Экономические реформы дэн сяопина в китае. Марксистская интерпретация политики реформ и открытости

Почти 40 лет политики реформ и открытости помогли Китаю добиться значительных успехов, но привели и к появлению идеологических сомнений. Своеобразие исторических условий сделало путь развития Китая запутанным и сложным, последствием этого стало противопоставление некоторыми людьми политики реформ и открытости и классического социализма К. Маркса и Ф. Энгельса. Это расшатало веру в преемственную связь между классическим марксизмом и марксизмом китайского типа и создало экстренную необходимость в единстве понимания.

1. Успехи политики реформ и открытости, ее значение и последующие идеологические сомнения

За время политики реформ и открытости структура собственности в Китае с единой (общественной, государственной, коллективной) поменялась на систему общественной собственности в качестве главной. Развитие индивидуального, частного, иностранного и совместного капитала мобилизовало активность всех владельцев факторов производства, что дало толчок и энергию всему обществу, и экономика сохраняла быстрый рост. С 1978 г. Китай по ВВП с десятого места в мире поднялся на второе, а по среднедушевому ВНД - со 175 на 114 место . С начала политики реформ и открытости в 1978 г. национальный доход на душу населения в Индии и Китае находился на одном уровне. К концу 2013 г. в Индии он вырос в 8,2 раза, в Китае - в 34,5 раза , а в России с 1982 по 2013 гг. - в 9,4 раза . По мере роста среднедушевого дохода коэффициент Энгеля, используемый для измерения уровня жизни, в городе с 57,5% в 1978 г. снизился до 36,3% в 2012 г., а в деревне - с 67.7% до 39.3% .

Политика реформ и открытости помогает постепенно воплощать в жизнь «китайскую мечту», включающую процветание страны, возрождение нации и народное благополучие. Мы мечтали об этом более 170 лет. С 1840 по 1949 гг. нам понадобилось почти сто лет, чтобы сделать первый шаг к «китайской мечте» - добиться независимости и освобождения китайской нации. При помощи Коммунистической партии во главе с Мао Цзэдуном классический марксизм гармонично соединился с китайской действительностью, что определило уникальный революционный путь социализма с китайской спецификой. Китайский народ встал на ноги, начал осуществление второго этапа «китайской мечты» - великое возрождение китайской нации. ЦК КПК во главе с Дэн Сяопином определил путь построения социализма с китайской спецификой; исходя из задачи твердо придерживаться четырех основных принципов, избрал политику реформ и открытости, что принесло благополучие народу. С тех пор Китай снял социалистическую шляпу бедности.

60 лет истории развития КНР демонстрируют колебания (флуктуацию) Китая на пути экономического развития. Цао Сыюань из НИЦ общественных наук в Пекине обнаружил волнообразную динамику соотношения между долями государственного и частного сектора экономики: к 1999 году оно вернулось к показателям 1949 г. . Это отражает развитие частного сектора с положительного к отрицательному, и затем снова к положительному показателю и демонстрирует извилистый путь экономики Китая.

Сложность развития Китая вызвали различные идеологические колебания. Появились выражения «зажигая левую фару, поворачивать направо», «под знаменем социализма идти путем капитализма». В 2007 году 23% студентов некоторых вузов Пекина полагало, что политика реформ и открытости идет вразрез с научным социализмом К. Маркса. В последние годы появилось мнение, что 30 лет до и 30 лет после революции являются взаимоисключающими. Некоторые ученые заявляют, что еще не видели, чтобы развитие настолько соответствовал фразе «чем дальше в лес, тем больше дров». Это свидетельствует, что некоторые люди не видят связь между политикой реформ и открытости и классическим социализмом К.Маркса и Ф.Энгельса, в котором не говорилось о возможности рыночной экономики и частной собственности при социализме.

Причина идеологических колебаний - в различной интерпретации политики реформ и открытости. Сейчас у ученых существует две точки зрения: по мнению одних, политика реформ и открытости - аналог обходной стратегии В.И. Ленина на время переходного периода на начальной стадии социализма. Другие считают, что она демонстрирует несоответствие теории классического социализма действительност социалистического государства и доказывает утопичность, так как отсутствие частной собственности и рынка невозможно. Автор данной статьи придерживается первой точки зрения.

2. Политика реформ и открытости - стратегический ход в переходе сквозь «кавдинские ущелья» капитализма

Выдвинутая К.Марксом в последнее годы его жизни теория о переходе России сквозь «кавдинские ущелья» капитализма имеет руководящее значение для отсталых государств Востока, но не была достаточно оценена. Эта теория была выдвинута К. Марксом во время полемики между российскими народниками и либералами о том, сможет ли и должна ли Россия, подобно всем государствам, пройти через капиталистическую стадию развития, или следует осуществить прямой переход к социализму на базе деревенской общины. К.Маркс и Ф.Энгельс полагали возможным переход Россией сквозь «кавдинские ущелья» капитализма, но при условии преемственной связи между революциями в России и Западной Европе.

В 1881 г. К.Маркс в набросках ответа на письмо Вере Засулич сделал вывод, что «Россия может ввести в общину все положительные достижения, добытые капиталистическим строем, не проходя сквозь его кавдинские ущелья», «…она может усвоить его положительные достижения, не проходя через все его ужасные перипетии», «…она может зажить новой жизнью, не прибегая к самоубийству» . Такая точка зрения присутствует и в дискуссии Ф.Энгельса 1875 г. с идеологом российских народников П.Н.Ткачевым, и в 1877 г. в редакционном письме К.Маркса в журнале «Отечественные записки», и в 1882 г. в предисловии К.Маркса и Ф.Энгельса к изданию «Манифеста Коммунистической партии» на русском языке, а также в 1894 г. в послесловии Ф.Энгельса к работе «О социальном вопросе в России». Это мнение обосновывается тем, что историческая неизбежность первоначальных накоплений капитализма ограничивается странами Западной Европы и не может быть непосредственно перенесена на российскую общину, а история капитализма в Западной Европе должна превратиться в философско-историческую теорию всеобщего пути развития, стать универсальным ключом к прогнозированию тенденций развития, независимо от особенностей исторической обстановки.

Конечно, в остальных трудах классиков можно найти некоторые, казалось бы, негативные выводы. В 1867 г. К.Маркс в предисловии к «Капиталу» заявил: «Общество, если даже оно напало на след естественного закона… не может ни перескочить через естественные фазы развития, ни отменить последние декретами. Но оно может сократить и смягчить муки родов» . В 1894 г. Ф.Энгельс, анализируя социальные проблемы России, сказал: «Исторически невозможно, чтобы обществу, стоящему на более низкой ступени экономического развития, предстояло разрешить задачи и конфликты, которые возникли и могли возникнуть лишь в обществе, стоящем на гораздо более высокой ступени развития… Каждая данная экономическая формация должна решать свои собственные, из нее самой возникающие задачи; браться за решение задач, стоящих перед другой совершенно чуждой формацией, было бы абсолютной бессмыслицей» .

