Религия в ливане и их политическое значение в стране. Ливан: религия и политика - конфессиональная система Высший законодательный орган



План:

    Введение
  • 1 Конфессии
    • 1.1 Список официально признанных религиозных общин
  • 2 Примерная статистика
  • 3 Мусульмане
  • 4 Христиане
  • 5 Другие религии
  • Примечания

Введение

Расселение религиозных групп по территории Ливана.

Религия в Ливане играет огромную роль во всех сферах жизни общества. Даже политическая устройство республики основано на конфессионализме, предполагающем организацию государственной власти в соответствии с делением общества на религиозные общины.

Ливан выделяется чрезвычайным религиозным разнообразием. Это единственное арабское государство, во главе которого (Президент Ливанской Республики), согласно Конституции, находится христианин (маронит). Премьер-министр - мусульманин-суннит. Спикер парламента - мусульманин-шиит.

В Ливане существует множество различных религиозных общин. Разделение и соперничество между ними насчитывает не менее 15-ти веков и остаётся очень важным фактором и сегодня. Принципы мирного сосуществования мало изменились с VII в., но имели место и случаи этнических чисток (самый недавний в течение Ливанской гражданской войны), которые повлекли за собой значительные изменения политической карты страны.


1. Конфессии

Ливан имеет самый большой процент христианского населения из арабских стран. И христианство, и ислам в Ливане представлены в виде множества разнообразных конфессий. Наиболее крупными общинами являются: суннитская, шиитская и маронитская. Любая статистика является весьма спорной, поскольку каждая религиозная община заинтересована в завышении числа своих приверженцев. Важно, что несмотря на споры о процентном соотношении конфессий, религиозные лидеры избегают проведения новой всеобщей переписи населения, из-за опасения, что это может вызвать новый виток межконфессиональных конфликтов. Последняя официальная перепись населения была проведена в 1932 году.

Религия традиционно является главным фактором в разделении ливанского населения. Разделение государственной власти между общинами и предоставление религиозным авторитетам судебной власти восходит к временам, когда Ливан входил в состав Османской империи. Эта практика была продолжена в течение французского мандата, когда христианским общинам были предоставлены привилегии. Эта система управления, хотя и является компромиссной, всегда вызывала напряженность в ливанской политике.

Считается, что христианское население с конца 1930-х гг. не имеет большинства в Ливане, однако лидеры республики не хотят менять баланс политической власти. Лидеры мусульманских общин требуют увеличить их представительство в органах власти, что вызывает постоянную межконфессиональную напряжённость, привёвшую к ожесточённому конфликту в 1958 году (последовала американская военная интервенция) и к многолетней гражданской войне в 1975-1990 гг.

Баланс власти был слегка изменён Национальным пактом 1943 года, в котором политическая власть была распределена между религиозными общинами в соответствии с переписью 1932 года. Суннитская элита к тому времени стала более влиятельной, однако в системе власти продолжили преобладать христиане-марониты. В дальнейшем межконфессиональный баланс во власти был снова изменён в пользу мусульман. Мусульмане-шииты (сейчас это крупнейшая община) тогда увеличили представительство в госаппарате и обязательное христианско-мусульманское представительство в Парламенте было изменено от 6:5 до 1:1.

Конституция Ливанской Республики официально признаёт 18 религиозных общин, которые являются основными игроками в ливанской политике. Они имеют право управлять семейным правом в соответствии с их традициями. Важно, что эти общины являются неоднородными и внутри них существует политическая борьба.


1.1. Список официально признанных религиозных общин

  • Алавиты
  • Исмаилиты
  • Сунниты
  • Шииты
  • Друзы
  • Армяно-григориане
  • Армяно-католики
  • Ассирийская церковь Востока
  • Халдейская католическая церковь
  • Копты
  • Христиане-евангелисты (включая баптистов и адвентистов седьмого дня)
  • Грекокатолики
  • Православные
  • Марониты
  • Римско-католическая церковь
  • Сирийская католическая церковь
  • Сирийская православная церковь
  • Иудаисты

2. Примерная статистика

По данным CIA World Factbook

Другие религии: 1,3 %.


3. Мусульмане

На данный момент в Ливане существует консенсус, что мусульмане составляют большинство населения республики. Наибольшей религиозной общиной страны является шиитская. Второй по численности - суннитская. Друзы, несмотря на небольшое количество, также имеют значительное влияние.

