1 потребности и мотивы в поведение человека. Потребности и мотивы: определение и основы психологии

Потребности и мотивы

Определение потребностей

Потребности – субъективные явления, побуждающие к деятельности и представляющие собой отражение нужды организма в чем-либо. Все многообразие потребностей может быть сведено к двум основным классам:

  • биологические (витальные)
  • информационные (лежащие в основе социальных потребностей).

Биологические потребности являются легко и быстро насыщаемыми. Регулирующая функция биологических потребностей ограничена, так как они определяют поведение в сравнительно небольшие отрезки времени, в течение которых происходит удовлетворение потребностей. Если бы животное или человек действовали под влиянием только этих потребностей, то их активность была бы очень ограниченной.

Информационные потребности (к ним относятся и познавательные, и социальные) являются ненасыщаемыми или значительно менее насыщаемыми по сравнению с биологическими потребностями. Поэтому их регулирующая функция по отношению к поведению человека является неограниченной.

К вопросу о происхождении потребностей.

К.К. Платонов считает, что фило- и онтогенетически потребности возникают вместе с эмоциями. У грудного ребенка есть потребности только в еде, кислороде, тепле и покое. По мере созревания организма у человека появляются новые непосредственно биологически обусловленные потребности. Так, потребность в покое дополняется периодически появляющейся потребностью в движении, затем потребностью в игре, в познании, в труде. В процессе созревания эндокринных желез появляется половая потребность. старение организма приводит к ослаблению не только половой потребности, но и потребности в движении, познании и т.д.

Анализируя путь развития человеческих потребностей, А.Н. Леонтьев приходит к принципиальной схеме: сначала человек действует для удовлетворения своих витальных потребностей, а затем удовлетворяет свои витальные потребности для того, чтобы действовать. Развитие потребностей связано с развитием их предметного содержания, то есть конкретных мотивов деятельности человека.

Литература

  1. Джидарьян И.А. О месте потребностей, эмоций, чувств в мотивации личности. //Теоретические проблемы психологии личности. /Под ред. Е.В. Шороховой. - М.: Наука, 1974. С.145-169
  2. Леонтьев А.Н. Деятельность. сознание . Личность.- М.: МГУ, 1975.
  3. Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. - М.: Наука, 1982.
  4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1940.

Определение мотива.

Мотив – это побуждение к действию. Так, Ж. Годфруа определяет мотив как "соображение, по которому субъект должен действовать" .

Х. Хекхаузен, определяя мотив, указывает на "динамический" момент направленности действия "на определенные целевые состояния, которые независимо от их специфики всегда содержат в себе динамический момент и которые субъект стремится достичь, какие бы разнообразные средства и пути к этому ни вели" . Иначе говоря, мотив понимается как "желаемое целевое состояние в рамках отношения "индивид – среда" .

Если, анализируя потребности, человек дает ответ на вопрос, почему он действует или не действует определенным образом, то при анализе мотивов дается ответ на вопрос "зачем?" .

По мнению А.Н. Леонтьева, генетически исходным для человеческой деятельности является несовпадение мотивов и целей. В отличие от целей, мотивы актуально не осознаются субъектом. При этом они находят свое психическое отражение в форме эмоциональной окраски действий (то есть придают действию личностный смысл).

Развитие человеческой деятельности ведет к раздвоению функций мотивов. Одни мотивы, побуждая деятельность, придают ей личностный смысл (смыслообразующие мотивы), другие, выполняя роль побудительных факторов, лишены смыслообразующих функций (мотивы-стимулы).

Деятельность человека направляется не одним мотивом, а их совокупностью. При этом можно выделить внутренние мотивы и внешние мотивы. В основе внутренних мотивов лежат потребности человека, его эмоции , интересы. К внешним мотивам относятся цели, исходящие из ситуации (факторы Среды). Совокупность внутренних и внешних мотивов определенным образом организуется и составляет мотивационную сферу личности. Главные отношения, характе-ризующие мотивационную сферу личности, – отношения иерархии мотивов.

А. Маслоу выстроил иерархию мотивов по степени их близости к удовлетворению витальных потребностей. В основе иерархии лежит необходимость поддерживать физиологический гомеостаз; выше – мотивы самосохранения; далее – уверенность, престижность, любовь. На вершине иерархии – познавательные и эстетические мотивы, ведущие к развитию способностей и самоактуализации личности.

Иерархия фундаментальных потребностей (по А. Маслоу).

  • физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.);
  • потребность в безопасности (стабильность, порядок);
  • потребности в любви и принадлежности (семья, дружба);
  • потребность в уважении (самоуважение, признание);
  • потребность в самоактуализации (развитие способностей).

Иерархическая пирамида потребностей (по А. Маслоу)

А.Н. Леонтьев считает данную попытку построения иерархии неудачной. Он считает, что иерархические отношения между мотивами являются релятивными (относительными) и определяются складывающимися связями деятельности субъекта. При этом смыслообразующие мотивы всегда занимают более высокое место в иерархии мотивов.

В структуре личности важную роль играют потребности и мотивы. Потребности частично даются от природы, а частично формируются в ходе жизнедеятельности человека – приобретенные потребности. Мотивы же полностью являются приобретенными.

При изучении потребностей и мотивов будут рассмотрены вопросы:

1. Понятие и сущность потребностей;

2. Теории потребностей;

3. Понятие и сущность мотивов;

4. Процесс мотивации;

5. Теории мотивации;

6. Практика мотивации.

Потребность – это внутреннее ощущение человеком недостатка в чем-либо.

Потребностью является то, от чего человек стремится освободиться или приобрести. Пока потребность существует, она постоянно о себе напоминает, и требует удовлетворения. Люди по-разному реагируют на потребности: удовлетворяют, подавляют, игнорируют.

Потребности можно условно разделить на две большие группы : первичные и вторичные.

Первичные – это физиологические потребности . Они являются врожденными, т.е. заложены генетически. Это потребности в дыхании, пище, воде, отдыхе, одежде (тепле), безопасности и др.

Вторичные – это психологические потребности . Они появляются и осознаются с опытом жизнедеятельности человека. Это потребности в привязанности, уважении, успехе, власти и т.д. Поскольку люди имеют различный приобретенный опыт, их вторичные потребности сильно различаются.

Для понимания сущности потребностей, механизмов их возникновения и реализации, психология оперирует рядом теорий потребностей . Основные из них – теория иерархии потребностей Маслоу, двухфакторная теория потребностей Герцберга, теория приобретенных потребностей МакКлелланда. Эти теории рассмотрены выше, в разделе 2.4.

Потребности человека формируют его мотивы.

Мотивы – это внутреннее стремление личности к определенной цели, выраженное в деятельности.

Проблема мотивации и мотивов поведения – одна из стержневых в психологии управления. Как возникают мотивы и цели индивидуальной деятельности? Что они собой представляют? В ответах на эти вопросы заключено понимание личности, и возможность успешного на нее влияния.

Известный американский психолог Дейл Карнеги проводил через свои книги одну главную мысль: «Единственная возможность заставить человека что-либо делать, это сделать так, чтобы он сам этого захотел».