Однако далее он категорично утверждает: «После победы пролетариата и перехода средств производства в общее владение у западноевропейских народов те страны, которым только что довелось вступить на путь капиталистического производства и в которых уцелели еще родовые порядки…, могут использовать эти остатки общинного владения и соответствующие им народные обычаи как могучее средство, чтобы значительно сократить процесс своего развития к социалистическому обществу и избежать большей части тех страданий и той борьбы, через которые приходится прокладывать дорогу нам в Западной Европе. Но неизбежным условием для этого являются пример и активная поддержка пока еще капиталистического Запада…только тогда, когда отсталые страны увидят на этом примере, «как это делается»… только тогда смогут эти отсталые страны встать на путь такого сокращенного процесса развития» .

Таким образом, согласны ли Маркс и Энгельс с тем, что отсталые государства должны пройти сквозь «кавдинские ущелья» капитализма? Мы можем в соответствии с размахом перехода трактовать фразу «перескочив через весь капиталистический период, войти в социализм» в узком смысле как «большой переход», а фразу «сократить и смягчить муки капиталистического развития» назвать в широком смысле «малым переходом». Условия реализации первого суровее, сложнее, но и в истории таких прецедентов было много, - например, переход германцев через феодальное общество, переход Америки и Австралии от первобытного общества к капиталистическому, переход народностей Тибета и Ляншань-Ийского автономного округа провинции Сычуань от рабовладельческого общества к социализму.

Трудностей при втором типе перехода меньше, а вероятность успеха больше. Выбор перехода определяется текущей социальной и исторической обстановкой. История показала, что исторические условия, о которых говорили учителя революции, вовсе не были готовы, и Россия не смогла осуществить в узком смысле «большой переход» сквозь капитализм. Капиталистические производственные отношения быстро поглотили традиционный строй деревни, но в условиях полуфеодальной полуколониальной общественно-экономической формации капитализм уже через 50 лет был прерван Октябрьской революцией под руководством В.И.Ленина.

В то время Г.В.Плеханов, К.Каутский и Н.Н.Суханов решительно возражали против намерений В.И.Ленина поскорее перепрыгнуть через капиталистический этап развития, т.к. считали, что «Россия еще не намолола той муки, из которой можно было бы испечь пшеничный пирог социализма». В 1885 г. в книге «Наши разногласия» Г.В.Плеханов писал: «Если, после всего сказанного, мы еще раз спросим себя - пройдет ли Россия через школу капитализма, то, не колеблясь, можем ответить новым вопросом - почему же бы ей и не окончить той школы, в которую она уже поступила?» . К.Каутский утверждал, что «маленький переход» даже в широком смысле тоже очень опасен: социалистическая Россия подобна «недоношенному ребенку», а Октябрьская революция под руководством большевиков - беременной женщине, и, желая осуществить безумный яростный прыжок, сократить невыносимую беременность, она вызывает преждевременные роды, обычно ведущие в смерти ребенка.

В ответ на их критику в 1923 г. В.И.Ленин, будучи больным и устно диктуя, завершает работу «О нашей революции», где, высмеивая Г.В.Плеханова и К.Каутского, говорит, что они не понимают диалектику революции, не видят особенностей порядка и формы развития русской революции. Он спрашивает: «В каких книжках прочитали вы, что подобные видоизменения обычного исторического порядка недопустимы или невозможны? …Учебник, написанный по Каутскому, был вещью для своего времени очень полезной. Но пора уже все-таки отказаться от мысли, будто этот учебник предусмотрел все формы развития дальнейшей мировой истории» . Отсюда видно, что В.И.Ленин, как и К.Маркс и Ф.Энгельс, выступает против механистического понимания общих закономерностей смены и общего порядка развития общественно-экономических формаций. История показала, что предсказанный К.Каутским «недоношенный ребенок» СССР прожил более 70 лет, а после его распада каждая из стран СНГ снова упала в «кавдинские ущелья» капитализма.

Условия, в которых пришлось расти этому априори нездоровому недоношенному ребенку, были крайне плохими: без опоры на социалистические революции Запада можно было ожидать лишь его экономической блокады и военной осады, а также гонки вооружения с мирной эволюцией. Тем не менее Советский Союз успешно осуществил в широком смысле «малый переход», добился значительных успехов, привлекших внимание всего мира: всего за две пятилетки прошел путь индустриализации, на который западным странам потребовалось сто лет.

Россия стала примером и поддержкой для Китая в осуществлении в широком смысле перехода сквозь «кавдинские ущелья» капитализма. Причину выбора Китаем пути марксизма Мао Цзэдун сформулировал так: «Изменение пути в безвыходном положении» . Ни Китай, ни Советский Союз не смогли осуществить в узком смысле «большой» переход через «кавдинские ущелья» капитализма, но в некоторой степени осуществили в широком смысле «малый переход», добилившись значительных успехов. В полуколониальном полуфеодальном Китае бюрократический капитализм, в лице крупных помещиков и крупной буржуазии имел 20-летнюю историю развития, национальный капитализм также развивался более 50 лет, но был вытеснен и подавлен империализмом, феодализмом и бюрократическим капитализмом.

Новодемократическая и социалистическая революция под руководством КПК сократила страдания китайского народа от империализма и бюрократического капитализма. К счастью, КНР при помощи СССР всего за несколько десятков лет создала независимую целостную промышленную систему. Политика реформ и открытости стала стратегическим ходом в осуществлении перехода в широком смысле. Так как отсталое государство не может без достаточного уровня производительных сил осуществить развитие производственных отношений, необходимо за короткий период добиться успехов капитализма, иначе новорожденный социализм имеет риск умереть в молодом возрасте и упасть обратно в «кавдинские ущелья» капитализма. В таком случае, каким образом отсталое социалистическое государство может добиться успехов капитализма? Кто возьмет на себя задачу развития производительных сил? Этот тяжелый груз естественно лег на плечи пролетариата во главе с КПК. В КНР, как и в остальных социалистических государствах, партия столкнулась с проблемой, как воспользоваться положительными результатами капитализма. Но в условиях противостояния двух лагерей исчезла благоприятная для этого возможность, которая для отсталого социалистического государства может появиться только в условиях «мирного развития». Благодаря политике реформ и открытости Китай привлек иностранный капитал и технику, восполнил дефицит финансирования, ускорил процесс модернизации.

