Анализ занятия логопеда в старшей группе. Методический материал "анализ логопедического занятия"

Анализ индивидуального логопедического занятия по звукопроизношению.

Ф.И.О. логопеда Баришполь Елена Николаевна

Город (район) МКДОУ детский сад № 2 «Огонек»

Форма занятия (индивидуальное, фронтальное, подгрупповое)

Тема «Автоматизация звука [р] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

Возраст, количество детей 6 лет, 1 ребенок.

Логопедическое заключение Стертая форма дизартрии (2-й год обучения)

Цели занятия.

  1. Автоматизировать звук [р] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
  2. Систематизировать представления ребёнка о признаках осени.
  3. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление, мелкую моторику, фонематический слух.
  4. Закреплять умение изменять существительные по падежам, образовывать сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать сущ. во множественном числе, подбирать притяжательные местоимения, согласовывать числительные и существительные, делить слова на слоги, образовывать притяжательные прилагательные, отвечать на вопрос полным ответом, образовывать однокоренные слова.

Речевой материал соответствует целям и теме занятия. Прослеживается четкое соответствие материала теме и целям занятия, которое построено логично и последовательно.

Активизации умственной деятельности ребенка способствовал выбранный логопедом удачный игровой приём, который пронизывает все моменты занятия и делает его единым целым, захватывает чувства, порождает желание справиться с препятствиями. Логопед постоянно заставлял мыслить, сравнивать, помогая при этом картинкой, вопросами.

Логопед, в случае неправильных ответов, очень аккуратно и тактично привлекал внимание ребенка к ошибке, не торопилась исправить сама, а подводила его к правильному ответу.

Речевой материал подобран и преподнесён в доступной форме, хотя были взяты достаточно трудные слова и сложные задания, что в свою очередь указывает на реализацию принципа развития.

Использовались необходимые и достаточные наглядные средства, которые способствовали усвоению материала и не вызывали излишнего переутомления у ребенка (предметные картинки, дидактические игры).

В ходе занятия чувствовалось, что логопед знает индивидуальные эмоциональные особенности ребенка, что помогало осуществить индивидуальный подход. Это проявлялось в том, что разные по степени трудности задания сопровождались комментариями, а иногда «авансовой» похвалой и поддержкой.

На занятие было показано разнообразие видов работ и методических приемов (музыкальное сопровождение, дидактическая игра, загадки, различные виды работ над словарём и т.д.).

Занятие было четко продумано, темп ведения занятия менялся: то взволнованный призыв прийти на помощь, то спокойное объяснение трудных заданий; тон и речь логопеда были очень доброжелательны, располагающие к общению и совместной работе ребенка и логопеда.

В ходе занятия логопед особенно следила за четким проговариванием, в случае ошибок тактично и доходчиво поправляла, причем, не перебивая мысли ребенка, давая ему досказать, а затем просила повторить правильно.

Ребенок в процессе занятия проявлял заинтересованность, был активным, ему нравился сам процесс, он старался дать правильный ответ.

Занятие было очень насыщенным, проделан большой объем работы, выполненные задания показали, что цели занятия достигнуты.

Проведите наблюдение за коррекционно-педагогической деятельностью учителя-логопеда. Посетите индивидуальные, подгрупповые и фронтальные логопедические занятия.

Проведите логопедического обследования 2 детей и совместно с логопедом проанализируйте его по предложенной схеме.

Ознакомьтесь с документацией учителя-логопеда и дайте ее перечень в дневнике.

Методическое оснащение кабинета логопеда.

Ознакомьтесь с оборудованием логопедического кабинета. Результаты отразите в дневнике.

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на профильной практики на логопунктах

1. Ознакомьтесь со спецификой работы образовательного учреждения: побеседуйте с директором, завучем по начальному обучению, учителем-логопедом. Результаты отразите в дневнике.

В беседе с заведующей, методистом ОУ студенты должны ознакомиться:

  1. С направлениями работы.
  2. Основными задачами логопункта.
  3. Особенностями приема детей на логопедический пункт: направление ПМПК, диагнозы, численность групп, классов и пр.
  4. Основными образовательными программами, по которым работает учреждение.
  5. Краткой характеристикой специалистов, работающих в учреждениях, кабинеты, с кем сотрудничают.

