Право – регулятор общественных отношений. (Малько А.В.)

Право – это система общеобязательных велений, установленных от имени государства и обеспечиваемых силой государственного принуждения, которые выражают согласованную общественную волю и направлены на регулирование интересов граждан, общества и государства в целом.

Признаки права:

Нормативность. Основой права служат нормы, которые регулируют поведение людей. Общеобязательность. Исполнение права обязательного для всех субъектов права.

Исполнение права обеспечивается силой государственного принуждения. Право всегда исходит от государства непосредственно в виде законов, издаваемых государственными органами, или в виде санкционированных государством правовых обычаев.

Неперсонофицированность адресата.

Формальная определенность. Право письменно изложено в официальных актах государственной власти.

Системность. Право обладает взаимосвязанностью, согласованностью, внутренней непротиворечивостью, упорядоченностью. Это позволяет праву регулировать сложную систему общественных отношений.

Властно-волевой характер права. Основой права выступает государственная воля, которая воплощает в себе волю класса, правящей группы или всего общества. В идеале государственная воля, выраженная в праве, должна быть результатом правотворческого компромисса между различными слоями общества.

Сущность права – это главная, внутренняя, устойчивая качественная характеристика права, которая раскрывает природу и назначение права в обществе. А поскольку праву свойственен волевой характер, то важно, чью волю выражает право, чьи интересы оно воплощает. В юридической науке сложилось два главных подхода к определению сущности права.

Право выражает волю экономически господствующего класса и навязывает эту волю остальным классам и слоям общества, используя при этом методы насилия, принуждения и подавления.

При таком подходе классовые интересы превалируют над общенародными, а национальные интересы – над общечеловеческими. Это так называемый классовый подход к трактовке сущности права, он характерен для марксистской науки, которая рассматривает право как социально-классовый регулятор общественных отношений.

Второй подход. Право есть средство достижения компромисса, средство поиска договоренности, средство согласия, взаимных уступок, а в целом – механизм управления делами общества. Это означает, что право не связано с принуждением. Оно, безусловно, необходимо в случае невыполнения правовых предписаний. Но главным в праве являются не принуждение и не насилие, а методы согласия и компромисса.



Таким образом, в юридической науке сложилось мнение о двойственном характере сущности права. С одной стороны, право выражает волю господствующего класса на государственном уровне. Оно инструмент не только политического господства, но одновременно и общесоциального регулирования, так как обеспечивает функционирование общества как единого социального организма. Вторая сторона сущности права означает, что право как социальный регулятор обеспечивает порядок в общественных отношениях, регулирует поведение человека и общностей людей, выражая идеи справедливости, свободы и равенства людей, служит благу общества, его интересам. Это не означает, что право не имеет принудительной силы, но принуждение не означает насилия, хотя не исключает юридической ответственности. Таким образом, все дело в мере принуждения, а не в его наличии или отсутствии. Следовательно, право не исключает принуждения, но исключает принуждение в форме насилия и подавления.

35. Сущность и содержание права.

Право – это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.

Сущность – главное, основное в рассматриваемом объекте, а потому ее уяснение представляет особую ценность в процессе познания. Однако к правильному выводу о сущности какого-либо явления можно прийти лишь в случае, когда оно получило достаточное развитие, в основном сформировалось. Применительно к праву это положение имеет первостепенное значение. По мнению С.С. Алексеева, «на первых фазах развития человеческого общества (в азиатских теократических монархиях, в рабовладельческих и феодальных государствах) существовали, как правило, неразвитые правовые системы». С этим мнением следует согласиться. Действительно, в период рабовладельческого и феодального строя право было традиционным, или обычным (исключение – древнеримское частное право). Неразвитость традиционного права прежде всего состояла в том, что оно выполняло лишь охранительную функцию и выступало частью единой системы социального регулирования, в которой регулирующую функцию осуществляли религия, нравственность и обычаи.



Сейчас уже можно констатировать, что государство и право возникли намного раньше, чем общество разделилось на классы. Возникшее вместе с государством право длительное время лишь дополняло укоренившуюся систему социального регулирования. Определяющей чертой появившегося традиционного права была государственная принудительность, а не классовость.

Дальнейший ход экономического и социального развития повлек за собой классовое деление общества, вызвал к жизни антагонистические противоречия. Однако и при рабовладельческом строе, и при феодализме право по-прежнему оставалось традиционным, обычным и не играло существенной роли в системе социального регулирования. Следовательно, классовую сущность имела регулятивная система в целом, в которой право было еще чужеродным и слаборазвитым образованием.

Право построено на трех «китах». Это нравственность, государство, экономика. Право возникает на базе нравственности как отличный от нее метод регулирования; государство придает ему официальность, гарантированность, силу; экономика – основной предмет регулирования, первопричина возникновения права, ибо это та сфера, где нравственность как регулятор обнаружила свою несостоятельность.

Нравственность, государство и экономика – внешние условия, вызвавшие право к жизни как новое социальное явление. Специфика права состоит в том, что в центре его находятся отдельный человек с его интересами и потребностями, его свобода. Конечно, свобода человека исторически подготавливается всесторонним развитием общества, важнейших его сфер – духовной, экономической, политической. Однако именно в праве и через право свобода закрепляется и доводится до каждого человека, до каждой организации.

Изложенное позволяет сделать вывод, что право имеет общесоциальную сущность, служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты права, это значит, что за ними стоит авторитет общества и государства и они могут действовать свободно, не опасаясь неблагоприятных последствий в социальном плане.

Общесоциальная сущность права конкретизируется в его понимании как меры свободы. В пределах своих прав человек свободен в своих действиях, общество в лице государства стоит на страже этой свободы. Таким образом, право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищенная свобода. Добро защищено от зла. Благодаря праву добро становится нормой жизни, зло – нарушением этой нормы.

Право – это система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государства. С помощью права государственная власть регулирует поведение людей и их коллективов, оказывает юридическое воздействие на развитие общественных отношений в масштабах всего общества.

Теория естественного права: право не создано никем. Оно возникло объективно, как продукт деятельности, из самой природы человека, общества. В этом смысле, право – образец и критерий справедливости, представляет собой совокупность прав и свобод (право на жизнь, свободу, неприкосновенность), принадлежащих каждому человеку от рождения.

Право состоит из различных частей, структурных элементов, среди которых основные: нормы права, институты права, отрасли права.

Субъекты права : физические лица (граждане) и юридические лица (фирмы, организации, государство).

Правоотношения возникают только между субъектами права в связи с предписаниями норм права, предполагают наличие прав и обязанностей у их участников.

Юридический факт – предусмотренные нормой права обстоятельства, служащие основанием для возникновения, изменения, прекращения правоотношений. Юридические факты делятся на события и действия.

События – юридически значимые факты, которые не зависят от воли человека: естественная смерть человека, повреждение имущества в результате стихийного бедствия. Действия – юридические факты, зависящие от воли человека (правомерные и неправомерные действия).