3. Политика реформ и открытости - это ловкое применение обходных тактик во время переходного периода на начальной стадии социализма

После Октябрьской революции в России, чтобы поскорее осуществить грандиозную стратегию перехода сквозь «кавдинские ущелья» капитализма, В.И.Ленин выбирал то фронтальную тактику, то тактику обходного перехода и умеренного отступления. После победы Октябрьской революции он проанализировал экономику России и посчитал, что Советская Россия должна перейти к социализму в обход промежуточной стадии госкапитализма, но, так как военная ситуация этого не позволила, Россия была вынуждена прибегнуть к трехгодичной политике «военного коммунизма». По окончании войны В.И.Ленин осуществил стратегическое отступление в экономике в виде перехода к НЭП и использования госкапитализма для развития. Он подчеркивал умеренность отступления: «Мы …отступаем назад…, чтобы …потом разбежаться и сильнее прыгнуть вперед» . После прихода к власти М.С.Горбачев, увидев, что СССР стоит перед выбором трех путей: следовать старому пути, вернуться к переходному периоду взаимного содействия секторов экономики или отступить еще больше - к социальному капитализму, - выбрал третий путь.

Политика реформ и открытости - второе ловкое использование Китаем обходной тактики В.И.Ленина. Впервые она была применена в переходный период после образования КНР, когда госкапитализм был использован для восстановления и развития народного хозяйства, но вскоре посредством «Одной индустриализации и трех реформ» КНР вступила в социалистический этап.

В 1979 г. Е Цзяньин впервые выдвинул понятие «начальная стадия социализма». В 1981 г. на 3-м пленуме ЦК 11-го созыва этот термин был впервые употреблен, а в 1987 г. в докладе 13 съезда КПК разъяснен: «Он не является начальным этапом, через который должно пройти любое государство на пути к социализму, но это обязательный период, через который должна была пройти наша страна, находясь в условиях отсталых производительных сил и неразвитой товарной экономики. Завершив в 50-х гг. социалистическое преобразование частной собственности на средства производства, Китай пришел к социалистической модернизации. Потребовалось, по меньшей мере, сто лет на прохождение начальной стадии социализма» . Это означает, что мы должны продолжать использовать капитализм для развития отсталых производительных сил, и только политика реформ и открытости способна сократить время развития.

Среди 566 опрошенных студентов некоторых вузов 44% полагает, что начальная стадия социализма является неполным социализмом, а множественность отраслей экономики отвечает реалиям нашей страны. В неразвитых капиталистических государствах быстро построенный социализм, довольствовавшийся только научным социализмом К.Маркса и незавершенным капитализмом, может быть лишь низкоуровневым. Путь диверсификации секторов экономики, который прошли Россия и Китай, - результат того, как законы экономики принудительно уступают дорогу обществу на переходном этапе. Государства, объявившие о переходе к социализму, в которых развитие производительных сил уступает капиталистическим странам, непременно столкнутся с необходимостью использовать капитализм. Но он отличается от капитализма в капиталистических странах: здесь это лишь стратегическое средство осуществления социализма.

Заключение

Теория Маркса о переходе сквозь «кавдинские ущелья» капитализма и обходная тактика Ленина - связующие факторы классического и реального социализма. Только рассматривая политику реформ и открытости с этой точки зрения, можно увидеть логическую связь между социализмом с китайской спецификой и классическим социализмом. Хотя сейчас теория социализма с китайской спецификой, являющаяся показательным теоретическим результатом политики реформ и открытости, является наибольшим объединяющим фактором, нужно остерегаться диаметрально противоположных трактовок в кругах ученых, возникающих из-за различных точек зрения, избегать опасности отклонения от принципов научного социализма.

На пути политики реформ и открытости видно множество развилок, и, только рассматривая ее как стратегию перехода сквозь «кавдинские ущелья» капитализма и как обходную тактику, а также как успешный путь и неизбежный этап построения социализма в отсталых государствах, можно гарантировать отсутствие отклонения социализма с китайской спецификой от научного социализма. Это требует пристального внимания и своевременного урегулирования некоторых социальных проблем, которые приносит политика реформ и открытости. Так, тенденция к чрезмерной передаче в частную собственность процесса реформирования госпредприятий, а также сопровождающая этот процесс утечка госимущества ослабили экономическую базу, в которой доминирующее положение занимает социализм. Из-за плохого контроля появились проблемы коррупции, уклонения от уплаты налогов, возникли трудности из-за полной коммерциализации таких сфер, как общественное здравоохранение, образование, транспорт.

В 2007 г. студенты ряда вузов больше всего были недовольны классовым расслоением и считали, что отсутствие общего богатства не соответствует идеалам классического социализма. В Китае коэффициент Джини, являющийся показателем дифференциации доходов населения, уже превысил международную предупреждающую линию 0,4. На пресс-конференции Информационного бюро Госсовета КНР представитель Государственного статистического управления впервые обнародовал коэффициент Джини в Китае за период 2003-2014 гг.: с 0.479 в 2003 г. он поднялся до 0.491 в 2008 г., а в 2012 г. снизился до 0.474, что выше, чем в Индии (0.33) и в России (0.40). В 2012 г. в Китае разрыв в доходах у 5% семей с самым высоким и самым низким доходом составил на селе 30, а в городе - 35 раз .

Эти проблемы влияют на социальную стабильность, могут привести к отчуждению власти и политическому кризису. Марксистская партия, стоящая во главе социалистического государства, прежде всего должна стойко оборонять четыре основных принципа границы политики реформ и открытости, четыре столба, подпирающие здание социализма с китайской спецификой. Если нарушить эти границы, можно столкнуться с риском распада государства и крахом «китайской мечты».

Помимо этого, вместе с совершенствованием условий честной конкуренции надо держаться социалистического направления экономического макрорегулирования; учитывая интересы самых широких масс, повышать умение контролировать рыночную экономику, предотвращать превращение избранного политического курса в неуправляемый автомобиль, когда «машина едет не совсем так, а очень часто совсем не так, как воображает тот, кто сидит у руля этой машины» . Увеличенияем интенсивности регулирования вторичного и третичного распределения надо сокращать разрыв между богатыми и бедными, непрерывно прилагать усилия для осуществления общей зажиточности. Только так есть надежда за столетие партийного и государственного строительства реализовать китайскую мечту - обеспечить великое процветание китайской нации.

Перевод К.Э.Коцик

Литература

1. Доклад о развитии материальных условий жизни в Китае: распределение доходов. Исследовательский центр общественных наук Китая Пекинского университета: «Чжунгоминьшан», выпуск 8, 2013.

2. Идти вперед по пути социализма с китайской спецификой (Доклад с 13-й сессии ВСНП), база данных ВСНП

(http://cpc.people.com.cn/GB/64162/64168/64566/65447/4526368.html) (дата последнего обращения - 4 мая 2017 года).

