Финансовые активы. Учет расчетов с применением платежных карт Счет 201 денежные средства учреждения

"Денежные средства учреждения на счетах" учитываются операции госучреждения с безналичными денежными средствами в валюте РФ, находящимися на счетах учреждений, открытых в кредитных организациях или в органах Федерального казначейства (в финансовом органе соответствующего бюджета).

На соответствующих аналитических счетах счета 201 01 учитываются следующие виды денежных средств госучреждений в валюте РФ:


Тип госучреждения

Лицевые счета в органах Федерального казначейства (финансовых органах)

Счета в кредитных организациях

Вид средств

Вид средств

Казенное учреждение

Средства, поступающие во временное распоряжение

Денежные средства учреждения в валюте РФ (в том числе находящиеся во временном распоряжении), в случае проведения операций не через органы Федерального казначейства (финансовый орган)

Бюджетное учреждение

Автономное учреждение



Перечислен аванс





Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора


Материал приводится по состоянию на май 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений


Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.


С. Бычков , заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

Ю. Крохина , заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

В. Пименов , руководитель (главный редактор) направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

А. Кулаков , начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Е. Янчарин , зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год

А. Семенюк , государственный советник РФ 3 класса

Д. Жуковский , начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора

А также специалисты направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант":

А. Шершнева , ведущий редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

А. Суховерхова , ведущий редактор-эксперт, член Союза развития государственных финансов

И. Сапетина , редактор-эксперт

Для учета операций по движению денежных средств автономного учреждения применяются следующие счета бухгалтерского учета (п. п. 70, 71, 76, 86 Инструкции N 183н).

Код синтетического счета Код группы синтетического счета Код вида синтетического счета Группировочные счета Счета бухгалтерского учета
0 201 10 000 "Денежные средства на лицевых счетах учреждения в органе казначейства" 0 201 11 000 "Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства"
0 201 13 000 "Денежные средства учреждения в пути в органе казначейства"
0 201 20 000 "Денежные средства учреждения в кредитной организации" 0 201 21 000 "Денежные средства учреждения на счетах в кредитной организации"
0 201 22 000 "Денежные средства учреждения, размещенные на депозиты в кредитной организации"
0 201 23 000 "Денежные средства учреждения в кредитной организации в пути"
0 201 26 000 "Денежные средства учреждения на специальных счетах в кредитной организации"
0 201 27 000 "Денежные средства учреждения в иностранной валюте на счетах в кредитной организации"
0 201 30 000 "Денежные средства в кассе учреждения" 0 201 34 000 "Касса"
0 201 35 000 "Денежные документы"

Автономные учреждения в 24 - 26 разрядах номера счета указывают коды вида поступлений (доходов), выбытий (расходов, затрат), соответствующие структуре данных, утвержденных Планом финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения (п. 3 Инструкции N 183н).

Движение денежных средств на счетах 0 201 11 000, 0 201 21 000, 0 201 13 000, 0 201 23 000, 0 201 26 000, 0 201 27 000, 0 201 34 000, 0 210 03 000 одновременно отражается на забалансовых счетах:

17 "Поступление денежных средств на счета учреждения" (п. 365 Инструкции N 157н);

18 "Выбытие денежных средств со счетов учреждения" (п. 367 Инструкции N 157н).

Подробнее об отражении операций с денежными средствами на забалансовых счетах см. раздел "Бухгалтерский учет на забалансовых счетах в бюджетных и автономных учреждениях" настоящего Практического пособия.

3. Регистры бухгалтерского учета,

используемые для учета операций с денежными средствами

в бюджетных и автономных учреждениях

Операции по движению безналичных денежных средств отражаются в Журнале операций с безналичными денежными средствами (ф. 0504071) на основании документов, приложенных к выпискам со счетов (Приложение N 5 к Приказу Минфина России N 52н).

Операции по движению наличных денежных средств отражаются в Журнале операций (ф. 0504071) по счету "Касса" на основании документов, прилагаемых к отчетам кассира (п. 168 Инструкции N 157н, Приложение N 5 к Приказу Минфина России N 52н).

Операции по движению денежных документов отражаются в Журнале по прочим операциям (ф. 0504071) (п. 172 Инструкции N 157н, Приложение N 5 к Приказу Минфина России N 52н). Операции по движению денежных средств на специальных счетах учитываются в Журнале операций с безналичными денежными средствами на основании документов, приложенных к выпискам с этих счетов (п. 176 Инструкции N 157н). Аналитический учет денежных документов ведется по их видам, а также по каждому специальному счету (выставленному аккредитиву) в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) (п. п. 171, 175 Инструкции N 157н, приложение N 5 к Приказу Минфина России N 52н).

ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА НА ЛИЦЕВЫХ СЧЕТАХ БЮДЖЕТНОГО,

АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В ОРГАНЕ КАЗНАЧЕЙСТВА

(счет 0 201 10 000)

1. Денежные средства бюджетного, автономного учреждения на лицевых счетах в органе казначейства (счет 0 201 11 000) >>>

1.1. Операции с денежными средствами, отражаемые на счете 0 201 11 000 >>>

1.2. Бухгалтерский учет при поступлении денежных средств на лицевой счет бюджетного (автономного) учреждения >>>

1.3. Бухгалтерский учет при выбытии денежных средств с лицевого счета бюджетного (автономного) учреждения >>>

2. Денежные средства бюджетного, автономного учреждения в органе казначейства в пути (счет 0 201 13 000) >>>

2.1. Бухгалтерский учет денежных средств, перечисленных на лицевой счет бюджетного (автономного) учреждения в одном месяце, а полученных им в следующем месяце >>>

1. Денежные средства бюджетного, автономного учреждения

на лицевых счетах в органе казначейства

(счет 0 201 11 000)

1.1. Операции с денежными средствами,

отражаемые на счете 0 201 11 000

При проведении бюджетным, автономным учреждением безналичных расчетов денежными средствами в валюте РФ через органы казначейства используется счет бухгалтерского учета 0 201 11 000 (п. 156 Инструкции N 157н, абз. 2 п. 71, п. 72 Инструкции N 174н, абз. 2 п. 71, п. 72 Инструкции N 183н).

Внимание! Бюджетное учреждение обязано осуществлять операции по безналичным расчетам через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования). Автономное учреждение вправе открывать счета в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) (п. 8 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, п. 3 ст. 2 Закона N 174-ФЗ, Письмо Минфина России от 20.12.2012 N 02-13-06/5291).

Порядок открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства установлен Приказом Казначейства России от 29.12.2012 N 24н.

Бюджетные и автономные учреждения осуществляют безналичные расчеты со средствами, полученными ими в виде:

Субсидий из бюджета бюджетной системы РФ на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания (п. 1 ст. 78.1 БК РФ);

Субсидий из бюджета бюджетной системы РФ на иные цели (абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ);

Бюджетных инвестиций в объекты государственной и муниципальной собственности (ст. 79 БК РФ);

Собственных доходов (п. 4 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, п. п. 6, 7 ст. 4 Закона N 174-ФЗ);

Средств ОМС;

Средств, находящихся во временном распоряжении.

Во временном распоряжении учреждения могут находиться денежные средства, поступившие в результате:

Изъятия в ходе дознания, предварительного следствия, не являющиеся вещественными доказательствами, при наложении ареста на имущество обвиняемого (подозреваемого), на которые может быть обращено взыскание в целях возмещения причиненного материального ущерба или исполнения приговора в части конфискации имущества;

Получения средств на ответственное хранение;

Получения средств бюджетным учреждением в обеспечение заявок на участие в конкурсе (аукционе);

В прочих установленных законодательством РФ случаях.

Подробнее об учете сумм, поступивших во временное распоряжение учреждения, см. подраздел "Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение" раздела "Прочие расчеты с кредиторами" настоящего Практического пособия.

В связи с завершением 1 января 2012 г. переходного периода для перевода федеральных бюджетных и автономных учреждений на новый порядок финансового обеспечения выполнения ими государственного задания (оказание государственных услуг, выполнение работ) путем предоставления субсидий из федерального бюджета в соответствии с абз. 1 ст. 78.1 БК РФ федеральным бюджетным учреждениям следует открыть в территориальных органах федерального казначейства лицевые счета, предназначенные для учета операций (абз. 1 п. 1 Письма Минфина России N 02-03-09/5232, Казначейства РФ N 42-7.4-05/5.1-735 от 25.11.2011):

1) со средствами бюджетных учреждений (за исключением субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций, предоставленных учреждениям из федерального бюджета) - до 30 декабря 2011 г.;

2) со средствами, предоставленными бюджетным учреждениям из федерального бюджета в виде субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций - по мере необходимости.