Признаки субъектов права: правоспособность, дееспособность.

Правоспособность – способность гражданина иметь права и обязанности, возникает с рождения, прекращается со смертью.

Дееспособность – это способность гражданина своими действиями осуществлять права и обязанности (с 6 до 14 лет – малая дееспособность,

с 14 до 18 лет – неполная дееспособность, с 18 лет – полная дееспособность).

Снижение возраста дееспособности может быть в случае вступления в брак до 18 лет, привлечения к уголовной ответственности с 14 или 16 лет, а также при эмансипации несовершеннолетних. Эмансипация – объявление несовершеннолетнего (16-17 лет) полностью дееспособным, с согласия родителей и при наличии собственного источника дохода.

Источники (формы) права

1. Правовой обычай – правило поведения, сложившееся в обществе и санкционированное государством.

2. Судебный прецедент – решение по какому-либо делу, которое впоследствии стало образцом для других подобных дел. Применяется при отсутствии в законодательстве страны необходимой правовой нормы.

3. Нормативно-правовой акт – официальный документ, который создается государственными органами и содержит общеобязательные нормы:

– конституция: обладает высшей юридической силой, закрепляет ценности, институты, нормы общественного строя страны. Все нормативно-правовые акты, принятые в стране должны ей соответствовать.

– федеральные законы;

– подзаконные акты: указы Президента; постановления и распоряжения Правительства; указы, приказы, инструкции, постановления министерств, государственных комитетов и ведомств; законы субъектов РФ.

4. Нормативный договор создается по соглашению сторон между физическими и юридическими лицами (трудовой договор, брачный контракт).

Значения понятия «право»

I. Права человека – социальные возможности, обеспечивающие человеку определённый стандарт жизни. Как правило, под правами понимают естественные, неотчуждаемые права, принадлежащие человеку от рождения (личные, политические, экономические, социальные, культурные права).

II. Норма права – это общеобязательное формально-определённое правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закреплённое и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных прав и обязанностей их участников.

Структура нормы права: гипотеза (указание на жизненные обстоятельства вступления нормы в действие), диспозиция (само правило поведения участников регулируемых отношений, указывает на его суть и содержание, права и обязанности субъектов), санкция (определяет неблагоприятные последствия для участников общественных отношений, наступающих в случае нарушения последними предписаний диспозиции).

III. Институт права представляет собой объективно обособившуюся внутри той или иной отрасли группу взаимосвязанных однопорядковых юридических норм. Институт права регулирует только один аспект общественных отношений внутри какой-нибудь сферы, отрасли права: институт приёма на работу и увольнения, институт дисциплины труда и др.

IV. Отрасль права – совокупность взаимосвязанных правовых норм и институтов, регулирующих целую сферу однородных общественных отношений (в системе права РФ насчитывается более 30 отраслей права) :

материальное право: гражданское, семейное, трудовое, административное, уголовное, конституционное, финансовое, налоговое, таможенное, торговое, земельное, сельскохозяйственное, экологическое.

процессуальное право: гражданско-процессуальное, административно-процессуальное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное, конституционное судопроизводство и др.

V. Часть системы действующего права (суперотрасли права).

Публичное право регулирует отношения между государством и гражданами, социальными группами, а так же между государственными органами. К публичному праву относятся конституционное, административное, уголовное, уголовно-процессуальное, финансовое, международное публичное право, международное гуманитарное право.

Частное право обеспечивает частный интерес отдельной личности, социальных групп. Частноправовые отношения основаны на свободе договоров и юридическом равенстве участников. Государство в сфере частного права тоже действует, но уже как частное лицо. Основой частного права является гражданское право, а также трудовое, семейное, международное частное право.

Понятие права.

Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. Еще римские юристы, пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизни общества, обращали внимание на то, что оно не исчерпывается одним каким-либо смыслом. Право, писал один из них (Павел), употребляется по меньшей мере в двух смыслах. Во-первых, право означает то, что «всегда является справедливым и добрым», во-вторых, - это то, что «полезно всем или многим в каком-либо государстве, каково цивильное право».

По мере развития общества и государства у людей, естественно, менялось и представление о праве. Появилось множество различных правовых идей, теорий, суждений. Однако изначальные основы, заложенные римскими юристами, особенно в такой отрасли права, как гражданское (цивильное), хотя и в модернизированном виде, но сохранились. В первую очередь это касается таких правовых институтов, как собственность, наследование, купля-продажа, и многих других.

Не утратили своего значения для современной юридической теории и практики, особенно для глубокого и всестороннего понимания сущности и содержания права, а также его определения, положения, касающиеся естественного права.

Что такое «истинный закон»? - вопрошал Цицерон. И отвечал, соотнося право не только со справедливостью и добром, но и с самой природой, с естественным бытием человека: это «разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению Долга». Право, по Цицерону, устанавливая те или иные ограничения и запреты, «запрещая, от преступления отпугивает». Однако оно «ничего, когда это не нужно, не приказывает честным людям и не запрещает им, и не воздействует на бесчестных, приказывая им что-либо или запрещая».

Идеи и основные положения естественного права нашли свое отражение в конституционном и текущем законодательстве многих современных государств. Например, в Конституции Российской Федерации предусмотрено, что «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» (ч. 2 ст. 17). Это означает, что они не даруются и не устанавливаются «свыше», каким бы то ни было государственным или иным органом, а возникают и существуют в силу естественных, ни от кого не зависящих причин.

Влияние идеи естественного права просматривается и в конституции Японии, провозглашающей, что «народ беспрепятственно пользуется всеми основными правами человека» и что эти права, «гарантируемые народу настоящей Конституцией, предоставляются нынешнему и будущим поколениям в качестве нерушимых вечных прав» (ст. 11).

Несмотря на то что многие положения естественного права признаются и закрепляются в конституциях ряда стран, попытки определения общего понятия права с опорой и ссылкой на естественное право в его сочетании с позитивным правом в отечественной и зарубежной литературе воспринимаются неоднозначно.

Так, одни авторы считают, что разделяемое ими «широкое видение» права, его понимание «в значении признаваемой в данном обществе, его практической жизни обоснованности, оправданности свободы (возможности) определенного поведения людей» и понятие естественного права являются по своей сути и содержанию «двумя вещами совпадающими, в принципе однозначными». (Алексеев С.С. Философия права. 1997г.) При этом позитивное право воспринимается как «реальный, существующий в законах, иных документах, фактически осязаемый (и потому «позитивный») нормативный регулятор, на основе которого определяется юридически недозволенное поведение и выносятся судами, другими государственными учреждениями юридически обязательные, императивно-властные решения» (Алексеев С.С. Философия права. 1997г.) .

В то же время другие авторы исходят из того, что «широкое» правопонимание, «вводящее в правовую теорию уже изжитый ранее дуализм естественного и позитивного права», является неправомерным, а сами попытки «совмещения» в общем понятии права позитивного и права естественного несостоятельны (Поляков А.В. Правоведение. 2000г.).

