Физика материальная точка система отсчета. Материальная точка

Цель урока:

Задачи урока:

обучающие:

развивающие:

воспитательные:

Оборудование:

Просмотр содержимого документа
«Материальная точка. Система отсчета.»

Урок 1/1

Тема: Материальная точка. Система отсчета.

Цель урока: сформировать понятия: материальная точка, система отсчета.

Задачи урока:

обучающие:

    введение понятий: материальная точка, система отсчета, траектория.

развивающие:

    развитие умений выделять главное, сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументировать собственное мнение;

    развитие речи учащихся через организацию диалогического общения на уроке,

    развитие моторной памяти - фиксирование учащимися информации в тетради,

    развитие слуховой памяти - проговаривание определений;

    развитие зрительной памяти - выполнение записей на доске;

воспитательные:

    эстетическое оформление записей в тетрадях и на доске.

Оборудование: Штатив с муфтой и лапкой, желоб, шарик, тело на нити.

Ход урока:

1.Вступление.

    Знакомство с учебником.

    Техника безопасности в кабинете и при выполнении лабораторных работ.

    Учебные принадлежности необходимые на уроке.

2.Актуализация знаний.

Ответить на вопросы:

3.Изучение нового материала.

Физика – наука, занимающаяся изучением самых общих свойств окружающего нас мира. Это наука экспериментальная.

    Отыскать наиболее общие законы природы

    Объяснить конкретные процессы действием этих общих законов.

Основные разделы физики:

    Механика

    Термодинамика

    Электродинамика

Механика – наука о движении и взаимодействии макроскопических тел.

Классическая механика состоит из трех частей:

    Кинематика изучает как движется тело.

    Динамика объясняет причины движения тела.

    Статика объясняет причины нахождения тела в покое.

Для описания движения в кинематике вводятся специальные понятия: материальная точка, система отсчета, траектория и величины: путь, перемещение скорость, ускорение, которые важны не только в кинематике, но и в других разделах физики.

Первое, что бросается в глаза при наблюдении окружающего мира – это его изменчивость.

Ответить на вопросы:

    Какие изменения вы замечаете?

Итог: частые ответы связаны с изменением положения тел относительно друг друга.

Изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением времени называется механическим движением .

Демонстрация:

    скатывание шарика по желобу,

    колебания маятника.

Относительность движения. (примеры анимация отн движения)

Материальная точка – тело, размерами и формой которого можно пренебречь в данных условиях.

Критерии замены тела материальной точкой:

а) путь, пройденный телом, намного больше размеров движущегося тела.

б) тело движется поступательно. (примеры анимация мат точка)

Ответить на вопросы:

    Как определить положение тела?

Необходимо тело отсчета и система отсчета.

Система отсчета: тело отсчета, система координат, часы.

Система отсчета может быть:

    Одномерной, когда положение тела определяется одной координатой

    Двухмерной, когда положение тела определяется двумя координатами

    Трехмерной, когда положение тела определяется тремя координатами.

4.Закрепление материала.

Ответить на вопросы:

1.В каком случае тело является материальной точкой тело:
а) на станке изготавливают спортивный диск;
б) тот же диск после броска спортсмена летит на расстояние 55 м.

2.Какую систему координат (одномерную, двухмерную, трехмерную) следует выбрать для определения положения тел:
- трактор в поле;
- вертолет в небе;
- поезд;
- шахматная фигура.

Самостоятельная работа: спишите и заполните пропуски.

Всякое тело можно рассматривать как материальную точку в тех случаях, когда расстояния, проходимые точками тела, очень велики по сравнению с …

Движение называется поступательным, если все точки тела в любой момент времени движутся …

Тело, размерами и формой которого в рассматриваемом случае можно пренебречь, называется…

Все вместе: а) тело отсчета, б) система координат, в) прибор для определения времени, - образуют…

При прямолинейном движении тела положение тела определяется … координат(ой)(ами).

5.Рефлексия.

Домашнее задание: § 1.

Урок № 1

Тема. Механическое движение и его виды. Основная задача механики и способы ее решения в кинематике. Физическое тело и материальная точка. Система отсчета

Цель: охарактеризовать задачи изучения раздела «Кинематика», ознакомить со структурой учебника; дать представление о механическое движение, основную задачу механики и способы ее решения в кинематике; сформировать понятие поступательного движения тел, материальной точки, системы отсчета; показать роль знаний по механике в других науках, в технике; показать, что механическое движение - одна из форм существования материи, один из многочисленных видов изменений в природе, а материальная точка - модель, идеальный объект классической механики.

Тип урока: урок изучения нового учебного материала.

Наглядный: демонстрация поступательного движения тела, случаев, когда тело можно (и не можно) считать материальной точкой, ППС «Физика-9» от «Квазар-Микро».

Ожидаемые результаты. После урока учащиеся:

Различат физическое тело и материальную точку, прямолинейное и криволинейное движение материальной точки;

Смогут обосновать содержание основной (прямой) задачи механики;

Научатся объяснять суть физических идеализаций - материальной точки и системы отсчета.