Федеральным автономным учреждениям лицевые счета в территориальных органах казначейства открываются в аналогичном порядке (абз. 7 п. 1 Письма Минфина России N 02-03-09/5232, Казначейства России N 42-7.4-05/5.1-735 от 25.11.2011).

1.2. Бухгалтерский учет при поступлении денежных средств

«Денежные средства» - Необходимо было найти эталон обмена. Эмиссия – выпуск в обращение дополнительного количества денежных знаков. Эволюционная. Миф 1: «Большая часть денег – наличные» Миф 2: «Деньги обеспечиваются золотом». Бумажные деньги 910 г. - в Китае начат массовый выпуск денег из бумаги. Банкноты и монеты. Неудобно.

«Денежные функции» - Денежный рынок. Сущность денег проявляется через: В экономической теории такие обменные издержки активов называют "транзакционными издержками". Мера стоимости. При выпуске денег в обращение: Совокупность таких ценностей принято называть "активами". Денежный капитал. Электронные деньги.

«Денежные средства предприятия» - Финансовая система. Банковско-финансовая система РФ. Назвать какие средства предприятия относятся к собственным, а какие к заемным. Анализ финансового состояния предприятия. Основные направления расходования финансовых ресурсов предприятия. Дать характеристику финансовой и банковской системы РФ. Финансы предприятий, учреждений, организаций; страхование; государственные финансы.

«План счетов» - Примеры экранных форм. Основные показатели деятельности». Раздел «Учетное ядро». Каталог банковских приложений. Приложение. Планы счетов. Откройте возможности учета в нескольких планах счетов. Главная бухгалтерская книга. По Рейтингу «Интерфакс» по Активам «Банки России. Описание. Основные функции. Инструмент для создания аналитических моделей.

«Учёт денежных средств» - По кредиту счета 51 «Расчетные счета» отражается списание денежных средств с расчетных счетов организации. Платежное требование - расчетный документ, содержащий требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк. Счет 75 «Расчеты с учредителями» 11.

О. Гришакова
эксперт журнала «Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение»

Приказом Минфина РФ от 27.12.2017 № 255н (далее – Приказ № 255н) в классификацию операций сектора государственного управления введены новые коды. Их следует применять с начала 2018 года . В связи с этим в рабочий план счетов необходимо ввести новые счета аналитического учета, соответствующие вновь введенным кодам КОСГУ. В статье рассмотрим порядок учета расчетов по доходам бюджетных и автономных учреждений спорта исходя из Приказа № 255н и проектов изменений в инструкциях № 174н , 183н (размещены на сайте www.regulation.gov.ru) .

В бухгалтерском учете государственных (муниципальных) учреждений для расчетов по доходам используются следующие синтетические счета:

– 0 205 00 000 «Расчеты по доходам» – на нем отражаются суммы доходов (поступлений), начисленные учреждением в момент появления требований к их плательщикам, возникающих в силу договоров, соглашений (в том числе суммы поступившей от плательщиков предварительной оплаты), а также при выполнении учреждением возложенных на него согласно законодательству РФ функций;

– 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» – он предназначен для учета расчетов по суммам выявленных недостач, хищений, порчи денежных средств и иных ценностей, других сумм причиненного ущерба имуществу учреждения, подлежащих возмещению виновными лицами в установленном законодательством РФ порядке, по суммам предварительной оплаты, не возвращенным контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда, по суммам задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенным (не удержанным из заработной платы), по суммам задолженности за неотработанные дни отпуска при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, по суммам излишне произведенных выплат, по суммам принудительного изъятия, в том числе при возмещении ущерба в соответствии с законодательством РФ, при возникновении страховых случаев, по суммам ущерба, причиненного вследствие действия (бездействия) должностных лиц организации, а также по суммам компенсации расходов, понесенных учреждениями в связи с реализацией требований, установленных законодательством РФ.

Учет расчетов по доходам на счете 205 00 000

До начала действия Приказа № 255н синтетический счет 0 205 00 000 включал следующие аналитические счета:

– 0 205 20 000 «Расчеты по доходам от собственности» (код 120 КОСГУ);

– 0 205 30 000 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг» (код 130 КОСГУ);

– 0 205 40 000 «Расчеты по суммам принудительного изъятия» (код 140 КОСГУ);

– 0 205 50 000 «Расчеты по поступлениям от бюджетов» (по соответствующим аналитическим счетам») (код 150 КОСГУ);

– 0 205 70 000 «Расчеты по доходам от операций с активами» (по соответствующим аналитическим счетам») (код 170 КОСГУ);

– 0 205 80 000 «Расчеты по прочим доходам» (код 180 КОСГУ).