Проблема соотношения позитивного и естественного права, а вместе с тем попытки их «совмещения» друг с другом и определения на их основе общего, «синтезированного» понятия права являются далеко не новыми. Они занимали умы исследователей в течение ряда столетий. Однако удов­летворительного ответа на вопросы, что такое право и возможно ли вооб­ще определение его общего понятия путем сочетания основных признаков позитивного и естественного права, так и не было найдено.

Право - это сложное социальное явление, так как оно отражает разнообразные экономические, политические и социальные отношения.

Понятие "право" может быть использовано в нескольких значениях. В юридическом смысле можно выделить:

Объективное право;

Субъективное право

Объективное право - это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.

Субъективное право - это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица.

Если объективное право - это юридические нормы, выраженные в тех или иных формах, то субъективное право - это те конкретные юридические возможности, которые возникают на основе и в пределах объективного права.

Право понимается в объективном и субъективном смысле

v Объективное право – это совокупность норм, которые регулируют важные отношения в обществе и за нарушение которых взыскивает государство.

Как объективное явление объективное право обладает качествами:

1 .Всеобщности, т.е оно устанавливает общий для всех порядок;

2 .Общеобязательности, т.е распространяет свое действие на всех без исключения субъектов, находящихся на территории данного государства;

3 .Способностью определять рамки юридической свободы участников общественных отношений и в первую очередь свободы выбора варианта действий в пределах, установленных законом;

4 .Стабилизатора общественных отношений, правопорядка в обществе и средством защиты правоотношений.

v Субъективное право –это конкретное право определенного лица (физического или юридического),то есть закрепленная законом возможность действовать определенным образом и требовать определенных действий (или воздержания от действий)от других лиц.
По способу защиты различают абсолютные и относительные субъективные права.

При абсолютном праве, владелец может требовать конкретных действий от неопределенного широкого круга лиц (например, автор произведения);

При относительном, требования обладателя субъективного права могут быть обращены только к конкретному лицу (например, права кредитора по отношению к должнику).

Для субъективного права характерны:

1. Совокупность наличных прав конкретного субъекта общественных отношений;

2. Определение меры возможного и необходимого поведения субъекта;

3. Возникновение в результате правоотношения как его содержания;

4. Защита и охрана Государством

Между субъективным и объективным правом существует тесная связь: объективное право служит прочной опорой, фундаментом для субъективного права,а субъективное право есть результат реализации объективного права. Объективное право предшествует появлению субъективного права и служит критерием оценки поведения или действий человека.

™ Сущность права - это главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, которая отражает ее истинную природу и значение в обществе.

™ Право имеет общесоциальную сущность, служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты права, это значит, что за ними стоит авторитет общества и государства и они могут действовать свободно, не опасаясь неблагоприятных последствий в социальном плане.

Общесоциальная сущность права конкретизируется в его понимании как мера свободы. В пределах своих прав человек свободен в своих действиях, общество в лице государства стоит на страже этой свободы. Таким образом, право не просто свобода, гарантированная от посягательств, защищенная свобода. Благодаря праву добро становится нормой жизни, зло-нарушением этой нормы.

Сущность права - это главное, основное содержание, выраженное во внешнем его проявлении. "

Существует несколько подходов к изучению сущности права:

Классовый;

Общесоциальный;

Религиозный;

Национальный и др.

При классовом подходе право определяется как система юридических норм, выражающих возведенную в законе государственную волю экономически господствующего класса, при этом право используется в интересах господствующего класса.

При общесоциальном подходе право используется в более широких целях, как средство закрепления и реального обеспечения прав и свобод человека, демократии.

При религиозном подходе интересы религии доминируют в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и других нормативных документах.

С термином «право» сталкивается в своей повседневной жизнедеятельности любой человек и может употреблять его в самых разнообразных смысловых оттенках и значениях.

В юридической литературе существуют различные определения понятия «право». Можно привести одно из них.

Право – система общеобязательных, формально определенных норм, обеспечиваемых государством и направленных на регулирование поведения людей в соответствии с принятыми в данном обществе устоями социально-экономической, политической и духовной жизни. (Марченко М.Н.)

Право – это сочетающая в себе классовые и общественные интересы система общеобязательных, формально определенных норм, установленных и обеспечиваемых государством, направленных на регулирование общественных отношений. (Малько А.В.)

(См. схему 5 на стр. 575)

1. Необходимость нормативного регулирования в обществе

Человеческое общество является особой ступенью в развитии при­роды и животного мира. Человек качественно изменил свое отноше­ние к природе, став разумным. Если все животные могли только при­спосабливаться к окружающей их природной среде, то человек с по­мощью создаваемых орудий стал преобразовывать природу, приспосабливать ее для своего существования. Разумная деятельность человека имела своим результатом не только преобразованную при­роду, но и принципиально иные способы взаимодействия, взаимосвязи людей между собой - человеческое общество. Последнее предстает сложным социальным образованием, совокупностью многочислен­ных и многообразных связей, в которые вступают люди в процессе их жизни, производственной, политической или духовной деятель­ности.

Основными элементами общества выступают отдельные индиви­дуумы и их коллективные объединения. Современное общество включает в себя такие коллективные объединения, как:

1) семья, представляющая собой форму объединения, основан­
ного на супружеском союзе и родственных связях между мужем и
женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими род­
ственниками;

2) юридическое лицо. В этом качестве выступают прежде всего
предприятия и организации, создаваемые и действующие в сфере
производства, распределения, обмена и потребления с целью обес­
печения людей промышленными и продовольственными товара­
ми, благоустроенным жильем, орудиями труда, транспортом и дру­
гими материальными благами. Юридическими лицами выступают

также учреждения, организации, действующие в сфере образова­ния, здравоохранения, спорта и отдыха, культуры: школы, коллед­жи, институты, музеи, библиотеки, поликлиники, санатории, дома отдыха и др.;

3) государство и его органы, осуществляющие управление дела­
ми общества. В их число входят представительные законодательные
органы, глава государства, правительство и иные органы исполни­
тельной власти, суды, прокуратура, милиция, армия, тюрьмы;



4) органы местного самоуправления, образуемые населением для
управления городами, селами, иными населенными пунктами для
решения каких-либо задач местного значения;

5) общественные объединения и политические партии, создавае­
мые гражданами на добровольных началах для участия в политичес­
кой деятельности, охране трудовых прав работников, оказания ма­
териальной помощи малообеспеченным и нуждающимся в матери­
альной помощи членам общества, охране окружающей природной
среды, решения иных социально значимых проблем.

Индивидуумы и их объединения находятся между собой в самых разнообразных связях, которые называются общественными отно­шениями. Так, жители городов продают для сельскохозяйственных объединений, фермеров трактора, комбайны, сенокосилки, иную технику. В свою очередь горожане покупают сельскохозяйственную продукцию. Многообразны общественные связи граждан и в сфере политики. Например, большая часть населения участвует в выборах депутатов законодательного органа страны. Мужское население боль­шинства государств несет обязанность по защите Родины от внешних агрессоров. Общественные отношения существуют и между члена­ми одной семьи: мужем, женой и их детьми.