3. В.И. Ленин. Полное собрание сочинений, т.45, издание пятое, Издательство политической литературы, - М., 1970.

4. Мао Цзэдун. Письмо Цай Хэсеню (от 1 января 1920 г.). Избранные письма Мао Цзэдуна, Изд. Жэньминь чубаньшэ, 1983.

5. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 19, Государственное издательство политической литературы, издание второе, - Москва, 1961.

6. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 22, Государственное издательство политической литературы, издание второе, - Москва, 1961

7. К.Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения, т.23, Государственное издательство политической литературы, издание второе, - Москва, 1961

8. Международный статистический ежегодник». 2013

9. О 30-ти годах политики реформ и открытости. Государственное статистическое управление КНР, 2013

10. Г.В.Плеханов. Наши разногласия, Избранные философские произведения в 5-ти томах. Т. 1. Госполитиздат, - М., 1962

11. “Статистический ежегодник КНР», Государственное статистическое управление КНР, 2013

12. Цао Сыюань: Пропорциональная регрессия - внутренняя закономерность структуры собственности, «Исследования и дискуссии», выпуск 7, 2007 год.


5 Кавдинские ущелья - историческое место, на котором развернулись военные события, отмеченные унизительным поражением римской армии. Впоследствии названы «Ущельями позора», что символизирует гибельный исторический опыт.



Социально-экономическое обновление страны началось в декабре 1978 года. Оставаясь верным идеологии Коммунистической партии, Китай в то же время ослабил роль госсектора в экономике, открыл дверь иностранным инвестициям, вложил огромные средства в развитие современной инфраструктуры. Результатом преобразований, которые продолжаются по сей день, стала полная модернизация и переориентация китайской экономики и заметный рост благосостояния китайского населения.

Как выглядят последствия реформ для Китая в цифрах - НВ рассказывает на примере восьми трендов и графиков, подготовленных порталом Quartz

1. Резкое падение уровня бедности
В 1981 году, вскоре после того, как Дэн Сяопин начал воплощать свои реформаторские замыслы, почти 90% китайцев жили в условиях крайней нищеты (по определению Всемирного банка). К 2013 году этот показатель опустился ниже 2%.
По данным ООН, только за период с 1990 по 2005 года число жителей планеты, страдающих от крайней нищеты, сократилось более чем на миллиард - до 840 млн, причем на Китай пришлось около половины этого сокращения.
Многие исследователи полагают, что таких уникальных результатов Китаю удалось добиться благодаря проведению необходимых реформ в наиболее подходящее для них время - в эпоху глобализации, развития мировой торговли, электроники и высоких технологий.

2. Рост доходов населения
Китайцы не только избавились от нищенского существования, но и могут позволить себе вполне приемлемый уровень жизни - по крайней мере, многие из них. С 1978 по 2017 год ВВП на душу населения в Китае вырос почти в 24 раза.
Первые шаги к росту благосостояния были сделаны еще в 1978 году, когда Дэн Сяопин начал внедрять свою "политику реформ и открытости", сосредоточившись поначалу на прозябающем сельскохозяйственном секторе страны, составлявшем основу китайской экономики. На смену "коммунам" и "бригадам" Мао Цзэдуна пришла система семейных подрядов в сельском хозяйстве. Это привело к существенному росту доходов и сбережений в аграрном секторе, что способствовало дальнейшему финансированию промышленности и урбанизации.


Кроме того, сыграла свою роль открытость Китая иностранным инвестициям на фоне низких зарплат в стране относительно западных экономик. Предприятия и фабрики, открытые западными компаниями, создали миллионы рабочих мест. Этому процессу способствовала также образованность населения - в 1980-м около 80% взрослых мужчин в Китае имели базовое образование. В итоге ВВП на душу населения, составлявший менее $200 в 1980-м году (хуже Бангладеш), вырос до $8 тыс. сегодня.
Привлечению иностранных денег в Китай помогло и стремительное развитие инфраструктуры страны. В 1980-х годах Китай приложил огромные усилия для строительства автомагистралей, плотин, ирригационных проектов. Благодаря программе Продовольствие за труд, обспечившей бесплатное питание работникам, была построена обширная сеть шоссе в сельских районах. В период с 1994 по 2000 год за год строилось около 42 тыс. км сельских автомагистралей в год.

3. Увеличение социального неравенства
Коэффициент Джини в Китае - наиболее широко используемый показатель расслоения общества - вырос с 0,3 в начале 1980-х до почти 0,5 в 2010 (0 означает абсолютное равенство, 1 - абсолютное неравенство).

4. Изменение структуры китайской экономики
В 1980 году сельское хозяйство в составе китайской экономики преобладало над промышленностью (например, строительством и производством), и сферой услуг (к примеру, здравоохранением и образованием). Сегодня на сельское хозяйство приходится менее 10% экономики КНР.
Переориентации экономики КНР во многом способствовала поддержка частного предпринимательства с привлечением иностранного капитала. По инициативе Дэн Сяопина с начала 1980-х руководители предприятий получили гораздо большую автономность по сравнению с дореформенной эпохой.
К 1990-м годам крупномасштабная приватизация заметно увеличила долю частного сектора на рынке. Доля госсектора в промышленном производстве сократилась с 81% в 1980 году до 15% в 2005-м.
Будучи отсталой в плане промышленности страной в 1978-м, Китай на сегодня стал крупнейшим в мире производителем бетона, стали, кораблей и текстиля, а также имеет самый большой в мире автомобильный рынок.

5. Ускорение урбанизации
С уменьшением роли сельского хозяйства началася массовый приток китайцев в города. Доля населения, живущего в сельских районах, едва заметно уменьшилась с 1960 года до конца 1970-х, однако резко сократилась после 1978 года.
Приток прямых иностранных инвестиций создал огромные возможности для трудоустройства в крупных населенных пунктах, которые способствовали росту городского населения.
Процесс урбанизации продолжается и сегодня. По оценкам Министерства жилья, городского и сельского строительства КНР, с 2010 по 2025 год около 300 млн китайцев, проживающих в сельской местности, станут городскими жителями. Быстрые темпы урбанизации, как предполагается, приведут к созданию инвестиционных возможностей объемом более 1 трлн юаней в сфере строительства водоснабжения, переработки отходов, отопления и других коммунальных услуг в городах. КНР также озвучила цель, чтобы к 2025 году объединить в городах около 70% населения Китая - т. е. порядка 900 млн человек.


