Норвегия остров шпицберген. Кому по праву должен принадлежать архипелаг Шпицберген? Российские проекты и перспективы

Российская часть Шпицбергена — это территория на острове Западный Шпицберген площадью 251 квадратный километр, включающая в себя три месторождения каменного угля, шахты и поселки городского типа: Баренцбург, Колсбей, Пирамида и Грумантбюен.

Часть Шпицбергена закреплена за Россией на основании Шпицбергенского трактата, после Первой Мировой Войны в 1920 году.

В настоящее время на российской части Шпицбергена проживает порядка 600 человек.

История открытия Шпицбергена

Российская часть Шпицбергена освоена русскими ещё в конце XV, в начале XVI века. С тех пор там сохранились остатки их небольших строений и лодий, которыми в те времена пользовались только русские поморы. В основном это были морские охотники, приходившие к берегам Груманта, так тогда называлась эта земля. В те времена, воды на стыке Атлантического и Северного Ледовитого Океанов изобиловали китами, а на скалистых островах устраивали свои огромные лежбища моржи и тюлени.

После того как голландский мореплаватель Виллем Баренц побывал в этих краях, в 1596 году он нанес на карты эти острова под названием Шпицберген. И хотя на русских картах более раннего времени, эти острова значились как «Святые русские острова», но так как Россия ещё не была весомой в мире морских держав, название Шпицберген закрепилось официально во всем мире.

В эти северные воды за китом приходили китобои всех морских европейских стран, но особенно в этом усердствовали голландцы, которые за сезон истребляли китов сотнями. В результате, к началу ХIХ века численность китов в этих водах снизалась настолько, что увидеть кита стало редкостью, и интерес к этим голым скалистым островам начал пропадать.

Но это изменило то, что на Шпицбергене обнаружили каменный уголь. Открытие каменного угля приписывают английскому китобою Пуллю, который в 1610 году на северо-западном побережье Шпицбергена, на берегу Кингс-бея, в русле вымерзшего ручья обнаружил каменный уголь и стал использовать его для выплавки китового жира. Однако есть сведения что углем, выходившим на поверхность, ещё до него пользовались русские поморы остававшиеся на зимовку на Груманте.

К тому же Шпицберег находился довольно далеко, в суровых северных условиях, и это открытий долго не было востребовано. Но с развитием пароходства в XIX веке туда добрались промышленники. В 60-70-е годы XIX века геологи выявили, что угля на Шпицбергене довольно много. Предприниматели Англии, Америки, Норвегии, Голландии, Германии начали активно вести разведку залежей угля и его и пробную добычу. В 1906 году Джон Лонгьир, выходец из Америки, открыл на Шпицбергене первую угольную шахту и организовал промышленную добычу угля.

Российские экспедиции на Шпицберген

Россия тоже не осталась в стороне. Шпицберген представлял большой интерес как источник угля для северных районов. Кроме того в силу своего геополитического нахождения, на стыке Атлантического и северного Ледовитого океанов, Шпицберген мог служить базой для военного и торгового российского флота.

Что бы приступить к освоению Шпицбергена, Российское правительство договорилось с правительством Швеции о проведении его обследования усилиями двух Академий наук: Российской и Шведской. В результате этого соглашения на Шпицберген была организована совместная Российско-Шведская экспедиция, возглавил которую российский ученый с мировым именем Феодосий Николаевич Чернышев. Для экспедиции выделили только что построенный первый в мире арктический ледокол «Ермак».

В течение трех лет с 1899 по 1901 г. экспедиция Чернышева занималась исследованием архипелага Шпицберген, результатами которой были: описание его ландшафта и геологии, высотные отметки суши и глубины фьордов, астрономо-геодезические, магнитные, метеорологические, геологические, гидрологические, гидрографические наблюдения, исследование полярных сияний. Более двух третей всех исследования были проведены Российской частью экспедиции.

Результатами экспедиции Чернышева пользуются до сих пор. Сам Чернышев из-за длительного пребывания в экстремальных условиях сильно подорвал здоровье. Имя российского академика Ф.Н.Чернышева носят несколько географических объектов на картах Мира, в том числе и гора на Шпицбергене, на вершине которой в качестве триангуляционного знака участниками экспедиции была из камней сложена пирамида, так называемый «каменный сигнал», который сохранился до сих пор.

Бюрократия тогдашней России была настолько велика, что для практического освоения Шпицбергена только в 1911 году на Шпицберген была направлена экспедиция с целью сделать геологические изыскания. Министерство финансов выделило на эту экспедицию аж 4 тысячи рублей. Возглавил экспедицию В.Ф.Држевецкий, капитаном судна был В.Н. Серебренников. Для экспедиции было зафрахтовано частное двухмачтовое парусное судно «Жак Картье», которое 8 августа 1911 года вышло из Архангельска.

Однако с самого начала экспедиция не удалась. Между начальником экспедиции и капитаном были большие разногласия — каждый считал себя главным и порядка на шхуне не было. Мало того, когда 28 сентября «Жак Картье», из-за непогоды, остановился в норвежском Мехавне, он был арестован норвежцами, и только после вмешательства Российского правительства в октябре ни с чем вернулся в Архангельск. Экспедиция попросту провалилась.

В 1912 году на Шпицберген была организована повторная экспедиция под руководством талантливого полярного исследователя и геолога Владимира Александровича Русанова, успешно участвовавшего в 1908-1911 годах в исследовании и освоении Новой Земли, на которую он совершил 4 экспедиции. Всего в экспедиции было четырнадцать человек, в том числе и невеста Русанова, француженка Жюльетта Жан - геолог и врач экспедиции.

9 июля 1912 г. на небольшом зверобойном судне «Геркулес», водоизмещением всего 64 тонны, которым командовал капитан А. С. Кучин, экспедиция В. Русанова отправилась из Александровска-на-Мурмане. «Геркулес» хоть и был зверобойным судном, но имел хорошие мореходные качества, помимо парусного снаряжения на нем был двигатель мощностью двадцать четыре л.с. и он был приспособлен для плавания во льдах. Так что уже 16 июля «Геркулес» благополучно достиг острова Западный Шпицберген, и встал на якорь в заливе Бельсунн на западном побережье острова.

От стоянки бота Русанов с двумя матросами пешком прошел через весь остров до восточного берега. Переход в условиях скалистой местности, покрытой ледниками, был очень тяжелым. Во время перехода сам Русанов чуть не погиб провалившись в ледниковую трещину и чудом спасся, уцепившись за выступ на краю пропасти, из которой его вытащили спутники и они смогли вернуться на корабль.

После этого «Геркулес» переместился сначала в Ис-Фьорд, а затем в Адвентбай. Русанов обследовал все западное побережье, в результате чего на российской части Шпицбергена были обнаружены большие залежи угля и составлена карта полезных ископаемых. Для закрепления права России на разработку открытых месторождений угля, экспедицией Русанова были установлены двадцать восемь заявочных столбов. Кроме того, экспедицией были собраны большие зоологические, ботанические и палеонтологические коллекции, а так же выполнены океанографические исследования.

О продолжении экспедиции почти ни чего не известно, но если судить по тому что официальная программа экспедиции Русанова была выполнена уже в начале августа, а на корабль при отправке был загружен запас провиантов почти на полтора года, полагают что Русанов намеревался продолжить работу по исследованию других малоизвестных островов Северного Ледовитого Океана и возможности осуществления Северного морского пути.

Об этом можно судить по его сохранившейся записи в плане экспедиции, где он писал: «В заключение нахожу необходимым открыто заявить, что, имея в руках судно выше намеченного типа, я бы смотрел на обследование Шпицбергена как на небольшую первую пробу. С таким судном можно будет широко осветить, быстро двинуть вперед вопрос о Великом Северном морском пути в Сибирь и прийти Сибирским морем из Атлантического в Тихий океан».

В начале августа со Шпицбергена попутным норвежским судном Русанов отправил домой в Россию трех членов экспедиции, с которыми для Русского географического обществ передал отчет о выполненной работе, а так же образцы угля, геологические и зоологические коллекции, а сам с остальными направился в сторону Новой Земли.

Однако что то пошло не так, потому что с 18 августа, будучи уже у берегов Новой Земли в проливе Маточкин Шар, между северным и южным островами Новой Земли, там где соединяются Баренцево и Карское моря он отправил на материк телеграмму, в которой дословно писалось следующее: «Иду к северо-западной оконечности Новой Земли, оттуда на восток. Если погибнет судно, направлюсь к ближайшим по пути островам: Уединения, Новосибирским, Врангеля. Запасов на год. Все здоровы. Русанов».

Вполне вероятно, что в тексте перед словом «погибнет» была пропущена частица «не», и следовало бы читать «Если не погибнет судно», чего на самом деле им избежать не удалось. Эта телеграмма, была последним известием от экспедиции Русанова, после чего экспедиция пропала.

Уже через много лет, в 1934 году у западного побережья Таймыра на безымянном островке, который сейчас носит название «Геркулес» был обнаружен вкопанный в мерзлоту столб, с надписью «ГЕРКУЛЕС. 1913», а на другом, находящемся невдалеке островке, некоторые сохранившиеся предметы: патроны, компас, фотоаппарат, охотничий нож, остатки одежды, вероятно принадлежавшие членам экспедиции Русанова.

