Общество как система основные признаки общества. Основные параметры, признаки общества как социальной системы

Понятие «общество» рассматривается в двух основных аспектах. Первый предполагает его философское объяснение. В этом аспекте общество называют обособившейся от природы частью материального мира, которая представляет форму исторического развития и жизнедеятельности людей.

В истории, культурологии и социологии обычно рассматривается общество как система, конкретный социальный организм (американское, английское, итальянское и т.д.) или определённый этап истории человечества (родовое, капиталистическое и т.д.).

Возникновение общества разными философами и учеными исторически трактовалось по-разному. Сегодня признается, что социум детерминируется и на уровне социальных общностей, и на уровне индивидов. Именно это и делает возможным говорить о как система", со своими подсистемами и составными, структурными элементами.

Основной элемент любого общества - личность (социально развитый человек). Подсистемы его жизни - это общественная, экономическая, политическая, социальная и духовная сферы, которые тесно переплетены между собой и находятся во взаимодействии. Общество как система может существовать как раз благодаря этому взаимодействию.

Помимо крупных подсистем в социуме выделяются и более мелкие звенья, например, различные общности. К ним можно отнести классы, этнические общности, семьи, социальные группы, различные коллективы и т.д., взаимодействие которых принято называть

Группы с устойчивыми отношениями между ними складываются в общественную структуру. У их членов есть общие признаки. Это могут быть родственные отношения, общее происхождение, этнические признаки, общие мировоззренческие (религиозные) установки, и другие. диктует человеку нормы поведения, прививает ценностные ориентации, воспитывает уровень соответствующих притязаний.

Система общества поддерживается с помощью - устойчивых способов удовлетворения социальных потребностей людей. Главный из них - государство, являющееся для человека гарантом законности, безопасности, порядка и защиты. В свою очередь человек для государства - один из участников и налогоплательщик.

В ходе исторического развития общества происходят изменения в его структуре, принципах, на которых оно основано. Одни типы групп теряют значение, другие появляются. В результате поддерживается постоянная социальная целостность.

Современные представления о обществе основаны на системном подходе. Люди связаны между собой общей деятельностью, которая направлена на достижение общих целей. Важнейшая характеристика социума - его целостность, существующая несмотря на сложные иерархически выстроенные отношения.

Общество - это система, которая успешно воспроизводит себя с течением времени и сменой поколений. Механизм воспроизводства основан на существующих устойчивых отношениях, которые являются практически самостоятельными по отношению к его отдельным элементам и структурным звеньям.

Социум также характеризуется открытостью, что означает его способность обмена с окружающей природной средой, энергией, веществом и информацией. При этом общество, безусловно, обладает гораздо более высокой степенью организации по сравнению с окружающей его средой. Оно нацелено на постоянное удовлетворение собственных потребностей, что свидетельствует об эффективности его функционирования.

Общество как система обладает единством, целостностью и стабильностью, которые обеспечивают адекватное функционирование в различных сферах, всех системах и подсистемах.

Признаки общества как целостной динамично развивающейся системы?

Общество − это не любая механическая совокупность людей, а такое их объединение, в рамках которого происходит более или менее постоянное, устойчивое и достаточно тесное взаимовлияние и взаимодействие этих людей.

Общество неоднородно и имеет своё внутреннее строение и состав, включающие большое число разнопорядковых и разнохарактерных социальных явлений и процессов.

Составными элементами общества являются люди, социальные связи и действия, социальные взаимодействия и отношения, социальные институты и организации, социальные группы, общности, социальные нормы и ценности и другие. Каждый из них находится в более или менее тесной взаимосвязи с другими, занимает специфическое место и играет своеобразную роль в обществе. Задача социологии в связи с этим состоит прежде всего в том, чтобы определить структуру общества, дать научную классификацию важнейших её элементов, выяснить их взаимосвязь и взаимодействие, место и роль в обществе как социальной системе.

Именно благодаря своей структуре общество качественно отличается как от произвольного, хаотичного скопления людей, так и от других социальных явлений, имеющих свою упорядоченную структуру, а следовательно, и иную качественную определённость. Социальная структура во многом определяет и устойчивость, стабильность всего общества как системы. И поскольку, как уже отмечалось, общество − это не простая сумма индивидов, их связей и действий, взаимодействий и отношений, а целостная система, постольку такое объединение порождает новое, интегральное, системное качество, не сводимое к качественной характеристике отдельных людей или их суммы. Общество как социальная система - это такой социальный организм, который функционирует и развивается по своим собственным законам.

некоторые наиболее существенные для социологического анализа системные признаки общества :

·целостность (это внутреннее качество совпадает с общественным производством);

·устойчивость (относительно постоянное воспроизводство ритма и режима социальных взаимодействий);

·динамизм (смена поколений, изменение общественного субстрата, преемственность, замедление, ускорение);

·открытость (социальная система сохраняет себя благодаря обмену веществ с природой, он же возможен лишь при условии равновесия с окружением и получением достаточного количества вещества и энергии из внешней среды);

·саморазвитие (его источник находится внутри общества, это производство, распределение, потребление, базирующиеся на интересах и стимулах социальных общностей);

·пространственно-временные формы и способы социального бытия (массы людей пространственно соединены совместной деятельностью, целями, потребностями, нормами жизни; но бег времени неумолим, поколения меняются, и каждое новое застаёт уже сложившиеся формы жизни, воспроизводит и меняет их).

Таким образом, под обществом как социальной системой в социологии понимается большая упорядоченная совокупность социальных явлений и процессов, более или менее тесно взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом и образующих единое социальное целое.

В самой социологии структура общества рассматривается в различных ракурсах. Так, в том случае, когда выявляется детерминистская (причинно-следственная связь) социальных явлений и процессов, их субординация, общество обычно рассматривается (например, в марксистской социологии) как целостная система, включающая четыре основные сферы - экономическую, социальную, политическую и духовную (идеологическую). По отношению к обществу в целом каждая из этих сфер общественной жизни выступает как его подсистема, хотя в иной связи она сама может рассматриваться как особая система. При этом каждая предыдущая из этих систем оказывает определяющее влияние на последующие, которые, в свою очередь, оказывают обратное воздействие на предыдущие.

В иной связи, когда на первый план выдвигается характер, тип социальных связей, общество как социальная система включает следующие подсистемы: социальные общности (группы), социальные институты и организации, социальные роли, нормы и ценности. Каждая из них здесь представляет собой достаточно сложную социальную систему, имеющую свои подсистемы.

