Церковный раскол — реформы Никона в действии. Патриарх никон - знаковая фигура православной церкви На какое время приходится деятельность патриарха никона

Биография

Патриарх Московский (1652-1667).

Патриарх Никон (светское имя - Никита Минов или Минин) родился в 1605 году в семье крестьянина села (ныне в ) по имени Мина.

В 12-летнем возрасте Никита ушел в Макарьев Желтоводский монастырь, был в нем послушником до 1624 года. По настоянию родителей вернулся домой, женился и принял сан священника. Служил сначала в соседнем селе , а около 1626 года был назначен священником одной из московских церквей, по просьбе московских купцов, узнавших о его начитанности.

Смерть детей в 1635 году привела Никиту к окончательному решению оставить мир. Он убедил жену принять монашеский постриг в московском Алексеевском монастыре, а сам в возрасте 30 лет тоже принял постриг с именем Никон в Свято-Троицком Анзерском скиту Соловецкого монастыря. В 1639 году Никон был принят в Кожеозерский монастырь. В 1643 году он был избран игуменом этой обители.

В 1646 году своей энергией и смелостью Никон обратил на себя внимание царя . В 1646 году по желанию монарха он был поставлен архимандритом Новоспасского монастыря в и примкнул здесь к влиятельному «Кружку ревнителей благочестия». С 1648 года Никон был митрополитом Новгородским, где участвовал в подавлении Новгородского восстания 1650 года.

В 1652 году, после кончины патриарха Иосифа, Никон был избран его преемником. В июле 1652 года он был торжественно возведен на престол патриархов Московских и Всероссийских. Во время интронизации Никон вынудил царя дать обещание не вмешиваться в дела церкви. Весной 1653 года он начал проведение церковных реформ. Исправление книг и обрядов по греческим образцам, принятым в южнославянских странах, служило укреплению церковно-политических связей с этими странами, находившимися под турецким игом. Унификация культа подчиняла церковь общегосударственной системе централизации. Значительная часть русского духовенства выступила против нововведений, в церкви возник раскол. Никон и светская власть преследовали раскольников, среди которых были и единомышленники патриарха по «Кружку ревнителей благочестия».

Патриарх Никон активно участвовал в решении политических вопросов, склоняя царя к прекращению войны с Польшей, выступал за борьбу со Швецией в Прибалтике. Неудачная попытка «пробить» для выход к Балтийскому морю была поставлена в вину патриарху. Рост недовольства в придворных кругах произволом и властностью Никона вызвали расхождение между царем и патриархом, который стремился использовать реформу для укрепления церковной организации и усиления собственного авторитета, с тем чтобы освободить церковь из-под опеки светской власти. Выдвинув тезис «священство выше царства», Никон пытался противопоставить власть патриарха власти царя.

Разрыв между царем и патриархом произошел в 1658 году. Никон, оставив патриаршество, уехал в основанный им в Подмосковье Новоиерусалимский Воскресенский монастырь, рассчитывая, что царь вернет его. Но этого не случилось, ему было приказано оставаться в монастыре. Когда Никон в 1664 году самовольно приехал в и попытался снова занять патриаршее место, он был выслан обратно.

Большой Московский церковный собор 1666-1667 годов, подтвердив проведенные Никоном реформы, снял с него сан патриарха. Никон был сослан в . После смерти царя был переведен под более жестокий надзор в Кирилло-Белозерский монастырь.

В 1682 году царь , невзирая на сопротивление патриарха и значительные издержки, исходатайствовал у восточных патриархов разрешительные грамоты в которых повелевалось причислить Никона к лику патриархов и поминать его в этом звании открыто.


В 17 веке духовной и религиозной основой русского общества оставалось православие. Оно определяло многие стороны бытия (от бытовых вопросов до государственных) и вмешивалось в повседневную жизнь как простого крестьянина, так и знатного боярина.

Начиная с во стоит патриарх. В его подчинении находились митрополиты, епископы, архиепископы, черное монашество и белое духовенство сел и городов. Почти за целое столетие их сменилось немало. Но ни один из них не оставил такого следа в церковной истории, как патриарх Никон.

Путь к власти

Будущий патриарх с самого начала был яркой фигурой. Его путь к заветной кафедре удивителен. Никита Минич (мирское имя Никона) появился на свет в 1605 году в беднейшей крестьянской семье. Он рано осиротел и почти все детство провел в Со временем он принял сан священника и сначала служил в нижегородских окрестностях, а с 1627 года - в Москве.

После смерти троих маленьких детей он жену уговорил уйти в монастырь, да и сам тоже в 30 лет принял постриг. В 1639 году Никон покинул Анзерский скит, ушел от своего наставника, сурового старца Елиазара, после чего 4 года жил как пустынник возле В 1643 году он стал наставником указанной обители. В 1646 году он по делам церкви отправился в Москву. Там будущий патриарх Никон познакомился с Вонифатьевым и горячо принял его программу. В то же время его собственный ум, взгляды и энергия произвели сильное впечатление на царя. По слову Алексея Михайловича Никона утвердили архимандритом Новоспасского монастыря, являвшегося придворной обителью Романовых. С этого момента его путь к сану патриарха был стремительным. Им он был избран спустя 6 лет после приезда в Москву - в 1652 году.

Деятельность патриарха Никона

Сам он воспринимал ее гораздо шире, чем простое преобразование церковной жизни, изменение обрядов и правку книг. Он стремился вернуться к основам вероучения Христа и навсегда утвердить место священства в православии. Поэтому первые его шаги были направлены на оздоровление нравственного состояния общества.

Патриарх стал инициатором издания указа, который запрещал продажу в городе в дни поста и праздников спиртных напитков. Особенно нельзя было сбывать водку священникам и монахам. На весь город разрешалось оставить только один питейный дом. Для иностранцев, в которых патриарх Никон видел носителей протестантизма и католицизма, была на берегу Яузы построена Немецкая слобода, куда их и выселили. Это то, что касается общественных преобразований. Внутри церкви также назрела необходимость проведения реформ. Связана она была с различиями в обрядах русского и восточного православия. Также этот вопрос имел и политическое значение, так в это время началась борьба с за Украину.

Церковные реформы патриарха Никона

Кратко их можно изложить в нескольких пунктах:

  1. Редактирование библейских текстов и других книг, которые используются во время богослужений. Эта новация вылилась в изменение некоторых формулировок Символа Веры.
  2. Крестное знамение отныне следовало складывать из трех перстов, а не из двух, как прежде. Отменялись и малые земные поклоны.
  3. Также патриарх Никон распорядился проводить крестные ходы не по Солнцу, а против.
  4. Троекратное произношение возгласа «Аллилуйя!» заменило двукратное.
  5. Вместо семи просфор для проскомидии стали использовать пять. Изменилось и начертание на них.

Никон был избран Патриархом Московским и всея Руси в июле 1652 г. в возрасте 47 лет. Согласие стать патриархом он дал лишь после того, как духовенство, бояре и даже царь клятвенно обещали ему верность и послушание.

Патриарх Никон активно принялся за реформы. Однако вскоре оказалось, что, в отличие от царя, патриарх рассматривал их как часть более грандиозного плана - создания Греко-Российской православной империи, новой вселенской теократии. Если в свое время старец Филофей и его последователи ведущую роль в подобном проекте отводили московскому великому князю (позднее - царю), то Никон исходил из идеи приоритета духовной власти.

Церковная реформа Никона была направлена на исправление богослужебных книг по греческим образцам и установление единообразия церковной службы. Реформа затронула существенные элементы обрядности: двоеперстное крестное знамение заменили на троеперстное, вместо "Исус" стали писать "Иисус", наряду с восьмиконечным крестом стали признавать четырехконечный. "Аллилуйя" стали петь трижды, а не дважды, крестные ходы - водить не слева направо, а наоборот. Реформа вызвала протест части духовенства во главе с протопопом Аввакумом. Протест, названный впоследствии расколом, нашел поддержку среди крестьян, боярства, стрельцов. Противники реформы были преданы анафеме на Соборе 1666-1667 гг. и подверглись жестоким репрессиям. Господствующая Церковь стала называть раскольников "староверами" или "старообрядцами", они же сами себя стали именовать "древлеправославными".