В 1979 году в Шэньчжэне, промышленном центре близ границы с Гонконгом, проживало менее полумиллиона человек. В 1980 году он стал первой специальной экономической зоной Китая, открыв иностранным инвестициям доступ в город. В настоящее время это один из крупнейших городов мира, где в 2016 году было построено больше небоскребов, чем в США и в Австралии вместе взятых. Город стал символом подъема прибрежных мегаполисов Китая.
Городской и промышленный "пояс" Китая сконцентрирован на юго-восточном побережье страны - от Харбина на северо-востоке, включительно с Пекином и до крупнейшего китайского города - Шанхая - на юге.

6. Разворот экономики на внешние рынки
Успех Шэньчжэня и других китайских промышленных центров стал результатом приверженности Дэн Сяопина идее глобализации. Экспорт увеличился с небольшой доли в экономике Китая в 1970-х годах до более чем одной трети ВВП в середине 2000-х.
С самого начала программы реформ в конце 1970-х годов Китай стремился децентрализовать свою систему внешней торговли, чтобы интегрироваться в международную торговую систему. Уже к 1988 году объем внешней торговли Китая впервые достиг $100 млн, а к 2013-му превысил $4 трлн.
Около 80% экспорта Китая приходится на товары промышленности, большинство из которых - текстиль и электронное оборудование, важную роль играют также сельскохозяйственные продукты и химикаты. Из пяти самых загруженных портов в мире три находятся в Китае.
В ноябре 1991 года Китай присоединился к группе Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества, которая способствует свободной торговле и сотрудничеству в экономической, торговой, инвестиционной и технологической сферах.

7. Снижение уровня рождаемости
Вдобавок к реформированию экономики под руководством Дэн Сяопина в Китае также была введена политика одного ребенка - с целью снижения рождаемости, поскольку население Китая приблизилось к 1 миллиарду. (В 2015 году КНР смягчила это правило до политики двух детей). Политика одного ребенка, вероятно, обусловила значительное сокращение уровня рождаемости, хотя некоторые исследователи полагают, что он неотвратимо снижался бы в любом случае, поскольку семьи, как правило, реже рожают детей по мере того, как их благосостояние растет.
По данным китайского правительства, из-за политики одного ребенка на семью в стране не родилось примерно 400 млн детей. Для тех, кто хотел завести второго ребенка, были предусмотрены штрафы и другие виды наказания.

В мае 2018 года агентство Bloomberg сообщило, что вскоре Китай планирует снять все ограничения по рождаемости. Таким образом власти Китая хотят снизить темпы старения населения, отмечает издание. Из-за этого процесса многие семьи в Китае можно описать формулой 4:2:1 - четверо бабушек и дедушек, двое работающих родителей и один ребенок, что является чрезмерным бременем для работающих.

8. Рост выбросов CO2
Огромные экологические проблемы Китая на сегодняшний день являются результатом стремительного роста, толчком к которому послужили реформы Дэн Сяопина. Количество выбросов CO2 в пересчете на одного китайца с 1970-х годов увеличилось более чем в семь раз. Для решения этой проблемы современным лидерам КНР придется быть столь же радикально открытыми для перемен, как и Дэн Сяопин, отмечает Quartz.


К концу 1976 г. Китайская Народная Республика оказалась в состоянии глубокого социально-политического и экономического кризиса. Причиной кризиса стали милитаристский великодержавный курс Мао Цзэдуна и его сторонников, волюнтаристская политика «большого скачка», маоистская «культурная революция». По признанию китайской печати, 1966-1976 гг. стали «потерянным десятилетием», которое отбросило страну назад, поставив народное хозяйство на грань краха.

Экономика страны была почти полностью разрушена, сотни тысяч людей находились за чертой бедности. Объявленная во времена «культурной революции» «классовая борьба» еще более обостряла накопившиеся социально-политические и экономические противоречия. Социальная политика Мао Цзэдуна привела к расколу общества - явлению, прямо противоположному укреплению политического и морального единства, характерного для социалистического общества.

Пришедшее после смерти Мао Цзэдуна (9 сентября 1976 г.) к власти руководство во главе с Председателем ЦК КПК и премьером Госсовета КНР Хуа Гофэном, приверженца «культурной революции», объявило о продолжении курса Мао Цзэдуна. Ставший необходимым процесс переформирования маоистского руководства сопровождался борьбой группировок за преобладание в партийном и государственном аппарате. Лидирующие позиции постепенно занимала маоистско-прагматическая группировка во главе с Дэн Сяопином, реабилитация которого произошла в июне 1977 г. (через год после своего второго смещения) на III пленуме десятого созыва ЦК КПК. Дэн Сяопин был вновь восстановлен на всех постах -- заместителя Председателя ЦК КПК, заместителя председателя Военного совета и начальника генерального штаба НОАК, заместителя премьера Госсовета КНP. Должность Председателя ЦК КПК занял Хуа Гофэн. Однако уже в конце 70-х годов Дэн Сяопин становится лидером партии и страны.

Основой для практической разработки реформаторских идей Дэн Сяопина стал утвержденный в середине 70-х годов курс «четырех модернизаций», поставивший целью преобразования в четырех областях - сельском хозяйстве, промышленности, армии, науке и технике. Формула «четырех модернизаций» отражает материальное содержание реформы. Если говорить об идейно-политической линии, то ее суть представляют «четыре основных принципа»: социалистический путь развития, демократическую диктатуру народа, руководство компартии, марксизм-ленинизм, идеи Мао Цзэдуна.

На III пленуме ЦК КПК одиннадцатого созыва, состоявшемся 18-22 декабря 1978 г., по инициативе Дэн Сяопина и его сподвижников было принято историческое решение отказаться от теории «продолжения революции при диктатуре пролетариата» и политической установки на ведение «классовой борьбы» как главной задачи, а центр тяжести партийной работы перенести на осуществление модернизации. Согласно этому, была объявлена и утверждена новая политика «реформ и открытости» КНР.

Таким образом, основными средствами осуществления модернизации объявлялись реформы и открытая политика. Реформы направлены на приведение производственных отношений в соответствие с задачами развития производительных сил с тем, чтобы производственные отношения не становились тормозящим фактором для развития страны. А открытая политика призвана включить КНР в процесс глобализации экономики и других сфер жизни человеческого сообщества, активно привлекать зарубежные капиталы, использовать достижения науки и техники, управленческий опыт с тем, чтобы, в конечном счете, повысить мировую конкурентоспособность Китая.

Процесс реформ был охарактеризован Дэн Сяопином как «вторая революция» после 1949 г., но революция, не направленная на слом старой надстройки и против какого-либо общественного класса, а революция в смысле «революционного обновления социализма на его собственной основе путем самосовершенствования».

