Китайские шахматы на доске го. Шахматные школы мира

Китай прочно утвердился на пьедестале не только в производстве товаров любого самого разного профиля, но и закрепился в числе лидеров на международной спортивной арене. И шахматы, не исключение.

Интересный факт, что в Китае до 1956 года шахматы не были спортивной дисциплиной. А первый, официальный шахматный турнир состоялся в том же году в Пекине, и собрал всего 6 (!) игроков. Годом спустя участников стало 22 из 10 провинций. В это время шахматный мир разыгрывал очередное звание сильнейшего шахматиста планеты между Михаилом Ботвинником и Василием Смысловым. Как же так получилось, что Китай был отрезан от всего мира и шахматы мягко говоря были не популярны? Все довольно просто. В Китае были популярны другие виды шахмат, называемые Сянци и Го. Шахматная ассоциация была создана как второстепенный филиал в Китайской ассоциации Сянци (Xianqqi), и стала независимой чуть более 30ти лет назад в 1986 году. Шахматы были запрещены в течении первых восьми лет Культурной революции (1966-1976), и впервые Китай выступил на международной арене лишь в 1976 году. До введения запрета на игру в шахматы, китайская сборная сыграла 4 матча со сборной советского союза, но не оказала серьезного сопротивления советской шахматной державе, уступив во всех поединках. Дело сдвинулось с мертвой точки, и классические шахматы начали с каждым годом завоевывать место под солнцем. Первый международный турнир состоялся в 1980 году. Шахматы стали поддерживаться Национальным комитетом по спорту который начал финансировать древнюю игру. Стали появляться спонсоры и меценаты, которые вкладывали большие средства в популяризацию и развитие шахматной школы в Китае.

Когда мы говорим о шахматной школе в Китае, нельзя не упомянуть Лю Вэнзе(Liu Wenzhe), которого считают основателем современной китайской школы шахмат. Он выиграл национальный чемпионат в 1980 и 1982 годах и был назначен на должность главного национального тренера в 1986 году. Под его опекой команда женской китайской сборной выиграла золото на шахматной Олимпиаде 1998 и повторила успех в 2000 и 2002 годах. Лю был первым международным мастером по шахматам, и первым, кто обыграл западного гроссмейстера. В блестящем атакующем стиле разгромил одного из сильнейших шахматистов того времени, голландского гроссмейстера Яна Хейна Доннера. Партия завершилась в 20 ходов красивой жертвой ферзя.

Лю Вэнзе (2200) — GM Ян Хейн Доннер (2490)

Буэнос-Айрес, 1978

1.e4 d6 2. d4 Nf6 3. Nc3 g6 4. Be2 Bg7 5. g4 h6 6. h3 c5 7. d5 OO 8. h4 e6

9. g5 hxg5 10. hxg5 Ne8 11. Qd3 exd5 12. Nxd5 Nc6 13. Qg3 Be6 14. Qh4 f5 15. Qh7 + Kf7

Ход белых.

16. Qxg6!! + Kxg6 17. Bh5 + Kh7 18. Bf7 + Bh6 19. g6 + Kg7 20. Bxh6 + 1-0

Так же Лю Вэнзе (Liu Wenzhe) написал книгу «Китайская шахматная школа» (Chinese School of Chess) в которой поделился с читателями своим мнением о подъеме популярности шахмат в своей стране. Эта книга совсем не похожа на большинство шахматных книг. И стиль изложения, и материал необычны. Вензе пытается показать разницу китайского мышления с западным мышления, используя шахматы в качестве фона. Особенно интересна глава «Происхождение и природа шахмат». ». Вензе связывает шахматы (и другие настольные игры) с Книгой Перемен (I Цзин), полагая, что эти игры являются проявлениями китайского взгляда на вселенную. Много в ней и китайской философии. Книга до сих пор популярна в Китае.