К стати, именно эти походы русских изыскателей Русского Севера послужили основой к сюжету знаменитого романа Вениамина Каверина «Два капитана». Не исключено что именно В.Русанов стал прообразом капитана Татаринова, а возможно это собирательный образ всех этих трех героев мирного времени Старой России.

В плане освоения Шпицбергена, экспедиция Русанова своё назначение выполнила. По заданию Русанова, Самойлович доставил со Шпицбергена в Петербург образцы добытого угля, где лабораторными исследованиями было подтверждено хорошее качество угля и его пригодность в качестве топлива для флота. Поэтому было принято решение практически осваивать разведку и добычу угля на Шпицбергене. А Рудольф Лазаревич Самойлович стал первым российским горным инженером, который организовал промышленную добычу угля на российской части Шпицбергена.

История освоения Шпицбергена

В начале 1913 года для освоения угольных залежей на Шпицбергене, было создано акционерное общество «Торговый Дом «Грумант» А. Г. Агафелов и Ко». Учредителями акционерно общества стали: тайный советник Алексей Дмитриевич Арбузов — сенатор, камергер, тайный советник Евгений Гаврилович Шинкевич и почётный гражданин Антон Григорьевич Агафелов. Торговый Дом создавался под эгидой Министерства Торговли и Промышленности, и в примечании к Уставу оговаривалось, что передача учредителями другим лицам своих прав, присоединение новых учредителей и исключение кого-либо допускается не иначе, как с разрешением Министра Торговли и Промышленности. Акционерами стали: статский советник Строльман, уроженец финляндии Стюнкель, горный инженер Самойлович, кандидат права Сыромятников, титулярный советник Янчовецкий. Правительствующим Сенатом был издан указ о единоличном праве «Торгового Дома Грумант» на разведку, добычу и торговлю углем и другими полезными ископаемыми на архипелаге Шпицберген.

В апреле этого же года «Торговой Дом «Грумант» А. Г. Агафелов и Ко» организовал горно-разведочную экспедицию на Шпицберген. В экспедиции участвовало тридцать три человека, они везли с собой, кроме провианта, инструменты и оборудование: буры, рельсы, вагонетки, кузницу, сталь, молотки, кайлы, геодезические инструменты, ружья и патроны, моторный бот, разобранный дом, лесоматериалы, керосин и смазочные масла, домашнюю утварь, собак, нарты и прочее. Набирал людей и возглавил экспедицию лично Самойлович.

На Шпицбергене Самойлович с командой в заливе Коал-бей собрал дом, обустроил необходимые службы и поднял российский флаг. Он занимался разведкой угля, подсчетами его запасов и организацией добычи. Была составлена карта острова Западный Шницберген, с отмеченными на ней российскими участками. Осенью на пароходе «Мария в Россию была доставлена первая партия шпицбергенского угля в объеме 5000 пудов. До сих пор на российской части Шпицбергена сохранился дом построенный экспедицией Самойловича.

Русский Шпицберген

Свои исследования на Шпицбергене Самойлович продолжил в 1914 и 1915 гг. Им был подсчитан российский угольный запас Шпицбергена порядка 7 миллиардов пудов! Добыча развивалась ежегодно. За сезон 1915 года на Российской части Шпицбергена работало 216 человек и было вывезено в Россию около 39450 тонн угля. В 1917 году работало уже 249 человек, и было вывезено 59449 тонн угля.

Однако потому как Шпицберген не принадлежал ни какому государству, между странами участниками освоения Шпицбергена стали возникать всевозможные споры и столкновения. Что бы урегулировать все эти проблемы, Норвегия ещё в 1907 году предложила определить статус этих бесхозных островов. По этому поводу в 1910 — 1912 гг. в Осло были проведены несколько международных конференции, на которых Норвегия и Россия разрабатывали проект международной конвенции по статусу Шпицбергена. Однако начавшаяся Первая мировая война эти инициативы остановила.

Вернулись к решению этой проблемы в 1919 году, когда на Версальской конференции в Париже заключался мирный договор стран участников военных действий. Там же на конференции был подписан договор о Шпицбергене, по которому архипелаг Шпицберген официально приписывали к Норвегии, но с определенными ограничениями. Согласно этому договору все 39 стран, подписавших договор, имели равные с Норвегией права вести на архипелаге научную и хозяйственную деятельность. Советская Россия на конференцию приглашена не была.

Оказавшиеся после революции за границей учредители и некоторые акционеры продали свои акции англичанам и Торговый Дом Грумант, стал англо-русской компанией «Грумант», остальная часть акций была национализирована. И тем не менее, шахта продолжала работать, работами руководил Самойлович. В 1919 году на Шпицбергене работало 66 человек и вывезено 33000 тонн угля, в 1920 году — 398 человек, вывезено 171900 тонн. Работы велись сезонно, на зиму все шахтеры уезжали на материк, а на месте оставались всего несколько человек, обеспечивающих охрану шахты. Зимовщики ловили рыбу, охотились на оленей, ставили ловушки на песцов, чем и питались. В течение четырех лет с 1927 по 1931 гг. шахта практически не работала.

Трест «Арктикуголь»

7 октября 1931 года постановлением Совета Народных Комиссаров СССР был организован Государственный трест «Арктикуголь» по добыче угля и других полезных ископаемых на островах и побережье Северного Ледовитого океана. Трест получил все имущество и права на месторождения угля на Шпицбергене. В этом же году трест «Арктикуголь» полностью выкупил акции акционерного общества «Грумант» со всем оборудованием, постройками и месторождением общей площадью 80 кв.км. На российской части Шпицбергена сохранился памятный знак о создании треста.

В 1932 году трест «Арктикуголь» приобрел у голландской компании «Неспико» дополнительные земельные участки за один миллион 250 тысяч голландских гульденов и стал владельцем четырех участков площадью 251 кв. км, на которых находились три крупнейших месторождения каменного угля: «Баренцбургское», «Грумантское» и «Гора Пирамида». Началось обустройство шахт и поселков на государственном уровне. Добыча угля на Шпицбергене ежегодно росла. Если в 1932 году вывезли только 60000 тонн угля, то в 1940 году добыча составила уже порядка 500 тысяч тонн. Это было в несколько раз больше, чем добывали на Шпицбергене другие страны. Работа в шахте была очень тяжелой, но шахтеры с материка с удовольствием ехали на Шпицберген за длинным рублем.

К началу Второй мировой войны трест «Арктикуголь» производил добычу угля на шахтах Баренцбург и Грумант и вел строительство шахты Пирамида. За предвоенные годы на российской части Шпицбергена было добыто порядка 3 миллионов тонн угля, который завозился для нужд Мурманской и Архангельской областей. Рабочие шахт были обеспечены вполне приличным для того времени жильем.

Трагедии открывателей Шпицбергена

Судьба Рудольфа Лазаревича Самойловича была трагичной, как и множества заслуженных лиц конца сороковых годов. Он руководил Институтом Арктики, был почетным членом Географического общества СССР, членом общества «Аэроарктика», членом многих географических обществ зарубежных стран, в том числе США, членом международного морского арбитража. преподавал в ЛГУ, писал научные статьи и книги. Был награжден орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.

В 1937–1938 гг. Самойлович возглавил экспедицию на северный полюс, которая стала первой полярной зимовкой. Однако зима выдалась очень суровой и в Арктике зазимовали 29 судов зажатые льдами. Зимовка была очень трудной, но Самойлович смог провести её без потерь. Тем не менее, он был обвинен в умышленном срыве экспедиции и мае 1938 года был арестован, а 4 марта 1939 года – расстрелян.

Память Р.Л.Самойловича осталась на картах. В его честь названы бухта на Новой Земле, остров в архипелаге Северная Земля, пролив и ледниковый купол на Земле Франца-Иосифа, гора и полуостров в Антарктиде.

Такая же трагедия постигла и директора советского угольного треста «Арктикуголь», первого консула СССР на Шпицбергене Михаила Эммануиловича Плисецкого, отца знаменитой российской балерины Майи Плисецкой, которая насколько лет тоже жила на Шпицбергене..

В 1936 году по ложному доносу М.Э.Плисецкий был обвинен во вредительстве, и отозван в Москву. После чего в отношении его было возбуждено уголовное дело, в 1937 году он был исключен их партии, а в 1938 году расстрелян как враг народа.

Шпицберген во время Второй мировой войны

С началом Второй Мировой Войны работы на Шпицбергене были остановлены, шахтеры эвакуированы на материк. Норвежцы хотели противостоять Германии в попытках использовать Шпицберген для своих целей, он фашисты не стали долго церемониться и просто-напросто уничтожили всю промышленность на Архипелаге и всех кто там оставался. Российская часть Шпицбергена так же была разгромлена, шахты взорваны, здания и сооружения приведены в полную негодность. Как память о тех далеких днях, на Шпицбергене сохранили орудия которыми пытались остановить фашистов.