Потребности и мотивы человека тесно связаны. Потребности, опосредуясь во внутреннем мире индивида, формируют мотивы. Мотивы, в свою очередь, определяют поведение человека.

Связь потребностей, мотивов и действий представлена в модели мотивации поведения на рисунке 3.5.

Рисунок 3.5 – Модель мотивации поведения

В качестве психологического явления, мотивацию можно рассма-тривать как побуждение, вызывающие направленную активность личности.

Важной особенностью мотивации является ее положительно-отрицательная направленность.

Положительная мотивация вызывает побуждение к непосредственной реализации потребности.

Отрицательная мотивация , напротив, выступает как самозапрет, тормозящий побуждение к реализации потребности.

Например, нахождение рядом с субъектом своего влечения, вызывает у человека положительную мотивацию. Однако, в случае неразделенной любви, мотивация может быть отрицательной.

Мотивацию можно рассматривать как процесс , который состоит из пяти стадий . Между ними нет четкого разграничения, они взаимосвязаны, и переходят друг в друга. Однако для понимания содержания и логики мотивации, выделение этих стадий вполне оправдано.

1. Возникновение потребности . Потребность проявляется тогда, когда человек начинает ощущать, что ему чего-то в жизни не хватает. Это явление происходит в конкретное время, и оно начинает «требовать» от человека определенных действий. Потребность побуждает индивида к тому, чтобы он нашел возможность и предпринял какие-то шаги для ее устранения (удовлетворения).

2. Поиск путей устранения потребности . Раз потребность возникла и создает проблемы для человека, он вынужден реагировать. Он ищет возможность устранить потребность: удовлетворить, подавить, не замечать. Он принимает решение, что и как должен делать, чтобы устранить потребность.

3. Осуществление действия . На этой стадии человек выполняет действия, которые, по его мнению, устранят потребность. Так как процесс работы оказывает понимающее действие на мотивацию, то на этой стадии может происходить корректировка целей.

4. Получение вознаграждения . Осуществив действие, человек либо непосредственно получает желаемое (реализует потребность), либо то, что он может обменять на необходимый объект. На данной стадии выясняется, насколько осуществленное действие дало жела-емый результат. Происходит регулирование мотивации к действию.

5. Устранение потребности . Все зависит от степени устранения потребности и снятия напряжения. Человек либо продолжает действия по реализации желания, либо осознает новую потребность.

Формирование во внутреннем мире человека стремления к чему-либо называется мотивацией . Она может осуществляться как внешними воздействиями, так и внутренними побуждениями человека.

Внешние воздействия субъекта на объект мотивации – это влияние одного человека на мотиваторы другого. Мотив всегда субъективен. Извне же можно создать лишь мотиваторы, которые внутренне опосредуются в мотив.

Внешние мотиваторы делятся на: императивные (повелительные), консультативные (советующие), внушения и манипуляции.

Императивные мотиваторы – это приказы, требования, принуждения. Эти воздействия воспринимаются личностью как поставленную перед нею цель без права выбора. Такое воздействие обычно является проявлением власти в профессиональной деятельности.

Консультативные мотиваторы – это просьбы, предложения, советы, убеждения. За личностью остается право выбора. В профессиональной деятельности консультационные воздействия со стороны руководителя предпочтительны. Они поднимают самоуважение подчиненного, создают благоприятную атмосферу служебных отношений.

Внушения – это средства психологического воздействия на процесс формирования мотива. Воздействие осуществляется с помощью речи и неречевых средств общения. Оно отличается настойчивостью приводимых аргументов и некритическом отношением к ним со стороны адресата. Принятое внушение становится внутренней установкой личности.

Существует три формы внушения: сильное уговаривание, давление и эмоционально-волевое воздействие. По способу воздействия внушение может быть прямое (открытое) и косвенное (завуалированное).

Манипуляции – это скрытые от адресата побуждения его к определенному отношению или действию. При этом достигается, что адресат считает возникшие мысли своими собственными, а не «наведенными» извне. Такие мысли выступают в роли мотиваторов, и приводят к формированию мотивов личности.

Психология управления особое значение придает внешним мотиваторам, в роли которых выступают привлекательные объекты . Окружающие человека предметы и люди способны побуждать его к определенным мыслям и действиям.

Так, красивый ландшафт влечет к прогулкам, аппетитное пирожное «хочет быть съеденным», интересный человек побуждает к общению.

Различают позитивные и негативные воздействия привлекательных объектов. Одни побуждают стремиться к ним, а другие – отталкивают.

В «Крейцеровой сонате» Л.Н. Толстой ярко описал действие привлекательного объекта: «Удивительное дело, какая полная бывает иллюзия того, что красота есть добро. Красивая женщина говорит глупости, ты слушаешь и не слышишь глупости, а слышишь умное. Она говорит, делает гадости, а ты видишь что-то милое. Когда же она не говорит ни глупостей, ни гадостей, а просто красива, то сейчас уверяешься, что она чудо как хороша и нравственна!»

Привлекательный объект, как прием воздействия на потребителя, активно используется в маркетинге и рекламе. Красивая упаковка может существенно повысить объемы реализации товара.

К мотивации, вызванной привлекательностью объекта, относят такие психологические воздействия, как заражение и подражание.

Заражение – это передача эмоционального состояния одного человека другому. Особенно ярко это проявляется в трудовом энтузиазме, в эмоциональных всплесках зрителей на концертах или стадионах.

Подражание – это следование какому-либо примеру, образцу. Это принятие и воспроизведение внешних и внутренних особенностей других людей, привлекательных для данной личности. Существуют разные виды подражания: целенаправленное и непроизвольное, логическое и эмоциональное, внутреннее и внешнее, подражание-мода и подражание-обычай, и т.д.

Внутренними воздействиями , вызывающими мотивацию, являются цели, идеалы, устремления, направленность личности. Они базируются на мировоззрении человека, его личностном понимании смысла жизни.

Внутренние воздействия часто формируются из внешних влияний. Если личность опосредует внешние мотиваторы, они превращаются во внутренние мотивы.

Оценить уровень личных потребностей в достижении успеха можно с помощью теста приложения 2.

Для понимания и объяснения мотивов психология располагает рядом теорий мотивации .

Основные из них – теория ожиданий Врума, теория справедливости Адамса, теория подкрепления, модель соответствия Портера–Лоулера. Первые три теории подробно раскрыты в разделе 2.4. Рассмотрим четвертую.

Модель соответствия Портера-Лоулера является синтезом теории ожидания и теории справедливости. В данной совместной модели авторы используют пять переменных:

– затраченные на выполнение работы усилия ;

– восприятие значимости выполненной работы;

– полученные результаты от выполненной работы;

вознаграждение за выполненную работу;

– степень удовлетворения от выполненной работы.

Модель соответствия адекватна модели мотивации поведения, которая представлена выше, на рисунке 3.5.

Согласно данной модели, достигнутые результаты зависят от приложенных человеком усилий, его способностей и характерных особенностей, а также осознании им своей роли. Уровень приложенных усилий будет определяться ценностью вознаграждения и степенью соответствия усилий и вознаграждения. Человек удовлетворяет свои потребности путем вознаграждения за достигнутые результаты.