II. Объявление темы и цели урока

Формирование новых понятий. Во время беседы с применением демонстрационного эксперимента и ППС «Физика-9» от «Квазар-Микро» рассмотреть следующие вопросы:

Механическое движение и его виды;

Основная задача механики и способы ее решения в кинематике;

Что изучает кинематика;

Физическое тело и материальная точка, система отсчета.

Мы часто называем одни тела подвижными, другие неподвижными.

Деревья, различные здания, мосты, берега рек - неподвижные. Вода в реке, самолеты в небе, автомобили, едущие по дороге, - подвижные.

Что дает нам основание разделять тела на подвижные и неподвижные? Чем они отличаются друг от друга?

Когда мы говорим об автомобиле, который движется, то имеем в виду, что в определенный момент времени он был рядом с нами, а в другие моменты расстояние между нами и автомобилем менялась. Неподвижные тела в течение всего наблюдения не меняют своего положения относительно наблюдателя.

Опыт. Разместим вертикальные вешки на столе на некотором расстоянии друг от друга по одной прямой. Поставим возле первой из них тележка с ниткой и начнем его тянуть. Сначала он перемещается от первой вешки ко второй, затем к третьей и т. д. То есть тележка будет менять свое положение относительно вышек.

Механическое движение - это изменение положения тела относительно других тел или одних его частей относительно других. Примеры механического движения: движение звезд и планет, самолетов и автомобилей, артиллерийских снарядов и ракет, человек идет относительно Земли, движение рук относительно туловища.

Другие примеры механического движения показано на рис. 1.

Механические движения окружающих тел разделяют на: поступательное, вращательное и колебательное (система периодически возвращается в положение равновесия, например колебания листьев на дереве под действием ветра) движения (рис. 2).

Особенности поступательного движения (движение пассажиров вместе с эскалатором, движение резца токарного станка и т.п.):

Произвольная прямая в теле, остается параллельной к себе;

Все точки имеют одинаковые траектории, скорости, ускорения.

Эти условия не выполняются для вращательного движения тела (движение колеса автомобиля, колеса обозрения, Земли вокруг Солнца и своей оси и т.д.).

Механическое движение нередко являются частью более сложных немеханических процессов, например тепловых. Изучением механического движения занимается раздел физики, который называется механикой.

Механическую форму движения материи изучает раздел физики «Механика». Основная задача механики - найти положение тела в пространстве в любой момент времени. Механическое движение происходит в пространстве и времени. Понятия пространства и времени - фундаментальные понятия, которые невозможно определить через какие-то более простые. Для изучения механического движения, что происходит в пространстве и времени, нужно прежде всего уметь измерять промежутки времени и расстояния. Частным случаем движения является покой, поэтому механика рассматривает также условия, при которых тела находятся в покое (эти условия называются условиями равновесия).

Чтобы сформулировать законы механики и научиться их применять, нужно сначала научиться описывать положение тела и его движение. Описание движения составляет содержание раздела механики, называется кинематикой.

Для описания механического движения, как и других физических процессов, происходящих в пространстве и времени, используют систему отсчета. Система отсчета - это совокупность тела отсчета, связанной с ним системы координат (декартовой или другой) и прибора для отсчета времени (рис. 3).

Систему отсчета в кинематике выбирают, руководствуясь лишь соображениями насчет того, как удобнее всего математически описать движение. Никаких преимуществ одной системы над другой в кинематике не существует. Из-за сложности физического мира реальное явление, которое изучается, всегда приходится упрощать и вместо собственно явления рассматривать идеализированную модель. Так, для упрощения в условиях определенных задач размерами тел можно пренебречь. Абстрактное понятие, которое заменяет реальное тело, которое движется поступательно и размерами которого можно пренебречь в условиях реальной задачи, называется материальной точкой. В кинематике, когда решают задачу, вопрос о том, что именно движется, где движется, почему именно так движется, в основном не рассматривают. Главное одно: как тело движется.

III. Закрепление изученного. Решение задач

1. Самостоятельная работа над материалом ППС «Физика-9» от «Квазар-Микро», в ходе которой учащиеся составляют опорный конспект.

IV. Домашнее задание

1. Выучить конспект урока; соответствующий параграф учебника.

2. Решить задачи:

Маленькому ребенку кажется, что секундная стрелка часов движется, а минутная и часовая стрелки неподвижны. Как доказать ребенку, что она ошибается?

Приведите примеры задач, в которых Луну: а) можно считать материальной точкой; б) нельзя считать материальной точкой.

3. Дополнительное задание: подготовить презентации.


Тема: "Материальная точка. Система отсчета"

Цели: 1. дать представление о кинематике;

2. познакомить учащихся с целями и задачами курса физики;

3. ввести понятия: механическое движение, траектория путь; доказать, что покой и движение - понятия относительные; обосновать необходимость введения идеализированной модели - материальной точки, системы отсчета.

4. Изучение нового материала.

Ход урока

1. Вступительная беседа с учащимися о целях и задачах курса физики 9 класса.

Что изучает кинематика? динамика?