С вступлением в силу Приказа № 255н коды 120, 130, 140, 180 КОСГУ стали группировочными и теперь включают в себя ряд новых подстатей КОСГУ.

Номер счета и его наименование (с учетом проектов приказов Минфина о внесении изменений в инструкции № 174н, 183н)

Доходы от собственности

121 «Доходы от операционной аренды»

0 205 21 000 «Расчеты с плательщиками доходов от операционной аренды»

122 «Доходы от финансовой аренды»

0 205 22 000 «Расчеты по доходам от финансовой аренды»

124 «Проценты по депозитам, остаткам денежных средств»

0205 24 000 «Расчеты по доходам от процентов по депозитам, остаткам денежных средств»

129 «Иные доходы от собственности»

0205 29 000 «Расчеты по иным доходам от собственности»

Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат

131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)»

0 205 31 000 «Расчеты с плательщиками по доходам от оказания платных услуг (работ)»

135 «Доходы по условным арендным платежам»

0 205 35 000 «Расчеты по условным арендным платежам»

Прочие доходы

183 «Доходы от субсидии на иные цели»

0 205 83 000 «Расчеты по субсидиям на иные цели»

184 «Доходы от субсидии на осуществление капитальных вложений»

0 205 84 000 «Расчеты по субсидиям на осуществление капитальных вложений»

189 «Иные доходы»

0 205 89 000 «Расчеты по иным доходам»

К счету 0 205 00 000 в структуре рабочего плана счетов (в 15 – 17‑м разрядах счета) применяются соответствующие коды подвида доходов согласно подразд. 4.1 классификации доходов бюджета .

Наиболее распространенные операции по начислению и поступлению доходов в бюджетных и автономных учреждениях спорта приведены в таблице.

Начислены доходы в сумме субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания

4 205 31 560 (000)

Начислены доходы будущих периодов в форме субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания по соглашениям о предоставлении субсидий (грантов) в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным)

4 205 31 560 (000)

Начислены доходы по предоставленной учреждению субсидии на иные цели в сумме подтвержденных отчетом расходов (основание – бухгалтерская справка (ф. 0504833))

5 205 83 560 (000)

Начислены доходы по предоставленным в порядке, установленном законодательством РФ, бюджетным инвестициям в сумме, подтвержденной отчетом

6 205 84 560 (000)

Начислены доходы от операционной аренды имущества, переданного арендаторам согласно заключенным договорам

2 205 21 560 (000)

Начислены доходы за выполненные работы, оказанные услуги, реализованные товары (в рамках видов приносящей доход деятельности учреждения, предусмотренных уставными документами)

2 205 31 560 (000)

Начислены заказчикам (в соответствии с долгосрочными договорами) суммы доходов будущих периодов за выполненные и сданные им отдельные этапы готовой продукции, работ, услуг

2 205 31 560 (000)

Начислены доходы от условных арендных платежей

0 205 35 560 (000)

Начислены иные доходы, в том числе полученные пожертвования (гранты), благотворительные (безвозмездные) перечисления

2 205 89 560 (000)

2 205 52 560 (000)

2 205 53 560 (000)

Отражено поступление доходов в рамках заключенных договоров (соглашений)

0 201 11 510 (000)

0 201 21 510 (000)

0 201 34 510 (000)

0 205 00 660 (000)

Отражено уменьшение расчетов с дебиторами по доходам прекращением встречного требования зачетом

2 205 00 660 (000)

Списана с балансового учета дебиторская задолженность по доходам, признанная в соответствии с законодательством РФ нереальной к взысканию (не востребованной кредиторами по доходам)

Забалансовый счет 04

0 205 00 660 (000)

Таким образом, доходы, полученные в виде субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания и от оказания платных услуг (работ), предусмотренных уставом учреждения, учитываются на одном счете по коду 131 КОСГУ (ранее – по коду 130 КОСГУ); доходы, полученные в рамках операционной аренды, отражаются по коду 121 КОСГУ (ранее – по коду 120 КОСГУ). Учет остальных видов доходов теперь более детализирован. Так, доходы, относящиеся к компенсации расходов учреждения в рамках договора аренды, относятся к условным арендным платежам и учитываются отдельно.