В беседе с логопедом студенты должны ознакомиться:

· с его должностными обязанностями,

· его планом работы, особенностями группы детей, с которыми он работает.

· имеющимися психолого-педагогическими диагностиками.

Зафиксировать в дневнике общие сведения:

· об особенностях работы специалиста,

· о наличии должностных инструкций,

· особенности поведения при общении с коллегами и детьми,

· основные правила ведения обследования,

· особенности профессиональной речи,

· особенности интерьера рабочего места,

· особенности внешнего вида.

· особенности учреждения.

· температурный режим;

· звукоизоляция;

· освещенность и цвет;

· организация пространства;

· обеспеченность дидактическими и методическими материалами;

· технические средства.

Ф. И. ребенка.

Дата обследования.

Методы обследования.

Разделы обследования.

Наглядный и дидактический материал.

Запишите содержание группового и индивидуального / подгруппового занятия (всего 2 конспекта) и проведите их анализ по предложенной схеме.

1. Место данного занятия в системе занятий по теме.

Соответствие материала занятия программе, речевым и возрастным особенностям детей данной группы. Объем материала и его доступность для детей. Подготовленность данного занятия предыдущим обучением и связь с последующим.

2. Правильность постановки цели и задач занятия.

Соответствие цели и задач теме и содержанию занятия. Единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач. Адекватность выбора речевого материала задачам занятия.



3. Организация занятия

Количество детей, поведение; эстетическое оформление занятия, используемое оборудование, качество наглядных пособий и дидактического материала.

4. Структура занятия.

Основные этапы, их логическая последовательность, четкость перехода от одного этапа к другому, продолжительность занятия и его этапов; соотношение времени, отведенного на фронтальную и индивидуальную работу, соотношение речевых и неречевых заданий (по количеству и отведенному времени), высказываний логопеда и детей. Соответствие фактического хода занятия запланированному, отступления от конспекта, их причины.

5. Анализ этапов занятия.

Содержание этапов, подготовка детей к предстоящему этапу. Реализация дидактических принципов обучения. Методы и приемы, используемые на отдельных этапах, их соответствие целям занятия. Разнообразие, взаимосвязь, обоснованность методов и приемов обучения. Особенности применения методических приемов логопедом, знание материала занятия, владение методами и приемами работы на занятии, осуществление коррекционных приемов обучения, умение использовать методические пособия. Характеристика применяемых методических приемов (приемы привлечения внимания, приемы активизации познавательной деятельности и др.), использование разнообразных форм активности детей (двигательной, зрительной, слуховой) с целью предупреждения утомляемости детей. Обеспечение положительного эмоционального фона в процессе занятия и интереса дошкольников к заданиям. Сочетание индивидуальных и фронтальных форм работы. Использование воспитательных моментов занятия, использование специальных методических приемов. Контроль за речью детей, исправление допущенных детьми ошибок. Адекватность предъявляемых требований с учетом речевых возможностей и личностных особенностей каждого ребенка. Доступность и четкость инструкций и вопросов логопеда, использование различных видов вопросов (наводящие, альтернативные и др.). Включение элементов рациональной психотерапии на занятии. Подведение итогов занятия, оценка деятельности детей.

6. Особенности речевой и неречевой деятельности, поведения детей на занятии.

Активность, проявление интереса, степень сформированности структуры деятельности, уровень сосредоточенности на заданиях, устойчивость внимания в начале занятия и на отдельных его этапах, возможности переключения внимания от одного к другому заданию, причины отклонений в деятельности и поведении детей, качество знаний, умений и навыков, полученных или закрепленных детьми на занятии.

7. Характеристика логопеда.

Возможности контакта с группой детей, умение владеть вниманием детей и организовать их для работы, владение приемами повышения активности, интереса и внимания детей дошкольного возраста, практическое осуществление индивидуального подхода к детям с учетом их личностных особенностей, настойчивость в достижении цели, проявление педагогического такта. Речь логопеда (доступность, логичность, мелодико-интонационная выразительность и эмоциональность, особенности дикции, силы, голоса, темпа и ритма). Внешний вид логопеда, его поведение в процессе общения с детьми.