Второе рождение российского Шпицбергена

После окончания войны в СССР был большой дефицит топлива, поэтому трест «Арктикуголь» интенсивно занялся восстановлением разрушенных шахт. Уже в декабре 1946 года на Шпицберген прибыли первые пароходы со строителями и шахтерами. За два с небольшим года были восстановлены шахты «Баренцбург» и «Грумант» и начали выдавать уголь. В 1956 году была достроена и запущена в эксплуатацию шахта «Пирамида».

Рядом с шахтами были построены шахтерские поселки городского типа со всей инфраструктурой, обеспечивающей комфортное проживание шахтеров. В новых городках были двух и четырехэтажные дома с квартирами, в которых были все удобства, о которых даже не мечтали советские люди на материке. Столовые, детские сады, школы, больницы, кинотеатры, спортивные комплексы. Рядом были теплицы и фермы, обеспечивавшие население свежей продукцией. Шахтеры имели высокие заработки и двухмесячный отпуск. Шахтеры на российской части Шпицбергена жили как при коммунизме. Попасть сюда на работу мечтал каждый шахтер Страны Советов. Современная механизация и автоматизация производства позволяла ежегодно добывать более 300 000 тонн угля. Численность населения российской части Шпицбергена превышала 3000 человек.

В 1981 году была проведена доскональная разведка месторождений, по результатам которой запасы угля только запасы Грумантского месторождения оценивались почти в 134,4 млн. тонн, планировалось строительство новой шахты.

Российский Шпицберген сегодня

Всё разом рухнуло в 90-х годах после перестройки, кризиса и распада Союза. На Шпицберген стали обращать меньше внимания, ухудшилось снабжение, многие шахтеры начали съезжать на материк. Масла в огонь подлила авиакатастрофа российского самолета Ту-154 «Внуковских авиалиний» 29 августа 1996 года, выполнявшего чартерный рейс из Москвы в Лонгьир. В самолете были в основном шахтеры со своими семьями, возвращавшиеся из отпуска на работу. На борту было 141 человек, ни кто не остался в живых. В память о погибших, В Баренцбурге построена часовня.

«Арктикуголь» начал сокращать объемы добычи, в 1998 году закрыли шахту Пирамида, построенную в 1956 году. Было остановлено и самое старейшее предприятие Грумант, опустел поселок с угольным складом и портом в бухте Колсбей.

Действующим в настоящее время остался только рудник Баренцбург. Сохранился и инфраструктура поселка, которая включает саму шахту, жилой массив, электростанцию, порт, мехмастерские, автотранспортный парк, складское и жилищно-коммунальное хозяйство, библиотеку и больницу, спорткомплекс, отель и др. Добыча угля держится на уровне порядка 120 тыс. тонн в год. Весь уголь идет на экспорт.

В 2014 году в Баренбурге создан новый научный центр, в котором работают представители 12 научно-исследовательских организаций. По последним данным, на начало 2017 года на российской части Шпицбергена проживает порядка 600 человека.

Руководство «Арктикуголь» сейчас делает попытки перепрофилировать всю российскую часть Шпицбергена с добычи угля на туризм, пользующийся большой популярностью последние несколько лет. Создан арктический центра туризма «Грумант» в котором уже сейчас работают более 100 человек. За прошлый 2016 год «Арктикуголь» от туризма получил больше средств, чем от добычи угля. Есть надежда, что Российская часть Шпицбергена станет одним из популярных мест туризма в северной Европе, а Россия продолжит своё присутствие на архипелаге, но уже в новом качестве.

Как у них 05.03.18 124 559 46

Я переехала на Шпицберген в январе 2015 года. До этого я 10 лет работала веб-дизайнером в России, но мечтала сменить сферу деятельности, а заодно и место жительства.

Назиля Земдиханова

живет в Арктике

Решение переехать пришло спонтанно после туристической поездки в Арктику. Я сорвалась с места без долгосрочных планов. Первый год работала в российском поселке Баренцбург - там было просто найти работу в сфере туризма, не имея опыта. Условия работы и жизни в Баренцбурге меня не устраивали, поэтому на следующий год я перебралась в соседний норвежский город Лонгйир, где устроилась работать в отель на ресепшен.

До приезда Арктика представлялась мне суровым местом. Казалось, тут сплошные лишения и дискомфорт. Но сейчас я думаю, что жить здесь приятнее, чем на материке.


История, уголь и туризм

Шпицберген - это архипелаг между Северным полюсом и Европой. В Норвегии его называют Свальбард.

До 1920 года Шпицберген считался ничейной землей. В 1920 году Норвегия получила суверенитет над архипелагом, а США, Великобритания, Франция, Италия, Япония, Нидерланды, Швеция и другие страны получили равное право вести тут экономическую деятельность, использовать природные ресурсы островов и территориальных вод.

На Шпицберген люди ехали из-за залежей угля. В начале 20 века компании норвежского, российского, шведского и американского происхождения основали города Лонгйир, Баренцбург, Пирамида, Грумант, Свеагрува и Ню-Олесунн. Весь 20 век добыча угля была здесь главным двигателем экономики, но в конце 2016 года цены на топливо упали и фокус сместился на развитие туризма.

Туристы на Шпицберген едут, чтобы увидеть белого медведя, северное сияние и российский город-призрак Пирамида. Еще тут есть снегоходные сафари, езда на собачьих упряжках, дикая природа, круизы на кораблях, пешие и лыжные туры.



Погода

Год делится на три сезона: полярная ночь, зима и лето. Благодаря Гольфстриму температура на западе Шпицбергена примерно на 20 °C выше, чем в остальных точках на той же широте. Зимой тут значительно теплее, чем, например, на Урале.

Полярная ночь длится 4 месяца - с конца октября до конца февраля. Мой рабочий контракт позволяет уезжать в низкий сезон на долгое время, поэтому я беру отпуск на 2-3 месяца полярной ночи и еду путешествовать в другие страны или домой в Россию.

+5 °C

средняя температура на Шпицбергене летом

В конце февраля появляется солнце и начинается зимний сезон. Он длится до середины мая. В это время морозно, но солнечно. Температура опускается до −25 °C, а если дует ветер, то и еще ниже. В это время я обычно ношу 1-2 слоя термобелья, снегоходные ботинки, бесформенный пуховик и непродуваемые штаны.

То, что мы тут называем летом, длится с июня по август. Солнце на небе появляется не чаще, чем зимой, несмотря на название «полярный день»: то туманы, то облака. Ветер холодный, так что я все равно каждый день ношу шапку и ветрозащитную куртку. Летом средняя температура на Шпицбергене - +5 °C.


Город Лонгйир

Лонгйир, в котором я сейчас живу, - самый населенный город архипелага. Тут живет 2200 человек. Из норвежского Осло и Тромсё сюда каждый день летают самолеты авиакомпаний САС и «Норвегиан». В высокий сезон, с марта до сентября, в день прилетает до 5-6 самолетов , включая чартеры из других европейских стран. Билет стоит 600-3500 kr (4300 -25 300 Р ) . Из России тоже есть чартер, но летает он раз в два месяца. Я всегда летаю через Осло.

Хотя город норвежский, с каждым годом количество иностранцев увеличивается. Тут не принято употреблять слова «экспат» или «эмигрант», так как все имеют одинаковые права. Статистика утверждает, что каждый год состав жителей меняется на 25%. В среднем в Лонгйире живут 4-7 лет, а потом уезжают обратно на материк. Кто-то приезжает заработать, другим интересен опыт работы на архипелаге.

2200

человек живет в Лонгйире

Инфраструктура позволяет комфортно жить семьям с детьми любого возраста. В Лонгйире два продуктовых магазина, торговый центр, больница, детский сад, школа, дом культуры, спортивный комплекс, кинотеатр, рестораны, бары, отели. Есть даже университетский центр. Везде можно дойти пешком.


Белые медведи и оружие

Шпицберген уникален тем, что люди живут по соседству с белыми медведями. С одной стороны, это риск и для людей, и для медведей. С другой - это позволяет властям ограничить самостоятельную активность туристов на острове и зарабатывать деньги на организованных турах.

Медведей тут я видела только в бинокль, но, когда иду гулять за город, всегда беру с собой ружье или друзей с ружьем.

В прошлом сезоне медведи бродили прямо в окрестностях Лонгйира. Новости об этом публиковали на сайте губернатора. Постоянно был слышен гул вертолета - так медведей прогоняют подальше от города. Если зверь не напуган преследованием вертолета или агрессивен, его временно усыпляют и увозят далеко на север, чтобы он не нашел дорогу обратно.

Я считаю, что нет смысла бояться медведей и сидеть в городе. C друзьями мы ездим в туры на снегоходах, ходим в горы, катаемся на лыжах. Медведи не ограничены в передвижении, поэтому предугадать их местоположение невозможно. По правилам безопасности я обязана носить с собой крупнокалиберное оружие и (или) сигнальный пистолет. Это единственный надежный способ спастись при встрече с медведем.

Купить или арендовать оружие на Шпицбергене легко. Нужна справка об отсутствии судимости, переведенная на английский или норвежский и заверенная губернатором Лонгйира. Подтверждение отправят прямо в магазин. Если никогда не держал оружие в руках, продавец-консультант расскажет, как заряжать и разряжать ружье, как стрелять. Аренда Маузера 30-06 стоит 190 kr (1400 Р ) в день.