При этом необходимо отметить, что операции автономных и бюджетных учреждений по НДС и налогу на прибыль организаций отражаются теперь по соответствующей подстатье КОСГУ (131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» или 189 «Иные доходы») в соответствии с решением учреждения, принятым в рамках его учетной политики.

Автономное учреждение спорта предоставило в аренду ледовый каток на период проведения спартакиады с 1 марта по 11 марта. В договоре аренды отдельно предусмотрены фиксированная арендная плата – 55 000 руб. и возмещение арендатором расходов на электроэнергию по фактическим показаниям счетчика. По окончании данного мероприятия последние расходы составили 2 700 руб.

В целях упрощения примера операции по внутреннему перемещению переданного в аренду имущества и начислению налога на прибыль не приводятся.

Согласно СГС «Аренда» данный объект учета относится к операционной аренде.

В бухгалтерском учете на основании актов оказанных услуг отражены расчеты с арендатором по арендной плате и условным арендным платежам.

Сумма, руб.

Отражена передача ледового катка арендатору

Забалансовый счет 25

Начислены предстоящие доходы от операционной аренды (в момент заключения договора аренды)

Отражено признание доходов текущего финансового года (на основании акта об оказании услуг)

Начислены условные арендные платежи (на основании акта о фактических расходах на электроэнергию)

Поступили от арендатора на лицевой счет денежные средства в виде арендного платежа

Забалансовый счет 17

Поступили от арендатора на лицевой счет денежные средства в виде условного арендного платежа

Забалансовый счет 17

Отражена передача ледового катка учреждению

Забалансовый счет 25

*
В условной оценке.

Учет отдельных видов расчетов на счете 209 00 000

Данный синтетический счет применяется для формирования в денежном выражении информации о состоянии расчетов по суммам причиненного ущерба бюджетному или автономному учреждению, иным доходам и содержит следующие группы счетов:

– 0 209 30 000 «Расчеты по компенсации затрат»;

– 0 209 40 000 «Расчеты по штрафам, пеням, неустойкам, возмещениям ущерба»;

– 0 209 70 000 «Расчеты по ущербу нефинансовым активам»;

– 0 209 80 000 «Расчеты по иным доходам».

До вступления в силу Приказа № 255н аналитические счета применяли только к счетам 0 209 70 000, 0 209 80 000. Теперь необходимо использовать новую аналитику и к счетам 0 209 30 000, 0 209 40 000.

Приведем в таблице новые коды КОСГУ и соответствующие им аналитические счета, применяемые при расчетах по ущербу и иным доходам в деятельности бюджетных и автономных учреждений спорта.

Код КОСГУ (в редакции Приказа № 255н)

Номер счета и его наименование (с учетом проектов приказов Минфина о внесении изменений в инструкции 174н, 183н)

Доходы от компенсации затрат

134 «Доходы от компенсации затрат»

0 209 34 000 «Расчеты по компенсации затрат»

Штрафы, пени, неустойки, возмещение ущерба

141 «Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках»

0 209 41 000 «Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)»

143 «Страховые возмещения»

0 209 43 000 «Расчеты по доходам от страховых возмещений»

144 «Возмещение ущерба имуществу (за исключением страховых возмещений)»

0 209 44 000 «Расчеты по доходам от возмещения ущерба имуществу (за исключением страховых возмещений)»

145 «Прочие доходы от сумм принудительного изъятия»

0 209 45 000 «Расчеты по доходам от прочих сумм принудительного изъятия»

Прочие доходы

189 «Иные доходы»

0 209 89 000 «Расчеты по иным доходам»*

*
Ранее для учета иных доходов применялся счет 0 209 83 000.

В структуре рабочего плана счетов к счету 0 209 00 000 (в 15 – 17‑м разрядах счета) применяются соответствующие коды подвида доходов согласно подразд. 4.1 классификации доходов бюджета.