8. Результаты занятия.

Достижение цели, выполнение намеченного плана, эффективность использованных методов и приемов. Оценка занятия в соответствии с возможностями детей. Характер деятельности детей в процессе занятия (степень самостоятельности, уровень активности, темп работы).

9. Педагогические выводы, пожелания к совершенствованию занятия.

6. Проанализируйте образовательные программы образовательного учреждения. Результаты занесите в дневник (на соответствующий день).

План анализа образовательной программы:

1. Программа, название.

2. Теоретическое обоснование программы.

3. Характер программных целей.

4. Возрастная дифференциация программных задач.

5. Методическая обеспеченность.

6. Связь с традиционными программами. Своеобразие.

8. Наличие критериев оценки достижений детей.

7. Посетите консультации учителя-логопеда с родителями. Результаты занесите в дневник (на соответствующий день).

1. Дата консультации.

2. Форма проведения.

3. С кем проводилась.

4. Тема консультации.

5. Особенности поведения логопеда (установление контакта, умение убеждать, соответствие терминологии, употребляемой логопедом, уровню образованности родителей).

6. Особенности поведения родителей.

7. Результаты консультации.

8. Составьте отчет о прохождении профильной практики на логопунктах:

Выполнение программы практики

Какие отклонения от программы имели место. Почему?

Что сделано сверх программы?

Какие основные дидактические задачи решались Вами за период прохождения практики?

Как вы их решали? Какие получили результаты?

Какие методы и приемы чаще всего использовались Вами для активизации речи детей?

Какие методики обследования речи Вы использовали?

Какие методики были Вам интересны?

Какие затруднения Вы испытывали при обследовании речи детей?

Чему новому научились на практике?

Наталья Корытова
Анализ коррекционно-развивающего занятия учителя-логопеда

Анализ коррекционно-развивающего занятия

учителя - логопеда МАУ № 185 Корытовой Н. В.

Занятие проводилось с подгруппой детей старшей логопедической группы с ОНР по теме .

Цели занятия «Зимующие птицы» .

Развивать связную речь.

На занятии я выясняла представления детей по теме : «Предлоги в, на, под. Зимующие птицы» . Дети вспоминали признаки зимнего времени года. Называли птиц нашего края которые улетают в тёплые края и остаются зимовать. Находили в предложениях маленькие слова (предлоги, которые помогали определить местонахождение предметов. В ходе выполнения заданий у детей развивалось логическое мышление, воображение.

На занятии я использовала различные способы организации детей и обработки учебной информации, что позволило мне постоянно держать внимание детей, развивать у них познавательную активность. Для закрепления ранее усвоенного детьми материала использовала различные задания, в ходе которых были задействованы слуховые, зрительные, двигательные анализаторы .

В связи с тем, что задания были разнообразны и интересны, дети работали продуктивно. Для активизации слабых детей использовала приём повторения материала за более успешными детьми.

Для реализации коррекционной цели я включала в занятие специальные коррекционно -развивающие упражнения :

Для развития мышления (Загадки, «Зимующая – перелётная»

«Подбери однокоренное слово» );

Памяти («Покорми птичку» , схемы предлогов)

Внимание («Кто, где спрятался?» , «Узнай по описанию» .

Использовала задания с опорой на несколько анализаторов : слуховой и зрительный (беседа о зиме, слуховой и двигательный (физ. минутка, для развития мелкой моторики, дыхания, мимической мускулатуры – пальчиковая гимнастика и массаж. Параллельно с коррекционно - развивающими целями решалась и воспитательная цель : воспитывать гуманное отношение к природе, воспитывать умение слушать других, не перебивая, работать и играть в коллективе.

Структура занятия соответствует дидактической цели. Каждый этап занятия был завершён и подчинён общей дидактической цели с поэтапным усложнением заданий.

Для реализации поставленных целей я использовала различные методы и приёмы :

Осуществлялась постоянная смена видов учебной деятельности детей, что позволяло мне заинтересовать их и удерживать внимание детей на долгое время.