Если сотрудник считает, что его усилия и вознаграждение за них не соответствуют друг другу, это будет им восприниматься как несправедливость. Сотрудник либо станет хуже работать, либо будет добиваться справедливого вознаграждения.

Одно из наиболее важных положений модели состоит в том, что результативный труд ведет к личному удовлетворению. Это прямо противоположно тому, что на сей счет думает большинство руководителей. Они полагают, что удовлетворение ведет к достижению высоких результатов в труде или, говоря иначе, более довольные рабочие трудятся лучше. Портер и Лоулер, напротив, полагают, что чувство выполненной работы ведет к удовлетворению, и способствует повышению производительности труда.

При осуществлении практического подхода к мотивации личности возникает ряд проблем. Знание логики процесса мотивации не дает существенных преимуществ в управлении этим процессом. Необходимо не только понимание, но и умение практически преодолеть проблемы и сложности внутреннего процесса формирования мотивов у сотрудника.

Можно отметить три фактора , которые усложняют и делают неясным процесс практического развертывания мотивации: скрытость, изменчивость и уникальность.

Скрытость – это не очевидность мотивов личности. Можно предполагать, догадываться по поводу того, какие мотивы влияют на действия человека. Однако в явном виде их «вычислить» практически невозможно.

Психология управления подчеркивает, что понимание мотивов дает ключ к знанию личности. Если руководитель осознает, что движет его подчиненным, он сможет эффективно на него воздействовать.

Изменчивость – это динамичность мотивов личности. Характер мотивационного процесса зависит от того, какие потребности инициируют его. Однако сами потребности находятся между собой в сложном нестабильном взаимодействии. Зачастую они противоречат друг другу, либо, наоборот, усиливают действия друг друга. При этом общий вектор мотивации может меняться во времени, изменяя направленность и характер действия.

Уникальность – это индивидуальность, оригинальность, непохожесть мотивов каждого человека. Внутренний мир личности неповторим. Поэтому возникновение внутренних мотивов и опосредование внешних мотиваторов всегда индивидуально.

Особое значение психология управления придает практической мотивации труда человека . Почему люди работают? Почему одни делают легкую работу и остаются недовольны? Почему другие получают удовлетворение от сложного и напряженного труда? Что вызывает желание работать? Эти и многие другие вопросы возникают в процессе практического управления персоналом.

В отечественной экономике на протяжении десятилетий данной проблеме уделялось очень мало внимания. На производстве господствовал технократический подход и административный стиль. Роль работников отодвигалась на второй план. Это привело к сужению трудовой мотивации, отчужденности работников от производства, падению производительности труда.

Данные сравнительного исследования по уровню мотивации труда в разных странах показывают следующее. Работу считают главным делом жизни: в США – 50% населения, в Швеции – 45%, в ФРГ – 30%. В странах СНГ эта цифра не превышает 10 %.

Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к определенной деятельности, какие мотивы лежат в основе его поступков и действий, можно создать эффективную систему стимулирования труда, которая перейдет во внутреннюю мотивацию сотрудников. Руководители должны знать своих подчиненных, их потребности. запросы и цели, которые и определяют мотивы. Это позволит обеспечить успешность управления как отдельным подчиненным, так и целыми коллективами.

В мировой практике управления за последние десятилетия сложился ряд современных приемов мотивации труда . Они подробно рассмотрены в разделе 2.4.

Мотивация является ключом к поведению человека. Можно выделить пять психологических правил , которые помогут в практическом управлении мотивацией личности.

1. Положительное подкрепление. Это поощрительная реакция руководителя на успешные действия подчиненного. Положительное подкрепление эффективнее и конструктивнее отрицательного, оно благотворно влияет на психологический климат в коллективе. Положительное подкрепление особенно действенно в длительной перспективе.

2. Безотлагательность подкрепления. Поощрение (подкрепление) должно быть немедленным и конкретным (привязанным к действию). Чем меньше временной интервал между действием и публичной положительной реакцией на него со стороны руководства, тем выше эффект.

3. Непредсказуемость поощрения. Если поощрения регулярны и предсказуемы, сотрудники привыкают к ним. Их начинают воспринимать не как поощрение, а как норму. В то же время, нерегулярные и неожиданные поощрения стимулируют лучше.

4. Промежуточные цели. Путь к цели может быть долгим и утомительным. Поэтому с психологической точки зрения целесообразно установить этапы (промежутки) движения к цели, и поощрять реализацию каждого из них.

5. Чувство свободы. Сотрудник должен ощущать свободу в своих профессиональных действиях. Ему следует ставить производственную задачу, а выбор путей ее решения оставлять за ним. Излишний контроль, мелочная опека сковывают инициативу сотрудников.

Итак , действия человека определяются потребностями, которые формируют внутренние мотивы его поведения. Знание потребностей и мотивов индивида является ключом к успешному на него воздействию (управлению им).

Теория и практика управления располагает современными приемами стимулирования-мотивации и правилами эффективного управления мотивацией личности.

Волевая сфера личности

Воля является важным составным элементом в структуре личности. Она относится к тем составляющим структуры, которые не даются от природы, а полностью формируются в процессе жизнедеятельности человека. Воля рассматривается как способности человека действовать для достижения сознательно поставленной цели.

В рамках изучения волевой сферы личности рассматриваются четыре вопроса:

1. Положения о развитии личности;

2. Этапы волевого развития;

3. Теории волевого поведения;

4. Механизм волевого действия.

Психологи (Л. Выготский и др.) выстраивают процесс развития личности на трех основных положениях :

об активности индивида;

об индивидуальном опосредовании социальных отношений;

о становлении себя через других.

Активность индивида есть процесс мыслительного и жизнедеятельного участия личности во внутренних процессах и внешних событиях. Активность рассматривается в различных видах деятельности. Особое внимание уделяется внутренним психическим процессам личности. И главный из этих процессов – развитие воли .

Активность может рассматриваться как возможная (свободная) и предписанная (принудительная). В свободной активности ее носителем является сам индивид. При этом у него происходит развитие внутреннего мира через алгоритмизацию собственного поведения, поэтапное формирование личностных качеств, развитие самосознания.

Активность направляется личностью на определенные точки. В инициативе личности, ее направленности реализуется индивидуальная, не «нормированная» социумом активность. Эта активность является весьма существенной для становления личности.

Опосредование социальных отношений – это персональное восприятие и присвоение личностью опыта взаимодействий в социуме. В ходе своей жизнедеятельности индивид вступает в контакты с другими людьми, формируя свой стиль общения и взаимодействия.

Человек в ходе жизни в обществе выступает в разных социальных ролях: сына-дочери, школьника, студента, отца-матери, пешехода, водителя, сотрудника и т.д. Однако в каждой своей роли он оригинален и неповторим.

Создавая свой персональный опыт общественных отношений и исполнения социальных ролей, индивид опирается на многие качества личности. Однако в числе важнейших в этом ряду стоит воля . Через нее выстраивается индивидуальное в опосредовании социального опыта.

Становление себя через других заключается в явлении «зеркального представительства». Оно означает, что формирование лич­ности происходит через симметричное отражение личности человека во внутреннем мире других людей.

Лев Выготский роль зеркального отражения внутреннего мира представляет так: «Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет для других».