Операции по начислению доходов

Отражена сумма задолженности работника по излишне выплаченной ему сумме оплаты труда (не удержанной из заработной платы) в случае оспаривания работником оснований и размеров удержаний

0 209 34 560 (000)

Начислена сумма задолженности бывшего работника перед учреждением за неотработанные дни отпуска при увольнении его до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск

0 209 34 560 (000)

Отражена сумма задолженности перед учреждением, подлежащая возмещению по решению суда, в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (оплата государственной пошлины, судебных издержек)

0 209 34 560 (000)

Начислена сумма ущерба в виде процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо необоснованного получения или сбережения

0 209 45 560 (000)

Отражена сумма задолженности по возмещению ущерба имуществу в соответствии с законодательством РФ при возникновении страховых случаев

0 209 43 560 (000)

Отражена задолженность по штрафам, пеням, неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, по иным санкциям

2 209 41 560 (000)

Начислена задолженность в сумме требований по компенсации затрат к получателям авансовых платежей (подотчетных сумм) по произведенной предварительной оплате в рамках договоров (соглашений), а также по иным основаниям согласно законодательству РФ, не возвращенной контрагентом в случае расторжения договора (соглашения), в том числе по результатам претензионной работы (решению суда)

0 209 34 560 (000)

0 206 00 660 (000)

0 208 00 660 (000)

Отражена сумма задолженности по компенсации расходов, понесенных учреждением в связи с реализацией требований, установленных законодательством РФ

0 209 34 560 (000)

Операции по поступлению, зачету и списанию доходов

Поступили средства от виновных лиц в возмещение причиненного учреждению ущерба, а также по иным доходам

0 201 11 510 (000)

0 201 21 510 (000)

0 201 34 510 (000)

0 209 00 660 (000)

Возмещен ущерб виновным лицом из заработной платы (иных выплат) на сумму удержаний, произведенных в порядке, предусмотренном законодательством РФ

0 304 03 830 (000)

0 209 00 660 (000)

Списана с баланса сумма ущерба в связи с неустановлением виновных лиц (с ее уточнением решениями судов)

0 209 00 660 (000)

Списана с баланса сумма ущерба в связи с приостановлением согласно законодательству РФ предварительного следствия, уголовного дела или принудительного взыскания, а также в связи с признанием виновного лица неплатежеспособным

Забалансовый счет 04

0 209 00 660 (000)

Уменьшены расчеты с дебиторами по доходам прекращением встречного требования зачетом при принятии решения об удержании суммы начисленных штрафных санкций путем выплаты исполнителю договора (контракта) суммы, уменьшенной на сумму неустойки (пеней, штрафов):

в части обязательств по договору (контракту), принятых за счет приносящей доход деятельности

2 302 00 830 (000)

2 209 41 660 (000)

в части обязательств по договору (контракту), принятых за счет иных источников финансового обеспечения

2 304 06 830 (000)

2 209 41 660 (000)

В бюджетном учреждении спорта работнику, впервые заключившему трудовой договор, выдан бланк трудовой книжки за плату (в размере расходов на его приобретение). Стоимость бланка трудовой книжки удержана из зарплаты работника по его заявлению. Выплата зарплаты осуществляется за счет субсидии на выполнение госзадания.

Учетной политикой учреждения предусмотрено начислять НДС и налог на прибыль организаций по коду 131 КОСГУ.

При выдаче работнику трудовой книжки или вкладыша в нее работодатель взимает с работника плату, размер которой определяется исходя из расходов на их приобретение (п. 46 – 47 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225).

Оплата, взимаемая работодателем при выдаче работнику трудовой книжки или вкладыша в нее, подлежит учету при определении базы по налогу на прибыль организаций и НДС (Письмо ФНС РФ от 23.06.2015 № ГД-4-3/10833@).

В бухгалтерском учете бюджетного учреждения данные операции отражаются следующим образом:

Отражена задолженность за работником в сумме компенсации стоимости бланка трудовой книжки

Начислен НДС

Начислен налог на прибыль организаций

Удержана из зарплаты работника сумма компенсации стоимости бланка трудовой книжки

Отражен перевод суммы удержания с КВФО 4 на КВФО 2 в погашение задолженности

Погашена задолженность работника по компенсации расходов на приобретение бланка трудовой книжки

Автономное учреждение спорта заключило договор на поставку спортивного инвентаря на сумму 500 000 руб. Оплата по договору осуществляется за счет средств целевой субсидии. Поставка инвентаря произведена с нарушением срока, предусмотренного договором. В связи с этим поставщику предъявлено требование об уплате неустойки в размере 25 000 руб.

В бухгалтерском учете данные операции отражены следующим образом:

Автомобилю бюджетного учреждения спорта в результате ДТП причинен ущерб. Потерпевшей стороной признано учреждение. В соответствии с договором обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) транспортных средств страховщик перечислил страховое возмещение на лицевой счет учреждения.