По уровню обобщения материала социологическое изучение общества как социальной системы включает три взаимосвязанных аспекта:

а) изучение "общества вообще", т.е. выделение всеобщих универсальных свойств, связей и состояний общества (в теснейшей связи с социальной философией и при её ведущей роли);

б) изучение конкретно- исторических типов обществ, ступеней развития цивилизации;

в) изучение отдельных конкретных обществ, т.е. обществ реально существующих стран и народов.

Вообще же рассмотрение общества под углом зрения определённой социальной системы во многом обусловливается теми задачами, которые ставятся перед соответствующим социологическим исследованием.

Общество – социальный организм, включающий в себя все виды сообществ, характеризуется целостностью, динамизмом, открытостью, самоорганизацией, пространственно-временным бытием. Общество целостно, так все элементы находятся во взаимодействии. Эта взаимосвязь образует единство более высокого порядка: группы, социальные общности, индивиды, входя в систему, приобретают новые силы и овладевают более эффективным способом действия.

Социология использует в своем предмете фундаментальное положение общей теории систем: порядок, организация у целого, системы, всегда выше, чем у отдельных частей.

Социальная система есть целостность, выступающая в форме социальных общностей, институтов и организаций, основными элементами которых являются люди, их нормы и взаимодействия.

Целостность – системообразующее качество общества, проявляется в производстве материальных благ, идей, производстве самого человека. Но главное заключается в том, что основными элементами социальной системы являются люди, их нормы, санкции, связи, отношения. В основании социальной системы лежит деятельность, направленная на воспроизводство самой системы.

Стабильность – это такое состояние системы, при котором она способна функционировать и изменяться, сохраняя устойчивость своей структуры и функций к сильным воздействиям извне. Система способна адаптироваться к изменениям, реагировать на них позитивно.

Нестабильность, неустойчивость – это такое состояние, когда воздействие как внешнее, так и внутреннее превышает некоторые критические значения, при этом требуются экстренные меры для сохранения системы. Если этого не происходит, тогда система переходит в другое качественное состояние. Например, низкие доходы населения, низкий прожиточный уровень, забастовки и т.п. могут быть в пределах «нормы». Но когда норма нарушается, система деградирует, растет преступность, падает качество потребления, ухудшается здоровье людей, снижается продолжительность жизни и т.д.

Обществу необходимо сохранять стабильность. Механизм сохранения стабильности состоит в том, что надо достигнуть и поддержать баланс интересов социальных групп и социальных субъектов. Следует отметить значение «социальных программ», которые обеспечивают прожиточный минимум, поддерживают человеческий потенциал (детей, пенсионеров, инвалидов в первую очередь). Удельный вес социальных программ в бюджете государства – показатель стабильности общества.

Дестабилизация социальной системы способствует созданию принудительных мер, добровольных и тоталитарных) запреты на забастовки, на выборы, введение разных мораториев и т.п.

Социологическая концепция системности общества включает в себя учение о социальном времени и социальном пространстве. Социальное время является формой реального движения любой общественной системы независимо от того, как оно осмысливается и переживает нами. В центре внимания социолога – носители социального времени: индивид, социальные общности, общество как целое. Сам термин социальное время появился в середине XX века. В социологии существует отличие времени общества от природного времени. Время в обществе выступает в форме деятельности. Это длительность события, объем часов для создания предмета, время жизни. Значит, время выражает и качественную сторону бытия, т.е. содержание общественного процесса (замедление, ускорение, возвышение, падение, регресс, прогресс). Социальная наука открыла нефизическую форму времени – рабочее время, которые выступает: 1) количественной мерой труда; 2) основным содержанием времени человеческой цивилизации. Это значит, что в обществе всегда существует не какое-то единое, монолитное время, а спектр социальных ритмов, обусловленных природой отдельных социальных общностей.

Таким образом, социальное время – это живая форма деятельности, которая выступает и как календарное время, и как совокупное время индивида, социальной общности, общества в целом, и как функция, условия и мера социальных действий.

Существует проблема социального пространства. Пространство (социально организованное пространство) – форма бытия вещественно-предметной и личностной среды общества. Оно характеризуется объективностью, территориальностью распределения населения, социальной дистанцией между индивидом и общностями. Социальное пространство – это пространство природной среды общества и пространство «очеловеченной» природы. Это «жизненное пространство», т.е. пространство социального взаимодействия общностей, ассоциаций, коллективов, их «расположения» в системе общественных отношений. А также это пространство индивидуального бытия (места жительства и работы, зоны отдыха, область межличностного общения).

Таким образом, наиболее существенными для социологического анализа являются следующие системные признаки общества: целостность (как внутреннее качество, совпадающее с общественным производством), устойчивость (относительно постоянное воспроизводство ритма и режима социальных взаимодействий; динамизм – (смена поколений, преемственность, замедление, ускорение; открытость (социальная система сохраняет себя благодаря обмену веществ с природой, он же возможен лишь при условии равновесия с окружающей средой и получением достаточного количества энергии и вещества из внешней среды); саморазвитие (его источник находится внутри общества, это производство, распределение, потребление на основе интересов и стимулов социальных общностей); пространственно-временные формы бытия, а также способы его организации (люди объединены деятельностью, целями и потребностью).

Понятие общества и социальной системы. Социология рассматривает общество в следующих аспектах. Э. Дюркгейм рассматривал общество как надиндивидуальную реальность, основанную на коллективных представлениях. М. Вебер считал, что общество – это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных действий. Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. К. Маркс характеризует общество как исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, которые складываются в процессе совместной деятельности людей.

Данные определения отражают такой подход к обществу как к целостной системе элементов.

В обиходном языке термин «общество» употребляется в очень ранних значениях. На первый взгляд кажется, что ответить на вопрос «Что такое общество?» несложно. Действительно, понятие «общество» давно и прочно вошло в наш научный и повседневный лексикон. Но как только мы предпринимаем попытку дать определение, то сразу убеждаемся, что таких определений может быть множество.

Давайте попытаемся вспомнить знакомые нам устойчивые словосочетания, в которые входило бы данное слово. К примеру: общество книголюбов, дворянское общество, и т.д. В данном случае под обществом мы понимаем определенную группу людей, объединившихся для общения, совместной деятельности, взаимопомощи и поддержки друг друга.