В чем заключается главная задача механики?

Какие явления должны уметь объяснять?

Проблемный эксперимент.

Какое тело падает быстрее: лист бумаги или книга?

Какое тело падает быстрее: развернутый лист бумаги или такой же лист, сложенный в несколько раз?

Почему не вытекает вода из дырки в банке, когда банка падает?

Что произойдет, если на край листа бумаги поставить бутылку с водой и резко дернуть в горизонтальном направлении? Если тянуть за бумагу медленно?

2. Примеры покоящихся и движущихся тел. Демонстрации.

О Скатывание шарика по наклонной плоскости.

О Движение шарика вверх по наклонной плоскости.

О Движение тележки по демонстрационному столу.

З. Формирование понятий: механическое движение, траектория тела, прямолинейные и криволинейные движения, пройденный путь.

Демонстрации.

О Движение горячей лампочки карманного фонаря в затемненной аудитории.

О Аналогичный опыт с лампочкой, крепленной на ободе вращающегося диска.

4. Формирование представления о системе отсчета и относительности движения.

1. Проблемный эксперимент.

Движение тележки с бруском по демонстрационному столу.

Движется ли брусок?

Достаточно ли четко поставлен вопрос? Сформулируйте вопрос правильно.

2. Фронтальный эксперимент по наблюдению относительности движения.

Положите линейку на лист бумаги. один конец линейки прижмите пальцем и с помощью карандаша переместите ее на некоторый угол в горизонтальной плоскости. При этом карандаш не должен перемещаться относительно линейки.

Какова траектории конца карандаша относительно листа бумаги?

К какому виду движения относится движение карандаша в этом случае?

В каком состоянии находится конец карандаша относительно листа бумаги? Относительно линейки?

а) Необходимо ввести систему отсчета как совокупности тела отсчета, системы координат и прибора для определения времени.

б) Траектории тела зависит от выбора системы отсчета.

5. Обоснование необходимости введении идеализированной модели - материальной точки.

6. Знакомство с поступательным движением тела.

Демож9соiрация.

Ф Движения большой по размеру книги с нарисованной на ней линией (рис 2).(Особенность движения - любая прямая, проведенная в теле, остается параллельной самой себе)

Движения тлеющей с двух концов лучины в затемненной аудитории.

7. Решение главной задачи механики: определение положения тела в любой момент времени.

а) На прямой линии - одномерная система координат (автомобиль на шоссе).

Х= 300 м, Х= 200 м

б) На плоскости- двухмерная система координат (судно в море).

в) В пространстве - трехмерная система координат (самолет в небе).

Ц. Решение качественных задач.

Ответьте на вопросы письменно (да или нет):

При расчете расстояния от Земли до Луны?

При измерении ее диаметра?

При посадке космического корабля на ее поверхность?

При определении скорости ее движения вокруг Земли?

Идет из дома на работу?

Выполняет гимнастические упражнении?

Совершает путешествие на пароходе?

А при измерении роста человека?

III. Исторические сведения.

Галилео Галилей в своей книге "Диалог" приводит яркий пример относительности траектории: "Представим себе художника, который находится на корабле, плывущем из Венеции по Средиземному морю. Художник рисует на бумаге пером целую картину из фигур, начерченных в тысячах направлений, изображение стран, зданий, животных и других вещей.." Траекторию движения пера относительно моря Галилей представляет "линией протяжения от Венеции до конечного места…

более или менее волнистой, в зависимости от того, в какой степени качался в пути корабль".

IV. Итоги урока.

V. Домашнее задание: §1, упр.1 (1 -3).

Тема: "Перемещение"

Цель: 1. обосновать необходимость введения вектора перемещения для определения положения тела в пространстве;

2. сформировать умение находить проекцию и модуль вектора перемещения;

3. повторить правило сложения и вычитания векторов.

Ход урока

1. Актуализация знаний.

Фронтальный опрос.

1. Что изучает механика?

2. Какое движение называется механическим?

3. В чем заключается Главная задача механики?

4. Что называется материальной точкой?

5 Какое движение называется поступательным?

б. Какой раздел механики называют кинематикой?

7. Почему при изучении механического движения необходимо выделить особые тела- тела отсчета?

8. Что называется системой отсчета?

9. Какие системы координат вы знаете?

10. докажите, что движение и покой - понятия относительные.

11. Что называют траекторией?

12. Какие виды траектории вы знаете?

13. Зависит ли траектории тела от выбора системы отсчета?

14. Какие существуют движения в зависимости от формы траектории?

15. Что такое пройденный путь?

Решение качественных задач.

1. Велосипедист движется равномерно и прямолинейно. изобразите траектории движения:

а) центра колеса велосипеда относительно дороги;

б) точки обода колеса относительно центра колеса;

в) точки обода колеса относительно рамы велосипеда;

г) точки обода колеса относительно дороги.

2. Какую систему координат следует выбрать (одномерную, двухмерную, трехмерную) для определения положения следующих тел:

а) люстра в комнате, д) подводная лодка,

б) поезд, е) шахматная фигура,

в) вертолет, ж) самолет в небе

г) лифт, з) самолет на взлетной полосе.