Охарактеризовать личность можно двумя путями:

– через представленность в ее внутреннем мире других людей;

– как субъекта активности в жизнедеятельности других людей.

Представленность во внутреннем мире человека других людей зависит от его восприятии окружающих. В сознании и памяти каждого человека хранится множество образов знакомых ему людей. Хотя все эти люди разные, однако восприятие их данным индивидом субъективно. Человек добрый и отзывчивый в окружающих людях больше подмечает хорошего. И наоборот, плохому человеку больше видятся отрицательные черты в других людях.

Как субъект активности, каждый человек вызывает определенные отклики в мыслях и деятельности других людей. Иными словами, поведение и сознание одних существенно влияет на формирование других. Возникает эффект опосредования и присвоения личностью чужого опыта. Однако чужой опыт воспринимается индивидом избирательно. Важно лишь то, что воспринимается человеком как личностно значимое для него. Остальное фактически не замечается.

О развитости личности можно говорить в связи с уровнем волевой среды личности. Иными словами, целесообразно выделить в самостоятельный процесс волевое развитие личности.

Психологи выделяют три последовательных этапа волевого развития:

произвольное поведение;

интеллектуальная деятельность;

постпроизвольное поведение (рисунок 3.6).

Рисунок 3.6 – Этапы волевого развития

Произвольное поведение связано с реализацией натуральных (физиологических) потребностей – еда, сон, безопасность, одежда, жилище. Индивид преодолевает те препятствия, которые возникают на пути удовлетворения естественных потребностей. В ходе преодо-ления препятствий проявляется и развивается воля.

Интеллектуальная деятельность связана с мыслительной активностью человека. В процессе мыслительной деятельности во внутреннем мире индивида происходит борьба равносильных, но противоположно направленных аффективных тенденций.

Аффективные тенденции в мыследеятельности личности – это необычные, искусственно вызванные мысли. Вызов осуществляется специальным усилием воли.

Индивид обдумывает варианты действий: взвешивает, оценивает, представляет последствия. Наконец, он вырабатывает решение – принимает план действий: создает намерение, ставит цели, определяет конкретные пути их достижения.

Интеллектуальную деятельность, как второй этап волевого развития, можно образно назвать «периодом мнемотехнического волевого акта». Волевое поведение осуществляется через сознательную регуляцию индивидом своей мотивационной сферы. В результате более слабый, но более значимый для человека мотив получает
дополнительную силу волевым воздействием.

Постпроизвольное поведение связано с опосредованием личностью способов организации действий и волевых усилий. Это третий, заключительный этап волевого развития.

Волевые действия на третьем этапе имеют достаточную побудительную силу для совершения поступка. Причем волевой поступок должен быть совершен без участия сознательной саморегуляции, на подсознании, то есть непроизвольно или постпроизвольно.

Так, ответственный студент утром отправляется на занятия, даже если не доспал. При этом ему не требуется никаких специальных волевых усилий. У него уже выработана установка, что занятия являются элементом обязательным, и не допускающим сомнений. Нерадивому же студенту каждый раз подъем дается со сложностями. Кстати, впоследствии он будет таким же безответственным работником.

Таким образом, в развитии воли имеются этапы, которые реализуются с нарастающей интенсивностью. Во внутреннем мире человека создается психологическая реальность, которая составляет его неотъемлемую сущность. Она является содержанием жизни, регулятором поведения личности.

Психологическая реальность – мотивация – выступает внутренней сущностью человека, через которую преломляются все внешние воздействия. В результате развивающаяся мотивированная сфера индивида начинает выступать в качестве фактора дальнейшего общего (психологического) развития личности.

Аффективно-потребностная сфера личности развивается от простого к сложному. Первоначальные непосредственные (физиологические) потребности, опосредуясь социально приобретенным опытом, вступают в определенные связи во внутреннем мире индивида. В результате возникают новые свойства личности. Они базируются как на когнитивных (основанных на знаниях), так и на аффективных (искусственно вызванных) компонентах. Это способствует развитию столь сложного свойства личности – волевой сферы.

Более простые внутренние качества требуют для своего развития побудительной силы извне. В отличие от них, воле присуща собственная движущая сила. Воля сама влияет на сознательную постановку личностных целей, формирование убеждений и нравственных чувств индивида, создание осознанных потребностей личности. Все указанные явления в совокупности и характеризуют личность.

В психологии рассматривается две теории волевого поведения личности: теория рефлексов и теория навыков и реакций.

Теория рефлексов делит поведение человека на две стадии:

инстинктивную – безусловные рефлексы;

приобретенную – условные рефлексы.

Первая стадия может осуществляться при малоразвитой воле. Вторая же стадия требует значительного волевого развития.

Теория навыков и реакций посвящена дальнейшему развитию второй стадии, т.е. приобретенного поведения. В нем данная теория различает два этапа: усвоения устойчивых навыков и возникновения интеллектуальных реакций. Навыки возникают как закрепление в поведении условных рефлексов.

Реакции могут быть эмоциональными и интеллектуальными. Первые связаны с резким повышением эмоций в ответ на внешнее воздействие, либо собственные мысли. Интенсивность реакций зависит от эмоциональной устойчивости личности, а также значимости для нее причины волнения.

Интеллектуальные реакции возникают как ответ на воздействие в виде образа или символа. Это своеобразное «короткое замыкание» в психике индивида. Это реакция взрывного типа, быстрая и сложная. Однако ее направленность предсказуема, она зависит от ценностей и мотивов индивида. А интенсивность реакции, ее действенность связаны с волевой сферой личности.

Механизм волевого действия связан с преодолением противоречия между желанием личности и осознанным ею долгом. Желание обычно связано с естественными потребностями индивида. Человек непроизвольно стремится к приятному и полезному, и уклоняется от неприятного и трудного.

Чувство долга проявляется у человека на четырех уровнях:

– долг перед обществом и страной;

– долг перед коллегами по работе, производственным коллективом;

– долг перед близким окружением, родственниками и друзьями;

– долг человека перед самим собой.

Долг тесно связан с ответственностью. Чувство долга осознается и опосредуется во внутреннем мире личности. После этого оно переходит в осознанную необходимость. Впоследствии чувство долга выступает пусковым механизмом волевого действия.

В столкновении во внутреннем мире человека желания и долга естественное (физиологическое) преимущество оказывается на стороне первого. Человек хочет получить приятное, и уклониться от неприятного. Однако на стороне долга выступает воля. Она подкрепляет мотиваторы долга так, что они побеждают. В результате волевой человек действует не по своим первичным желаниям, а по осознанной необходимости.

Волевое регулирование своего поведения человек осуществляет на основе сознательного выбора . Индивид в своих мыслях и поступках постоянно сталкивается с выбором. И характер этого выбора определяется волей. Но свободен ли человек в своей воле?

Силу воли и внимание можно измерить тестом приложения 3.

Свобода воли есть осознание ситуации и необходимости выбора, определенного мотивом. Свобода не может быть независимой от мотивов. В качестве мотивов для сознательного гражданина и волевого человека выступают долг и ответственность.

Иными словами, можно сказать, что свобода есть осознанная необходимость, которая у волевой личности является очень сильной.