Введение проблемной ситуации (деревья и птицы замерзают зимой, поэтому надо им помочь : птиц накормить, а деревья укрыть снегом) позволила мне вызвать у детей эмоциональный отклик и интерес к разнонаправленным мыслительным и практическим действиям.

В занятие я включила задания , предполагающие самостоятельную деятельность детей - у детей была возможность самим участвовать в процессе (нарисовать корм в кормушке для птиц) .

Для большей заинтересованности детей, развитие зрительного анализатора , использовала достаточно простые и доступные яркие, красочные наглядные пособия, которые стимулировали также и интеллектуальный компонент. Я считаю, что подобранные игры и упражнения соответствуют возрасту и способностям детей данной подгруппы. Поставленные цели я реализовала и достигла определённого результата.

Сегодня на занятии меня порадовали своими ответами Никита, Илья. Полина,

а Данил обычно активный на занятиях , были застенчив.

Схема действий педагога и детей на занятии .

1. Шум ветра.

Переключение внимания, сосредоточение на новом объекте. Формирование мотива, анализ предстоящих действий.

2. Беседа о зиме.

Сенсорное обследование (включение зрительных, слуховых анализаторов , рождение образа-представления)

3. Схемы предлогов В, НА, ПОД.

Уточнение представлений о местоположении; слуховое, двигательное обследование.

4. Дидактические игры.

Коррекция зрительного восприятия на основе заданий в узнавании, различении и соотнесении понятий и предметов.

5. Работа с карточками.

Развитие логического мышления, внимания, воображения.

6. Результат.

Эмоциональное переживание, удовлетворение результатом. Итог занятия .

Самоанализ занятия

Занятие по формированию грамматических категорий.

«Тема : Предлоги в, на, под. Зимующие птицы».

Цель : Уточнять и активизировать словарь по теме «Зимующие птицы» .

Закреплять у детей правильное употребление предлогов в, на, под, уточнять их пространственное значение.

Развивать связную речь.

Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, умение ориентироваться в пространстве.

Уточнять и вербализировать пространственные отношения между предметами.

Воспитывать гуманное отношение к природе.

Задача направлена на активизацию психических функций направленные на решение педагогических задач, соответствует возрасту детей их индивидуальным особенностям. Методы, включённые в занятие , выполняли не только учебную, но и развивающую функцию

4. Тип занятия - обобщающее занятие : на котором обобщается и систематизируется знания детей по теме.

5. Использовала наглядные пособия, которые выступали в роли не только эмоционального (развлекательного) фона, но и стимулировали интеллектуальный компонент, активизировали устное высказывания детей и были направлены на решение определённой дидактической задачи.

Оборудование : снежинки; дерево; шапочки с изображением зимующих птиц; картинки с изображением зимующих и перелётных птиц, дерева с дуплом; схемы предлогов в, на, под; карточки с изображением солнышка и снежинки; «кормушки» для птиц; карандаши; кассета с аудиозаписью ветра.

6. Модель занятия :

Организационный момент.

Массаж мимической мускулатуры,

Развитие мелкой моторики, дыхания.

Постановка проблемы

Актуализация опорных знаний и представлений детей

Динамическая пауза

Устные ответы детей

Психогимнастика.

Структура занятия соответствовала цели; выбранные методы работы (Наглядные : опосредованное наблюдение. Словесные : обобщающая беседа. Практические : дидактические игры, упражнения.) на каждом этапе, скомбинированы таким образом, чтобы осуществлялась смена видов деятельности детей на занятии , реализуя тем самым охранительный режим обучения.

Были включены задания, предполагающие самостоятельную обработку информации, дозирована поэтапная помощь педагога, перенос способа обработки информации на своё индивидуальное задание. Принципы развития и коррекции высших психических функций представляло собой

Включение в занятие специальных упражнений по коррекции высших психических функций

Задания с опорой на несколько анализаторов .

Принцип мотивации к учению достигался через методы

Постановки законченных инструкций

Включение в занятие современных реалий

Создание условий для достижения, а не получения похвалы

Проблемные задания, познавательные вопросы.