1. Обоснование необходимости введения понятия вектора перемещения.

а) Задача. Определите конечное положение тела в пространстве, если известно, что тело вышло из пункта А и прошло расстояние, равное 200 м?

б) Введение понятия вектора перемещения (определение, обозначение), модуля вектора перемещения (обозначение, единица измерения). Различие между модулем вектора перемещения и пройденным путем. Когда они совпадают?

2. Формирование понятия проекции вектора перемещения. Когда проекция считается положительной, когда - отрицательной? В каком случае проекция вектора перемещения равна нулю? (Рис. 1)

З. Сложение векторов.

а) Правило треугольника. Чтобы сложить два перемещения, следует начало второго перемещения совместить с концом первого. Замыкающая сторона треугольника и будет суммарным перемещением (рис. 2).

б) Правило параллелограмма. На векторах складываемых перемещений S1 и S2 построить параллелограмм. Диагональ параллелограмма ОД и будет результирующим перемещением (рис.3).

4. Фронтальный эксперимент.

а) Положите угольник на лист бумаги, около сторон прямого угла поставьте точки Д, Е и А (рис. 4).

б) Переместите конец карандаша из точки 1) в точку Е, ведя его вдоль сторон треугольника в направлении 1) А В Е.

в) Измерьте путь проведенным концом карандаша относительно листа бумаги.

г) Постройте вектор перемещения конца карандаша относительно листа бумаги.

Д) Измерьте модуль вектора перемещения и пройденный путь концом карандаша и сравните их.

III. Решение задач. -

1. За путь или перемещения мы оплачиваем при поездке в такси, на самолете?

2. диспетчер, принимая автомашину по окончании рабочего дня, сделал отметку в путевом листе: "Увеличение показания счетчика 330 км". О чем идет речь в этой записи: о пройденном пути или перемещении?

З. Мальчик подбросил мяч вверх и снова поймал его. Считая, что мяч поднялся на высоту 2,5 м, найдите путь и перемещение мяча.

4. Кабина лифта опустилась с одиннадцатого этажа здания на пятый, а затем поднялась на восьмой этаж. Считая, что расстояния между этажами равны 4 м, определите путь и перемещение кабины.

IV. Итоги урока.

V. домашнее задание: § 2, упр.2 (1,2).

Тема: "Определение координаты движущегося тела"

1. формировать умение решать главную задачу механики: находить координаты тела в любой момент времени;

2. определять значение проекций вектора перемещения на координатной оси и его модуль.

Ход урока

1. Актуализация знаний

Фронтальный опрос.

Какие величины называют векторными? Приведите примеры векторных величин.

Какие величины называют скалярными? Что называется перемещением? Как складываются перемещения? Что называется проецией вектора на ось координат? Когда проекция вектора считается положительной? отрицательной?

Что называется модулем вектора?

Решение задач.

1. Определите знаки проекций векторов перемещения S1, S2, S3, S4, S5, S6 на оси координат.

2. Автомобиль проехал по улице путь, равный 400 м. Затем повернул направо и проехал по переулку еще 300 м. Считая движение прямолинейным на каждом из отрезков пути, найдите путь и перемещение автомобили. (700 м; 500 м)

З. Минутная стрелка часов за один час совершает полный обо рот. Какой путь проходит при этом конец стрелки длиной 5 см? Чему равно линейное перемещение конца стрелки? (0,314 м; 0)

11. Изучение нового материала.

Решение главной задачи механики. Определение координаты движущегося тела.

III. Решение задач.

1. На рис. 1 показано начальное положение точки А. Определите координату конечной точки, постройте вектор перемещения, определите его модуль, если $х=4м и $у =3м.

2.Координаты начала вектора равны: Х1 = 12 см, У1 = 5 см; конца: Х2= 4 см,У2 = 11 см. Постройте этот вектор и найдите его проекции на оси координат и модуль вектора (Sх = -8, Sу = б см, S = 10 см). (Самостоятельно.)

З.Тело переместилось из точки с координатами Х0=1 м, У0 = 4 м в точку с координатами Х1 = 5 м, У1 = 1 м. Найти модуль вектора перемеiцения тела в его проекции на оси координат (Sх = 4м, Sу = -3 см, S = 5 м).

IV. Итоги урока.

V. Домашнее задание: 3, упр.3 (1-3).

Тема: "Прямолинейное равномерное движение"

1. сформировать понятие о прямолинейном равномерном движении;

2. выяснить физический смысл скорости движения тела;

3. продолжить формирование умения определять координаты движущегося тела, решать задачи графическим и аналитическим способами.

Ход урока

Актуализация знаний.

Физический диктант

1. Механическим движением называется изменение…

2. Материальная точка - это тело…

3. Траектория - это линия…

4. Пройденным путем называется…

5. Система отсчета представляет собой…

б. Вектор перемещения - это отрезок…

7. Модуль вектора перемещения - это…

8. Проекция вектора считается положительной, если…

9. Проекция вектора считается отрицательной, если…

10. Проекция вектора равна О, если вектор…

11. Уравнение для нахождения координаты тела в любой момент времени имеет вид…

II. Изучение нового материала.

1. Определение прямолинейного равномерного движения. Векторный характер скорости. Проекция скорости в одномерной системе координат.