Но вот другой ряд связанных понятий: первобытное общество, феодальное общество, французское общество. Здесь уже, употребляя понятие «общество» мы имеем в виду определенный этап исторического развития человечества или конкретную страду. Если дальше будем двигаться в этом направлении (от частного к общему), то обществом называют и человечество в целом – в его историческом и перспективном развитии. Это все население Земли, совокупность всех народов. Можно сказать, что это обособившаяся от природы часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

В социологии понятие «общество» имеет более широкое универсальное значение. Общество – это универсальный способ организации социальных связей и социального взаимодействия, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребностей людей, самодостаточный, саморегулирующийся и самовоспроизводящийся. Общество возникает по мере упорядочивания, упрочения социальных связей, появления особых институтов, норм, поддерживающих и развивающих эти связи.

Общество – это не просто совокупность объединившихся людей, изначальных и культурных индивидов коллективов, взаимодействующих и обменивающихся услугами друг с другом. Все эти коллективы образуют общество в силу своего существования под общей властью, которая осуществляет свой контроль над территорией, обозначенной границами, поддерживает и насаждает более или менее общую культуру. Именно эти факторы превращают совокупность относительно специализированных изначальных корпоративных и культурных коллективов в общество (Шилз Э. Общество и общества: Макросоциологический подход// Американская социология. – М., 1972).

Несводимость общества к простой сумме индивидов и составляет главную проблему его изучения . Важно за своеобразием и оригинальностью каждого человека выявить, уловить, проанализировать устойчиво повторяющееся, типическое в жизни общества. В этом состоит главная задача науки об обществе. Системный анализ может быть наиболее продуктивным методом в исследовании данных проблем.

Многие видные социологи предпринимали попытку рассматривать общество как систему. Но из-за неоднозначности методологических позиций авторов исследования представляются слишком разноречивыми и разноплановыми.

Система – это нечто целое, несводимое к сумме своих элементов. Своеобразие целого обеспечивается особым способом, порядком взаимосвязи и взаимозависимости его частей. Любая система характеризуется определенной целостностью своих весьма противоречивых элементов. Общество, рассматриваемое как система, представляет собой сложное, движущееся множество самых различных противоречивых и даже исключающих друг друга процессов и структур. Но для каждого из них есть свое место, все они –оказываются необходимыми для функционирования системы и обеспечения ее равновесия и устойчивости.

Исследование системы может быть начато с изучения ее основных структурных компонентов, механизмов функционирования и взаимодействия. Наличие разных подходов к структурированию общества объясняет сложность самого феномена. Давайте вспомним только основные виды организации социальной жизни, которые и составляют общество: социальные связи и отношения, социальные институты, социальные общности, группы, страты, социальные организации, ценности, нормы, социальные роли.

Далее, при рассмотрении общества как системы следует определить способ организации его элементов. На первый взгляд достаточно сложно определить, что же объединяет, связывает религию и органы государственного управления, особенно в стране, где церковь отделена от государства? Что объединяет производственные и семейные отношения в современном обществе, где семья не включена в производственную структуру. Что общего у завода, производящего автомобили, и у театра?

Многие ответы на все вопросы лежат в области функционального анализа. Каждый из вышеперечисленных элементов выполняет в обществе определенную функцию; служит удовлетворению определенной группы потребностей индивидов. Общество объединяет свои структурные единицы не путем установления между ними непосредственного взаимодействия, а на основе их функциональной зависимости.

Функциональная зависимость – это то, что придает совокупности элементов в целом такие свойства. Которыми в отдельности не обладает ни один из них. Заслуга Т. Парсонса в том, что он предпринял попытку анализа социальной системы с определения основных функциональных требований, без которых система существовать не сможет. Система, по Парсонсу, - это взаимозависимые части, стремящиеся к самоподдержанию порядка взаимосвязей, т.е. равновесия. Но равновесие не идентично порядку взаимосвязи. Скорее равновесие – это стабильный порядок, точнее самоподдерживающийся.

Реальная же система часто находится в неравновесном состоянии и, как открытая система, обменивается со средой веществом, энергией и информацией.

Согласно общей теории систем, в некоторых случаях рассматриваемая система характеризуется разными скоростями процессов, испытывает влияние соседних систем, одни из которых могут как бы обогнать, а другие отстать от нее. В результате в ней усиливаются процессы, присущие прошлому, настоящему и будущему. Под влиянием всех этих обстоятельств складывается положение, при котором в центре системы начинают преобладать процессы, свойственные прошлому и настоящему, а не периферии – процессы, свойственные настоящему и будущему. Отметим при этом, что применительно к обществу понятие «периферия» не обязательно носит географический смысл, оно может быть социальным, политическим, культурным, экономическим и т.д. Речь может идти об удаленности от того центра системы, который определяет в данный момент ее сущность. Поэтому в данном случае большое значение имеет сущность систем и подсистем, характер реальных, хотя и противоречащих связей между ними.

По Парсонсу, общество как система, может функционировать только при выполнении следующих требований (функций):

1) она должна обладать способностью к адаптации, приспособлению к изменившимся условиям и возросшим материальным потребностям людей, уметь рационально организовывать и распределять внутренние ресурсы;

2) она должна быть целеориентированной, способной к постановке основных целей и задач и к поддержанию процесса их достижения;

3) она должна сохранять устойчивость на основе общих норм и ценностей, усваиваемых индивидами, и снимающих напряжение в системе;

4) она должна обладать способностью к интеграции, к включению в систему новых поколений. Выделив основные функции системы, Т. Парсонс определяет реальных исполнителей этих функций в обществе. Он останавливается на четырех подсистемах (экономика, политика, культура и родство), которые ответственны за выполнение каждой из этих функций. Далее указывает социальные институты, которые в рамках каждой подсистемы осуществляют непосредственное регулирование адаптационными, целеполагающими, стабилизирующими и интеграционными процессами (заводы, банки, партии, государственный аппарат, церковь, школа, семья и т.д.).

Затем дает совокупность социальных ролей, выполнение которых основывается на соблюдении норм, вытекающих из фундаментальных ценностей и в итоге соответствующих основным функциональным императивам.

Стабильность социальной системы зависит от последовательного осуществления функционального разделения деятельности на уровне институтов и социальных ролей. Хаос же порождает выполнение каким-либо институтом несвойственных ему функций и, усиливая внутреннюю напряженность системы, ведет к росту социальной энтропии. В социологии под энтропией подразумеваются явления, противоположные понятию социального порядка. Социальный порядок характеризуется определенным уровнем упорядоченности в организации социальных связей и взаимодействий, позволяющий говорить о взаимной согласованности и предсказуемости действий людей.

Любая социальная система, прежде всего общество, должны обладать достаточным уровнем внутренней упорядоченности , которая достигается главным образом, за счет функциональной целесообразности действий индивидов и социальных институтов.

Еще задолго до Т. Парсонса социологи выделяли функциональные подсистемы. Были разногласия в определении количества и функционального предназначения.