4. Христиане

Марониты - крупнейшая христианская община Ливана. Она имеет давнюю связь с Римско-католической церковью, но имеет своего патриарха, литургию и обычаи. Традиционно марониты имеют хорошие отношения с Западным миром, особенно с Францией и Ватиканом. Они до сих пор главенствуют в ливанском правительстве. Президент Ливана всегда выбирается из числа маронитов. Их влияние в последнее время уменьшается. Во время оккупации Ливана Сирией, она помогала суннитам и другим мусульманским общинам и оказывала сопротивление многим маронитам. Марониты в основном расселены в сельских районах, в значительной концентрации проживают в Ливанских горах и в Бейруте.

Греко-православные - вторая по численности христианская община. Она меньше связана с западными странами, чем марониты. Греко-православная церковь существует во многих странах арабского мира и её последователи нередко замечены в проарабских и просирийских настроениях.


5. Другие религии

Остатки очень маленького иудаистского населения традиционно сконцентрированы в Бейруте. Оно было больше - большинство евреев покинуло страну после Шестидневной войны в 1967 году.


Примечания

скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 12.07.11 07:51:30
Похожие рефераты:

Религия всегда занимала ключевые позиции в государственном устройстве мировых держав. Но если в странах Запада уже на протяжении многих десятилетий религия стремительно теряет свое влияние на все процессы, происходящие в структуре общества, то на Востоке невозможно представить себе такого отделения государства от религиозных верований. Особенно самобытен в этом плане Ливан. Религия в этой стране прочно связана со всеми политическими процессами и напрямую влияет на законодательную ветвь власти. Многие ученые называют Ливию "лоскутным одеялом", которое соткано из разных конфессий и религиозных течений.

Если не вникать в подробности и рассматривать религиозный вопрос с точки зрения сухих фактов, то, согласно последним данным, среди населения в Ливане около шестидесяти процентов мусульман, тридцать девять процентов христиан, и только чуть более одного процента ливанцев исповедуют иные религии.

Кажется, что данная картина практически ничем не отличается от привычной расстановки сил в Но религия Ливана на самом деле являет собой гораздо более сложную и многослойную структуру, о которой стоит поговорить более подробно.

Ливан, религия: исторические предпосылки формирования многоконфессионального государства

Несмотря на то что религиозных течений в стране удивительно много, население на девяносто процентов состоит из арабов. Остальные десять процентов - пестрый ковер из греков, персов, армян и других национальностей. Эти различия никогда не мешали населению Ливана мирно сосуществовать, тем более что все они имеют один и тот же язык. Многие ливанцы отлично владеют французским и хорошо образованы. Все это позволило создать особенное государство, в котором соблюдаются права представителей всех религиозных конфессий.

Стоит отметить, что терпимость к инаковерию всегда присутствовала у ливанцев в крови. Изначально многие жители страны относили себя к язычникам. На всей территории Ливана историки находят многочисленные алтари и храмы, посвященные различным культам. Самыми распространенными являлись божества, пришедшие из Эллады. Многочисленные завоевания Ливии мусульманами и европейскими христианами не смогли изменить культурных традиций страны. Каждый раз новая религия накладывалась на прошлые верования и успешно ассимилировалась в культуру Ливана. В итоге население страны могло придерживаться абсолютно любой религии, которая больше соответствовала предпочтениям той либо иной общины.

К середине двадцатого века религия в Ливане проникла во все сферы жизни населения и, можно сказать, сформировала систему политического устройства, не имеющую аналогов нигде в мире. Большинство политиков считают, что своей долговечностью и продуктивностью политическая модель страны обязана тесной взаимосвязи, которую можно представить как симбиоз "культура Ливана - религия Ливана". Она обеспечивает взаимодействие между собой всех конфессий и принятие законодательных актов, учитывающих интересы всех религиозных общин.

Религиозные конфессии Ливана

Мусульмане и христиане в стране не составляют единую структуру. Каждая религия разбита на многочисленные течения, представленные своими религиозными лидерами, руководящими общинами.

К примеру, мусульмане представлены в основном Они составляют влиятельное большинство, также среди мусульман можно выделить алавитов и друзов. Христиане Ливана исповедуют особое направление, они называют себя маронитами. Это религиозное течение возникло в конце пятнадцатого века, его последователи проживали в гористой местности и тщательно охраняли свою самобытность на протяжении многих веков. Даже влияние Ватикана не сумело сломить маронитов, они сохранили свои традиции и ритуалы. Помимо маронитов в стране живут православные, католики, протестанты и яковиты. Довольно много среди христиан представителей армянской церкви.