2. Формула перемещения. Зависимость перемещения от времени.

З. Уравнение координаты. Определение координаты тела в любой момент времени.

4. Международная система единиц

Единица длины -метр (м),

Единица времени- секунда (с),

Единица скорости - метр в секунду (м/с).

1 км/ч =1/3,6 м/с

Iм/с=3,6 км/ч

Исторические сведения.

Старые русские меры длины:

1 вершок =4,445 см,

1 аршин = 0,7112м,

1 сажень = 2,IЗЗбм,

1 верста = 1,0668 км,

1 русская миля = 7,4676 км.

Английские меры длины:

1 дюйм = 25,4 мм,

1 фут = 304,8 мм,

1 миля сухопутная = 1609 м,

1 миля морская 1852-м.

5. Графическое представление движения.

График зависимости проекции скорости от перемены движения.

График зависимости модуля проекции скорости.

График зависимости проекции вектора перемещения от времени движения.

График зависимости модуля проекции вектора перемещения от времени движения.

График I - направление вектора скорости совпадает с направлением оси координат.

График I I - движение тела происходит в сторону, противоположную направлению оси координат.

6. Sх = Vхt. Это произведение численно равно площади заштрихованного прямоугольника (рис. 1).

7. Историческая справка.

Графики скорости впервые были введены в середине ХIУ века архидьяконом Руанского собора Никола Оремом.

III. Решение графических задач.

1. На рис. 5 представлены графики проекции векторов двух велосипедистов, движущихся вдоль параллельных прямых.

Ответьте на вопросы:

Что можно сказать о направлении движения велосипедистов по отношению друг к другу?

Кто движется быстрее?

Начертите график зависимости модуля проекции вектора перемещения от времени движения.

Чему равен путь, пройденный первым велосипедистом за 5 секунд движения?

2. Трамвай движется со скоростью 36 км/ч, причем вектор скорости совпадает с направлением оси координат. Выразите эту скорость в метрах в секунду. Начертите график зависимости проекции вектора скорости от времени движения.

IV. Итоги урока.

V. домашнее задание: § 4, упр.4 (1-2).

Тема: "Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение"

1. ввести понятие равноускоренного движения, формулу для ускорения тела;

2. объяснить его физический смысл, ввести единицу ускорения;

3. сформировать умение определять ускорение тела при равноускоренном и равнозамедленном движениях.

Ход урока

1. Актуализация знаний (фронтальный опрос).

Дайте определение равномерному прямолинейному движению.

Что называется скоростью равномерного движения?

Назовите единицу скорости движения в Международной системе единиц.

Запишите формулу для проекции вектора скорости.

В каких случаях проекция вектора скорости равномерного движения на ось положительна, в каких - отрицательна?

Запишите формулу дня проекции вектора перемещения?

Чему равна координата движущегося тела в любой момент времени?

Как скорость, выраженную в километрах в час, обозначить в метрах в секундах и наоборот?

Автомобиль "Волга" движется со скоростью 145 км/ч. Что это означает?

11. Самостоятельная работа.

1. На сколько скорость 72 км/ч больше скорости 10 м/с?

2. Скорость искусственного спутника Земли З км/ч, а пули винтовки - 800 м/с. Сравните эти скорости.

З При равномерном движении пешеход за б с проходит путь 12 м. Какой путь он пройдет при движении с той же скоростью за З с?

4. На рис.1 представлен график зависимости пути, пройденного велосипедистом, от времени.

Определите скорость движения велосипедиста.

Начертите график зависимости модуля от времени движения.

II. Изучение нового материала.

1. Повторение понятия неравномерного прямолинейного движения из курса физики? класса.

Как можно определять среднюю скорость движения?

2. Знакомство с понятием мгновенной скорости: среднюю скорость за очень малый конечный промежуток времени можно принять за мгновенную, физический смысл которой заключается в том, что она показывает, с какой скоростью двигалось бы тело, если бы, начиная с данного момента времени, его движение стало равномерным и прямолинейным.

Ответьте на вопрос:

О какой скорости идет речь в следующих случаях?

o Скорость курьерского поезда " Москва - Ленинград" равна 100 км/ч.

o Пассажирский поезд прошел мимо светофора со скоростью 25 км/ч.

З. Демонстрация опытов.

а) Скатывание шарика по наклонной плоскости.

б) На наклонной плоскости по всей ее длине укрепите бумажную ленту. На доску поставьте легкоподвижную тележку с капельницей. Выпустите тележку и изучите расположение капель на бумаге.

4. Определение равноускоренного движения. Ускорение: определение, физический смысл, формула, единица измерения. Вектор ускорения и его проекция на ось: в каком случае проекция ускорения положительна, в каком - отрицательна?

а) Равноускоренное движение (скорость и ускорение сонаправлены, модуль скорости увеличивается; ах> О).