1400 Р

в день стоит аренда Маузера 30−06


Личного оружия у меня нет. Когда я подрабатываю гидом и веду экскурсию, то беру оружие на работе. Для этого справка не нужна. В остальное время в горы или кататься на снегоходах хожу вместе с друзьями, у которых есть оружие. Если иду одна, то оружие беру у своего партнера.

144 600 Р

может достигать размер штрафа за убийство белого медведя

Белые медведи занесены в Красную книгу, и каждый случай нападения или убийства тщательно расследуется. Самозащита - недостаточный повод для убийства животного. Если расследование покажет, что человек не принял достаточные меры, чтобы избежать встречи с медведем, и в результате убил его, то выпишут штраф. Размер штрафа - до 20 000 kr (144 600 Р ).




Виза и регистрация

Жители стран, подписавших Шпицбергенский трактат, - а их более 50 - имеют право находиться и работать на архипелаге без визы. Россия входит в их число. Но это только на бумаге. В реальности лететь до Лонгйира, скорее всего, придется через Осло или Тромсё, а значит, понадобится и шенгенская виза с запасом дней на выезд. Прямой чартер из Москвы летает раз в 2 месяца. Но даже в этом случае требуется шенгенская виза: нужно доказать, что в критической ситуации у вас будет возможность улететь любым рейсом, а не только прямым чартером через два месяца.

Первый раз я получила годовую шенгенскую визу, когда работала в Баренцбурге. Оформлением занималась компания-работодатель, я только сделала страховку на год и отправила паспорт в Москву. Следующую визу пошла получать самостоятельно в офис губернатора Шпицбергена. Надо было представить регистрацию, рабочий контракт, банковскую выписку и стандартные документы на шенгенскую визу. Сфотографировалась, сдала документы и отпечатки пальцев за 10 минут. Через две недели выдали годовую визу. Визовый сбор - 35 €. Оплату списали прямо с банковского счета.

Регистрация в налоговой обязательна, если хочешь устроиться на работу, завести счет в банке, оформить на себя машину или снегоход. Иностранным резидентам присваивают D-номер - это аналог норвежского идентификационного номера, но с ограничениями. Ди-номер связан с банком, страховой, медицинской картой и другими социальными сервисами.

Важно, что регистрация на Шпицбергене не дает права на жительство в материковой Норвегии, независимо от количества прожитых на архипелаге лет. Правила распространяются и на супругов норвежцев, и на общих детей.

Деньги и банки

Местная валюта - норвежская крона. В феврале 2018 года 1 норвежская крона = 7,23 Р . Летом на Шпицбергене появляются в неофициальном обороте евро и доллары - вместе с пассажирами круизных лайнеров. Пунктов обмена валюты нет, зато везде принимают банковские карты. Однажды я видела, как туристы сидели с сумкой долларов и не могли оплатить номер в отеле.

Когда я устроилась на работу, получила карту в единственном местном банке - «Спаребанк». Сотрудники доброжелательны и готовы помочь разобраться с любым вопросом. Правда, кредитную карту мне выдать отказались, так как я не гражданин Норвегии. У банка два мобильных приложения: интернет-банк и генератор разовых паролей. И тем и другим я пользуюсь постоянно для оплаты счетов, переводов и покупки товаров в интернете. Годовое обслуживание стоит 250 kr (1800 Р ).

1800 Р

в год стоит обслуживание карты в местном «Спаребанке»

Комиссия при переводе денег в российский банк - 50 kr (360 Р ), за снятие наличных в стороннем банкомате - 30 kr (220 Р ) + 0,5% от суммы снятия.


Работа и зарплата

На Шпицбергене нет централизованного поиска рабочих мест. Вакансии ищут либо на сайтах компаний, либо приезжают по приглашению знакомых и друзей с острова. Специальности, требующие норвежского образования, недоступны иностранцам.

В Лонгйире высокая конкуренция в сфере туризма и ресторанно-гостиничного бизнеса. Это связано с менее строгими требованиями к образованию: достаточно английского языка и аналогичного опыта, чтобы приехать сюда работать. У гидов ценится знание дополнительных языков, например французского или немецкого.

900 Р

в час - минимальная оплата труда в Лонгйире

Работа регулируется контрактом. Обязательно прописан тип контракта - он бывает постоянным или сезонным. Еще в контракте всегда указывают почасовую зарплату, процент занятости от полной рабочей недели, надбавки за сверхурочные, выходные и праздничные дни.

Минимальная оплата - 125 kr (900 Р ) в час. Полная рабочая неделя - 37,5 часа в неделю. Без учета налогов минимальная плата за полный рабочий месяц - 18 750 kr (135 600 Р ).

Постоянный контракт - бессрочный. На него распространяется закон по выплате компенсации при принудительном увольнении или по болезни. Пять недель в году - оплачиваемый отпуск. Сверхурочные часы, праздничные дни и выходные оплачиваются дополнительно, может быть как 20, так и 100% часовой оплаты.

Сезонный контракт устанавливает сроки и занятость в процентах. Человеку с контрактом 80% не позволено работать сверх установленных часов. Для обоих типов контрактов предусмотрена тринадцатая зарплата.

Но существуют и другие варианты контрактов. Мои контракты и в отеле, и на работе гидом - сезонные, но не ограничены в процентах. Если я работаю больше 37,5 часа в неделю, сверхурочные не оплачиваются по ставке, а записываются отдельным месяцем. Оплату я получу, когда буду в отпуске. Это хитрость, которой пользуются некоторые работодатели. Но даже в этом случае надбавки за вечерние и ночные часы, воскресенья и праздничные дни я получаю в соответствии с законами.

136 600 Р

минимальная зарплата за полный рабочий месяц до вычета налогов

Примерные зарплаты такие:

  • повар, бармен, работник отеля - 150-180 kr (1080 -1300 Р ) в час;
  • гид, гид-экскурсовод - 180-300 kr (1300 -2170 Р ) в час;
  • чиновники и государственные служащие - 300-430 kr (2170 -3100 Р ) в час;
  • учителя, врачи - 270-310 kr (1950 -2240 Р ) в час;
  • инженер-строитель, системный администратор, сотрудник полиции - 300-340 kr (2170 -2450 Р ) в час.

Налоги

Чтобы трудоустроиться, нужно зарегистрироваться в налоговой инспекции и получить норвежский идентификационный номер. При проживании более 12 месяцев на Шпицбергене резидент обязан платить фиксированную налоговую ставку - 16,2%. Из них 8% - это подоходный налог, а 8,2% - страхование.

Страхование действует с первого рабочего дня и продолжается еще 30 дней после последнего. Оно дает право на пособие по болезни, пособие на больного ребенка и в случае беременности и родов. Неработающие супруги имеют право на получение медицинских услуг через систему страхования, пока они живут на Шпицбергене.

25%

размер НДС в Норвегии, но для жителей Шпицбергена он отменен

В Норвегии НДС составляет 25%, на Шпицбергене его нет. Я заказываю электронику, одежду и спортивную экипировку в норвежских интернет-магазинах. При оплате налог обычно вычитают сразу. Иногда требуется оформить возврат налога после получения посылки, но я этим способом еще ни разу не пользовалась.


Жилье

Жилье в Лонгйире - первое, о чем нужно позаботиться, если вы решите переехать. Туризм тут развивается, растет количество рабочих мест, темпы строительства нового жилья не успевают за туризмом. Это привело к жилищному кризису. Найти хоть какую-то квартиру в Лонгйире уже удача.

47 000 Р

в месяц мы с партнером платим за аренду жилья

Квартиры тут варьируются от однушек-студий до двухэтажных апартаментов с двумя-тремя спальнями. Стоимость аренды однокомнатной квартиры начинается от 6500 kr (47 000 Р ). Двух- или трехкомнатная квартира стоит 10 000-15 000 kr (72 000 -108 000 Р ) в месяц. Найти квартиру поможет работодатель, но можно искать и самостоятельно. Жилье сдают в группе Ros & Info Longyearbyen в Фейсбуке.

Чтобы подтвердить платежеспособность, достаточно показать арендодателю рабочий контракт.

Я нашла жилье через друзей. Мы живем вдвоем с молодым человеком в двухкомнатной квартире и платим 6500 kr (47 000 Р ) в месяц. Наш дом находится в индустриальной зоне Лонгйира, поэтому из окна открывается вид на горы, фьорд и свалку. В центр города переезжать не спешим, так как держим на улице собаку и можем устраивать барбекю у дома. В городе собак на улице держать не разрешено.


Из коммунальных платежей мы платим только за электричество, так как живем в доме без центрального отопления. Постройка не держит тепло, его выдувает ветрами. За день квартира успевает охладиться до +8 °C. По вечерам мы включаем электрические радиаторы. При таком расходе электричества счет за квартал в зимнее время составляет 3500-4000 kr (25 000 -29 000 Р ). Летом в квартире тепло без дополнительного обогрева, поэтому счет в два раза меньше.