В нашей отечественной науке принято выделять экономическую подсистему, которая обеспечивает производство товаров, необходимых для удовлетворения материальных потребностей индивидов; духовно-культурную, позволяющую человеку реализовать свои духовные потребностей и способствующие нормативному регулированию общества в целом.

Социальную, регламентирующую потребление и распределение всех благ; политическую, осуществляющую общее руководство и управление обществом.

В чем значимость давних функциональных подсистем? Выделение таковых ставит вопрос о том, какая же из них определяет облик общества в целом. В социологии поиск данного основания, который придает новому знанию неповторимый облик, длится уже не одно десятилетие и единого решения пока нет.

К. Маркс отдавал предпочтение экономической системе. Способ производства материальных благ, материальной жизни обусловливает социальные, политические и духовные процессы жизни вообще.

События далекого 1917 года положили начало извращений всех постулатов неэкономического детерминизма: политический переворот стал не итогом, а началом изменения экономического базиса. Воздействие политики на социальную жизнь было очень сильно, все сферы общества оказались под ее тотальным контролем.

Проблема экономического и политического детерминизма волновала постмарксистов, т.к. затрагивала и основы социальной теории Маркса, и реальную практику «строительства социализма». В западных странах политика и экономика функционировали не мешая друг другу, дискуссии шли между сторонниками технологического и культурного детерминизма.

Сторонники технологического детерминизма склонны видеть определяющий фактор общественной жизни в материальном производстве. По их мнению, характер труда, техника, технология определяют не только количество и качество произведенных материальных благ, уровень потребления, но и культурные запросы людей.

Приверженцы культурного детерминизма считают, что стержень общества составляют общепринятые нормы и ценности, соблюдение которых обеспечивает устойчивость и неповторимость самого общества. Различия культур предопределяют различия и в поступках, и действиях людей, в организации ими материального производства, в выборе форм политической организации.

Видимо, очевидным пока считается то, что общество может нормально функционировать каждой при последовательном выполненииподсистемой своего функционального предназначения.

Функциональный подход позволял систематизировать знания об обществе, но данный подход имеет и определенные ограничения. В рамках такого подхода, требующего признания за каждым институтом, каждым социальным образованием выполнения полезной для общества функции, трудно объяснить причины «кризисов» конфликтов распада систем. Западные социологи (Р. Мертон) предлагали говорить не только о явных, позитивных функциях, но и о латентных функциях, которые создают угрозу стабильности, порождают различные отклонения от общепринятых норм, правил, являющихся своеобразным источником напряженности.

Делая выводы, следует отметить, что когда мы ставим вопрос о функционировании общества, надо точно представлять проблему, на которую мы хотим получить ответ. К элементам структурно-функционального анализа следует обратиться в том случае, если для нас главное – выяснение устойчивости, стабильности общества как системы.

Через понимание общества как целостности мы можем выйти на выявление конкретных функций, которые выполняют его структурные компоненты, обеспечивающие единство всего социального организма. Если нас интересуют причины изменений в обществе, следует обращаться к теориям социального конфликта.

Типология обществ

Современные общества в настоящее время представляют достаточно пеструю картину с явными и неявными отличиями (язык, культура, географическое положение, уровень стабильности, степень социальной интеграции, возможность для самореализации личности).

Общество является крайне сложным, многоуровневым образованием, здесь вряд ли возможна какая-нибудь универсальная классификация. Из многообразия признаков, характерных для общества, надо делать их типообразующими, и на этой основе создавать свою типологию.

Наиболее устойчивыми в социологии является деление общества на традиционное и индустриальное. Под традиционным понимается общество с аграрным укладом, с малоподвижными структурами и с основанным на традиции способом социокультурной регуляции. Сегодня мы воспринимаем такое общество как отсталое, примитивное. Для него характерны крайне низкие темпы развития производства, удовлетворяющие потребности на минимальном уровне. Поведение индивида строго контролируется, регламентируется обычаями, нормами, социальными институтами. Мысли о возможных преобразованиях выглядят кощунственными и крамольными.

Термин «индустриальное общество» принадлежит Сен-Симону, где подчеркивается иная производственная основа общества. Индустриальное общество характеризуется гибкостью социальных структур, которые изменяются в зависимости от потребностей и интересов людей, социальной мобильностью, развитой системой коммуникаций.

Это такой тип организации социальной жизни, который обеспечивает выполнение обществом интегративной функции не на основе жесткого контроля за индивидами и их унификациями, а путем создания гибких структур, позволяющих разумно сочетать свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность. «Индустриальное общество – это координация машин и людей для производства товаров», - отмечал Д. Белл.

Период 60-х годов характерен тем, что возникают новые концепции постиндустриального общества, разрабатываемые в американской (Д. Белл) и западноевропейской (А. Турен) социологии.

Эти концепции возникли естественно и закономерно – в экономике и культуре наиболее развитых стран произошли структурные изменения, предполагающие совершенно иной взгляд на само общество в целом.

Принято считать, что постиндустриальное общество предполагает широкую автоматизацию производства, применение роботов и ЭВМ, наукоемких технологий и т.д. На самом деле главное содержание перехода к постиндустриальному обществу заключается не только в автоматизации производственных процессов, не в массовой компьютеризации или внедрении биотехнологий. Это лишь внешние, хотя и важные формы проявления постиндустриализации.

Первый этап НТР (1950-1960-е гг.) в развитых странах был связан с ростом потребления трудящихся, с превращением их в общественно развитых индивидов. Нынешний, второй этап, получивший название «микроэлектронной революции», с индивидуализацией процесса труда, превращением его для заметной части большинства, в разновидность творческой деятельности, средство самореализации.

Становление постиндустриального общества представляет собой глубокую революцию: социальную, экономическую, технологическую, духовную, которую можно сравнить с неолитической революцией в начале человеческой истории. Она означает «конец утопии», казавшаяся ранее утопическая идея освобождения человека от власти экономической целесообразности, от отчуждающего труда, от необходимости зарабатывать свой хлеб в поте лица своего – эта идея ныне начинает осуществляться на практике в наиболее развитых странах мира.

Как всякая глубокая революция в прошлом на Западе, современная постиндустриализация началась прежде всего как революция сознания. С изменения ценностных ориентаций активного меньшинства от «иметь» к «быть» (Э. Фромм) – от стремления к приобретению материальных благ к самовыражению, от господства над природой к гармонии с природой, от взгляда на труд как на средство зарабатывать деньги к пониманию труда как средства реализовать свои способности и самоутвердиться – в этого и началось становление постиндустриального общества. В процессе этого становления изменяется ведущий социальный тип личности западного человека и характер общественных отношений. Его можно определить как «богатую индивидуальность», «многомерного человека» (Фромм). У него есть возможность выбора между работой по найму и собственным бизнесом, между различными способами самовыражения и материальным успехом.