Наличие связей между различными компонентами общества явля­ется необходимым способом существования как людей, так и их объеди­нений и общества в целом. Ибо производственная, политическая, об­разовательная деятельность человека, его объединений возможна лишь в общении с другими людьми и иными компонентами общества.

Значительная часть общественных отношений характеризуется противоречивыми интересами их участников. Так, горожане хотели бы как можно дороже продавать произведенную ими технику, удоб­рения и как можно дешевле покупать сельскохозяйственные продук­ты. Жители села, наоборот, готовы высоко ценить произведенные ими продукты и заинтересованы в низких ценах на все городские товары. В сложной ситуации оказывается общество, когда число желающих

работать в высшем законодательном органе намного превышает чис­ло имеющихся в нем мест. Далеко не все современные родители же­лают участвовать в воспитании и материальном содержании своих детей.

Каким же образом можно согласовать противоречивые интересы горожан и жителей села, обеспечить отбор достойных кандидатур в законодательный орган, и в то же время не обидеть никого из пре­тендентов? Как обеспечить безусловное выполнение обязанностей по отношению к детям, престарелым родителям, разрешить иные социальные противоречия?

Одним из основных способов согласования противоречивых ин­тересов людей и их объединений является нормативное регулирова­ние. Общество, государство, отдельные социальные слои, группы разрабатывают правила, которые предписывают, как следует посту­пать в том или ином случае, ситуации, чтобы достичь поставленной цели и в то же время не нарушить прав и интересов других людей, их объединений. В идеале в качестве общеобязательного правила изби­рается такой вариант поведения, который бы не нарушал интересов участников отношения и общества в целом. Этот ведущий принцип нормативного регулирования был четко выражен еще христианской заповедью - не делай другому того, чего не желаешь себе.

Нормативное регулирование зародилось на заре человеческого общества и свелось к созданию двух типов норм, правил - соци­альных и технических. Социальные нормы возникли как способ уп­равления делами общества и обеспечения согласованных действий между членами первобытно-общинного строя. Как верно отмечал Ф. Энгельс, «на известной, весьма ранней ступени развития обще­ства возникает потребность охватить общим правилом повторяющи­еся изо дня в день акты производства, распределения и обмена про­дуктов и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинился общим условиям производства и обмена» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 18. С. 272).

С развитием производящей экономики, пастушества, ремесла, земледелия в жизни человека важное значение приобретают разного рода правила производственной деятельности, следование которым обеспечивает достижение поставленной цели. Что нужно делать зем­ледельцу, чтобы обеспечить высокий урожай зерна, овощей, иных сельскохозяйственных культур? Каким образом можно из руды по­лучить металл, как следует его обрабатывать, чтобы получить нож, топор, вазу?

Правила производственной деятельности вырабатывались посте­пенно, путем проб и ошибок. По мере их накопления образовыва­лись своды общеобязательных правил, следование которым значи­тельно увеличивало возможности людей по преобразованию приро­ды и удовлетворению своих потребностей в орудиях труда, пище, жилье. Например, развитию земледелия в странах Ближнего Восто­ка способствовало создание агрокалендарей, основанных на движе­нии небесных светил и циклических изменениях природы, чередо­вании времен года. Агрокалендари буквально по дням расписывали жизнь членов земледельческой общины, содержали четкие указания, какие сельскохозяйственные работы необходимо делать в соответ­ствующий период, а какие работы производить нельзя.

Нормы, которые определяют отношение человека к природе, по­рядок его деятельности по созданию материальных благ, пользова­ния орудиями труда, называются техническими нормами. В отличие от них социальные нормы регулируют отношения между людьми и их объединениями в процессе материального производства, в политичес­кой или социально-культурной сфере.

Как технические, так и социальные нормы являются важнейшим и необходимым атрибутом современного общества. С их помощью современный человек регламентирует все социально значимые спо­собы человеческой деятельности.

Современную систему технических норм составляют технологи­ческие правила, правила техники безопасности, пользования совре­менными приборами и машинами, правила санитарии и гигиены, грамматики, педагогики, профессиональной деятельности. Словом, везде, где человек действует и создает какие-либо материальные и духовные блага, он должен знать и творчески применять соответству­ющие технические правила. Не составляет исключения и професси­ональная работа юриста, который должен в совершенстве владеть правилами подготовки юридических документов, современными методами учета, хранения и поиска правовой информации, приема­ми риторики, логики, грамматики, поиска и анализа доказательств.

И наоборот, при несоблюдении технических норм человек упо­добляется героине басни И.А. Крылова «Мартышка и очки». Даже располагая современной техникой, он скорее всего не сможет полу­чить ожидаемых результатов. В то же время с большой долей вероят­ности можно предположить, что такой человек испортит сложный прибор, иные орудия труда. Несоблюдение правил техники безо­пасности может обернуться производственной травмой или иными

тяжкими последствиями как для самого нарушителя, так и для окру­жающих.

Столь же важное значение в современном мире имеет и соблюде­ние социальных норм, которые регулируют отношения, возникаю­щие в процессе осуществления экономических, политических, со­циально-культурных задач, стоящих перед обществом, государством и отдельной личностью.

Социальное нормативное регулирование осуществляется двумя способами: 1) установлением запретов на действия, которые призна­ются опасными для общества или его отдельных членов. В частно­сти, запрещается посягать на жизнь и здоровье других людей, их соб­ственность, мешать им распоряжаться своим имуществом, призывать к насильственному свержению конституционного государственного строя, разжигать национальную, религиозную и иную рознь; 2) закрепле­нием в общеобязательном правиле - социальной норме - прав и обя­занностей участников соответствующего отношения. В таком прави­ле обязательно указываются те права, которыми обладают участни­ки отношения, и их обязанности по отношению друг к другу и иным членам общества.

Благодаря социальным нормам в обществе создается стабильность и порядок в отношениях между людьми и их объединениями. Выби­рая тот или иной вариант поведения, человек заранее знает круг сво­их прав и обязанностей, как ему нужно действовать, чтобы стать уча­стником конкретного отношения. Например, вступить в трудовые отношения с предприятием, поступить в образовательное учрежде­ние, осуществить поездку в городском транспорте, познакомиться с другим человеком.

Способы регулятивного воздействия социальных норм на пове­дение человека, деятельность его объединений зависят от того, к ка­кому виду социальных норм относится конкретная норма, как она была установлена и кто конкретно осуществляет охрану этой нормы от нарушения. Поэтому для более детального ознакомления с дей­ствием социальных нормативных регуляторов, их влиянием на по­ведение людей необходимо рассмотреть виды социальных норм, дей­ствующих в современном обществе.