Так, древнегреческий философ Фалес Милетский (VI век до н.э.) в своих знаменитых афоризмах утверждал: «Что сильнее всего на свете? – Необходимость».

Итак, процесс развития личности психология выстраивает на трех основных положениях: об активности индивида; об индивидуальном опосредовании социальных отношений; о становлении себя через других.

Становление личности невозможно без развитой воли. В волевом развитии личности выделяют три последовательных этапа: произвольное поведение; интеллектуальная деятельность; постпроизвольное поведение.

Волевое поведение личности объясняется двумя теориями: рефлексов, навыков и реакций.

Механизм волевого поведения действует в направлении преодоления противоречий между естественными желаниями индивида и осознанным им долгом. Человек непроизвольно стремится к приятному и полезному, и уклоняется от неприятного, трудного, болезненного. Чувство долга проявляется у человека на четырех уровнях: перед обществом; перед коллегами; перед близкими; перед самим собой.

Способности личности

Тема способностей очень актуальна для психологии управления. Если человеку поручается работа в соответствии с его способностями, получается двойная выгода. Во-первых, дело будет выполняться старательно и профессионально. Во-вторых, человек будет получать удовлетворение от своей деятельности.

В рамках изучения проблемы способностей будут рассмотрены следующие вопросы:

1. Понятие и сущность способностей;

2. Теории способностей;

3. Виды способностей;

4. Уровни способностей;

5. Способности и мастерство;

6. Диагностика способностей.

Понятие о способностях человека развивалось в связи с общим ходом развития человеческой мысли. Оно долго было предметом философского рассмотрения. Лишь во второй половине XIX века возникают эмпирические, а затем и теоретические (психологические) исследования способностей человека.

Способности человека не даны непосредственно в его самонаблюдениях и переживаниях. Можно лишь опосредованно заключать о них, соотнося уровень овладения деятельностью одним человеком, по сравнению с другими людьми. При этом существенное влияние оказывают условия жизни и образование человека.

Способности – это свойства человека, от которых зависит успешность овладения определенными видами деятельности.

Способный человек при прочих равных условиях (подготовленность, время, усилия) получает максимальные результаты по сравнению с менее способными людьми. Высокие достижения способного человека являются результатами соответствия комплекса его нервно-психических свойств требованиям деятельности.

Всякая деятельность сложена и многогранна. Она предъявляет различные требования к психическим свойствам и физическим возможностям человека. Если имеющийся комплекс свойств личности отвечает этим требованиям, то человек способен успешно и на высоком уровне осуществлять деятельность. Поэтому способность нельзя свести к одному какому-либо свойству – хорошее цветоразличение, чувство пропорции, музыкальный слух и т.п. Способность всегда есть синтез нескольких врожденных свойств личности.

Имеется много подходов к пониманию природы и сущности способностей. Сложилось четыре основных теории способностей .

1. Теория наследственности. Согласно ей, наличие способностей всецело зависит от унаследованного генетического фонда.

Так, Гальтон в XIX веке пытался обосновать наследственность таланта, анализируя биографические данные выдающихся деятелей. Продолжая его исследования, Котс определял степень одаренности по объему места, отведенного в энциклопедических словарях известным людям. По идее Гальтона-Котса, талант наследуется, поэтому выдающимися способностями обладают представители знаменитых семей.

Жизнь опровергает утверждения о наследственной предопределенности способностей. Поэтому следующая теория способностей стоит на других позициях.

2. Теория случайностей. Она рассматривает появление способностей у конкурентного человека как элемент непредсказуемости.

Объективный анализ биографий выдающихся людей позволил сделать три вывода. Первый – в подавляющем большинстве выдающиеся люди вышли из семей, не проявивших особых дарований. Второй вывод – дети, внуки и правнуки подавляющего большинства знаменитых людей выдающихся дарований не проявили. Третий вывод – династические высокие способности составляют исключение.

Таким образом, врожденные способности конкретного человека случайны и непредсказуемы.

3. Теория среды и воспитания. Согласно этой теории, способности даются не от природы, а формируются жизненным опытом. Для этого необходимы специальная среда и целенаправленное воспитание и обучение.

Так, Гельвеций в XVIII веке провозгласил, что посредством специального воспитания можно сформировать даже гениальность. В новейшее время американский ученый У. Эшби утверждает, что способности, и даже гениальность, определяются приобретенными качествами. В частности тем, какая программа интеллектуальной деятельности сопровождала жизнь человека в детстве и молодости, а также его работоспособностью.

На первый взгляд кажется, что данная теория выражает веру в человеческие возможности. Она не устанавливает границы развития человеческой личности. Однако эта теория встречает серьезные научные возражения.

Жизненные наблюдения и специальные научные исследования свидетельствуют, что природные предпосылки способностей нельзя отрицать. В ряде видов деятельности они имеют особо важное значение. Поэтому в неблагоприятной среде один человек может проявить большие способности, чем другой, находящийся в благоприятной.

Так, обычным делом является следующая ситуация. Братья и сестры, выросшие в одной семье и находившиеся в равных социальных условиях, обнаруживают резкие различия в способностях. Более того, у них проявляются разные темпы развития, складываются совершенно непохожие характеры.

Психологи и физиологи отмечают индивидуальные особенности в анатомической организации мозга. Это сотражается и на его функциях. Кроме того, обнаружены врожденные типологические особенности нервной деятельности. Это сказывается на проявлении и становлении способностей.

4. Теория равенства. Ее сторонники уверяют, что все люди изначально равны по своим способностям. Расхождения начинаются после рождения, в ходе жизненного опыта.

Однако ряд психологов и социологов отмечают не только ошибочность этой теории. Она несправедлива и противоестественна. Если люди рождаются разными, то их искусственное «выравнивание» античеловечно. Социальное подавление имеющихся у человека способностей (чтобы он был «как все») ломает его психику.

Восприятие всех людей равными по способностям, приносит большой ущерб обществу. Ведь особые способности могут служить не только их обладателю, но и другим людям. Талантливые и гениальные люди – это богатство и гордость любой нации.

В современном мире остро стоит проблема «утечки умов». Экономически развитые (богатые) страны переманивают к себе талантливых людей из бедных и развивающихся стран. Этим людям предоставляются хорошие условия для работы, высокий уровень жизни. И они навсегда покидают свою родину. А ведь они могли бы многое сделать для развития своей страны, а не обогащать и без того богатых.

Подводя итог четырем рассмотренным теориям способностей, следует отметить, что полностью верна только вторая из них. Можно частично признать правоту третьей. Любые способности можно развить, но не сформировать их изначально. В человеке со здоровой психикой заложены, хотя бы в малой степени, самые разнообразные способности. Это позволяет что-то вырастить даже из слабого ростка.

Например, можно научить играть на музыкальном инструменте даже человека без способностей. Конечно, это потребует больших усилий. К тому же уровень музыкального мастерства будет невысоким. Но человек все-таки будет играть.

Способности как свойства личности могут проявляться в разных направлениях его деятельности. Это позволяет говорить о различных видах способностей .