Новая трудовая мотивация неотделима от экономической демократии, в том числе сознательного участия работников в принятии решений и управлении производством, а также от мер по гуманизации труда, которые становятся не только средством достижения согласия между работодателями и персоналом, но и технологической и производственной необходимостью.

Характерной чертой форсирующегося постиндустриального общества становится двухэтажная, двухсекторная экономика, состоящая из сектора производства материальных благ и услуг, где доминируют рыночные отношения и сектора «производства человека», где осуществляется накопление человеческого капитала и не остается места рыночным отношениям (О. Тоффлер, США). При этом «производство человека» все меньше является прерогативой «социального государства» и все больше – самого гражданского общества.

Новый миропорядок по постиндустриальной основе вовсе не предполагает, что мир должен быть унифицирован по единому, западному или восточноазиатскому образцу. Наоборот, этот миропорядок может сложиться только как органическое единство многообразия цивилизаций. Роль социокультурных особенностей каждой страны, каждого крупного региона планеты в процессе становления постиндустриального общества не ослабевает, а напротив, возрастает, поскольку в постиндустриальном обществе как никогда в истории велико значение духовного производства… «Постиндустриальное общество определяется качеством жизни, измеряемым обслуживанием и услугами – здравоохранением, образованием, развлечениями, искусством, которые теперь являются желаемыми и возможными для каждого» (Д. Белл).

«На пороге» нашей истории стоит информационное общество. Многое в нем придется еще понять, объяснить, но уже совершенно ясно: информационное общество не сможет утвердиться само по себе, без целенаправленного действия людей.

Достаточно распространено мнение, что человечество уже вступило в ту стадию своего развития, которую называют информационным обществом, что оно неизбежно приходит на смену обществу постиндустриальному. Об этом свидетельствует невиданное развитие компьютерной техники, космической связи, информационных технологий и т.д.

Но существуют и качественно иные мнения, которые относят информационное общество к понятиям далекого будущего, полагая преждевременным обсуждение его особенностей. Все то, что мы наблюдаем в развитии информационной сферы является простым совершенствованием постиндустриального общества.

Н.Н. Моисеев, разрабатывая данную тему, считает, что вступление в информационное общество следует связывать с утверждением Коллективного Общепланетарного Разума, с качественно новым этапом развития цивилизации, а не только с электроникой и компьютерной инженерией. Проблема становления информационного общества накладывает на человека бремя новых обязанностей. В условиях кризиса глобального масштаба человечеству необходима новая парадигма, иные принципы развития и существования на Земле человека как биологического вида. Очевидно, что традиционная цивилизация, которую мы называем постиндустриальной, в значительной степени исчерпала свои потенциальные возможности. Дав человечеству невиданное могущество, не научила как следует ими пользоваться. Несоответствие потребностей возможностям их удовлетворить – одно из основных противоречий современности.

А. Турен в 1969 г. написал книгу «Постиндустриальное общество», где основная мысль прослеживается: индустриальное общество преобразуется в информационное. На базе технологического, информационного прогресса развились процессы, вызвавшие серьезную тревогу. Благодаря преимущественному доступу к важнейшей социально-политической информации, близости к электронным средствам массовой информации, государство, правящая элита становятся обладателем колоссальной возможности влиять на массы. Именно эту опасность – возрастание роли технократического государства и постепенного подчинения ему гражданского, отмечает Турен в своей работе.

В основу типологизации марксизм кладет различия в производственных отношениях. Соответственно выделяются общества: первобытнообщинные, рабовладельческие, феодальные, общества буржуазные и общества коммунистические или социалистические.

Существующие разные точки зрения показывают: типология сложного образования, каким является общество, не может быть единой и универсальной. Она находится в зависимости от методологического подхода конкретного исследователя. Необходимо понять научную и познавательную задачу того или иного подхода и решить для себя, что полезного и ценного представляет концепция конкретного исследователя.

Что собой представляет общество? Как возможно его существование? Какова исходная клеточка общества? На протяжении всей истории существования социологической науки ученые ищут ответы на эти важнейшие вопросы. Э. Дюркгейм видел первооснову общества в коллективном сознании. По М. Веберу, общество - это продукт социальных действий. С точки зрения К. Маркса, общество - это развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их совместной деятельности.

При всем многообразии в подходах к интерпретации общества со стороны классиков социологии общим для них является рассмотрение общества как целостной системы элементов, находящихся в тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным . В его рамках общество предоставляется как целостная функционально связанная социальная система , элементы которой теснейшим образом взаимосвязаны и часто взаимообусловлены.

При рассмотрении и изучении общества часто используется сферный принцип, согласно которому в общество входят следующие сферы:

1.экономическая - материальные, производственные отношения между людьми и их объединениями;

2.политическая - деятельность политических институтов и организаций, органов власти, правоохранительных органов, социальных и политических движений, политических лидеров разного уровня;

3.духовная - образование, наука, общественное сознание, религия, культура, искусство;

4.социальная - взаимодействующие общности разного рода людей: классы, этносы, социальные слои, группы, организации.

Все сферы жизнедеятельности общества действуют в теснейшей взаимосвязи, выполняя определенные функции и являясь сложными общественными подсистемами.

Итак, общество - это исторически развивающаяся целостная система отношений и взаимодействий между людьми, их общностями и организациями, складывающаяся и развивающаяся в процессе их совместной деятельности.

рассмотрим отличительные признаки общества:

1.социальность (от лат. socialis - совместный), выражающая общественную сущность жизни людей, специфику их социальных отношений, социальных взаимодействий и социальных связей;

2.способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность взаимодействий между людьми, которые действуют относительно друг друга;

3.территория, от которой зависят многие особенности общества (для сравнения можно взять образ жизни, обычаи, культуру и религию эскимосов, неразрывно связанных с особенностями арктической территории и те же характеристики жителей Восточной Европы - белорусов, украинцев, русских);

4.существование в социальном пространстве и социальном времени;

5.высокий уровень самоутверждения и саморегуляции, позволяющий обществу без вмешательства извне создавать высокий уровень организации социальных взаимодействий, обеспечивающий его устойчивое саморазвитие и самовоспроизводство, удовлетворение жизненных потребностей людей;

1.наличие специальных органов для осуществления саморегуляции - социальных институтов;

2.существование субъектов социального развития (отдельных индивидов, групп, общностей, институтов), без сознания, воли и деятельности которых невозможны социальные изменения;

3.наличие социальной структуры, элементами которой могут быть:

Социальные институты;

Социальные общности;

Социальные группы, классы, слои;

Социальные организации;

Человеческие индивиды.