Учетной политикой учреждения предусмотрено отражать начисление и уплату налога на прибыль организаций по коду 131 КОСГУ.

Сумма страхового возмещения подлежит учету для целей исчисления налога на прибыль организаций в составе внереализационных доходов на основании ст. 250 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 10.11.2017 № 03‑03‑06/3/74209).

В бухгалтерском учете бюджетного учреждения отражены следующие операции:

В заключение обобщим вышесказанное. С вступлением в силу Приказа № 255н доходы бюджетных и автономных учреждений детализированы новыми кодами КОСГУ. Согласно этим изменениям в рабочем плане счетов необходимо предусмотреть новые аналитические счета к счетам 0 205 00 000, 0 209 00 000. Причем данные изменения нужно применять с начала 2018 года. В статье мы привели новые коды КОСГУ по доходам, соответствующие им счета аналитического учета, применяемые в бюджетных и автономных учреждениях, а также на примерах рассмотрели порядок учета отдельных операций по доходам на основе подготовленных проектов приказов Минфина о внесении изменений в инструкции
№ 174н, 183н.

Утверждена Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н.

Согласно Приказу Минфина РФ от 20.02.2018 № 29н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

Утверждена Приказом Минфина РФ № 65н.

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 258н.

Согласно пункту 162 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н в редакции приказа Минфина России от 29.08.2014 № 89н, далее – Инструкция № 157н, счет 20103 «Денежные средства учреждения в пути» предназначен для учета операций по движению денежных средств учреждения в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте в пути. Денежными средствами в пути в целях бухгалтерского учета и настоящей Инструкции признаются денежные средства, перечисленные учреждению, зачисленные не в один операционный день , а также средства, переведенные с одного счета учреждения на другой счет, в том числе при осуществлении операций с использованием (дебетовых) банковских карт, при условии перечисления (зачисления) денежных средств не в один операционный день .

Пунктом 155 Инструкции № 157н установлено, что группировка операций по счетам 201.00 осуществляется в разрезе: 10 «Денежные средства на лицевых счетах учреждения в органе казначейства»; 20 «Денежные средства учреждения в кредитной организации».

Согласно Плану счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений денежные средства учреждения в кредитной организации в пути учитываются на счете 201.23 «Денежные средства учреждения в кредитной организации в пути».

В соответствии с этим в плане счетов программы «1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8» для бюджетных, а также казенных и автономных учреждений применяется счет 201.23 «Денежные средства учреждения в кредитной организации в пути». (Рис.1)

Итак, для того чтобы понять, в каком случае используется счет 201.23 «Денежные средства учреждения в кредитной организации в пути», а в каком нет, рассмотрим две ситуации. Так же отразим их в программе «1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 1.0.

Снятие наличных денежных средств через банкомат в кассу

Снятие наличных денежных средств через банкомат в кассу оформляется двумя документами:

1. «Заявка на наличные (банковская карта)»;

2. «Приходный кассовый ордер»

Создание документа «Заявка на наличные (банковская карта)» . Пункт меню «Казначейство/Банк» . (Рис. 2)


Заполняем закладку «Заявка» , создаем банковскую карту в справочнике «Банковские карты». (Рис. 3)


Заполняем табличную часть на закладке «Расшифровка». (Рис. 4)


И для проведения документа заполняем закладку «Исполнение». (Рис. 5)


После этого проводим документ и посмотрим проводки, сформированные этим документом. (Рис. 6)




Заполняем табличную часть на закладке «Бухгалтерские записи» и проводим документ.


Посмотрим проводки, сформированные этим документом. (Рис. 10)


Внесение наличных денежных средств через банкомат на счет учреждения

Для внесения наличных денежных средств через банкомат на счет учреждения необходимо отразить хозяйственные операции следующими документами:

1. Расходный кассовый ордер;

2. Операция бухгалтерская;

3. Кассовое поступление.