2. Виды социальных норм

Нормативное регулирование общественных отношений в со­временный период осуществляется с помощью достаточно слож-

ной и многообразной совокупности социальных норм. Это: 1) мо­раль, 2) обычаи, традиции, обыкновения, 3) корпоративные нор­мы или нормы общественных объединений, 4) религиозные нор­мы, 5) правовые нормы. Многообразие видов социальных норм объясняется сложностью системы общественных отношений, а также множественностью субъектов, осуществляющих норматив­ное регулирование общественных отношений. Нормы права уста­навливают государство, его органы, общественные объединения и религиозные организации, а также отдельные социальные слои и общество в целом.

Мораль или моральные нормы представляют собой правила поведе­ния, основанные на представлениях общества или отдельных соци­альных групп о добре и зле, плохом и хорошем, справедливом и неспра­ведливом, честном и бесчестном и тому подобных этических требова­ниях и принципах.

Значительная часть моральных норм вырабатывается и поддер­живается обществом в целом или же большинством его членов. На­пример, современное общество всемерно защищает и охраняет так называемые общечеловеческие ценности: жизнь человека, его лич­ную свободу, неприкосновенность его собственности. Они близки к христианским заповедям - не убий, не укради, почитай родителей своих и т.п.

Однако значительная часть норм вырабатывается не всем обще­ством, а той или иной его частью. Дело в том, что современное обще­ство распадается на различные социальные группы в зависимости от рода занятий, профессии, возраста, пола и иных социальных харак­теристик. Так, выделяют рабочих, фермеров и капиталистов, муж­чин и женщин, подростков и взрослых, трудоспособное население и пенсионеров.

Нравственные воззрения одной социальной группы могут порой значительно отличаться от нравственности других социальных групп. Шалость, озорство оправдываются и даже одобряются подростками, но резко осуждаются взрослыми. Капиталист морально оправдывает эксплуатацию других людей. Рабочий класс, наоборот, считает эксп­луатацию формой закабаления, угнетения человека человеком. Нрав­ственные воззрения каждой социальной группы лежат в основе со­здаваемых ею моральных норм.

Таким образом, неоднородность и даже противоречивость мораль­ных норм, принадлежащих разным социальным слоям общества, составляет один из характерных признаков этого вида социальных


норм. Для морали характерны еще два следующих специфических признака.

Моральные нормы закрепляют по преимуществу должное пове­дение человека, иных лиц. Под соответствием поведения моральной норме подразумевается не простое признание моральных норм, а постоянное следование этим нормам, осуществление их требований на деле, совершение каких-либо реальных действий в пользу другого лица, государства или общества. Действительный гуманизм и мило­сердие проявляются не столько в призывах к ним, сколько в оказа­нии конкретной и действенной помощи нуждающимся лицам.

Мораль является наиболее изменчивым, динамичным видом со­циальных норм. Изменение конкретно-исторической обстановки в стране либо политического, экономического положения отдельного социального слоя влечет за собой изменение его социальных оценок и, соответственно, появление новых моральных норм.

Контроль за исполнением норм морали осуществляет либо об­щество в целом, либо отдельный социальный слой. К нарушителям применяются меры общественного воздействия: моральное осуж­дение, общественное презрение, изгнание нарушителя из коллек­тива и др.

Разновидностью социальных норм выступают обычаи, традиции и обыкновения. Подобно моральным нормам они устанавливаются и охраняются от нарушений обществом либо признающим обычай, традицию отдельным социальным слоем. В то же время этот вид со­циальных норм имеет и свои особенности.

Обычай представляет собой правило поведения, сложившееся в да­леком прошлом, а в современном обществе поддерживаемое в силу при­вычки. Для обычая характерны следующие три признака.

Норма действовала в далеком прошлом, несколько столетий назад.

Сохранение нормы в современном обществе обеспечивается си­лой привычки и иногда для регулирования совсем иных отношений. Так, современный человек не обходится без рукопожатий со знако­мыми. Обычай же этот сложился в Средневековье при заключении рыцарями мира, как демонстрация отсутствия оружия в открыто про­тягиваемой руке, как символ доброй воли. Рыцарей давно нет, а их манера заключения и подтверждения дружеских отношений сохра­нилась и поныне.

образом: «Норма, ставшая обычаем, оказывает свое регулирующее воздей­ствие в силу ее эмоционального восприятия членами общества, при­выкшими к ее соблюдению настолько, что ее реализация стала по­требностью». По нашему мнению, такое объяснение причин отсут­ствия прямой связи между обычаями и оценочными принципами не является всеобщим. Можно найти ряд примеров, когда реализа­ция моральных норм, вроде христианских заповедей «не убий», «не укради», идущих от седой старины, стала потребностью всего об­щества. И тем не менее эти заповеди остаются моральными норма­ми, а не обычаями.

Критерий разграничения обычаев и норм морали, действующих в современном обществе, видится в том, что они регулируют разные виды общественных отношений. Моральные нормы определяют дол­жное, обязательное отношение одного лица к другому. По аналогии с правом можно сказать, что это материальные нормы. Сохранив­шиеся же и применяемые в настоящее время обычаи являются по преимуществу процессуальными нормами, они регулирует процеду­ру, порядок реализации моральных норм.

К примеру, мораль требует уважительного отношения людей друг к другу. Одной из форм проявления таких отношений людей являет­ся рукопожатие, а по русскому обычаю также поклон либо объятие и троекратный поцелуй.

В пользу понимания обычаев как сохранившихся от древних времен процедурных норм свидетельствует их объединение в один вид, одну группу с традициями. Под традициями понимаются пра­вила поведения, которые определяют порядок, процедуру проведе­ния каких-либо мероприятий, связанных с какими-либо торжествен­ными или знаменательными, значительными событиями в жизни че­ловека, предприятий, организаций, государства и общества. Таковы традиции устраивать свадьбу по случаю заключения брака, отме­чать банкетами юбилейные даты, устраивать в трудовом коллек­тиве торжественные проводы сотрудника на пенсию. Большую роль традиции играют в международных отношениях, при дипло­матическом протоколе.

В отличие от обычаев традиции могут применяться сравнительно короткий период. Они возникают в силу какого-либо единичного примера, поддержанного общественным мнением и признаваемого им в качестве образца поведения в конкретной ситуации. Лица, не соблюдающие традиций, осуждаются общественным мнением.

Применяемые в деловых кругах традиции называются деловыми обыкновениями, или согласно ст. 5 ГК РФ обычаями делового обо­рота. В этом качестве понимаются сложившиеся и широко приме­няемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством.

В настоящее время широкое распространение получил такой вид социальных норм, как нормы общественных объединений, политичес­ких партий, закрепленные их уставами. Иногда в юридической литера­туре эти нормы называются корпоративными.