Никон выступил против попыток государства ограничить имущественные и судебно-правовые прерогативы Церкви. Не будучи в состоянии отменить установления Земского собора 1648-1649 гг., патриарх попросту их игнорировал. Он считал Соборное уложение 1649 г. бесовской, беззаконной книгой.

Еще более решительно патриарх отвергал вмешательство светской власти во внутрицерковные дела. Если прежде епископов ставили лишь по царскому указу, то теперь он стал делать это самостоятельно, как и вершить суд над ними.

Никон стремился утвердить представление о Русской церкви как средоточии мирового православия. Недалеко от Москвы, на берегу реки Истры, он построил Воскресенский монастырь и дал ему претенциозное название - "Новый Иерусалим". В монастыре был воздвигнут храм, представляющий собой копию храма Гроба Господня в Иерусалиме. В алтаре храма установили пять престолов - для пяти православных патриархов (Константинопольского, Александрийского, Антиохийского, Иерусалимского и Русского). При этом престол патриарха Русской церкви занимал среди них центральное место. В состав монашеской братии монастыря принимали лиц разных национальностей.



Не допуская вмешательства государства в дела Церкви, Никон, в соответствии со своими теократическими убеждениями, сам активно вмешивался в государственные дела. В отсутствие царя он становился фактическим главой правительства, решал текущие гражданские и военные дела. Комиссия Боярской думы, следившая за деятельностью приказов, оказалась сама под контролем патриарха. В приговорах (резолюциях) по делам была принята формула: "...святейший патриарх указал, и бояре приговорили". Благоволивший к Никону царь Алексей Михайлович дал ему титул Великого государя, который носил в свое время лишь патриарх Филарет.

Однако период крутого восхождения Никона был недолгим. Своим высокомерием и жесткостью он оттолкнул от себя очень многих как в Церкви, так и в государственных структурах. Царь Алексей начал тяготиться властолюбием "собинного друга". Неудача шведской военной кампании (1656), к которой его склонил Никон, добавила негативных чувств в отношении к нему. В июле 1658 г. произошел открытый конфликт.

В праздник Положения ризы Господней Алексей не пришел на утреню в Успенский собор, а по ее окончании прислал к патриарху боярина Юрия Ромодановского, который заявил: "Царское величество на тебя гневен. Потому и к заутрени не пришел, не велел его ждать и к литургии. Ты пренебрег царское величество и пишешься Великим государем, а у нас один Великий государь - царь. Царское величество почтил тебя, как отца и пастыря, но ты не уразумел. И ныне царское величество повелел сказать тебе, чтобы впредь ты не писался и не назывался Великим государем, и почитать тебя впредь не будет" (Цит. по: Лебедев Л. Москва патриаршая. С. 117).

Никон был человеком резких движений. После литургии он прямо в алтаре написал письмо царю, затем в сильном волнении и слезах обратился к присутствующим: "От сего времени не буду вам патриархом..." - и покинул собор. Через Спасские ворота с клюкой в руке он вышел из Кремля и пешком направился в свое подворье. Трое суток Никон ждал от царя сигнала к примирению, но напрасно. На четвертый день он уехал в Новоиерусалимский монастырь.

Начался долгий период неопределенности. Никон делами церковного управления не занимался, номинально оставаясь патриархом. В 1660 г. церковный Собор признал его виновным в самовольном оставлении патриаршества, невыполнении пастырского долга и постановил избрать нового патриарха. Однако, как оказалось, согласно каноническим правилам, Собор русских епископов не был правомочен решать вопрос о лишении Никона патриаршества, поскольку его избрание было одобрено всеми восточными патриархами.

Организовать новый Собор с участием патриархов Александрийского и Антиохийского удалось лишь в конце 1666 г. Сам царь выступил с обвинениями против Никона. Ему вменялось самовольное оставление кафедры, оскорбление царской власти, Русской церкви и всей паствы. 12 декабря 1666 г. был объявлен приговор: Никона лишили сана патриарха. Как простого монаха, под стражей его отправили в Ферапонтов монастырь.

Церковь при ближайших преемниках Никона (1667-1690)

Собор не ограничился осуждением Никона. Его работа продолжилась до лета 1667 г. Участие в Соборе восточных патриархов придавало особый авторитет принимаемым решениям. Было одобрено исправление старых книг и обрядов; вынесено решение, обязывающее духовенство совершать богослужения по новым книгам; постановления Стоглавого собора 1551 г. признаны недействительными. Собор добился согласия царя на отмену подсудности духовенства светским властям и ликвидацию Монастырского приказа, что, впрочем, было осуществлено лишь 10 лет спустя.

На Соборе продолжилась дискуссия, начавшаяся еще при Никоне, о соотношении духовной и светской власти - "священства" и "царства". Восточные участники Собора предложили компромиссную формулу, соответствующую византийскому идеалу: царь имеет преимущество в гражданских делах, патриарх - в церковных. Но царь не согласился на компромисс, и дискуссия не получила окончательного разрешения.

Таким образом, Собор в значительной своей части осуществил программные задачи, которые ставил Никон. Даже по вопросу о "священстве" и "царстве" русское духовенство заняло прониконовскую позицию.

Патриаршество преемников Никона - Иоасафа (1667-1672) и Питирима (1672-1673) - ничем значительным отмечено не было. Иоасаф, бывший архимандрит Троице-Сергиева монастыря, человек престарелый и тихий, стремился лишь исполнить постановления Собора 1666-1667 гг. Питирим, который в годы опалы Никона вел лишь текущие дела патриаршества, сам на патриаршем престоле пробыл всего несколько месяцев. Его сменил Иоаким (1674-1690).

Пережив внутренние потрясения, связанные с богослужебно-обрядовыми реформами и конфликтом Никона с царем Алексеем Михайловичем, Церковь вошла в последнюю треть XVII в. относительно умиротворенной и консолидированной. За предшествующие десятилетия она обогатилась новыми храмами и монастырями. В 1680-х гг. в стране имелось около 15 тыс. церквей (в том числе более 150 в Сибири) и около 1200 монастырей. В конце века духовенство насчитывало до 100 тыс. человек.

В то же время необходимость укрепления церковной дисциплины, наблюдения за нравственностью духовенства, пресечения еретических движений требовала развития системы церковного управления, приближения ее к приходской жизни. В этой связи дважды - на Соборах 1667 и 1682 гг. - по инициативе царя ставился вопрос об увеличении количества епархий, главным образом за счет разукрупнения существующих, которые в силу их размеров были трудноуправляемы. Однако, поскольку дробление епархий привело бы к ограничению власти правящих архиереев и нанесло бы им материальный ущерб, архиереи и патриарх стремились свести к минимуму такие проекты. К началу XVIII в. насчитывалось всего 23 епархии, тогда как предполагалось образовать 72.

Патриарх Никон как личность и исторический деятель

никон настоятель духовная государственная деятельность

Введение

НАЧАЛО ДУХОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НИКОНА

1 Годы детства и юности

2 Бытность настоятелем Колычевского монастыря, переезд в Москву

3 Пострижение в схимники и игуменство

ЦЕРКОВНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

1 Реформы церкви

2 Первый и второй поместные соборы

3 Государственная деятельность Никона

3.1Начало соперничества царя и патриарха

2 Опала на Никона

4 Прощение новым государем, смерть Никона


Введение

Нет ничего более ошибочного, чем взгляд, будто так называемый патриарший период в истории русской церкви, совпадавший с XVII веком, был эпохой особого могущества и независимости церкви как таковой. Напротив, приобретя новый, более ослепительный, чем раньше, внутренний блеск, церковь превратилась, в сущности, в один из московских приказов.

Все церковное управление, церковные власти, начиная с патриарха, подчинялись царю.

Рассматривая этот факт в совокупности с необходимостью:

укрепления дисциплины, порядка, нравственных устоев духовенства,

введения одинаковой церковной обрядности во всем православном мире,

унификации церковных книг в связи с распространением книгопечатания; можно смело говорить об острой потребности реформирования духовной жизни России XVII века.

Проведение церковной реформы связано с именем патриарха Никона (1605-1681).

Его реформа имела значительные последствия, стала причиной гибели огромного числа людей, в связи с чем ее рассмотрение кажется наиболее важным.

История жизни патриарха и его церковная деятельность были ранее рассмотрены многими авторами, такими как Субботин, Гейден, Каптерев, Никольский.

Но несмотря на довольно высокую степень изученности данного материала, историки так и не пришли к единому мнению по поводу оценки проведенной Никоном реформы.