Потребность - это состояние нужды в объективных условиях, предметах, объектах, без которой невозможно развитие и существование живых организмов, их жизнедеятельности. Потребность рассматривается как особое психическое состояние индивида, ощущаемое или осознаваемое им "напряжение", "неудовлетворенность", "дискомфорт", как отражение в психике человека несоответствия между внутренними и внешними условиями деятельности. Потребности - источники активности человека.

Исходным моментом формирования их является социальная обусловленность положения человека в среде. Наиболее элементарными потребностями человека являются влечения, которые ближе всего стоят к инстинктам. По источнику формирования, происхождения все потребности делятся на биологические (в пище, жилище и т.п.) и социальные - потребности физического и социального существования людей. Однако биологические потребности человека преобразованы его жизнью в обществе и имеют социальный характер, иначе проявляются и развиваются, чем у животных. Биологические потребности имеют непреходящий характер, нередко обладают цикличностью. КЛевин в своей работе "Намерение, воля и потребность" (1926) выделил квазипотребности, под которыми понимал производные и промежуточные потребности, имеющие более преходящий характер и выражающиеся часто в намерениях.

В ходе развития человеческого общества не только расширяется и качественно меняется круг биологических потребностей, но постоянно возникают и специфически человеческие - социальные потребности. Существенные черты человеческих потребностей - это объективность происхождения, их исторический характер, зависимость от практической деятельности, социальная обусловленность. Человеческие потребности многообразны: сохранение вида и потребность в деятельности; потребность смысла жизни и потребность в свободе, труде, познании, общении.

Неудовлетворение жизненно важных потребностей человека тормозит появление и развитие других нужд и иногда снижает активность человека, либо меняет направление этой активность. Голодный человек менее способен к творчеству; тот, кто не получает удовлетворения от своей работы и не может удовлетворить свои потребности в творчестве, находит замещающую деятельность в принятии пищи, имеет различные хобби, которые носят компенсирующий характер. Длительное неудовлетворение жизненно важных потребностей человека приводит к возникновению состояния фрустрации. Фрустрация (лат. - тщетное ожидание, обман) - психическое состояние, наполненное тревогой, досадой, расстройством, внyтpeнним дискомфортом, общей напряженностью, которое возникает в случае, если не наступают события, которых человек ожидал, не исполняются надежды, возникают преграды на пути к цели. Фрустрация возникает, когда человек не может ни достичь цели, ни отказаться от нее. Близким понятием является угроза или опасность.

Однако в ситуации опасности беда еще только грозит, а во фрустрации уже существует. Поэтому опасность повышает мобилизующее психическое состояние, направленное на будущее, а фрустрация - состояние, ориентированное на настоящее и прошлое.

Причины фрустрации человек может оценивать как внешние (трудное, нерешенное задание, невыгодные условия, плохие помощники и сотрудники) и внутренние (плохо подготовлен к выполнению задания, безволен и т.п.). Однако причины ее усматривают чаще, особенно малые дети, во внешних обстоятельствах. Фрустрация является фактором, усиливающим мотивацию, когда причины ее рассматриваются человеком как устранимые. Появляется повышенное эмоциональное возбуждение и острое желание уничтожить преграды. Этот природный механизм, запускающий энергетические резервы в случае помех в достижении цели, социально прогрессивен и индивидуально выгоден в лучшем приспособлении и функционировании и людей, и животных. При устойчивых, повторяющихся неудачах и полной потере надежды на успех мотивация падает и тогда может появиться новый мотив.

Непосредственные психологические последствия фрустрации - возбуждение, фантазирование, апатия, деструктивность, отчаяние. Типичными реакциями на фрустрацию являются aгpессия (направленная на других или на себя), снижение ценности недосягаемого объекта (стремление снять с себя вину за неуспех, представить события в выгодном для себя свете) и др. Фрустрация успешно изучается с помощью методики неразрешимых задач, а также методики прерванного действия. Входе продолжающихся неудач может произойти накопление фрустрации, которая, в свою очередь, приводит к психосоматическим расстройствам (язвы, аллергия, астма, заикание) и к фиксированным реакциям. Последние чаще возникают под влиянием наказаний. Частым приспособлением к фрустрации является замещающая деятельность. Если ребенку запретили строить домик из деталей конструктора, так как кончилось время отдыха и игры, он будет рисовать его даже в воздухе. Реальным выходом из этого состояния является осознанное отступление, которое равносильно сдерживанию, неосознанное выражается в подавлении нежелательных и неосуществимых надежд, стремлений, которые иногда живут и сохраняются в снах человека.

В целом фрустрация - один из компонентов стресса, психического состояния высокой напряженности, которое вызывается неожиданными переменами, чрезмерными требованиями к человеку, над которыми он не властен: катастрофа, болезнь, измена, смерть близких и прочие не обычные ситуации, которые вызывают психическое потрясение.

Мотив - это побуждение. Этим понятием часто обозначаются такие психологические явления, как намерение, желание, стремление, замысел, охота, жажда, боязнь и др., т.е. в которых отражается наличие в человеческой психике некоей готовности, направляющей к определенной Цели. Мотивация тесно связана с потребностями Человека, так как появляется при возникновении нужды, недостатка в чем либо, она есть начальный этап психической и физической активности. Мотивация - побуждение к деятельности определенным мотивом, процесс выбора оснований для определенной направленности действий.

Мотив - это такой гипотетический конструкт, понятие, которое используется для объяснения индивидуальных различий в деятельности, осуществляющейся в идентичных условиях. Процессы мотивации имеют направление - достичь или избежать поставленной цели, осуществить определенную деятельность или воздержаться от нее; сопровождаются переживаниями, положительными или отрицательными эмоциями (радость, удовлетворение, облегчение, страх, страдание). Имеет место определенное психофизиологическое напряжение, т.е. Процессы сопровождаются состояниями возбуждения, взволнованности, прилива или упадка сил.

Цель и мотив не совпадают. Так, например, у человека Может появиться цель - сменить место работы, а мотивы могут быть различными: улучшить свое положение; избежать грядущих неприятностей; приблизить место работы к месту жительства; работать рядом с друзьями и т.д.

Часть мотивов может не осознаваться человеком. В приведенном примере человек может руководствоваться и считать главным мотив "работать рядом с друзьями", не осознавая действительного мотива "избежать грядущих неприятностей". Деятельность направляется множеством мотивов; их совокупность и сам внутренней процесс побуждения мы называем мотивацией. Мотивация - это процесс психической регуляции, влияющий на направление деятельности и количество энергии, мобилизуемой для выполнения этой деятельности. Мотивацией объясняется выбор между различными вариантами действия, разным, но равнопритягательными целями. Кроме того, именно мотивация помогает понять упорство и настойчивость, с которыми человек осуществляет выбранные действия, преодолевает препятствия на пути к избранной цели.

Сила и активность мотивации выражаются в степени ее влияния на направление деятельности и ее успех. Усиление мотивации увеличивает успех деятельности до определенного предела, с дальнейшим увеличением мотивации успех деятельности начинает падать. Кроме того, в решении легких заданий лучший успех деятельности достигается при высоком уровне мотивации, а в решении трудных - при ее низком и среднем уровне. Смена мотивов при изменении социальной и жизненной ситуации человека, преобразовании структуры его ценностей, трудное прохождение возрастных этапов, резкая смена профессии нередко вызывают у отдельных людей мотивационный кризис. Понятие "мотивационный кризис" описывает ситуацию смены и ослабления мотивов и часто является характеристикой определенного возрастного периода (преимущественно после 45 лет). Как показывают исследования, люди, ведомые в жизни мотивом власти, всегда в этом позднем возрасте находят сферу для реализации своих целей, тоща как люди, мотивированные на достижения, оказываются в более сложном положении и гораздо острее переживают кризис середины взрослой жизни.