8. Дидактические цели занятия реализованы . Дети, учитывая их индивидуальные особенности, справились. В ходе занятия у детей упражнялись и развивались различные психические процессы, а так же развитие зрительного внимания (пространственно-временные представления, вербальной памяти, слухового восприятия, аналитико -синтетической деятельности, логического мышления.

Поведение детей на занятии в силу их индивидуальным особенностям было организованным, дисциплинированным, заинтересованным, самостоятельным.

Таким образом, чёткая постановка целей занятия , определение его структуры и преемственности этапов, отбор методов с опорой на несколько анализаторов и определение их последовательности, учитывая дидактическую функцию наглядности и организующую роль педагога - все эти условия помогли осуществить учебный процесс на занятии с положительным результатом.

Публикации по теме:

Анализ работы учителя-логопеда 2014–2015 Коррекция нарушений в развитии устной речи детей, разъяснение специальных логопедических знаний среди педагогов и родителей – вот основные.

Анализ работы учителя-логопеда Анализ проведенной коррекционной (логопедической) работы в 2014 – 2015 учебном году учителем – логопедом Синдицкой Ирины Михайловны МБДОУ.

Характеристика компонентов коррекционно- развивающей среды учителя-логопеда В построении коррекционно - развивающей среды логопедического кабинета я использую как творческий, так и авторский подход. В кабинете созданы.

Интегрированная коррекционно - развивающая деятельность учителя - логопеда и воспитателя в коррекционной группе. Интегрированная коррекционно – развивающая деятельность учителя – логопеда и воспитателя в коррекционной группе для детей с ЗПР. Старший.

Использование здоровьесберегающих методов и технологий в коррекционно-педагогической деятельности учителя-логопеда Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Схема анализа логопедического занятия

Ф.И.О. логопеда_______________________________________________________________________________________






Шкалы оценки Степень выражен. (0) Степень выражен. (1) Степень выражен. (2) Система оценки
1. Цель и задачи занятия +

3 балла – средний уровень
1-2 балла – низкий уровень
1 балл

+
+

9-18 баллов – средний уровень
1-8 балла – низкий уровень
15 баллов

+
2.3. Наличие плана занятия +
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
3. Содержание занятия +

4-7 баллов – средний уровень
1-3 балла – низкий уровень
5 баллов

+
+
+
+
+

1 балл – средний уровень
0 балла – низкий уровень
1 балл

+

3-4 балла – средний уровень
1-2 балла – низкий уровень
6 баллов

+
+
6. Результативность занятия + 2 балла – оптимальный уровень

1 балл – средний уровень
0 балла – низкий уровень
1 балл

Итого: 29 баллов

Примечание:

  • 2 балла – оптимальный уровень
  • 1 балл – средний уровень
  • 0 баллов – низкий уровень
Проблемные зоны занятия Сроки Ответственный
1. Обучение целеполаганию.

Цель занятия

Задачи :

Коррекционные

Образовательные

Воспитательные

Цель занятия

Задачи


Схема анализа занятия со слабослышащими детьми

Ф.И.О. сурдопедагога__________________________________________________________________________________
ДОУ № __________________________________________________________ Дата _____________________
Цель посещения _______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
Форма занятия: индивидуальное; фронтальное; подгрупповое /нужное подчеркнуть/
Тема занятия: ________________________________________________________________________________________
Возраст детей: _______________________________________________________________________________________

Структурные компоненты анализа занятия Шкалы оценки Степень выражен. (0) Степень выражен. (1) Степень выражен. (2) Система оценки
1. Цель и задачи занятия 1.1. Правильность постановки цели занятия (соответствие цели содержанию занятия, перспективному плану работы, возрастным и речевым особенностям группы детей; формулирование в конкретных результатах деятельности воспитанников) + 4 балла – оптимальный уровень

3 балла – средний уровень
1-2 балла – низкий уровень
1 балл

1.2. Наличие коррекционно-развивающих, образовательных и воспитательных задач +
2. Методика организации и проведения занятия 2.1. Соответствие методов, приемов и средств обучения содержанию материала, поставленной цели занятия, возможностям детей + 19-26 баллов – оптимальный уровень