Для работы над данным рефератом были использованы работа историка Н.М. Никольского «История русской церкви» (1988 г) и современное издание Ф.Ф. Павленкова «Великие россияне» (2004 г). Нужно отметить, что авторы этих книг дают различную оценку преобразований XVII века.

Историк Н.М. Никольский акцентировал свое внимание на отрицательных последствиях реформ Никона, так как проведенные преобразования привели к расколу, огромным человеческим жертвам. Также, по словам историка, при патриархе значительно возросли сборы податей с монастырей, было уничтожено и разорено множество епископий и пустынных мест.

Что же касается Ф.Ф. Павленкова, то он подчеркивает положительное значение деятельности Никона, ведь она, по его мнению, помогла в укреплении и централизации молодого русского государства, сблизила народы России и Прибалтики.

Целью данной работы стало изучение жизни патриарха Никона, а также формирование личной точки зрения на необходимость проведенных им преобразований.

Для достижения поставленной цели в реферате необходимо рассмотреть следующие задачи:

сопоставить различные точки зрения на личность патриарха и выяснить истоки формирования его характера;

изучить начало духовной деятельности Никона;

проанализировать проведенные им церковные и политические преобразования.

1.Начало духовной деятельности Никона

1 Годы детства и юности

В мордовском селе Вельдеманово, в последние дни царствования Федора II Годунова, 24 мая 1605 года у молодого крестьянина Мины родился сын Никита. Мальчик был первенцем у болезненной молодой матери по имени Мариамна, которая вскоре после родов умерла. Первые годы своей жизни малютка провел в избе какой-то Аксиньи, взявшей на себя попечение о ребенке по сердоболию. На пятом или на шестом году мальчик вернулся в дом к отцу. Благодаря относительному равнодушию отца и ненависти появившейся в доме мачехи маленький Никита рос в семье тихим неразговорчивым ребенком, безответным перед побоями и перед попреками.

Местный священник уговорил отца позволить мальчику учиться, и рассудительный мордвин согласился воспользоваться услугами батюшки. Никита выучился читать и писать, книжная премудрость увлекала его все дальше и дальше, и он осыпал своего наставника расспросами до такой степени, что загонял его в тупик.

Проследив за успехами сына и решив, что для крестьянина его Никеша достаточно знает, Мина прекратил учение сына. Мальчик остался дома, и снова началась война с упрямой и ограниченной мачехой. Теперь он стал огрызаться и изыскивать способы избавиться от колотушек. Самым простым из них был уход из дома. Никита так и сделал. Он взял у отца немного денег и на двенадцатом году жизни покинул Вельдеманово. По берегу Волги он дошел до Макарьев-Желтоводского монастыря, где братия приняла его охотно, считая мальчика бездомным и бесприютным сиротой.

Пришелец особенно понравился священнику Арсению, который взялся руководить его образованием. На пятый год пребывания в монастыре Никита узнал о том, что его бабушка лежит при смерти, а мачеха умерла - и возвратился домой. Отец встретил его дружелюбно, однако, несмотря на свои нестарые годы, Мина вскоре после возвращения сына стал хворать и затем умер, не достигнув сорока лет. Никита остался наследником всего крестьянского хозяйства отца, который рассчитывал, что сын не откажется от сохи и не бросит земли-кормилицы.

2 Бытность настоятелем Колычевского монастыря, переезд в Москву

Уступая увещаниям покойного отца и советам соседей, молодой хозяин женился, чтобы иметь в доме хозяйку. Предание указывает, что его женой сделалась бывшая подруга его детских игр, дочь священника колычевского, Настасья Ивановна. Тесть согласился уступить ему свой приход, чтобы самому жить на покое. Никита Минов был поставлен в священники архиепископом Иосифом и в 1625 году назначен в село Колычево.

Молодой настоятель быстро снискал себе уважение: слава о его неподкупности и беспристрастии разнеслась до Нижнего Новгорода, где о нем услыхали московские купцы. Познакомясь лично, купцы стали убеждать Минова перейти к ним и добились его согласия. Вскоре Никита с семьей покинул своей приход и переселился в Москву. Трудно сказать когда, но со временем Никита стал задумываться, скучать и тяготиться своими обязанностями по приходу. Еще более усилилась его нервность после смерти третьего, и последнего, ребенка. Он так повлиял на свою кроткую жену, что та согласилась отказаться от совместной брачной жизни и принять пострижение. Он сам отвез ее в Алексеевский монастырь, где и оставил новоностриженную монахиню Анфису.

3 Пострижение в схимники и игуменство

Покончив так решительно с любимой женой, Никита из всего имущества взял только свою библиотеку, состоящую из духовных книг, и отправился в Соловецкий монастырь. Пострижение произошло в 1635 году, и до 1641 года жизнь нового схимника Никона шла ровно и спокойно, без всяких изменений. Но в 1641 году после сбора подаяний на построение новой церкви разгорелся спор между Никоном и старцем Элеазаром. Корыстолюбивый Элеазар хотел бесконтрольно хранить деньги в ризнице, а прямолинейный Никон добивался, чтобы деньги хранились в особом сохранном месте, «дабы их не отняли лихие люди». Ссоры и перебранки дошли до того, что враги не могли равнодушно смотреть друг на друга. Никон стал серьезно опасаться за свою жизнь, но уступать было не в его правилах, и тогда он задумал бежать от преследований. Какой-то поморский богомолец вызвался помочь ему.

С молитвой покинул Никон обитель, где провел почти семь лет.

Вскоре Никон прибыл на берег озера Коже, среди которого на островках возвышался Кожеозерский монастырь. Здесь он жил отдельно от братии и занял маленький островок, а свободное от богослужения время посвящал рыбной ловле. Молчальничество, благочестие и примерный образ жизни высоко поставили Никона во мнении братии и в 1634 году на место умершего игумена монахи избирают Никона. Около трех лет правил Никон монастырем безмятежно, но в 1646 году он решил отправиться лично за сбором подаяния в Москву; там, по обыкновению своего времени, он должен был явиться на поклон к царю.

Знакомство с царем, окончательный переезд в Москву

Во время знакомства с Никоном царю Алексею Михайловичу пошел восемнадцатый год. Он был чрезвычайно благочестив, любил читать священные книги, ссылаться на них в разговоре и руководиться ими. Никто не мог превзойти его в соблюдении постов. Каждый день Алексей Михайлович посещал церковь, так как считал большим грехом пропустить обедню. Была у него еще одна своеобразная черта: он был крайне пристрастен к церковной и придворной обрядности.

С семнадцатилетним государем игумен знакомится в селе Коломенском. Много видевший и много испытавший за сорок лет своей жизни Никон мог рассказать царю про многое, чего тот не знал; вследствие этого Алексей Михайлович пожелал продолжить эти беседы и просил игумена совсем остаться в Москве. Никон без долгих колебаний согласился на предложение царя. Алексей Михайлович добивается у патриарха Иосифа, чтобы тот посвятил Никона на вакантное место архимандрита Новоспасского монастыря.

Алексей Михайлович приказал Никону ездить к нему во дворец каждую пятницу, и беседы архимандрита западали в душу государя. Как близкий к царю человек, Никон приобрел значение и сделался немаловажной особой при дворе.

Новгородский митрополит Афоний по преклонности своих лет уволился 7 января 1649 года на покой и поселился в Варламиево-Хатынском монастыре. Царь выразил желание видеть митрополитом своего друга Никона. Патриарх стал колебаться, не желая содействовать возвышению человека, в котором уже видел соперника. Тогда 11 марта 1649 года по просьбе царя состоялся обряд рукоположения Новоспасского архимандрита к иерусалимскому патриарху Паисию.

Алексей Михайлович возложил на друга наблюдение не только над церковными делами, но и над мирским управлением.

Духовенство новгородской митрополии было очень недовольно назначением Никона, так как многие уже раньше знали его строгость и взыскательность. Никон сам совершал богослужение с большой точностью, правильностью и торжественностью и требовал того же и от подчиненного ему духовенства. Естественно, что это не нравилось многим.