Часть городского жилья принадлежит общественному совету Лонгйира. Эти квартиры не сдают в аренду, они простаивают месяцами, но имеют практическое назначение: сюда временно переселяют людей из потенциально опасных районов, если там сходит лавина или сель - грязевой поток. Это случается 2-3 раза в год.



Вот такую небольшую квартиру сдают в Фейсбуке за 7500 крон в месяц

Транспорт

Протяженность асфальтированных дорог в городе и окрестностях - 40 км. По данным на 2017 год в Лонгйире зарегистрировано 1340 машин на 2200 человек, включая рабочие и сервисные.

В городе есть автосалон Тойоты, при нем же автосервис. Чинить или обслуживать машину дорого. Иногда проще продать. Например, переобуться на зимнюю резину стоит 2000 kr (14 500 Р ). Для приезжих существует услуга аренды авто. День на Киа Спортэйдж обойдется в 890 kr (6400 Р ), на Тойоте Хайлюкс - 1050 kr (7600 Р ). Своей машины у меня нет.

Второй по популярности транспорт - снегоход. По статистике снегоходов в городе 2100 штук. Подержанный снегоход можно купить за 5000 kr (36 200 Р ), а можно и за 80 000 kr (578 400 Р ). Цена зависит от модели, состояния и года выпуска. Я купила свой снегоход за 13 000 kr (94 000 Р ). За сезон с февраля до середины мая мой пробег не превышает 2000 км.

94 000 Р

стоил мой снегоход

При расходе 20 л на 100 км и стоимости бензина 9,02 кроны за литр топливо обходится мне в 3600 kr (26 000 Р ) в год. За страховку плачу 160 kr (1160 Р )в месяц.

Из общественного транспорта в Лонгйире есть только автобус. Он привязан к расписанию авиарейсов: сначала развозит туристов по отелям, а потом собирает. Других маршрутов нет. На поездку продолжительностью 5-15 минут взрослый билет обойдется в 75 kr (540 Р ). За этот же путь такси возьмет 150 kr (1080 Р ).


Ненужные вещи

Территория Шпицбергена - зона вечной мерзлоты, мусор здесь не закопаешь. Поэтому утилизация - отдельная тема. Для бытового мусора предназначены крытые контейнеры, а габаритный мусор - снегоходы, автомобили, бытовая техника, мебель и прочее - складируется на местной свалке. Это стоит отдельных денег. Весь мусор потом вывозят на утилизацию в Норвегию.

Избавиться от вещей можно еще двумя способами - через Фейсбук и фримаркет, это что-то вроде барахолки. Фримаркет - это хороший способ обзавестись стартовым набором для дома на Шпицбергене. Тут посуда, книги, обувь, одежда, предметы интерьера передаются от одного владельца другому. Раз в две недели я заглядываю на фримаркет в поисках горшков для цветов, кухонных принадлежностей и книг. В конце туристического сезона на фримаркете появляются пуховики, спальные мешки, снегоходные сапоги, а отели раздают кровати, столы и стулья.

В первую очередь все это забота об окружающей среде. Вещи обретают нового хозяина, а не оказываются на свалке.


Медицина

В больнице Лонгйира ограниченный состав врачей: физиотерапевт, хирург, дантист, акушер, педиатр и две медсестры. По опыту знакомых, врачи стараются не прописывать лишний раз лекарства, советуют пить больше воды и отдыхать. Мне приходилось бывать в больнице дважды. Консультация стоила 152 kr (1100 Р ).

Лекарства в аптеке продаются по рецепту врача через специальную централизованную медицинскую систему. Купить без рецепта можно парацетамол (43 kr (311 Р )), ибупрофен (54 kr (390 Р )) и спрей для носа «Отривин» (64 kr (463 Р )). Когда еду в Россию, закупаюсь всевозможными таблетками - от кашля, аллергии, болей.

311 Р

стоит пачка парацетамола

Если чье-то здоровье действительно требует срочного внимания специалиста, больному заказывают место на ближайший авиарейс в больницу Тромсё. Билеты, стационар и отгул по болезни оплачиваются медицинской страховкой. Если больной в тяжелом состоянии, его эвакуируют вертолетом из Тромсё.

Я не доверяю местной больнице и все вопросы здоровья стараюсь решать на материке.

Дети и образование

В Лонгйире есть и младенцы, и подростки, но рожать здесь нельзя из-за возможных осложнений. Принято уезжать в Тромсё за 1-2 недели до срока либо рожать в своей стране. Если поехать рожать в Норвегию, это не даст никаких дополнительных прав ни ребенку, ни родителям.

По закону оплачивается от 49 до 59 недель декрета, если рабочий стаж составляет 6 из 10 последних месяцев. Оплата равна среднему значению зарплаты за последний год. Отец ребенка обязан взять 10 недель декрета для заботы о новорожденном.

В городе два детских сада, туда ходят дети от года до 5 лет. Стоимость места - 2500 kr (18 000 Р ) в месяц. Если ребенок в возрасте от 1 до 2 лет не посещает детский сад, родители получают денежное пособие.

18 000 Р

в месяц стоит детский сад для ребенка

Школа начинается с 6 лет. Удивительно, но в Норвегии не существует понятия «остаться на второй год». Все ученики автоматически переводятся в следующий класс.

Для детей в городе проводят мероприятия в доме культуры, есть спортивные секции и молодежный центр.

Язык

Официальный язык - норвежский, но достаточно знать английский, чтобы чувствовать себя комфортно. На английском говорят и у губернатора, и на почте, и в магазине. На работе я обычно говорю на английском, на норвежском - когда работаю с почтой и телефонными звонками.

Когда я только приехала на остров, моего уровня английского хватало только на ограниченное общение в отеле. Поэтому я начала учить норвежский. По структуре язык похож на английский. Мне до сих пор тяжело дается произношение, понимание речи на бытовом уровне и диалектов, но зато я без затруднений читаю современную литературу и новости.

Недостатка общения на русском не ощущаю: русскоговорящие люди тут работают в магазинах, отелях, ресторанах. Одни заключают брак с гражданами Норвегии, другие приезжают заработать, третьи прикипели к местному образу жизни.

Продукты и еда

Всю еду на остров привозят. Скоропортящуюся молочку и охлажденное мясо доставляют самолетом, остальное - сухогрузом. Ассортимент продуктового магазина удовлетворяет многонациональный контингент: тут есть продукты и из Европы, и из Азии, и даже из Мексики. На полках круглый год свежие фрукты и овощи. Хлеб и торты пекут в местной пекарне. Есть еще магазин тайских продуктов, но туда я захожу редко.

Цены высокие даже по местным меркам:

  • хлеб - 37 kr (270 Р );
  • стерилизованное молоко - 18 kr (130 Р );
  • яйца, 18 штук - 50 kr (360 Р );
  • яблоки, 1 кг - 48 kr (340 Р ).

В месяц на продукты для двоих выходит около 5000 kr (36 200 Р ).


Если лень готовить, в Лонгйире есть 11 заведений, включая и бюджетные забегаловки, и люксовые рестораны. Нет мест, куда ходят исключительно жители города: в первую очередь все заведения рассчитаны на туристов.

Первое блюдо в ресторане стоит 100-200 kr (720 -1470 Р ), основные - 200-400 kr (1470 -2900 Р ). Десерт обойдется еще в 70-150 kr (510 -1080 Р ) . Чашка капучино стоит 35-50 kr (250 -360 Р ) .

2150 Р

стоит стейк из тюленя

На Шпицбергене я впервые попробовала мясо кита, тюленя и оленя. В ресторане отеля, где я работаю, стейк из оленя - это самое дорогое блюдо в меню: 445 kr (3200 Р ). Стейк из тюленя стоит 295 kr (2150 Р ), из кита - 265 kr (1900 Р ). Конечно, есть и рыба: блюдо из форели - 325 kr (2350 Р ), из трески - 345 kr (2500 Р ). Замороженное мясо и рыбу тоже доставляют сухогрузом с материка.

Width="1200" height="800" class="" style="max-width: 1200px; height: auto"> Сэндвич с говядиной в местном ресторане, 219 крон (1600 Р )

Алкоголь

Алкоголь на Шпицбергене продают по квотам. Так сложилось исторически: во времена угольной промышленности эти меры ввели, чтобы шахтеры не спивались в условиях полярной ночи. Как и век назад, резиденты города, чтобы купить алкоголь, должны предъявить алкогольную карту.

В месяц по карте можно купить:

  1. До 2 л крепкого алкоголя либо 4 л крепленого вина.
  2. До 0,5 л крепленого вина.
  3. 24 банки пива.
  4. Вино в разумных количествах.

Отдел с алкоголем - это магазин беспошлинной торговли (дьюти-фри). Для туристов тоже действует месячная квота на покупку алкоголя. Чтобы купить бутылку вина, туристам нужно предъявить билет на самолет.

Цены на алкоголь такие:

  • банка пива - 8-15 kr (60 -110 Р );
  • водка «Русский стандарт» 0,5 л - 85 kr (615 Р );
  • вино - от 70 kr (505 Р ).