Конфессиональная система управления страной

Как мы уже выяснили, нет другой такой многообразной страны, как Ливан. Религия, точнее, ее многообразие, заставило многочисленные общины искать пути для взаимодействия и компромиссов. В итоге 1943 религиозных лидера Ливана подписали "Национальный пакт", который определял систему политического устройства страны как конфессионализм. Согласно этому документу, каждая конфессия должна иметь влияние на принятие законов, поэтому количество мест в парламенте строго регламентировано для каждого религиозного течения.

Многие политологи считают, что данная система рано или поздно погубит Ливан. Религия, по мнению специалистов, не может существенно влиять на внешнюю и внутреннюю политику государства. Но пока опасения и прогнозы политологов не оправдываются, конфессионализм прочно вошел в жизнь обычных ливанцев.

Как религия влияет на распределение мест в парламенте Ливана?

По решению лидеров религиозных общин, посты главных лиц государства должны занимать члены самых многочисленных конфессий (согласно последней переписи населения). Поэтому сейчас в Ливане президентом является маронит, а должности премьер-министра и председателя парламента отданы суннитам и шиитам. В парламенте христиане и мусульмане должны иметь по шестьдесят четыре места. Это обеспечивает равенство всех течений, ничьи интересы не остаются без внимания при рассмотрении новых законов.

Ливан: официальная религия

После всего услышанного у вас может возникнуть вопрос об официальной религии Ливана. Какова она на самом деле? Ответ на данный вопрос является самой яркой и удивительной характеристикой страны: в Ливане нет официальной религии. Хотя на законодательном уровне закреплено, что государство не относится к разряду светских.

Вот и выходит, что в стране, где религиозные конфессии занимают столь важное место, никто так и не определил официальной религии.

Существование множества различных религиозных общин является основной характеристикой ливанского общества. По данным за 2004 год, мусульмане составляют 59,7 %, христиане — 39 %, другие религии исповедуют 1,3 % населения.

Исторически население Ливана с древнейших времён придерживалось религии семи народов Ханаана (семитское язычество). В торговых центрах строились крупные культовые сооружения. В Тире был распространён культ Мель-карта (Геракла Тирского, согласно Геродоту), причём эта посвятительная религия (mystery religion) распространилась во многих финикийских колониях и не перестала существовать в адаптированной форме и в эллинистический период. Тирский культурный герой совершал путешествие в подземный мир и затем воскресал вместе со всей природой весной. Его почитали как изобретателя всех ремёсел, торговли, счета, мореплавания. После распространения христианства, в период догматических споров, между древними религиозными представлениями и официальной религией Византии усилились противоречия. Средиземноморские культы в различных формах сохранились и после исламского завоевания. Хотя первоначально арабы проводили на завоёванных территориях политику полного разрыва с предшествующими традициями, позднее мусульманские правители обратились к античному наследию. В XI-XII веках в период крестовых походов с ним смогли соприкоснуться и крестоносцы, которые заимствовали многие учения древнего мира в арабской передаче.

В период османского владычества на территории Ливана была проведена попытка повторной исламизации, в результате которой сформировалась система закрытых этноконфессиональных сообществ, существующая и по сей день.

В Ливане не существует официальной государственной религии, но в конституции нет указаний на то, что Ливан — светское государство. Скорее наоборот, ещё со времён принятия «Национального пакта» 1943 года конфессионализм закреплён в качестве основного принципа государственного устройства. Согласно этому принципу, президентом республики является маронит, премьер-министром — суннит, председателем парламента—шиит. Состав парламента также определяется по конфессиональному принципу: христиане и мусульмане должны иметь равное количество мест (по 64). У суннитов и шиитов по 27 мест, у друзов — 8, у алавитов — 2. У христиан 23 места принадлежит маронитам, а остальные распределяются между представителями православной, католической, протестантской и армянской церквями.

После заключения Таифских соглашений (1989 год) и внесения в 1990 году поправок в конституцию заявлено, что «основной национальной задачей является отмена конфессиональной системы, для реализации которой необходимо совместное претворение в жизнь поэтапного плана» (Преамбула конституции).

Формирование ливанского государства и общества является уникальным процессом. На территории Ливана одна этническая общность — ливанские арабы — образовала множество религиозных общин. Одновременно в стране сложились множественные христианские общины: маронитов, православных, католиков, армян, яковитов, греко-католиков. Подобная сложная конфессиональная структура ливанского общества обусловила государственное устройство современного Ливана. Наряду с институтами и учреждениями парламентской республики в стране складывались кланово-корпоративные структуры на основе местных религиозных общин, способных в той или иной мере влиять на принятие политических решений в стране.