б) Равнозамедленное движение (скорость и ускорение направлены в противоположные стороны, модуль скорости уменьшается, ах

5. Примеры ускорений, встречающихся в жизни:

Пригородный электропоезд 0,6 м/с2.

Самолет ИЛ -62 при разбеге 1,7 м/с2.

Ускорение свободно падающего тела 9,8 м/с2.

Ракета при запуске спутника 60 м/с.

Пуля в стволе автомата Калашявкова б ю5 м/с2.

6. Графическое представление ускорения.

График I - соответствует равноускоренному движению с ускорением а=3 м/с2.

График II - соответствует равнозамедленному движению с ускорением

III. Решение задач.

Пример решения задач.

1. Скорость автомобиля, движущегося прямолинейно и равномерно, увеличилась с 12 м/с до 24 м/с за 6 секунд. Чему равно ускорение автомобиля?

Решить по образцу следующие задачи.

2. Автомобиль двигался равноускоренно, и в течение 10 с его скорость увеличилась от 5 до 15 м/с. Найдите ускорение автомобиля (1 м/с2)

З. При торможении скорость автомобиля уменьшается от 20 до 10 м/с В течение 5 с. Найдите ускорение автомобиля при условии, что оно во время движения оставалось постоянным (2 м/с2)

4. Разгон пассажирского самолета при взлете длился 25 с, к концу разгона самолет имел скорость 216 км/ч. Определить ускорение самолета (2,4 м/с2)

IV. Итоги урока.

V. Домашнее задание: § 5, упр.5 (1 - З).

Тема: "Скорость прямолинейного равноускоренного движения"

1. ввести формулу для определения мгновенной скорости тела в любой момент времени;

2. продолжить формирование умения строить графики зависимости проекции скорости от времени;

3. рассчитывать мгновенную скорость тела в любой момент времени.

Ход урока

Самостоятельная работа.

1 вариант

1. Какое движение называется равноускоренным?

2. Запишите формулу для определения проекции вектора ускорения.

З. Ускорение тела равно 5 м/с2, что это означает?

4. Скорость спуска парашютиста после раскрытия парашюта уменьшилась от 60 до 5 м/с за 1,1 с. Найдите ускорение парашютиста.(50м/с2)

II вариант

1 Что называется ускорением?

2, Назовите единицы измерения ускорения.

З. Ускорение тела равно З м/с2. Что это означает?

4. С каким ускорением движется автомобиль, если за 10 с его скорость увеличилась от 5 до 10 м/с? (0,5 м/с2)

II. Изучение нового материала.

1. Вывод формулы для определения мгновенной скорости тела в любой момент времени.

1. Актуализация знаний.

а) График зависимости проекции вектора скорости от времени движения У (О.

2. Графическое представление движения. -

III. Решение задач.

Примеры решения задач.

1. Поезд движется со скоростью 20 м/с. При включении тормозов он стал двигаться с постоянным ускорением 0,1 м/с2. Определите скорость поезда через ЗО с после начала движения.

2. Скорость тела задана уравнением: V = 5 + 2 t (единицы скорости и ускорения выражены в СИ). Чему равны начальная скорость и ускорение тела? Постройте график скорости движения тела и определите скорость в конце пятой секунды.

Решите задачи по образцу

1. Автомобиль, скорость которого 10 м/с, начал двигаться с постоянным ускорением 0,5 м/с2, направленным в ту же сторону, что и вектор скорости. Определите скорость автомобиля через 20 с. (20 м/с)

2. Проекция скорости движущегося тела изменяется по закону

V х= 10 -2t (величины измерены в СИ). Определите:

а) проекцию начальной скорости, модуль и направление вектора начальной скорости;

б) проекцию ускорения, модуль и направление вектора ускорения;

в) постройте график зависимости Vх(t).

IV. Итоги урока.

V Домашнее задание: § 6, упр.6 (1 - 3); составить вопросы взаимоконтроля к §6 учебника.

Тема: "Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении"

1. познакомить учащихся с графическим способом вывода формулы для перемещения при прямолинейном равноускоренном движении;

2. формировать умение определять перемещение тела с помощью формул:

Ход урока

Актуализация знаний.

Двое учащихся выходят к доске и задают друг другу подготовленные заранее вопросы по теме. Остальные учащиеся выступают в роли экспертов: дают оценку выступлению учеников. Затем приглашается следующая пара и т.д.

II. Решение задач.

1. На рис. 1 представлен график зависимости модуля скорости от времени. Определите ускорение прямолинейного движущегося тела.

2.На рис. 2 представлен график зависимости проекции скорости прямолинейного движения тела от времени. Опишите характер движения на отдельных участках. Начертите график зависимости проекции ускорения от времени движения.

Ш. Изучение нового материала.

1.Вывод формулы для перемещения при равноускоренном движении графическим способом.

а) Путь, пройденный телом за время, численно равен площади трапеции АВС

б) Разбивая трапецию на прямоугольник и треугольник, найдем площадь этих фигур в отдельности:

III. Решение задач.

Пример решения задачи.