Цель социалистической модернизации -- выведение Китая к середине XXI века на уровень среднеразвитых государств по производству на душу населения и достижение на этой основе всеобщего благосостояния его граждан. Путь модернизации -- ускоренный рост экономического потенциала, его качественное обновление и повышение эффективности на базе развития научно-технического потенциала, исходя из того, что наука есть «главная производительная сила».

С самого начала разработки стратегии модернизации страны Дэн Сяопин отказался от догматического следования принятым в СССР канонам социалистического строительства и «вел поиск строительства собственной модели социализма с китайской спецификой». Суть «национальной специфики» виделась политику-реформатору в исторически сложившейся и объективно обусловленной социально-экономической отсталости страны, дефиците пахотной земли и других необходимых ресурсов для обеспечения нормальных условий жизни и развития страны с миллиардным населением. С учетом того, что преодоление отсталости Китая потребует длительного времени, было принято принципиальное теоретическое положение о том, что КНР находится на начальной стадии социализма, которая продлится до середины XXI века.

Таким образом, с целью обеспечения главного внутреннего условия нормального хода реформ - политической стабильности, политическая жизнь страны строилась в соответствии с выдвинутыми Дэн Сяопином «четырьмя основными принципами»: следовать социалистическому пути, придерживаться диктатуры пролетариата, руководства КПК, марксизма-ленинизма и идей Мао Цзэдуна. Никакие отклонения от этой линии в сторону политико-идеологической либерализации не допускались.

Однако приступить к полномасштабному проведению в жизнь программы модернизации Дэн Сяопину удалось лишь после создания необходимых для этого политических условий. Экономическая реформа, согласно теории Дэн Сяопина, невозможна без реформы политической системы.

Особое место и в проведении реформы политической системы, и в целом в процессе модернизации уделялось правящей партии как гаранту обеспечения социально-политической стабильности, без чего представлялось невозможным успешное проведение курса на социалистическую модернизацию. В этой связи вопросы партийного строительства, укрепления партийной дисциплины и усиления внутрипартийного контроля постоянно находились в центре внимания руководства КПК. Важнейшее значение в реформе политической системы придавалось разработке всесторонней законодательной и нормативной базы и внедрению ее в жизнь, превращению Китая в современное правовое государство, «управляемое на основе закона».

Содержание реформы политической системы, направленное на развитие демократизации, виделось в развитии и укреплении существующей системы представительных органов власти (собрания народных представителей и т.п.), расширении их контролирующих функций и демократических начал в их деятельности, упрощении и сокращении управленческого аппарата, четком разделении полномочий между партийными и административными органами, между центром и местами и т.д.

Важнейшее значение в теории модернизации Дэн Сяопина придавалось человеческому фактору. Программа воспитания «нового человека» внедрялась с начала 80-х годов в рамках курса на создание социалистической духовной культуры, охватывающей всю духовную сферу жизни китайского общества -- идеологию, собственно культуру, мораль, право - и нацеленную на формирование современной культурно-цивилизационной среды, без которой модернизация немыслима.

В процессе разработки стратегии модернизации Китая Дэн Сяопином была пересмотрена прежняя концепция развития современного мира, сводившаяся к тому, что его основу составляли мировая война и революция. Согласно теории Дэн Сяопина, основными тенденциями, определяющими состояние современных международных отношений, являются мир и развитие, сохранение которого является внешней гарантией успешного проведения модернизации КНР. Наконец, неотъемлемой частью программы модернизации Дэн Сяопина является завершение процесса объединения страны по формуле «одно государство -- два строя», предусматривающее сохранение в Сянгане, Аомэне и на Тайване после их воссоединения с КНР существующего там капиталистического строя.

Товарищ Дэн Сяопин, ветеран революции, ведущий политический деятель КНР, 25 октября 1987 года на открытии XIII съезда Коммунистической партии Китая был назван «главным архитектором китайских реформ».

В ходе инспекционной поездки на юг Китая в начале 1992 г Дэн Сяопин делает выводы о необходимости дальнейшего ускорения реформ и развития на основе расширения сферы действия рыночных отношений и предлагает для определения действенности проводимых реформ и открытой политики три критерия: способствуют ли реформы развитию производительных сил, способствуют ли они укреплению комплексной государственной мощи, способствуют ли повышению жизненного уровня народа.

Развивая реформу, руководство КНР во главе с Дэн Сяопином совершило на III пленуме ЦК КПК четырнадцатого созыва в 1993 г. теоретический «прорыв», объявив о соединении рыночной экономики с социализмом.

На XV съезде КПК в 1997 г. в Устав партии было включено положение о руководящей роли «теории Дэн Сяопина» на начальной стадии социализма. Она объявлена новым этапом развития марксизма в Китае, вторым теоретическим достижением после «идей Мао Цзэдуна», «продолжением и развитием идей Мао Цзэдуна», научной системой строительства социализма с китайской спецификой.

Нынешние лидеры КНР не только подчеркивают свою приверженность идеям «архитектора реформ», но и развивают их по мере возникновения новых проблем. Новые руководители Китая стараются сделать развитие страны более комплексным и согласованным, не отказываясь от начертанной Дэн Сяопином политики «реформ и открытости».

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить следующее: маоистская «культурная революция» дорого обошлась стране и довела экономику КНР до кризисного состояния. Эксперименты Мао Цзэдуна явственно продемонстрировали, что жестокая (сталинская в своей основе) модель социалистического строительства не дает желаемых результатов и является деструктивной. Возвратившийся во власть в 1977 году Дэн Сяопин приступил к проведению политики модернизации Китая. Переломным историческим моментом в истории КНР явилось проведение в декабре 1978 года III пленума ЦК КПК одиннадцатого созыва, ставшего отправной точкой для процесса модернизации страны. Важнейшей заслугой Дэн Сяопина является то, что проводимая им политика всецело была подчинена задаче наращивания комплексной государственной мощи и улучшению жизни народа.

Дэн Сяопин является одним из выдающихся политических деятелей коммунистического Китая. Именно ему пришлось иметь дело с губительными последствиями политики Мао Цзэдуна и "культурной революции", проводимой известной "бандой четырех" (это его сподвижники). За десять лет (с 1966 по 1976 гг.) стало очевидно, что ожидаемого "большого скачка" страна не совершила, поэтому на смену сторонникам революционных методов приходят прагматики. К ним и относил себя Дэн Сяопин, политика которого отмечена последовательностью и стремлением модернизировать Китай, сохранить его идеологические основы и самобытность. В данной статье хотелось бы раскрыть суть преобразований, осуществленных под руководством этого человека, а также понять их смысл и значение.

