться кругольники или треукруги, но потом руки найдут нужный ритм и смогут обособиться. Если в этот момент заболит голова – бросайте это дело и возвращайтесь к нему спустя час-другой или день. Когда освоите рисование двумя руками, попробуйте писать слова. Они должны быть разными, но состоять из одного и того же количества букв.

Рисунок 6

Ну вот и все. Точнее, все только начинается. Растормаживайте мышление, не критикуйте себя, сдвигайте точку входа, рисуйте! Мы не знаем, как это поможет вам быть хорошим бухгалтером или женой, – но для чего-то же вы начали читать эту статью, узнав о том, что она повышает либидо и креативность.

Источник фото: Getty Images, архивы пресс-служб