Большинство социологов сходятся во мнении, что в развитии общества существуют определенные тенденции и закономерности. Утверждается, что в эволюции общества существует закон ускорения социального развития , который гласит, что каждый последующий его этап проходит в более краткий, сжатый во времени период, чем предыдущий. Также в развитии человеческих обществ действует закон неравномерности политического, экономического, социального и духовного развития , вследствие чего одни страны и народы развиваются быстрее и интенсивнее, чем другие. Наконец, история развития различных типов обществ свидетельствует, что при всяких зигзагах, уклонениях от основного пути общественной эволюции, даже при вынужденных застоях и откатах назад, в этой эволюции существует направленность по восходящей (закон социального прогресса) .

Тестовые задания по обществознанию к разделу «Человек и общество» для 10кл.

1.Вариант.

1.К числу подсистем общества как системы относятся:

А.экономика

Б.профсоюз

В.класс предпринимателей

Г.церковь

2.Из перечисленного к важнейшим институтам общества не относятся:

А.природная среда обитания

Б.мораль

В.экономика

Г.семья

3.К наукам, изучающим общество, из перечисленных не относятся:

А.социология

Б.география

В.философия

Г.генетика

4.К критериям истинности относятся:

А.длительность существования суждения

Б.количество людей, придерживающихся данного суждения

В.возможность подтверждения суждения на практике

Г.непротиворечивость суждения всем предшествующим

5.Правильное, достоверное отражение предметов и явлений действительности познающим человеком называется:

А.познание

Б.истиной

В.опытом

Г.представлением

6.К особенностям научного познания относятся:

А.стремление к объективности и доказательности

Б.непрерывность познавательного процесса

В.направленность познания на сферу практической деятельности людей

Г.опора на здравый смысл

7.К чувственному познанию мира относятся:

А.абстрогирование

Б.восприятие

В.обобщение

Г.сравнение

8.Общей чертой общества и природы не является:

А.наличие признаков системы

Б.процесс постоянных изменений

В.действия в роли творца культуры

Г.цикличность как основа существования

9.Характерное для человека проявление активности, выражающееся в преобразовании внешнего мира:

А.деятельность

Б.диалектика

В.деяние

Г.отношение

10.Признаком человеческой деятельности, отличающим ее от поведения животных, является:

А.проявление активности

Б.целеполагание

В.приспособлению окружающего мира

Г.взаимодействие с природой

11Способность человека оперировать образами окружающего мира, которая ориентирует его поведение, называется:

А.сознанием

Б.познанием

В.отражением

Г.ощущением

12.Подтвержденный практикой результат познавательной деятельности называется:

А.знанием

Б.ощущением

В.понятием

Г.суждением

13.Самопознание характеризуется способностью:

А.Поставить себя на место другого

Б.отнестись к себе объективно

В.понимать близких

Г.проявлять любопытство

14.Совокупность норм, определяющих поведение человека в обществе и основанных на общественном мнение, называется:

А.моралью

Б.правом

В.культом

Г.догмой

15.К исторически сложившимся этническим общностям относятся:

А.классы

Б.государства

В.народности

Г.маргиналы

2.Вариант.

1.К основным признакам общества как системы относятся:

А.природные условия

Б.отсутствия изменений

В.общественные отношения

Г.этап исторического развития

2.К наукам, изучающим общество, из перечисленных относятся:

А.анатомия

Б.философия

В.генетика

Г.математика

3.Понятие «общество» не включает в себя положения:

А.часть материального мира

Б.система

В формы объединения людей

Г.природная среда обитания

4.Закончить фразу:

«В философии достоверное, правильное знание называется… ».

5.Рациональное познание мира характеризует:

А.ощущение

Б.восприятие

В.представление

Г.суждение

6.Общей чертой общества и природы не является:

А.действия в роли творца культуры

Б.наличие признаков системы

В.сознательная и волевая деятельность

Г.возможность существовать независимо друг от друга.

7.Соотношение сфер общественной жизни характеризуется:

А.определяющей ролью социальной сферы

Б.господством экономической сферы

В. независимостью сфер общественной жизни

Г.сложными взаимосвязями и взаимовлиянием всех сфер.

8.Отношения природы и общества состоят в том, что:

А.общество и природа взаимосвязаны

Б.общество не зависит от природы

В.природа полностью зависит от общества

Г.общество не влияет на природу.

9.Закончить высказывание:

«В отличие от действий животного, проявление активности человека преобразует и подчиняет себе внешний мир и называется… ».

10.Какая наука является лишней в перечне наук, имеющих своим непосредственным предметом проблему человека:

А.социология

Б.социальная психология

В.философская антропология

Г.экономика

11.Какой признак не отражает особенности «человеческой деятельности»:

А.целеполагание

Б.мотив

В.приспособление к окружающему миру

Г.преобразование окружающего мира

12Познание в отличие от труда:

А.предполагает наличие цели

Б.требует от субъекта специальной подготовки

В.направлено на непознанный предмет

Г.имеет полезный характер

13.Рациональное познание в отличие от чувственного предполагает:

А.ощущение

Б.восприятие

В.представление

Г.абстрагирование

14.Закончить высказывание «Совокупность этических ценностей, основанную на определенных нормах и заповедях, называют…».

15.Специфическим свойством религии как явления культуры является:

А.вера

Б.вера в сверхъестественное

В.связь с миром переживаний человека

Г.особое мироощущение

Ответы

1.Вариант 2.Вариант.