В настоящее время в Китае шахматы вышли на первое место по популярности, обогнав Го и Санци. А 10 лучших китайских шахматистов, входят в 100 лучших шахматистов мира по рейтингу ФИДЕ. Кружок шахмат есть во многих детских садах, а в образовательных школах шахматы включены как обязательный урок.

Тренер по шахматам,

Мастер ФИДЕ Андрей Черенков

В 11 веке Сыма Гуан, знаменитый историк и первый министр правителя династии Южная Сун изобрел новую игру. Игру он назвал «Состязание семи государств». Название Qiguo Xiangqi (七國象戲) можно перевести и как военный театр семи государств. На доске для Го размещались семь армий, иллюстрировавших эпоху Сражающихся царств. Позже ученый Пэй Циси нашел запись правил этой игры и вырезал их на деревянных блоках для оттиска на бумаге. Так в 13 веке появилась первое издание правил этой игры.

Каждая армия включает в себя следующие фигуры:

1 Правитель — ходит как ферзь в шахматах.
1 Генерал — ходит как ладья
1 Офицер — ходит как слон.
1 Дипломат — ходит как ферзь, но не может бить другие фигуры, как и не может быть захвачен сам.
1 Катапульта — ходит как ладья, но захватывают фигуры только, если между ней и атакуемой фигурой стоит одна фигура, своя или чужая.
1 Лучник — ходит как ферзь, но только на четыре шага. Не может прыгать через фигуры.
1 Арбалетчик — ходит как ферзь, но только на 5 шагов. Не может прыгать через фигуры.
2 Мечника — ходят на один шаг по диагонали.
4 Тяжелых мечника — ходят на один шаг по вертикали или горизонтали.
4 Конника — ходят на четыре шага: 1 по прямой линии и три по диагонали. Не может прыгать через фигуры.

Дипломат стоит во главе армии, а правитель между генералом и офицером на первой линии. Генерал слева, а офицер справа (красная армия) По мнению автора правил игры 13 века, они имеют следующую ценность: лучник, арбалетчик, мечник и тяжелый мечник 1; конник 2; катапульта 3; офицер 4; генерал 5.

Расположение армий соответствует географии Древнего Китая.

Цинь — белая армия

Янь — черная армия

Чжао — фиолетовая армия

Вэй — зеленая армия

Ци — синяя армия

Хань — оранжевая армия

Чу — красная армия.

В центре стоит император угасающей династии Чжоу. Он не участвует в игре и не может быть захвачен. Побеждает же в игре тот, кто захватит в плен большее число войск противников.

Если игроков семь, то каждый играет за одно царство. Если играет шестеро, то один берет Цинь и второе царство в альянс. При пяти игроках второй альянс — Чу и второе царство. Если играет вчетвером, то создается третий альянс — царство Ци с другим свободным царством. Если играют втроем, то Цинь берет в альянс два царства.

Если же играет 7 человек, то альянсы устанавливаются между игроками в ходе игры. Союзные царства управляются игроками самостоятельно. Но каждый должен принести присягу: «Если одно из царств погибнет, то только вследствие моей беспечности!» Альянс нельзя отменить до конца игры. Если игрок вынуждает своего союзника напасть на укрепленную позицию противника, то он должен выпить кубок вина или пива в наказание.

Ходы делаются против часовой стрелки. Первый ход делает западное царство Цинь — белые. Перехаживать нельзя. Отмена хода может быть разрешена по взаимной договоренности и сопровождаться штрафом — кубком вина. Если игрок нападает на своего союзника, то вся армия союзника проигрывает и снимается с доски.

Игрок побеждает другое царство, захватив правителя. Также царство можно победить, захватив у него более десяти фигур. Если же игрок сам потеряет больше десяти фигур, то его армия снимается с доски.

В конце игры побеждает тот, кто захватил больше всего фигур. Победитель выпивает специально приготовленное вино,затем его пьют проигравшие. Если при этом игрок взял в плен двух правителей или более 30 фигур, то он объявляется гегемоном. Все остальные царства признают его власть и пьют по второму кругу.