Социальная мотивация. Первоначальная классификация социальных мотивов, предложенная Г.Мюрреем, объединила более 20 мотивов (мотив достижения и мотив власти, мотив социального успеха и мотив аффилиации (стремление к людям), мотив помощи и т.д.).

Мотив достижения как устойчивая характеристика личности впервые был выделен Г.Мюрреем и понимался как устойчивое стремление в достижении результата в работе, желание сделать что-то хорошо и быстро и достичь определенного уровня в каком-либо деле. Затем он был дифференцирован на два вида - стремление к успеху и стремление избежать неудачи. Было отмечено, что люди, ориентированные на успех, предпочитают средние по трудности задачи, так как предпочитают рисковать расчетливо; а мотивированные на неудачу выбирают либо легкие задачи (с гарантией успеха), либо трудные (так как неудача не воспринимается как личный неуспех). Мотив достижения показывает, насколько человек стремится к повышению уровня своих возможностей. Системно-динамическая модель мотивации разработана М.Ш.Мaгомед-Эминовым. В мотивационном процессе он выделяет этапы актуализации мотивации и целеобразования, выбора действия; этапы формирования и реализации намерения, а также этап постреализации, где важны коррекция самооценки и переключение. М.Ш.Магомед-Эминов, Т.В.Корнилова адаптировали многие важные методики для измерения мотивации достижения. Существуют известная методика измерения мотивации Х.Шмальта и ее компьютерные варианты.

В отечественной психологии исследование мотива достижения началось с изучения уровня притязаний. Он понимался как уровень трудности цели и задачи, которые выбирает человек. Это понятие возникло в школе К.Левина. В нашей стране первые исследования уровня притязаний проводились И.М.Лалеем и В.К.Гербачевским в связи с исследованием интеллекта и личностных особенностей. Было выявлено, что у тех, кто склонен к тревожности и беспокойству, уровень притязаний более соответствует их реальному интеллектуальному уровню. Ригидные, малопластичные люди, а также экстраверты чаще нeaдeквaтны в оценке своих способностей, склонны завышать или занижать свои притязания. В.К.Гербачевский показал, что главным фактором, влияющим на динамику уровня притязаний, является успех. Уровень притязаний зависит от сопоставления своих результатов с нормативными достижениями (результаты значимой для человека социальной группы), от самооценки и личностных особенностей. Так, например, по сравнению с нормальными людьми неврастеники ставят перед собой более высокие цели, а истерики - минимальные по сравнению со средним уровнем своих достижений. Известно, что нереалистично высокие или низкие стандарты ведут к "стратегии самопоражения". Максимальной эффективности соответствует не максимальная, а оптимальная сила мотивации. Разработаны курсы мотивационного тренинга, который способствует повышению активности и инициативности, переходу от тактики избегания неудач к тактике надежды на успех. После тренинга повышаются решительность и уверенность правильности своих решений, ожидание успеха, сбалансированность уровня притязаний. Методика проведения тренинга показала, что лучше, если в период тренинга у людей бывают неудачи, которые объясняются недостаточными усилиями. Они полезнее, для преодоления неуверенности и "выученной беспомощности", чем поддержка и постоянная удача.

Существуют определенные социокультурные различия в мотивациидостижения. Высокая национальная мотивация достижения проявляется в непропорционально быстром экономическом развитии. Именно социокультурные различия подтолкнули ученых к анализу составляющих сложного мотива достижения. Было показано, что в его основе имеется еще по меньшей мере три компонента: стремление к мacтepству (ориентация в трудной работе на свой внутренний стандарт качества), к соперничеству (стремление к состязанию и лидерству), к работе (удовольствие от хорошо выполненной тяжелой работы). В социально-психологическом аспекте мотив достижения может рассматриваться как и мотив социального успеха. Согласно последним исследованиям он имеет следующую структуру: стремление к известности, престижу, признанию; стремление к соперничеству; стремление к достижениям в значимой деятельности. Исследование МЛ.Кубышкиной показало, что ведущими особенностями людей с выраженным мотивом социального успеха и являются большая активность и уверенность в себе, высокая самооценка с твердой уверенностью в своем обаянии; при этом женщины больше ценят свои деловые качества и стремятся к достижениям в значимой деятельности, а мужчины больше ценят качества, необходимые общественному деятелю, и стремятся к признанию и соперничеству. Оказалось также, что сильное стремление к социальному успеху способствует развитию у женщин свойств, более присущих мужчинам (доминантность, агрессивность и др.).

Мотив власти . О власти речь идет тогда, когда кто-либо в состоянии побудить другого сделать что-то, чего этот человек никогда не стал бы делать. Одно из определений обозначает власть как потенциал влияния. Власть рассматривается как способность действующего лица проводить свою волю вопреки сопротивлению других людей. В основе мотива власти лежит потребность чувствовать себя сильным и проявлять свое могущество в действии. Можно говорить о двух разных тенденциях в основе этого мотива: стремление к приобретению власти; осуществление власти и влияния. Источниками власти могут быть: власть вознаграждения ("Сделаешь - получишь"), власть принуждения ("Не сделаешь - будет худо"), нормативная власть (должностная власть знатока, информационная власть и д.р.). Индивидуальные различия проявляются в стремлении к увеличению количества источников власти и в способностях воздействия на мотивационную систему других людей (необходимо быстрое и безошибочное определение мотивационной основы другого человека и соотнесение со своими источниками власти). Сильный мотив власти обнаружен у представителей тех профессий, которые по роду деятельности должны быть хорошими манипуляторами; это - учителя, священники, психологи, журналисты.

Мотивы аффилиации и помощи основаны на действенно-позитивном отношении к людям исключают манипулирование. Мотив аффилиации - это стремление к таким контактам с людьми, в том числе с незнакомыми, которые предполагают доверие, сотрудничество, присоединение, дружбу. Цель аффилиации - взаимный поиск приятия, принятия дружеской поддержки и симпатии. Важна взаимная доверительная связь, чтобы партнер чувствовал, что ему предлагаются равные отношения, такое общение, которое увлекает и обогащает обе стороны. Существует две формы аффилиативного мотива - надежда на аффилиацию и боязнь отвержения. Наиболее известен в качестве измерительного инструмента аффилиации опросник А.Мехрабяна (1970).