Первый документ, который мы должны сформировать в данном случае, – это расходный ордер с операцией «Инкассация на банковский счет (201.23)», его можно найти в меню «Касса». (Рис. 11)


Заполняем документ. Обратите внимание, что в поле «Лицевой счет» требуется указать лицевой счет, открытый в банке. (Рис. 12)


Посмотрим проводки, сформированные этим документом. (Рис. 13)


Следующий документ – операция бухгалтерская. В ней отражаем хозяйственные операцию по зачислению денежных средств на счет № 40116 через банкомат с использованием дебетовой банковской карты, открытой к счету № 40116. (Рис. 14)


Добавляем новый документ, заполняем табличную часть. В типовых документах проводки по забалансовым счетам формируются автоматически, в операции бухгалтерской такие проводки нужно делать самостоятельно. (Рис. 15)


И последний документ в данной цепочке – это «Кассовое поступление» с видом операции «Поступление наличных в счет восстановления расходов (210.03)» (меню «Казначейство/Банк»). (Рис. 16)


Заполняем документ необходимыми реквизитами. (Рис. 17)


Посмотрим проводки, сформированные этим документом. (Рис. 18)


Таким образом, при снятии наличных денежных средств с дебетовой карты счет 201.23 не используется, а при внесении средств на счет через карту применяются счета 210.03 и 201.23.

Так же в связи с введением дебетовых карт стал актуальным вопрос учета остатков на дебетовых картах, открытых к счету № 40116. Дело в том, что в отличие от перечисления сумм под отчет на личные карты сотрудников (Дебет 208.00 – Кредит 304.05(201.11)) перечисление денежных средств на дебетовую карту, открытую к счету № 40116 (Дебет 210.03, Кредит-т 304.05 (201.11)), не является выдачей аванса под отчет.

Согласно пункту 6.3 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» подотчетное лицо обязано в срок, не превышающий трех рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет, или со дня выхода на работу, предъявить главному бухгалтеру или бухгалтеру (при их отсутствии - руководителю) авансовый отчет с прилагаемыми подтверждающими документами. Выдача наличных денег под отчет проводится при условии полного погашения подотчетным лицом задолженности по ранее полученной под отчет сумме наличных денег.

Таким образом, неизрасходованные подотчетным лицом денежные средства, полученные в банкомате или в специальном пункте выдачи, должны быть возвращены на банковскую карту в банкоматах и в пунктах выдачи наличных.

Согласно пункту 230 Инструкции № 157н, для учета расчетов учреждения с органом Федерального казначейства (финансовым органом соответствующего бюджета), возникающих по операциям с наличными денежными средствами, предназначен счет 210.03 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам».

Следует отметить, что сумма на дебетовых картах, открытых к счету № 40116, учитываемая на счете 210.03, не является подотчетной суммой. Подотчетная сумма появляется только в момент снятия подотчетным лицом денег с карты в банкомате (в специальном пункте выдачи) либо при оплате картой товаров, работ и услуг (Дебет 208.00, Кредит 210.03). Только к этим суммам применяются правила, действующие для сумм, выданных подотчет (т.е. необходимость возврата остатка подотчетных сумм в случае закрытия авансового отчета и наличия такого остатка).

В связи с этим рекомендуется прописать в Положении о документообороте правовые отношения с подотчетным лицом, пока средства находятся на такой карте, например, при предоставлении авансового отчета работник сдает карточку в бухгалтерию и получает ее вновь при необходимости произвести расходы.

Во избежание правовых коллизий, такие карты лучше использовать как карты кассира, т.е. кассир перечисляет деньги на карту и по необходимости снимает средства, приходует их в кассу и выдает в подотчет. Либо перечислять средства под отчет на личные карты сотрудников.

Инструкцией № 157н по счету 210.03 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам» не предусмотрено ведение аналитического учета по подотчетным лицам (банковским картам), а также по КОСГУ. Даже, если вы организуете аналитический учет по счету 210.03 по банковским картам, получить информацию об остатках средств на счете 210.03 в разрезе банковских карт по КОСГУ не представляется возможным.

Если необходимо видеть информацию в таком разрезе, то в программе «1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8» можно открыть служебный забалансовый счет, например, БК, с субконто «Банковские карты» типа справочник «Банковские карты» и установить по нему учет по КПС и КЭК. (Рис. 19 – 20)



В типовой конфигурации программы корреспонденции Дебет 208.00 – Кредит 210.03 вводятся в документе «Операция (бухгалтерская)». Если в документе «Операция (бухгалтерская)» с такими корреспонденциями формировать дополнительные записи по служебному счету БК, это позволит получать информацию об остатках средств на картах в разрезе КПС и КОСГУ из стандартных отчетов - оборотно-сальдовая ведомость по счету, карточка счета и др. (Рис. 21 - 23)




Поэтому не требуется перечислять остаток подотчетной суммы со счета № 40116 на лицевой счет учреждения.