Конституции современных демократических государств предостав­ляют гражданам право на создание общественных объединений по интересам и политических партий. Вступление в такие объединения и партии и деятельность внутри их основываются на принципах добро­вольности, равноправия и самодеятельности. Никто не может быть принужден к вступлению в общественное объединение и пребывание в нем. Каждое общественное объединение строит свою работу само­стоятельно и без какого-либо вмешательства государственных орга­нов и должностных лиц. Законодательно определяется лишь перечень запрещенных, опасных для государства и общества деяний, соверше­ние которых влечет применение мер государственного принуждения. Чтобы обеспечить деятельность общественных объединений и политических партий в установленных законом пределах, не допус­тить нарушения ими прав граждан, а также интересов общества и государства, государство осуществляет регистрацию общественных объединений и политических партий. Одним из обязательных доку­ментов, представляемых на регистрацию, является устав обществен­ного объединения, политической партии. Этот документ утверждается общим собранием либо конференцией, съездом или иным органом общественного объединения, политической партии.

В уставе содержатся нормы, которыми закрепляются все важней­шие стороны деятельности общественного объединения, политичес­кой партии, в том числе: 1) цели их организации и деятельности; 2) ус­ловия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, политической партии, права и обязанности их членов; 3) компетенция и порядок формирования руководящих органов, сро­ки их полномочий; 4) источники формирования денежных средств и иного имущества; 5) порядок реорганизации и ликвидации обще­ственного объединения, политической партии.

Специфика корпоративных норм состоит в том, что они имеют документальную, письменную форму выражения - формально закрепляются письменным источником - уставом, принимаемым в ус­тановленном порядке. Рассматриваемые нами выше нормы морали, обычаи и традиции существуют по преимуществу в общественном и индивидуальном сознании и четкого документального закрепления не имеют.

Документальная, письменная форма выражения корпоративных норм сближает их с правом, правовыми нормами. Однако корпора­тивные нормы имеют существенное отличие от последних. Если не­соблюдение норм права влечет применение мер государственного принуждения, то охрана корпоративных норм от нарушения осуще­ствляется исключительно самими общественными объединениями, политическими партиями. Всякие конфликты, которые могут воз­никать между общественным объединением, политической партией и их членами по поводу членства, работы в организации, примене­ния взысканий, государство не только не рассматривает, но даже и не принимает к рассмотрению. Все это должны решать сами объеди­нения и их члены в соответствии с действующими корпоративными нормами.

Корпоративные нормы не обладают и не могут обладать свойства­ми права, поскольку регулируют отношения общественных образо­ваний, которые в силу их специфики не подлежат нормативно-пра­вовому регулированию. Эту особенность корпоративных норм не учитывают авторы, которые относят к ним положения, содержащи­еся в уставах предприятий, коммерческих и иных хозяйственных орга­низаций.

Уставы предприятий, коммерческих и иных организаций пред­ставляют собой разновидность локальных нормативно-правовых актов, порождающих конкретные юридические права и обязаннос­ти и защищаемых от нарушений органами государства. Любые нару­шения этих уставов, закрепленных ими прав и обязанностей заинте­ресованные лица могут обжаловать в судебном порядке и все такие жалобы будут рассмотрены судебными органами по существу.

Под религиозными нормами понимаются правила, установленные различными вероисповеданиями. Такие нормы содержатся в религи­озных книгах: Библии, Коране, Талмуде и др. либо в сознании веру­ющих, исповедующих языческие, многобожеские культы.

Религиозные нормы имеют различное содержание. Одни из них определяют порядок организации и деятельности религиозных объе­динений, общин, монастырей, братств, другие регламентируют от­ношение верующих людей к другим людям, их деятельность в «мирской» жизни, третья группа религиозных норм закрепляет по рядок отправления религиозных обрядов.

В настоящее время религиозные нормы выступают источником права в раде государств, исповедующих ислам. С их помощью регу­лируются государственные, гражданские, брачно-семейные отноше­ния, рассматриваются и разрешаются уголовные дела. Однако в со­временных демократических государствах религиозные нормы со ставляют особый вид социальных норм и регулируют отношения только между верующими.

Охрана и защита от нарушений этих социальных норм осуществ­ляется самими верующими. При этом свобода вероисповеданий не должна нарушать права и свободы других лиц, общественную безо­пасность, жизнь и здоровье людей. Деяния религиозных организа­ций, связанные с причинением вреда здоровью граждан, иным по­сягательством на личность и права граждан, признаются преступле­нием, а виновные лица подлежат привлечению к юридической ответственности. Во всех иных случаях государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений и действие устанавливае­мых ими норм, а религиозные объединения не претендуют на регу­лирование общественных отношений вместо государства или парал­лельно с ним.

Таким образом, мораль, обычаи, традиции, обыкновения, нормы общественных объединений, политических партий и религиозных организаций играют важную роль в регулировании общественных отношений. Усвоение этих норм и пользование ими составляет не­обходимое условие успешной социально активной деятельности че­ловека, его признания в качестве равноправного члена соответству­ющего коллектива, иного социального образования. И тем не менее наиболее значимые действия и поступки в сфере производства, об­мена и потребления материальных и духовных благ, участие в делах государства, получение образования, воспитание, пользование дос­тижениями науки и культуры человек, иные лица могут осуществ­лять только на основе и в соответствии с действующими нормами права.

3. Понятие и признаки права

Право, как и другие социальные нормы, представляет собой со­вокупность, систему правил поведения. На протяжении многих сто­летий оно бессменно удерживает лидирующую роль в егулировании общественных отношений. Явный приоритет права над други­ми социальными нормами объясняется прежде всего тем, что оно устанавливается государством, его органами, призванными осуще­ствлять управление делами общества.

Право представляет собой систему правил, установленных государ­ством либо принятых в установленном им порядке населением либо не­государственными органами и организациями. В этом видится прин­ципиальное отличие права от всех остальных социальных норм. Со ответственно государство выступает единственным социальным образованием, правомочным принимать, изменять или отменять пра­вовые нормы. В системе государственных органов имеется прежде всего специальный законодательный (представительный) орган, ос­новная деятельность которого сводится к подготовке и принятию законов и иных нормативно-правовых актов, осуществлению нор­мативно-правового регулирования общественных отношений. Их реальное исполнение обеспечивается правительством, министерства­ми, иными государственными органами исполнительной власти. В процессе своей деятельности органы исполнительной власти также принимают нормативно-правовые акты, которые не могут противо­речить Конституции и законам страны.

В отдельных случаях государство делегирует свое право прини­мать нормативно-правовые акты негосударственным организациям. Так, в бывшем СССР этим правом наделялись профсоюзы, другие общественные организации, выполнявшие отдельные функции го­сударства. В настоящее время в Российской Федерации правом осуществлять нормативно-правовое регулирование общественных отношений наделяются органы местного самоуправления, которые не входят в систему органов государства, а также предприятия, орга­низации, профсоюзы и трудовые коллективы. (См. об этом следую­щий параграф).