Велосипедист, движущийся со скоростью 3 м/с, начинает спускаться с горы с ускорением 0,8 м/с2. Найдите длину горы, если схiуск занял б с,

Решите задачи по образцу.

1. Автобус двигается со скоростью 36 км/ч. На каком минимальном расстояния от остановки водитель должен начать тормозить, если для удобства пассажиров ускорение при торможения автобуса не должно превышать 1,2 м/с? (42 м)

2. Космическая ракета стартует с космодрома с ускорением

45 м/с2. Какую скорость она будет иметь после того, как пролетит 1000 м? (300 м/с)

3. Санки скатываются с горы длиной 72 м в течение 12 с. Определите их скорость в конце пути. Начальная скорость санок равна нулю. (12м/с)

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ОСНОВЫ КИНЕМАТИКИ Урок 1. ТЕМА: « Материальная точка. Система отсчета»

Механика – раздел физики изучающий движение. Основная задача механики – определить положение тела в пространстве в любой момент времени.

Кинематика - раздел механики изучающий способы описания движения и связь между величинами, характеризующими это движение. Динамика - раздел механики, изучающий причины возникновения механического движения. Статика изучает законы равновесия системы тел.

Механическое движение – изменение положения тела в пространстве с течением времени относительно других тел.

Поступательное движение – движение, при котором все точки тела движутся одинаково, с одной скоростью. Материальная точка – тело размерами которого можно пренебречь, в условиях данной решаемой задачи. Тело отсчета – любое тело, условно принимаемое за неподвижное, относительно которого рассматривается движение других тел.

Например За материальную точку очень часто рассматривают Землю, если исследуют её движение вокруг Солнца.

Например Но если мы решаем задачу связанную с суточным вращением планет, то нужно обязательно учесть форму и размер планеты. Например, если требуется определить время восхода Солнца в разных местах земного шара.

Что такое поступательное движение? Тело движется поступательно, если все его точки движутся одинаково. или Тело движется поступательно, если прямая, проведенная через две точки этого тела, при его перемещении смещается параллельно своему первоначальному положению.

Примеры поступательного движения Поступательно движется кабина лифта Поступательно движется кабина колеса обозрения

Чтобы определить положение тела (материальной точки) в пространстве надо: задать тело отсчета; выбрать систему координат; иметь прибор для отсчёта времени (часы)

Тело отсчета, связанная с ним система координат и часы для отсчета времени движения образуют систему отсчета.

Что такое тело отсчета? Тело отсчёта - это тело, относительно которого определяется положение других (движущихся) тел. Например, это может быть дерево, когда рассматриваем движение автобуса, или Земля, при расчёте движения ракеты

Система координат Положение тела в пространстве можно определить с помощью 2 координат (двумерная система координат) Положение тела в пространстве можно определить с помощью 3 координат (трехмерная система координат)

При прямолинейном движении тела достаточно одной координатной оси

Траектория – линия вдоль которой движется тело.

Путь - длина траектории. [L] Перемещение – вектор проведенный из начального положения материальной точки в ее конечное положение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Динамика. Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.

Цели урока: сформировать понятие об ИСО; изучить первый закон Ньютона; показать важность такого раздела физики как «Динамика»; воспитывать чувство уважения к различным профессиям....

конспект урока "Движение. Материальная точка. Система отсчета. Относительность движения."

Данную работу можно использовать при изучении темы в 9 классе: «Кинематика». Материал предназначен для повторения и обобщения темы. Работу можно использовать в качестве повторения материал...

Урок для 9 класса на тему «Материальная точка. Система отсчёта»

Цель урока: сформировать у учащихся о материальной точке; сформировать у учащихся навык определения ситуаций, в которых можно применять понятие материальная точка; сформировать у учащихся понятие о системе отсчёта; рассмотреть виды систем отсчёта.

ПЛАН УРОКА:

5. Домашнее задание (1 мин)

ХОД УРОКА:

1. Организационный этап (1 мин)

На данном этапе происходит взаимное приветствие учителя и учащихся; проверка отсутствующих по журналу.

2. Мотивационный этап (5 мин)

Сегодня на уроке нам предстоит вернуться к изучению механических явлений. В 7 классе мы уже сталкивались с механическими явлениями и перед тем как приступить к изучению нового материала давайте вспомним:

— Что такое механическое движение?

— Что такое равномерное механическое движение?

— Что такое скорость?

— Что такое средняя скорость?

— Как определить скорость если мы знаем расстояние и время?

В 7 классе мы с вами решали достаточно простые задачи на нахождение пути, времени или скорости движения. Если вспомнить, то самой сложной задачей было найти среднюю скорость.

В этом году мы более подробно рассмотрим, какие виды механического движения существуют, как описать механическое движение любого вида, что делать, если скорость на протяжении движения меняется и т.д.

Уже сегодня мы с вами познакомимся с основными понятиями, которые помогают описать как количественно, так и качественно механическое движение. Эти понятия являются очень удобными инструментами при рассмотрении любого вида механического движения.