Определенный процент от продажи алкоголя поступает городу. Эти деньги распределяют в виде грантов для социально значимых и развлекательных проектов. Например, в 2017 году 2,7 млн крон (19,5 млн рублей), полученных с продажи алкоголя, пошли на спортивные мероприятия, обучающие проекты школы и детсада, нужды Красного креста и так далее. Информация по прибыли и распределению денег есть в открытом доступе.


Криминал

В Лонгйире перестаешь бояться за жизнь и имущество. В городе нет бомжей и попрошаек, все жители в основном работают и имеют достаточно средств для существования. Автомобили и дома все оставляют открытыми. Я закрываю дом и забираю ключи от машины, только если уезжаю на материк.

Когда видишь рядом людей с огнестрельным оружием в руках, ты все равно уверен в их адекватности. Если кто-то что-то совершит, он никуда не убежит с острова - это знание действует как ограничитель.

253 000 Р

может достигать штраф за вождение в нетрезвом виде. Но в основном штрафуют туристов, а не местных жителей

В статистике преступлений в Лонгйире есть и кражи, и угон автомобилей. Обычно их совершают пьяные туристы.

За вождение в нетрезвом виде штраф 12 000-35 000 kr (87 000 -253 000 Р ) и лишение водительского удостоверения. Лимит алкоголя в крови - 0,02 промилле. Взяткой полицейскому тут не откупиться. Власти также проводят рейды в поисках наркотических веществ. Штраф при изъятии наркотиков - 4000-9000 kr (28 900 -65 000 Р ). Возможна депортация.

Досуг

Ответ на вопрос, как провести досуг, зависит от погоды. В ясную погоду можно кататься на снегоходах или собачьих упряжках. Вокруг города горы и долины - рай для любителей горных или беговых лыж. Летом можно ходить в пешие походы, плавать на лодках, сплавляться на каяках.

В полярную ночь и плохую погоду я хожу в спортзал. Тут есть 25-метровый бассейн и тренажерный зал, скалодром и зал для командных игр. Местные жители сами инициируют и проводят занятия йогой, кикбоксингом, настольным теннисом. За годовой абонемент в тренажерку я плачу 1950 kr (14 100 Р ).


Норвежцы - нация лыжников. На Шпицбергене лыжи очень популярны. Специальная машина прокладывает лыжню через город для персональных тренировок. В апреле проходит лыжный марафон, в нем участвуют и любители, и олимпийцы - всего около 900 человек. Летом проходят забеги: марафон, трейловые соревнования.

Разнообразие в культурную жизнь вносят музыкальные фестивали «Полар-джаз» и «Дарк-сизон-блюз». Билет на 4 дня джазового фестиваля стоит 1800 kr (13 000 Р ).

В итоге

Для некоторых Шпицберген - это изоляция, испытание суровым климатом, полярной ночью и дороговизной. Для меня это спокойная уверенная жизнь в экологичной среде с возможностью заниматься любыми активностями прямо за порогом дома. Холод и отсутствие деревьев меня не тяготит. Когда хочу сменить обстановку, покупаю билет на самолет и лечу в теплые страны или к семье в Россию.

При всех расходах тут у меня получается откладывать 20-40% зарплаты и не жить по принципу «от зарплаты до зарплаты». Уезжать я пока не планирую: мне интересно смотреть, как развивается Арктика, и быть свидетелем глобального потепления.

Архипелаг Шпицберген - суровый северный край, лежащий за полярным кругом всего в тысяче километров от северного полюса. Архипелаг находится под юрисдикцией Норвегии, однако для большинства стран, в том числе и для России, для въезда сюда не требуется виза.

Шпицберген привлекает многочисленных желающих познакомиться с первозданной природой Арктики. Значительной части архипелага придан статус национального парка. Пейзажи архипелага поражают воображение, заснеженные равнины обрываются у моря величественными фьордами, а на остроконечных горах возвышаются могучие ледники.

Необычайно богат и животный мир Шпицбергена. На прибрежных камнях здесь расположились шумные птичьи базары, по тундре бродят северные олени, и конечно же здесь можно встретить белого медведя - символ Шпицбергена.

На архипелаге практически нет дорог, поэтому туристам обычно предлагают совержить вокруг архипелага круиз на теплоходе.

Координаты : 78.64948200,18.16497800

Северный Ледовитый океан

Северный Ледовитый океан – это один из самых маленьких океанов Земли. Он расположен в северном полушарии земли в промежутке между Северной Америкой и Евразией. Океан занимает территорию общей площадью 14,75 миллионов квадратных километров. Средняя глубина океана составляет 1.225 метров, а наибольшая – 5.527 метров в Гренадском море. Объем воды в океане составляет 18,07 миллионов квадратных километров.

Визуально океан можно разделить на три природные акватории: Арктический бассейн, Северо-Европейский бассейн и Канадский бассейн. Благодаря благоприятному географическому положению в центральной части океана ледяной покров сохраняется нетронутым на протяжении всего года, при этом находясь в подвижном состоянии. Учитывая, что вода в океане очень холодная, здесь могут обитать только устойчивые к холодным температурам морские обитатели - такие, как киты, пингвины, морские котики и многие другие.

Координаты : 84.47406500,-161.71875000

А какие достопримечательности Шпицбергена вам понравились? Рядом с фотограйией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.

Лонгйир

Лонгйир - крупнейший населенный пункт на острове Шпицберген в Норвегии. Основанный в 1906 году как шахтерский поселок, город получил свое имя от владельца компании по добыче угля - Джона Лонгйира. Сегодня уголь перестал играть важную роль в жизни города, Лонгйир стал научно-исследовательским и туристическим центром.

Ряды одноэтажных домиков Лонгйира, выкрашенных в яркие цвета, выглядят почти празднично на фоне монохромной природы Шпицбергена. В городе существует Университетский центр, построена спутниковая станция, получающая и обрабатывающая данные с орбитальных спутников. Также здесь находится Всемирное хранилище семян - миллионы семян сельскохозяйственных культур содержатся здесь на случай всемирной катастрофы.

Лонгйир привлекает множество туристов, желающих ближе познакомиться с уникальной полярной природой Шпицбергена. В городе есть несколько отелей, работает городской музей.

Координаты : 78.22086900,15.64828200

Этот остров с потрясающим природным ландшафтом находится в восточной части архипелага Шпицберген между островами Эдж и Западный Шпицберген. Он назван в честь известного голландского мореплавателя Вильяма Баренца. Специалисты утверждают, что остров создан за счет пород палеозойского возраста с преобладающим среди других пород - известняк и сланцы.

Его общая площадь составляет в 1288 км² . Большая половина острова, это приблизительно 558 км² , покрыта ледником, а остальная часть острова представляет собой арктическую тундру. Остров Баренца представляет уникальную природную экосистему для проведения научных исследований по изменению климата и возможных движений ледников. Но, по последним исследованиям, ожидать общее таяние и изменение ледников на этом острове не стоит.

Координаты : 78.44662700,21.37573200

Аэропорт Свальбард

Аэропорт Свальбард – самый северный в мире гражданский аэропорт, который обслуживает Шпицберген. Аэропорт находится у подножия горы Платоберге.

За 2009 год пассажиропоток аэропорта составил около 139 тысяч человек. Из этого аэропорта можно улететь в Осло, Тромсё, Ню-Олесунн, Свеа и даже в Баренцбург, поэтому аэропорт считается международным. Поскольку Норвегия входит в Шенгенскую зону, россияне, летающие в Баренцбург, не проходят паспортный контроль.

Свальбард – крупнейшее сооружение, на территории которого располагаются 200 парковочных мест, стоянка такси и пункт проката автомобилей. Аэропорт имеет одну асфальтированную взлетно-посадочную полосу протяженностью 2 323 метра и шириной 45 метров. Под полосой находятся два кульверта, отводящие талую воду с горы.

Координаты : 78.24611100,15.46555600

Заброшенный шахтерский поселок Пирамида

Пирамида - это заброшенный советский шахтерский поселок, расположенный на острове Шпицберген в Норвегии. Поселок был построен во второй половине двадцатого века у самой северной в мире угольной шахты. Его население достигало тысячи человек. Но в девяностые годы добыча угля резко упала и поселок был законсервирован.

Теперь Пирамида - поселок-призрак, сохранивший не только здания, но и множество личных вещей своих обитателей, оставленных здесь как будто в спешке.Территория поселка открыта для посещения, но без сопровождения в его здания заходить не рекомендуется - во избежание несчастных случаев. Пирамида до сих пор рекордсмен по множеству самых северных вещей в мире - среди таких рекордов - памятник Ленину, бассейн и даже рояль.

Необычная тревожная и печальная атмосфера заброшенного города, а также необычайно красивая природа, окружающая поселок, в летний период притягивает сюда туристов. Специально для них в поселке устроен маленький отель и работает экскурсовод.

Координаты : 78.67916600,16.39527700

Баренцбург

Баренцбург - это горнопромышленный поселок на норвежском острове Западный Шпицберген,в архипелаге Шпицберген. Он был назван в честь голландского мореплавателя В.Баренца. Сейчас в этом поселении живут и работают более 300 русских и украинцев.