Право негосударственных организаций принимать нормы права не отменяет общего правила, согласно которому источником права является только государство. Во-первых, правотворческая деятель­ность негосударственных организаций всегда осуществляется с со­гласия, с санкции государства. Оно добровольно передает часть сво­их нормотворческих правомочий негосударственным организациям, тогда как последние не могут предоставить сами себе этого права. Во-вторых, нормотворческая деятельность негосударственных орга­низаций осуществляется под контролем государства и все норматив­но-правовые акты, противоречащие законам, иным правовым актам, государство отменяет, признает их недействующими. В-третьих, нор­мативно-правовые акты, принятые негосударственными организа­циями с санкции государства, охраняются и защищаются органами государства наравне с нормативно-правовыми актами и в том же порядке.

2. Право представляет собой упорядоченную, логически стройную систему правил, содержащихся в нормативно-правовых актах и иных письменных источниках.

Мораль, обычаи, традиции, некоторые религиозные и иные со­циальные нормы существуют только в сознании людей, по-разному понимаются и применяются ими. Более того, социальные нормы отдельных социальных групп могут существенно отличаться друг от друга. В отличие от них право характеризуется особыми формами его выражения, существования и особыми способами согласования норм права между собой.

Одним из основных условий эффективного действия норм права является их согласованность друг с другом. Все действующие нормы права призваны обеспечивать полное и последовательное регулиро­вание общественных отношений. В идеале они должны содержать предписания по всем вопросам, которые могут возникнуть и возни­кают в процессе реализации норм права: какими правами и обязан­ностями наделяются конкретные лица, при каких условиях и в ка­ком порядке можно использовать эти права, каким образом их мож­но защитить от правонарушений и др. Решение этих вопросов дается лишь совокупностью взаимосвязанных и не противоречащих друг другу норм права.

Логическая непротиворечивость и согласованность норм права обеспечиваются неукоснительным исполнением принципа иерархи­ческой соподчиненности нормативно-правовых актов. Эта соподчи-ненность выражается в том, что акты правотворческого органа не могут противоречить актам, принятым вышестоящим органом, а так­же конституции страны. Акты и нормы права, нарушающие этот принцип, подлежат незамедлительной отмене.

Все нормы права имеют официальный характер. Они содержатся в письменных документах - нормативно-правовых актах и иных источниках. Устные распоряжения, предписания правотворческих органов или должностных лиц не являются правом.

Правовые нормы предполагают не только их обязательное зак­репление в письменных источниках, но и опубликование для широ­кого круга лиц. В современном демократическом государстве действует принцип, согласно которому нормативно-правовые акты не вступают в действие до тех пор, пока не будут опубликованы в прессе или доведены до сведения населения, иных заинтересованных лиц каким-либо иным способом.

Формальная определенность норм права является их необходи­мым свойством, атрибутом, поскольку с ним связывается другое свой­ство права - его общеобязательность.

3. Общеобязательность права означает, что все лица, кого касают­
ся нормы права, обязаны их неукоснительно соблюдать или испол­
нять. Согласно ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, органы государственной
власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граж­
дане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и зако­
ны. Аналогичное требование предъявляется и в отношении указов
Президента РФ, постановлений Правительства РФ и иных подзакон­
ных актов. Неисполнение норм права, содержащихся в этих актах,
признается таким же правонарушением, как и нарушение Консти­
туции РФ и законов.

При этом никто не может оправдывать неисполнение норм права тем, что не знал их или не считал нужным применять в данной ситу­ации. Государство публикует свои нормативно-правовые акты в пе­чати, осуществляет их пропаганду с помощью средств массовой ин­формации, и каждый гражданин имеет реальную возможность озна­комиться с действующими в обществе нормами и знать свои права и обязанности.

Общеобязательность права распространяется и на государство. Один из основных принципов правового государства требует осуще­ствления его деятельности в строгом соответствии с Конституцией страны и другими законами. Особенно важно подчинение государ­ства праву на стадии правотворчества, подготовки и принятия зако­нов и иных нормативно-правовых актов. Государство должно: 1) осу­ществлять правотворческую деятельность в порядке, установленном Конституцией и иными актами; 2) не нарушать прав и свобод граж­дан, не возводить в закон произвол и насилие; 3) обеспечивать за­конность в деятельности органов государства.

3. Общеобязательность норм права является их неотъемлемым
реальным признаком, проявляющимся в конкретных отношени­
ях, действиях и поступках. Принимая нормы права, государство
проводит серию многообразных действенных мер по их реализации,
в том числе: 1) осуществляет правовое воспитание населения,
разъясняет существо и направленность действующих в обществе

норм права, порядок их реализации и защиты; 2) обязывает ком­петентные государственные органы и должностных лиц осуществ­лять правоприменительную деятельность с целью наделения уча­стников конкретных правоотношений правами и обязанностями, разрешения конфликтов и решения иных юридически значимых действий; 3) повышает правовую культуру государственных слу­жащих, обеспечивает их нормативно-правовыми актами, создает материальные и иные условия для их успешной работы; 4) приме­няет меры государственного принуждения к лицам, нарушающим нормы права.

Неукоснительное исполнение и соблюдение ном права обеспе­чивается принудительной силой государства в лице его органов внут­ренних дел (милиции, полиции), прокуратуры и суда. Это означает что в случае нарушения нормы права потерпевший может обратить­ся за защитой в эти органы, которые обязаны принять меры к реаль­ному исполнению нарушенной нормы. Например, рабочий не полу­чил за работу квартальную премию, тогда как все остальные ее полу­чили. В этом случае рабочий имеет право обратиться с иском в суд, и если суд признает, что претензия рабочего на премию правомерна, то орган управления предприятием обязан выплатить ее рабочему. Суд может также отказать рабочему в иске и признать действия орга­на управления правомерными.

Лица, виновные в несоблюдении или неисполнении конкретной нормы права, несут юридическую ответственность, предусмотрен­ную санкцией нарушенной нормы права. Это может быть предуп­реждение, штраф, административный арест или лишение свободы. При этом государство берет на себя обязанность самостоятельно и за свой счет выявлять и привлекать к ответственности всех лиц, совер­шивших преступления или административные проступки. Государ­ство также оказывает содействие в разрешении гражданско-право­вых споров и споров, возникающих при применении дисциплинар­ных взысканий.

Обеспечение реального действия права государством, его орга­нами также отличает право от иных социальных норм. В отличие от права нарушение норм морали, обычаев, корпоративных и иных со­циальных неюридических норм не влечет каких-либо правовых по­следствий. Потерпевший не может требовать исполнения этих со­циальных норм с помощью органов государства. Право принуждать к исполнению таких норм целиком и полностью лежит на субъекте, который их сформулировал и поддерживает силой общественного мнения. За несоблюдение социальных неюридических норм не при­меняются и меры государственного принуждения.

Таким образом, право представляет собой систему обязательных правил поведения, которые устанавливаются государством и охраня­ются им от нарушений.

Право действует и осуществляет нормативно-правовое регулиро­вание не изолированно, а во взаимосвязи с остальными социальны­ми нормами. Хотя эта связь является достаточно сложной и проти­воречивой и проявляется далеко не со всеми социальными нормами.