9-18 баллов – средний уровень
1-8 балла – низкий уровень
15 баллов

2.2. Разнообразие используемых методов и приемов работы +
2.3. Наличие плана занятия +
2.4. Последовательность и взаимосвязь этапов занятия +
2.5. Целесообразность распределения времени между этапами занятия +
2.6. Рациональность организации деятельности от простого к сложному +
2.7. Организация самостоятельной работы детей +
2.8. Смена видов деятельности (своевременное и качественное проведение физкультминуток и др.) +
2.9. Эмоциональность подачи материала +
2.10. Доступность, четкость инструкции и своевременность помощи логопеда +
2.11. Умение использовать методические пособия +
2.12. Соотношение речи логопеда и детей +
2.13. Ясность, точность, выразительность и эмоциональность речи логопеда +
3. Содержание занятия 3.1. Полнота, доступность изложения материала + 8-10 баллов – оптимальный уровень

4-7 баллов – средний уровень
1-3 балла – низкий уровень
5 баллов

3.2. Подведение к восприятию новых знаний (связь нового с ранее изученным) +
3.3. Формирование новых понятий +
3.4. Актуализация опорных знаний +
3.5. Характер тренировочных упражнений (степень сложности, вариативность, учет уровня подготовленности детей) +
4. Коррекционная направленность занятия 4.1. Степень достижения коррекционной задачи (в зависимости от целевой направленности занятия).
  • развитие фонематического слуха и восприятия;
  • формирование правильного произношения звука «С»;
  • формирование практических навыков словообразования и словоизменения; и др.
+ 2 балла – оптимальный уровень

1 балл – средний уровень
0 балла – низкий уровень
1 балл

5. Особенности деятельности детей на занятии 5.1. Активность детей в процессе занятия + 5-6 баллов – оптимальный уровень

3-4 балла – средний уровень
1-2 балла – низкий уровень
6 баллов

5.2. Устойчивость внимания, интерес +
6.3. Качество выполнения заданий детьми +
6. Результативность занятия 6.1. Степень усвоения детьми нового материала + 2 балла – оптимальный уровень

1 балл – средний уровень
0 балла – низкий уровень
1 балл

Итого: 29 баллов

Примечание:

  • 2 балла – оптимальный уровень
  • 1 балл – средний уровень
  • 0 баллов – низкий уровень

Общие выводы об эффективности проведенного занятия:

  • 39 – 50 баллов - оптимальный уровень качества и результативности занятия
  • 21 – 38 баллов - средний уровень качества и результативности занятия
  • 1 – 20 баллов - низкий уровень качества и результативности занятия
Проблемные зоны занятия Действия, мероприятия по их устранению Сроки Ответственный
1.Четкое формулирование целей и задач. 1. Обучение целеполаганию.
2. Несоответствие темы и содержания занятия. 2. Привести в соответствие цели и содержание занятия.
3. Четкое формулирование этапов занятия. 3. Структурировать содержание занятия в соответствие с основными этапами.
4. Несоответствие содержания занятия программным требованиям подготовительной группы. 4. Привести в соответствие тему и содержание занятия программным требованиям подготовительной группы.

Анализ проведен __________________________________________________________/Ф.И.О., должность/

Цель занятия : автоматизировать звука С в словах, словосочетаниях, предложениях.

Задачи :

Коррекционные

1. Четкое произношение звука С в словах, словосочетаниях, предложениях.

2. Развитие фонематических представлений.

3. Отработка падежных конструкций творительного падежа.

Образовательные

4. Приобретение детьми новых знаний.

Воспитательные

5. Умение взаимодействовать друг с другом.

6. Культура поведения и культура общения.

Цель занятия – это тот конечный результат, который мы хотим получить.

Задачи – конкретные шаги для достижения поставленной цели.

Анализ фронтального логопедического занятия, проведенного учителем - логопедом на логопункте СОШ №2

Занятие проводилось в классе на логопункте СОШ №2.

Тема урока: «Дифференциация предлогов и приставок».

Материал занятия соответствует программе, речевым и возрастным особенностям детей. Используемый материал доступен для детей. Цели занятия поставлены правильно. Методы и приемы подобраны продуманно, учитывая специфику каждой задачи обучения.