Созванный в октябре 1649 года Земский собор утвердил «Уложение» - свод из уголовных законов, в который вошли дела об обидах, полицейские распоряжения, правила судопроизводства, правила о вотчинах, поместьях, холопах и крестьянах, права посадских, права всех сословий вообще, определяемые размером бесчестья. «Уложение» впервые на Руси узаконило права государевой власти, обратив в постановление то, что существовало прежде только по обычаю и по произволу. Новгородский митрополит не принимал участия в создании нового законодательства, но пока молчал. Позднее Никон предложил царю перенести мощи митрополита Филиппа из Соловецкого монастыря в Москву, дабы внушить тем самым народу мысль о первенстве церкви.

Венчание на патриаршество

Между тем за время отсутствия митрополита Никона в Москве совершилось важное событие: 15 апреля скончался патриарх Иосиф. Состоялся Духовный собор, все знали желание царя видеть патриархом Никона. Оппозиция была, конечно, ожесточенной, однако никто пока не смел выражать громко своих мыслей, опасаясь гнева самодержанного царя.

Избиратели держались установленных правил и, согласно уставу, назначили двух кандидатов: Никона и его бывшего учителя в Макарьевском монастыре, иеромонаха Антония; жребий пал на Антония, но последний, сознавая свою старческую немощь, отказался от высокой чести. Тогда волей-неволей, скрепя сердце, избиратели стали просить новгородского митрополита. Принимать такое место среди затаенного недовольства без оговорок было немыслимо, и потому Никон стал отказываться. Алексей Михаилович стал умолять его не отказываться от избрания, тогда Никон громко спросил:

Царь, а за ним духовные и светские власти поклялись исполнить его желание, и тогда Никон дал свое согласие на избрание. 25 июля состоялось торжественное венчание на всероссийское патриаршество в присутствии царя, бояр и духовенства.

2. Церковные и политические преобразования

1 Реформы церкви

Приняв на себя огромную власть, Никон поставил основной своей целью реформировать русскую церковь, вернуть ее на путь апостольского служения, поставить духовную власть над светской.

Тем временем в Москву приехал иерусалимский патриарх Паисий и открыто заметил, что в русской церкви он находит немало нововведений, которых не было и нет в восточных церквах. По настоянию Никона, смущенного этими разоблачениями, но не вполне доверявшего греку, келарь Арсений Суханов поехал за справками на Восток. Пока Суханов ездил по Греции, Сирии, Палестине, Египту и Грузии, Москву посетил константинопольский патриарх Афанасий и почти слово в слово повторил обвинения Паисия, особенно относительно двуперстия и произвольного искажения богослужебных книг. Патриарх Иосиф сильно встревожился и не знал, что делать, так как два патриарха обвиняли его чуть ли не в ереси. Быстрая кончина избавила патриарха от душевных страданий.

Переход от патриарха Иосифа к патриарху Никону был очень резок. Последний ясно видел положение русской церкви, дошедшей вследствие национального самомнения и исторической обособленности до состояния, которое восточные ревнители православия прямо называли ересью.

Ревностно и с обычной ему суровой энергией принимаясь за дело достижения единообразия в церковной обрядности, Никон логически должен был сделаться борцом за независимость и верховность своей патриаршей власти.

Новоизбранный патриарх обратил серьезное внимание на коронное исправление текста богослужебных книг. Греческий иеромонах Арсений, сосланный на покаяние в Соловецкий монастырь патриархом Иосифом, заподозрившим его в латинстве, благодаря усердию справщиков был немедленно возвращен Никоном. Проверка текстов снова перешла к нему. В это время возвратился келарь Арсений Суханов и подал царю и патриарху свой отчет о командировке на Восток. Он описал черными красками поведение восточно-православного духовенства и недостаток благоговения при богослужении, но при этом правдиво указал, что на востоке повсеместно употребляется троеперстное крестное знамение и соблюдаются, опять-таки повсеместно, те именно обряды и порядки, в нарушении которых греческие иерархи укоряли русскую церковь.

Никон обращается к Алексею Михайловичу с предложением созвать русский Поместный собор. Царь дал свое согласие и лично присутствовал с боярами на этом соборе. В качестве председательствующего Никон открыл заседание и произнес речь, в которой без стеснения высказал свой взгляд на равенство церковной власти со светской. Высказав свой взгляд на предержащие власти, Никон перешел к предмету исправления книг: последовать ли новым московским печатным книгам, в которых находятся разные несходства и несогласия с древними греческими и славянскими списками, или же руководствоваться древними греческими и славянскими текстами. На этот вопрос последовал такой же ответ, какой давался не раз при прежних патриархах: «Достойно и праведно исправлять, сообразно старым греческим списками». Собор уничтожил колебания патриарха.

Не прошло нескольких дней после закрытия заседаний, как комиссия справщиков книг была отставлена от должности, а дело исправления книг передается в руки образованного иеромонаха Киевского Братского монастыря Епифания Славинецкого. Окружив себя громадным количеством греческих и славянских списков, принялся Славинецкий за исправление текстов; помощниками его были два приехавших с ним земляка - Арсений Сатановский и Данила Птицкий, иеромонах-грек Арсений и другие книгописцы. Протоиерей Иоанн Неронов и Аввакум Петров, пользуясь поддержкой реакционной части боярства, начали проповедовать по Москве, что патриарх поддается наущениям киевлян, зараженных латинской ересью, и допустил к делу уличенного латынщика, грека Арсения

В 1655 году был вновь созван собор, который на этот раз вышел блестящим и представительнейшим: кроме большого числа русских епископов, в Москве были антиохийский патриарх Макарий, сербский патриарх Гавриил и митрополиты Григорий Никейский и Гедеон Молдовла- хииский. Собор постановил продолжать по-прежнему исправление текста богослужебных книг и изменить некоторые стороны богослужебных обрядов.

Нравственно поддержанный постановлениями московских соборов, Никон решительно взялся за очищение русской церкви от всего нанесенного с течением времени невежественным русским духовенством и этим дал возможность своим противникам предстать мучениками, к которым примкнули все те элементы, какие нашлись в обширной России и которые были политически недовольны московскими порядками. Вот почему на первых же порах раскол ярче вспыхнул в пределах бывшей новгородской республики, перекинулся к казацкой вольнице на Дон и Яик, распространился в Сибирь.

В изданном вскоре после второго собора «Служебнике» появилось предисловие, в котором изложены поводы, побудившие патриарха к исправлению богослужебных книг. Этот «Служебник» предписано было рассылать повсюду и немедленно вводить в употребление. В апреле 1656 года был созван третий Поместный собор, на который Никон представил переведенную Арсением с греческого книгу «Скрижаль», заключающую в себе порядок и объяснение литургии и таинств. Собор утвердил «Скрижаль» и еще раз произнес проклятие над двуперстниками.

2.3 Государственная деятельность Никона

«Великий Государь, святейший Никон..» - вот официальный титул, который сам государь употреблял в документах. Этот второй государь был энергичнее, последовательнее и строже добродушного Алексея Михайловича, податливого на лесть и охотно выслушивающего придворные сплетни. Такая строгость сказывалась в преследовании иноземщины и всего противного духу старого православия. Если бояре не терпели патриарха Никона за постоянное вмешательство в мирские дела и за его резкие выходки, то духовенство было просто озлоблено из-за беспощадной строгости архипастыря и неизбежных притеснений его приказных. В противоположность боярам и консервативному духовенству царь Алексей все больше и больше привязывался к своему «собинному другу». Никон, помимо обширного духовного ведомства, принимал деятельное участие в светских делах.

Осложнившиеся в это время политические события также отразили на себе влияние Никона. По его совету Малороссия была принята «под высокую государеву руку» на заседании Земского собора которое открылось 1 октября.

В отсутствие царя, отправлявшегося в поход с войском, Никон был назначен регентом государства. Ничего не могло сделаться в Боярской думе без ведома и благословения великого русского патриарха.

По возвращении Алексея Михайловича освобожденный от забот регенства Никон получил от благодарного царя официальный титул Великого Государя и материальную поддержку для осуществления своего давнишнего желания: создать монастырь на том безлюдном островке Кие, на который был выброшен более двенадцати лет тому назад монах Никон, бежавший с Соловков..

1 Начало соперничества царя и патриарха

Царь Алексей Михайлович пробыл на войне полтора года, которые оставили глубоким след в его характере. Лагерная жизнь приучила царя быть самостоятельнее, он проникся убеждением, что он - верховный властелин земли русской. А суровый и прямодушный Никон, возвысясь до звания патриарха Всероссийского, стремился поставить власть патриарха выше власти царя.