Право - один из регуляторов общественных отношений. Воздействуя на волю и сознание людей, оно самым авторитетным образом склоняет их к определенному поведению. Но право не единственный социальный регулятор. В систему нормативного регулирования общественных отношений входят следующие виды норм:
- обычаи (в форме традиций, ритуалов, обрядов и т.д.);
- религиозные нормы;
- нормы общественных объединений (корпоративные нормы);
- нормы морали.

Право является таким социальным регулятором, который может включать любые из перечисленных норм. Поэтому есть некие общие черты, свойственные всем социальным нормам, и есть нечто такое, что выделяет право из системы социальной регуляции.

К общим свойствам социальных норм относится то, что все они:
- являются своего рода образцами, стандартами, масштабом поведения;
- служат ориентиром в выборе того поведения, которое в данное время при данных обстоятельствах одобряется обществом или определенной его частью;
- выполняют организующую роль в поведении людей;
- служат инструментом социального контроля.

Применительно к праву названные свойства получают дополнительные характеристики. Но прежде чем их назвать, следует отметить, что само понимание права у разных народов, в разных государствах и разных правовых системах неодинаково. Существует по меньшей мере пять подходов к определению права.

Первый является классическим для континентальной Европы. Это сугубо нормативистский подход, когда нормами права считают лишь то, что выражено самим государством в издаваемых им общеобязательных правилах поведения. Таким образом, правом признается государственная воля, объективированная в соответствующих текстах общего характера.

Второй - свойствен в большей степени для Старого и Нового Света (для Англии и США) и именуется социологическим. Если нормативисты находят правовые нормы в сфере должного, то социологи просят искать их в сущем. Они видят правовые нормы в самих общественных отношениях, в формах контроля за ними, в способах разрешения конфликтов, в том, что делает суд.

Третий подход - психологический - распространен в особенности среди тех сторонников социологических взглядов, которые придают первостепенное значение психическим реалиям, имея в виду как индивидуальную, так и социальную психику. Они стараются отыскать правовые нормы прежде всего в психике человека, в его сознании и подсознании, в его правовых взглядах, в его правовых переживаниях и т.п. Совсем не случайно в первые годы после октября 1917 г. могли судить на основе революционного правосознания.

Четвертый подход к пониманию права был связан с ожиданиями буржуазных революций, с приходом к власти буржуазии и был направлен против произвола феодальных властей, против тиранических законов, попрания каких-либо прав человека. Это так называемый философский (естественно-правовой), подход. Правовые нормы, согласно данному взгляду, следует искать в извечных критериях справедливости, выводимых из чистого разума. Естественные нормы свободы человека и естественные ее ограничения по отношению к гражданину как члену государственно-организованного общества - вот что должно регулировать поведение людей. Заметим, что данная теория естественного права возродилась после некоторого забвения в середине уходящего столетия как реакция на произвол фашистских тоталитарных режимов.

Ознакомление с разными подходами к праву показывает, что в каждом из них есть свои позитивные стороны. Одни из них приемлемы для законодателей, которые отыскивают и закрепляют право в издаваемых ими нормах, другие - для тех, кто применяет право, проводит право в конкретных жизненных ситуациях. Одновременно нельзя не видеть и отрицательных сторон каждого из подходов, если не ограничивать сферу его использования. Мы знаем к чему, например, приводили суды на основе революционного правосознания, помним, какие законы могли принимать властвующие, если задавались единственной целью удержания своей власти. Да и «справедливость» могли трактовать по-разному. Поэтому уместен и пятый подход - интегративный - сориентированный не на одну какую-либо черту права, а на полноту всех его характеристик. Интегративный подход должен учитывать допустимость разных определений права. Он не может игнорировать того обстоятельства, что в разное время у разных народов применительно к разным политическим ситуациям признавалось разное понимание права. Точнее - разное восприятие его и населением, и теми, кто находится у власти в одном конкретном государстве, и населением и властвующими другого государства. То есть в действительности и те и другие руководствуются в общении, строят свою жизнь по правилам, которые черпаются из разных источников.

С точки зрения интегративного подхода правом является все то, что официально признается и поддерживается в качестве нормативов равенства и справедливости в определении меры свободы общающихся социальных субъектов. Имеются в виду не только граждане, но и их объединения, органы государства, должностные лица и т.д. Сюда войдут и законы, и судебные акты, и указания полицейского, и комплексы допустимых эмоций, которыми судья или тот же полицейский руководствовались; сюда будут отнесены религиозные каноны, чувства верующих, религиозные обряды, но вместе с тем останется место и атеистическим воззрениям и нормам, если их официально возводили в общеобязательные установления.

Интегративное понимание права позволяет выявить первый отличительный признак правовых норм - правовые нормы фиксируются в самых разных источниках. Их нельзя сводить только к законодательно установленным правилам. Напротив, в определенных случаях возможно не признавать правом даже то, что записано в законе.

Другим признаком правовых норм, в отличие от всех иных, является то, что они действуют по жизни, обязательно признаются в качестве регулятора общественных отношений через какие-то официальные акты. Это не декларации, не какие-нибудь лозунги, не заявления о намерениях.
Следующий признак состоит в формальной определенности правовых норм, в том, что они содержат указание на границы поведения их адресатов, на меру их прав и обязанностей.

Право нормативно по сути своей (не только потому, что может быть выражено в общих правилах поведения), поскольку регулирует типичные, повторяющиеся отношения и не ограничивается одноразовым решением конкретного вопроса. Нормативность - содержательный признак права. Правовые нормы в своем применении рассчитаны на относительно неопределенный круг лиц и относительно неопределенный круг случаев.
Правовые нормы являются официальным мерилом, масштабом свободы и справедливости.

Отличительное свойство права и правовых норм - их системность. В идеале это внутренне согласованная и непротиворечивая система норм, специально упорядочиваемая в ходе работ по систематизации права.

Наконец, один из главных и более всего бросающихся в глаза признаков правовых норм - обеспеченность их со стороны государства организационными мерами, а также в конечном счете мерами психического и физического принуждения. Неисполнение правовых требований влечет юридическую ответственность.

Выяснение всех признаков права позволяет говорить о его ценности. И ценность эта состоит в его способности служить таким регулятором общественных отношений, который способен удовлетворять социальные интересы людей наиболее эффективным образом. При соответствующих социально-политических условиях эти интересы могут состоять в утверждении свободы, мира, согласия людей, справедливого разрешения конфликтных ситуаций.
Ценность права в первую очередь инструментальная. С его помощью в общественные отношения вносится стабильность, согласованность, организованность. Уже один этот факт может свидетельствовать о служении права цивилизованному развитию общества.

Право утверждает свободу людей. При этом ценностное качество состоит в способности правовых норм задавать параметры этой свободы для самых разных жизненных ситуаций.

Право является одним из самых цивилизованных средств социального контроля за поведением людей в обществе.
Утверждением принципов справедливости право формирует гуманистические ценности.

Более предметно о ценности права можно говорить при анализе его роли в решении социальных и экономических задач, значения для формирования правового государства и гражданского общества, в осуществлении внутренних и внешних функций государства.