Наверное, называть эту древнюю и мудрую игру “китайскими шахматами” также нелепо, как называть нарды – персидскими шахматами. Вернее будет предположить, что сами китайцы для адаптации и популяризации в западном мире Сянци обозначают ее в англоязычном варианте как “Китайские шахматы” (Chinese Chess).

На сегодняшний день Сянци самая популярная в мире игра . В нее играют не только жители Китая, но и Тайваня, Таиланда, Сингапура, Вьетнама, Гонконга, Малайзии, Филиппин… А население этих стран, как известно, составляет более 20% от всех жителей Земли. Так что можно с уверенностью заявить, что в Сянци играет больше людей, чем в любые другие разновидности шахмат – ведь число играющих в Сянци хотя бы от случая к случаю не меньше 500 миллионов человек.

В последние годы игра Сянци становится все более популярной во всем Мире. Постоянно проводятся Азиатские (региональные) и Международные соревнования. Репортажи о этих соревнованиях во множестве можно найти в Интернете.

Сянци - неотъемлемая часть китайской жизни, в этой игре отразилась история Китая и менталитет китайцев, и потому без знакомства с сянци познание Китая будет неполным.

Существует две теории происхождения этой игры:

В пользу теорий первой группы говорит то, что у сянци есть ряд общих черт с шатранджем (арабо-персидскими шахматами), ведущим свое происхождение от чатуранги - древнеиндийской шахматной игры.

Однако известно, что еще в глубокой древности, задолго до появления чатуранги (а это произошло в V веке) в Китае были настольные логические игры (в частности, игра под названием «ЛюБо»), черты которых можно проследить в сянци. Первое надежное упоминание о сянци датируется VIII веком.

Согласно современным исследованиям игра Сянцы появилась из древней игры ЛюБо 3500 лет назад . В первоначальном варианте ЛюБо каждый игрок имел только 6 фигур: 1 генерала и 5 пешек. Количество ходов определялось с помощью кубика. В последствии, игра трансформировалась. Пройдя через множество названий, лишившись кубика, но получив несколько фигур, к XII веку игра превратилась в подобие современных Сянци.

(1134 – 256 г.г.д.н.э.) в описании игры ЛюБо уже встречаются три понятия: Чжоу (Zhuo), Ци (Qi) и Цзюй (Ju).

Чжоу (Zhuo) – это игральная кость , она сделана из бамбука (точно такие же бамбуковые кости применяются в Китае и поныне в игре в кости). Эти кости использовались для того, чтобы определить количество шагов фигуры – Ци (Qi). Сами фигуры Ци делались из слоновой кости, поэтому уже тогда встречается называние этой игры, как Xiang Qi – Сянци, что означает “фигура из слоновой кости”. В те времена среди частей Ци имелся один генерал и пять воинов (пешек). Цзюй (Ju) – это прямоугольное поле битвы или попросту доска для игры.

Правила игры ЛюБо

Согласно правилам игры ЛюБо нужно было захватить генерала противника . В современной Сянци также как и в ЛюБо есть один генерала и пять пешек, и победа обеспечивается завоеванием генерала. Отличие же от ЛюБо в том, что ходы современной Сянци не определяются бросанием кости. Сянци также содержит большее количество фигур.

В сянци, как и в европейских шахматах, доска имеет 64 квадрата, у каждого игрока 16 фигур, из которых одна является главной, и с ее гибелью партия проиграна.

Первое правило Сянцы – Цель игры состоит в том, чтобы нанести поражение противнику или поставить его в безвыходное положение. Это считается выполненным если:

А. Король противника находится под шахом так, что не имеет никакого законного хода, чтобы выйти из под этого шаха.
В. Заведение в тупик вашего противника так, чтобы он не имел никакого законного хода, то есть ни одна из оставшихся у противника фигур не может выполнить ход – и это не ничья, а ваша полная победа!