Два государя являлись представителями двух соперничающих начал - теократического и монархического, в связи с чем их разрыв был неизбежен. Сюда присоединились интриги и сплетни людей, которые окружали царя и тяготели к монархизму.

Царь перестал приглашать Никона на официальные торжества и сам отказался от визитов к патриарху. Никону объявили через стольника, что почитать его царь не будет.

июля Никон отслужил в Успенском соборе литургию, после которой объявил о сложении с себя звания патриарха. После чего разоблачился, ушел в ризницу, где написал Алексею Михайловичу письмо, надел мантию и черный клобук, вышел из собора и, опираясь на поповскую палку, отправился па подворье своего Воскресенского монастыря. Здесь он пробыл двое суток, ожидая решения царя или вызова для личных объяснений. Не дождавшись ничего, Никон уехал в любимый Воскресенский монастырь. Вслед за ним в монастырь явился князь Трубецкой с требованием передать управление русской церковью крутицкому митрополиту. Прямодушный старик спокойно дал свое согласие и при этом бил челом о скорейшем избрании ему преемника, чтобы церковь не вдовствовала, не была беспастырной, а в заключение подтвердил, что он сам не желает быть патриархом.

Блюстителъ патриаршего престола, крутицкий митрополит Питирим, считая себя облеченным всеми привилегиями патриарха, перестал поминать имя Никона на заздравных молениях. Пурист в делах веры и православия, Никон восстал против своеволия митрополита и послал из Нового Иерусалима письмо Алексею Михайловичу, в котором осудил поступок Питирима.

Алексей Михайлович поддался наветам бояр и согласился поступить круто: запрещено было общаться с Никоном, все бумаги патриарха в Москве были арестованы, и сам царь прекратил оказывать ему внимание.

Воспользовавшись прекращением дружбы царя с патриархом, бояре принялись травить своего врага, не понимая, что, этим они играют на руку тем элементам, которые враждебны московскому единодержавию.

2 Опала на Никона

февраля 1699 года открылся Поместный собор в Москве, на котором было положено не только избрать нового патриарха, но лишить Никона даже чести архиерейства и священства. Неожиданно появился защитник Никона, иеромонах Славинецкий, толково и ясно доказал, что собор имеет право избрать другого патриарха, но не может лишить Никона архиерейства и священства. Убежденный им Алексей Михайлович решил не утверждать соборных постановлений и обратился к Никону, чтобы он дал свое благословение на избрание нового патриарха. С далекого устья Онеги пришел ответ, в котором, подтверждая свое согласие на выбор архипастыря, Никон заявлял, что если его пригласят в Москву, то он даст свое благословение новоизбранному патриарху, а сам удалится в монастырь. Однако царь по просьбе членов собора позволил строптивому старцу вернуться только в Новый Иерусалим, где Никона ждала другая неприятность: окольничий Боборыкин, у которого была приобретена земля под монастырь, самовольно завладел монастырскими угодьями: завязалась судебная тяжба. Никон написал о крючкотворстве дьяков и бесчинствах Боборыкина гневное письмо царю. Выведенный из терпения молчанием царя, Никон после неправедного решения суда в пользу окольничего проклинает последнею. Боборыкин не испугался проклятия, но решил отомстить за публичное бесчестье: он бросился в Москву и донес, что Никон произнес проклятье на царя. Только в июле 1663 года в Новый Иерусалим явилось целое посольство для переговоров с Никоном: астраханский архиепископ Иосиф, князь Никита Иванович Одоевский, окольничий Родион Семенович Стрешнев, думный дьяк Алмаз Иванов и главный среди них Лигаридес в митрополичьей мантии. Уже при входе Лигаридеса Никон обругал его самоставником, вором и собакой, а затем добавил по адресу всех приехавших: «Привыкли вы тыкаться по государствам да мутить, и у нас того же хотите!» Вокруг монастыря была поставлена стража, и начались допросы относительно проклятия. Все бывшие в церкви во время обряда, совершенного Никоном над Боборыкиным, не показали, чтобы Никон относил проклятие к особе царя. Более того, все показывали, что в этот день в заздравных молениях упоминалось царское имя.

Снова наступило затишье, пока в начале 1664 года не приехал Мелетий, окруженный целой толпой греков и привезший ответы четырех патриархов. Суть их состояла в том, что, по мнению вселенских патриархов, московский патриарх и все духовенство обязаны повиноваться царю и не должны вмешиваться в мирские дела. Не довольствуясь грамотой, привезенной греками, Алексей Михайлович отправляет в Константинополь монаха Савву, владевшего греческим языком.

Через несколько месяцев Савва возвратился из Константинополя. Оказалось, что патриарх Дионисий советовал царю или простить Никона или избрать на его место другого патриарха. Одновременно пришла грамота иерусалимского патриарха Нектария, которой хотя он убедительно советовал царю помириться с Никоном и оказать ему должное повиновение как строителю благодати на основании божественных законов.

Такие отзывы константинопольского и иерусалимского патриархов испортили все дело врагов московского патриарха: можно было опасаться, что дело повернулось бы в пользу Никона. Но красноречивый Лигаридес подал мысль пригласить в Москву трех патриархов на собор для окончательного решения дела о московском патриархе; если окажется невозможным приехать троим, то настаивать, чтобы приехали хотя бы двое. Последнее обстоятельство, очевидно, и составляло основу тайной мысли Лигаридеса: так как Нектарий высказался в пользу Никона, то Мелетий, действуя вне контроля, должен был обойти его приглашением, а настаивать на приезде Макария Антиохийского и Паисия Александрийского, образ мыслей которых и податливость сильным мира сего были хорошо известны Лигаридесу и Мелетию. Алексей Михайлович согласился с доводами коварного грека, и Мелетий, облеченный официальным полномочием, отправился на Восток.

Никон понял, вероятно, тайный умысел загадочно услужливого Лигаридеса и сообразил серьезность надвигающейся грозы в образе суда вселенских патриархов. Желая избежать на старости лет позора, Никон решился написать письмо царю. Получив письмо, написанное в необычном для Никона мягком тоне, Алексей Михайлович серьезно призадумался над пошлой травлей, которая велась с его ведома и одобрения шестой год. В царе шевельнулось желание закончить все эти препирательства мирным путем, и он высказал в кругу приближенных намерение помириться с честным и прямодушным стариком. Долго не думая, Никита Зюзин, горячо любивший опального митрополита, написал Никону, будто царь желает, чтобы патриарх неожиданно явился в Москву, не показывая, однако, вида, что царь его звалУтомленный старик дался в обман преданному боярину, тем более что такие фокусы были во вкусе царя.

декабря 1664 года, сопровождаемый монахами своего монастыря, Никон приехал рано утром в Кремль и неожиданно вошел в Успенский собор. Самовольный приезд Никона вызвал в памяти Алексея Михайловича образ непреклонного и энергичного патриарха, начавшего с ним борьбу из-за первенства в государстве. Царь послал Лигаридеса с двумя епископами прогнать Никона, но без насилия.

На этот раз энергия покинула Никона. Он понял, что его подвели, обманули и одурачили. Покорно склонив седую голову, старик приложился к образам и вышел из собора без возражений. Тяжелый нравственный удар, поразивший патриарха, отнял у него мужество и стойкость, с которыми он боролся против врагов. Зная хорошо греческое продажное духовенство, он справедливо опасался предстоящего суда.

Тем временем посольство Мелетия увенчалось успехом, какого так желал Лигаридес: Дионисий Константинопольский и Нектарий Иерусалимский отказались ехать в Москву, а Макарий Антиохийский и Паисий Александрийский согласились, заручившись полномочиями от первых двух.

ноября 1666 года часть московского духовенства встретила патриархов. Как земляк вселенских патриархов Лигаридес сделался докладчиком по делу Никона и составил род обвинительного акта против московского патриарха. Основываясь на этом акте, составленном бойко и обдуманно, патриархи заранее были предубеждены против Никона.

ноября псковский архиепископ Арсений, спасский архимандрит Сергий из Ярославля и спасо-евфимиевский игумен Павел из Суздаля приехали в Новый Иерусалим звать Никона в Москву на открывшийся Поместный собор.