На занятии присутствовало 10 детей. Использовалось много различного оборудования, наглядных пособий: предметные картинки, игра «Собери слово», ребусы. Использование игровых моментов создало у детей хороший эмоциональный настрой.

В занятии были использованы словесные, наглядные, игровые приемы.

В занятии можно выделить три основных этапа:

1. Оргмомент и постановка целей урока. Этот этап включал в себя настроить детей на урок и сообщить им цели и задачи урока.

2. Работа по теме. На этом этапе шло изучение нового материала, а затем закрепление его с помощью выполнения различных заданий и упражнений. На этом же этапе проводилась физминутка, она дала возможность детям отдохнуть. Далее проводилась игры - ребусы. Детям они понравились.

3. Итог занятия. Подведение итогов урока, чему научились, что нового узнали.

Логопед внимательно следила за речью детей, артикуляцией звуков. Замечания делала спокойно и тактично. В занятии использовала различные словесные приемы речевой образец, повторение, объяснение, указания, вопросы. Хорошо владеет коллективом детей, умело организовала их для работы. Ее речь доступна для детей, выразительна, эмоциональна.

Цели данного занятия были достигнуты. Во времени занятие выдержано.

Конспект фронтального логопедического занятия для 3 класса, проведенного учителем логопедом на логопункте СОШ №2

Тема: Дифференциация предлогов и приставок.

1. Упражнять учащихся в различении предлогов и приставок, в правильном их написании и употреблении в речи.

2. Активизировать наблюдательность и внимание.

3. Совершенствовать навыки самоконтроля.

4. Формировать полноценные навыки общения.

Оборудование: таблицы, карточки, игра «Слово распалось», ребусы.

Ход занятия

1. Оргмомент и постановка целей урока

Сегодня мы будем различать предлоги и приставки, правильно их писать и умело пользоваться ими в речи.

Вспомним, что такое предлог? Какие вы знаете предлоги? Как пишутся они со словами? Что такое приставка? Какие вы знаете приставки? Как они пишутся со словами?

Вы заметили, что приставки и предлоги очень похожи друг на друга: по произношению, по звучанию, но разница их в написании. Предлог пишется отдельно, приставки - слитно со словом. Иногда дети допускают ошибки в написании предлогов и приставок.

А теперь, послушайте сказку, которая называется «Предлоги и приставки».

2. Работа по теме

1) Придумать и записать словосочетания. Обратить внимание, что с данными предлогами соотносятся определенные глагольные приставки.

Выделить предлоги, приставки: доехал до остановки, пройти под полоз по снегу.

2) Списать предложение, вставить подходящие по смыслу слова из скобок. Объяснить, где - предлог, где - приставка.

Теплоход (отплыл, подплыл) к причалу. В стакан (залили, налили) молоко. Дети (уехали, съехали) из лагеря. В лагерь они (пробыли, прибыли) две недели.

3) Устно: исправить ошибку в словах, подобрать к выделенным словам подходящую по значению приставку:

Картинку нужно вклеить на картон. Попробуй слезть на это дерево. Комар подлетел в комнату.

А теперь, скажем так или не так?

Дед в печи, а дрова на печи.

На столе сапожки, под столом лепешки.

Овечки в речке, а караси у речки.

4) Графический диктант: предлог выделяем, а приставку: Стоит в лесу дерево. На верхушках шелестят засохшие листики. Дуб не успевает сбросить к зиме всю листву. Мороз убивает листья дуба прямо на деревьях.

5) Игра «Слово распалось» - разобрать слова по составу: поплыла, нашёл, поела, отплыл, влезла.

6) Физминутка.

7) Комментированное письмо: вставить между предлогом и словом подходящие по смыслу слова.

Поезд подошел к (ближней) станции. Солнце скрылось за (темной) тучей. Ребята хорошо отдохнули в (пионерском) лагере. Тропинка привела к (маленькому) дому лесника.

8) Самостоятельная работа по карточкам.

9) Работа у доски: вставить нужные предлоги и приставки:

Всадник …вязал лошадь …дерева. Легкий ветерок …дувает пыль …дороги.

Весело …бежали ручьи …оврагам.

10) Игры - ребусы. Немая игра.