Пат в Сянци – не ничья, попавшему в пат засчитывается поражение. Целый ряд игровых окончаний в Сянци построен на выигрыше патом.

Второе правило – Красные всегда ходят первыми.

Третье правило – Нельзя давать вечный шах с повторением позиции более трех раз подряд. Дающему такой шах в четвертый раз засчитывается поражение. При этом атакуемая сторона не обязана менять ходы, более того, четвертое повторение принесет ей победу.
Нельзя давать повторяющийся шах, прерываемый ходом, подготовляющим мат на следующем ходу.

Метропόлитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art) - один из крупнейших и четвёртый по посещаемости художественный музей мира. Расположен в Нью-Йорке, США. Музей существует на средства спонсоров и дарителей при небольшой государственной поддержке.

История музея

Музей был основан в 1870 году группой американских бизнесменов и почитателей искусства (the Union League Club of New York). Он впервые открылся для публики 20 февраля 1872 года. Первым президентом стал Джон Тейлор Джонстон, а исполнительным директором - издатель Джордж Палмер Путнэм. Входными билетами ранее служили маленькие круглые разноцветные значки, на каждый день свой цвет (последние годы до отмены цвет каждый день выбирался случайно из 16 вариантов). Значки можно прикрепить к одежде и взять с собой на память, что и делало бесчисленное количество туристов, да и сами жители Нью-Йорка. В 2013-м году музей перестал использовать металлические значки и перешёл на наклейки.

Здание музея

В своё нынешнее здание по адресу Пятая авеню, дом №1000, спроектированное в неоготическом стиле американскими архитекторами Калвертом Во и Джейкобом Молдом, музей переехал в 1880 году.

Коллекция музея

В основу музея легли три частные коллекции - 174 произведения европейской живописи, среди которых были произведения Халса, Ван Дейка, Тьеполо и Пуссена. Коллекция быстро росла, после смерти Джона Кенсетта во владения музея перешли 38 полотен из его частного собрания. Но только в XX веке музей получил мировую известность. В 1907 году музей приобрёл свою первую картину Огюста Ренуара. Сегодня Метрополитен по праву гордится своей коллекцией импрессионистов и постимпрессионистов. В 1943 году музей получил по завещанию Мейтленд Ф. Григгс две панели кассоне Либерале да Верона (в том числе знаменитых «Шахматистов») на сюжет любовной истории из неотождествлённого рыцарского романа. К 1979 году Метрополитен имел в своей коллекции пять из менее чем 40 полотен, принадлежащих кисти Вермеера. Собрание египетского искусства считается одним из наиболее полных и представительных в мире. Сегодня в постоянной коллекции находится более двух миллионов произведений искусства. В Метрополитене находится довольно много коллекций разного типа. Чрезвычайно велика коллекция гравюр. Некоторые известные гравюры находятся здесь в нескольких экземплярах и различных вариантах (например, «Игра в китайские шахматы» (1741-1763) - офорт британского гравёра Джона Инграма по рисунку французского художника Франсуа Буше, который изображает китайскую национальную игру в сянци (кит. 象棋, пиньинь xiàngqí)). Среди крупных коллекций фотографий, например, работы Уолкера Эванса, Дианы Арбюс, Альфреда Стиглица и других. В апреле 2013 года коллекционер Леонард Лаудер пожертвовал музею свою коллекцию из 78 произведений кубизма, в том числе 33 работы Пикассо. Каждый год музей публикует «Ежегодный отчёт», в котором перечисляются новые приобретения. Музей также издаёт The Metropolitan Museum of Art Bulletin.

Если вы посетите Китай и решите посмотреть на жизнь простых китайцев, то вам обязательно попадется вот такая картина.

Мужчины увлеченно играют в настольную игру по внешнему виду напоминающую… шашки. Да, да именно ШАШКИ, но вы ошибаетесь, эта игра шахматного типа. Перед нами классическое противостояние двух армий из фигур разного ранга.