Мотив помощи, альтруистические мотивы . Альтруизм - это самостоятельный мотив, который отличается от других мотивов, основанных на личной выгоде; в основе его лежит любовь и бескорыстная забота о других, способность на безвозмездную жертву ради группы, потребность отдавать и чувство ответственности. Потребность помогать другим есть уже у трехлетних детей. Чаще оказывают помощь те, кто сам раньше ее получал, и те, кто обладает эмпатией, способностью к сопереживанию. В исследовании С.К.Нартовой-Бочавер обнаружено, что переживание успеха увеличивает желание помочь другим людям, а переживание неудачи ослабляет. Известно также, что обучение детей альтруистическому поведению с помощью картинок увеличивает их вербальный (на словах) альтруизм, обучение же на реальных ситуациях формирует устойчивую альтруистическую мотивацию, которая тем выше, чем теплее и дружественнее отношения ребенка и воспитателя. Больше альтруизма, милосердия проявляется по отношению к зависимому человеку, чем независимому, приятному и привлекательному, знакомому и человеку той же самой этнической группы.

В заключение следует отметить, что в отдельных областях человеческой деятельности выделяются специфические системы мотивов. Так, например, по мнению Э.Шейна, человек, выстраивая свою профессиональную карьеру, может руководствоваться одним из восьми мотивов:

Профессиональная компетентность, быть мастером своего дела;

Управление различными сторонами деятельности своего предприятия, успешный менеджер;

Стремление к автономии и независимости от любых организационных ограничений;

Стремление к безопасности и стабильности как места работы, так и места жительства;

Служение высоким целям, помощь людям;

Решение трудных задач, преодоление препятствий, вызов и борьба;

Интеграция стилей жизни, уравновешивание семьи, работы, карьеры;

Предпринимательство, стремление иметь свое дело.

Преобладание того или иного мотива может быть определено с помощью адаптированного В.А.Чикер опросника Э.Шейна "Якоря карьеры".

Основоположником психоаналитической традиции был, как нам уже известно, 3. Фрейд. Одним из центральных положений его теории (Фрейд 3., 1991, 1992а, 19926) является убеждение, что любое поведение человека хотя бы частично обуслов­лено бессознательными импульсами. Основой мотивации поведения, по мнению Фрейда, является стремление удовлетворить врожденные инстинкты - физические потребности организма. Индивид стремится снизить напряжение до минимального уровня. И в этом плане концепция Фрейда сходна с бихевиористской точкой зрения: тот же принцип гомеостаза и снятия напряжения. Но есть и существенные отличия. Индивид стремится вернуться в некоторое ис­ходное состояние (которое было нарушено рождением и последующим развитием) вплоть до небытия. Основными инстинктами, по мнению Фрейда, являются инстинк­ты жизни и смерти. Инстинкт жизни может принимать две основные формы: воспро­изведения себе подобных (половая потребность) и поддержания жизни индивида (обычные физиологические потребности). Следует, однако, отметить, что инстинкт жизни первого типа (половая потребность) играет в концепции Фрейда особенно важную роль. Инстинкт смерти является про­тивоположностью инстинкта жизни и выражается в таких, на­пример, формах поведения, как агрессия, мазохизм, самообви­нение, самоуничижение. На первый взгляд, предположение о существовании инстинк­та смерти выглядит по меньшей мере странным. Однако необхо­димо иметь в виду, что для философских воззрений Фрейда был характерен психический дуализм: подчеркивание борьбы и противостояния двух про­тивоположных начал. Динамика этой борьбы собственно и является основой разви­тия и функционирования как отдельного индивида, так и общества в целом. Все во вселенной стремится к неизбежному распаду, исчезновению, и жизнь как способ орга­низации, объединения есть только тот краткий промежуток времени, когда индивид одерживает победу над этим распадом. Но даже в течение этого краткого промежутка времени индивида увлекает за собой инстинкт смерти. Инстинкты жизни (Эрос) и смерти (Танатос) идут рука об руку: любовь соседствует с ненавистью, питание - с обжорством, любовь к себе - с самоистреблением и саморазрушением. · Сублимация - направление энер­гии инстинкта на выполнение видов деятельности, не связанных с прямым удовлетворением потребности. Инстинкты обеспечивают индивида энергией, которая является источником его активности. Причем, если непосредственное удовлетворение инстинктивной потреб­ности по каким-либо причинам невозможно (наличие моральных ограничений, страх наказания и т. п.), энергия инстинкта может быть направлена в другое русло: разряд­ка напряжения может происходить за счет выполнения совсем других - не связан­ных с инстинктом - видов деятельности. Представьте себе паровой котел, в нем вы­сокое давление, и если не выпустить пар, его может разорвать. Необходимо открыть клапан. Если один из основных клапанов закрыт (например, немедленное сексуаль­ное удовлетворение невозможно), приходится пользоваться другими (политикой, творчеством, бизнесом). Такое направление энергии инстинкта в иное - в отличие от прямого удовлетворения потребности - русло называется сублимацией. Решение про­блемы объяснения человеческого поведения, таким образом, состоит в выяснении причин направления инстинктивной энергии в то или иное русло. Последователи Фрейда во многом отошли от позиций своего учителя. Однако в каждой из последующих психоаналитических теорий сохранялся некоторый суще­ственный элемент сходства с фрейдизмом: или базовые инстинктоподобные пережи­вания, или бессознательное, а еще чаще - взгляд на источник мотивации как на борь­бу противоположных и в принципе непримиримых начал (дуализм). К. Юнг (1986,1993), например, так же как и Фрейд, считал разрядку напряжения основным механизмом мотивации. Однако, в отличие от Фрейда, он полагал, что орга­низм стремится к самореализации. Общество подавляет не только сексуальные, или «плохие», импульсы, но и здоровые стремления. Одним из наиболее известных поня­тий в концепции Юнга является коллективное бессознательное, которое содержит опыт всего человечества, мудрость веков, накопленную за всю историю и передаю­щуюся от поколения к поколению. Коллективное бессознательное является основой индивидуального бессознательного, которое играет существенную роль в поведении индивида. Другой ученик, а впоследствии и оппонент Фрейда, А. Адлер (1995), рассуждал примерно следующим образом. Человек рождается слабым и беспомощным, переживая базовое, универсальное чувство неполноценности. Для того чтобы преодолеть бес­помощность и чувство неполноценности, индивид стремится к превосходству и со­вершенству. Стремление к совершенству, а не к удовольствию, по мнению Адлера, является основным принципом мотивации человека. К. Хорни (Ноrnеу К., 1950) исходила из аналогичного адлеровскому тезиса о бес­помощности младенца, но делала из этого в общем бесспорного положения несколь­ко иные выводы. Беспомощный младенец, на ее взгляд, ищет безопасности в потен­циально враждебном и опасном мире. Чувство незащищенности может породить базовую тревожность прежде всего в силу таких особенностей родительского отно­шения и поведения, как отсутствие теплоты в отношении к ребенку или чрезмерная опека. В случае возникновения этой базовой тревожности индивид вырабатывает стратегии поведения, направленные на ее преодоление. Концепция Э. Фромма (Fromm E., 1955) в большей степени, чем теории других психоаналитиков, ориентирована на рассмотрение социальных аспектов человече­ского поведения. По мнению Фромма, человек в современном обществе чувствует себя в одиночестве, что является прямым результатом его высвобождения из прямой зависимости от природы. Это одиночество породило стремление убежать от свободы в конформизм, зависимость и даже рабство, однако истинными целями человека яв­ляются стремления найти свое настоящее «Я», использовать общество, которое он создал, а не быть использованным им, чувствовать себя связанным с другими узами братства и любви.