В результате в Ливане сложилась система конфессионализма, закреплённая в писанных и неписанных, основанных на традициях и обычаях законах. В частности, распределение государственных постов и мест в парламенте определялось необходимостью справедливого представительства существующих в стране религиозных общин. У различных общин складывались отличные подходы к развитию страны. Так, марониты стремились к созданию христианского государства и поддерживали сохранение влияния Франции. Тогда как сунниты выступали за укрепление связей с арабскими странами. Антиизраильские настроения особенно сильны среди шиитской части населения.

На сегодняшний день большинство населения Ливана считает себя мусульманами — 59,7 % населения, включая шиитов-двунадесятников, алавитов, друзов и исмаилитов. Точную численность некоторых мусульманских сект установить сложно из-за религиозной практики сокрытия вероисповедания (такыйя). Христианское население — 39 % населения (марониты, армяне, православные, мелкиты, яковиты, римо-католики, греко-католики, копты, протестанты и др.). Менее 2 % населения составляют приверженцы иных религиозных конфессий, в том числе иудеи.

Как корни дерева питаются глубиной почвы, так и культура Ливана питается древностью веков. Ливанская культура известна своей литературой, музыкой, архитектурой, традиционной кухней и. конечно же, фестивалями. Сегодня она очень близка к европейской.

Религия Ливана

Практически на 100 % арабская страна , на удивление сочетает в себе одновременно несколько религий. Религия Ливана состоит из 57 % мусульман (основная часть шииты и сунниты, небольшая доля друзов), и 43 % христиан (марониты и православные христиане).


Экономика Ливана

Торговые и культурные связи, как с арабскими, так и с европейскими странами определили предпосылки для становления торговли ка одного из основных секторов экономики. В целом же одна из немногих в государствах Азии , половину дохода которой составляют прибыли от сферы обслуживания и торговли.

Бейрут еще называют Восточной Швейцарией, сюда долгие годы стекались потоки денежных средств от продажи нефти со Среднего Востока. Ливан со своей банковской системой в большей степени привлекателен для крупных капиталов, так как там до сих пор сохраняется конфиденциальность вкладов, и размер оных и то, откуда они поступают, не привлекает особого внимания.


Наука Ливана

Уровень образования в Ливане принято считать одним из лучших среди стран Ближнего Востока. Модель образования сродни французской. Наука Ливана координируется в университетах Национальным ливанским советом по научным исследованиям. Некоторые высшие учебные заведения имеют уже более чем столетнюю историю.


Искусство Ливана

Лаконичное переплетение старинного и новаторского делает неподражаемым и самобытным. Балет, опера, джаз, классическая музыка, фольклор, современная и религиозная музыка соседствуют на разнообразных фестивалях, которые постоянно проводятся в городах страны . Бейрут изобилует большим количеством театров, которые имеют разнообразнейшую направленность.


Кухня Ливана

Как и в культуре, в кулинарных предпочтениях прослеживается сплетение европейской и арабской. Кухня Ливана предлагает очень много блюд из тушеного мяса, рубленого мяса и фарша, а также овощей, злаков, молока, зелени и т.д. Важной особенностью является использование местного хлеба «лаваша» вместо вилки. Знаменитая закуска «меззе» состоит из порядка тридцати наименований изделий холодного и горячего приготовления. География Ливана и его история сделали страну известным винным регионом. Также Ливан родина абсцента – традиционного напитка творческой богемы. После запрета его производства, пользуется большой популярностью анисовая водка.


Обычаи и традиции Ливана

Как и в любой Восточной стране, местное население очень гостеприимно и дружелюбно, однако не стоит забывать, что ливанцы в своей повседневной жизни придерживаются определенных традиций и норм поведения. Обычаи и традиции Ливана очень интересно и ярко выражены в ливанских свадьбах. Молодоженов посыпают рисом и лепестками цветов с пожеланиями счастья. Не следует отказываться от предложения выпить кофе, это может быть расценено как оскорбление. В разговоре следует избегать политических и этнических тем. Посещение местных мечетей предусматривает необходимость снять обувь перед входом в храм, женщинам также необходимо покрыть голову.


Спорт Ливана

Народ Ливана очень спортивный. Спорт Ливана представлен баскетболом, плаванием, бегом, теннисом и верховой ездой. В республике масса аквацентров, где можно напрокат воспользоваться водными лыжами, скутером и даже парашютом.