Многие европейские исследователи называют эту игру КИТАЙСКИЕ ШАХМАТЫ, что по моему мнению не совсем верно. Это - СЯНЦИ, китайская шахматная игра, имеющая многовековую историю и неповторимую самобытность.
Западные исследователи обычно рассматривают сянци как одну из ветвей развития класса игр, корнем которой является шатуранга (чатуранга). По данной версии считается, что шатуранга (чатуранга) - общий предок всех известных сейчас игр шахматного типа. Продвигаясь на запад, шатуранга (чатуранга) породила арабский шатрандж, ставший предком современных классических шахмат. Распространяясь на восток и попав в Китай, шатуранга (чатуранга), а возможно даже уже шатрандж, видоизменились в соответствии с китайскими традициями и превратились в сянци.
Вот как описывает возникновение и замысел игры Роберт Белл в своей книге: «Шатрандж в новой форме претерпел значительные изменения, и уже слоны, всадники, пехотинцы, пушка с боевыми колесницами вели борьбу за пленение вражеского генерала. Каждая армия располагала крепостью, сидя в которой генерал и его мандарины вынашивали свои планы. Для выигрыша партии необходимо было штурмом взять крепость неприятеля. Между двумя армиями протекала река, которую тяжелогруженные слоны не могли преодолеть. Другие легкие фигуры свободно форсировали ее».
Китайские исследователи категорически не согласны с теорией происхождения СЯНЦИ от шатуранги (чатуранги). Опираясь на документы, самые старые из которых датируются эпохой Хань, они утверждают, что игра, ставшая предком СЯНЦИ, появилась в древнем Китае около 3500 лет назад и первоначально называлась ЛЮБО. В этой игре также передвигали по доске фишки, среди которых были пешки и генерал, имеющие различные правила хода, но для определения хода пользовались игральными костями, таким образом, внося в игру элемент случайности. Точно также как и прародителем шатуранги (чатуранги) была игра ТААЯМ. Позже от костей отказались, получив игру ГЭУИЛИ САЙЧЖАН.
В эпоху Тан правила игры были видоизменены, а разнообразие фигур увеличено, что и привело к появлению правил СЯНЦИ, близких к современным. Вполне определённо доказано, что в VIII веке в Китае СЯНЦИ существовали, в них играли двое игроков, кости уже не использовались, а набор фигур соответствовал набору фигур шатуранги (чатуранги) - генерал (король), конь, слон, колесница (ладья) и солдаты (пешки).
Итак рассмотрим саму игру.
Доска для игры в СЯНЦИ состоит из двух половинок с квадратами 8 на 4, которые разделены пространством шириной в один квадрат, известным как РЕКА (или ПРУД). Каждая половина доски имеет четыре квадрата, отмеченные диагоналями, образованный таким образом квадрат из девяти точек представляет собой КРЕПОСТЬ (ЗАМОК). При игре фигуры размещаются на пересечениях линий, а не в самих квадратах. Поэтому доска рассматривается как одно большое пространство из точек в количестве 9 на 10.