Три заседания тянулась эта нравственная пытка Никона, которого назойливо допрашивали по поводу каждой сплетни, выдуманной на него досужими болтунами. 5 декабря окончилось разбирательство, и на вопрос Паисия: «Чего достоин Никон?» был получен ответ: «Да будет отлучен и лишен священнодействия».

декабря в небольшой церкви Благовещения в Чудовом монастыре собрались судьи-патриархи и члены собора. Вскоре привели Никона. Сначала Лигаридес прочитал по-гречески окончательно отредактированный приговор, потом рязанский митрополит Илларион прочитал то же самое по-русски. В приговоре обвиняли низложенного патриарха, главным образом, за то, что произносил хулы: на государя, называя его латино-мудренником, мучителем и обидчиком; на всех бояр; на русскую церковь, говоря, будто она впала в латинские догматы; а в особенности, на митрополита Паисия Лигаридеса

Ссылка Никона совпала с началом крестьянской войны под предводительством Степана Разина. Знаменитый Степан Разин говорил, что он везет с собою патриарха Никона с целью восстановить его на московском патриаршем престоле, и этим усиливал свое обаяние.

4 Прощение новым государем, смерть Никона

января 1670 года Алексей Михайлович скончался, и на престол вступил старший сын его от Марьи Ильиничны, Федор Алексеевич. Вступив на престол, набожный Федор Алексеевич первым делом послал Федора Абрамовича Лопухина, будущего тестя Петра Великого, к Никону с дарами и вестью о кончине отца; вместе с тем, согласно воле отца, выраженной в духовном завещании, он приказал просить прощения, выказывая этим явно, что, вопреки приговору вселенских патриархов, он считает Никона патриархом на покое, а не старцем Никоном. Федор Алексеевич своей властью облегчил положение Никона и не велел его стеснять; затем предложил патриарху Иоакиму перевести изгнанника в любимый его Новый Иерусалим. К тому времени Никон с трудом владел ногами вследствие болезни и истомления, трудно переносимого в его годы. Везде по пути встречался народ, инстинктивно сознававший, что безвинно пострадавшему старику наконец-то оказана справедливость: все встречали патриарха Никона, а не простого монаха, все почтительно просили архипастырского благословения и радушно приносили все нужное путешественнику.

августа струг отплыл от монастыря. День уже склонялся к вечеру, и в Ярославле начали благовестить к вечерне; в это время Никон немного ободрился, оглянулся на веселый берег, залитый народом, и начал оправлять себе волосы, бороду и одежду, как бы готовясь войти в город. Архимандрит Никита понял, что наступает торжественная минута для маститого старца, и начал читать отходную. Никон потянулся на постели, сложил руки на груди и тихо угас, прожив 76 с небольшим лет.

Тело Никона по приказу царя было доставлено и Новый Иерусалим, где митрополит Корнилий совершил 26 августа погребение, поминая Никона патриархом Московским и Всея Руси; царь поцеловал руку покойного. Отпевание состоялось в Успенской церкви, а погребение произошло в церкви Иоанна Предтечи на том месте, где Никон давно уже завешал похоронить себя и собственными руками выкопал могилу.

Заключение

В данной работе был рассмотрен вопрос о личности патриарха Никона и его государственной деятельности.

Анализируя изученный материал, можно отметить, что оценка личности патриарха была довольно противоречивой. Так, Н.М. Никольский упоминал о его гордыне и жестокости, а также о том, что «при Никоне у дворян и боярских людей стало похвальным слово «Бей попа, что собаку, лишь бы жив был». А Ф.Ф. Павленков наряду с упоминанием о хладнокровии и прямолинейности Никона говорил, что он всегда был добр к бедным и обиженным, заботился о них. Как бы то ни было, причины формирования характера патриарха кроются в его тяжелом детстве, равнодушии отца и издевательствах мачехи. А ведь именно эти обстоятельства привели в последствии к началу духовной деятельности патриарха.

В результате рассмотрения духовной деятельности Никона становится явным его упорное стремление к значительному усовершенствованию церкви на Руси путем освобождения ее от подчинения государству. Он хотел исправить церковь посредством проведения в ней строгого единовластия патриарха, не зависящего от царя, и посредством возвышения священства над царством. На первых порах своего патриаршества Никон как будто имел успех; он был постоянным советником царя в государственных делах, управлял за царя, когда тот уходил из Москвы в походы. Но все это влияние Никона опиралось не на какие - либо перемены в положении церкви по отношению к государству, а просто на личное доверие к Никону царя.

Однако Никон, по мысли царя и при полном его одобрении, предпринял и провел другую реформу, имевшую объединительный характер. Ее сущность заключалась в установлении единообразия в богослужебных чинах.

Изучив проведенные Никоном церковные и политические реформы, можно сказать о том, что их оценка не может быть вполне однозначной. Эти реформы как, наверно, и любые другие, имели и положительные и отрицательные последствия.

Проведенные в условиях массового народного недовольства, они вызвали протест со стороны части бояр и иерархов церкви, которые боялись, что перемены в церкви подорвут ее авторитет в народе. В русской церкви произошел раскол на приверженцев старого и нового порядков.

Преобразования патриарха спровоцировали также и вооруженное сопротивление сторонников старой веры, привели к многочисленным актам самосожжения старообрядцев, ссылкам и проклятию церковных служащих, гонениям на еретиков и иноземцев.

Таким образом, после изучения состояния русской церкви во время патриаршества Никона стала очевидной необходимость реформирования духовной жизни страны. Острая потребность в преобразованиях во многом оправдывала жесткие действия патриарха. Однако невозможно оценить, чего больше - вреда или пользы - принесла его государственная деятельность.

Как бы то ни было, спустя 40 лет после смерти Никона,14 февраля 1721 года царь Петр I бес стеснения уничтожил навсегда сан патриарха, учредив вместо него Святейший правительствующий синод.

Список использованной литературы

1.Великие россияне / Биографическая библиотека Ф. Павленкова. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. - 639с.

2.История русской церкви. Кн.6 / Макарий Митрополит Московский и Коломенский - Издательство Спасо-Преображенско монастыря, 1996. - 707с.

.Никольский, Н.М. История русской церкви / Н.М. Никольский. - М.: Издательство политической литературы, 1988. - 445с.

.Энциклопедический словарь. Христианство. Т.2. Гл. ред. С.С. Аверинцев (и др.). - М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1995. - 670с.

.Энциклопедия православной святости. Т.2. - М.: «ЛИК-ПРЕСС», 1997 г. - 319с.

Патриарх Никон, один из самых известных и могучих деятелей русской истории, родился в мае 1605 г. в селе Вельеманове близ Нижнего Новгорода в семье крестьянина Мины и был наречен при крещении Никитой. Мать его умерла вскоре после рождения. Отец женился во второй раз. Злонравная мачеха превратила жизнь мальчика в настоящий ад: морила его голодом, колотила почем зря и несколько раз даже пыталась убить. Когда Никита подрос, отец отдал его учиться грамоте. Выучившись читать, Никита захотел изведать всю мудрость Божественного писания, которое, по тогдашнему строю понятий, было важнейшим предметом. Он удалился в монастырь Макария Желтоводского, нашел какого-то ученого старца и прилежно занялся чтением священных книг. Вскоре один за другим умерли его мачеха, отец и бабка. Оставшись единственным хозяином в доме, Никита женился, но его неудержимо влекли к себе церковь и богослужение. Будучи человеком грамотным и начитанным, он начал искать себе места и вскоре был посвящен в приходские священники. Ему тогда было не более 20 лет от роду. От жены он имел троих детей, но все они умерли один, за другим еще в малолетстве. Это обстоятельство сильно потрясло впечатлительного Никиту. Он принял смерть детей за небесное указание, повелевающее ему отрешиться от мира, и решил удалиться в монастырь. Жену он уговорил постричься в московском Алексеевском монастыре, дал за нею вклад, оставил ей денег на содержание, а сам ушел на Белое море и постригся в Анзерском ските под именем Никона. Ему было тогда 30 лет.