Приход к власти

Дэн Сяопин преодолел тернистый карьерный путь, прежде чем стал негласным лидером КПК. Уже к 1956 г. его назначили на должность генсека ЦК Однако он был смещен с поста после десятилетней службы в связи с началом "культурной революции", предусматривающей масштабную чистку как кадров, так и населения. Уже после смерти Мао Цзэдуна и ареста его приближенных реабилитируются прагматики, и уже в ходе 3-го пленума партии одиннадцатого созыва начинают разрабатываться и претворяться в жизнь реформы Дэн Сяопина в Китае.

Особенности политики

Важно понимать, что он ни в коем случае не отказывался от социализма, изменились лишь методы его построения, и возникло желание придать политическому строю в стране уникальность, китайскую специфику. Кстати, личные ошибки и злодеяния Мао Цзэдуна не афишировались - вина пала в основном на упомянутую "банду четырех".

Известные китайские реформы Дэн Сяопина базировались на проведении "политики четырех модернизаций": в промышленности, армии, сельском хозяйстве и науке. Ее конечным итогом должно было стать восстановление и оздоровление экономики страны. Специфической чертой курса этого политического лидера стала готовность контактировать с миром, вследствие чего к Поднебесной начали проявлять интерес иностранные инвесторы, бизнесмены. Привлекало то, что страна располагала огромной дешевой рабочей силой: преобладающее там сельское население было готово работать за минимум, но с максимальной производительностью, чтобы прокормить свои семьи. Китай также владел богатой сырьевой базой, поэтому моментально возник спрос на государственные ресурсы.

Аграрная сфера

Прежде всего, Дэн Сяопину было необходимо провести реформы в ведь ему жизненно важна была поддержка масс для закрепления своей фигуры у власти. Если при Мао Цзэдуне упор делался на развитие тяжелой промышленности и ВПК, то новый руководитель, наоборот, объявил о конверсии, расширении производства чтобы восстановить внутренний спрос в стране.

Были отменены и народные коммуны, в которых люди были равны, не имели возможности улучшить свое положение. На смену им пришли бригады и домохозяйства - так называемые семейные подряды. Преимущество таких форм трудовой организации заключалось в том, что новым крестьянским коллективам позволяли оставлять излишки продукции, то есть сверхурожай можно было реализовать на зарождающемся в Китае рынке и получить с него прибыль. Кроме этого, предоставлялась свобода в установлении цен на с/х товары. Что касается земли, которую крестьяне обрабатывали, она сдавалась им в аренду, однако со временем объявлялась их собственностью.

Последствия реформ в сельском хозяйстве

Эти нововведения способствовали значительному повышению уровня жизни в деревне. Помимо этого, был дан толчок к развитию рынка, а власти же на практике убедились в том, что личная инициатива и материальные стимулы к труду гораздо продуктивнее плана. Доказывали это результаты реформ: за несколько лет практически вдвое выросло количество выращиваемого крестьянами зерна, к 1990 г. Китай стал первым по заготовке мяса и хлопка, повысились

Конец международной изоляции

Если раскрывать понятие "открытость", стоит понимать, что Дэн Сяопин был против резкого перехода к активной внешней торговле. Планировалось плавное выстраивание экономических связей с миром, постепенное проникновение рынка в неизменную командно-административную экономику страны. Еще одна особенность заключалась в том, что все преобразования сначала тестировались в каком-либо небольшом регионе, и если они имели успех, их вводили уже на национальном уровне.

Так, к примеру, уже в 1978-1979 гг. в приморских районах Фудзянь и Гуандун открыли СЭЗ - специальные экономические зоны, представляющие собой некие рынки сбыта продукции местным населением, завязывались деловые связи с инвесторами из-за рубежа. Их стали называть "капиталистическими островками", и количество их росло довольно медленно, несмотря на благоприятствование государственному бюджету. Именно постепенное образование таких зон при выстраивании внешней торговли не позволило Китаю потерять львиную долю сырья, которое могло было быть моментально распроданным за очень высокую по китайским меркам цену. Также не пострадало и внутреннее производство, рискующее быть подавленным импортными и более дешевыми товарами. Выгодные связи с различными странами привели к знакомству и внедрению на производстве современных технологий, машин, заводского оборудования. Много китайцев отправлялись на обучение за рубеж, чтобы набраться опыта у западных коллег. Сложился некий экономический обмен Китая с другими странами, удовлетворяющий интересы обеих сторон.

Изменения в управлении промышленностью

Как известно, до того, как неофициальным руководителем КПК Китая был выбран Дэн Сяопин, экономические реформы которого сделали Китай мощнейшей державой, все предприятия были подчинены плану, строгому контролю со стороны государства. Новый же страны признал неэффективность такой системы и выразил потребность в ее обновлении. Для этого был предложен способ постепенной Со временем предполагался отказ от планового подхода и возможность создания смешанного типа управления хозяйством страны с преобладающим участием государства. Как результат - в 1993 году планы были сведены до минимума, государственный контроль уменьшился, а рыночные отношения набирали обороты. Таким образом, сложилась "двухколейная" система управления хозяйством страны, которая имеет место в Китае и по сей день.

Утверждение многообразия форм собственности

Проводя одну за другой реформы, преобразующие Китай, Дэн Сяопин столкнулся с проблемой собственности. Дело в том, что изменение организации ведения хозяйства в китайской деревне позволило новоиспеченным домохозяйствам иметь заработок, росли капиталы для открытия собственного дела. Кроме того, иностранные бизнесмены тоже стремились открыть филиалы своих предприятий в Китае. Эти факторы стали причиной формирования коллективной, муниципальной, индивидуальной, иностранной и иных форм собственности.

Интересно то, что власти не планировали вводить подобное многообразие. Причина его появления кроется в личной инициативе местного населения, располагающего собственными накоплениями, открывать и расширять самостоятельно созданные предприятия. Людям неинтересно было приватизировать госсобственность, они желали изначально вести свое дело. Реформаторы же, увидев в них потенциал, решили официально закрепить за гражданами право иметь частную собственность, вести индивидуальное предпринимательство. Тем не менее наибольшую поддержку "сверху" получил иностранный капитал: зарубежным инвесторам предоставлялся спектр различных льгот при открытии собственного дела на территории А что касается государственных предприятий, чтобы не позволить им резко разориться при появлении столь высокой конкуренции, план на них сохранялся, но сокращался с годами, и им тоже гарантировались разного рода налоговые вычеты, субсидии, выгодные кредитования.

Значение

Невозможно отрицать, что Дэн Сяопин провел вместе с единомышленниками огромную работу по выводу страны из состояния глубокого экономического кризиса. Благодаря их реформам Китай имеет значительный вес в мировой экономике и, как следствие, в политике. В стране сложилась уникальная "концепция двухколейного экономического развития", грамотно совмещающая командно-административные рычаги и элементы рынка. Новые коммунистические лидеры стабильно продолжают идеи Дэн Сяопина. Например, сейчас государством выдвинуты цели построения "общества средней зажиточности" к 2050 году и ликвидирования неравенства.