1-1 1-3

2-1 2-2

3-4 3-4

4-3 4-истина

5-2 5-4

6-1 6-2

7-2 7-4

8-2 8-1

9-1 9-деятельность

10-2 10-4

11-1 11-3

12-1 12-3

13-2 13-4

14-1 14-мораль

15-3 15-2

Тест2

Вариант 1

1.Впроцессе развития общество:

А.обособилось от природы, но осталось неразрывно связанным с ней;

Б.обособилось от природы и стало независимо от него;

В.осталось частью природы;

Г.перестало оказывать влияние на нее;

2.Характерной чертой эволюционных процессов в общественной жизни является:

А.скачкообразность перемен;

Б.революционный характер изменений;

В.постепенность процессов;

Г.необратимость процессов;

3.Человек от животного отличается тем, что он:

А.имеет природные инстинкты;

Б.обладает большим размером мозга;

В.не зависит от природных условий;

Г.обладает членораздельной речью;

4.Человека как личность характерезует:

А.особенности строения тела;

Б.общественная активность;

В.особенности темперамента;

Г.состояние здоровья;

5К формам чувственного познания относятся:

А.суждения;

Б.наблюдения;

В.ощущения;

Г.умозаключения;

6.Создание художественного образа обязательно присутствует в деятельности:

А.кинорежиссера;

Б.политика;

В.ученого;

Г.преподавателя;

7.Под культурой в наиболее общем смысле понимается:

А.уровень воспитания;

Б.вся преобразовательная деятельность человека;

В.производство и применение орудий труда;

Г.следование правилам этики;

8.Положение человека в обществе- это:

А.социальный статус;

Б.социальная роль;

В.социальная мобильность;

Г.социальная адоптация;

9.Откланяющееся поведение- это:

А.любые изменения в жизни человека;

Б.перемещение человека в пределах своей группы;

В.несоблюдение принятых норм поведения в общстве;

Г.изменение статуса человека;

10.Племена и народности – это:

А.этнические общности;

Б.исторические типы общества;

В.социальные страты;

Г.демографические группы;

11.К функциям политических партий в демократическом обществе относится:

А.участие в коммерческой деятельности;

Б.контроль личной жизни граждан;

В.создание вооруженных групп;

Г.участие в изберательной компании;

12.Русский фмлософ А. Ф. Лосев писал: «Чтобы наука была наукой, нужна только гипотеза, и больше ничего. Сущность чистой науки заключается только в том, чтобы поставить гипотезу и заменить ее другой, более совершенной, если на то есть основания.» Что такое гипотеза? Каковы проверки гипотезы?

13.Экономика. «Богатство-не в обладании сокровищами, а в умении ими пользоваться.»

(Наполеон-1).

В ответе следует использовать соответствующие понятия обществоведения и, опираясь на факты общественной жизни и собственный жизненный опыт,привести необходимые аргументы в обосновании этой позиции.

2.Вариант.

1.Приррода:

А.является частью общества;

Б.определяет развитие общества;

В.оказывает влияние на общество;

Г.не зависит от общества;

2.Какая сфера жизни общества включает в себя отношения людей по поводу власти:

А.экономическая;

Б.политическая;

В.социальная;

Г.духовная;

3.И чеовеку, и животному свойственны потребности в:

А.социальной активности;

Б.целенаправленной деятельности;

В.заботе о потомстве;

Г.изменение среды обитания;

4.Результатом чувственного познания в отличии отрационального является:

А.обобщенное суждение о предмете;

Б.конкретный образ предмета;

В.объяснение причин изменения предмета;

Г.понятие о предмете;

5.Отклоняющееся поведение имее:

А.только позитивные последствия;

Б.только негативные последствия;

В.позитивные и неготивные последствия;

Гпоследствия,не влеяющие на развитие общества;

6.Исторические разновидности этноса – это:

А.государство;

Б.племена;

В.общины;

Г.классы;

7.Деятельность политических партий характеризуется:

А.защитой интересов определенных слоев населения;

Б.удовлетворением духовных потребностей населения;

В.сбором налогов;

Г.разваботкой фундоментальныхнаучных проблем;

8.Деятельность, которая связана с преобразованием объектов природы, называется:

А.духовной;

Б.потребительской;

В.ценностно-ориентированной;

Г.практической;

9К формам чувственного познания относятся:

А.суждение;

Б.наблюдение;

В.ощущение;

Г.умозаключение;

10.Формой вертикальной социальной мобильности является:

А.создание семьи;

Б.безупркчная производственная деятельность;

В.постоянное проживание в городе;

Г.повышение по службе;

11.К социальным нормам относятся:

А.нормы морали;

Б.технологические нормы;

В.медицинские нормы;

Г.спортивные нормативы;

12.Установите соответствие:

А.игра; А.освоение опыта предшествующихпоколений;

Б.труд; Б.преобразование окружающего мира;

В.учеба; В.преобразование информации в процессе взаимодействия;

Г.общение; Г.осуществление реального действия воображаемыми средствами;

13.Изложите свои мысли по поводу поднятой автором проблемы. В ответе следует использовать соответствующие понятия обществоведения и, опираясь на факты общественнойжизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы в обоснование своей позиции.

А.Философия. «Человек имеет значение для общества лишь постольку, поскольку он служит ему.» (А. Франс).

Тест 2

Ответы.

1.Вариант. 2.Вариант.

1-А 1-В

2-В 2-Б

3-Г 3-В

4-Б 4-Б

5-В 5-В

6-А 6-Б

7-Б 7-А

8-А 8-Г

9-В 9-В

10-А 10-Г

11-Г 11-А

12.Гипотиза- этоеще не подтвержденное предположение,выдвинутое ученым для объяснения тех или иных явлений;

1.теоретическое построение и расчеты;

2наблюдение;

3.эксперемент;

4.моделирование;

12.Г Б А В.-2вариант.

Тест3.

1.Вариант.

1.Понятие «общество» не включает в себя положение:

А.часть материального мира;

Б.система;

В.формы объединения людей;

Г.природная среда обитания;

2.Понятие «общественный прогресс» определяется признаком:

А.неизменность общественной жизни;

Б.переход от высшего к низшему;

В.возврат к отжившим общественным отношенияи

Г.переход от низшего к высшему;

3.Закончить фразу:

«Вфилософии достоверне, правильное знание называется…»

Контрольная работа

Вариант 1.

1.Соотнесите события:

1700- 1721 г.г. 1.Семилетняя война

1757- 1762 г.г. 2. Русско- турецкая война

1768- 1774 г.г. 3.Восстание Пугачева

1773- 1775 г.г. 4.Северная война

2.Что означают слова: «коллегии», «наказ», «подушная подать», «тайная канцелярия», «уезд».

3.Какую роль в проведении реформы сыграла Северная война?

4.Можно ли рассматривать Кондиции 1730 года как попытку ограничения самодержавия?

Один из сподвижников Петра1 швейцарец на русской службе, командовал флотом в Азовских походах и возглавил Великое посольство.

6.Расположи в хронологическом порядке следующие события:

1. «Битва народов»

2.Битва под Аустерлицем

3.Взятие Плевны

4.Кавказская война

5.Оборона Севастополя

6.Отечественная война

7.Присоединеие Средней Азии

7.Объясни слова: «военное поселение», «мировой посредник», «отходники», «охранка», «цензор».