Житие в Анзерском ските было трудное. Братия, которой было не более двенадцати человек, жила в отдельных избах, раскинутых по острову, и только по субботам вечером сходилась в церковь. Богослужение продолжалось целую ночь; братия выслушивали весь псалтырь; с наступлением дня совершалась литургия, потом все расходились по своим избам. Над всеми был начальный старец по имени Елеазар. Некоторое время Никон покорно подчинялся ему, но потом между ними начались ссоры и несогласия. Тогда Никон перебрался в Кожеозерскую пустынь; находившуюся на островах Кожеозера, и по бедности отдал в монастырь (туда не принимали без вклада) свои последние богослужебные книги. По своему характеру Никон не любил жить с братией и предпочитал свободное уединение. Он поселился на особом острове и занимался там рыбной ловлей. Спустя немного времени тамошняя братия избрала его своим игуменом. На третий год после своего подавления, а именно в 1646 г., он отправился в Москву и здесь явился с поклоном к молодому царю Алексею Михайловичу, как вообще в то время являлись с поклонами царям настоятели всех монастырей. Алексею до такой степени понравился кожоозерский игумен, что он тотчас велел ему остаться в Москве, по царскому желанию, патриарх Иосиф посвятил его в сан архимандрита Новоспасского монастыря. Место это было особенно важно, и архимандрит этого монастыря скорее, чем другие, мог приблизиться к государю: здесь была родовая усыпальница Романовых; набожный царь часто приезжал туда молиться за упокой своих предков и давал на монастырь щедрое балование. Во время каждой из таких поездок Алексей подолгу беседовал с Никоном и чувствовал к нему все более расположения. Известно, что Алексей Михайлович принадлежал разряду таких людей, которые не могут жить без сердечной дружбы, и легко привязывался к людям. Он велел Никону каждую пятницу ездить к нему во дворец. Беседы с архимандритом западали ему в душу. Никон, пользуясь расположением государя, стал просить его за утесненных и за обиженных. Алексей Михайлович дал ему поручение принимать просьбы от всех тех, которые искали царского милосердия и управы на неправду судей. Никон отнесся к этому поручению очень серьезно, с большим тщанием исследовал все жалобы и вскоре приобрел славу доброго защитника и всеобщую любовь в Москве Патриарх Никон. 100 великих россиян / под ред. В.С.Иванова, М., Просвещение, 2005 - С.125.

В 1648 г. скончался новгородский митрополит Афанасий. Царь, избирая ему преемника, предпочел всем другим своего любимца, и бывший тогда в Москве иерусалимский патриарх Паисий по царскому желанию рукоположил Новоспасского архимандрита в сан новгородского митрополита. Этот сан был вторым по значению в русской иерархии после патриаршего. Сделавшись новгородским владыкой, Никон впервые показал свой суровый властолюбивый нрав. Тогда же он сделал первые шаги к исправлению богослужения. В те годы церковная служба отправлялась на Руси нелепо: боясь пропустить что-нибудь из установленного ритуала, в церкви для скорости разом читали и пели в два-три голоса разное: дьячок читал, дьякон говорил ектению, а священник возгласы, так что слушающим ничего нельзя было понять Никон велел прекратить этот обычай, не взирая на то, что его распоряжение не понравилось ни духовным, ни мирянам: с установлением правильного порядка службы удлинялось богослужение, а многие русские того века, хотя и считали необходимым бывать в церкви, не любили оставаться там долго. Для благочиния Никон заимствовал киевское пение. Каждую зиму он приезжал в Москву со своими певчими, от которых царь был в искреннем восторге.

В 1650 г. во время новгородского бунта горожане показали сильную нелюбовь к своему митрополиту: когда тот вышел уговаривать мятежников, Его принялись бить и закидывать камнями, так что едва не забили до смерти. Никон, однако, просил царя не гневаться на виновных. В 1652 г. после смерти патриарха Иосифа духовный собор в угоду царю избрал Никона патриархом.

Никон упорно отказывался от этой чести до тех пор, пока сам царь в Успенском соборе на виду бояр и народа не поклонился Никону в ноги и не умолил его со, слезами принять патриарший сан. Но и тогда он посчитал нужным обговорить свое согласие особым условием. «Будут ли меня почитать как архипастыря и отца верховного, и дадут ли мне устроить Церковь?» -- спросил Никон. Царь, а за ним власти духовный и бояре поклялись в этом. Только после этого Никон согласился принять сан.

Просьба Никона не была пустой формальностью. Он занял патриарший престол, имея в голове сложившуюся систему взглядов на Церковь и государство и с твердым намерением придать русскому православию новое, не виданное прежде значение. Вопреки явно обозначившейся с середины XVII века тенденции к расширению прерогатив государственной власти за счет церковной (что должно было, в конце концов, привести к поглощению Церкви государством), Никон был горячим проповедником симфонии властей. В его представлении светская и духовная сферы жизни ни в коей мере не смешивались друг с другом, а напротив -- должны были сохранять, каждая в своей области, полную самостоятельность. Патриарх в религиозных и церковных вопросах должен был стать таким же неограниченным властителем, как царь в мирских. В предисловии к служебнику 1655 г. Никон писал, что Бог даровал России «два великих дара» -- царя и патриарха, которыми все строится как в Церкви, так и в государстве. Впрочем, и на светскую власть он смотрел через призму духовной; отводя ей только второе место. Архиерейство он сравнивал с солнцем, а царство -- с месяцем и пояснял это тем, что церковная власть светит душам, а царская - телу. Царь, по его понятиям, был призван от Бога удержать царство от грядущего антихриста, и для этого ему надлежало снискать Божию благодать. Никон, как патриарх, должен был стать учителем и наставником царя, ибо, по его мысли, государство не могло пребывать без высших, регулирующих его деятельность, церковных идей.

Вследствие всех этих соображений Никон без малейшего смущения, как должное принял огромную власть, которую Алексей Михайлович охотно предоставил ему в первые годы его патриаршества. Сила и влияние Никона в это время были огромны. Отправляясь в 1654 г. на войну в Малороссию, Алексей Михайлович доверил патриарху свою семью, столицу и поручил ему наблюдение за правосудием и ходом дел в приказах. Во время двухлетнего отсутствия царя Никон, официально принявший титул великого государя, единолично управляя всеми государственными делами, причем знатнейшие бояре, ведавшие различными государственными приказами, должны были ежедневно являться к нему со своими докладами. Нередко Никон заставлял бояр долго ждать своего приема на крыльце, хотя бы в это время был сильный холод; принижая их, он выслушивал доклады, стоя, не сажая докладчиков, и заставлял их делать ему земной поклон. Все боялись патриарха -- ничего важного не делалось без его совета и благословения.

В церковных делах Никон был таким же неограниченным самовластием, как в государственных. В соответствие со своими высокими представлениями о значении Церкви о жизни общества, он принимал строгие меры к поднятию дисциплины духовенства. Он всерьез хотел сделать из Москвы религиозную столицу, подлинный «третий Рим» для всех православных народов. Но чтобы Русская Церковь отвечала своему назначению, они должна была стать в уровень с веком относительно просвещения. Никон очень старался о повышении культурного уровня духовенства: он завел библиотеку с сочинениями греческих и римских классиков, мощной рукой насаждал школы, устраивал типографии, выписывал киевских ученых для перевода книг, устраивал школы художественной иконописи и наряду с этим заботился о благолепии богослужения. Вместе с тем он стремился восстановить полное согласие русской церковной службы с греческой, уничтожая все обрядовые особенности, которыми первая отличалась от второй. Это была застарелая проблема -- о ней уже несколько десятилетий вели разговоры, но никак не могли приступить к ее разрешению. Дело на само деле было очень сложным. Испокон веков русские православные пребывали в полной уверенности, что сохраняют христианское богослужение в полной и первозданной чистоте, точно таким, каким оно было установлено отцами церкви. Однако восточные иерархи, все чаще наезжавшие в Москву в XVII веке, стали укоризненно указывать русским церковным пастырям на многочисленные несообразности русского богослужения, могущие расстроить согласие между поместными православными церквами. В русских богослужебных книгах они замечали многочисленные разночтения с греческими. Отсюда возникала мысль о вкравшихся в эти книги ошибках и о необходимости найти и узаконить единообразный правильный текст.