Поселок является обособленным, с автономным жизнеобеспечением. Производственно-социальный комплекс Баренцбурга включает в себя шахту, теплоэлектростанцию, больницу, детский сад и другие объекты. Жилой поселок, жилищно-коммунальное и подсобное хозяйство содержится компанией "Арктикуголь". Уголь, добываемый в шахте, используется для собственных нужд поселка, а также идет на экспорт. Для туристов в поселке открыта гостиница с баром и сувенирным магазином.

Здесь можно посетить музей "Помор", основанный в 1995 году. В музее, рассказывающем об истории архипелага Шпицберген с древнейших времен до наших дней, находится геологическая экспозиция,содержащая более 33 видов минералов и горных пород, возраст которых колеблется от 1-2 миллиардов лет до 5-6 тысяч лет.

Координаты : 78.06668000,14.21666800

Северо-Восточная Земля

Северо-Восточная земля - это необитаемый остров в архипелаге Шпицберген, в Северном Ледовитом океане. Относится к территории Норвегии. Занимает площадь 14.5 тысяч квадратных километров.

Поверхность острова представляет собой плоскогорье, высотой до 637 метров. Из всей поверхности острова 11135 квадратных километров занято ледниками. На участках, свободных ото льда, произрастают мхи и лишайники. На северном берегу Северо-Восточной земли расположено значительное количество фьордов.

Четыреста лет назад там бурлила жизнь. Две самые «хваткие» нации Европы — англичане и голландцы делили сферы влияния на архипелаге. Но если быть более точным, там был целый интернационал. В водах Шпицбергена курсировали корабли из Франции, Испании, Дании, Швеции, немецких государств, не говоря уже о норвежцах и поморах.

Порой в акватории архипелага одновременно находилось четыре сотни судов. Спрашивается, что им было нужно в этом Богом забытом регионе? Ворвань — китовый жир, который с начала XVII века стал одним из самых востребованных товаров в Европе. Ворвань была, по сути, тогдашней нефтью. Она была главным осветительным материалом для ламп почти до конца XIX века, пока ее не заменил керосин.

Зажиточные европейцы отказывались от пожароопасных восковых свечей и переходили на более «продвинутые» в технологическом смысле лампы. Удивительно, но этот факт определенно повлиял на их образ жизни.

Благодаря добытой в далекой Арктике ворвани, европейцы стали позднее ложиться спать, больше читать, а главное больше работать, поскольку освещение в артелях с помощью китового жира было дешевле «воскового» освещения. Интересно, что Московскому государству было крайне невыгодно распространение ворвани в Европе, которая была одним из главных экспортеров воска.


Завод по плавке китового жира на Шпицбергене / Корнелис де Ман

Однако на Руси тогда было мало чиновников, которые бы могли мыслить категориями глобальной экономической стратегии. А началось все с Виллема Баренца, обнаружившим летом 1596 года в арктических водах скалистый берег и назвавшим его Шпицберген («острые горы»).

Тогда голландские моряки посчитали, что земля является частью Гренландии, поэтому не претендовали на «великое географическое открытие». Вероятно, название «Шпицберген» так и «уснуло» бы в судовом журнале Баренца, если бы в прибрежной акватории голландцы не обнаружили огромную стаю гренландских китов. Это было открытие на миллиард, и вот почему.

Китобойный промысел в Европе к тому времени процветал в Бискайском заливе. Главными китобоями Европы считались баски, которые научились орудовать гарпуном еще в раннем средневековье. Когда китовый жир во второй половине XVI века получил массовый спрос в Европе, промысел бискайских китов превратился в массовое истребление.

В результате за несколько десятилетий популяция этих морских млекопитающих оказалась на грани вымирания. И вот Баренц открывает новое богатое «месторождение». Возвратившись на родину, без трагически погибшего Виллема Баренца, участники экспедиции нашли инвесторов, и через некоторое время в арктические воды направилась первая голландская китобойная экспедиция.

Пока голландцы собирали экспедицию, свое открытие Шпицбергена совершили англичане. В 1607 году архипелаг созерцал Генри Гудзон, коьорый работал тогда на британскую Muscovy Company (Московская компания), получившую от русских монархов монополию на торговлю с Россией. Гудзон также отметил большую популяцию китов в прибрежных водах, о чем доложил по возвращении в Британию.

А через 3 года «невероятное китовое изобилие» в водах Шпицбергена отметил еще один сотрудник Muscovy Company — капитан Джон Пуль. Почувствовав золотую жилу, британская корпорация с русским названием в 1611 году отправила первую китобойную экспедицию, усиленную басками-гарпунерами. Однако два корабля потерпели катастрофу.

Но английские «москвичи» не сдались, и уже в следующем году была организована новая экспедиция к Шпицбергену. И там британских моряков ждал сюрприз: в акватории архипелага они встретили голландское и французское китобойные судна.

В 1613 году Muscovy Company решила покончить с конкуренцией раз и навсегда, отправив к берегам Шпицбергена 7 боевых судов, которые разогнали несколько десятков голландских, испанских и французских кораблей. Это привело к международному политическому конфликту.

Голландцы, испанцы, французы настаивали на том, что акватория Шпицбергена (все участники называли его Гренландией) является нейтральными водами, и англичане не имеют никакого права на монополию. Кроме того, представители Нидерландов заявляли даже о своем преимуществе, поскольку именно Баренц открыл Шпицберген.

Представители Muscovy Company в свою очередь утверждали, что исключительные права они получили от «московского государя». Дескать, еще с конца XV века эта земля принадлежит русским, которые даже там организовали поселения.

Действительно, есть письмо немецкого географа Иеронима Мюнцера к португальскому королю Жуану II, написанное в конце XV веке, в котором говорится о недавно открытом острове Грумланд (так русские поморы называли Шпицберген), который входит в состав владений великого князя Московского.

О Грумланде, который принадлежит Василию III, докладывал королю Кристиану II датский адмирал Северин Норби, посетивший Москву в 1525 и 1528 годах. Но в спор включился король Дании и Норвегии Кристиан IV, который считал, что эти арктические территории испокон веков принадлежали норвежцам и назывались Свальбард.

В качестве аргумента приводилась выжимка из старой норвежской хроники о том, что в 1194 году недалеко от Исландии скандинавские мореплаватели открыли землю, которую назвали «Свальбард» («холодные берега»). В XX веке исследователи поставили под сомнение этот факт.

Возможно, кто-то и плыл из Исландии в конце XII века и наткнулся на какие-то «холодные берега», однако, вероятней всего, Свальбардом отважные моряки тогда назвали местность на востоке Гренландии или остров Ян-Майен, которые не имеют никакого отношения к Шпицбергену.

Неизвестно, поверили ли англичане в норвежскую легенду, но в 1614 году они предложили монарху датско-норвежского государство выкупить монопольное право на остров. Кристиан IV отверг предложение, и в 1615 году на Шпицбергене высадились 3 скандинавских воина с целью собрать дань с обосновавшихся там интернациональных китобоев. Правда, труженики гарпуна отправили норвежцев восвояси.

К тому моменту голландская китобойная Северная Гренландская компания договорилась с британскими «москвичами» о делении архипелага на две сферы влияния. Незначительные «куски» достались также французам и датчанам. Голландцы взялись за освоение Шпицбергена с максимальной интенсивностью. Вскоре на острове Амстердам выросло поселение китобоев Смееренбург, где трудилось в сезон до 200 человек.

Англичане осваивались более вяло, а потом Muscovy company попало в тяжелое финансовое положение, что позволило голландцам фактически установить монополию на промысел. После того, как царь Алексей Михайлович лишил «москвичей» всех привилегий в России, англичан на архипелаге остались единицы. Ну, а потом киты закончились, а вместе с ними испарились и англичане с голландцами.

Архипелаг пришел в запустение. А что поморы? Где же были все это время первооткрыватели Груманта? Мореходы Русского Севера были всегда рядом. Например, почти во всех арктических экспедициях Muscovy Company всегда находился русский проводник, лоцман, или, как называли сами поморы, «корабельный вож». После англичан поморов стали нанимать и голландцы, и французы, и датчане.

Кроме того, каждый год поморские промысловики отправлялись на архипелаг бить моржей и котиков, так как китобойный промысел поморов не интересовал. А еще русские мореходы ставили на архипелаге свои знаменитые навигационные деревянные кресты, на которые ориентировались все.

В те времена именно поморский крест был своего рода маркером того, что «Грумант — русская земля, и вы, китобои и умелые торговцы ворванью, всего лишь гости». Интерес к архипелагу получил новое направление, когда в 1800 году шкипер промыслового судна Сëрен Цахариассен, вернувшись из плавания, привез из района Исфьорда уголь самого высокого качества.

Стало понятно, что на Шпицбергене могут быть огромные запасы высококалорийного каменного угля. Тогда бороться за архипелаг начали шведы, норвежцы, американцы и русские. Активная добыча «черного золота» выдвигалась как законное право на владение территорией.


Китобойное судно, Шпицберген, 1905

Россия, чтобы закрепить свое присутствие в Арктике, наметила такой механизм: сначала развернуть хозяйственную деятельность, подкрепить ее научным изучением интересующего района, и лишь затем предпринимать политические меры. И когда в 1871 году Шведско-Норвежское правительство захотело монополии на архипелаг, Россия ответила однозначно против.