ПЕКИН, 18 дек - РИА Новости, Мария Чаплыгина. Китай в четверг отмечает 30-летие начала политики реформ и открытости, которая возвела Поднебесную на первое место среди развивающихся стран и сделала одной из мощнейших держав современности; в условиях глобального финансового кризиса на Китай рассчитывают ведущие мировые экономики.

Историческое решение о начале политики реформ и открытости было провозглашено в КНР на открывшемся 18 декабря 1978 года пленуме ЦК Компартии Китая 11-го созыва. На этом четырехдневном форуме высшее руководство страны под руководством идеолога или, как принято называть его в Китае, архитектора реформ Дэн Сяопина, решило сменить прерогативы государственной политики: модернизация и экономическое развитие должны были прийти на смену теории "продолжения революции при диктатуре пролетариата" и политической установки на ведение "классовой борьбы".

В четверг утром в Пекине ведущие СМИ Китая начнут трансляцию торжественного заседания с участием главных лиц страны, посвященного началам реформ. Задолго до юбилейного дня по всей стране шли тематические выставки, выпускались памятные монеты и медали, эксперты давали высокие оценки достижениям реформ.

"Практике нет конца, история предвещает будущее. Встав на новый исторический старт, при динамично меняющейся ситуации в мире путь развития Китая не будет гладким. Под великим знаменем социализма с китайской спецификой китайский народ полон уверенности и решимости не отступать ни перед каким риском и препятствием, неуклонно проводить политику реформы и открытости, углублять понимание научного развития, способствовать социальной гармонии, сделать нашу страну еще более прекрасной и внести новый вклад в развитие всего мира и прогресс человечества", - пишет в преддверии юбилея главная газета Китая "Жэньминьжибао".

Китай встречает юбилей торжественными ужинами и растяжками на горящих неоном улицах. Страна, пересевшая с велосипедов на автомобили (сегодня в Китае насчитывается 168 миллионов автомашин, что в 35 раз больше, чем в 1978 году), обошедшая в 2008 году США по количеству Интернет-пользователей (в ноябре текущего года их число превысило 290 миллионов), доказала миру правильность выбранного пути, продемонстрировала возможность достижения поставленной цели - социализма с китайской спецификой, построения социалистической рыночной экономики.

За 30 лет ВВП Китая вырос в 15 раз. Если в 1978 году его объем составлял лишь 362,4 миллиарда юаней, то в 2007 году ВВП достиг 5 триллионов 433,1 миллиарда юаней. Средние темпы роста ВВП за годы реформ составили, по данным китайских экономистов, 9,8%. Объем золотовалютных запасов КНР стал самым большим в мире и по состоянию на ноябрь 2008 года превышает 1,9 триллиона долларов.

Толчком к поэтапному развитию и реформированию страны, подавляющее большинство населения которой составляет крестьянство, стала аграрная реформа. Дэн Сяопин поставил перед народом конкретную цель - жить сыто и достойно. Благодаря внедрению системы семейного подряда, Китай смог в считанные годы накормить страну, обеспечить невиданный рост урожая.

Затем реформа пришла в город: государственным предприятиям было предоставлено больше полномочий в определении объемов и ассортимента выпускаемой продукции, принятии решений в отношении найма работников и распоряжении большей частью прибыли. Китайское правительство также способствовало созданию негосударственных предприятий. Сегодня количество частных предприятий в Китае достигло 6,24 миллиона.

Одним из направлений китайских реформ стало решение о необходимости открытия страны внешнему миру, создание Специальных экономических зон. Были установлены дипотношения с США, в страну пришли первые иностранные капиталы. В 2001 году КНР была принята во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Именно внешнеэкономический фактор: иностранные инвестиции и внешняя торговля сыграли значительную роль в успехе китайских реформ. Сегодня число предприятий с участием зарубежных инвестиций составляет 419,1 тысячи единиц, а прямые иностранные инвестиции в 2007 году достигли 74,7 миллиарда долларов.

Курс на реформы и открытость, на пути которых были и внутренние партийные разногласия, студенческие протесты на площади Тяньаньмэнь и смена лидеров страны, остается в Китае неизменным. Это, в частности, было в очередной раз провозглашено на прошедшей в начале декабря в Пекине Всекитайской центральной экономической конференции. Власти страны подтвердили, что даже во время всемирного экономического кризиса, из-за которого рост китайской экономики в октябре уже замедлился до 9% по сравнению с 11,4% в 2007 году, "встречающиеся трудности являются трудностями роста и прогресса, долгосрочные тенденции в развитии нашей экономики не претерпят изменений".

"Из-за глобального финансового кризиса мы не откажемся от политики реформы и открытости внешнему миру", - заверили участники конференции.

Китай продолжает утвержденный в 1978 году курс и не сомневается в том, что его главным вкладом в ликвидацию мирового кризиса станет внутренняя стабильность и твердость национальной экономики.

Предстоящее в четверг празднование, которое началось задолго до официальной даты, разделяют многие жители страны.

"Думаю, что Дэн Сяопин был великим и мудрым руководителем. Заложенный им политический курс оказался, может быть, единственно верным", - считает сотрудник одного из китайских вузов по имени Ян.

При этом многие отмечают, что достигнутый прогресс и "открытость" внешнему миру имеют и негативные последствия.

"Да, нам дали возможность зарабатывать деньги, выбраться из бедности, мои родители не могли когда-то даже мечтать о том, что сейчас имею я, но пугает то, как слепо порой мы перенимаем блага Запада, копируем, теряя свою идентичность", - делится в беседе с РИА Новости современный китайский художник Тань, отмечая, что ставшее синонимом современному Китаю слово "открытый", может нести негативные последствия для будущих поколений.

Наряду с "открытостью", с развитием экономики Китай вынуждено приобрел и иную проблему - стремительное расслоение общества, сокращение возможностей для социальной мобильности, растущее число бесправных рабочих мигрантов из деревень на фоне богатеющих городских предпринимателей, и нередко коррумпированных представителей власти.

Достигнутое благодаря реформам сокращение числа бедноты (с 500 миллионов в 1978 году до 24 миллионов по последним данным) нивелируется увеличивающимся разрывом между бедными и богатыми, порождает опасность социальной нестабильности. В этих условиях некоторые наблюдатели отмечают возрождение в молодых китайских умах интереса к идеям марксизма и Мао Цзэдуна, что порождает рассуждения о том, не произойдет ли в Китае в скором времени возвращения к попыткам установления социальной справедливости через "диктатуру пролетариата" и "классовую борьбу".