В 1653 г. Никон собрал с этой целью духовный собор русских иерархов, архимандритов, игуменов и протопопов. Царь со своими боярами присутствовал на его заседаниях. Обратившись к собравшимся; Никон прежде всего привел грамоты вселенских патриархов на учреждение московского патриаршества (как известно, это произошло при царе Федоре Ивановиче в самом конце XVI века). Патриархи указывали в этих грамотах на некоторые отклонения в русском богослужении от тех норм, что установились в Греции и других восточных православных странах. После этого Никон сказал: «Надлежит нам исправить как можно лучше все нововведения в церковных чинах, расходящиеся с древними славянскими книгами. Я прошу решения, как поступать: последовать ли новым московским печатным книгам, в которых от неискусных переводчиков и переписчиков находятся разные несходства и несогласия с древними греческими к славянскими списками, а прямее сказать, ошибки, -- или же руководствоваться древним, греческим и славянским текстом, так как они оба представляют один и тот же чин и устав?» На этот вопрос собор дал ответ: «Достойно и праведно исправлять, сообразно старым харатейным и греческим, спискам» Колминский В.Н. История русской церкви. - М., Знание, 1998 - С. 289.

Никон поручил исправление книг киевскому монаху книжнику Епифа-нию Славинецкому и греку Арсению. Всем монастырям было дано указание собирать старые харатейные списки и присылать их в Москву. Арсений, не жалея издержек, привез с Афона до пятисот рукописей, из которых некоторым приписывали глубокую древность. Вскоре собрали новый собор, на котором было постановлено, что отныне следует креститься тремя, а не двумя перстами, а на тех, кто крестится двумя перстами, было возложено проклятие. Затем был издан новый служебник с исправленным текстом, тщательно сверенным с греческим. В апреле 1656 г. созвали новый собор, утвердивший все внесенные изменения. Впрочем, уже здесь явились ярые противники реформы, с которыми Никон начал непримиримую борьбу: их лишили сана и сослали. Протопоп Аввакум, самый яростный противник нововведений, был отправлен вместе с женой и семьей, в Даурию. Но оказалось, что это были только первые признаки неповиновения. Когда новые богослужебные книги вместе со строгим приказом креститься тремя перстами дошли до местных священников, ропот поднялся сразу во многих местах. В самом деле, кроме того, что двоеперстие заменилось троеперстием, все богослужебные чины стали короче, причем оказались выброшенными многие песнопения и формулы, которым придавался особенный магический смысл. Литургия вся была переделана, хождение на крестных ходах установлено против солнца, имя Исус исправлено в Иисус. Подвергся правке даже текст символа веры. В то время, когда обрядовой стороне религии придавалось огромное значение, такая перемена не могла показаться пустым делом. Многие рядовые монахи и попы пришли к убеждению, что прежнюю православную веру пытаются заменить другой. Новые книги отказывались принимать к действию и служили по старым. Соловецкий монастырь, исключая немногих старцев, одним из первых воспротивился этому нововведению. Его пример придал силы противникам Никона.

Патриарх обрушил на ослушников жестокие репрессии. В ответ со всех сторон к царю пошли жалобы на своеволие и лютость патриарха, его гордыню и своекорыстие. Он мог, например, дать приказ собрать со всех церквей Московского государства 500 голов лошадей и преспокойно разослать их по своим вотчинам; он ввел новый оклад патриаршей пошлины, повысив ее до таких пределов, что, по свидетельству одного челобитчика, «татарским абызам жить гораздо лучше», помимо этого Никон требовал экстренных взносов на затеянную им постройку Нового Иерусалима и других монастырей. О его гордом и жестоком обращении с клириками, приезжавшими в Москву, ходили негодующие рассказы -- для него ничего не стоило посадить священника на цепь за какую-нибудь незначительную небрежность в исполнении своих обязанностей мучить его в тюрьме или сослать куда-нибудь на нищенскую жизнь.

Возле Алексея Михайловича также было много бояр -- недругов Никона. Они негодовали на патриарха за то, что он постоянно вмешивался в мирские дела, и твердили в один голос, что царской власти уже не слыхать, что посланцев патриарших боятся больше, чем царских, что великий государь патриарх не довольствуется уже равенством власти с великим государем царем, но стремится превысить ее, вступает во все царские дела, памяти указные и приказы от себя посылает, дела всякие без указа государя из приказов берет, многих людей обижает. Усилия недоброжелателей не остались тщетны: не ссорясь открыто с Никоном, Алексей Михайлович начал постепенно отдаляться от патриарха. По мягкости характера он долго не решался на прямое объяснение, однако на место прежней дружбы пришли натянутость и холодность.

Летом 1658 г. наступила уже явная размолвка -- царь несколько раз не пригласил патриарха на придворные праздники и сам не присутствовал на его богослужениях. Потом он послал к нему своего спальника князя Ромодановского с повелением, чтобы Никон больше не писался великим государем. Уязвленный этим Никон отрекся от патриаршей кафедры, вероятно, рассчитывая, что кроткий и набожный царь испугается и поспешит примириться с первосвятителем. Отслужив литургию в Успенском соборе, он снял с себя мантию и ушел пешком на подворье Воскресенского монастыря. Там он пробыл два дня, быть может ожидая, что царь позовет его; или захочет с ним объясниться, но Алексей хранил молчание. Тогда Никон, будто забыв о патриаршестве, стал деятельно заниматься каменными постройками в Воскресенском монастыре: копал пруды, разводил рыбу; строил мельницы, рассаживал сады и расчищал леса, во всем показывая пример рабочим и трудясь наравне с ними.

С отъездом Никона в Русской Церкви наступила смута. Вместо ушедшего со своего престола патриарха следовало избрать нового. Но поведение Никона не допускало этого. По прошествии некоторого времени он уже раскаивался в своем поспешном удалении и опять стал предъявлять претензии на патриаршество. «Я оставил святейший престол в Москве своею волею, -- говорил он, -- московским не зовусь и никогда зваться не буду; но патриаршества я не оставлял, и благодать Святого Духа от меня не отнята». Эти заявления Никона сильно смутили царя и должны были смутить многих, даже и не врагов Никона: теперь нельзя было приступить к избранию нового патриарха, не решив вопроса: в каком отношении он будет находиться к старому? Для рассмотрения этой проблемы в 1660 г. был созван собор русского духовенства. Большинство архиереев были против Никона и постановили лишить его сана, но меньшинство доказывало, что поместный собор не имеет такой власти над патриархом. Царь Алексей согласился с доводами меньшинства, и Никон сохранил сан. Но это так запутало дело, что оно могло быть разрешено только международным советом.

В начале 1666 г. в Москве собрался «великий собор», на котором присутствовало два греческих патриарха (Александрийский и Антиохийский) и 30 архиереев, русских и греческих, от всех главных церквей православного востока. Суд над Никоном длился более полугода. Собор сначала ознакомился с делом в его отсутствие. Затем призвали самого Никона, чтобы выслушать его объяснения и оправдания. Никон сначала не хотел являться на судилище, не признавая над собой власти александрийского и антиохийского патриархов, потом, в декабре 1666 г., все же приехал в Москву, но держал себя гордо и неуступчиво: вступал в споры с обвинителями и самим царем, который в слезах и волнении жаловался собору на многолетние провинности патриарха. Собор единогласно осудил Никона, лишил его патриаршего сана и священства. Обращенный в простого инока, он был сослан в Ферапонтов монастырь близ Белого озера. Здесь его несколько лет содержали с большой строгостью, почти как узника, но в 1671 г. Алексей велел снять стражу и позволил Никону жить без всякого стеснения. Тогда Никон отчасти примирился со своей судьбой, принимал от царя содержание и подарки, завел собственное хозяйство, читал книги и лечил больных. С годами он стал постепенно слабеть умом и телом, его стали занимать мелкие дрязги: он ссорился с монахами, постоянно был недоволен, ругался без толку и писал царю доносы. После смерти в 1676 г. Алексея Михайловича положение Никона ухудшилось -- его перевели в Кирилло-Белозерский монастырь под надзор двух старцев, которые должны были постоянно жить с ним в келий и никого к нему не пускать. Только в 1681 г., уже тяжелобольного и дряхлого, Никона выпустили из заточения. По дороге в Москву на берегу Которосли он умер. Тело его привезли в Воскресенский монастырь и там похоронили. Царь Федор Алексеевич присутствовал при этом.

Никоновские преобразования оказали сильное влияние на общество. Следствие их стал великий раскол в Русской Православной Церкви, который быстро, словно пожар, распространился по всей России. К расколу как к знамени примкнули все недовольные светскими и духовными властями. Многие десятилетия эта жестокая религиозная и социальная распря оставалась главным мотивом внутренней русской истории Патриарх Никон. 100 великих россиян / под ред. В.С.Иванова, М., Просвещение, 2005 - С.205.