Этого принципиального положения в вопросе о принадлежности Шпицбергена МИД России придерживался постоянно: «Архипелаг не может быть объектом исключительного владения какого-либо государства, а подданные и компании всех государств имеют здесь равные права в социально-экономической и научной деятельности, которая должна носить исключительно мирный характер».

Активно отстаивать свои права на Шпицберген Россия начала лишь в 1905 году. Тогда МИД России принял решение «организовать на архипелаге какое-нибудь русское предприятие, формально не принадлежащее государству, которое продемонстрировало бы нашу деятельность на Шпицбергене и помогло бы русскому правительству отстаивать наше старинное право на эту территорию».

С этой целью была организована экспедиция во главе с исследователем Арктики Владимиром Русановым. В 1912 году он обнаружил ряд угольных месторождений, которые впоследствии помогли защитить интересы России на архипелаге. В результате, на международных собраниях всегда признавали преимущественные права на Шпицберген трех стран — России, Норвегии и Швеции.

Первая мировая война и Октябрьская революция 1917 года исключили Россию из борьбы за обладание островами. Норвегия воспользовалась «занятостью» своего главного конкурента, чтобы добиться суверенитета над Шпицбергеном.

9 февраля 1920 года в Париже Великобритания, Дания, Италия, Нидерланды, Норвегия, США, Франция, Швеция и Япония подписали Договор о Шпицбергене, или Свалбардский трактат, передававший Норвегии управление архипелагом.

Несмотря на то, что во время подписания Парижского договора Россия находилась в состоянии гражданской войны, статьей 10 специально оговаривалась возможность присоединения России к соглашению: «В ожидании того, что признание Высокими Договаривающимися Сторонами русского правительства позволит России присоединиться к настоящему Договору, русские граждане и общества будут пользоваться теми же правами, что и граждане Высоких Договаривающихся Сторон».

В 1935 году этой возможностью воспользовался уже СССР, официально присоединившийся к Парижскому договору. В настоящий момент участниками договора являются более 50 государства, в том числе не имеющие выхода к морю Афганистан, Словакия, Чехия и Швейцария.

Значительную, по арктическим меркам, хозяйственную деятельность на архипелаге помимо Норвегии, согласно особому статусу архипелага, осуществляет только Россия, имеющая на острове Западный Шпицберген российский населённый пункт - посёлок Баренцбург, а также законсервированные посёлки Пирамида и Грумант.

Население архипелага - приблизительно 2600 человек, большая часть из которых — норвежцы и 500 человек — русские. На острове действует полностью безвизовый режим, то есть имеют право проживать и работать представители всех наций, подписавших Шпицбергенский трактат 1920 года.

В настоящее время Шпицберген является одним из центров полярного и приполярного туризма. В 2000-е годы на деньги норвежского правительства на острове было выстроено Всемирное семенохранилище, так называемое «хранилище Судного дня». В этом хранилище находится банк семян как культурных, так и диких растений, рассчитанный на выживание в том числе и в условиях ядерной войны.

Использованы материалы сайта

Между Россией и Норвегией набирает обороты политический скандал вокруг острова Шпицберген, который, вопреки норвежским санкциям, посетил вице-премьер и представитель Путина Дмитрий Рогозин.

Российский политик, которому запрещен въезд в Норвегию, прибыл на остров на самолете, прямо с дрейфующей льдины, понырял в океан, сделал несколько десятков фото и улетел обратно, объявив Арктику "русской Меккой".

На возмущения МИДа Норвегии Рогозин дерзко ответил фразой "После драки кулаками не машут". А первый зампредседателя комитета Госдумы по международным делам Леонид Калашников заявил, что вообще не ясно, кому принадлежит Шпицберген.

Впервые с 1970 года, страны обмениваются взаимными обвинениями и спорят за территорию, недалеко от которой недавно нашли нефть.

В обход санкций

После введения Евросоюзом и США санкций против России, политики этой страны всеми способами пытаются обойти наложенные на них ограничения и проникнуть на запретные территории.

Прилет вице-премьера России Дмитрия Рогозина на остров Шпицберген, который является частью суверенной территории королевства Норвегия, стал одним из самых скандальных.

Несмотря на персональные санкции в отношении Рогозина, он смог проникнуть на территорию ЕС на самолете, якобы под видом инспекции дрейфующей на льдине российской станции "Северный полюс-2015".

По прибытию в поселок Баренцбург, Рогозин хвастался: "Приехали в Лонигнер на Шпицберген" и сразу же опубликовал серию фотографий в Twitter.

Там вице-премьер понырял в Северный Ледовитый океан, встретился с жителями русского поселка, побывал на угольных шахтах и улетел обратно в Россию.

"Арктика - русская Мекка. Тут русские и украинцы живут одни народом, одной верой", - резюмировал представитель Владимира Путина. Такое поведение персоны нон грата возмутило Министерство иностранных дел Норвегии.

Представитель МИДа Фроде Андерсон высказал непонимание, как вообще туда попал Рогозин в обход санкций: "Мы четко выразили российскому посольству в Осло, что появление людей, занесенных в санкционный список, на Шпицбергене нежелательно".

Скандал России и Норвегии

В ответ Дмитрий Рогозин продолжает дерзить, обвиняя королевство в неадекватности. "После драки кулаками не машут", - написал он в Twitter, добавив, что, видимо, норвежцы просто завидуют его ныряниям в океан.

В итоге скандал раскрутился на полную катушку - в понедельник МИД Норвегии вызвал представителя России для объяснений инцидента.

В свою очередь, МИД России объявил недовольство королевства необоснованным, якобы Рогозин ничего не нарушал, а на Шпицберген попал случайно, в качестве вынужденной остановки самолета.

"Дмитрием Рогозиным были сделаны две технические остановки в аэропорту Лонгиер на норвежском архипелаге Шпицберген, откуда задействовался российский самолет, приспособленный для посадки и взлета со льдины", - объяснили нарушение санкций в министерстве Лаврова.

Мол, Рогозин залетел в Норвегию случайно, из-за плохой погоды. "Ввиду осложнившихся 18 апреля метеоусловий в районе станции, в возникшую паузу также было проведено ознакомление с российским поселком Баренцбург на Шпицбергене", - поясняют в МИДе России.

При этом Москва решила выступить в роли обиженной стороны. "Подобная реакция вызывает недоумение. Она необъяснима и абсурдна с точки зрения международного права", - считают в России.

Претензии Москвы

Прилет Рогозина заставил норвежцев задуматься над тем, как защитить свои дальние территории от нежелательных гостей. Учитывая санкции, если бы вице-премьер прибыл на материк, его бы тот час задержали, не пустив в страну, объяснил Сигбйорн Литланд, первый секретарь посольства Норвегии в Украине.

"Шпицберген - это только один остров из архипелага Свальбард, который принадлежит Норвегии. Это сложный юридический вопрос. Но все-таки это часть Норвегии и, несмотря на договоры, он не имел права там находиться", - сказал Литланд в комментарии podrobnosti.ua

А вот в Москве вообще дают понять, что не считают остров исконно норвежской землей. Первый заместитель председателя комитета Госдумы по международным делам Леонид Калашников заявил, что Шпицберген - это свободная экономическая и политическая зона, где Россия имеет право делать, что вздумается.

"Там мы никому никогда не должны быть подотчетны. И в этом смысле Рогозин абсолютно прав, что сделал это, воспользовавшись юридической коллизией, и поставил в этом смысле еще раз определенную запятую по Шпицбергену", - сказал Калашников.

После заявления Калашников вопрос о принадлежности архипелага Норвегии стал спорным, а новое слово в споре поставил именно Рогозин.

Спор за Шпицберген

Согласно договору 1920 года, подписанному большевиками, архипелаг Свальбард, частью которого является остров Шпицберген, принадлежит Норвегии и является частью ее суверенной территории. На архипелаге запрещено строить военные базы и морские укрепления, а землю можно использовать только для научных исследований.

Россия, как страна-подписант договора имеет право участвовать в научных проектах, а россиянам не нужна виза для посещения архипелага. Несмотря на это, Норвегия является полноправным владельцем архипелага и там действуют законы королевства и ЕС.

Спор за границу в Баренцевом море между Россией и Норвегией существовал с 1970 года. Россия проводила границу вдоль побережья острова Шпицберген, Норвегия полагала, что граница должна находиться равноудаленно от Шпицбергена с одной стороны и Земли Франца-Иосифа с другой.

Но до санкций, государства состояли в партнерских отношениях и спор находился в тлеющем состоянии - только изредка норвежцы задерживали рыбаков из России.

Но ситуация резко обострилась, когда у берегов Баренцева моря были обнаружены запасы нефти. Спор длинной в 40 лет был урегулирован 15 сентября 2010 года после подписания договора "О разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане" передачей 90 тыс. кв. км. в пользу Норвегии.

Новые заявления со стороны России о "спорности права на Шпицберген" выглядят как претензия на часть территории другой страны. Они похожи на спор заукраинский остров Тузла в Крыму в октябре 2003 года, который россияне внезапно посчитали своим.