Пишем число и тему урока «Материальная точка. Система отсчёта»

Сегодня на уроке нам предстоит ответить на вопросы:

— Что такое материальная точка?

— Всегда ли можно применять понятие материальная точка?

— что такое система отсчёта?

— Из чего состоит система отсчёта?

— Какие виды систем отсчёта существуют?

3. Изучение нового материала (25 мин)

В окружающем нас мире всё находится в непрерывном движении. Что же понимается под словом «Движение»?

Движение – любое изменение, происходящее в окружающем мире.

Наиболее простым видом движения является уже известное нам механическое движение.

При решении любых задач, касающихся механического движения, необходимо уметь описывать это движение. А что значит «описать движение тела»?

Это значит, что нужно определить:

1) траекторию движения;

2) скорость движения;

3) путь пройденный телом;

4) положение тела в пространстве в любой момент времени

и др.

Например, запуская марсоход на Марс, астрономы тщательно рассчитывают положение Марса в момент приземления марсохода на поверхность планеты. А для этого нужно вычислить, как меняются со временем направление и модуль скорости движения Марса и траекторию движения Марса.

Из курса математики нам известно, что положение точки в пространстве задаётся с помощью системы координат.

А что нам делать, если у нас не точка, а тело? Ведь каждое тело состоит из огромного количества точек, каждая из которых имеет собственную координату.

При описании движения тела, которое имеет размеры, возникают и другие вопросы. Например, как описать движение тела, если при движении тело ещё и вращается вокруг собственной оси. В подобном случае помимо собственной координаты, каждая точка данного тела обладает собственным направлением движения и собственным модулем скорости.

В качестве примера можно привести любую из планет. При вращении планеты противоположные точки на поверхности имеют противоположное направление движения. Причём чем ближе к центру планеты, тем меньше скорость у точек.

Как тогда быть? Как описать движение тела, которое имеет размер?

Оказывается во многих случаях можно воспользоваться понятием, которое подразумевает, что размер тела как бы пропадает, а масса тела остаётся. Такое понятие называется материальной точкой.

Записываем определение:

Материальной точкой называется тело, размерами которого в условиях решаемой задачи можно пренебречь.

Материальных точек в природе не существует. Материальная точка – это модель физического тела. С помощью материальной точки решается достаточно большое количество задач. Но применять замену тела на материальную точку не всегда можно.

Если в условиях решаемой задачи размер тела не оказывает особого влияния на движение, тогда можно такую замену произвести. Но если размер тела начинает влиять на движение тела, то замена невозможно.

Есть ситуации, в которых тело можно принимать за материальную точку:

1) Если расстояние, которое проходит каждая точка тела намного больше, чем размер самого тела.

Например, за материальную точку очень часто рассматривают Землю, если исследуют её движение вокруг Солнца. Действительно суточное вращение планеты мало повлияет на годовое обращение вокруг Солнца. Но если мы решаем задачу с суточным вращением, то нужно обязательно учесть форму и размер планеты. Например, если требуется определить время восхода или захода Солнца.

2) При поступательном движении тела

Очень часто бывают случаи, когда движение тела поступательно. Это значит, что все точки тела движутся в одном направлении и с одинаковой скоростью.

Например, человек поднимается на эскалаторе. Действительно, человек просто стоит, но каждая точка движется в том же направлении и с той же скоростью, что и человек.

Чуть позже мы с вами потренируемся определять ситуации, в которых можно принимать тело за материальную точку, а в каких нет.

Помимо материальной точки нам нужен ещё один инструмент, с помощью которого можно описать движение тела. Этот инструмент называется системой отсчёта.

Любая система отсчёта состоит из трёх элементов:

1) Из самого определения механического движения вытекает первый элемент любой системы отсчёта. «Движение тела относительно других тел». Ключевая фраза – относительно других тел. Т.е. чтобы описать движение нам нужна отправная точка, от которой будем отсчитывать расстояние и вообще оценивать положение тела в пространстве. Такое тело называется телом отсчёта .

2) Опять же из определения механического движения следует второй элемент системы отсчёта. Ключевая фраза – с течением времени. Это значит, что для описания движения нам необходимо определить время движения от начала в каждой точке траектории. А для отсчёта времени нам нужны часы .

3) А третий элемент мы с вами уже озвучивали в самом начале урока. Для того, чтобы задать положение тела в пространстве нам нужна система координат .

Таким образом, системой отсчёта называется система, которая состоит из тела отсчёта, связанной с ним системой координат и часов.

Системы отсчёта бывают множества видов. Мы с вами рассмотрим виды системы отсчёта по системам координат.

Система отсчёта:

декартова система отсчёта

полярная система отсчёта

сферическая система отсчёта

одномерная

двумерная

трёхмерная

Мы с вами будем пользоваться декартовой системой двух видов: одномерной и двухмерной.

4. Закрепление изученного материала (13 мин)

Выполняются задания на презентации; + №№ 3,5.

5. Домашнее задание (1 мин)

§ 1 + №№ 1,4,6.

Выписать в физический словарь определения:

— механическое движение;

— поступательное движение;

— материальная точка;

— система отсчёта.