8.События 14 декабря 1825 года по-разному оцениваются историками. Что это было с вашей точки зрения: бунт, восстание, путч. Обоснуйте свою точку зрения.

9.Почему Александр 2 не ограничелся только отменой крепостного права, а провел еще и другие реформы?

Вариант 2.

1.Соотнесите события и даты:

1709г. 1.Присоединение части территории Польши

1714г. 2.Полтавское сражение

1762г. 3.Первая победа на море

1772г. 4. «Манифест о вольности дворянам»

2.Что означают данные слова и выражения: «кондиции», «рекрут», «политика протекционизма», «сенат», «ревизия».

3.Как были взаимосвязаны между собой реформы Петра1?

4.Павел 1 принял указы по ограничению власти помещиков над крестьянами, однако в истории за ним закрепилась репутация тирана. Почему?

5.Определите, о ком идет речь:

Фаворит Екатерины 2, один из организаторов дворцового переворота 1762 года, за завоевание Крыма и освоение Новоросси получил прозвище «Таврический».

6.Расположи в хронологическом порядке события:

1.Венский конгресс

2.Оборона Севастополя

3.Отмена крепостного права

4.Правление Павла 1

5.Сражение на реке Березине

6.Тильзитский мирный договор

7.Объясните значение слов: «реформа», «мюридизм», «интервенция», «конвенция», «совянофилы».

8.Декабристы называли себя «детьми 1812 года». Как война могла повлиять на их мировоззрение?

9.Что такое «востсчный воп рос » и каким образом он затрагивал Российскую империю?

Анализ работы МО учителей истории, географии, биологии за 2007-2008 учебный год.

1.Тема над которой работает МО «Воспитание патриотических чувств посредством урока в условиях развивающего образования».

2.Над данной темой МО работает 6 лет.

3.Задачи: - воспитывать чуввство патриотизма посредством урока и внеклассных занятий в условиях развивающего образования;

Организовывать оптимальный учебно- воспитательный процесс на базе РО (Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова), вводить в содержание образования элементы технологии РО, способствующих развитию интеллектуальных, позновательных, исследовательских умений.

Отслеживать профессиональную компетентность педагогов с целью корректировки методической рабтоты;

Проводить диагностику и мониторинг с целью опредиления стартовога уровня и дальнейшего отслеживания развития обучающихся детей, опредиления динамики по сравнению с предыдущими диагностическими исследованиями и планированием работы на следующий учебный год;

Создать целостную систему работы с высоко мотивированными учащимися;

Сохранять и укреплять здоровье обучающихся детей через оптимизацию учебной, психологической, физической нагрузок.

4.5.Данные задачи выполнены частично т.к. их выполнение рассчитано на весь период обучения учащихся в школе, на постоянный профессиональный рост учителей.

6.В текущем учебном году проведено 4 заседания МО по темам:

Програмно-методическое обеспечение по предметам, тематическое планирование по предметам;

Подготовка и проведение школьных олимпиад по предметам, подготовка и проведение НОУ;

Проведение проверки знаний учащихся и корректировка методических подходов к обучению;

Подготовка к проведению экзаменов, анализ экзаменационного материала, итоги года.

7,8,9,10,Учителя МО работают по следующим темам:

Серикова Г.И.-«Патриотическое воспитание учащихся посредством урока в условиях развивающего образования.»

Мелещенко М.И.-«Патриотическое воспитание учащихся посредством урока.»

Мишина В.А.-«Оптимизация учебного прцесса.»

Рязанцева Р.А. «Нравственное воспитание учащихся посредством урока».

Петунин Р.В.-«Патриотическое воспитание учащихся посредством урока в условиях развивающего обучения.»

Бердникова Н.Ф.-«Развитие интереса учащихся к предмету, на основе применения информационных технологий.»

Корбова Г.Е.-«Воспитание ответственного отношения к экологии окружающей среды посредством урока.»

11.12.На прфессиональном росте учителей сказались проведение тематических педагогических советов, семинаров МО.

Приняли участие в составлении статей к альманаху Министерства образования Омской области «Нравственное воспитание подрастающего поколения.»(Мелещенко М.И. Серикова Г.И.)

Приняли участие во Всеросийском конкурсе методических разработок внеклассных мероприятий «Растим патриотов России.» (Серикова Г.И. Мелещенко М.И.)

Провели тематические уроки по истории Отечества с участием ветерана Великой Отечественной Войны Пурышевым С.А.

(Серикова Г.И. Мелещенко М.И.,Петунин Р.В.)

Провели тематичкские уроки с участием ЛИР «Наследие».

13Для контроля за качеством работы проведены следующие мероприятия:

Взатмопосещение и анализ уроков;

Проведение и анализ контрольных работ;

Проверка рабочих тетрадей;

Систематическая работа со школьной документацией.

14.15. Для повышения мативации учащихся проводилась работа по подготовке детей к участию в районных, городских, областных мероприятиях. Ученики показали следующие результаты:

1-е место в окружной олимпиаде по обществознанию (Петунин Р.В.)

1-е место в окружной олимпиаде по гражданскому праву - «Избирательное право гражданина». (Серикова Г.И.);

Лауреаты городского НОУ Мурашова Д., Гнедая С.(Мелещенко М.И.)

Лауреат областного НОУ Бабанова Л., работа опублекована в сборнике творческих работ учащихся (Мелещенко М.И.);

Победители Облостного творческого конкурса учащихся «Вахта памяти- 2008 г.» (Мелещенко М.И., Серикова Г.И.)

Приняли участие в Областном конкурсе по естествознанию «Через терни - к звездам»,учащиеся показали хорошие результаты,(Серикова Г.И., Мелещенко М.И., Мишина В.А., Бердникова НЮФ.).

Приняли участие в телекомуникационных проектах «Этикет от А до Я», «Наш город».

16.Научно – методическая база пополняется за счет собственных приобретений учителями методической литературы, учебных дисков.

17.МО принимает участие в смотре учебных кабинетов. Кабинеты находятся в хорошом состоянии.

18. 19.Для совершенствования профессионального мастерства проведена следующая работа:

Взаимопосещение уроков;

Участие в конкурсах;

Участие в подготовке и проведении тематических педсоветов.

20.Уровень подготовки учащихся за последние два года не снижается, что подтверждается результатами итоговой и промежуточной аттестации учащихсяю.

21.МО принимает участие в работе по оформлению документации, экзаменационных папок, комплектовании методическим материалоим кабинета.При подготовки учителей к аттестации текущей или промежуточной проводится обсуждение данных за определенный период времени.