В классической игре фигуры представляют собой круглые диски одного размера. На верхней стороне фигуры написано ее значение. Обычно надписи делаются красным и зеленым (иногда черным) цветом. При написании равнозначных фигур используются различные китайские иероглифы их обозначающие, так например если бы на одних фигурах надписи были на английском языке, а на других - на немецком.
На игровой доске в СЯНЦИ представлены следующие фигуры (с учетом правил их движения во время хода):
ГЕНЕРАЛ за «зеленых» («черных»)/ МАРШАЛ за красных - фигура аналогичная шахматному КОРОЛЮ, его потеря означает проигрыш игрока в партии. Может передвигаться на одну точку в вертикальном или горизонтальном направлении, но в своих перемещениях ограничен девятью точками своей крепости (замка). Генералы не могут смотреть лицом к лицу друг на друга (когда по вертикальной линии между ними нет фигур), в этом случае в ответ на ход, освободивший линию, генерал может атаковать через все поле и убить вражеского генерала своим «взглядом» (очень забавное правило с восточным колоритом, сразу на ум приходят кадры из китайских исторических фильмов с пронзительными взглядами актеров, играющих роль каких-нибудь генералов).
ГУБЕРНАТОР за «зеленых» («черных»)/ МАНДАРИН за красных - фигура может перемещаться на одну точку по диагонали, но они также ограничены в своих действиях пределами крепости, т.е. пятью точками, отмеченными жирными линиями.
СЛОН за «зеленых» («черных»)/ МИНИСТР за красных - фигура может ходить по диагонали только на одну следующую точку, кроме этого фигура не может пересекать реку (пруд) и вторгаться на территорию противника.
ВСАДНИК/ КОНЬ - фигура может передвигаться на одну точку по вертикали или горизонтали с последующим перемещением на точку по диагонали. В отличие от шахматного коня, конь в сянци является обычной линейной фигурой - при ходе он не «перепрыгивает» с исходного пункта на конечный, а перемещается в плоскости доски, сначала по горизонтали или вертикали, а затем по диагонали. Если на промежуточной точке хода коня стоит своя фигура или фигура противника, то она блокирует соответствующий ход.
КОЛЕСНИЦА/ ЛАДЬЯ - аналог шахматной ладьи, может передвигаться на любое расстояние по вертикали или горизонтали.
КАТАПУЛЬТА за «зеленых» («черных»)/ ПУШКА за красных - может ходить как шахматная ладья. Захватывает фигуры противника только в том случае, если между ней и атакуемой фигурой будет находиться какая-нибудь третья фигура, называемая экраном.
ВОИН/ ПЕШКА - на своей половине доски может ходить только вертикально на одну точку вперед, на территории противника может передвигаться на одну точку вперед или вбок. При достижении задней линии соперника, может передвигаться только по горизонтали. Способностью превращения в другие фигуры, как в шахматах, не обладает.

Цель игры - объявить МАТ вражескому генералу или добиться патовой ситуации. При этом игрок не может давать вечный шах, он должен варьировать свои ходы.
Генерал находится под шахом при следующих условиях:
- будучи атакован любой фигурой, он может быть пленен при следующем ходе, если не принять меры к отражению атаки на него;
- когда генералы противостоят друг другу на одной вертикали и между ними нет никакой фигур (тот самый пронзительный взгляд).
При объявлении шаха генералу возможно три ответа:
- атакующая генерала фигура может быть взята фигурой противника;
- генерал может уйти из-под шаха;
- шах можно отвратить, используя «специфические» правила хода фигур (например, добавить/убрать экран перед пушкой, парировать/заблокировать всадника).
К сожалению в нашей стране и в Европе СЯНЦИ не смогли добиться большой популярности, хотя это самая популярная игра в Китае (игра есть практически в каждом доме). Но этому есть объективные причины:
Во-первых, чтобы разбираться в самих фигурах необходимо хотя бы на начальном уровне разбираться в китайских иероглифах и уметь читать символы, обозначенные на них.
Во-вторых, практически отсутствует переводная профессиональная литература по данной тематике (разнородные статьи, включая эту) не дадут полного проникновения в мир этой увлекательной игры.
Сейчас много делается для популяризации этой игры, например можно приобрести вот такой набор с фигурами, близкими к шахматным.

Или вот такой сувенирный набор игры в СЯНЦИ в этническом стиле

Перед написанием этой статьи лично «перешерстил» просторы различных маркетов и нашел несколько замечательных симуляторов игры в СЯНЦИ для IOS и Android, чтобы получить представление о ней.
Ради интереса предлагаю и вам ввести в поисковике «xianqi», «xianci» или «сянци», чтобы попробовать себя в этой игре.
Надеюсь, с учетом возрастающего взаимодействия России и Китая, на русском языке начнёт появляться больше литературы не только по истории этой игры, но и с разъяснениями правил и примерами партий.